Научная статья на тему 'Развитие готовности образовательной среды к работе с детьми с ОВЗ'

Развитие готовности образовательной среды к работе с детьми с ОВЗ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
314
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ-ИНВАЛИДЫ / СОЦИАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ / АБИЛИТАЦИОННО-АДАПТАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бриллиантова О. О., Маслиева С. Н.

Статья посвящена актуальным проблемам инклюзивного образования в России и пути их решения. Важным условием успешности инклюзивного образования является обеспечение самостоятельной познавательной активности ребенка. В статье рассмотрена позиция педагогов по отношению к личности ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие готовности образовательной среды к работе с детьми с ОВЗ»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_

мусульманской традиции. Так, например, левая рука считается «нечистой», поэтому ее использование как невербального средства коммуникации может нанести оскорбление партнеру по общению. Нужно быть внимательным при передаче документов, вещей этим студентам, необходимо использовать только правую руку. Такое же отношение и к ногам, поэтому неприличным считается сидеть, положив «ногу на ногу». В силу такого поведения преподавателя у студентов возникает психологический барьер, что способствует появлению негативных эмоций по отношению не только к преподавателю, но и к его предмету [3, с. 155].

Существует понятие этикетной «проксемики», т.е. организация пространства. «Культурная дистанция» между беседующими мусульманами обычно короче, чем это принято у русских, для которых различного рода касания могут быть расценены как невоспитанность и принадлежность к более низкому социальному слою. Они могут касаться при разговоре друг друга, и это считается вежливым и свидетельствует о взаимном доверии, при первом знакомстве выражают радушие и любезность. Их понимание этикета запрещает собеседнику прибегать к прямолинейным ответам, быть категоричным, поэтому учащиеся всячески уклоняются от определенности, четких ответов «да» или «нет». Во время беседы они стремятся избегать суетливости, поспешности, стараются «сохранить лицо» - и свое, и собеседника.

Одним из специфических, часто повторяющихся явлений в речи данных студентов (даже на иностранном языке) выступают клятвы, подобное отсутствует в речевом этикете русского преподавателя. В данном случае требуется прибегнуть к воспитательному методу, суть которого заключается в постепенном исключении лексико-семантических единиц, выражающих клятву.

Также важно учитывать, что у студентов из стран Востока ярко выражена склонность к преувеличению в оценке результатов восприятия окружающей деятельности, не столько логическая осмысленность получаемой информации, сколько реактивность, импульсивность, порывистость, несдержанность в проявлении чувств и эмоций.

Таким образом, всесторонний учет национально-психологических особенностей учащихся позволяет интенсифицировать учебную деятельность и дает преподавателю русского языка как иностранного возможность найти адекватные решения многих методических задач, а также определить, каким образом ему лучше общаться со своими учениками.

Список использованной литературы:

1. Адигезалова И.В. Проблемы адаптации студентов на начальном этапе обучения / И.В. Адигезалова, Н.В. Миненкова, Е.А. Ядрихинская // Материалы V Международной научно-практической конференции «Интернационализация современного российского образования». - Воронеж: ВГУИТ, 2014. - С. 33-35.

2. Кателина Л.С. Образовательный проект в системе обучения РКИ / Л.С. Кателина, Л.В. Головина // Наука и образование в глобальных процессах. - Уфа: Аэтерна, 2015. - С. 19-23.

3. Ядрихинская Е.А. Знакомство с национальными особенностями российской культуры студентов-иностранцев на уроках РКИ / Е.А. Ядрихинская, И.В. Адигезалова // Современные проблемы гуманитарных и общественных наук. - Воронеж: ВГУИТ, 2015. - С. 153-157.

© Адигезалова И.В., Ядрихинская Е.А., 2016

УДК 376.4

О.О. Бриллиантова

К.п.н., доцент КубГУ, г. Краснодар, РФ

С.Н. Маслиева Ст. преподаватель КубГУ, г. Краснодар, РФ

РАЗВИТИЕ ГОТОВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ

Аннотация

Статья посвящена актуальным проблемам инклюзивного образования в России и пути их решения.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_

Важным условием успешности инклюзивного образования является обеспечение самостоятельной познавательной активности ребенка. В статье рассмотрена позиция педагогов по отношению к личности ребенка.

Ключевые слова

Дети-инвалиды, социальная жизнь, педагогический коллектив, абилитационно-адаптационный процесс,

инклюзивное образование.

Образование в нашей стране выполняет важную социальную функцию, которая заключается в содействии оздоровлению общества [1]. Особое внимание уделяется детям с ограниченными возможностями здоровья. По данным Департамента здравоохранения, только в Москве из общего числа детей-инвалидов в 2012 году 484 человека (2,0%) проживали в интернатах МЗ и СР РФ, 1943 человека (8,2%) - в интернатах Министерства образования.

Инвалидность с детства - это огромное испытание для детей и их родителей. Больной ребёнок изменяет нормальный цикл семейной жизни и психологический климат в семье, ее жизненные перспективы, прибавляя трудности, связанные со сменой образа жизни, с необходимостью самостоятельного решения большого количества специфических проблем: психологических, социальных, бытовых. Нередко после рождения ребенка-инвалида семья распадается. Мать остается одна, и хотя она жалеет и любит своего больного ребенка, она часто эмоционально не выдерживает физической и психической нагрузки. В связи с этим в настоящее время, как правило, уже в роддоме родителям, у которых родился ребёнок с явной патологией, предлагают отказаться от него. Работает приоритет изъятия ребенка-инвалида из семьи и социума, и помещения его в особые условия изоляции - в интернат. Многие родители отказываются от своих детей, лишая их семейного тепла и внимания.

Тяжесть, которая ложится на плечи родителей, приводит к состоянию депрессии, обречённости, постоянному эмоциональному стрессу. Поэтому родители нуждаются во всесторонней помощи и поддержки, без которой оказываются неспособными эффективно помогать ребенку. Однако эти семьи мало поддерживаются государством и обществом. Они, практически, не имеют ни юридической, ни психологической поддержки. Социальная жизнь семьи ребенка-инвалида реально является незащищенной. Положение детей с ограниченными возможностями в социуме во многом представляет собой социальное ущемление. Отсюда проблема поиска возможностей поддержки государства или общественных организаций является одной из основных и постоянных.

Другой ряд проблем для родителей ребенка-инвалида связан с выбором учреждения, в котором он может получить образование, прежде всего коррекционных образовательных учреждений с уровнем обучения согласно современным требованиям, выбором модели обучения, способа его организации, форм и методов, адекватных возможностям ребёнка.

Если родители ориентируются на массовую школу, детский сад, перед ними и ребёнком встают проблемы интеграции в психологически сложную среду. Вместе с тем, и дети, и взрослые сталкиваются с недостаточной толерантностью окружающих. Во избежание такого социального ущемления общество и образование призваны исключить негативные установки и по отношению к этой категории граждан предоставить для всех равные возможности полноценного участия во всех сферах жизни и видах социальной активности.

Но, как показывает анализ научной литературы и педагогической практики, российское общество не готово к полному принятию нетипичного ребенка с его проблемами в развитии как полноправного члена общества. Вместе с тем, не ущербное воспитание и образование возможно только в условиях психологически, педагогически и информационно открытой среды. Она в максимальной степени располагает всеми факторами адаптации, самоадаптации и саморазвития неординарности ребёнка. В условиях общеобразовательной школы такая среда интерпретируется исследователями и практиками как инклюзивная.

В данном образовательном пространстве социальные, психологические, педагогические коррекционно-поддерживающие функции выполняет педагогический коллектив. В нем работа с особыми

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_

детьми по своему содержанию должна быть комплексной и обеспечивает целостное развитие ребенка -физическое, умственное, личностное, художественное, эстетическое, социальное. Важным условием успешности инклюзивного образования является обеспечение самостоятельной познавательной активности ребенка. Для этого в образовательную программу активно внедряются дополнительные развивающие программы.

Положение педагогов в инклюзивном образовании основано на уважении к личности самого ребенка и его потребностям. Вся работа направлена на увеличение его собственной активности в том или ином виде деятельности с ориентацией на его желания и предпочтения. Главным фактором является эмоциональное благополучие ребенка. Задачи интеллектуального развития сопряжены с задачами обеспечения эмоционального комфорта ребенка, его физического и психологического здоровья. Вся работа коллектива направляется на увеличение социальной активности ребенка, накоплению им положительного опыта межличностного общения, толерантности, взаимопонимания.

Предпосылкой успешного осуществления инклюзии в социум детей с нарушениями развития служит комплексная психолого-медико-педагогическая диагностика с последующей разработкой и осуществлением индивидуальных программ коррекции и социализации. Комплексность подхода обеспечивается наличием команды специалистов, работающих с детьми. Успешное решение задачи наращивания каждым ребёнком личностного, познавательного и социального потенциала зависит от единых усилий специалистов различных профилей. Абилитационно-адаптационный процесс предполагает различные формы занятий: групповые, подгрупповые и индивидуальные. Режимные моменты жизни в учреждении (свободная игра, прогулка) дети проживают вместе. На групповых занятиях, наряду с ведущим взрослым участвуют один или несколько сопровождающих взрослых, осуществляющие поддержку детей, испытывающих те или иные трудности. В их задачи входит осуществление этой поддержки без отвлечения на себя внимания детей от ведущего педагога. При этом роль ведущего педагога и педагога «поддержки» может меняться в зависимости от типа проводимого занятия, а иногда и по ходу занятия.

Вместе с тем, недостаточная разработанность теории инклюзивного образования вызывает многочисленные трудности в его психолого-педагогическом и правовом обеспечении и обязывает осуществлять специальную квалифицированную подготовку специалистов в различных областях коррекционной педагогики - педагогов-дефектологов, логопедов, специальных педагогов и психологов для коррекционных образовательных учреждений 1-го - 8-го видов. При этом качественные особенности инклюзивного воспитания и обучения детей с комплексными проблемами развития, расстройствами аутистического спектра практически не принимаются во внимание. Философия инклюзивного образования ещё не сложилась, что и определяет актуальность проблем инклюзивного воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в среде обычных сверстников.

Однако к полноценному включению в инклюзивные процессы оказываются неподготовленными не только непосредственно специалисты, но и административные работники ОУ, специалисты органов управления образованием [2].

Для качественного обеспечения процессов инклюзии необходимо и решение задач подготовки специалистов в области подобных инновационных систем образования, учитывая тот факт, что обучение целесообразнее проводить в режиме «живого времени», то есть прямо в процессе учебного года, четверти. При этом важно отметить, что при подготовке специалистов для инклюзивного образования важно: разработать философию инклюзивного образования; установить приоритеты инклюзии для различных ступеней образовательной вертикали; определить новые принципы включения детей с особыми образовательными потребностями в образовательное пространство; ориентироваться на современное научное понимание психических особенностей детей при различных вариантах отклоняющегося развития.

В связи с серьезными проблемами, с которыми сталкиваются родители и дети в системе инклюзивного образования, в науке и практике идет поиск новых идей, методологий и средств для эффективной помощи, поддержки и адаптации ребенка в «инклюзивном пространстве», повышения родительской компетенции и психологической грамотности, повышения профессионального уровня педагогического коллектива. Создаются профилактические, коррекционные и развивающие технологии, отвечающие потребностям

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070

инклюзивного образования.

Список использованной литературы:

1. Бриллиантова О.О. Физкультурно-педагогическое образование в вузе // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2016. №39. С. 99-104.

2. Маслиева С.Н. Интеграция и инклюзия: парадигмальная характеристика // Историческая и социально-образовательная мысль. 2014. №2 (24). С. 159-165.

© Бриллиантова О.О., Маслиева С.Н., 2016

УДК 811.1/.8 276.6 : 327 + 81 23

О.В. Васильева

К. пед. н., доцент Факультет международных отношений Белорусский государственный университет Г. Минск, Республика Беларусь

РАССУЖДЕНИЕ КАК ВИД РЕЧЕМЫСЛИТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ СПЕЦИАЛИСТА ПО МЕЖДУНАРОДНЫМ ОТНОШЕНИЯМ

Аннотация

Анализируется операционный состав рассуждения как вида речемыслительных действий; описывается структура, фазы и алгоритм рассуждения; выделяются языковые и речевые особенности рассуждения в сфере международных отношений.

Ключевые слова

Вид речемыслительных действий; логико-смысловое содержание высказывания; фактический анализ; индуктивные, трансдуктивные, дедуктивные выводы; ближайший, отдаленный прогноз.

Рассуждение представлено в специальных видах речевых высказываний в сфере международных отношений в аналитической записке, аналитическом докладе, экспертной записке, профессиональной беседе и др. Этот вид речемыслительных действий определяет не только логико-смысловое содержание высказывания, но и выступает методом анализа профессиональной проблемы с целью поиска эффективного решения. Операционный состав рассуждения строится на общих логических моделях, но они интерпретируются в языковой строй иностранного языка. Поэтому выступают в качестве речемыслительных операций, которые находят свое выражение с помощью конкретных языковых и речевых средств. Посредством рассуждения специалист анализирует полученную информацию и получает более глубокое знание о сути процессов и событий объективной реальности, а затем формирует ближайший и/или отдаленный прогноз. Трудно найти другую профессиональную сферу, в которой бы рассуждение занимало бы такое весомое место, как в области международных отношений. В ходе проведенного нами анкетирования сотрудников МИД Республики Беларусь, а также сотрудников международных организаций, функционирующих на территории страны, выяснилось, что 88 % респондентов считают, что доминирующий вид профессиональной деятельности специалиста-международника - аналитическая деятельность, в которой рассуждение рассматривается как профессиональная способность и готовность специалиста оперировать фактами. Несомненно, умение оперировать фактами - ведущая черта специалиста-международника. Но в тоже время цель рассуждения - выведение из одних фактов других, более глубоких и детализированных. Результатом данного вида речемыслительных действий является: 1) выявление и формулирование внутренней закономерности, присущей тем или иным процессам международной среды; 2) формирование на языке описания виртуальной модели реальных событий, используемой специалистом для прогнозирования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.