Научная статья на тему 'Понятие и конституционно-правовая характеристика правовой природы гражданства'

Понятие и конституционно-правовая характеристика правовой природы гражданства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3100
309
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНИН / ГРАЖДАНСТВО / ПРАВОВОЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ / СТАБИЛЬНОСТЬ / ВЕРХОВЕНСТВО / ВЛАСТЬ / КОМПЕТЕНЦИЯ / ЮРИДИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Осипенкова Екатерина Александровна

В данной статье раскрывается содержание понятия конституционно-правовой характеристики правовой природы гражданства, приведен анализ взглядов исследователей, раскрывается понятие института гражданства. По итогам проведенного исследования отмечено, что гражданство это фактическая принадлежность лица к конкретной стране, осуществляющаяся через юридическую связь человека с государством, выражающаяся в наличии у него определенных прав, свобод и обязанностей, вытекающих из этой связи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Понятие и конституционно-правовая характеристика правовой природы гражданства»

УДК 340

Осипенкова Екатерина Александровна

Адъюнкт.

Московский институт МВД России

mastervakat@mail .ru

Ekaterina A. Osipenkova

Graduated in a military academy.

Ministry of Internal Affairs Moscow institute of Russia

mastervakat@mail .ru

Понятие и конституционно-правовая характеристика правовой природы гражданства

The concept and the constitutional and legal characteristic of the legal nature of citizenship

Аннотация: В данной статье раскрывается содержание понятия конституционно-правовой характеристики правовой природы гражданства, приведен анализ взглядов исследователей, раскрывается понятие института гражданства. По итогам проведенного исследования отмечено, что гражданство - это фактическая принадлежность лица к конкретной стране, осуществляющаяся через юридическую связь человека с государством, выражающаяся в наличии у него определенных прав, свобод и обязанностей, вытекающих из этой связи.

Ключевые слова: гражданин, гражданство, правовой статус личности, стабильность, верховенство, власть, компетенция, юридическая связь,

Annotation: In this article the concept of constitutional-legal characteristics of the legal nature of citizenship, the analysis of the views of the researchers, explains the concept of citizenship. According to the results of the survey indicated that citizenship is the actual person belonging to a particular country, carried out through the legal relationship between man and the state, expressed in the existence of certain rights, freedoms and duties arising from this connection.

Keywords: citizen, citizenship, legal personal status, stability, supremacy, authority, competence, legal bond.

Гражданство является важнейшим элементом правового статуса личности и основой взаимоотношений гражданина и государства. С гражданством связаны существенные юридические последствия для человека - объем его прав, свобод и обязанностей - гарантированность государственной защиты прав и свобод.

Гражданство - это правовое состояние, которое предполагает наличие взаимных прав и обязанностей как у гражданина по отношению к государству, так и у государства по отношению к гражданину. Гражданин находится под

юрисдикцией государства. Государство может потребовать от своего гражданина выполнения обязанностей, даже если он находится за пределами страны.

Государство берет на себя обязательства обеспечивать условия для реализации конституционных прав, свобод и обязанностей своих граждан, защищать их, где бы они ни находились (как внутри страны, так и за рубежом), выплачивать им пенсии по старости, пособия по инвалидности, при потере кормильца и в других случаях [1].

Рассматриваемый институт отличается известной сложностью.

Так, например, Н.В. Витрук выделяет несколько разновидностей правового статуса личности с точки зрения наличия гражданства. «...Личность относительно принадлежности к конкретному государству выступает в следующих правовых состояниях (модусах): отечественного гражданства, безгражданства и иностранства... и, соответственно, трех категорий лиц - граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства».

Помимо этого, им исследуются двойное гражданство, гражданство в федеративных государствах - двухуровневое гражданство; почетное гражданство; общеевропейское гражданство [2, с.111].

Современное определение понятия «гражданство» закреплено в статье 2 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».

Согласно легальной дефиниции «гражданство Российской Федерации -устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей».

Следовательно, можно сказать, что гражданство определяет правовой статус государства и конкретного человека. Обладание гражданством является основой распространения на человека всего комплекса прав и свобод, законодательно закрепленных в данном государстве.

Как справедливо отмечает М.В. Варлен, «институт гражданства относится к числу наиболее фундаментальных институтов конституционного права, является важнейшей составляющей основ правового статуса человека в любом государстве» [3].

На современном этапе развития Российской Федерации институт гражданства призван обеспечить стабильность и сплоченность общества, укрепить российскую государственность, сбалансировать интересы личности, общества и государства [4].

Вопрос о месте института гражданства в системе конституционно -правовых институтов остается дискуссионным уже долгое время.

С.И. Русинова считает, что гражданство надо рассматривать в связи с институтом национально-государственного устройства [5, с.177-180].

Некоторые ученые считают, что его надо отнести к юридическому статусу гражданина [6].

С позиции сегодняшнего дня гражданство справедливо считают составной частью института, закрепляющего основы правового статуса личности [7, с.150].

На содержание законодательства о гражданстве решающее влияние оказывают потребности развития национальной экономики, конкретные особенности исторического развития каждого государства, демографические процессы, иммиграционная политика и многие другие факторы [8, с. 52-60].

Важным обстоятельством является то, что гражданство лица, сохраняется и при нахождении гражданина вне пределов отечественного государства.

Конституционно-правовые предпосылки для этого заключаются в так называемом личном (персональном) верховенстве государства, определяющем личную связь гражданина с государством, его верность государству. В свою очередь такое верховенство государства подразумевает право гражданина пользоваться протекцией отечественного государства.

«Именно личное (а не территориальное) верховенство является легальной основой признания права государства распространять свою власть на отечественных граждан за пределами своей государственной территории, а граждане и за пределами Родины обязаны добросовестно выполнять гражданские обязанности и подчинены юрисдикции отечественного государства» [9, с. 275, 277278].

Установление государством собственного гражданства свидетельствует о государственном суверенитете любого независимого государства или отдельных его частей (субъектов федерации).

Т. Маршалл выделил три типа прав, связанных с развитием понятия гражданства:

1. Гражданские права.

Они завоевывались длительное время. Гражданские права означают свободу каждого человека жить, где он хочет, свободу слова и вероисповедания, право владеть собственностью и равные права перед законом.

2. Политические права.

Включают право участвовать в выборах и быть избранным на государственные должности. В большинстве стран в начале XX века это право получили лишь мужчины. Женщинам пришлось завоевывать это право дольше.

3. Социальные права.

Это права индивида на социальное обеспечение по болезни, социальную защиту в случае безработицы, а также установленный минимум заработной платы. Социальные права гарантируют человеку государством определенный уровень благосостояния. Развитие социальных прав и политика государства приводят к созданию государства всеобщего благосостояния. Государство считается таковым, если в нем правительственные организации обеспечивают материальную поддержку людям, не способным содержать себя самостоятельно, -безработным, больным, инвалидам и престарелым [10].

Иными словами правоотношения гражданства имеют огромное значение для поступательного развития государства и общества.

Развитые правоотношения гражданства являются обязательной предпосылкой для консолидации всех слоев гражданского общества, воспитания у населения патриотизма и доверия к власти.

Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» определяет гражданство Российской Федерации как устойчивую правовую связь лица с Российской Федерацией, выражающуюся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

Для подавляющего большинства граждан Российской Федерации подобная связь длится в течение всей жизни человека. Она возникает в момент рождения или приобретения гражданства Российской Федерации и прекращается со смертью или утратой гражданства.

Следует отметить, что прекращение гражданства не может быть осуществлено в одностороннем порядке по инициативе гражданина или государства.

Гражданство является обязательной предпосылкой для пользования гражданином всем комплексом конституционных прав, свобод и обязанностей лица, и в первую очередь прав политических.

Так, например, стать депутатами, занимать должности судей, прокуроров, следователей, военные должности могут только граждане Российской Федерации. Исключительно гражданин Российской Федерации может быть избран Президентом, получить доступ к сведениям, составляющим государственную тайну.

В отечественной правовой доктрине выделяют несколько проблем, связанных с правовой природой гражданства.

С.А. Авакьян отмечает, что «гражданство соответствующего государства является естественным состоянием для человека. Подавляющее большинство людей в мире обладает гражданством какого-то государства. Отсутствие гражданства, состояние безгражданства - скорее исключение, чем правило» [11, с.20].

О.О. Миронов делает вывод о том, что есть основание рассматривать гражданство как субъективное право, ссылаясь на положения Конституции 1918 г. [12, с.69].

Подобный подход представляется необоснованным, поскольку противоречит современному понятию субъективного права.

Так, например, субъективное право может быть ограничено и передано другому лицу (ограничение дееспособности конкретного лица и передача правомочий его опекунам или попечителям). В то же время, как выше отмечалось, гражданство как двустороннюю связь лица с государством нельзя ни ограничить, ни передать какому-либо лицу. Утрата правоспособности не влечет за собой утраты гражданства.

В правоотношениях гражданства каждая из сторон обладает соответствующими правами и обязанностями: человек - правоспособностью, а государство, в лице уполномоченных органов, - компетенцией. В правоспособности концентрируются права и обязанности, которыми может обладать субъект, а компетенция государства четко регламентирована в конституции и других нормативно-правовых актах данного государства [13].

С точки зрения гражданства индивид по отношению к государству может иметь один из трех основных статусов: гражданин, иностранный гражданин,

лицо без гражданства. Каждому статусу соответствует свое правовое положение, определяющее объем его прав и обязанностей во взаимоотношениях с государством.

В отечественной правовой науке преобладают два подхода к дефиниции понятия гражданства - с точки зрения принадлежности лица к государству и в качестве юридической либо политико-правовой связи лица с государством.

Первую точку зрения отстаивают такие исследователи как: Д.А. Гайдуков [14. с.6], А.И. Лепешкин, Н.Т. Самарцева, И.Е. Фарбер, Б.В. Щетинин [15, с.11].

Примером может служит определение, данное Б.В. Щетининым: «Советское гражданство - это принадлежность физического лица к Союзу ССР, выражающаяся в устойчивой правовой связи с Советским суверенным федеративным государством, в силу которой оно приобретает права и свободы советских граждан и исполняет все обязанности советских граждан по советскому законодательству, а также приобретает право на защиту своей личности и своих интересов со стороны Союза ССР как внутри советской территории, так и за ее пределами».

Представляется, что использованное исследователем понятие «принадлежность» скорее свидетельствует об отношении лица к конкретному государству или «членству» лица в государстве. Подобная трактовка в большей мере подходит для определения гражданства лица в международно-правовом отношении. В тоже время, как ранее отмечалось, в национальном законодательстве большинства государств установлены различные правовые статусы индивидов с позиций гражданства (вид на жительство, статус беженца, вынужденного переселенца и т.д.).

Сторонниками иной точки зрения на гражданство являются С.А. Авакьян, Е.И. Козлова, А.В. Мицкевич, В.В. Полянский, Г.И. Тункин, В.С. Шевцов, С.В. Черниченко [16, с. 6].

В.В. Полянский определяет гражданство как юридически признанную политико-правовую связь физического лица с государством, которая, «будучи неограниченной во времени и в пространстве, предполагает взаимообусловленность, с одной стороны, распространения всей полноты суверенной власти государства на лицо и с другой - обладание этим лицом полным комплексом прав, свобод и обязанностей, а также означающая принадлежность лица к народу как субъекту политической власти» [15, с.26].

Е.И. Козлова приводит определение гражданства как «основанной на юридическом признании государства политико-правовой связи лица с государством, которая влечет распространение на данное лицо в полном объеме суверенной государственной власти, активным участником которой оно является, а также всех прав, свобод и обязанностей граждан, защиту его государством как в СССР, так и за его пределами» [16, с. 184].

Правоотношения гражданства в конституционно-правовом смысле представляют собой совокупность взаимных прав и обязанностей субъектов этой двусторонней связи: гражданина и государства. Каждому конкретному праву гражданина соответствует обязанность государства гарантировать его осу-

ществление, и каждой конкретной обязанности гражданина соответствует конкретное право государства требовать ее исполнения последним.

Подобная связь не ограничивается пространственными пределами государства и является бессрочной, т.е. устойчивой в пространстве и во времени.

Устойчивость гражданства во времени проявляется в том, что гражданство непрерывно (бессрочно). Непрерывность выражается в сохранении гражданства с момента рождения, принятия в гражданство и до выхода из гражданства или его утраты, в соответствии с законодательством конкретного государства. Таким образом, гражданство - это длящееся правовое состояние.

Устойчивость гражданства в пространстве выражается в том, что гражданин, выезжая за пределы своего государства, независимо от срока продолжает находиться под юрисдикцией страны гражданства. При этом некоторые права и обязанности, входящие в содержание гражданства, прекращают свое действие на время пребывания за границей, но лицо их не утрачивает. Навязывание страной пребывания этому лицу каких-либо прав или обязанностей, которые могут быть определены только страной гражданства, будет расценено как нарушение государственного суверенитета. Но устойчивость гражданства в пространстве не ослабевает, так как происходит не юридическое, а фактическое прекращение связи между государством и его гражданином. Юридически связь гражданства не прервана, она прекращена фактически. Устойчивость гражданства в пространстве не нарушается в случае, если гражданин отказывается пользоваться правами, предоставленными данным государством, и выполнять соответствующие обязанности по отношению к стране пребывания [1].

Таким образом, можно констатировать, что гражданство - это фактическая принадлежность лица к конкретной стране, осуществляющаяся через юридическую связь человека с государством, выражающаяся в наличии у него определенных прав, свобод и обязанностей, вытекающих из этой связи.

Литература:

1. Варлен М.В. Гражданство. Россия и СНГ. Учебно-практическое пособие. 2010. СПС «КонсулътантПлюс».

2. Витрук Н.В.Общая теория правового положения личности. -М.:НОРМА, 2008.

3. Михайлова Е.В.. Право на гражданство в Российской Федерации: конституционно-правовые аспекты: дисс. канд. юр. наук: Москва, 2008.

4. Русинова С.И. Вопросы гражданства в европейских странах народной демократии // Ученые записки ЛГУ. Вып. 7. 1955.

5. Лепешкин А.И. Курс советского государственного права. Т. 1. М.

1961.

6. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учебник. М.: Юристъ, 2004.

7. Трайнин И.К вопросу о гражданстве // Советское государство. 1938.

N 5.

8. Эбзеев Б.С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации. М., 2005.

9. Маршал Т.Н. Гражданская ответственность и социальное развитие. Вэстпорт, 1973.

10. Авакьян С.А. Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция. СПб.: Юридический центр Пресс, 2003.

11. Миронов О.О. Субъекты советского государственного права. Саратов. 1975.

12. Гайдуков Д.А. Гражданство в СССР. М., 1940.

13. Щетинин Б.В. Проблемы теории советского государственного права. М., 1974

14. Мицкевич А.В. Комментарий законодательства государств -участников СНГ о гражданстве. М., 1996.

15. Полянский В.В. Советское гражданство. Куйбышев, 1985.

16. Козлова Е.И. Советское государственное право: учебник. М., 1983. Literature:

1. Varlen M.V. Citizenship. Russia and the CIS. Educational and practical guide. 2010 PCA «Consultant».

2. Vitruk N. V. Main theory of identity legal status.-M.: Norma, 2008.

3. Mikhailova E.V. The right to citizenship in Russian Federation: the constitutional and legal aspects: diss. Candidate. jur. Sciences: Moscow, 2008.

4. Rusinov S.I. Issues of citizenship in the European People's Democracies. Scientific notes LSU. MY. 71955.

5. Lepeshkin A.I. Rate of the Soviet state law. 1, Moscow 1961.

6. Kozlova, E.I., Kutafin O.E. Constitutional Law of Russia: the textbook. M: Jurist, 2004.

7. Trainin I.K. Issue of citizenship. The Soviet state. 1938. N 5.

8. Ebzeev B.S. Human, people, the state constitutional system of the Russian Federation. M., 2005.

9. Marshall T.N. Citizenship and social development. Westport, 1973.

10. Avakyan S.A. Russia: citizenship, foreigners, international migration. Petersburg: Law Center Press, 2003.

11. Mironov O.O. The subjects of the Soviet state law. Saratov. 1975.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Gaidukov D.A. Citizenship in the USSR. M., 1940.

13. Schetinin B.V. Problems of the theory of the Soviet state law. M., 1974.

14. Mickiewicz A.V. Comment legislation states - participants of CIS on citizenship. M., 1996.

15. Polyansky V.V. Soviet citizenship. Kuibyshev, 1985.

16. Kozlova, E.I. Soviet state law: the textbook. M., 1983.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.