Научная статья на тему 'Социально-психологические аспекты реабилитации детей с расстройствами аутистического спектра'

Социально-психологические аспекты реабилитации детей с расстройствами аутистического спектра Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3660
474
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУТИЗМ / РАННИЙ ДЕТСКИЙ АУТИЗМ / РАССТРОЙСТВА АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА / СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ / АДАПТАЦИЯ / КОРРЕКЦИЯ / РЕАБИЛИТАЦИЯ / AUTISM / EARLY INFANTILE AUTISM / AUTISM SPECTRUM DISORDERS / SOCIAL WORK / PSYCHOSOCIAL SUPPORT / ADAPTATION / CORRECTION / REHABILITATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Рычкова Л. С., Нагаева И. А.

Статья посвящена деятельности специалиста по социальной работе, осуществляемой при комплексной медико-социальной и психолого-педагогической реабилитации детей, имеющих ранний детский аутизм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Рычкова Л. С., Нагаева И. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF REHABILITATION OF CHILDREN WITH AUTISM SPECTRUM DISORDERS

The article is devoted to the activities of the expert in social work carried out at the complex medical and social, psychological and pedagogical rehabilitation of children with early infantile autism.

Текст научной работы на тему «Социально-психологические аспекты реабилитации детей с расстройствами аутистического спектра»

УДК 159.922.76-056.34 + 376.4-053.2 ББК Ю941.3-8 + Ю972.9 + С993

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Л.С. РЫЧКОВА, ФГБОУВПО ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, Россия

e-mail: [email protected] И.А. НАГАЕВА, ФГБОУ ВПО ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, Россия

e-mail: [email protected]

Аннотация

Статья посвящена деятельности специалиста по социальной работе, осуществляемой при комплексной медико-социальной и психолого-педагогической реабилитации детей, имеющих ранний детский аутизм.

Ключевые слова: Аутизм, ранний детский аутизм, расстройства аутистического спектра, социальная работа, психосоциальная помощь, адаптация, коррекция, реабилитация.

Актуальность. В последние годы 2 апреля отмечается всемирный день, посвященный решению проблем аутизма. Согласно данным ВОЗ, каждый год в течение последних семи лет количество детей с аутизмом увеличивается примерно на 13%. Это уже достаточно высокие показатели, которые невозможно игнорировать, нельзя от них отвернуться. В России проблемы детей и лиц с расстройствами аутистического спектра стоят также достаточно остро. Вместе с тем, следует отметить, что количество информации о клинико-психологических проявлениях аутистических расстройств, о возможностях и перспективах этого весьма распространенного состояния, о коррекции и реабилитации лиц, страдающих аутизмом, не всегда имеются в нужном объеме и качестве для лиц, заинтересованных в решении этих проблем. Общество в целом также не в полной мере осведомлено об аутизме и его особенностях, считая эти расстройства проявлениями дезадатации, поведенческими отклонениями, дефектами родительского воспитания. Ситуация усугубляется большим количеством мифов, которые окутывают расстройство (часть населения считает, что эти нарушения могут передаваться как инфекционные заболевания, другая часть считает их вообще социально опасными). Поэтому с детьми-аутистами здоровые люди общаются крайне неохотно, в связи с тем, что опасаются и не понимают, как нужно себя с ними вести, как установить продуктивный контакт и наладить взаимодействие [1, 3, 4].

В обобщенном представлении аутизм следует рассматривать как нарушение развития, которое проявляется в течение первых трех лет жизни, что чаще всего является следствием неврологического расстройства,

сказывающегося на функционировании мозга и всего психического состояния развивающегося ребенка. Современная наука не может однозначно ответить на вопрос о причинах возникновения аутизма. Существуют предположения, что он может быть вызван инфекциями в период беременности, тяжелыми или неправильно проведенными родами, прививками, психотравмирующими ситуациями в раннем детском возрасте.

Дети и лица с расстройствами аутистического спектра испытывают сложности

преимущественно в трех областях, которые называют "триадой нарушений при аутизме". К этой триаде относятся: нарушения социальных коммуникаций; ограниченность социального взаимодействия; трудности с социальным воображением.

Поведенческие нарушения детей с ранним аутизмом характеризуются достаточно жесткой стереотипностью — от многократного повторения элементарных движений (потряхивания руками или подпрыгивания) до сложных ритуалов и нередко деструктивностью (агрессия, самоповреждение, крики, негативизм) [2, 6].

Известно, что аутизм как самостоятельное расстройство впервые был описан американским клиницистом Лео Каннером в 1942 году, в 1943 году сходные расстройства у

старших детей описал австрийский ученый Ганс Аспергер, а в 1947 году - советский ученый Самуил Мнухин.

Еще в 2000 году считалось, что распространенность аутизма составляет от пяти до 26 случаев на 10 тысяч детского населения. В 2005 году уже на 250-300 новорожденных в среднем приходился один случай аутизма. По данным Всемирной организации аутизма, в 2008 году 1 случай аутизма приходился на 150 детей, т.е. за 10 лет количество детей с аутизмом выросло в 10 раз.

На сегодняшний день, по данным Американских центров по контролю и предотвращению заболеваний (U.S. Centers for Disease Control and Prevention), каждый 88-й ребенок в Америке страдает аутизмом — это на 23% больше, чем два года назад, и на 78% больше, чем в 2000 году. Российская статистика о количестве детей с аутизмом характеризуется большим разнообразием показателей по отдельным географическим регионам.

Симптомы аутистических расстройств сохраняются на протяжении всей жизни человека, но благодаря своевременной диагностике и ранней коррекционной помощи можно добиться достаточно успешной адаптации ребенка к жизни в обществе, научить его справляться с собственными страхами, контролировать эмоции.

В случаях, когда диагноз был поставлен до полутора лет и своевременно проведены комплексные коррекционные мероприятия, то к началу школьного обучения можно достичь неплохих результатов, может оказаться возможной учеба в условиях коррекционного класса общеобразовательной школы.

В ситуациях, когда диагноз был поставлен позже пяти лет, то с большой вероятностью можно считать, что результаты окажутся значительно хуже. Ребенок, скорее всего, сможет освоить школьную программу при разработке индивидуального, коррекционного маршрута обучения, и осуществлении всесторонней психолого-педагогической

поддержки со стороны родителей и специалистов, а дальнейшая учеба и профессиональная деятельность будут полностью зависеть от динамики болезненного состояния и участия микросоциальной среды, прежде всего семейного окружения в реализации специально созданных условий, в которых будет находиться ребенок. Медикаментозные методы лечения детей-

аутистов служат благоприятным фоном для коррекционных мероприятий, так как позволяют купировать проявления поведенческих нарушений, агрессивных тенденций, улучшают социализацию и адаптацию детей с аутистическими расстройствами, способствуют оптимизации реабилитационной и

коррекционной помощи.

В отношении оказания психокоррекционной и реабилитационной помощи детям с расстройствами аутистического спектра, большинство современных ученых и практиков считают, что основная часть усилий должна быть направлена на формирование определенных жизненно необходимых навыков. Предлагаемые методы основываются на обучении конкретным поведенческим действиям, направленным на то, чтобы ребенку с аутизмом, в силу его специфических особенностей, было легче освоить ту или иную деятельность.

Можно обозначить имеющиеся, ставшие уже традиционными методы воздействия на ребенка: удерживающая (холдинг) терапия ("усиленные касания"); бихевиористский (поведенческий) подход; групповая терапия; метод выбора ("любить - это быть счастливым с тем, кто у тебя есть"); эвритмия (подкрепленная музыкой коммуникативная терапия); иппотерапия (лошадь становится связующим звеном между внутренним миром ребенка-аутиста и окружающей реальностью).

Следует отметить, что в соответствии с имеющимися статистическими данными, до 80% семей, воспитывающих детей-аутистов в России, — это семьи с низким уровнем достатка. Такое положение обусловлено чаще всего неполным составом семьи либо тем, что один из родителей вынужден оставить работу в пользу ребенка. Непомерные траты на реабилитацию ребенка с аутизмом, в сочетании с переживанием депрессивного состояния от кажущейся безысходности, часто являются поводом для развода родителей. Для организации эффективного коррекционного воздействия, на одного ребенка с аутизмом требуется большое количество денежных средств, до 30-70 тыс. рублей в месяц. Кроме того, до 80% детей с расстройствами аутистического спектра являются инвалидами детства, поэтому качество их жизни не всегда соответствует необходимому уровню [4, 5, 6].

Социальным показателем качества жизни лиц с аутизмом может являться комплекс факторов,

определяющих качество жизни каждого человека. Эти показатели достаточно многообразны, в первую очередь к ним можно отнести следующие:

- здоровье (знание правил здорового образа жизни и их реализация);

- материальное благосостояние;

- профессиональное обучение, работа, творчество (практическая готовность к бытовому и производственному труду);

- коммуникабельность (умение поддерживать родственные отношения и самостоятельность контактов);

- социальная безопасность (знание и выполнение норм безопасности в общественных местах, в собственном жилище, в экстремальных ситуациях);

- непосредственное участие в общественной жизни, определение своего места в сообществе (осознание собственной социальной роли и готовность ее выполнять во взаимодействии с разными группами людей);

- нравственные устои, социальная значимость (понимание собственных ощущений, чувств, эмоций других людей, умение контролировать свои эмоции и адекватно выражать их вербальными и невербальными способами).

Для повышения качества жизни и успешной реабилитации детей, страдающих

аутистическими расстройствами, значительное место следует отводить психосоциальной работе, которая по своей сути имеет междисциплинарный, интегративный и комплексный характер, что позволяет улучшить или восстановить способность ребенка к социальному функционированию и создать в социуме условия, способствующие достижению этой цели, раскрытию потенциальных возможностей детей, особенно инвалидов.

Известно, что в России большое количество детей и подростков с аутизмом имеют возможность обучаться в специальных (коррекционных), образовательных

учреждениях, в том числе для детей с нарушениями интеллекта, так же они могут находиться в учреждениях систем здравоохранения и социальной защиты населения.

Решение проблем аутичных детей предполагает четкое понимание того, что главным в реабилитационном процессе следует считать лечебно-педагогическое и социально-психологическое сопровождение. Мероприятия

подобного плана в специальной школе может оказывать специалист по социальной работе, прошедший специальную подготовку.

Процесс осуществления профессиональной деятельности специалиста по социальной работе в отношении детей с расстройствами аутистического спектра можно представить в виде нескольких этапов:

- изучение и анализ условий жизни ребенка;

- оформление дневника сопровождения;

- формирование системы адресной социальной помощи детям и инвалидам;

- координация усилий специалистов по социальной реабилитации и адаптации детей, работа с семьями как опосредованная помощь ребенку [4, 5, 6].

В деятельности специалиста по социальной работе с детьми-аутистами можно выделить такие направления, как:

- социальная помощь семье, воспитывающей ребенка с ранним детским аутизмом;

- профилактическая психосоциальная работа с родителями и другими специалистами, имеющими дело с таким ребенком (понятие "психосоциальный" определяет как социальные и психологические проблемы, так и формы и методы работы взаимодействия, которые дополняют друг друга и указывают пути и способы решения проблем);

- индивидуальная работа с аутичным ребенком.

Профилактическая социальная работа заключается в просветительской деятельности или передаче знаний. Примером этой работы могут служить беседы и предоставление информации в школах или специальных центрах для родителей об особенностях данного заболевания.

В этой связи следует отметить, что главным в воспитании детей следует считать обучение самообслуживанию, поведению в период подготовки к игре и выхода из нее, а также специальную организацию жизни ребенка, где все элементы бытовых ритуалов должны быть детально продуманы. В центрах необходимо чаще проводить встречи родителей, на которых они могут обмениваться опытом оптимизации воспитания ребенка, оказания эмоциональной поддержки и сопровождения.

Главным в реабилитации детей с ранним детским аутизмом, помимо лечебной деятельности, должна стать координация усилий всех специалистов, совместный анализ ситуации с ребенком для совершенствования

динамики его развития, уточнение тактики всех участвующих в решении проблем ребенка.

Работа по оказанию психосоциальной помощи является индивидуально направленной, систематизированной и структурированной и должна носить адресный, комплексный характер.

Основную часть работы составляют занятия с ребенком как в школе, так и вне ее. На занятиях следует создавать условия для социальной адаптации, развитию коммуникативных навыков, подготовке к обучению, всестороннему развитию ребенка,

реализовывать связанные с местом проживания индивидуальные программы воспитания, сопровождение ребенка во внеучебной жизни, оказания своевременной медицинской помощи, осуществлять подготовку членов семьи к работе с аутичными детьми в сложных условиях.

Развитие эмоционального взаимодействия с внешним миром позволяет уменьшить аутистические и негативистические установки, преодолеть агрессивные тенденции ребенка. Нарушение общения у аутичного ребенка связано с формированием у него аутистического барьера, защищающего его от болезненных контактов, и вследствие этого - повышенной ранимостью такого ребенка и, естественно, выработкой им форм защитной гиперкомпенсации аутизма - стереотипности и аутостимуляции. Отечественными учеными К. С. Лебединской и О. С. Никольской сформулированы правила единого подхода к восстановлению аффективной связи с такими детьми [2, 5, 6]:

- первоначально не должно быть давления и прямого обращения;

- первые контакты следует организовывать на адекватном для ребенка уровне в рамках его активности;

- нужно поддерживать собственную положительную валентность;

- следует разнообразить привычные удовольствия ребенка, усилить их заражением собственной радостью;

- не нужно форсировать потребность ребенка в аффективном контакте;

- можно начинать усложнять формы контактов только после закрепления у ребенка потребности в контакте, когда взрослый становится положительным аффективным центром ситуации;

- усложнение вести только через введение новых деталей в структуру существующих форм;

- важно осуществлять дозирование контактов;

- при достижении аффективной связи ребенок становится более доверчивым, его надо беречь от конфликта с близкими;

- по мере установления контакта его внимание постепенно направляется на процесс, тем самым появляется уверенность в результатах совместного контакта.

В настоящее время проведена адаптация методик оперативного обучения в рамках традиционного российского подхода к коррекции детского аутизма, способных реально помочь в адаптации аутичного человека как дома, так и за его пределами. В последние годы возрастает количество исследований по практической социальной работе, специальной педагогике и психологии по проблемам помощи детям-инвалидам. Вместе с тем сама структура и содержание системы адаптации ребенка с детским аутизмом находят свое теоретическое и практическое подтверждение в практической деятельности стационарных и

полустационарных учреждений и организаций социальной защиты населения. Дети с расстройствами аутистического спектра, проявляющимися ограниченными

возможностями должны быть интегрированы в общество на их собственных условиях, а не приспособлены к правилам здоровых детей.

Список литературы

1. Гилберг К. Аутизм: медицинские и педагогические аспекты /К. Гилберг, Т. Питерс. - СПб.: ИСПиП, 1998. - 312 с.

2. Детский аутизм: Хрестоматия /Сост. Л.М. Шипицына. - СПб.: Дидактика плюс, 2001. - 368 с.

3. Жукова Н.С. Если ваш ребенок отстает в развитии. / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова. - М.: Медицина, 1993. - 112 с.

4. Каган В.Е. Аутизм у детей. /В.Е. Каган. - Л.: Медицина, 1981. - 190 с.

5. Лебединская К.С. Диагностика раннего детского аутизма. / К.С. Лебединская, О.С. Никольская. - М.: Просвещение, 1991. - 53 с.

6. Никольская О.С. Аутичный ребенок - пути помощи. / О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. - М.: Теревинф, 2000. - 336 с.

SOCIO-PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF REHABILITATION OF CHILDREN WITH

AUTISM SPECTRUM DISORDERS

L.S. RYCHKOVA, SUSU, Chelyabinsk, Russia

e-mail: [email protected] I.A. NAGAEVA, SUSU, Chelyabinsk, Russia e-mail: [email protected]

Abstract

The article is devoted to the activities of the expert in social work carried out at the complex medical and social, psychological and pedagogical rehabilitation of children with early infantile autism.

Keywords: Autism, early infantile autism, autism spectrum disorders, social work, psychosocial support, adaptation, correction, rehabilitation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.