МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070
эффективного использования в современном физическом воспитании, как коренных народностей Приамурья, так и для других народов Российской Федерации. Использование народных игр, состязаний, самобытных физических упражнений позволит значительно обогатить духовную жизнь коренных жителей Приамурья, а также других народов Дальнего Востока, Севера и России в целом.
© Валеев А.М., 2016
УДК 811.1/.8 276.6 : 327 + 81 23
О.В. Васильева
К. пед. н., доцент Факультет международных отношений Белорусский государственный университет Г. Минск, Республика Беларусь
ВИДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА ПО МЕЖДУНАРОДНЫМ ОТНОШЕНИЯМ
Аннотация
Анализируются виды профессиональной деятельности специалиста-международника, операционный состав речемыслительной деятельности, виды речевого взаимодействия, уровни терминологической системы языка специальности, содержательный аспект речевых высказываний.
Ключевые слова
Коммуникативная, аналитическая, прогнозная, экспертная, консультативная деятельность
специалиста-международника.
Исследуя профессиональные задачи специалиста по международным отношениям, мы выявили пять основных видов деятельности: коммуникативная, аналитическая, прогнозная, экспертная, консультативная. Основанием для классификации послужили: доминирующие речемыслительные операции; виды речевого взаимодействия; используемые уровни терминологической системы языка специальности «Международные отношения»; характеристика информационного содержания высказываний [3, с. 221].
Коммуникативная деятельность специалиста-международника выполняет функции: информирующую, коммуницирующую и протокольную и предполагает два вида речевого взаимодействия: профессиональное взаимодействие со специалистами; общественно-политическое общение с неспециалистами. Коммуникативная деятельность в условиях профессионального взаимодействия со специалистами требует использования всех уровней терминологической системы языка специальности «Международные отношения». При общении с неспециалистами применим только общий, популярный уровень языка специальности. Информационное содержание речевых высказываний также отличается в зависимости от того, осуществляется ли профессиональное взаимодействие с коллегами (содержание речевых высказываний - специальное) или это общение с неспециалистами (содержание речевых высказываний - общее, социально-политическое). Коммуникативная деятельность занимает значительное место в профессиональной деятельности специалиста. Как показало анкетирование сотрудников МИД Республики Беларусь, деятелей международных организаций и иностранных представительств, в 70 % случаев специалист находит профессиональные решения, тесно взаимодействуя с партнерами, обращаясь к этому виду деятельности, которая реализуется через различные виды речевых высказываний. Доминируют устные речевые высказывания специального и общего вида: диалогические и полилогические высказывания. Монологи используются как элементы развития диалогов и полилогов. Речемыслительная деятельность
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070
отличается двухфазовым характером: предъявление информации специалистом и ее понимание партнером по общению; реакция-ответ партнера на предъявленную информацию и реакция специалиста на ответ партнера. Именно, реактивность коммуникативного вида деятельности специалиста определяет его речемыслительные действия.
Аналитическая деятельность специалиста по международным отношениям занимает существенное место в его работе, выполняет функции: информирующую, аналитическую, аналитико-поисковую, аналитико-исследовательскую и допускает два вида речевого взаимодействия: профессиональное взаимодействие со специалистами/партнерами; общественно-политическое общение с неспециалистами. Однако специалист использует все уровни терминосистемы. Если общение с неспециалистами из-за этого затрудняется, партнер-неспециалист обращается к консультантам, которые дают популярные разъяснения. Характеристика информационного содержания речевых высказываний в ходе аналитической деятельности может быть: специальной, узкоспециальной, научной. Аналитическая деятельность реализуется через различные виды устных и письменных речевых высказываний. Чаще всего это подготовленные монологические высказывания и частично подготовленные монологи в ходе профессиональной дискуссии или беседы. В общении с неспециалистами - это диалоги и полилоги по специальной или научной проблематике, где основным источником актуальной информации является сам специалист-международник. Речемыслительная деятельность отличается трехфазовым характером: анализ проблемы и формулирование результатов анализа в речевом высказывании; презентация анализа в форме речевого высказывания; контроль за реакцией партнера по общению. Отличительная черта аналитического вида деятельности - ее процессуальный характер: от анализа к синтезу, что определяет речемыслительные действия специалиста. Как выяснилось из опросов сотрудников МИД Республики Беларусь, на аналитическую деятельность приходится до 60 % рабочего времени. Этот высокий показатель подтверждает, что в основном специалист-международник занимается анализом комплексных профессиональных проблем.
Прогнозная деятельность специалиста по международным отношениям выполняет функции: информирующую, аналитическую, прогностическую. Цель прогнозной деятельности: охватить прогнозом то или иное поле международного взаимодействия, т.е. осуществить системный анализ проблемы и сформулировать на его основе с помощью речемыслительных механизмов упреждающего синтеза перспективный план, отражающий возможное развитие проблемы в последующих временных и событийных пространствах. Поэтому речемыслительная деятельность осуществляется на двух взаимообусловленных фазах: системный анализ проблемы; перспективный прогноз. Отличительная черта прогнозной деятельности - системно-обобщающий характер. К ней специалист по международным отношениям прибегает регулярно. Развернутые прогнозы чаще всего мы встречает в докладах, аналитических записках, экспертных заключениях, документах консультативного характера. Краткие или частично развернутые прогнозы присутствуют в публичных высказываниях специалиста-международника, в профессиональной дискуссии, в полилогах переговорного процесса. В речевых высказываниях используются все уровни терминологической системы, так как речевое взаимодействие осуществляется в среде специалистов, а также неспециалистов, хорошо осведомленных о профессиональной проблеме. Характер информационного содержания речевых высказываний может быть специальным, узкоспециальным, научным. Считается, что прогнозная деятельность специалиста по международным отношениям - самая сложная с точки зрения: условий выполнения; объема анализируемых проблем; задач и методов прогноза; количества задействованных мыслительных механизмов. В то же время этот вид профессиональной деятельности менее всего изучен и требует дальнейшего исследования.
Экспертная деятельность специалиста по международным отношениям в последнее десятилетие получила новые импульсы к применению в среде международного взаимодействия. Специалист-международник обычно специализируется по конкретному политическому региону, нескольким регионам. С течением времени, углубляя свои профессиональные знания, он в состоянии выступать в роли эксперта: независимого или уполномоченного организацией/учреждением. Экспертиза документов, результатов политической, международной деятельности, соглашений, договоров, исторической и/или политической оценки того или иного события международной жизни требуют компетентного анализа. К экспертизе
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070
специалиста-международника обращаются частные компании и крупные предприятия, заинтересованные в международном сотрудничестве; средства массовой информации; политические и общественные институты других стран; научно-исследовательские учреждения.
Экспертная деятельность выполняет информирующую, аналитическую, прогностическую и оценочную функции. Оценка - приоритетная задача этого вида деятельности. По заданным критериям посредством системного анализа специалист-международник должен объективно и обоснованно оценить профессиональную проблему, документ, политический акт. Оценивание является сложным видом речемыслительной деятельности в сфере международных отношений. Поскольку оно выражается не в простом сравнительном отождествлении имеющейся фактической информации с критериями оценивания, а затрагивает множество факторов, которые прямо или косвенно влияют на объект экспертизы. Речемыслительная деятельность имеет трехфазовую структуру: многокомпонентный анализ проблемы; сличение/сравнение/отождествление результатов анализа с критериями оценки; обобщенная оценка. Специалист чаще всего самостоятельно вырабатывает критерии экспертной оценки, так как заказчик экспертизы обычно не достаточно компетентен в данном профессиональном поле. В ходе экспертной деятельности специалист профессионально взаимодействует с коллегами, поэтому в речевых высказываниях используются все уровни терминологической системы. Характер информационного содержания речевых высказываний может носить специальный, узкоспециальный и научный характер. Экспертная деятельность специалиста по международным отношениям в настоящее время высоко ценится в профессиональной среде, является высокооплачиваемой и престижной. Так как она дает возможность глубоко анализировать ряд взаимообусловленных профессиональных проблем и находить оптимальные решения в самых неразрешимых ситуациях.
Консультативная деятельность специалиста по международным отношениям широко представлена в среде международного взаимодействия. Она не охватывает широкий круг профессиональных проблем, а является деятельностью посреднической. К ней прибегают с целью разъяснения проблемы и уточнения путей ее решения. В качестве консультанта специалист-международник работает: в экспертных группах, разрабатывающих коллективно экспертную оценку; в группе специалистов в переговорном процессе; на международных форумах, призванных разработать объемные соглашения; на консультативных встречах специалистов-международников по вопросам организации новых форм международного сотрудничества.
Речемыслительная деятельность в ходе консультативной работы имеет трехфазовую структуру: профессиональное, объективное описание проблемы с позиции интересов консультируемого; выявление и формулирование противоречий; предложение нескольких вариантов решения проблемы для разрешения сложившихся или выявленных в ходе анализа противоречий. Консультативная деятельность выполняет функции: информирующую, аналитическую, прогностическую, оценочную, а также организационно-планирующую. Основной особенностью данного вида деятельности является ее системно-оценочный характер, позволяющий сформировать рекомендации и/или план действий. В ходе этого вида деятельности осуществляется речевое взаимодействие в среде специалистов или глубоко осведомленных о проблеме неспециалистов. Поэтому используются все уровни терминосистемы языка специальности «Международные отношения». Информационное содержание речевых высказываний имеет специальный, узкоспециальный и научных характер. Консультативная деятельность чрезвычайно популярна в среде международного взаимодействия, так как в сфере международных отношений наблюдается значительное расширение палитры специализаций. Поэтому профессиональный консультант - это желанная фигура во многих международных политических процессах, в профессиональных беседах и дискуссиях, на всех этапах и раундах переговорного процесса, на международных симпозиумах, на политических встречах любого уровня. Специалист по международным отношениям может работать в качестве приглашенного независимого или уполномоченного консультанта.
Переговорная деятельность специалиста по международным отношениям - наиболее ответственный вид профессиональной деятельности, нацеленный на поиск общих интересов с партнерами и путей взаимовыгодного взаимодействия с ними. Это деятельность аккумулирует в себе самые сложные виды речемыслительных действий и выполняет функции: коммуницирующую, информирующую, аналитическую,
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070
прогностическую, организационно-планирующую. В ходе переговорной деятельности осуществляется профессиональное взаимодействие со специалистами, поэтому используются все уровни терминологической системы языка специальности. Информационное содержание речевых высказываний может быть общим, специальным, узкоспециальным и научным.
Переговорная деятельность имеет, как правило, семь фаз: подготовка к переговорам; установление контакта с партнерами в ходе переговоров; выяснение и уточнение позиций; отстаивание и согласование позиций; принятие решений; формулирование заключительного документа; контроль за выполнением принятых решений [2, с. 34 ]. Она носит аналитико-коммуникативный характер и структурируется вокруг системы общих интересов партнеров, что в свою очередь определяет доминирующие виды речемыслительных действий, к которым прибегает специалист-международник: аргументация, рассуждение, доказательство, опровержение [1, с. 95]. Особенностью функционирования современной среды международного взаимодействия является то, что любые формы профессиональных контактов партнеры стремятся закрепить в переговорном процессе. Мера ответственности за принятые решения неизменно возрастает, виды взаимодействия с коллегами в ходе переговорного процесса и формы воздействия на партнеров заметно расширяются. Поэтому владение умениями, методами и приемами переговорной деятельности оценивается специалистами-международниками как высший уровень профессионализма.
Список использованной литературы:
1. Васильева, О. В. Аргументация как вид речемыслительных действий специалиста по международным отношениям // Инновационная наука. Международный научный журнал. № 4, 2015. - С. 94 - 97. ISBN 2410-6070
2. Васильева, О. В. Операционный состав речевого поведения специалиста-международника в переговорном процессе // Роль психологии и педагогики в развитии общества: сборник статей Междунар. науч.-практ. конф. (31 января 2015 г., г. Уфа). - Уфа : Аэтерна, 2015. - С. 33 - 36. ISBN 978-5-906790-04-0
3. Васильева, О. В. Содержание языковой подготовки специалиста по международным отношениям (немецкий язык). - Минск : БГУ, 2014. - 272 с. ISBN 978-985-518-995-5.
© Васильева О.В., 2016
УДК 37.01
П.Д. Гаджиева
канд.пед.наук., доцент ДГПУ г. Махачкала, РД E-mail: [email protected]
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЯ
Аннотация
В данной статье дан теоретический анализ проблемы формирования информационной культуры у будущих педагогов; в ней рассмотрены современные тенденции формирования информационной культуры в условиях информатизации образования.
Ключевые слова
Информатизация, информационная культура, информационно- коммуникационные технологии.
Информационную культуру следует понимать, прежде всего, как часть общей культуры, один из важнейших аспектов культурной деятельности вообще. Она имеет черты, общие для всей культуры: ее неразрывную связь с социальной природой человека, является продуктом человеческой деятельности,