Научная статья на тему 'Особенности работы с арабскими студентами на этапе довузовской подготовки'

Особенности работы с арабскими студентами на этапе довузовской подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
435
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ВОСПРИЯТИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОБЫЧАИ / ТРАДИЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Адигезалова И.В., Ядрихинская Е.А.

В данной статье рассматриваются национальные особенности студентов, которые прибыли из стран Востока и у которых возникает ряд трудностей вследствие непонимания реалий русской действительности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности работы с арабскими студентами на этапе довузовской подготовки»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 378

И. В. Адигезалова

старший преподаватель Е. А. Ядрихинская к.ф.н., доцент, ФГБОУ ВО ВГУИТ, г. Воронеж, Российская Федерация

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С АРАБСКИМИ СТУДЕНТАМИ НА ЭТАПЕ ДОВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Аннотация

В данной статье рассматриваются национальные особенности студентов, которые прибыли из стран Востока и у которых возникает ряд трудностей вследствие непонимания реалий русской действительности.

Ключевые слова

Национально-психологические особенности, ориентированное обучение, восприятия окружающей

деятельности, обычаи, традиции.

Принадлежность учащихся к определенной нации с ее особой социальной структурой, национально-культурной спецификой и национально-психологическими особенностями предполагает своеобразие педагогического и методического подходов в обучении русскому языку как иностранному.

Современные методисты отмечают необходимость учета национальной психологии учащихся путем реализации принципа национально-ориентированного обучения, при котором осуществляется направленность преподавателя на данную национальную аудиторию. Преподавателю, чтобы планировать и прогнозировать желаемый результат педагогического воздействия на учащихся, надо знать, какой отпечаток на восприятие разных видов педагогического воздействия накладывают не только возрастные, гендерные, но и национальные особенности психического мира людей, которые играют значительную роль в обучении русскому языку как иностранному [1, с. 34].

Осведомленность преподавателя в области национально-специфических особенностей психологии, мировоззрения, нравственных ценностей, традиций, обычаев, установок и стереотипов сознания студентов из разных стран, знакомство с их культурой и личный контакт с ними позволяют не только создать благоприятные взаимоотношения, но и добиться высоких результатов в работе.

Контингент учащихся подготовительного факультета для иностранных граждан ВГУИТ составляют студенты восточных стран (Ирак, Иордания, Сирия, Йемен), которые обладают сложным характером, что является препятствием при работе с ними.

Большое влияние на формирование характера этих студентов оказали исламские традиции. В мусульманском мире все определяется религиозными нормами. Поэтому преподавателю в общении со студентами из стран Востока важно соблюдать принцип умеренности, позволяющий избежать обсуждения острых тем и критики взглядов учащихся, особенно в дискуссиях на религиозные темы. Так, например, студенты демонстративно затыкают уши и не хотят слушать о традициях проведения православных праздников.

В странах Востока преподаватель приравнивается к пророку, однако студенты не воспринимают преподавателя российского вуза всерьез, позволяют себе бестактное грубое поведение и шуточные высказывания в его адрес.

При работе с арабскими студентами важно соблюдать психологическую дистанцию на определенном уровне доверительности, а также постоянно следить за стабильностью данной дистанции. Данной национальной группе свойственно необычайное жизнелюбие, общительность, гостеприимство, чувство юмора, наблюдательность и изобретательность. Поэтому необходимо учитывать эти положительные качества, чтобы избегать возникновения возможных конфликтных ситуаций [2, с. 20].

Преподавателю, работающему с арабскими студентами, важно знать обозначение жестов в

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_

мусульманской традиции. Так, например, левая рука считается «нечистой», поэтому ее использование как невербального средства коммуникации может нанести оскорбление партнеру по общению. Нужно быть внимательным при передаче документов, вещей этим студентам, необходимо использовать только правую руку. Такое же отношение и к ногам, поэтому неприличным считается сидеть, положив «ногу на ногу». В силу такого поведения преподавателя у студентов возникает психологический барьер, что способствует появлению негативных эмоций по отношению не только к преподавателю, но и к его предмету [3, с. 155].

Существует понятие этикетной «проксемики», т.е. организация пространства. «Культурная дистанция» между беседующими мусульманами обычно короче, чем это принято у русских, для которых различного рода касания могут быть расценены как невоспитанность и принадлежность к более низкому социальному слою. Они могут касаться при разговоре друг друга, и это считается вежливым и свидетельствует о взаимном доверии, при первом знакомстве выражают радушие и любезность. Их понимание этикета запрещает собеседнику прибегать к прямолинейным ответам, быть категоричным, поэтому учащиеся всячески уклоняются от определенности, четких ответов «да» или «нет». Во время беседы они стремятся избегать суетливости, поспешности, стараются «сохранить лицо» - и свое, и собеседника.

Одним из специфических, часто повторяющихся явлений в речи данных студентов (даже на иностранном языке) выступают клятвы, подобное отсутствует в речевом этикете русского преподавателя. В данном случае требуется прибегнуть к воспитательному методу, суть которого заключается в постепенном исключении лексико-семантических единиц, выражающих клятву.

Также важно учитывать, что у студентов из стран Востока ярко выражена склонность к преувеличению в оценке результатов восприятия окружающей деятельности, не столько логическая осмысленность получаемой информации, сколько реактивность, импульсивность, порывистость, несдержанность в проявлении чувств и эмоций.

Таким образом, всесторонний учет национально-психологических особенностей учащихся позволяет интенсифицировать учебную деятельность и дает преподавателю русского языка как иностранного возможность найти адекватные решения многих методических задач, а также определить, каким образом ему лучше общаться со своими учениками.

Список использованной литературы:

1. Адигезалова И.В. Проблемы адаптации студентов на начальном этапе обучения / И.В. Адигезалова, Н.В. Миненкова, Е.А. Ядрихинская // Материалы V Международной научно-практической конференции «Интернационализация современного российского образования». - Воронеж: ВГУИТ, 2014. - С. 33-35.

2. Кателина Л.С. Образовательный проект в системе обучения РКИ / Л.С. Кателина, Л.В. Головина // Наука и образование в глобальных процессах. - Уфа: Аэтерна, 2015. - С. 19-23.

3. Ядрихинская Е.А. Знакомство с национальными особенностями российской культуры студентов-иностранцев на уроках РКИ / Е.А. Ядрихинская, И.В. Адигезалова // Современные проблемы гуманитарных и общественных наук. - Воронеж: ВГУИТ, 2015. - С. 153-157.

© Адигезалова И.В., Ядрихинская Е.А., 2016

УДК 376.4

О.О. Бриллиантова

К.п.н., доцент КубГУ, г. Краснодар, РФ

С.Н. Маслиева Ст. преподаватель КубГУ, г. Краснодар, РФ

РАЗВИТИЕ ГОТОВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ

Аннотация

Статья посвящена актуальным проблемам инклюзивного образования в России и пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.