Научная статья на тему 'Расширение гласности и открытости при предоставлении муниципальных услуг'

Расширение гласности и открытости при предоставлении муниципальных услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
252
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛАСНОСТЬ / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ УСЛУГИ / ДОСТУПНОСТЬ / НАСЕЛЕНИЕ / ГРАЖДАНЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Михеев Денис Степанович

В статье рассматриваются современные механизмы предоставления муниципальных услуг в электронном виде. Повышение доступности услуг и упрощение процедур их оказания влияют на гласность и открытость деятельности муниципальных органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Расширение гласности и открытости при предоставлении муниципальных услуг»

Конституционное, муниципальное и административное право

11. Звирбуль В. К. Прокурорский надзор в борьбе с преступлениями. - М., 1971.

12. Мелкумов В. Г., Арипов Д. Результативность актов прокурорского реагирования как показатель эффективности прокурорского надзора // Теория и практика борьбы с правонарушениями - Душанбе, 1980. - Вып. 1.

13. Миронов В. О. Обеспечение законности при реализации прав и свобод человека и гражданина // Гражданин и право. -2006. - № 6.

14. Похмелкин В. Участие прокуратуры в рассмотрении гражданских дел - юридический атавизм // Российская юстиция. - 2001. - № 5.

15. Ястребов В. Б. Прокурорский надзор: учебник. - М.: Зерцало-М, 2011.

16. Ястребов В. Б., Ашиткова Т. В. Прокурорский надзор за исполнением законодательства о крестьянских (фермерских) хозяйствах: методические рекомендации. - М., 1997.

E. V. Maslov, S. V. Maslova

PECULIARITIES OF USING OF PROSECUTOR'S REACTIONS ON VIOLATION OF THE LEGISLATION, REGULATING ADMINISTRATION AND DISPOSAL OF THE FEDERAL PROPERTY

In the article specificity of the using of the prosecutor's reaction is studied in the field of the protection of federal property, possible ways of increasing of the effectiveness of acts of reacting are considered .

Key words: prosecutor's control, administration of the federal property, disposal of the federal property, measures of prosecutor's reaction.

MASLOV Evgeny Vasilevich - Deputy Minister of State Property of the Republic of Mari El, Candidate of Legal Sciences, assistant professor of the department of the Constitutional and Administrative law of the Mari State University, Yoshkar-Ola.

MASLOVA Svetlana Vasilevna - Judge of the Constitutional Court of the Republic of Mari El, Candidate of Legal Sciences, Head of the department of Constitutional and Municipal Law of the Faculty of Law and Psychology of the Interregional Open Social Institute, Associate Professor of the department of the Constitutional and Administrative Law of the Mari State University, Yoshkar-Ola.

E-mail: smaslova-ksrme@mail.ru

УДК 342.55

РАСШИРЕНИЕ ГЛАСНОСТИ И ОТКРЫТОСТИ ПРИ ПРЕДОСТАВЛЕНИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ

Михеев Денис Степанович,

кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и административного права Марийского государственного университета, г. Йошкар-Ола.

E-mail: Mikheev_DS@mail.ru

В статье рассматриваются современные механизмы предоставления муниципальных услуг в электронном виде. Повышение доступности услуг и упрощение процедур их оказания влияют на гласность и открытость деятельности муниципальных органов.

Ключевые слова: гласность, местное самоуправление, муниципальные услуги, доступность, население, граждане.

Принцип гласности в организации местного самоуправления, в деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления заключается в полной ее открытости, в обеспечении населения информацией о том, что происходит в муниципальном образовании [1, с. 163]. В этой связи приобретает особую актуальность открытость деятельности местных органов власти по оказанию муниципальных услуг населению, поскольку данные услуги являются востребованными.

Граждане независимо от того, проживают ли они в крупных городских округах или небольших поселениях, обращаются за их получением.

Данный принцип получил развитие в специальном Федеральном законе от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» [2], закрепляющем открытость деятельности органов публичной власти и организаций, предоставляющих муниципальные услуги.

50

Марийский юридический вестник • № 1 (12)/2015

Михеев Д. С.

Однако не только гласность определяет удовлетворенность граждан и организаций - получателей муниципальных услуг. Важными факторами являются повышение доступности услуг для последних, упрощение процедур их взаимодействия с органами или организациями, предоставляющими услуги.

Заметным шагом в этом направлении стала Концепция развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде (далее Концепция), утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2013 г. № 2516-р [3], которая развивает положения ранее принятых Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации [4] и Концепции снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011-2013 годы.

Внедрение интернет-технологий в муниципальное пространство приближает услугу к гражданину, создает для него значительные удобства в получении услуги, сокращает время ее получения. Именно качественное и оперативное предоставление муниципальных услуг выступает приоритетным направлением в деятельности электронных муниципалитетов [5, с. 28]. Упомянутая Концепция закрепляет необходимость обеспечения гражданам удобства и предсказуемости процедур взаимодействия с органами, предоставляющими услуги. Процедура получения услуг должна отвечать обоснованным ожиданиям граждан, сформированным в результате их опыта взаимодействия с организациями, работающими на конкурентных рынках (интернет-магазинами, банками и др.). У определенной части населения, особенно молодого возраста, сформировались устойчивые навыки проведения многих операций посредством Интернета, поэтому закономерно желание подобным способом получить и муниципальную услугу.

Между тем, перевод предоставления муниципальных услуг в электронный вид не должен поставить запрет на традиционные (очные) способы их предоставления. Гражданину должна быть обеспечена по выбору доступность различных форм получения муниципальных услуг наряду с электронным:

- очное обращение в муниципальные органы и организации или многофункциональные центры предоставления услуг;

- обращение по каналам телефонной связи, включая мобильную связь;

- обращение посредством почтовой (курьерской) связи и др.

Концепция ориентирована на оптимизацию процедур предоставления муниципальных услуг. В числе основных принципов оптимизации названы:

- приоритет дистанционного взаимодействия между заявителем и исполнителем услуги, т. е. обязательность личной явки гражданина должна сохра-

Марийский юридический вестник • № 1 (12)/2015

няться только при необходимости установления личности и очного подтверждения дееспособности, а также для предоставления материальных объектов, которые не могут быть направлены с использованием почтовой связи или через представителя;

- сокращение сроков предоставления услуг, уменьшение числа документов, упрощение процедур. В отношении каждой услуги предусматривается возможность сокращения числа входных документов, возможность снижения регулирующего воздействия на заявителей.

Приведенные выдержки из Концепции свидетельствуют об инновационных механизмах в предоставлении муниципальных услуг в Российской Федерации. Безусловно, что задан современный вектор в этой сфере, по крайней мере, сформирована нормативная правовая база, нацеленная на широкую открытость и публичность процедур оказания муниципальных услуг.

Однако встает вопрос, насколько население муниципальных образований готово к получению услуг посредством информационно-коммуникационных

технологий? Текущее состояние данного процесса, по сведениям Министерства связи и массовых коммуникаций и Министерства экономического развития Российской Федерации, не вызывает особого оптимизма. Так, по состоянию на ноябрь 2013 года на едином портале государственных и муниципальных услуг зарегистрированы всего чуть более 4,5 процента граждан России. Этот портал опубликовал сведения о предоставлении 627 услуг на федеральном уровне и более 100 000 услуг на региональном и муниципальном уровнях. При этом возможность подать заявление и получить уведомление об этом через единый портал была реализована только в части 10,7 процента услуг, предоставляемых на региональном и муниципальном уровнях. При подобной динамике установленные Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» показатели, в частности повышение к 2018 году до 70 процентов доли граждан, использующих механизм получения услуг в электронном виде, представляются недостижимыми.

Причины подобного явления кроются в недостаточной информированности населения о предоставляемых муниципальных услугах в электронном виде со стороны органов местного самоуправления и известная неготовность граждан, особенно в сельских поселениях, пользоваться Интернетом, тяготение их к традиционным формам очных посещений необходимых учреждений, организаций.

Правовая природа муниципальной услуги состоит в том, что данная услуга предоставляется в месте проживания человека или вблизи от него и за обеспечение которой органы местного самоуправления

51

Конституционное, муниципальное и административное право

несут определенную ответственность [6]. Отсюда следует, что органы и должностные лица местного самоуправления в силу своих функциональных обязанностей должны создать организационные, правовые и иные условия для обеспечения граждан, проживающих в муниципальном образовании, и организаций, осуществляющих деятельность на этих территориях, муниципальными услугами.

Для готовности к оказанию муниципальной услуги обязательным является информационное обеспечение, доведение до муниципального сообщества сведений о содержании, способе, месте предоставления услуги населению. В этой части все более необходимым становится взаимодействие местных органов власти с населением. Как справедливо отмечает Т. Н. Михеева, общие задачи развития муниципальных территорий, обеспечения их жизнедеятельности, комфортного проживания жителей выступают условием для сближения интересов органов местного самоуправления с гражданами и общественными структурами [7, с. 94].

Примечательным является перечень муниципальных услуг, подлежащих в соответствии с вышеназванной Концепцией первоочередной оптимизации. К таковым относятся прием заявлений, документов, а также постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставление социальных пособий малообеспеченным гражданам, зачисление детей в муниципальные общеобразовательные учреждения, прием заявок (запись) на прием к врачу и др. Перевод этих и некоторых других муниципальных услуг будет в первоочередном порядке осуществляться в электронном виде.

Следует подчеркнуть, что в современное местное самоуправление все более настойчиво внедряются электронные коммуникации. Они значительно приближают граждан к органам местной власти, муници-

пальным организациям, упрощают решение повседневных насущных вопросов для населения, ликвидируют отчужденность властных структур от муниципального сообщества. В основе сближения их интересов лежит открытость деятельности органов местного самоуправления, доступ граждан к информации о деятельности этих органов, т. е. элементы, которые в совокупности составляют принцип гласности местного самоуправления. Современные механизмы предоставления муниципальных услуг создают все условия для расширения названного принципа на местном уровне.

Литература

1. Муниципальное право России / С. А. Авакьян, В. Л. Лют-цер, Н. Л. Пешин, В. А. Сивицкий, Н. С. Тимофеев. - М.: Проспект, 2011. - С. 163.

2. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» // СЗ РФ. - 2010. - № 31. - Ст. 4179.

3. Концепция развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2013 г. № 2516-р //СЗ РФ. - 2014. - № 2 (ч. 2). - Ст. 155

4. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации, утв. Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 г. № Пр-212 // Рос. газета. - 2008. - 16 февр.

5. Михеева Т. Н., Вавилов Н. С. Правовое закрепление форм деятельности институтов гражданского общества на муниципальном уровне // Вестник Саратовской государственной юридической академии. - 2013. - № 6. - С. 28.

6. Система муниципального управления / под общ. ред.

В. Б. Зотова [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://referatwork.ru/Municipalnoe_upravlenie

7. Михеева Т. Н. К вопросу о взаимодействии органов местного самоуправления с населением: зарубежный опыт // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2014. - № 8. - С. 94.

D. S. Mikheev

EXPANSION OF PUBLICITY

AND OPENNESS IN PROVIDING OF THE MUNICIPAL SERVICES

In the article modern procedures of the granting of municipal services in electronic form are considered. Increasing of availability of services and simplification of providing procedures influence publicity and openness of activity of municipal bodies.

Key words: publicity, local government, municipal services, availability, population, citizens.

MIKHEEV Denis Stepanovich - Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the department of Constitutional and Administrative Law of the Mari State University, Yoshkar-Ola.

E-mail: Mikheev_DS@mail.ru

52

Марийский юридический вестник • № 1 (12)/2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.