Научная статья на тему 'История развития учения об аутизме'

История развития учения об аутизме Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
17364
2145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Ключевые слова
АУТИЗМ / РАССТРОЙСТВО АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА / КАННЕРОВСКИЙ ПЕРИОД / ВЫСОКОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АУТИЗМ / ПЕРВАЗИВНЫЕ ОБЩИЕ РАССТРОЙСТВА РАЗВИТИЯ / AUTISM / AUTISM SPECTRUM DISORDER / KANNEROVSKY PERIOD / HIGH FUNCTIONING AUTISM / PERVASIVE DEVELOPMENTAL DISORDERS COMMON

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Мальтинская Наталия Александровна

В статье говорится об историческом развитии учения об аутизме. Подробно описаны основные периоды становления научного представления о данном нарушении в развитии детей. Рассмотрен комплексный анализ достижения науки и практики в изучении аутизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «История развития учения об аутизме»

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

ART 470137 УДК 159.9.01

Мальтинская Наталия Александровна,

кандидат медицинских наук, доцент кафедры логопедии и детской речи ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», г. Новосибирск [email protected]

История развития учения об аутизме

Аннотация. В статье говорится об историческом развитии учения об аутизме. Подробно описаны основные периоды становления научного представления о данном нарушении в развитии детей. Рассмотрен комплексный анализ достижения науки и практики в изучении аутизма.

Ключевые слова: расстройство аутистического спектра, аутизм, каннеровский период, высокофункциональный аутизм, первазивные общие расстройства развития. Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.

Расстройство аутистического спектра на данный момент рассматривается не только как медицинская, социальная, но и как психолого-педагогическая проблема. И если в 2000 году по данным Всемирной Организации Здравоохранения распространённость аутизма составляла от пяти до 26 случаев на 10 тысяч детского населения, то в 2005 году на 250-300 новорожденных приходился один случай аутизма, а в 2008 году 1 случай на 150 детей. На сегодняшний день по данным Американских центров по контролю и предотвращению заболеваний (U.S. Centrsfor Diseance Controland Prevention), каждый 88 ребенок болеет аутизмом. Среди мальчиков распространенность заболевания выше чем среди девочек, и составляет 1 на 42 человека. Это делает актуальным изучение имеющегося практического опыта, а также разработку новых методов коррекционной работы. Аутизм рассматривается в настоящее время как особый тип нарушения психического развития, специфика которого обусловлена особенностями биологической дефицитарности ребенка. Характер этой дефицитарности до сих пор недостаточно прояснен, показано, однако, что она имеет системный характер и проявляется не только в нарушении развития высшей нервной деятельности, но и во многих соматических проблемах.

В нашей стране внимание специалистов к проблеме аутизма было обращено с конца 60-х годов. Изначальное изучением занимались детские психиатры (С. С. Мну-хин, А. Е. Зеленецкая, Д. Н. Исаев, 1967; О. П. Юрьева, 1970; М. Ш. Вроно, В. М. Ба-шина, 1975; М. С. Вроно, 1976; В. М. Башина, 1980; В. Е. Каган, 1981; К. С. Лебединская с сотр., 1981). Они рассматривали аутизм в рамках детской шизофрении или шизоидной (аутистической) психопатии (Т. П. Симсон, 1929, 1948; Г. Е. Сухарева,1925, 1937, 1959, М. О. Гуревич, 1927, 1932). Представления о том, что проявления детского аутизма могут трактоваться не только как симптомы болезни, но и как признаки нарушения развития, и попытки их разграничить начинают разрабатываться тоже детскими психиатрами. В. М. Башина (1975, 1980) не только изучает проявления детского аутизма, предшествующие началу заболевания и проявляющиеся в его процессе, но и выделяет конституциональные формы детского аутизма [1].

Вера Михайловна Башина выделяет 4 ключевых исторических этапа в формировании учения об аутизме: донозологический, доканнеровский, каннеровский и после-

научно-методический электронный >курнал

каннеровский. Первый этап это конец XIX — начало XX в., когда происходит упоминания о детях со стремлением к одиночеству. Так называемый доканнеровский период или второй этап в развитии проблемы аутизма охватывает 20-40-е годы нашего столетия, когда формировалось понятие аутизма у детей. Третий этап в развитии проблемы аутизма в детстве принято называть каннеровским (40-80-е годы) и четвертый, послеканнеровский, период приходится на 1980-1990-е годы прошлого столетия [2].

Донозоологический этап включает в себя описание странного поведения людей, которое мы сегодня называем аутизмом. Наталья Чаллис и Гораций В. Дьюи в «Ежегоднике по истории Восточной Европы» писали, что многие из юродивых Древней Руси были отмечены элементами аутистического поведения: были невербальные, равнодушны к общественным условностям, вероятно, и нечувствительны к боли; у некоторых была эпилепсия (считается, что около 30% людей с аутизмом страдают от эпилепсии [3]. Также беспрецедентным стало их заявление, что оборотни, которые появляются в сказках, возможно, и есть аутичные дети. В своей книге «Введение в психологическую теорию аутизма» Франческо Анне описала первые упоминания об аутизме. Одна из историй пришла к нам из Индии, в которой рассказывается как шейх по имени Чилли страстно влюбился в одну девушку и спросил совета у своей матери: «Как сделать, чтобы и она меня полюбила?». Его мать сказала: «Лучше всего сесть у ручья и, когда она придет за водой, просто бросить в нее камешек и улыбнуться». Шейх воспринял ее слова буквально, и когда пришла девушка он бросил булыжник в нее и пробил ей голову. Во второй истории рассказывается о юноше по имени Гахан. Которому его мать уходя в церковь сказала: «Я сейчас ухожу в церковь, когда встанешь закрой за собой дверь и потяни ее как следует». После того, как Гахан встал, умылся, оделся и уже собирался выходить из дома, он вспомнил, что ему говорила мать. Он открыл дверь, закрыл ее и потянул за ручку, да так, что выдернул ее. Эти истории убеждают в том, что странное поведение и наивность аутистов были известны во многих культурах. Интересно, что подобные герои сказок почти всегда мужчины; аутизм среди мужчин встречается более чем в два раза чаще, чем среди женщин [4]. В 1724 году под немецким городом Хамельн был замечен оголённый бегущий по полям мальчик, который позже стал известен как «одичавший ребёнок Питер». Английский историк Люси Уорсли, которая занимается исследованием удивительной жизни Питера, предполагает, что он был болен аутизмом. Более чем через сто лет французский исследователь Дж. М. Итар опубликовал работу "Мутизм, вызванный поражением интеллектуальных функций" (1828) в которой обобщил результаты своих 28-летних исследований в институте Сур-Муэ (Париж). Ученый описал свои попытки реабилитации Виктора - Дикого мальчика из Аверона. Итар провел тщательное изучение уровня внимания, памяти и имитационных способностей подобных детей, и пришел к выводу, что дети с интеллектуальным мутизмом асоциальны, испытывают огромные сложности в установлении дружеских отношений со сверстниками, используют взрослых лишь как орудия для удовлетворения своих потребностей, проявляют значительные нарушения в развитии речи и языка (особенно в употреблении личных местоимений) [5]. Примерно в это же время Уильям Гаушип Дикинсон, врач лондонской Больницы Святого Георгия и английский психиатр Генри Модсли в своих трудах описывали симптомы заболевания у детей, которые характерны для аутизма. В 1887 году Джон Лэнгдон Даун, известный британский врач-генетик, ввёл разграничение между ранним и поздним началом расстройства, а также описывал присущи им значительные способности назвав их «слабоумными учёными». Доктор ДэролдТреф-ферт, ведущий мировой эксперт по синдрому саванта полагает, что Джон Даун гово-

научно-методический электронный журнал

рил о «регрессивном аутизме» [6]. В 1896 году русский психиатр Станислав Никоди-мович Данилло сообщил о факте кататонии у мальчика 14 лет, а ведь по данным двух современных исследований, кататонические симптомы наблюдаются у 12-17% молодых людей с аутизмом [7].

Но в первые определение «аутизму» дал швейцарский психиатр E. Bleuler в 1911 году. E. Bleuler выдвинул гипотезу схизиса, расщепления психики, и на клиническом уровне «расщепление» проявлялось аутизмом, одним из важнейших симптомов шизофрении, обозначающих «активный уход из внешнего мира и преобладание внутренней жизни». В знаменитом труде «Dementia Praecoxor the Group Schizophrenias» (1911), Блейлер дал следующее определение аутизму: «Одним из важнейших симптомов некоторых психических заболеваний является преобладание внутренней жизни, сопровождающееся активным уходом из внешнего мира. Более тяжелые случаи полностью сводятся к грезам, в которых как бы проходит вся жизнь больных; в более легких случаях мы находим те же самые явления в меньшей степени. Этот симптом я назвал аутизмом». В дальнейшем Е. Minkowski (1927) различал аутизм «богатый», при котором сохраняется известное богатство психических процессов, и «бедный», характеризующийся аффективной опустошенностью. Применительно к шизофрении аутизм рассматривается им не как «минус», а как иная жизнь. Немецкий психиатр и психолог, профессор Тюбингенского университета Е. Kretschmer рассматривал аутизм как динамику шизоидного темперамента. Таким образом, Е. Minkowski и Е. Kretschmer в своих трудах говорили о многообразии проявления аутизма, и их взгляды отличались от первоначального определения аутизма, данного E.Bleuler. Несмотря на то что термин аутизма употребляется более ста лет, на сегодняшний день понятие аутизма очень сильно отличается от первоначального клинического определения, данного E. Bleuler в начале XX века [8].

Во втором, доканнеровском периоде, который приходится на 1920-1940-е годы приходятся первые попытки к системному изучению аутизма. Данное в 1911 году определение аутизма Блейром позволило рассматривать его как одно из клинических проявлений шизофрении. И под влиянием взглядов Е. Блейлера в психологию внедрилось весьма широкое толкование термина «аутизм» как доминирования аффективного над рациональным. Представление об аутизме как первичной фазе детского развития наиболее полно предоставлено в психоанализе. Процесс развития ребенка, как известно, оценивается З. Фрейдом (1913) в виде последовательной смены объектов удовлетворения сексуального инстинкта. Младенец, по Фрейду, аутичен, так как переживание удовольствия не связано с реакциями на внешний мир. Аутическое удовлетворение желаний прерывается в период от 1 до 1,5 года, когда инстинкты-табу вступают в конфликт с уже изолированным либидо. Такой же точки зрения придерживался Ж. Пиаже в своих ранних работах (1923, 1924). Для Пиаже было важно показать, как изначально аутистическая детская мысль деформируется под влиянием логических законов, когда необходимость адаптации к среде заставляет ребенка сменить принцип удовольствия на принцип реальности. Невозможность стать на позицию другого, незаинтересованность в понимании другими - все эти особенности эгоцентризма (по Пиаже), по существу, сходны с описанными Е. Блейлером признаками аутистиче-ского мышления. Интересно, что сам Е. Блейлер по вопросу о первичности аутизма как стадии развития занимал весьма противоречивую позицию. С одной стороны, он критиковал З. Фрейда за концепцию изначальности аутизма, с другой стороны, разбирая вопрос о генетических корнях логики и аутизма, Е. Блейлер пишет: «...логическое мышление, работающие с помощью картин воспоминания, должно быть приобретено

научно-методический электронный журнал

путем опыта, в то время как аутистическое мышление следует прирожденным механизмам». В детской психиатрии понятие аутизма как симптома или синдрома стало впервые использоваться со времени выделения ранней детской шизофрении. Впервые Т. П. Симеон проследила за формированием шизоидной психопатии у детей 3— 5 лет, подчеркнув, что им свойственны аутизм и малая привязанность к объектам реального мира. J. Lutz (1938) назвал аутизм у детей «пустым», что сближало его с так называемым бедным аутизмом, по E. Minkowski (1927). Как видим, на том этапе перед клиницистами стояла проблема доказательства возможности формирования аутизма у незрелой личности ребенка. Уход от реальности, погружение хотя и бедный, но собственный мир, нередко ограниченный только однообразной деятельностью, послужил основанием отнести этот вид расстройств у детей к аутизму, по E. Bleuler [9]. В этот период в разных странах появились описания больных детей, психопатическая картина которых уже терминологически обозначалась как аутистическая: Н. И. Озерецкий (1924), H. Potter (1924) , П. Е. Сухарёва (1932), Е. С. Гребельская (1934), С. Галацкая (1935), L. Bender (1941), C. Bredley (1942), Л. Каннер (1943), Г. Аспергер (1944), С. С. Мнухин (1947) и др. В.П. Осипов (1931) охарактеризовал аутизм как «разобщенность больных с внешним миром», а В.А. Гиляровский (1938) в своих трудах писал об аутизме как о «своеобразном нарушении сознания своего «Я».

С момента описания аутизма Лео Канером, начинается третий или канеровский период, который характеризуется первыми научными обоснованиями и выделением аутизма в отдельный вид дизонтогенеза. Именно в этот период специалисты мирового уровня Лео Каннера и Ганс Аспергер сыграли основополагающую роль в изучении и понимании данной проблемы. В последующем в свет вышло множество работ значительного числа специалистов, но Каннера и Аспергера до сих пор считают выдающимися учёными в области изучения аутизма. Лео Каннер в 1943 опубликовал статью «Аутистические нарушения аффективного контакта», где подробно изложил результаты своего исследования и описал аутизм как синдром. В статье были описаны характеристики 11 детей, которых он наблюдал с 1938 по 1943 годы. Все эти дети проявляли общие черты, основными из которых были чрезмерная изоляция, замкнутость, уход от каких-либо контактов с людьми, нарушения речевого развития и потребность в многократном повторении одних и тех же действий и однообразии, причем начало проявления этих особенностей отмечалось уже на первом году жизни ребенка.

Итак, Каннер был первым, кто настаивал на том, что дети, о которых он писал, представляют собой уникальную подгруппу большой труппы детей, которым в прошлом ставили диагноз детская шизофрения. Через 13 лет после выхода этой работы, в 1956 году, Л. Каннер совместно с Л. Эйзенбергом пересмотрел предложенный им критерий диагностики аутизма и опубликовал статью «Ранний детский аутизм: 19431955», в которой они сократили диагностические критерии.

В 1944 году, независимо от Каннера, австрийский психиатр Ганс Аспергер описал состояние аномального поведения группы подростков, проявляющееся в нарушении социального общения и коммуникации, которое он назвал «аутистическая психопатия» [10]. Оба психиатра выделяли аутизм из группы умственно отсталых и людей с серьезными нарушениями нервной системы, и применяли его по отношению к детям с ненарушенным интеллектом. Однако Аспергер не отмечал явных аномалий в развитии речи и понимании языка, описанных Каннером. Аутизм определялся Каннером как «нарушение аффективного контакта», тогда как Аспергер описал детей, которые, хотя и характеризовались отсутствием аффективного контакта, но могли нормально пользоваться неэмоциональной речью [11].

научно-методический электронный журнал

К 50-м годам 20-го столетия сильно возрос интерес к аутизму среди специалистов-психиатров США. Многие врачи, особенно те, кто работал в рамках психоаналитической теории, пытались объяснить возникновение аутизма у ребенка с ненарушенным интеллектом, произошедшими с ним психотравмирующими событиями, особенно, отсутствием теплых, доверительных, доброжелательных отношений к ребенку со стороны родителей. В то время в публикациях появились термины замороженная мать, холодные интеллектуальные родители и т.п. В 1959 году американский психолог Б. Беттель-хейм пишет статью «Джо - механический мальчик», где он описал ребенка-аутиста, который был очень замкнут, но интеллектуально сохранен и даже одарен. В этом исследовании, в качестве основной причины развития болезни, было выделено именно холодное отношение родителей к ребенку. Теория Беттельхейма, которая обвиняла родителей в возникновении аутизма у детей, была популярной на западе до середины 1970-х годов, пока новые медицинские исследования в этой области не подтвердили первоначальную биологическую природу аутизма, о которой говорил Каннер.

В 1960-е годы отмечается большое изменение в понимании аутизма: его этиологии, диагностики и лечения. В эти годы психоаналитики подвергли сомнению эффективность психотерапии как основного «лечения» аутизма, а затем С. Б. Ферстер в 1961 году в своей работе «Позитивное поощрение и неадекватность поведения аутич-ных детей», предположил, что многие аномалии в поведении и речи аутичных детей могут быть уменьшены и сглажены путем систематических занятий по программе модификации поведения. С. Ферстер отметил интересное наблюдение, что любое странное поведение аутичных детей может быть формой коммуникации, и таких людей можно научить общаться более адекватно. Работа Ферстера послужила толчком к исследованию подхода модификации поведения аутичных детей и применению его на практике.

Американский психолог Бернард Римланд в 1964 году опубликовал книгу «Детский аутизм: Синдром и его значение для теории нервного поведения». Эта книга оказалась поворотным пунктом в изменении взглядов на проблему аутизма. В ней автор проанализировал мировую литературу по аутизму и сходным нарушениям, а также обосновал взгляд на аутизм как органическое нарушение мозга. Необходимо отметить, что в это же время ученые-исследователи Эрик Шоплер и Роберт Рейхлер, основали первое государственное отделение, занимающееся коррекцией и обучением детей с аутизмом и близкими к нему нарушениям коммуникации. Основываясь на своих наблюдениях и опыте работы Э. Шоплер и Р. Рейхлер, подтверждали предположение, что причиной аутизма является неизвестная пока органическая аномалия мозга, а не плохое обращение родителей с детьми. Эти выводы о признании патологии мозга указали на необходимость создания специфических благоприятных условий, которые будут способствовать развитию познавательных способностей у людей с аутизмом.

После этого по всему миру начинают проводиться исследования в области аутизма, создаются общества помощи людям с аутизмом. В 1977 С. Фолштейном и М. Раттером было проведено первое систематическое исследование для подтверждения генетических факторов аутизма. Американские ученые С. Чесс, С. Корн и Ф. Фер-нандез изучали в те годы специфические инфекции как одну из причин аутизма. В 1979 Е. Дейкин и Б. МакМахон также изучали возбудителей инфекционных заболеваний в организме матери в период беременности, которые могли бы рассматриваться как причина возникновения аутизма у ребенка. Однако работы этих ученых не подтвердили инфекционную гипотезу развития аутизма. В 1987 был опубликован обзор нейробиологических, генетических и фармакологических исследований проблем

научно-методический электронный журнал

аутизма. Установлено, что в отличие от многих других расстройств работы мозга, аутизм не имеет чёткого единого механизма ни на молекулярном, ни на клеточном, ни на системных уровнях. До сих пор у ученых нет точного и единого понимания, что стоит за понятием аутизм несколько расстройств, обусловленных мутацией генов, либо это большая группа расстройств, вызванная различными механизмами.

В нашей стране С. С. Мнухин, профессор ленинградской психиатрической школы, примерно в одно время с Канером и Аспергером, обращается к проблеме аутизма. В этот период им и его соратниками были обследованы десятки детей, в ходе исследования учеными были выявлены те же симптомы, которые были описаны в литературных источниках. Обследуемые дети с самых ранних лет жизни отличались ослаблением, либо полным отсутствием контактов с окружающей средой, отсутствием видимых интересов и адекватных эмоциональных реакций, у них не наблюдалась целенаправленная деятельность. Почти у всех детей была отмечена хорошо развитая речь, достаточно богатый словарный запас, но это была речь, не используемая для коммуникации, в ней было изобилие эхолалий. В двигательной сфере они часто были несостоятельны и беспомощны, долго не могли научиться одеваться и нуждались в помощи. Они часто разговаривали сами с собой, были нередки случаи неадекватных эмоциональных реакций, например, немотивированные улыбки и смех, они производили впечатление отрешенных, погруженных в свой внутренний мир. Именно на основании этих наблюдений, ранний детский аутизм был включен в рамки детской шизофрении, и очень долгое время в нашей стране эта точка зрения считалась правомерной. Отечественные психиатры рассматривали синдром детского аутизма как предманифестное состояние, на фоне которого, в последствии, могут развиваться продуктивные симптомы. В отечественной детской психиатрии вопрос о раннем детском аутизме, как особом, самостоятельном заболевании даже не обсуждался. Аутизм как предмет психологического исследования в России имеет совсем иную картину, чем на западе. Как было сказано выше, аутизм не рассматривался как отдельный синдром, а изучался в рамках шизофренических расстройств (Сухарева, Башина, Лебединская, Лукашова, Немировская), иногда при органической патологии мозга (Мнухин, Исаев, Каган). Только 1977 году при НИИ дефектологии АПН СССР была впервые создана специальная экспериментальная группа по комплексной коррекции РДА, в которой совместно работали врачи, психологи и педагоги-дефектологи и основной целью работы была разработка системы клинико-психолого-педагогиче-ской коррекции аутизма.

Начиная с 80-х годов в нашей стране стали создаваться отдельные лаборатории по изучению проблем аутизма и практические центры. Так в Институте дефектологии, в Москве было создано научно-практическое направление по организации помощи аутичным детям под руководством К. С. Лебединской, которое работает и в настоящее время. В Санкт-Петербурге в Институте психотерапии под руководством В. Е. Когана были организованы специальные группы по работе с аутичными детьми и их семьями. В них работали психиатры, психологи, психотерапевты, арт-терапевты, музы-котерапевты, логопеды, дефектологи.

В эти годы, ведущими специалистами в области аутизма К.С. Лебединской и О.С. Никольской были выделены два вида нарушений в структуре РДА: 1) аутизм; 2) стереотипность поведения. Они рассматривают аутизм как один из симптомов РДА. Также они разработали классификацию РДА, согласно которой проявления аутизма имеют весьма широкий и разнообразный спектр. Сюда относились, как дети с весьма тяжелыми проявлениями, включая алалию и умственную неполноценность, так и социально активные, так называемые высокофункциональные аутисты, проявления

научно-методический электронный журнал

нарушенного развития, которых заключалось в странностях при общении, избирательности интересов, многословной, педантичной речи. Классификация так же подразделяла аутизм на низко-, средне- и высокофункциональный, по уровню интеллекта, а также по степени и объему необходимой социальной и педагогической поддержки, в которой нуждался ребенок.

Терапия аутизма и аутистических расстройств, так же, как и подходы к их изучению, различны в западной и отечественной психиатрической и психологической практике. В отечественной практике, в связи с тем, что аутизм считался и считается расстройством шизофренического спектра, который во взрослом возрасте автоматически перетекает в шизофрению, превалировало медикаментозное лечение и методы специального обучения детей.

Четвертый, послеканнеровский, период - 1980-1990-е годы - знаменуется отходом от позиций самого Л. Каннера во взглядах на аутизм (Башина, Пивоварова, 1970; Башина, 1980; Мнухин, Зеленецкая, Исаев, 1967; Rimland, 1964; Wing, 1976; Rutter, 1972; Gillberg, 1992). В 1967 году русский психиатр С.С.Мнухин с соавторами описал органический аутизм. В 1975 году исследователями М. Ш. Вроно, В. М. Башиной ранний детский аутизм был выделен в круге постприступной шизофрении. Авторам впервые удалось описать важнейшую особенность аутизма Каннера, а именно особый асинхронный тип задержки развития. Признаки неравномерности развития у детей выявлялись в нарушении психического, речевого, моторного, эмоционального развития. Нарушения физиологического феномена вытеснения примитивных функций сложными (Башина В. М., 1974, 1979, 1989). В этот же период выявилась вариативность аутизма от легких, до более тяжелых форм. Синдром каннеровского аутизма сблизился с ранним детским аутизмом процессуального шизофренического происхождения. В установленном феномене асинхронии развития, свойственном раннему детскому аутизму Каннера, выступило главное отличие его от всех других видов нарушенного развития с симптомами аутизма иного происхождения, что важно для диагностики и прогноза РДА.

В современной практике основу диагностики расстройств физического и социального контакта составляет оценка трех ключевых нарушений, известных как триада Лоры Винг: качественное ухудшение в сфере социального взаимодействия; качественное ухудшение в сфере вербальной и невербальной коммуникации и в сфере воображения; крайне ограниченный репертуар видов активности и интересов.

Данная триада нарушений включает в себя нарушения в сферах социального взаимодействия, коммуникации и воображения.

По мнению Л. Винг, следствием этих нарушений у людей с нарушениями аути-стического спектра является жесткая модель поведения, включающая в себя стремление к сохранению постоянства, стереотипные движения, ограниченные интересы и т. д. Эти характерные черты проявляются различно у каждого ребенка.

Кроме того, различные аспекты модели поведения могут варьироваться у одного и того же ребенка в зависимости от его возраста. Обычно один ребенок не проявляет всех характерных черт в одно и то же время или же в одной и той же степени (1991). Все это нашло отражение в термине, который ввела Л.Винг - «расстройство аутисти-ческого спектра»

В России в этот период проблемой аутизма занимаются такие ученые как: В. Е. Каган (1976); К. С. Лебединская, О. С. Никольская (1991); Д. Н. Исаев (1967) и др. Вследствие всех изучений детей сданным видом дизонтогенеза и со смешанным ди-зонтогенезом О. С. Никольской (1985-1987) были выделены четыре основные группы раннего детского аутизма: I группа, это дети с ярко выраженной отрешенностью от

научно-методический электронный журнал

внешней среды; II группа - дети этой группы несколько более активны и чуть менее ранимы в контактах со средой, и сам их аутизм более активен, он проявляется уже не как отрешенность, а как неприятие большей части мира, любых контактов, неприемлемых для ребенка; III группа детей отличается по внешним проявлениям, прежде всего - по способам аутистической защиты, они выглядят уже не отрешенными, не отчаянно отвергающими окружающее, а скорее сверхзахваченными своими собственными стойкими интересами, проявляющимися в стереотипной форме; IV группе детей присущ аутизм в его наиболее легком варианте и на первый план выступают уже не защита, а повышенная ранимость, тормозимость в контактах, неразвитость самих форм общения, трудности сосредоточения и организации ребенка [12].

В 1981 году Mариан де Mайер, детский психиатр из США, вводит термин «высоко функциональный аутизм», а в 1986 г. Американский детский психиатр и педиатр Даниэль Коэн внедряет термин «множественные нарушения развития» [13].

После того как в нашей стране была принята Mеждународная Классификация Болезней 10-го пересмотра (M^-10, 1999 г.) РДА был выведен из раздела психозов и теперь относится к так называемым «первазивным общим расстройствам развития». Наряду с ранним детским аутизмом в M^-10 как отдельная специфическая категория выделяется «атипичный аутизм». При диагностировании специалисты отличают его от РДА отсутствием немногих, но от этого не менее важных, показателей.

В настоящее время развитие синдрома аутизма набирает стремительные темпы и изучением проявлений этого синдрома продолжают заниматься ученые всего мира.

Ссылки на источники

1. Никольская О. С., Баенская E. Р. Коррекция детского аутизма как нарушения аффективной сферы: содержание подхода II Альманах Института коррекционной педагогики. - 2014. - Альманах № 19.

- Электрон. ст. - URL: http://alldef.ru/ru/articles/almanah-19/korrekcija-detskogo-autizma-kak-narushenija/

2. Башина В. M. Аутизм в детстве. - M., 1999. - 212 с.

3. Зюмалла Р. Обучение и сопровождение детей с аутизмом по программе ТEАССH I пер. А. Ладисов, О. Игольников. - Mинск, 2005. - 73 с.

4. Аппе Ф. Введение в психологическую теорию аутизма I пер. с англ. Д. В. Eрмолаева. - M.: Тере-винф, 2006. - 216 с.

5. Богдашина О. Аутизм: определение и диагностика. - Донецк, 1999. - 307 с

6. Treffert D. A. Extraordinary people: Understanding savant syndrome. - New York, 2006. - 63 с

7. Challis N., Dewey H. W. The blessed fools of old Russia IIJahrbücherfür Geschichte Osteuropas. - 1974.

- № 20. - Р. 1-11.

8. Никольская О. С., Баенская E. Р., Либлинг M. M. Аутичный ребенок. Пути помощи». - M.: Теревинф, 2007. - 243 с.

9. Докукина, Н. К., Григорьева Т. Н., Алыко Н.А. Mолодежный сборник научных статей «Научные стремления». - 2012 - № 4. - С. 12-17.

10. Clayton P.J., Fatemi S. H. The medical basis of psychiatry. - Totowa, 2008. - 72 р.

11. Kanner L. Autistic disturbances of affective contact // Nerv. Child. - 1943. - № 2-3. - P. 217-250.

12. Mикиртумов Б. E., Завитаев П. Ю. Аутизм. История вопроса и современный взгляд. - M.: Н - Л, 2012. - 144 с.

13. Frith U., Houston R. Autism in history: The case of Hugh Blair of Borgue. - Oxford, England: Wiley-Black-well, 2000. - 185 р.

14. Иванов E. С., Демьянчук Л. Н., Демьянчук Р. В. Детский аутизм: диагностика и коррекция. - СПб., 2004. - 80 с.

Nataliya Maltinskaya,

The candidate of medical Sciences, Associate Professor of the Department of Speech Therapy and Children's Speech, Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk [email protected] History of exercise about autism

научно-методический электронный журнал

Abstract. The article describes the historical development of the doctrine of autism. Detailed description of the major periods of the formation of scientific understanding of this developmental disorder in children. A complex analysis of the achievements of science and practice in the study of autism. Key words: autism spectrum disorder,autism, kannerovsky period, High Functioning Autism, Pervasive developmental disorders common.

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»^ЯЛ

Поступила в редакцию Received 18.05.17 Получена положительная рецензия Received a positive review 22.05.17

Принята к публикации Accepted for publication 22.05.17 Опубликована Published 25.05.17

www.e-koncept.ru

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2017 © Мальтинская Н. А., 2017

9772304120173

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.