УДК 342 ББК 67
DOI 10.24411/2073-3313-2019-10338
ЛИЦО БЕЗ ГРАЖДАНСТВА ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ВЬЕТНАМ
ХО Хоанг Жанг, преподаватель юридического факультета Академии народной безопасности Вьетнама E-mail: [email protected]
Научная специальность: 12.00.01 — теория и история права и государства;
история учений о праве и государстве
Аннотация. В статье рассматривается положение законодательства Вьетнама и международного права о лицах без гражданства (апатриды). Автор также анализирует некоторые основные условия для апатрида при получении гражданства Вьетнама.
Ключевые слова: гражданство, лицо без гражданства, родители-апатриды.
Annotation. The article discusses the provisions of the law of Viet Nam and international law on stateless persons (stateless persons). The author also analyzes some of the basic conditions for stateless persons in obtaining Vietnamese citizenship.
Keywords: citizenship, stateless person, stateless parents.
Рецензент: Нгуен Тхи Нгок Иен, доцент юридического факультета Академии народной безопасности Вьетнама, кандидат юридических наук
Гражданство — это юридическая связь между конкретным государством и человеком; безгражданство означает состояние, при котором человек не является гражданином какого-либо государства.
Согласно ст. 1 Конвенции о статусе апатридов, принятой 28 сентября 1954 г., под лицом без гражданства (или апатридом) подразумевается лицо, которое не рассматривается как гражданин какого-либо государства в силу закона (есть и такой вариант — «лицо, которое не имеет доказательства принадлежности своего гражданства какому-либо государству»).
Причины данной ситуации могут быть следующими:
1) рождение от родителей-апатридов, если законы того государства, где родился человек, не подразумевают автоматического приобретения лицом гражданства этого государства (невозможность гражданства по праву почвы);
2) лишение гражданства государством, которое может происходить по политическим, эти-
ческим мотивам, из соображения безопасности или в случае, если гражданство было получено незаконно;
3) добровольный отказ от гражданства;
4) прекращение существования государства.
Апатриды не являются гражданами, но они
полностью подчиняются законодательству того государства, на территории которого проживают.
В Российской Федерации статус апатридов приравнивается к статусу иностранцев, за исключением следующего момента: ни одно иностранное дипломатическое представительство не вправе отказывать им в защите. Апатриды не несут воинской обязанности, не обладают избирательными правами, на них распространяются те же профессиональные ограничения, что и на иностранцев.
Безгражданство представляет собой правовую аномалию, поэтому все государства стремятся уменьшить число апатридов.
По данным Верховного комиссара ООН по делам беженцев Антонио Гутерреша (Antonio
ЗАКОН И ПРАВО • 08-2019
Guterres), количество беженцев в мире достигло максимальных значений.
В ООН подсчитали, что за последний год количество граждан, которые были вынуждены покинуть свою страну, составило более 45,137 млн человек. По этим данным на сегодняшний день беженцами являются 15,4 млн человек, 28,8 млн человек — это внутренне перемещенные лица, а 937 тыс. человек пытаются получить статус беженца в другой стране.
По данным Верховного комиссара ООН по делам беженцев, в каждые десять минут рождается один ребенок без гражданства, и в каждой 20-й стране находится большинство апатридов; в среднем в мире каждый год рождаются 70 тыс. детей без гражданства.
По данным Министерства юстиции Вьетнама, за период с 1 июля 2009 г. по 31 марта 2017 г. Председателем Социалистической Республики Вьетнам гражданство Вьетнама было предоставлено 5025 апатридам.
Чтобы уменьшить число лиц без гражданства, многие страны приняли международные договоры о гражданстве, такие, как: Конвенция Лахайе 1931 г., Конвенция о сокращении безграждан-ства от 30 августа 1961 г. и др. В последней названной Конвенции (в ст. 1) указано, что любое договаривающееся государство должно предоставлять свое гражданство любому рожденному на его территории лицу, которое иначе было бы апатридом. Такое гражданство должно предоставляться при рождении, в силу закона или при представлении надлежащему органу власти ходатайства соответствующего лица или от его имени в порядке, установленном национальным законом.
Во Вьетнаме, для того чтобы лица без гражданства могли интегрироваться с населением, а также в целях ограничения состояния безграж-данства, в законодательстве существует много открытых норм и положений о них.
Статья 8 Закона о гражданстве Вьетнама от 2008 г. гласит: «Государство Социалистической Республики Вьетнам создает условия для того, чтобы дети, родившиеся на территории Вьетнама, имеющие гражданство и лица без гражданства, проживающие во Вьетнаме, могли получать гражданство в соответствии с положениями этого закона».
С целью создания всем детям, родившимся на территории Вьетнама, условий для получения гражданства и ограничения числа детей без
гражданства законодательство Вьетнама устанавливает:
■ дети, родившиеся на территории Вьетнама, имеющие родителей без гражданства, которые, однако, постоянно находятся во Вьетнаме, получают гражданство Вьетнама (ч. 1 ст. 17 Закона о гражданстве Вьетнама);
■ дети, родившиеся на территории Вьетнама, имеющие мать — гражданина Вьетнама, а гражданство отца — не установлено, получают гражданство Вьетнама (ч. 2 ст. 17 Закона о гражданстве Вьетнама);
■ дети, не имеющие родителей (сироты), а также дети, которые были обнаружены на территории Вьетнама и не установлены родители, получают гражданство Вьетнама (ст. 18 Закона о гражданстве Вьетнама).
Закон об актах гражданского состояния Вьетнама 2014 г. гласит, что дети, родившиеся на территории Вьетнама, получают гражданство Вьетнама, если:
1) имеют мать или отца — гражданина Вьетнама, а другой родитель имеет гражданство иного иностранного государства или это лицо без гражданства;
2) имеют родителей, являющихся лицами без гражданства или имеющих иностранные гражданства.
Можно сказать, что Закон об актах гражданского состояния Вьетнама 2014 г. создает условия для натурализации гражданства Вьетнама для большинства апатридов, которые находятся на территории Вьетнама. Данные положения законодательства Вьетнама соблюдают право человека и право гражданина.
Кроме того, для лиц без гражданства, которые постоянно находятся на территории Вьетнама, ст. 22 Закона о гражданстве Вьетнама 2008 г. устанавливает, что апатриды, у которых не достаточно личных документов, могут натурализоваться в гражданство Вьетнама, если:
1) они проживают на территории Вьетнама 20 лет до дня вступления в законную силу Закона о гражданстве Вьетнама 2008 г.;
2) соблюдают Конституцию и законы Вьетнама.
Во Вьетнаме кроме Закона «О гражданстве Вьетнама» 2008 г., Закона «Об актах гражданского состояния» 2014 г., Гражданского кодекса СРВ правовое положение лиц без гражданства
ЗАКОН И ПРАВО • 08-2019
также регулируется различными нормативно-правовыми актами. В их числе:
■ директива премьер-министра № 31/2008 /
от 20 октября 2008 г. о разрешении свободной миграции, незаконного пересечения границы лицам, не состоящим в браке, в пограничной зоне Вьетнам — Лаос;
■ постановление Правительства № 78/2009 / КБ-СР от 22 сентября 2009 г., в котором подробно излагается реализация ряда статей Закона о гражданстве Вьетнама от 2008 г. (статьи 5, 6, 7, 8);
■ циркуляр Министерства юстиции № 08/ 2010 / ТТ-ВТР от 25 марта 2010 г., в котором даны формы документов для получения гражданстве и книги для получения гражданства;
■ циркуляр Министерства юстиции № 03/ 2015 / ТТ-ВТР от 1 апреля 2015 г., регулирующий условия, порядок получения гражданства Вьетнама, регистрации рождений и брака для свободных мигрантов в районах Вьетнама, прилегающих к Лаосской границе;
■ решение премьер-министра № 1748 / РБ-TTg от 29 сентября 2014 г. об утвержде-
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ
Конституционное право России. Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению «Юриспруденция» / Под общ. ред. В. О. Лучина, Б. С. Эбзеева; под ред. Е.Н. Хазова, Н.М. Чепурновой. — 10-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. — 687 с. ISBN 978-5-238-03214-6
Рассмотрены вопросы, традиционно относящиеся к предмету науки конституционного права: конституционные основы гражданского общества, юридические механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина, федеративное устройство, система органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации и др. Особое внимание уделено избирательной системе в России. Представлены важнейшие изменения порядка выборов депутатов Государственной Думы и формирования Совета Федерации ФС РФ. Отражены законодательные нормы о передаче полномочий ФМС структурам МВД России.
Для студентов юридических вузов и факультетов, аспирантов (адъюнктов), преподавателей, практических работников, а также для всех интересующихся проблемами отечественного конституционного права.
нии общей схемы для свободных мигрантов из Камбоджи во Вьетнам.
Вышеуказанные положения законодательства Вьетнама аналогичны соответствующим законам многих стран мира.
В целом система нормативных правовых актов, регулирующих проблемы лиц без гражданства, соответствует сложившейся ситуации, создавая правовую основу для государственных органов, которые выполняют управленческую роль в этой области.
Библиографический список
1. Конвенция о статусе апатридов (принята 28.09.1954 г.)
2. Закон о гражданстве Вьетнама № 24/ 2008/ QH12 (принят 13.11.2008 г.).
3. Закон об актах гражданского состояния Вьетнама № 60/2014/QH13 (принят 20.11.2014 г.)
4. Nguyin Ba Chiin. Casaliluan va thuc tiin hoanthien hethongquy phamxungdot a VietNam. Luan an tiln si luat hoc. 2008. Tr. 119, 189.
ЗАКОН И ПРАВО • 08-2019