Международный научный журнал «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»_ISSN 2410-6070_№ 4/2015
Список использованной литературы:
1. Финкельштейн Э. AutoCad 2008 и AutoCad 2008 LT. Библия пользователя - М. Санкт-Петербург. Киев: Диалектика, 2008.
2. Дэн Эббот. AutoCad Секреты, которые должен знать каждый пользователь - Санкт-Петербург: БХВ-Петербург, 2008.
© Т.Е. Ванькова, С.В. Кузнецова, 2015
УДК 811.1/.8 276.6 : 327 + 81 23
О.В. Васильева
К. пед. н., доцент Факультет международных отношений Белорусский государственный университет Г. Минск, Республика Беларусь
АРГУМЕНТАЦИЯ КАК ВИД РЕЧЕМЫСЛИТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ СПЕЦИАЛИСТА ПО МЕЖДУНАРОДНЫМ ОТНОШЕНИЯМ
Аннотация
Описываются особенности прямой, обратной и скрытой аргументации в среде международного взаимодействия. Характеризуется логико-смысловая структура специального аргументированного высказывания. Выделяются ведущие речемыслительные операции. Обосновываются цели и этапы обучения.
Ключевые слова
Прямая, обратная и скрытая аргументация; речемыслительные операции; тематическое, ситуативное поле; тема-рематическая структура.
Основные виды речемыслительных действий специалиста по международным отношениям, которыми студент должен в совершенстве овладеть в ходе обучения в вузе - аргументация, опровержение, доказательство. Под аргументацией в среде международного взаимодействия нами понимается предъявление аргументов для обоснования истинности доводов по обсуждаемой проблеме с целью убедить и склонить оппонентов к принятию конкретного решения.
При анализе речевых высказываний специалистов-международников, политических и общественных деятелей, дипломатов мы выявили, что аргументация в сфере международных отношений применяется в большинстве видов специальных речевых высказываний: в аналитической записке, аналитическом докладе, в профессиональной беседе, на всех этапах переговорного процесса, в публичном высказывании перед широкой аудиторией неспециалистов, в интервью средствам массовой информации [1, с. 47].
Но, не смотря на жанровое разнообразие этих речевых высказываний, нам удалось выделить общие закономерности формирования и реализации аргументированного высказывания. Выяснилось, что аргументация, как вид речемыслительных действий, определяет в первую очередь логический строй высказывания, который характеризуется: речевой задачей воздействия на партнера по профессиональному общению, логической схемой развития замысла, расширением ситуативного и тематического поля.
Следует отметить, что в современной среде международного взаимодействия аргументацию используют не только для обоснования истинных тезисов, но и ложных и неопределенных тезисов. Под тезисом мы понимаем утверждение, которое аргументирующая сторона считает нужным предложить оппонентам как довод. В свою очередь, аргументы - это утверждения, связанные между собой причинно-следственными, субъектно-объектными, системными и другими отношениями, используемые в речевом высказывании для обоснования истинности предложенного довода [2, с. 22].
В ходе психолингвистического анализа специальных высказываний специалистов, в которых используется аргументация, мы выяснили, что их логическая структура имеет от десяти и более логических отрезков: 1) введение довода / контрдовода; 2) подкрепление довода / контрдовода; 3) расширение и / или
Международный научный журнал «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»_ISSN 2410-6070_№ 4/2015
уточнение довода / контрдовода; 4) собственно аргументация; 5) обобщение / заключение на основании аргументации; 6) контроль за реакцией оппонента; 7) вторичная аргументация, если реакция оппонента не соответствует задуманной речевой задаче воздействия на партнера.
Наиболее распространенными являются три вида аргументации: прямая, обратная и скрытая. (См. табл. 1.) Прямая аргументация используется в аудитории неспециалистов, так как логика развития замысла реализуется линейно и последовательно, по принципу «одной трудности». Ведущие речемыслительные операции прямой аргументации: определение, сравнение, классификация, демонстрация логической связи, обобщение.
Таблица 1.
Аргументация как вид речемыслительных действий специалиста по международным отношениям
Вид логической схемы развития замысла Характеристика логической структуры Тема-рематическое развитие высказывания Логические связи между доводом и аргументами Ведущие речемыслительные операции Доминирующие общелогические операции
Прямая аргументация - структурно: развернутая или сокращенная; информационно: дос-таточная, полная или насыщенная. - прямое, последовательное; - Тема ^ Рема; - линейное. - прямые, открыто демострируемые. определение, сравнение, классификация, демонстрация логической связи, обобщение и др. доминируют общелогические операции качественного и количественного оценивания
Обратная аргументация -структур-но: развернутая; информационно: полная или насыщенная. - обратное, последовательное; - Рема ^ Тема; - двухуровневое. - обратные, открыто демонстрируемые / явно недемонстрируемые определение, сравнение, классификация, выявление вида логических связей, операции экстраполирования и др. доминируют общелогические операции сходства
Скрытая аргументация - структурно: развернутая; информационно: насыщенная. - смешанное; - Тема ^ Рема + Рема ^ Тема;-многоуровневое. прямые и обратные, явно недемонстри-руемые, завуалированные. определение, уподобление, констатация вида логических связей, операции качественного и количественного оценивания, уподобления и др. доминируют общелогические операции уподобления
Приведем пример логической схемы прямой аргументации: ввод довода ^ членение довода на ключевые позиции (в основе членения могут лежать различные критерии, например, вид хронологии политического процесса: прямой, обратный смешанный; качественные изменения объекта среды международного взаимодействия; система интересов субъектов международной среды) ^ ссылка на исторический опыт ^ ссылка на мнение международного сообщества, например, цитата ^ введение цифровой информации аналитического характера, подтверждающая истинность довода ^ предъявление системной таблицы преимуществ от принятия конкретного решения на основе признания данного довода ^ обобщенное заключение, утверждающее истинность анализируемого довода ^ обращение к оппоненту с предложением уточнить аргументацию и / или высказать свое суждение / оценку по этому поводу.
При обратной аргументации специалист не вводит довод / контрдовод, а сразу разворачивает систему аргументов, причем в такой последовательности, чтобы ее заключительным этапом была формулировка довода, выполненная оппонентом. Обратная аргументация применяется в ходе профессионального общения коллег. Крайне редко к ней обращаются в тех высказываниях, которые предназначаются неспециалистам, так как логическая схема развития замысла реализуется нелинейно, а в обратной последовательности, по принципу «определения предыдущего логического шага». Обратная аргументация с успехом используется на международных конференциях и симпозиумах, где уровень осведомленности оппонентов очень высокий. Ведущие речемыслительные операции обратной аргументации: определение, сравнение, классификация, выявление вида логических связей, операции экстраполирования.
Скрытая аргументация используется с целью незаявленного воздействия на партнера по коммуникации, имеет развернутую логическую схему развития замысла. Специалист включает скрытую
Международный научный журнал «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»_ISSN 2410-6070_№ 4/2015
аргументацию в структуру любого вида речевого высказывания в сфере международных отношений, например, в структуру публичного высказывания. Он акцентирует внимание слушающих на тематическом и ситуативном поле, в то же время подменяет тезисы описательного и рассуждающего характера доводами аргументации. Особо завуалирована последовательность предъявления доводов, поскольку проследив логические отрезки каждого нового этапа аргументации, можно легко вычленить задачу речевого воздействия на оппонента, что обычно оратор тщательно желает скрыть. К скрытой аргументации наиболее часто обращаются политические деятели в ходе избирательных компаний. В среде специалистов-международников скрытая аргументация как вид речевого воздействия на оппонента используется в профессиональной дискуссии, в ходе переговорного процесса. Ведущие речемыслительные операции скрытой аргументации: определение, уподобление, констатация вида логических связей, операции качественного и количественного оценивания, уподобление.
Несомненно, аргументация в сфере международных отношений - не только особая техника убеждения и обоснования выдвигаемых положений, но и практическое искусство, опирающееся на умение выбрать из множества возможных приемов аргументации ту их совокупность и ту их конфигурацию, которые эффективны в данной аудитории и обусловлены особенностями профессионального общения специалистов [3, с. 60].
Обучение аргументации как вида речемыслительных действий предполагает три последовательных этапа, в ходе которых применяется комплекс условно-речевых и речевых упражнений с языковыми и речевыми опорами и без них. На первом этапе студенты овладевают различными логическими схемами, приемами развития ситуативного поля и расширения тематического поля, формируют и развивают навыки и умения прямой аргументации в высказываниях текстового уровня. Цель второго этапа: 1) овладение приемами тема-рематического развития аргументированного высказывания; 2) формирование и развитие навыков и умений обратной аргументации в высказываниях текстового уровня. На третьем этапе студенты овладевают: 1) приемами формирования различных логических связей между доводом и аргументами; 2) навыками и умениями скрытой аргументации в высказываниях текстового уровня.
Аргументация как вид речемыслительных действий широко представлена в таких важных для специалиста-международника видах речемыслительной деятельности как анализ и прогноз. Аргументация -неотъемлемая составляющая всех специальных речевых высказываний специалиста. В коммуникативной, аналитической, прогнозной, экспертной, консультативной и переговорной деятельности аргументация имеет некоторые особенности, которыми специалист-международник овладевает в ходе многолетней профессиональной практики.
Обучение аргументации является полноправным компонентом языковой подготовки специалиста по международным отношениям, так как овладение умениями аргументации непосредственно определяет успех обучения различным видам речевой и речемыслительной деятельности, а также специальным речевым высказываниям.
Список использованной литературы:
1. Васильева, О. В. Обучение профессиональной дискуссии специалистов по международным отношениям / О. В. Васильева // Языки и культуры в эпоху глобализации: особенности функционирования, перспективы развития и взаимодействия: материалы Межвузов. науч.-практ. конф., РУДН, г. Москва, 17 апреля 2014 г. -Москва, «Цифровичок», 2014. - С. 46-54.
2. Васильева, О. В. Операционный состав рассуждения как вида речемыслительной деятельности: языковая подготовка специалиста по международным отношениям // Материалы Межвузовской науч.-практ. конф. «Языки и культуры: эффективная коммуникация в условиях глобализации», РУДН, г. Москва, 21 апреля 2011 г. - Москва, «Цифровичок», 2011. - С. 16 - 24.
3. Васильева, О.В. Психолингвистические особенности речевой деятельности специалиста по международным отношениям // Теория и методика профессионального образования. Сборник материалов международного научного е-симпозиума. Россия, г. Москва, 28-29 мая 2014 г. [Электронный ресурс] под ред. Проф. В С. Шиловой. -Киров: МЦНИП, 2014. - С. 51 - 62. ISBN 978-5-00090-012-3.
© О.В. Васильева, 2015
Международный научный журнал «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»_ISSN 2410-6070_№ 4/2015
УДК37
П.Д. Гаджиева
к.п.н., доцент кафедры теории и методики обучения праву
ФГБОУ ВПО «ДГПУ» Х.Б. Багандалиева магистрант 1 года обучения факультета права
ФГБОУ ВПО «ДГПУ»
МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЕМЫХ ПО ПРАВУ
На современном этапе развития общества, характеризующемся изменениями во всех его сферах и социальных институтах, особенно остро встают вопросы обучения и воспитания подрастающего поколения. Поиск инновационных средств и методов формирования творческой личности - созидателя нового общества, способного к самостоятельным действиям, саморазвитию, самопроектированию, к реализации себя в профессии, обществе, - актуальная задача психологической науки, как никогда обусловленная потребностями общества. В связи с этим наибольшее значение приобретает поиск новых подходов в обучении и воспитании, интегрирующих теоретические и эмпирические исследования всестороннего развития личности школьников в образовательном процессе.
Одним из системообразующих подходов, усиливающих развивающий эффект образовательных программ и положительно влияющих на формирование личности современного школьника, является проектная деятельность, которую можно рассматривать как самостоятельную структурную единицу учебно - воспитательного процесса. [1]
Проектная деятельность личности вырабатывается в процессе выполнения учебных творческих проектов. В процессе проектной деятельности учащиеся изучают не только средства, но и способы конкретной деятельности.
Таким образом, современная образовательная система, требующая инновационных научно обоснованных технологий, может быть обогащена включением школьников в проектную деятельность.
В настоящее время смещены акценты образовательных целей в сторону формирования мобильной, активной личности, имеющей свой опыт, свои способности Метод проектов стали чаще называть методом творческих проектов.
Метод творческих проектов - это такая деятельность учащегося, в процессе которой под руководством учителя создаются материальные и духовные ценности, обладающие субъективной или объективной новизной, причем проект выполняется от идеи до ее полной реализации.
Именно в проектном обучении воплощается в реальность идея развивающего обучения. Внедрение метода проектов в учебный процесс позволяет сохранить самостоятельность ребенка.
Выполняя творческие проекты от идеи до ее воплощения, учащиеся учатся самостоятельному принятию решения, ответственности за его реализацию. Под реализацией мы подразумеваем реализацию идеи в бизнес - плане и его защите, а в ученической компании - полную реализацию, включая внедрение в практику. Ученику предоставляется право выбора способа и пути деятельности.
Школьник анализирует каждый шаг своей деятельности, определяет свое незнание, ищет причины и пути исправления своих ошибок. Его участие в проектной деятельности заключается не в принятии готового образца, а в постановке предложений, гипотез, коллективном обсуждении наиболее целесообразных путей решения. Чувство свободы выбора делает деятельность сознательной, продуктивной. В процессе проектной деятельности у школьников развиваются общие и специальные способности. Опора в обучении делается главным образом на мышление.
Многочисленный анализ психолого - педагогической литературы показывает, что в процессе проектного обучения, основанного на контекстном подходе, возможно перейти от академической традиции передачи знаний к моделированию и воспроизводству сознательных отношений людей.
Проектная деятельность позволяет учащемуся более успешно осуществить социально-психологический вход в профессию, чувствовать себя более комфортно в социально- экономической среде, в общении со сверстниками, в триаде «учитель - ученик - родители», способствует повышению