Научная статья на тему 'Инклюзивное образование детей, имеющих сложный дефект: нарушение зрения и аутистические расстройства'

Инклюзивное образование детей, имеющих сложный дефект: нарушение зрения и аутистические расстройства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
421
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ / НАРУШЕНИЕ ЗРЕНИЯ / РАССТРОЙСТВА АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА / КОМПЛЕКСНАЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Телелюева Т. Н., Трофимова Г. С., Строкова Т. И.

В статье представлен опыт работы специального (коррекционного) образовательного учреждения школы №127 для детей с ограниченными возможностями здоровья (нарушение зрения), реализующих инклюзивное образование детей со сложным дефектом: сочетание у ребенка нарушенного зрения и расстройств аутистического спектра. Для каждого ребенка разработаны индивидуально-коррекционные маршруты развития, что позволяет детям оптимально интегрироваться в социум в соответствии с их личностными возможностями и состоянием здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Телелюева Т. Н., Трофимова Г. С., Строкова Т. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCLUSIVE EDUCATION OF CHILDREN WITH A COMPLEX DEFECT: VISUAL IMPAIRMENT AND AUTISTIC SPECTRUM DISORDER

The article presents the experience of a special (correctional) educational institution of the school №127III-IY type implementing inclusive education of children with complex defects: the combination of impaired vision and autism spectrum disorders in a child. Individual correction development routes have been developed for each child, which allows children to optimally integrate into society in accordance with their personal abilities and health conditions

Текст научной работы на тему «Инклюзивное образование детей, имеющих сложный дефект: нарушение зрения и аутистические расстройства»

УДК 159.922.76-056.26 ББК Ю941

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ СЛОЖНЫЙ ДЕФЕКТ: НАРУШЕНИЕ ЗРЕНИЯ И АУТИСТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА

ТЕЛЕЛЮЕВА Т.Н., ТРОФИМОВА Г.С., СТРОКОВА Т.И. МБОУ "С(К)ОШдля детей с ОВЗ (нарушение зрения) №127", Челябинск, Россия

e-mail: [email protected]

Аннотация

В статье представлен опыт работы специального (коррекционного) образовательного учреждения школы №127 для детей с ограниченными возможностями здоровья (нарушение зрения), реализующих инклюзивное образование детей со сложным дефектом: сочетание у ребенка нарушенного зрения и расстройств аутистического спектра. Для каждого ребенка разработаны индивидуально-коррекционные маршруты развития, что позволяет детям оптимально интегрироваться в социум в соответствии с их личностными возможностями и состоянием здоровья.

Ключевые слова: инклюзивное образование, ограниченные возможности здоровья, нарушение зрения, расстройства аутистического спектра, комплексная психолого-педагогическая и медико-социальная помощь.

Актуальность. Развитие инклюзивного образования следует рассматривать как одно из приоритетных, наиболее значимых и перспективных направлений

совершенствования системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в том числе с комплексными сложными дефектами, включая сочетание различных нарушений зрения с расстройствами аутистического спектра. Организация обучения детского контингента с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях,

расположенных по месту жительства ребенка, позволяет избежать помещения детей на длительный срок в специальные (коррекционные) учреждения закрытого и полузакрытого интернатного типа, создавать условия для их проживания и воспитания в семье, обеспечивать их постоянное общение с нормально развивающимися детьми, что безусловно способствует эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции в общество [1, 5, 6, 7].

В целях реализации права каждого человека на образование федеральными

государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления осуществляются такие мероприятия как:

1) создание необходимых условий для получения качественного образования без

дискриминации лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, для оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее соответствующих этим лицам языков, методов и способов общения и соблюдения условий, в максимальной степени способствующих получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья;

2) оказание содействия лицам, которые проявили выдающиеся способности и показавшие высокий уровень интеллектуального развития и творческих возможностей в определенной сфере учебной и научно-исследовательской деятельности, в научно-техническом и художественном творчестве, в физической культуре и спорте;

3) осуществление полностью или частично финансового обеспечения по содержанию лиц, нуждающихся в социальной поддержке, в период получения образования [6, 7, 8].

Инклюзивное образование в качестве своей сущности представляет тот факт, что разнообразным нуждам и потребностям детей, имеющих ограниченные возможности здоровья или инвалидность должна соответствовать совокупность соответствующих услуг, в том

числе должны быть предоставлены такие образовательные возможности, когда среда образовательного учреждения является наименее ограничивающей и наиболее включающей, представляющей максимальные возможности для реализации личностного потенциала ребенка.

Инклюзивное образование в процессе своего внедрения опирается на определенные принципы: интеграцию всех детей независимо от уровня их здоровья, включая детей -инвалидов, в социальную и образовательную деятельность с начального школьного звена. Организация в такой системе обучения, которое удовлетворяет нужды и возможности каждого ребенка, а также обеспечивает безопасность, успешность и значимость всех учащихся [6, 8].

В последние годы одной из наиболее распространенных проблем детей с ограниченными возможностями здоровья являются расстройства аутиститеского спектра. Проблема раннего детского аутизма широко освещается в средствах массовой информации и становится все более обсуждаемой в обществе. В то же время многие дети с аутизмом по-прежнему не получают необходимого им внимания и лечения.

В Челябинской области осуществляется целенаправленная многоплановая работа с детьми аутистам. В соответствии с данными статистики на Южном Урале детей и подростков до 19 лет насчитывается около 800 тысяч, а лиц с расстройствами аутистического спектра среди них около 5 тысяч. После 19 лет аутизм, как отмечают специалисты, проявляется в несколько иных формах, происходит его патоморфоз с признаками несколько другой симптоматики. По российским стандартам, в соответствии с Международной

классификацией болезней 10-ого пересмотра (МКБ-10) диагноз ранний детский аутизм определяется начиная с 3-х летнего возраста, при этом ребенку, как правило, назначается медико-социальное пособие по инвалидности. По особенностям нормативного психического развития ребенок составляет "группу риска", что предполагает создания особых условий воспитания и обучения. К подростковому возрасту диагноз изменяется на более адекватный, характеризующий состояние психического статуса и развития, а также соответствующий показателям взрослого контингента [5, 7].

Расстройства аутистического спектра возникают на фоне разнообразных органических поражений головного мозга. Клинико-психологическая симптоматика

проявляется выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и нарушением коммуникативных функций, а также ограниченными интересами и повторяющимися, стереотипными действиями. Интеллектуальный дефект в разной степени выраженности также может достаточно часто сопровождать аутистические расстройства, при этом отмечаются многообразные качественные изменения психических функций, включая эмоционально-волевые, поведенческие

нарушения и личностные нарушения.

Наиболее эффективным методом воздействия при аутизме считается специальное обучение детей по индивидуальной программе и целенаправленное коррекционное воздействие. Сегодня родители "особых" детей, реализуя принципы инклюзивного образования, имеют полное право отдать своего ребенка в общеобразовательную школу, если он в состоянии усвоить программу школы и обучаться на одном уровне со здоровыми детьми. Однако на деле современные школы оказываются совершенно неподготовленными для принятия и обучения детей с особыми потребностями. В общеобразовательных школах катастрофически не хватает специально подготовленных учителей, нет также и необходимых при инклюзивном образовании специалистов-ассистентов, нет специального оборудования, а также территория школы и внутренние помещения школы не приспособлены для принятия, обучения и воспитания детей с нарушением развития [2, 6,

7].

Коллектив школы №127 разрабатывает вариативные формы инклюзии и внедряет их в практику, при этом решает следующие задачи: расширяет контингент детей, которые нуждаются в интегрированном обучении необходимой для них педагогической помощью специального характера; стимулирует адаптацию и осуществление интегративных процессов детей в среду сверстников с нормальным развитием; очень важным является получение родителями необходимой психолого-педагогической консультативной помощи; кроме того, одним из главных компонентов инклюзивного образования следует считать предоставление педагогам, работающим с

интегрированными детьми, постоянной и квалифицированной помощи и поддержки [6, 8].

Для более успешной адаптации детей с расстройствами аутистического спектра проводятся специальные занятия по основам коррекционного и реабилитационного воздействия на ребенка-аутиста. Большое внимание в школе уделяется вопросам социализации, психологическому

консультированию, не только детей, но и их родителей (до поступления в школу, зачастую, общение "особенного" ребенка ограничивается преимущественно пределами семьи). Родителям важно понять, что их ребенок определенным образом отличается от других, и в соответствии с этим он требует иного подхода к воспитанию и обучению. Учителя-дефектологи,

профессионалы, владеющие специальными знаниями по коррекции психических процессов, эмоционально-волевой сферы, речи, мышления и развитию коммуникативных навыков обучают родителей особенностям взаимодействия с ребенком. Большинство педагогов имеют профильное образование: логопед, дефектолог, психолог, специалист по двигательной и музыкальной терапии и психотерапевтическому воздействию. Педагоги ищут новые альтернативные методы и подходы в воспитании и развитии детей, поэтому в школе №127 традиционные занятия логопеда и дефектолога заменяются инновационными подходами к коррекции и реабилитации. При этом родители с участием специалистов-консультантов школы имеют возможность выбрать наиболее актуальное и значимое для ребенка направление деятельности.

Разрабатываются программы индивидуального развития детей (индивидуально-коррекционные маршруты), в соответствии с последними научными разработками. Занятия дают реальные, ощутимые результаты в развитии детей. После каждого пройденного курса реабилитации отмечается значительный рост ребенка с переходом на новую ступень развития [1, 7, 8].

Дети на подсознательном уровне понимают, что в школе их "принимают" такими, какие они есть. Здесь можно все, что даже не всегда допустимо в домашних условиях, но, при этом, не выходит за рамки нормы. Специалисты думают не только о детях, но и о поддержке семей, особенно матерей. Деятельность школы не ограничивается теми педагогическими ресурсами специалистов, которыми она

располагает. Руководители С(К)ОУ для детей с нарушениями зрения ищут и находят новые возможности. Например, идет активное привлечение к коррекционно-

реабилитационной работе студентов -волонтеров факультета психологии ЮжноУральского государственного университета.

Одной из важных задач школы является популяризация знаний и расширение информации о детях с особенностями в развитии, что создает в обществе условия для толерантного отношения к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья, что в свою очередь, положительно воздействует на отношение общества к инвалидам, способствует созданию равных возможностей для полноценной жизни. Это является одним из основ инклюзивного образования. Родители остаются довольны достигнутыми

результатами, видят положительную динамику. Кроме того, наряду с получением знаний по образовательным программам дети имеют возможность освоить большое количество необходимых повседневных навыков. В целом, пребывание детей в С(К)ОУ №127 дает значительные результаты [6, 7, 8].

В настоящее время очень многие образовательные учреждения

общеобразовательные учреждения дошкольного и школьного образования специализируются на обучении детей без учета особенностей их развития и рассчитаны на детей, не требующих такого тонкого, дифференцированного индивидуального подхода к обучению, которые требуют дети с особыми образовательными потребностями, такие, например, как дети -аутисты, к тому же, имеющие различные нарушения зрения.

Следует отметить, что инвалиды являются частью нашего общества. Отношение к ним характеризует уровень культуры и социального развития, а равнодушие и жестокость по отношению к инвалидам ведут к духовной деградации всего общества. Очень важно, что в Челябинске есть специальная (коррекционная) школа, в которой занимаются не только дети с патологией органа зрения, но и в учебный процесс включается контингент детей с расстройствами аутистического спектра, а, также, и другая категория детей, имеющих разные степени интеллектуальных нарушений. В последние годы вместе с увеличением количества детей - инвалидов, возрастает потребность в образовательных учреждениях,

которые бы занимались коррекцией и реабилитацией детей с ограниченными возможностями здоровья. Профессиональный комплексный психолого-педагогический и медико-социальный подход может сделать из больного ребёнка социально адаптированного и достаточно хорошо интегрированного в социум индивида [1, 3, 4, 8].

Гармонично организованная работа педагогов образовательных учреждений с семьями, имеющими детей с ограниченными

возможностями здоровья, в частности с детьми, имеющими нарушения зрения и расстройства аутистического спектра является гарантией успеха, процесса инклюзии в образовательную и воспитательную деятельность детей-инвалидов в школьном коллективе.

Именно внедрение инклюзивного

образования позволит детям оптимально интегрироваться в социум в соответствии с их личностными возможностями и состоянием здоровья.

Список литературы

1. Конева О.Б. Диагностика и коррекция готовности детей к школе: учебное пособие / О.Б. Конева. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2004. - 51 с.

2. Конева О.Б. Семейная психотерапия детей с отклонениями в развитии: учебное пособие / О.Б. Конева. - Челябинск: ИЦЮУрГУ, 2010. - 94 с.

3. Рычкова Л.С. Медико-психологические аспекты школьной дезадаптации у детей с интеллектуальными затруднениями: монография /Л.С. Рычкова. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2008. - 180 с.

4. Рычкова Л.С. Психология отклоняющегося поведения: учебное пособие / Л.С. Рычкова. - Челябинск: ИЦ ЮУрГУ, 2013. -134 с.

5. Рычкова Л.С. Специальная психология: учеб. пособие для вузов по направлению и специальностям психологии /Л.С. Рычкова. - Челябинск: ИЦ ЮУрГУ, 2008. - 156 с.

6. Рычкова Л.С. Возможности инклюзивного образования детей с расстройствами аутистического спектра / Л.С. Рычкова, А.В. Гибадуллина //Психология в меняющемся мире: проблемы, гипотезы исследования. Сборник материалов международной студенческой научно-практической конференции. - Челябинск, ИЦ ЮУрГУ, 2016. - С. 350-357.

7. Рычкова Л.С. Инклюзивное образование как междисциплинарный подход в реабилитации детей с нервно-психическими расстройствами. /Л.С. Рычкова, Г.С. Трофимова, О.Б. Конева и др. //Междисциплинарные подходы к реабилитации детей и подростков с психическим расстройствами: Сборник статей научно-практической конференции специалистов психиатрической службы. - Тюмень, Из-во "Пирс", 2015. - С. 60-65.

8. Телелюева Т.Н. Проблемы внедрения инклюзивного образования для детей с нарушением зрения. / Т.Н. Телелюева, А.К. Степанова, Г.С. Трофимова // Личность в норме и патологии: материалы Всероссийской научно-практической конференции, 20-21 апреля 2017 г., Челябинск / под ред. М.В. Овчинникова. - Челябинск: Печатный двор, 2017. - 553 с.

INCLUSIVE EDUCATION OF CHILDREN WITH A COMPLEX DEFECT: VISUAL IMPAIRMENT AND AUTISTIC SPECTRUM DISORDER

TELELUIVA T.N., TROFIMOVA G.S., STROKOVA T.I. MBEI "Special (correctional) comprehensive school for children with disabilities (impaired vision)

№127", Chelyabinsk, Russia e-mail: [email protected]

Abstract

The article presents the experience of a special (correctional) educational institution of the school №127III-IY type implementing inclusive education of children with complex defects: the combination of impaired vision and autism spectrum disorders in a child. Individual correction development routes have been developed for each child, which allows children to optimally integrate into society in accordance with their personal abilities and health conditions.

Keywords: inclusive education, disabilities, visual impairment, autism spectrum disorder, a complex psychological-pedagogical and medical and social assistance.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.