Петренко Н. И., Ровенская А. С.
3. Терещенко Л. К. Услуги: государственные, публичные, социальные // Журнал российского права. 2004. № 10.
4. Постановление Правительства РФ от 16 мая 2011 г. № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и администра-
тивных регламентов предоставления государственных услуг» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Гарант».
5. Данилин А. Мировой опыт в области создания электронных административных регламентов [Электронный ресурс] // Майкрософт. www.microsoft.com.ru.
А. М. Gavrilov, E. V. Vladimirskaya ADMINISTRATIVE REGULATIONS AND STANDARDS OF THE STATE AND MUNICIPAL SERVICES
The article is devoted to the implementation of regulations and standards in the provision of public and municipal services. The author proves the necessity of creating a system of public services and the convenience of getting these services by citizens and legal entities, as well as closer cooperation between public authorities, federal agencies and municipalities
Key words: Administrative regulations, public services, municipal services.
GAVRILOV Alexander Mikhailovich - Candidate of Law, Associate Professor of the Department of Сonstitutional and Administrative Law, the Mari State University, Yoshkar-Ola. E-mail: [email protected]
VLADIMIRSKAYA Elena Vladimirovna - Master student of the Mary State University, Yoshkar-Ola. E-mail: [email protected]
УДК 342
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ИНСТИТУТА ГРАЖДАНСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Петренко Николай Иванович,
доктор юридических наук, профессор кафедры теории и истории государства и права Чебоксарского кооперативного института АНО ОВО Центросоюза РФ «Российский университет кооперации», г. Чебоксары. E-mail: [email protected]
Ровенская Анна Сергеевна,
магистрант ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола. E-mail: [email protected]
Статья посвящена определению сущности и значения гражданства. Рассмотрены различные научные позиции об определении понятия гражданства, а также проанализированы особенности гражданства как одного из видов правоотношения - правового состояния лица в гражданстве.
Ключевые слова: гражданство, правоотношение, приобретение и прекращение гражданства Российской Федерации.
Правовая связь человека с государством имеет особое значение. Только являясь гражданином определенного государства, человек обладает всей полнотой прав и свобод, в том числе правом участвовать в политической жизни государства, избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, что является определяющим фактором для государств, позиционирующих себя как демократические.
Особое значение имеет свобода человека в перемещении и выборе места жительства не только в пре-
делах страны гражданской принадлежности, но и всего земного шара.
В силу постоянно усиливающихся миграционных процессов каждое демократическое государство заинтересовано в создании качественной правовой базы, регулирующей вопросы гражданства. В действующем законодательстве Российской Федерации о гражданстве до настоящего времени отсутствует логичная и стройная система упорядочения отношений в этой сфере. Как следствие, недостаток построения нормативной базы ведет к проблемам реализации норм, что затрудняет достижение целей государственной поли-
тики и отрицательно сказывается на других сферах жизни.
По причине сложности и неоднозначности объекта исследования в юридической науке существует значительный разброс мнений, идей и рекомендаций по улучшению законодательства о гражданстве. Одной из самых дискуссионных является проблема определения понятия гражданства. Проанализировав труды ученых в этой сфере, можно выделить некоторую эволюцию мнений относительно определения такого многогранного явления, как гражданство.
В советский период большинство ученых-теоретиков определяло гражданство как принадлежность человека к определенному государству. Например, А. А. Головко рассматривал гражданство как «вхождение человека в состав государства» [2]. Недостатком такого подхода является односторонность и неполная характеристика рассматриваемого явления. Определение гражданства через принадлежность к государству рассматривает гражданина только как составную часть государства и не учитывает характер взаимоотношений между гражданином и государством, которые отличаются сложностью, двусторон-ностью и выражаются во взаимных правах и обязанностях.
Другим распространенным мнением о понятии гражданства, которое можно встретить и в настоящее время, является определение гражданства как элемента правового статуса личности. Правовым статусом личности принято считать положение человека в обществе и государстве, которое выражается через совокупность ее прав и обязанностей. Данное определение гражданства не выражает всей сущности этого явления, так как рассматривает его только с точки зрения совокупности прав и обязанностей гражданина какого-либо государства, которая отлична от совокупности прав и обязанностей, например, лица без гражданства. Правовой статус гражданина скорее всего можно рассматривать как результат вступления лица в гражданство и приобретения им всего комплекса прав и обязанностей. Например, В. С. Швецов указывал, что «гражданство характеризуется как правовая связь лица с государством, которая служит необходимым условием, предпосылкой для установления правового статуса гражданина» [3].
Существовали и другие похожие мнения, в которых гражданство отождествлялось с правами и свободами человека. Некоторые специалисты считали, что гражданство является одним из субъективных прав человека. Так, в своем исследовании С. А. Авакьян указывал следующее: «Каждый человек имеет право на гражданство, что трактуется как возможность иметь гражданство, приобретать его либо выйти из гражданства» [4]. В данном случае гражданство рассматривается не как предпосылка к приобретению определенного правового статуса человека, а как
следствие или результат реализации человеком своего права на гражданство.
Позже в науке одной из самых распространенных стала точка зрения об определении гражданства как устойчивой правовой связи человека и государства, которая выражается во взаимных правах и обязанностях [5]. Такое определение гражданства закреплено в Федеральном законе от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» [6]. Понимание гражданства как правовой связи человека и государства наиболее полно раскрывает сущность этого явления по сравнению с вышеназванными подходами, так как выражает двустороннюю связь. В то же время правовая связь возможна не только между гражданином и государством его принадлежности, но и, например, между иностранным гражданином и государством, предоставившим ему политическое убежище. Поэтому такое определение также нуждается в некотором дополнении и уточнении.
В современном понимании многие специалисты сходятся во мнении, что гражданство является особым правоотношением, которое в науке именуют правовым состоянием [7]. Правоотношение представляет собой урегулированное нормами права общественное отношение, участники которого являются носителями субъективных прав и обязанностей. Отношение правового состояния отличается тем, что субъекты отношения четко определены, однако содержание взаимных прав и обязанностей, как правило, конкретно не определено, оно выводится из большого массива действующих конституционно-правовых норм.
Как и любое правоотношение, отношение состояния лица в гражданстве определенного государства подпадает под правовое регулирование и состоит из четырех элементов: субъект, объект, содержание и юридический факт. Субъекты такого правоотношения строго определены: государство, с одной стороны, и гражданин этого государства - с другой. Именно через субъектный состав правоотношения определяется принадлежность гражданина к определенному государству, наличие которой не зависит от того, находится ли гражданин на территории страны своей гражданской принадлежности или нет. Сущность и значение правоотношения состояния лица в гражданстве выражается через его содержание, которое составляет совокупность взаимных прав и обязанностей гражданина и государства. Согласно п. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации (далее - Конституция РФ) иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. С момента приобретения гражданства лицо приобретает весь комплекс прав и обязанностей, который, помимо естественных прав, включает также и политические права, что дает воз-
Петренко Н. И., Ровенская А. С.
можность участвовать в делах государства. Основанием возникновения, изменения и прекращения любого правоотношения является юридический факт. Возникновение правового состояния лица в гражданстве РФ связано с его приобретением.
В действующем законодательстве определены четыре способа приобретения российского гражданства: по рождению, в результате приема в гражданство, в результате восстановления в гражданстве и по иным основаниям, например таким, как оптация или приобретение гражданства детей при приобретении гражданства родителей. Самыми распространенными способами не только в Российской Федерации, но и в других странах являются приобретение гражданства по рождению и в результате приема (филиация и натурализация).
Юридический факт разграничивает отношения между гражданином и государством его принадлежности от иностранного гражданина, находящегося на территории другого государства. В первом правоотношении юридическим фактом возникновения правоотношения может выступать действие - предъявление заявления о приеме в гражданство - либо событие -рождение ребенка. Такие отношения всегда документально оформляются: при вступлении в гражданство РФ - паспортом гражданина РФ, при рождении - паспортом гражданина РФ родителя, в который внесены сведения о ребенке.
Юридическим фактом возникновения правоотношения между иностранным гражданином и государством, на территории которого он находится, всегда является факт прибытия иностранного гражданина на территорию РФ. Такое действие в юридической науке именуют юридическим поступком, которое совершается лицом без цели породить определенные юридические последствия. Документальное оформление влияет лишь на законность нахождения иностранного гражданина на территории государства: иностранный гражданин может законно находиться на территории РФ только на основании визы, разрешения на временное проживание либо вида на жительство.
Основаниями прекращения гражданства РФ являются добровольный выход лица из гражданства, смерть гражданина либо иные основания. Следовательно, юридическим фактом, прекращающим отношение состояния лица в гражданстве, может быть как действие - подача гражданином РФ заявления о выходе из гражданства, так и событие - смерть гражданина. Согласно действующему законодательству проживание гражданина РФ за пределами страны не прекращает его гражданства РФ, поэтому выбытие гражданина из государства его принадлежности не прекращает отношений гражданства. При этом выбытие иностранного гражданина за пределы территории государства, где он временно находился, является фактом, прекращающим отношения между таким иностранным гражданином и государством.
ZJ®
Необходимо обратить внимание на то, что гражданство может быть прекращено только в результате волеизъявления гражданина. Государство не может быть инициатором прекращения отношения состояния лица в гражданстве, так как в Конституции РФ закреплен принцип, согласно которому гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства или права изменить его. Вышеуказанное подтверждает обоснованность выделения в определении гражданства такого признака, как устойчивость, который отличает правоотношение состояния лица в гражданстве от иных отношений человека с государством. Именно устойчивый характер гражданства выражает его сущность как универсального правоотношения, не связанного границами государства гражданской принадлежности.
С учетом изложенного можно выделить основные отличительные признаки, характеризующие сущность гражданства как правового состояния:
- наличие правового отношения между гражданином и государством;
- содержание правоотношения как совокупность прав и обязанностей и со стороны гражданина, и со стороны государства;
- документальное оформление правоотношения, которое имеет постоянный, непрерывный и устойчивый характер; не зависит от того, находится ли гражданин на территории государства своей гражданской принадлежности; может прекратиться только в результате волеизъявления гражданина либо по основаниям, не зависящим от сторон.
Неопределенность понятия гражданства не единственная проблема института гражданства в современной науке. Особое внимание уделяется таким проблемам, как двойное гражданство, реализация принципов гражданства, порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации и др.
Необходимость создания разумных правовых механизмов регулирования вопросов гражданства обусловлена тем, что институт гражданства оказывает влияние на многие аспекты государственного и общественного устройства, в том числе политическую, экономическую, социальную и демографическую обстановку в стране. Однако необходимо учитывать, что совершенствование системы регулирования вопросов гражданства невозможно без уяснения и нормативного закрепления четкого и полного определения данного явления, которое раскрывало бы все его сущностные характеристики.
Литература
1. URL: http://www.gks.ru
2. Головко А. А. Человек, личность, гражданин. Минск: Беларусь, 1982.С. 19.
3. Шевцов В. С. Гражданство в Советском союзном государстве. М.: Юрид. лит., 1969. С. 19.
4. Авакьян С. А. Российское гражданство: опыт и проблемы // Законодательство. 1997. № 5. С. 14.
5. Кельбя И. И. Правовой институт гражданства Российской Федерации // Миграц. право. 2012. № 1. С. 11-13.
6. Российская газета. 2002. № 100.
7. Бердникова К. Л. Гражданство в системе прав и свобод человека и институтов публичной власти // Совр. право. 2012. № 2. С. 25-32.
N. I. Petrenko, А. S. Rovenskaya SOME ASPECTS OF CITIZENSHIP IN THE RUSSIAN FEDERATION
The article deals with the definition of the essence and importance of citizenship. The author considers different scientific concepts concerning the definitions of the citizenship notion as well as the peculiarities of the citizenship, representing one of the types of relations governed by law - legal state of a person in citizenship.
Key words: Citizenship, relations governed by law, being admitted to the RF citizenship, deprivation of the RF citizenship.
PETRENKO Nikolai Ivanovich - Doctor of Law, Professor of the Department of Theory and History of State and Law, Cheboksary Cooperative Institute Russian University of Cooperation, Cheboksary. E-mail: [email protected]
ROVENSKAYA Anna Sergeevna - Master student of the Mari State University, Yoshkar-Ola. E-mail: [email protected]
УДК 340.131.5
ПРОЦЕДУРА НАЗНАЧЕНИЯ НА ДОЛЖОСТЬ СУДЬИ КОНСТИТУЦИОННЫХ (УСТАВНЫХ) СУДОВ
СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дудко Игорь Геннадьевич,
доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой государственного и административного права ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева», г. Саранск. E-mail: [email protected]
Сидорова Елена Александровна,
магистрант ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола. E-mail: [email protected]
В статье автор анализирует процедуру назначения судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, перечисляет требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи конституционного (уставного) суда субъекта РФ, сравнивает процедуру назначения судей конституционных (уставных) судов в различных субъектах Российской Федерации (Республика Татарстан, Адыгея, Свердловская область). По результатам работы автором сделан вывод, о том, что назначение судей конституционных (уставных) судов является самостоятельным явлением в российском праве, у которого есть особые требования к кандидатам на должности судей, сроку полномочий и порядку назначения судей.
Ключевые слова: конституционные (уставные) суды, судья конституционного (уставного) суда.
Конституционно-правовой статус судей заключается в осуществлении ими публично-правовых задач судебной власти, представителями которой они являются. Судья обязан осуществлять свои полномочия вне зависимости от посторонних влияний и пристрастий. Для этого в Конституции РФ закреплены конкретные требования, которые предъявляются к кандидатам на должности судей и порядку их назначения. Также Конституция РФ гарантирует несменяемость, независимость и неприкосновенность судей, чем
обеспечивается самостоятельность судебной власти [1]. Наличие такого признака на конституционном уровне, как указал Конституционный Суд РФ в п. 2 Постановления от 7 марта 1996 г. № 6-П «По делу о проверке конституционности п.3 статьи 16 Закона РФ «О статусе судей в РФ» в связи с жалобами граждан Р. И. Мухаметшина и А. В. Барбаша»», отличает правовой статус судей от статуса граждан и тех должностных лиц, которые в соответствии со ст. ст. 91 и 98 Конституции РФ обладают неприкосновенностью [4].