_ СМИ?.
ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ПОНЯТИЯ «ГРАЖДАНСТВО»: СРАВНИТЕЛЬНО-ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИИ АНАЛИЗ
Р.Б. ГАНДАЛОЕВ,
аспирант кафедры Национальных федеративных отношении, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Научная специальность: 23.00.02 — политические институт, процессы и технологии.
E-mail: [email protected]
Аннотация. Настоящая статья посвящена исследованию понятия и правовой природы гражданства, а также особенностей наличия гражданства нескольких государств, гражданства иностранного государства и отсутствия гражданства у лица. Автор исследует различные трактовки понятия, выявляет особенности данного института, определяя практические проблемы правового регулирования.
Ключевые слова: гражданство, национальность, многогражданство, безгражданство (апатрид), лицо с иностранным гражданством.
THE LEGAL NATURE OF THE CONCEPT OF «CITIZENSHIP»: A COMPARATIVE ANALYSIS OF TERMINOLOGY
R.B. GANDALOYEV,
graduate student of chair National federal relation, Russian Presidential Academy
of National Economy and Public Administration
Annotation. The present article is devoted to research of concept and the legal nature of citizenship, and also features of existence of nationality of multiple nationality, stateless (stateless person) and a person with foreign citizenship. The author investigates various treatments of concept, reveals features of this institute, defining practical problems of legal regulation. Keywords: citizenship, nationality, multiple nationality, stateless (stateless person), a person with foreign citizenship.
В современной теории гражданство понимается как правовая связь человека с государством, определяющая взаимные права и обязанности.
Данное понимание гражданства нашло отражение в законодательстве и международной практике, включая судебную [1]. Что касается России, то в Законе о гражданстве Российской Федерации 2002 г. [2] гражданство РФ определяется как «устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей» (ст. 3). Относительно судебной практики, в Постановлении Конституционного Суда РФ от 20 декабря 1995 г. отмечается, что «Гражданин и государство в Российской Федерации связаны взаимными правами, ответственностью и обязанностями» [3]. Более того, речь идет о праве на гражданство.
В демократическом государстве гражданство представляет собой своего рода членство, дающее право участвовать в управлении государством и обеспечивающее гражданину гарантию его прав. Отечественная наука уделила гражданству значительное внимание. Следует, прежде всего, упомянуть
работы О.И. Тиунова и С.В. Черниченко, а также Е.С. Смирновой [4].
Термин «гражданство» произошел от слов «город», «горожанин». В английском языке — city — citizenship. В немецком языке Burger — это не только гражданин, но и городской житель. Объяснение видится в том, что первые республики заимствовали опыт самоуправляющихся городов.
В настоящее время в документах для обозначения гражданства используется иной термин — nationality (англ.), nationalite (фр.), nazionalita (итал.). Он понимается как принадлежность к государству. Дело в том, что термин «nation» в иностранных языках (английском, французском и др.) означает не «национальность» в этническом смысле, как это имеет место в русском языке, а «нация», «народ», «государство» в общественно-политическом смысле. В немецком языке это понимание выражено буквально — Staatsangeho-rigkeit — государственная принадлежность.
В мировой литературе, законодательстве государств и в международной практике принят термин «гражданство юридического лица». В соответствии с
Законом о турецком гражданстве, термин «гражданин» означает также «все юридические лица или ассоциации, статус которых в качестве таковых основан на находящемся в силе законе Турции» [5].
В отечественной литературе используется термин «национальность юридического лица». «Под национальностью юридического лица, — пишет М.М. Богуславский, — понимается его принадлежность к определенному гражданству». Иными словами, речь идет о той же правовой связи, которая в случае с индивидом именуется гражданством. Сознавая это, М.М. Богуславский отмечает, что термин применяется условно, «в ином смысле, чем он применятся к гражданам» [6, с.125].
Различные виды гражданства существуют во многих странах. Например, в Нидерландах лица, родившиеся в голландских владениях (т.е. в колониях), обладают статусом голландских подданных в отличие от полноправных граждан, нидерландцев. Аналогичное положение существует и в Великобритании. В некоторых федерациях, например в США, помимо федерального гражданства существует и гражданство субъектов. А в Швейцарии кроме федерального гражданства имеются гражданства кантона и общины. В международном плане существует только федеральное гражданство.
На протяжении истории правовое регулирование гражданства было чисто внутренним делом государства. И сегодня внутреннему праву принадлежит в этом главная роль. В силу своего верховенства государство устанавливает права гражданина, порядок приобретения и утраты гражданства.
В наше время растет роль международного права в определении прав гражданина. Это относится, прежде всего, к нормам о правах человека и о юрисдикции государств. Первой «ласточкой» в этом отношении явилась еще Гаагская конвенция о некоторых вопросах, относящихся к коллизии законов о гражданстве 1930 г. [7]. В ней говорилось, что законы о гражданстве признаются другими государствами лишь «в той мере, в какой они соответствуют международным конвенциям, международным обычаям и общепризнанным принципам права в отношении гражданства». Это положение было подтверждено Международным Судом ООН в решении по делу Ноттебома 1955 г. [8, с. 23]: суд определил: государство не может рассчитывать на то, чтобы относящиеся к приобретению гражданства нормы, которые
оно установило, были признаны тем или иным государством, «если только оно не действовало в соответствии с общей целью установить правовую связь гражданства в соответствии с подлинной связью с государством, которое берет на себя защиту своих граждан против других государств».
Принципиально новый шаг был сделан Всеобщей декларацией прав человека 1948 г. [9], которая провозгласила право каждого человека на гражданство. Это вовсе не означает права требовать предоставления гражданства у конкретного государства. Главное состоит в том, что никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство (ст. 15). В Конституции РФ [10] сказано, что гражданин РФ «не может быть лишен своего гражданства или права изменить его» (ч. 3 ст. 6).
Основными актами по вопросам гражданства в России являются Конституция и, как уже говорилось, Федеральный закон о гражданстве Российской Федерации 2002 г. В целом они отвечают международным стандартам. Согласно Конституции, гражданство России «приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения» (ч. 1 ст. 6).
В рамках настоящего исследования, с целью понимания сущности института гражданства, стоит уделить внимание таким понятиям как «безгражданство», «многогражданство» и «иностранное гражданство».
Так, безгражданство — юридическое состояние, при котором лицо не обладает гражданством какого бы то ни было государства. Закон о гражданстве РФ содержит следующее определение: «лицо без гражданства —лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства» (ст. 3).
Такие лица называют апатридами, аполидами. Лицо может оказаться в таком состоянии уже при рождении, если закон места рождения и закон страны гражданства родителей основаны на принципе права почвы. Гражданство может быть утрачено и впоследствии. В прошлом такие лица находились в бесправном состоянии. Да и сегодня безгражданство отрицательно сказывается на правах человека.
Современное международное право в целом отрицательно относится к безгражданству, направлено на сокращение случаев такого состояния и преследует цель всемерного сокращения такого рода случаев. Этому посвящена Конвенция о сокращении
безгражданства 1961 г. [11]. Она обязывает государство предоставлять гражданство любому лицу, родившемуся на его территории, которое иначе стало бы апатридом. В таких случаях гражданство предоставляется либо при рождении в соответствии с законом, либо по ходатайству соответствующего лица или его представителя.
Международное право в немалой мере содействовало улучшению правового статуса лиц без гражданства, который приближается к статусу иностранцев. Конвенция о статусе апатридов 1954 г. [12] обязывает уравнять этот статус со статусом иностранцев. Речь идет о статусе по внутригосударственному праву. Это еще не означает права на дипломатическую защиту со стороны отечественного государства, которым обладают иностранцы, а также прав, предусмотренных договорами с их страной.
В силу различий между национальными законами о гражданстве человек уже при рождении может обрести гражданство двух и более государств. Ребенок, родившийся у граждан России на территории США, приобретает гражданство обоих государств. Гражданство России приобретается в соответствии с принципом права крови, а гражданство США в данном случае — согласно принципу права почвы. Второе и третье гражданство может быть получено и путем натурализации. Лица с двойным гражданством именуются бипатридами.
Общепризнанна норма, согласно которой лицо, обладающее гражданством нескольких государств, рассматривается каждым из этих государств как обладающее только его гражданством (ст. 3 Гаагской конвенции о некоторых вопросах, относящихся к коллизии законов о гражданстве 1930 г.).
Общее международное право отрицательно относится к многогражданству, поскольку оно осложняет правоотношения между государствами. Такое отношение в общем оправданно. Вместе с тем существуют случаи, когда многогражданство является средством решения вопросов, имеющих существенное значение для прав человека, поэтому законодательство ряда государств, например ФРГ и Израиля, признает допустимость многогражданства.
После распада СССР перед Россией встала проблема защиты миллионов россиян, оказавшихся за ее пределами. Одним из средств достижения цели было избрано двугражданство, что нашло отражение и в Конституции РФ. Предусмотрено, что гражданин РФ
«может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации» (ч. 1 ст. 62). Наличие иностранного гражданства не сказывается на правах и обязанностях гражданина РФ. Иное может быть предусмотрено законом или международным договором (ч. 2 ст. 62, п. 1 ст. 6 Закона о гражданстве РФ).
Закон о гражданстве в качестве одного из условий приобретения гражданства РФ указывает обращение в полномочный орган иностранного государства с заявлением об отказе от имеющегося у лица иного гражданства. Вместе с тем предусматривается, что «отказ от иного гражданства не требуется, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации или настоящим Федеральным законом либо если отказ от иного гражданства невозможен в силу не зависящих от лица причин» (пп. «г» ч. 1 ст. 13). Одной из такого рода причин может быть то обстоятельство, что законодательство соответствующего государства не допускает отказа от его гражданства.
Иностранец—лицо, не являющееся гражданином страны пребывания и обладающее гражданством другого государства. Этим определяется его правовой режим. Он находится под полной территориальной юрисдикцией страны пребывания и под личной юрисдикцией государства, гражданином которого является. Преимущество принадлежит территориальной юрисдикции. В отношении иностранца должны соблюдаться общепризнанные права человека.
Всестороннее развитие связей между государствами, интернационализация общественной жизни повлекли значительное увеличение численности иностранцев в большинстве стран и их влияния, прежде всего в области экономики. Заинтересованность государств в таком развитии потребовала обеспечения иностранцам достаточно широкого круга прав. Важную роль в этом процессе сыграло утверждение общепризнанных прав человека. В результате широкое распространение получил национальный режим, в силу которого иностранцы в принципе приравниваются в правах к местным гражданам, за некоторыми исключениями.
Этот режим закреплен и Конституцией РФ, в которой говорится, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются «правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом
или международным договором Российской Федерации» (ч. 3 ст. 62). В Конституции РФ основные права и свободы признаются и гарантируются человеку независимо от его гражданства. Большинство статей соответствующей главы Конституции начинается словами «все равны» или «каждый имеет право». Только отдельные права принадлежат исключительно гражданам, и, следовательно, иностранцы ими не обладают.
К таким правам относятся: право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию; право на митинги, демонстрации, шествия; право иметь в частной собственности землю; право малоимущих граждан на материальную помощь государства; право на бесплатную медицинскую помощь. Кроме того, гражданин РФ не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству.
Особенно важное отличие правового статуса иностранца от статуса гражданина состоит в отсутствии права на дипломатическую защиту со стороны государства пребывания и права участвовать в управлении делами государства, права избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления. Вместе с тем иностранцы не несут некоторых обязанностей, лежащих только на гражданах, прежде всего это касается воинской обязанности.
Закрепив общие положения статуса иностранцев, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1985 г. Декларация о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны [13], в которой они проживают, указала, в частности, на недопустимость массовой высылки иностранцев, законно находящихся на территории страны.
Согласно Протоколу №7 (1984 г.) к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод [14], иностранец, законно проживающий на территории государства, может быть выслан только во исполнение решения, принятого в соответствии с законом. При этом ему должна быть предоставлена возможность представить аргументы против его высылки и добиваться пересмотра своего дела. Иностранец может быть выслан и до осуществления этих прав, если такая высылка необходима в интересах общественного порядка или обусловлена соображениями государственной безопасности (ст. 1) [15, с. 350].
Существует три основных режима иностранцев: национальный, наибольшего благоприятствования и специальный. Национальный режим сегодня является практически общепринятым. Вместе с тем, за-
ключая договоры, государства вносят изменения в этот режим, обычно предоставляя дополнительные права своим гражданам, в основном в области торговли, налогов, таможни и т.п.
Для того чтобы избежать расхождений в правовом положении иностранцев, государства используют режим наибольшего благоприятствования, в соответствии с которым граждане договаривающихся государств обладают правами не меньшими, чем любые иные иностранцы.
Таким образом, правовой статус гражданина является производным от правового статуса человека, который дополняется рядом прав и обязанностей, вытекающих из факта принадлежности лица к гражданству этого государства. Государство гарантирует гражданам многие права, которыми не могут пользоваться иные физические лица; вполне естественно, что оно возлагает на них и некоторые дополнительные обременения, требуя выполнения особых юридических обязанностей. Именно в этом и выражается правовая связь, лежащая в основе института гражданства.
Литература
1. ICJ. Reports. 1955.
2. ФЗ от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» // РГ. 2002. 5 июня.
3. Постановление Конституционного Суда РФ от 16 мая 1996 г. // СЗ РФ. 1996. № 21. Ст. 2579.
4. Смирнова Е.С. Международно-правовые проблемы гражданства стран СНГ и Балтии в свете европейского опыта. М., 1999.
5. «Закон о турецком гражданстве» от 11 декабря 1965 г. № 403. URL://http://www.turk-ok.ucoz.ru
6. Богуславский М.М. Международное частное право. М., 1998.
7. URL://http ://www.memo.ru/prawo/citiz/300412.htm
8. ICJ. Reports. 1955.
9. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.) // РГ. 1995. 5 апр.
10. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // РГ. 1993. 25 дек.
11. Конвенция о сокращении безгражданства (заключена в г. Нью-Йорке 30.08.1961) // Международное публичное право: Сб. док. Т. 1. М., 1996.
12. Конвенция о статусе апатридов (заключена в г. Нью-Йорке 28.09.1954) // Действующее международное право. Т. 1. М., 1996.
13. Устав Организации Объединенных Наций (принят в г. Сан-Франциско 26 июня 1945 г.): Сб. действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XII. М., 1956.
14. «Конвенция о защите прав человека и основных свобод» (заключена в г. Риме 4 ноября 1950 г.) (вместе с «Протоколом № 1» (подписан в г. Париже 20 марта 1952 г.), «Протоколом № 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней» (подписан в г. Страсбурге 16 сентября 1963 г.), «Протоколом № 7» (подписан в г. Страсбурге 22 ноября 1984 г.)) // СЗ РФ. 2001. №2. Ст. 163.
15. Конституционное право России: Сборник кон-
ституционно-правовых актов: В 2 т. Т. 1 / Отв. ред. О.Е. Кутафин. Сост. Н.А. Михалева. М., 1998.
16. Актуальные проблемы гражданства. М., 2010.
17. ТопорнинБ.Н. Европейское право. М., 1998; Калиниченко П.А. О гражданстве Европейского союза // МЖМП. 2009. № 3.
18. Косилкин С.В. Институт гражданства Союза Беларуси и России — проблемы и перспективы // МЖМП. 2010. № 3.
19. Европейская конвенция о гражданстве (ETS № 166) (заключена в г. Страсбурге 6 ноября 1997 г.) // URL://http ://www.b ase.consultant .га
20. Богданова Н.Е. Регулирование вопросов гражданства в рамках Совета Европы — тенденции и их нормативное закрепление // МЖМП. 2008. № 1.
ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАДРОВ ДЛЯ СФЕРЫ ТУРИЗМА В РОССИИ
Л.Ю. ПОПОВА,
аспирант кафедры Рекреационной географии и туризма Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Научная специальность: 25.00.24 — экономическая, социальная, политическая и рекреационная география
E-mail: [email protected] Рецензент: доктор географических наук, профессор Вязов А.Р.
Аннотация. В статье рассматривается профессиональная подготовка в высших учебных заведениях России по туристским специальностям и направлениям. Объясняется история становления современной системы подготовки кадров для индустрии туризма. Приводятся актуальные статистические данные по учреждениям высшего профессионального образования. Анализируется территориальное распределение этих учреждений ВПО по федеральным округам и субъектам Российской Федерации. Приводится путь оценки системного обеспечения потребностей индустрии туризма в кадрах.
Ключевые слова: туризм, высшее образование, образовательные учреждения, федеральные государственные образовательные стандарты, подготовка кадров.
TERRITORIAL ORGANIZATION OF TRAINING PROFESSIONAL TRAINING SERVICES FOR TOURISM IN RUSSIA
L.YU. POPOVA,
graduate student of chair of Recreational geography and Lomonosov Moscow State University tourism
Annotation. The article discusses the training in higher educational institutions of Russia in the field of tourism and directions. Explained the history of the formation of the modern system of training for the tourism industry. Provides current statistics on institutions of higher education. We analyze the spatial distribution of these institutions VPO federal districts and subjects of the Russian Federation. Is a way of assessing the system meet the needs of the tourism industry in the frames.
Keywords: tourism, higher education, federal state educational standarts, professional education, educational programs, tourism-related education.