Гаврилов А. М., Владимирская Е. В.
т
D. S. Mikheev
THE PRINCIPLE OF PUBLICITY IN THE LIGHT OF CONSTITUTIONAL RIGHT OF CITIZENS ON LOCAL GOVERNMENT
Research objective is the analysis of the constitutional provisions regulating the right of citizens for local government. This right is considered at an angle the principle of publicity.
Key words: local government, publicity, citizens.
MIKHEEV Denis Stepanovich - Doctor of Legal Sciences, Professor of the Department of Constitutional and Administrative Law the Mari State University, Yoshkar-Ola. E-mail: [email protected]
УДК 342.9
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ РЕГЛАМЕНТЫ И СТАНДАРТЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ
Гаврилов Александр Михайлович,
кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и административного права ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола. E-mail: [email protected]
Владимирская Елена Владимировна,
магистрант ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола. E-mail: Vladimirskaya1111@gmail. com
Статья посвящена внедрению регламентации и стандартов в оказание государственных и муниципальных услуг. Авторами обосновывается необходимость создания системы предоставления госуслуг и удобств получения этих услуг гражданами и юридическими лицами, а также более тесного взаимодействия органов государственной власти, федеральных ведомств и муниципалитетов.
Ключевые слова: административные регламенты, госсулуги, муниципальные услуги.
Уровень и качество жизни каждого человека определяет удовлетворение потребностей в разнообразных услугах, таких, как здравоохранение, правопорядок, банки, транспорт, услуги связи, культура и многих других, что является необходимым для полноценного существования и развития.
У каждого человека часто возникают потребности в получении в органах власти официальных справок, разрешений, других документов и различной информации. Результаты этой деятельности органов государственного и муниципального управления население ежедневно ощущает на себе. Если эти услуги доступны и качественны, население не испытывает неудобств. В противном случае это вызывает в обществе нарекания, недовольство, снижает доверие к органам власти, что вполне справедливо, так как многие эти услуги оплачиваются через государственные и местные налоги.
Государственным и муниципальным услугам стали уделять внимание в ходе административных реформ, проводившихся сначала в экономически развитых странах. Большинство стран, успешно рефор-
мирующих свою систему государственного управления, связывает построение модели «эффективного и результативного государства» с внедрением в практику государственного управления формализованных процедур, закрепленных достаточным количеством регламентов и стандартов.
В концепции «нового государственного управления» отмечалось, что по аналогии с частными организациями государственная служба должна быть ориентирована на клиентов [1]. Граждане рассматриваются как потребители государственных или муниципальных услуг, т. е. как равноправный субъект отношений [2].
Государственные же функции имеют ценность как инструмент удовлетворения потребностей юридических и физических лиц, а также всего общества в тех услугах, которые им не могут предоставлять прочие частные организации. Под услугой в этом случае понимаются «виды деятельности, не создающие материальных ценностей или самостоятельного материального продукта» [3].
Конституционное право
До начала реформы государственных услуг в РФ отсутствовал единый их реестр. Для реформирования системы предоставления государственных услуг потребовалось проведение такой работы в первую очередь. В 2010 году работа была завершена, и ее результаты были оформлены в виде Федерального реестра, содержащего сведения о предоставлении каждой государственной услуги, что стало основой для создания информационной системы реестра государственных услуг.
Реестр заполняется в режиме удаленного доступа: ведомства заносят в единую информационную систему подробную информацию о государственной функции или услуге, о месте ее предоставления, прикладывают необходимые формы заявлений. Информация об услугах доступна в реальном времени на портале государственных услуг gosuslugi.ru, там же имеется возможность скачивать и заполнять необходимые формы и бланки. Федеральные реестры государственных услуг, государственных услуг субъектов РФ и услуг муниципальных образований образуют «Сводный реестр государственных и муниципальных услуг РФ», где централизована учетная система, система разграничения доступа и поисковая система.
Обязательства государственных органов РФ в предоставляемых ими услугах устанавливаются в административных регламентах. Следует отметить, что в практике РФ регламентация оказания государственных услуг идет одновременно с регламентацией исполнения государственных функций [4]. Важной частью административных регламентов являются стандарты предоставления государственных услуг. Они содержат обязательные требования о сроках исполнения, перечнях и формах необходимых документов для получения услуг, требования к информированию и качеству обслуживания, оборудованию помещений приема граждан.
Административный регламент на данный период -это единственный документ, содержащий всю необходимую информацию, предусмотренную законодательными актами, актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти. Здесь указываются стандарты, основания для отказа, ответственность и порядок обжалования действий или бездействия должностных лиц и контактная информация.
Регламенты дали возможность систематизировать полномочия органов государственной власти и восполнить нормативные правовые пробелы в законодательстве Российской Федерации, а также упорядочить административные процедуры и в отдельных случаях исключить лишние действия.
Предоставление государственных и муниципальных услуг регулируется федеральным законом «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27 июня 2010 г. № 210-ФЗ.
К сожалению, на сегодняшний день всеобщей оптимизации предоставления государственных услуг в
ходе их регламентации пока не произошло, особенно в части сокращения сроков и устранения избыточных административных процедур, что является главной проблемой внедрения регламентов и стандартов. Причин же возникновения этой проблемы может быть несколько. Это и несовершенство законодательной базы, и отсутствие практики межведомственных и межуровневых взаимодействий при предоставлении комплексных услуг, и отсутствие практики разработки и утверждения совместных административных регламентов. Из-за низкого уровня межведомственного взаимодействия описание процедур по предоставлению комплексных услуг содержится в разных регламентах, которые выдвигают различные требования. В числе других причин можно отметить также выполненные недолжным образом или вообще невыполненные государственными служащими положения административных регламентов и стандартов, низкий уровень информированности населения о существовании административных регламентов и стандартов, трудоемкость и затраты на работы по системной регламентации при разработке стандартов предоставления государственных услуг, что не учитывалось действующими бюджетными ограничениями. Федеральные ведомства, связанные актами большой юридической силы с другими федеральными ведомствами, также не заинтересованы в разработке предложений по изменению действующего законодательства и проектов соответствующих нормативных правовых актов.
Чтобы устранить обозначенные причины внедрения регламентов и стандартов прежде всего необходимо совершенствовать саму структуру административного регламента. Для этого надо разработать стандарты предоставления госууслуг, если в их оказании задействовано не одно министерство или агентство, а ряд органов исполнительной власти различных уровней и видов подчинения. Затем разработать отдельный нормативно-правовой акт, содержащий общие положения относительно требований к информированности граждан и деловой этике, в том числе при общении с населением, и совершенствовать направления по внедрению электронных административных регламентов (ЭАР), что предоставит возможность оперативно учитывать и вносить изменения в решения органов власти и отдельных служащих, создавать базу данных по отдельным управленческим процессам и процедурам с целью дальнейшего повышения эффективности их контроля и результативности взаимодействия при их реализации [5].
Литература
1. Купряшин Г. Л. «Новое государственное управление»: стратегия обновления государства // Государственное управление: новые технологии: материалы международной конференции. 25-28 мая 2004 г. М.: Полиграф сервис, 2004. С. 308-317.
2. Васильева А. Ф. Сервисное государство: административно-правовое исследование оказания публичных услуг в Германии и России: монография. М.: РАП, 2012. 332 с.
Петренко Н. И., Ровенская А. С.
3. Терещенко Л. К. Услуги: государственные, публичные, социальные // Журнал российского права. 2004. № 10.
4. Постановление Правительства РФ от 16 мая 2011 г. № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и администра-
тивных регламентов предоставления государственных услуг» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Гарант».
5. Данилин А. Мировой опыт в области создания электронных административных регламентов [Электронный ресурс] // Майкрософт. www.microsoft.com.ru.
A. M. Gavrilov, E. V. Vladimirskaya ADMINISTRATIVE REGULATIONS AND STANDARDS OF THE STATE AND MUNICIPAL SERVICES
The article is devoted to the implementation of regulations and standards in the provision of public and municipal services. The author proves the necessity of creating a system of public services and the convenience of getting these services by citizens and legal entities, as well as closer cooperation between public authorities, federal agencies and municipalities
Key words: Administrative regulations, public services, municipal services.
GAVRILOV Alexander Mikhailovich - Candidate of Law, Associate Professor of the Department of Сonstitutional and Administrative Law, the Mari State University, Yoshkar-Ola. E-mail: [email protected]
VLADIMIRSKAYA Elena Vladimirovna - Master student of the Mary State University, Yoshkar-Ola. E-mail: [email protected]
УДК 342
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ИНСТИТУТА ГРАЖДАНСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Петренко Николай Иванович,
доктор юридических наук, профессор кафедры теории и истории государства и права Чебоксарского кооперативного института АНО ОВО Центросоюза РФ «Российский университет кооперации», г. Чебоксары. E-mail: [email protected]
Ровенская Анна Сергеевна,
магистрант ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола. E-mail: [email protected]
Статья посвящена определению сущности и значения гражданства. Рассмотрены различные научные позиции об определении понятия гражданства, а также проанализированы особенности гражданства как одного из видов правоотношения - правового состояния лица в гражданстве.
Ключевые слова: гражданство, правоотношение, приобретение и прекращение гражданства Российской Федерации.
Правовая связь человека с государством имеет особое значение. Только являясь гражданином определенного государства, человек обладает всей полнотой прав и свобод, в том числе правом участвовать в политической жизни государства, избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, что является определяющим фактором для государств, позиционирующих себя как демократические.
Особое значение имеет свобода человека в перемещении и выборе места жительства не только в пре-
делах страны гражданской принадлежности, но и всего земного шара.
В силу постоянно усиливающихся миграционных процессов каждое демократическое государство заинтересовано в создании качественной правовой базы, регулирующей вопросы гражданства. В действующем законодательстве Российской Федерации о гражданстве до настоящего времени отсутствует логичная и стройная система упорядочения отношений в этой сфере. Как следствие, недостаток построения нормативной базы ведет к проблемам реализации норм, что затрудняет достижение целей государственной поли-