Научная статья на тему 'Реализация социального проекта "здоровая семья" в условиях специальной (коррекционной) школы для детей с нарушением зрения'

Реализация социального проекта "здоровая семья" в условиях специальной (коррекционной) школы для детей с нарушением зрения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
402
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "ЗДОРОВАЯ СЕМЬЯ" / СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА / НАРУШЕНИЕ ЗРЕНИЯ / ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНЬ / ВСЕОБУЧ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Телелюева Т.Н., Рычкова Л.С., Низовцева Ю.А., Трофимова Г.С.

В статье рассматриваются возможности реализации социального Проекта "Здоровая семья" в условиях специальной (коррекционной) школы для детей с нарушениями зрения по основным направлениям работы в виде трех блоков "Здоровый образ жизнь", "Всеобуч для родителей", "Социализация"

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Телелюева Т.Н., Рычкова Л.С., Низовцева Ю.А., Трофимова Г.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF SOCIAL PROJECT "HEALTHY FAMILY" IN TERMS OF SPECIAL (CORRECTIONAL) SCHOOLS FOR CHILDREN WITH VISUAL IMPAIRMENT

The article is devoted to investigation of possibilities of realization of social Project "Healthy family" in special (correctional) schools for children with visual impairments. Implementation of the program occurred in the main areas of work in the form of three blocks of "Healthy life", "Education for parents", "Socialization"

Текст научной работы на тему «Реализация социального проекта "здоровая семья" в условиях специальной (коррекционной) школы для детей с нарушением зрения»

УДК 159.922.76 + 376.1:617.7 БКК Ч453.026 + Ч490.5

РЕАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТА "ЗДОРОВАЯ СЕМЬЯ" В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ

ЗРЕНИЯ

Т.Н. ТЕЛЕЛЮЕВА, МБОУ "С(К)ОШ №127 г. Челябинска" г. Челябинск, Россия

Л.С. РЫЧКОВА, ФГАОУВО "ЮУрГУ (НИУ)", г. Челябинск, Россия Ю.А. НИЗОВЦЕВА, МБОУ "С(К)ОШ №127 г. Челябинска" г. Челябинск, Россия Г.С. ТРОФИМОВА, МБОУ "с(к)оШ №127 г. Челябинска" г. Челябинск, Россия

Аннотация

В статье рассматриваются возможности реализации социального Проекта "Здоровая семья" в условиях специальной (коррекционной) школы для детей с нарушениями зрения по основным направлениям работы в виде трех блоков "Здоровый образ жизнь", "Всеобуч для родителей", "Социализация".

Ключевые слова социальный проект "Здоровая семья", специальная (коррекционная) школа, нарушение зрения, ограниченные возможности здоровья, здоровый образ жизнь, всеобуч для родителей, социализация.

Актуальность. Современная семейная политика, отраженная в проекте концепции государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 года, определяет цель сохранения семьи как социального института и предусматривает разделение основных форм социальной помощи семьям, оказавшимся в острой ситуации, на экстренные (центры экстренной социально-психологической помощи, отделы опеки) и профилактические, направленные на поддержание благополучия, стабильности и социальное развитие семьи и ее членов [2,

5].

Следует заметить, что большинство социальных программ направлено на работу с асоциальными и неблагополучными семьями. Хотя в современных социальных условиях, когда родители очень часто как бы "отчуждены" от своих детей и полностью поглощены решением социально-бытовых проблем, особую актуальность приобретает важность работы с проблемными семьями, которые зачастую имеют характеристику благополучных. Специалисты в области работы с семьей отмечают правовой нигилизм родителей и понижение воспитательного потенциала современной семьи, а ведь именно в семье происходит

первичная социализация ребёнка, приобретаются навыки взаимодействия и общения с людьми, закладывается фундамент полноценного развития личности [3, 7, 9].

В связи с этим в специальной (коррекционной) школе №127 для детей с нарушениями зрения предложен к реализации на 2016-2017 год проект " Здоровая семья" по ранней профилактике семейного неблагополучия путем создания особой среды, способствующей

здоровьесбережению института семьи. Проект направлен на предотвращение факторов риска, влияющих на снижение воспитательного потенциала семьи, и способствует оздоровлению внутрисемейных отношений и формированию ответственной родительской позиции в деле воспитания здорового поколения.

Цель: настоящая статья посвящена анализу результатов работы школьного коллектива по реализации проекта "Здоровая семья", включаещего профилактику семейного неблагополучия путем создания условий для укрепления здоровых родительско-детских, внутрисемейных и социальных отношений и формирования осознанного отношения к родительству.

Задачи проекта: - способствовать воспитанию в семьях позитивных стандартов здорового образа жизни;

- активизировать жизненный потенциал семьи, направленный на благополучие детей;

- способствовать формированию сознательного отношения к родительству и оптимизации родительско-детских отношений;

- обеспечить психолого-педагогическое сопровождение родительства через повышение воспитательской компетенции.

Решение задач позволило способствовать раннему предупреждению неблагоприятных воздействий со стороны семьи (в кризисные для нее моменты) на развитие ребенка и обеспечить предпосылки для нормального развития и образования ребенка в семье.

Материалы и методы. В качестве целевой аудитории для реализации проекта были включены семьи, воспитывающие детей дошкольного и младшего школьного возраста (в том числе с ограниченными возможностями здоровья, в частности с различными видами и формами нарушений зрения), при этом дифференцированно проводилась работа для следующих детских контингентов: дети от 4 до 7 лет (20 человек); дети от 8 до 10 лет (30 человек); их родители (законные представители), имеющие воспитательные трудности (20 человек группы детей в возрасте от 4 до 7 лет), 30 человек группы детей в возрасте от 8 до 10 лет). Срок реализации Проекта: 2016 - 2017 год.

Методы работы: индивидуальная педагогическая и психологическая диагностика и консультации для детей и взрослых; коррекционно-развивающие

занятия для детей и родителей; групповые психолого-педагогические занятия для детей, для детей со взрослыми, для взрослых в форме лекций, семинаров, тренингов и т.п.; культурно-массовые мероприятия для семей с детьми.

Результаты исследования. Проект разделен на три блока, в каждом из которых по разработанным специалистами программам, осуществлялось проведение работы по следующим направлениям:

Первый блок проекта обозначен как "Здоровый образ жизни". Цель данного блока

- сформировать у родителей (законных представителей) понятие "здоровый образ жизни" и его влиянии на развитие и воспитание здорового поколения; разработать и предоставить в пользование методические рекомендации по организации здорового образа жизни ребенка, овладения навыками классического самомассажа, методикой оздоровительных, спортивных мероприятий для детей, их родителей (законных представителей). Для достижения поставленной цели проведены следующие мероприятия: сформированы группы для детей по усвоению техники выполнения движений комплексов ЛФК, а для родителей сформированы группы по обучению элементам классического самомассажа; проведен лекторий для родителей "Принципы здорового образа жизни. Занятия физкультурой" с заключительным физкультурно-оздоровительный праздником "Мы - здоровая семья!". В процессе реализации данного блока разработан лекционный материал по теме " Принципы здорового образа жизни"; обеспечен медицинский контроль за состоянием организма у детей при физических нагрузках; разработан тренинговый комплекс по индивидуальным медицинским показаниям для детей; родителям предоставлена возможность использования спортивного оборудования для совместных физических упражнений и услуги профессионального сопровождения транслирующих устройств электронного оборудования; оформлены и систематизированы материалы, изготовлена и распространена печатная продукция по проблемам здорового образа жизни.

При реализации этого блока специалисты школы исходили из того, что здоровый образ жизни семьи - это залог того, что дети будут придерживаться культуры здоровья и здоровых отношений всю жизнь. Здоровый образ жизни семьи - это здоровый психологический климат в семье, искренние и доверительные взаимоотношения между детьми и родителями (законными представителями), реализация мотивации к здоровью и здоровым отношениям в семье и социуме на практике, на собственном примере. Для этого родителям необходимо овладевать основными знаниями по

психологическим, педагогическим и оздоровительным аспектам воспитания детей

[4, 6].

Второй блок проекта - "Всеобуч для родителей". Цель данного блока - повысить уровень образования родителей по психологии и педагогике, создать тренинговую ситуацию по приобретению опыта конструктивных взаимоотношений с детьми. Мероприятия, направленные на достижение поставленной цели включали: 1) Диагностику и мониторинг состояния взаимоотношений детей и родителей; 2) Лекционно-практические занятия с родителями по оптимизации семейного опыта "Развитие здорового ребенка"; 3) Тренинговые психологические занятия с родителями и детьми по оптимизации родительско-детских отношений "Мы вместе""; 4) Групповые консультации специалистов службы сопровождения для родителей (законных представителей). При реализации данного блока осуществлено оформление и проведена систематизация материалов, изготовление печатной продукции, ее распространение.

При реализации данного блока специалисты исходили из того, что следует выделять три "категории здоровья": психическое, физическое и нравственное.

При этом причинами утраты здоровья можно считать такие факторы как недостаток знаний (образования) в области здоровья, здорового образа жизни; отсутствие привычек, способствующих укреплению здоровья, привитых с раннего детства; несформированность личностных качеств, способствующих здоровому образу жизни; недостаток опыта в самовоспитании и в сфере выстраивания качественных отношений в семье и социуме.

Совокупность всех этих причин чаще всего обусловлена недостатком воспитания в семье с самого раннего детства. Роль и функции воспитания здорового

подрастающего поколения нельзя рассматривать вне целостного образа жизни, традиций и культуры семьи и общества. Но следует иметь ввиду, что именно в семье формируется система мотивации

взрослеющего человека к формированию личной ответственности за сохранение

собственного здоровья и уважительное отношение к здоровью общества.

При реализации проекта "Здоровая семья" учитывалось, что воспитание ценностного отношения к здоровью и здоровым внутрисемейным и социальным отношениям на ранних этапах становления личности способствует более полному развитию потребности в здоровом образе жизни в дальнейшем. Именно этим обусловлен выбор возраста целевой аудитории мероприятий Проекта - дети дошкольного и младшего школьного возраста и их семьи, родители, законные представители [1, 2, 8].

Третий блок Проекта направлен на решение проблем социализации. Цель данного блока - приобретение участниками проекта (детьми их родителями) положительного опыта интеграции в социум. Для реализации поставленной цели проведены следующие мероприятия: 1) Анкетирование родителей, систематизация данных, формирование групп по выявленным проблемам, интересам, возможностям, социальному статусу семей. 2) Лекционно-практические занятия для родителей с привлечением специалистов разных областей: образование; медицина; психология; право. 3) Организация и проведение экскурсий по интересам и определенному направлению социализации. 4) Мастер-классы "Секрет семейного благополучия. В чем он?". 5) Семейная гостиная (созидательный досуг семьи): "Мыслей и рук творенье". 6) Акции социально-полезного дела " Мир дома моего...".

В процессе реализации мероприятий данного блока были осуществлены: обработка анкет на электронных носителях; сформированы группы по социальным параметрам; разработаны лекционные, тренинговые комплексы по выявленным семейным проблемам; сформирован план работы родительского лектория; проведен курс лекций; проведены цикл экскурсий по историческим и святым местам Челябинской, Курганской, Свердловской областей; проведен мастер-классы "Секрет семейного благополучия", осуществлен цикл мероприятий в рамках "Семейная гостиная": литературные чтения (по актуальным

проблемам семейного воспитания); семейный кинозал "Наше кино" (2 встречи). Приняли участие в организации и проведении культурных, мероприятиях города, района в виде праздничных шествий, возложения цветов в памятные даты; спортивных соревнований, пробегов; субботники по благоустройству; проведены акции социально-полезного дела "Мир дома моего...".

Коллектив специальной (коррекционной) школы для детей с нарушениями зрения хорошо понимает, что, счастливая семья, здоровые дети, семейное благополучие - это одни из самых приоритетных жизненных ценностей, общепринятые составляющие счастья каждого человека. Общеизвестно выражение: "здоровая семья - здоровое общество". всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), являющаяся несомненным авторитетом в вопросах здоровья, включает в это понятие "полное физическое, психическое и социальное благополучие", а также способность и возможность " вести социально и экономически продуктивную жизнь". Здоровье прямо пропорционально счастью. Если семья здорова, значит, все члены семьи счастливы. Опираясь на авторитетное мнение, можно представить здоровую семью, соответствующую данной модели: это социально активная, позитивно настроенная общность родителей и детей, имеющая достаточные способности и возможности для удовлетворения своих здоровых

потребностей, основанных на построении качественных внутрисемейных отношений и ценностей. Здоровая, благополучная семья способна развиваться, эффективно преодолевая проблемные ситуации [2, 9].

Однако, в современном обществе семейные ценности переживают глубокие перемены, далеко не всегда положительные и способствующие установлению в семье и обществе социального согласия и стабильности. Внутрисемейные отношения в нашем обществе также зачастую сложно назвать качественными. Именно наличие кризиса внутрисемейных отношений, вошедшего в структуру повседневной жизни и ставшего привычной и допустимой нормой, исследователи называют

характерной особенностью для семей, находящихся под влиянием социального риска.

В настоящее время в деятельности многих общественных организаций семейная проблематика представлена в основном преодолением того, что в семье плохо, преодолением семейного неблагополучия: пьянство, разводы, насилие в семье, рост преступности, наркотизация, социальное сиротство. Безусловно, все эти факторы приводят к депопуляции и

демографическому дисбалансу в обществе. Зачастую, социальная работа с семьей носит запаздывающий характер и связана с решением уже назревших проблем по преодолению дисфункций и неблагополучия, когда семья, даже сохраняя свою фактическую целостность, перестает выполнять свое основное назначение: не дает своим членам чувства морального удовлетворения, начинает разрушающе действовать на процессы саморазвития, рождения и воспитания детей [5, 6, 9].

Настоящий проект создан и разработан коллективом школы для детей с нарушениями зрения для реализации мероприятий направленных на:

- оздоровление детей дошкольного и младшего школьного возраста, в том числе с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), на основе проведения профилактических оздоровительных мероприятий и актуализации здорового образа жизни;

- оптимизацию родительско-детских отношений внутри семьи;

- социализацию родителей и детей в современном обществе;

В рамках проекта осуществлялось: -проведение профилактических,

оздоровительных мероприятий для детей -участников проекта;

- обучение родителей, законных представителей элементам классического массажа и закаливания детей, обучение детей самомассажу;

- работа медико-психолого-педагогической консультационной службы для оказания индивидуальной практической помощи родителям, законным

представителям, по разрешению вопросов оздоровления и воспитания детей;

- работа "Родительского всеобуча" по повышению воспитательской компетенции родителей, законных представителей;

- проведение совместных тренингов, способствующих оптимизации родительско-детских отношений, психологической адаптации и социализации участников проекта.

Вывод. Здравоохранение и педагогика традиционно несут знания в массы, занимаясь просвещением населения и

профилактикой. Но в современных условиях развития общества без целенаправленной работы с семьей, без индивидуальной заинтересованности каждого родителя невозможно создать здоровое общество со зрелым и ответственным отношением к воспитанию здорового поколения на основе здоровых внутрисемейных отношений как к абсолютной ценности. Именно семья способна заложить прочный фундамент индивидуального здоровья взрослеющего человека и здоровых отношений в семье и социуме.

Список литературы

1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Психотерапия зависимостей: метод сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева- Санкт-Петербург: Речь, 2002. -170 с.

2. Конева О.Б. Семейная психотерапия детей с отклонениями в развитии.: учебное пособие / О.Б. Конева. - Челябинск: ИЦЮУрГУ, 2010. - 94 с.

3. Конева О.Б. Социально-психологическая дезадаптация личности / О.Б. Конева //Вестник ВАКГОУ ВПО ЧелГУ. Сер. Философия. Социология. Культорология. №19 (273). Вып. №26, 2012. С.75-79

4. Латипова Л.Г. Здоровый образ жизни в детстве - основа счастливого человека [Текст] / Л.Г. Латипова // Актуальные задачи педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2015. - С. 45-48.

5. Профилактика социальных отклонений молодежи; правовой, психологический и социально-педагогический аспекты; Сборник материалов международной заочной научно-практической конференции 5 апреля 2010 года./отв. Ред. В.А. Попов. - Владимир: ВГГУ, 2010 - 227 с.

6. Рычкова Л.С. Психология отклоняющегося поведения: учебное пособие / Л.С. Рычкова. - Челябинск: ИЦ ЮУрГУ, 2013. - 134 с.

7. Рычкова Л.С. Превенция наркологических расстройств у детей раннего возраста из неблагополучных семей /Л.С. Рычкова, Т.А. Грибова, Т.А. Смирнова и др. - Материалы всероссийской междисциплинарной научно-практической конференции "Актуальные проблемы возрастной наркологии и профилактика аддиктивных состояний". - Челябинск: Изд-во "ПИРС", 2014. - 192 с.

8. Федосеева Н.В. Профилактика аддиктивного поведения у подростков посредством формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни /Н.В. Федосеева //Молодой ученый. - 2014. - №5. С. 564-566.

9. Формирование смысложизненных ориентаций личности - фактор профилактики социальных отклонений молодёжи/ Под общ. Ред. В.А. Попова. - Владимир: ВГПУ, 2008. - 260 с.

IMPLEMENTATION OF SOCIAL PROJECT "HEALTHY FAMILY" IN TERMS OF SPECIAL (CORRECTIONAL) SCHOOLS FOR CHILDREN WITH VISUAL

IMPAIRMENT

T.N. TELELUIVA, MBS(C)EI of SCS №127, Chelyabinsk Russia S.L. RYCHKOVA, FSAEIHE SUSU (NRU), Chelyabinsk, Russia Y.A. NIZOVTSEVA, MBS(C)EI of SCS №127, Chelyabinsk Russia G.S. TROFIMOVA, MBS(C)EI of SCS №127, Chelyabinsk Russia

Abstract

The article is devoted to investigation of possibilities of realization of social Project "Healthy family" in special (correctional) schools for children with visual impairments. Implementation of the program occurred in the main areas of work in the form of three blocks of "Healthy life", "Education for parents", "Socialization"

Keywords: social Project "Healthy family" special (correctional) school, visual impairment, disabilities, healthy life, education for parents, socialization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.