УДК 159.922.76-056.26 ББК Ю941
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ СЛОЖНЫЙ ДЕФЕКТ: НАРУШЕНИЕ ЗРЕНИЯ И АУТИСТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА
ТЕЛЕЛЮЕВА Т.Н., ТРОФИМОВА Г.С., СТРОКОВА Т.И. МБОУ "С(К)ОШдля детей с ОВЗ (нарушение зрения) №127", Челябинск, Россия
e-mail: sch127@mail.ru
Аннотация
В статье представлен опыт работы специального (коррекционного) образовательного учреждения школы №127 для детей с ограниченными возможностями здоровья (нарушение зрения), реализующих инклюзивное образование детей со сложным дефектом: сочетание у ребенка нарушенного зрения и расстройств аутистического спектра. Для каждого ребенка разработаны индивидуально-коррекционные маршруты развития, что позволяет детям оптимально интегрироваться в социум в соответствии с их личностными возможностями и состоянием здоровья.
Ключевые слова: инклюзивное образование, ограниченные возможности здоровья, нарушение зрения, расстройства аутистического спектра, комплексная психолого-педагогическая и медико-социальная помощь.
Актуальность. Развитие инклюзивного образования следует рассматривать как одно из приоритетных, наиболее значимых и перспективных направлений
совершенствования системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в том числе с комплексными сложными дефектами, включая сочетание различных нарушений зрения с расстройствами аутистического спектра. Организация обучения детского контингента с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях,
расположенных по месту жительства ребенка, позволяет избежать помещения детей на длительный срок в специальные (коррекционные) учреждения закрытого и полузакрытого интернатного типа, создавать условия для их проживания и воспитания в семье, обеспечивать их постоянное общение с нормально развивающимися детьми, что безусловно способствует эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции в общество [1, 5, 6, 7].
В целях реализации права каждого человека на образование федеральными
государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления осуществляются такие мероприятия как:
1) создание необходимых условий для получения качественного образования без
дискриминации лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, для оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее соответствующих этим лицам языков, методов и способов общения и соблюдения условий, в максимальной степени способствующих получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья;
2) оказание содействия лицам, которые проявили выдающиеся способности и показавшие высокий уровень интеллектуального развития и творческих возможностей в определенной сфере учебной и научно-исследовательской деятельности, в научно-техническом и художественном творчестве, в физической культуре и спорте;
3) осуществление полностью или частично финансового обеспечения по содержанию лиц, нуждающихся в социальной поддержке, в период получения образования [6, 7, 8].
Инклюзивное образование в качестве своей сущности представляет тот факт, что разнообразным нуждам и потребностям детей, имеющих ограниченные возможности здоровья или инвалидность должна соответствовать совокупность соответствующих услуг, в том
числе должны быть предоставлены такие образовательные возможности, когда среда образовательного учреждения является наименее ограничивающей и наиболее включающей, представляющей максимальные возможности для реализации личностного потенциала ребенка.
Инклюзивное образование в процессе своего внедрения опирается на определенные принципы: интеграцию всех детей независимо от уровня их здоровья, включая детей -инвалидов, в социальную и образовательную деятельность с начального школьного звена. Организация в такой системе обучения, которое удовлетворяет нужды и возможности каждого ребенка, а также обеспечивает безопасность, успешность и значимость всех учащихся [6, 8].
В последние годы одной из наиболее распространенных проблем детей с ограниченными возможностями здоровья являются расстройства аутиститеского спектра. Проблема раннего детского аутизма широко освещается в средствах массовой информации и становится все более обсуждаемой в обществе. В то же время многие дети с аутизмом по-прежнему не получают необходимого им внимания и лечения.
В Челябинской области осуществляется целенаправленная многоплановая работа с детьми аутистам. В соответствии с данными статистики на Южном Урале детей и подростков до 19 лет насчитывается около 800 тысяч, а лиц с расстройствами аутистического спектра среди них около 5 тысяч. После 19 лет аутизм, как отмечают специалисты, проявляется в несколько иных формах, происходит его патоморфоз с признаками несколько другой симптоматики. По российским стандартам, в соответствии с Международной
классификацией болезней 10-ого пересмотра (МКБ-10) диагноз ранний детский аутизм определяется начиная с 3-х летнего возраста, при этом ребенку, как правило, назначается медико-социальное пособие по инвалидности. По особенностям нормативного психического развития ребенок составляет "группу риска", что предполагает создания особых условий воспитания и обучения. К подростковому возрасту диагноз изменяется на более адекватный, характеризующий состояние психического статуса и развития, а также соответствующий показателям взрослого контингента [5, 7].
Расстройства аутистического спектра возникают на фоне разнообразных органических поражений головного мозга. Клинико-психологическая симптоматика
проявляется выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и нарушением коммуникативных функций, а также ограниченными интересами и повторяющимися, стереотипными действиями. Интеллектуальный дефект в разной степени выраженности также может достаточно часто сопровождать аутистические расстройства, при этом отмечаются многообразные качественные изменения психических функций, включая эмоционально-волевые, поведенческие
нарушения и личностные нарушения.
Наиболее эффективным методом воздействия при аутизме считается специальное обучение детей по индивидуальной программе и целенаправленное коррекционное воздействие. Сегодня родители "особых" детей, реализуя принципы инклюзивного образования, имеют полное право отдать своего ребенка в общеобразовательную школу, если он в состоянии усвоить программу школы и обучаться на одном уровне со здоровыми детьми. Однако на деле современные школы оказываются совершенно неподготовленными для принятия и обучения детей с особыми потребностями. В общеобразовательных школах катастрофически не хватает специально подготовленных учителей, нет также и необходимых при инклюзивном образовании специалистов-ассистентов, нет специального оборудования, а также территория школы и внутренние помещения школы не приспособлены для принятия, обучения и воспитания детей с нарушением развития [2, 6,
7].
Коллектив школы №127 разрабатывает вариативные формы инклюзии и внедряет их в практику, при этом решает следующие задачи: расширяет контингент детей, которые нуждаются в интегрированном обучении необходимой для них педагогической помощью специального характера; стимулирует адаптацию и осуществление интегративных процессов детей в среду сверстников с нормальным развитием; очень важным является получение родителями необходимой психолого-педагогической консультативной помощи; кроме того, одним из главных компонентов инклюзивного образования следует считать предоставление педагогам, работающим с
интегрированными детьми, постоянной и квалифицированной помощи и поддержки [6, 8].
Для более успешной адаптации детей с расстройствами аутистического спектра проводятся специальные занятия по основам коррекционного и реабилитационного воздействия на ребенка-аутиста. Большое внимание в школе уделяется вопросам социализации, психологическому
консультированию, не только детей, но и их родителей (до поступления в школу, зачастую, общение "особенного" ребенка ограничивается преимущественно пределами семьи). Родителям важно понять, что их ребенок определенным образом отличается от других, и в соответствии с этим он требует иного подхода к воспитанию и обучению. Учителя-дефектологи,
профессионалы, владеющие специальными знаниями по коррекции психических процессов, эмоционально-волевой сферы, речи, мышления и развитию коммуникативных навыков обучают родителей особенностям взаимодействия с ребенком. Большинство педагогов имеют профильное образование: логопед, дефектолог, психолог, специалист по двигательной и музыкальной терапии и психотерапевтическому воздействию. Педагоги ищут новые альтернативные методы и подходы в воспитании и развитии детей, поэтому в школе №127 традиционные занятия логопеда и дефектолога заменяются инновационными подходами к коррекции и реабилитации. При этом родители с участием специалистов-консультантов школы имеют возможность выбрать наиболее актуальное и значимое для ребенка направление деятельности.
Разрабатываются программы индивидуального развития детей (индивидуально-коррекционные маршруты), в соответствии с последними научными разработками. Занятия дают реальные, ощутимые результаты в развитии детей. После каждого пройденного курса реабилитации отмечается значительный рост ребенка с переходом на новую ступень развития [1, 7, 8].
Дети на подсознательном уровне понимают, что в школе их "принимают" такими, какие они есть. Здесь можно все, что даже не всегда допустимо в домашних условиях, но, при этом, не выходит за рамки нормы. Специалисты думают не только о детях, но и о поддержке семей, особенно матерей. Деятельность школы не ограничивается теми педагогическими ресурсами специалистов, которыми она
располагает. Руководители С(К)ОУ для детей с нарушениями зрения ищут и находят новые возможности. Например, идет активное привлечение к коррекционно-
реабилитационной работе студентов -волонтеров факультета психологии ЮжноУральского государственного университета.
Одной из важных задач школы является популяризация знаний и расширение информации о детях с особенностями в развитии, что создает в обществе условия для толерантного отношения к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья, что в свою очередь, положительно воздействует на отношение общества к инвалидам, способствует созданию равных возможностей для полноценной жизни. Это является одним из основ инклюзивного образования. Родители остаются довольны достигнутыми
результатами, видят положительную динамику. Кроме того, наряду с получением знаний по образовательным программам дети имеют возможность освоить большое количество необходимых повседневных навыков. В целом, пребывание детей в С(К)ОУ №127 дает значительные результаты [6, 7, 8].
В настоящее время очень многие образовательные учреждения
общеобразовательные учреждения дошкольного и школьного образования специализируются на обучении детей без учета особенностей их развития и рассчитаны на детей, не требующих такого тонкого, дифференцированного индивидуального подхода к обучению, которые требуют дети с особыми образовательными потребностями, такие, например, как дети -аутисты, к тому же, имеющие различные нарушения зрения.
Следует отметить, что инвалиды являются частью нашего общества. Отношение к ним характеризует уровень культуры и социального развития, а равнодушие и жестокость по отношению к инвалидам ведут к духовной деградации всего общества. Очень важно, что в Челябинске есть специальная (коррекционная) школа, в которой занимаются не только дети с патологией органа зрения, но и в учебный процесс включается контингент детей с расстройствами аутистического спектра, а, также, и другая категория детей, имеющих разные степени интеллектуальных нарушений. В последние годы вместе с увеличением количества детей - инвалидов, возрастает потребность в образовательных учреждениях,
которые бы занимались коррекцией и реабилитацией детей с ограниченными возможностями здоровья. Профессиональный комплексный психолого-педагогический и медико-социальный подход может сделать из больного ребёнка социально адаптированного и достаточно хорошо интегрированного в социум индивида [1, 3, 4, 8].
Гармонично организованная работа педагогов образовательных учреждений с семьями, имеющими детей с ограниченными
возможностями здоровья, в частности с детьми, имеющими нарушения зрения и расстройства аутистического спектра является гарантией успеха, процесса инклюзии в образовательную и воспитательную деятельность детей-инвалидов в школьном коллективе.
Именно внедрение инклюзивного
образования позволит детям оптимально интегрироваться в социум в соответствии с их личностными возможностями и состоянием здоровья.
Список литературы
1. Конева О.Б. Диагностика и коррекция готовности детей к школе: учебное пособие / О.Б. Конева. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2004. - 51 с.
2. Конева О.Б. Семейная психотерапия детей с отклонениями в развитии: учебное пособие / О.Б. Конева. - Челябинск: ИЦЮУрГУ, 2010. - 94 с.
3. Рычкова Л.С. Медико-психологические аспекты школьной дезадаптации у детей с интеллектуальными затруднениями: монография /Л.С. Рычкова. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2008. - 180 с.
4. Рычкова Л.С. Психология отклоняющегося поведения: учебное пособие / Л.С. Рычкова. - Челябинск: ИЦ ЮУрГУ, 2013. -134 с.
5. Рычкова Л.С. Специальная психология: учеб. пособие для вузов по направлению и специальностям психологии /Л.С. Рычкова. - Челябинск: ИЦ ЮУрГУ, 2008. - 156 с.
6. Рычкова Л.С. Возможности инклюзивного образования детей с расстройствами аутистического спектра / Л.С. Рычкова, А.В. Гибадуллина //Психология в меняющемся мире: проблемы, гипотезы исследования. Сборник материалов международной студенческой научно-практической конференции. - Челябинск, ИЦ ЮУрГУ, 2016. - С. 350-357.
7. Рычкова Л.С. Инклюзивное образование как междисциплинарный подход в реабилитации детей с нервно-психическими расстройствами. /Л.С. Рычкова, Г.С. Трофимова, О.Б. Конева и др. //Междисциплинарные подходы к реабилитации детей и подростков с психическим расстройствами: Сборник статей научно-практической конференции специалистов психиатрической службы. - Тюмень, Из-во "Пирс", 2015. - С. 60-65.
8. Телелюева Т.Н. Проблемы внедрения инклюзивного образования для детей с нарушением зрения. / Т.Н. Телелюева, А.К. Степанова, Г.С. Трофимова // Личность в норме и патологии: материалы Всероссийской научно-практической конференции, 20-21 апреля 2017 г., Челябинск / под ред. М.В. Овчинникова. - Челябинск: Печатный двор, 2017. - 553 с.
INCLUSIVE EDUCATION OF CHILDREN WITH A COMPLEX DEFECT: VISUAL IMPAIRMENT AND AUTISTIC SPECTRUM DISORDER
TELELUIVA T.N., TROFIMOVA G.S., STROKOVA T.I. MBEI "Special (correctional) comprehensive school for children with disabilities (impaired vision)
№127", Chelyabinsk, Russia e-mail: sch174@mail.ru
Abstract
The article presents the experience of a special (correctional) educational institution of the school №127III-IY type implementing inclusive education of children with complex defects: the combination of impaired vision and autism spectrum disorders in a child. Individual correction development routes have been developed for each child, which allows children to optimally integrate into society in accordance with their personal abilities and health conditions.
Keywords: inclusive education, disabilities, visual impairment, autism spectrum disorder, a complex psychological-pedagogical and medical and social assistance.