Федеральный центр науки и высоких технологий «Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций»
УДК 351.86 (094.5)
А.В. Костров к.т.н., И.В. Курличенко (ФГУВНИИГОЧС(ФЦ)) РАСФОРМИРОВАНИЕ ВОЙСК ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ: ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ
A. Kostrov, I. Kurlichenko PAYING OFF CIVIL DEFENSE UNITS. ORGANIZATIONAL AND LEGAL PROBLEMS
Рассматриваются генезис войск гражданской обороны и проводящееся их реформирование, а также организационные и правовые проблемы, связанные с решением военно-политического руководства страны расформировать эти войска.
There is viewed genesis of civil defense troops and its reforming and also organizational and legal problems, connected with the decision of military-political leadership of the country to reform these troops.
I
А.В. Костров
о
vo
а р
ro
а р
к
с е
т
и н
х
е т
■
о н
T
у
а
I
И.В. Курличенко
Рассматриваемые вопросы обсуждены на научно-практической конференции «Совершенствование технологии безопасности — исследование, создание, применение. 5 лет Федеральному центру науки и высоких технологий ВНИИ ГОЧС» 22-23 ноября 2007 г., г. Москва.
В соответствии со ст. 15 ФЗ «О гражданской обороне» [1] войска гражданской обороны (войска ГО) — это воинские формирования, специально предназначенные для решения задач в области гражданской обороны (ГО). Войска ГО вместе с аварийно-спасательными формированиями (АСФ) и спасательными службами (СС) (п. 1 ст. 15) составляют основу сил ГО. В настоящее время войска ГО состоят из спасательных центров (СЦ), отдельных бригад, полков, батальонов, вертолетных отрядов, смешанных авиаэскадрилий и др. Они вооружены специальной техникой, боевым ручным стрелковым и холодным оружием.
Зарождение войск ГО восходит к созданию в 1932 г. городских частей ПВО [2, 3]. В последующем эти части, называемые воинскими частями МПВО, предназначались для выполнения специальных работ по защите населения крупных городов страны в случае нападения противника.
Во время Великой Отечественной войны воинские части МПВО являлись силовыми ресурсами начальников МПВО городов для выполнения внезапно возникающих задач, а после войны — непосредственными участниками восстановления разрушенных городов и объектов обороны страны.
В 1961 г. после образования на базе МПВО системы Гражданской обороны СССР воинские части МПВО были переданы в военные округа Министерства обороны СССР [4]. В 1965 г. подготовлен проект Устава войск ГО, в котором термин «войска ГО» получил конкретное смысловое толкование, а в постановлении Совета Обороны СССР (1979 г.), касающемся ведения операций в условиях военных действий, и организационно-структурного наполнения. В соответствии с этим постановлением был разработан и в 1983 г. введен в действие Министром обороны СССР Устав Войск гражданской обороны СССР.
Следует указать, что в 1960-1980 гг. войска ГО привлекались для ликвидации крупных промышленных аварий, последствий стихийных бедствий (аварии на ЧАЭС, Спитакского землетрясения, массовых лесных и торфяных пожаров и др.).
В 1996 г. в связи с изменением задач войск ГО введён в действие приказом МЧС России Устав Войск гражданской обороны Российской Федерации. С его выходом Устав, введённый в действие приказом Министра обороны 1983 г., утратил юридическую силу.
Указ Президента РСФСР от 18.12.1991 г. № 305 «О государственном комитете при Президенте РСФСР по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных
бедствий» (п. 6) предписал Комитету создать Штаб войск ГО РСФСР (для управления соединениями, воинскими частями и подразделениями ГО), а также 9 региональных центров (РЦ) по делам ГОЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий. В 1994 г. в связи с созданием МЧС России войска ГО включены в состав сил МЧС России.
По замыслу руководства МЧС России войска ГО должны были быть реформированы в рамках планируемой системы преобразований группировки спасательных сил с целью повышения эффективности её применения в условиях как мирного, так и военного времени [5, 6].
В правовом понимании реформирование войск ГО, в сущности, началось с 1996 г. с принятием Указа Президента РФ от 27.05.1996 г. № 784 [7]. В этом указе предусматривается усиление войск ГО на основе увеличения их численности. В последующем рассматривались различные замыслы и пути реформирования войск ГО. Например, Основы [8] предполагают ликвидацию, а решение [9] — девоенизацию войск ГО.
В аналитических работах [5, 6, 10, 16] войска ГО рассматриваются как одна из базовых составляющих триады:
1) спасательные силы МЧС России, представленные соответственно войсками ГО;
2) аварийно-спасательные формирования (АСФ) и спасательные службы (СС);
3) подразделения и части Федеральной противопожарной службы (ФПС).
По отношению к каждой составляющей триады в вышеуказанных документах сформулированы требования и указаны направления их развития, в т.ч. направление централизованного управления каждой из составляющих группировки спасательных сил.
В начале 2007 г. военно-политическое руководство страны приняло решение о расформировании войск ГО [11] и переходе, по-существу, к диаде спасательных сил МЧС России, включающей:
1) АСФ и СС МЧС России;
2) подразделения и части ФПС МЧС России.
В этом решении говорится о согласии Совета
Безопасности РФ с предложением МЧС России расформировать войска ГО, уточнить полномочия ФПС по выполнению задач ГО с учетом их перевода на правоохранительную службу. Так что войска ГО расформировываются, а выполнение ранее возложенных на них задач ГО возлагается на ФПС МЧС России, службу, которая законодательно должна быть признана правоохранительной [11, 12].
Осуществление этих реформ потребует решения непростых задач организационного характера и правового обеспечения. В настоящее время отсутствуют публикации, содержащие формулирование этих задач.
Цель настоящей статьи — определить главные (как они понимаются авторами) организационные и правовые проблемы, которые возникали уже на подготовительном этапе расформирования войск ГО и передачи задач и функций этих войск структурно
реформируемой ФПС. В содержательном отношении предлагаемая работа является продолжением ранее опубликованных статей [5, 6, 10] в области совершенствования спасательных сил МЧС России как стержневой составляющей спасательных сил России.
Организационные проблемы расформирования войск ГО
Как отмечалось выше, готовящееся расформирование войск ГО обусловлено необходимостью повышения эффективности применения группировки сил МЧС России и их готовности к выполнению задач по защите населения как в военное, так и в мирное время от ЧС природного, техногенного, террористического характера. Из изложенного во введении следует, что целесообразность законодательного перевода ФПС МЧС России на правоохранительную службу руководство РФ подтвердило.
Исследования [18] показали, что расформирование войск ГО с целью выполнения требований [8] целесообразно осуществить в период 2007-2010 гг. в три этапа.
На 1 этапе необходимо провести: реорганизацию подразделений управления и обеспечения войск ГО в федеральные государственные учреждения (ФГУ) с заменой в их составе воинских должностей на должности сотрудников ФПС; преобразование в ФГУ — ВЦМП (Всероссийского центра мониторинга и прогнозирования), редакции журнала «Гражданская защита», Государственной экспертизы проектов МЧС России, 72 Центральной поликлиники, Центрального музея МЧС России, Эксплуатационной комендатуры и Центрального спортивного клуба МЧС России.
На этом же (первом) этапе включаются в ФПС МЧС России с заменой воинских должностей на должности сотрудников и работников ФПС: Центральная база измерительной техники; Военно-оркестровая служба МЧС России; Отдельный военно-показательный оркестр МЧС России. В Главных управлениях МЧС России по субъектам РФ воинские должности заменяются на должности сотрудников ФПС. Расформировываются воинские части (подразделения обеспечения) и один СЦ. Проводятся другие организационные преобразования.
На 2 этапе реформируются основные силы МЧС России, а именно реорганизуются:
1) в ФГУ — авиационные базы и базы материально-технического снабжения;
2) в учреждение высшего профессионального образования — Академия гражданской защиты (АГЗ);
3) в АСФ — спасательные центры;
4) в ФГУ (с заменой воинских должностей должностями сотрудников ФПС) — Центр по проведению спасательных операций особого риска, 4 СЦ центрального подчинения.
На втором этапе заменяются в центральном аппарате МЧС России, управлениях региональных центров (РЦ) МЧС России воинские должности на должности сотрудников ФПС, расформировываются
о
ю
а р
го
а р
к
с е
т
и н
х
е т
I
о н
т
у
а
I
0
Ю
а р
го
а р
е и к
с е
т
и н
х
е т
1
о н
т
у
а
I
— факультет ГО Общевойсковой академии Вооруженных Сил РФ, Военная автомобильная инспекция (ВАИ).
На 3 этапе:
1) совершенствуются силы МЧС России, улучшается их оснащение на основе современных технических средств, а также обеспечивается комплектование имуществом;
2) осуществляется интеграция сил и средств с системой обеспечения безопасности государства;
3) создаются АСФ и спасательные службы, а также органы управления для решения задач ГО как в военное, так и в мирное время.
После осуществления вышеуказанных мероприятий возникнет задача рационального распределения АСФ МЧС России по регионам и субъектам РФ. При этом возникает сложная базовая задача, как создавать АСФ в субъектах РФ после проведенных мероприятий по усилению ФПС.
Представляются рациональными следующие варианты организации новых АСФ в структуре ФПС.
1-й вариант — формируются смешанные по-жарно-спасательные части (СПСЧ), созданные на базе имеющихся подразделений ФПС. Практика применения таких частей показала, что они эффективны при решении задач локализации пожаров и спасения людей в зонах пожаров. Выполнять же эффективно полномасштабные аварийно-спасательные и другие неотложные работы (АСДНР), в частности, локализацию зон радиоактивного загрязнения, химического и биологического заражения, пиротехнические работы эти части не готовы по причине отсутствия подготовленных специалистов и специальных технических средств для их оснащении.
2-й вариант — создаются специализированные части ГО и пожарной безопасности (СЧ ГО и ПБ) на базе специализированных пожарных частей (СПЧ) и поисково-спасательных формирований (ПСФ) МЧС России, рассредоточенных на небольших расстояниях (порядка сотни километров) от СЧ ГО и ПБ. СЧ ГО и ПБ оснащаются техникой СЦ, которые подлежат расформированию в 2008-2010 гг. Целесообразно включить в СЧ ГО и ПБ аварийно-спасательные отряды (АСО) быстрого реагирования со штатной численностью 25-100 человек. Эти АСО комплектуются в мирное время с привлечением спасателей ПСФ МЧС России.
СЧ ГО и ПБ способны эффективно выполнять широкомасштабные АСДНР, решать указанные выше специфические задачи, которые не могут решать СПСЧ (1 вариант).
3-й вариант — создаются на военное время АСФ ГО, называемые в официальных документах «специальными формированиями» (СФ ГО) и развертываемые в местах зон крупных возможных разрушений, зон заражений (загрязнений), зон затоплений и т.п. По нескольку АСФ ГО создаются в каждом РЦ МЧС России из расчета 50-110 чел. в каждом АСФ ГО. Они
могут быть развернуты в мирное время и укомплектованы в период 2008-2010 гг. как штатной техникой ликвидируемых СЦ, так и техникой с баз хранения, снимаемой в связи с сокращением мобилизационного задания сил ГО. Данный вариант потребует: 1) увеличения финансовых затрат на создание объектов для подготовки и несения дежурства в АСФ ГО; 2) размещения АСФ ГО вблизи мест хранения техники, наличия значительных земельных участков под площадки и объекты для хранения техники.
Сравнение рассмотренных вариантов по показателю финансовых затрат позволяет заключить, что наиболее рациональным является 2-й вариант, позволяющий комплексно использовать возможности существующей группировки сил ФПС, без значительных изменений организации управления СЧ ГО и ПБ, а также без больших финансовых и материальных затрат (основные затраты потребуются на передислокацию техники ликвидируемых СЦ в СЧ ГО и ПБ).
В данном контексте следует заострить внимание на том, что вряд ли принципы правоохранительной службы окажутся более эффективными в условиях военного времени для АСФ ГО и спасательных служб ГО по сравнению с принципами военной службы. Представляется, что на этот проблемный вопрос необходимо получить ответ в самое ближайшее время.
Правовые проблемы создания новой группировки сил, обеспечивающих решение задач расформированных войск ГО
Действующую нормативную правовую базу (НПБ), которая регулирует отношения, связанные с деятельностью войск ГО, составляют: Конституция РФ; Закон РФ от 5.03.1992 г. № 2446-1 «О безопасности» и федеральные законы от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне», от 31.05.1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне», от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». В эту НПБ следует включить также подзаконный акт - Указ Президента РФ от 27.05.1996 г. № 784 «Вопросы гражданской обороны Российской Федерации» (с изм. от 8.05.2005 г.), утвердивший «Положение о войсках ГО» [7] и руководящий документ «Основы государственной политики Российской Федерации по военному строительству...» [8].
В складывающейся ситуации действующая нормативная правовая база подлежит (исключая Конституцию РФ) значительным изменениям и дополнениям. Чтобы яснее понять это, охарактеризуем кратко отдельные положения указанных выше нормативных правовых актов (НПА), определяющие статус и задачи войск ГО.
В действующем в настоящее время НПА [7]1 войска ГО определены как составная часть сил обеспечения безопасности. Термин «безопасность»
1 В преамбуле этого подзаконного акта говорится, что положения данного указа действуют до принятия федерального закона о гражданской обороне. Закон «О гражданской обороне» [1] принят, но рассматриваемый указ имеет до сих пор юридическую силу.
здесь толкуется так, как он закреплен в Законе РФ «О безопасности». В соответствии с [7] войска ГО предназначены для защиты территории страны и ее населения при чрезвычайных ситуациях (ЧС) и угрозе их возникновения в мирное и военное время, обусловленных авариями, катастрофами, стихийными бедствиями. Этот же НПА устанавливает, что войска ГО в соответствии с Законом «Об обороне» [13] могут привлекаться к обороне с применением средств вооруженной борьбы. В своей деятельности они руководствуются: Конституцией РФ; федеральными законами; нормами международного права и международными договорами РФ; указами и распоряжениями Президента РФ; постановлениями и распоряжениями Правительства РФ; директивами и распоряжениями начальника ГО РФ (в действующем законодательстве РФ это должностное лицо отсутствует), регулирующими отношения в сфере деятельности войск ГО общевоинскими уставами Вооруженных Сил РФ (ВС РФ); Уставом Войск гражданской обороны РФ, Положением [7], НПА МЧС России, а также НПА Министерства обороны и Генштаба ВС РФ, которые объявляются приказами МЧС России и доводятся до войск ГО в установленном порядке. В [7] определены: задачи войск ГО в мирное и военное время; порядок их применения; организация деятельности; комплектование и подготовка войск (на основе федеральных законов «Об обороне» и «О воинской обязанности и военной службе»); обеспечение войск ГО. Этот указ устанавливает структуру и состав органов, специально уполномоченных решать задачи по предупреждению и ликвидации ЧС, а также войск ГО РФ (в мирное время), график поэтапного увеличения численности войск ГО.
Следует отметить, что НПА [7] — достаточно конкретный, предметно отработанный подзаконный акт, но в нем содержатся несоответствия норм по отношению к отдельным положениям международного гуманитарного права (имеется законодательная коллизия), в частности, к положениям Дополнительных протоколов I и II к Женевским конвенциям 1949 г., которые ратифицированы СССР соответственно в 1954 г. (Конвенция) и в 1989 г. (Протоколы). Приказом МО СССР от 16.02.1990 г. № 75 положения указанных протоколов введены в действие в виде «Руководства по применению Вооруженными Силами СССР норм международного гуманитарного права». Сущность указанной коллизии состоит в следующем: Положение [7] предусматривает возможность привлечения войск ГО к обороне (территориальной обороне с применением средств вооруженной борьбы). Нормы же Дополнительного протокола I гласят, что личный состав вооруженных сил и воинских подразделений, назначенный в организации ГО, не участвует непосредственно в военных действиях и не совершает или
не использует для совершения (помимо своих задач по ГО) действий, наносящих ущерб противной стороне. Статья 15 Конституции РФ обязывает снять имеющуюся коллизию, т.е. привести положения [7] в соответствие с нормами Женевских конвенций и Дополнительных протоколов к ним. Тем не менее, указанное несоответствие не устранено до сих пор.
В законе «О гражданской обороне» (п. 1 ст. 15) войска ГО определены как воинские формирования, специально предназначенные для решения задач в области ГО и организационно объединенные в войска ГО. Деятельность войск ГО осуществляется с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом РФ военного положения на территории РФ или в отдельных ее местностях, а также в мирное время при стихийных бедствиях, эпидемиях, эпизоотиях, крупных авариях, катастрофах, ставящих под угрозу здоровье населения и требующих проведения АСДНР (п. 5 ст. 16) [1]. Вновь создаваемая группировка сил ГО в составе ФПС должна удовлетворять указанным требованиям.
Закон «Об обороне» (п. 5 ст. 1) относит «войска гражданской обороны» наряду с «войсками Министерства внутренних дел Российской Федерации» к «другим войскам». Другие войска выполняют задачи в области обороны в соответствии с «Планом применения Вооруженных Сил Российской Федерации». Они привлекаются к совместной с ВС РФ оперативной и мобилизационной подготовке в целях подготовки к выполнению задач по защите РФ от вооруженного нападения. В соответствии с Основами [8] (п. 4) предусматривалось реформирование войск ГО и создание Государственной спасательной службы МЧС России (ГСС МЧС России). Срок - до 2006 года. Замысел осуществить в указанный срок не удалось, концепция создания ГСС МЧС России не получила практического воплощения. Развитие группировки сил МЧС России приняло иное направление. Решение Совета Безопасности РФ о «девоениза-ции» МЧС России [9] предусматривает осуществить последнюю путем перевода группировки войск ГО на иные (иной) виды (вид) государственной службы. Федеральный закон [14] устанавливает три вида государственной службы (ст. 2): государственную гражданскую службу; военную службу и правоохранительную службу. Следует отметить, что закон [14] (п. 3 ст. 2) не исключает возможности законодательно установить другие виды государственной службы.
Руководство МЧС России на основе результатов анализа путей повышения эффективности применения сил МЧС России при решении задач ГО как в военное, так и в мирное время выступило с предложением перевести личный состав войск ГО2 в структуру ФПС, расформировать войска ГО, создать
2 В настоящее время войска ГО насчитывают около 25 тыс. чел., из них около 85% военнослужащих и 15% гражданских лиц. Отношения государства с военнослужащими регулируются федеральными законами «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе», иными законодательными актами РФ, а с гражданскими лицами — трудовым законодательством, в частности, Трудовым кодексом РФ и законодательством РФ о государственной гражданской службе (см., например, ФЗ от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).
о
ю
а р
го
а р
к
с е
т
и н
х
е т
I
о н
т
у
а
I
0
Ю
а р
го
а р
е и к
с е
т
и н
х
е т
1
о н
т
у
а
I
в структуре ФПС аварийно-спасательные формирования, возложить на последние выполнение установленных федеральным законодательством задач ГО. При этом предполагается законодательно придать переводимым лицам статус сотрудников органов внутренних дел РФ, состоящих в должностях рядового и начальствующего состава [17]. В настоящее время законодательное закрепление указанного статуса планируется путем принятия соответствующего федерального закона, который устанавливает службу лиц рядового и начальствующего состава ФПС МЧС России, как правоохранительную службу.
Можно сказать, что перевод группировки войск ГО и придание ее личному составу статуса служащих правоохранительной службы приближает к осуществлению ранее рассмотренной концепции создания Государственной спасательной службы МЧС России.
Проведенные исследования в части определения мер по совершенствованию действующей НПБ, регулирующей отношения, связанные с организацией и деятельностью группировки сил ГО в составе ФПС, позволили сформулировать следующие правовые проблемы:
1. Принять ФЗ «О правоохранительной служ-бе»3, который бы придал ФПС (с включенными в нее должностями войск ГО) статус правоохранительной службы.
2. Осуществить юридическую коррекцию федеральных законов и адаптацию следующих федеральных законов:
«О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (1993, № 4468-1);
«О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (1994, № 68-ФЗ);
«О пожарной безопасности» (1994, № 69-ФЗ);
«Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» (1995, № 151-ФЗ);
«Об обороне» (1996, № 61-ФЗ);
«О наркотических средствах и психотропных веществах» (1998, № 3-ФЗ);
«О гражданской обороне» (1998, № 28-ФЗ);
«О воинской обязанности и военной службе» (1998, № 53-ФЗ);
«О статусе военнослужащих» (1998, № 76-ФЗ);
«О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (2001, № 166-ФЗ);
«О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» (2004, № 117-ФЗ).
Возможна разработка проекта комплексного федерального закона о внесении изменений и дополнений в вышеуказанные законы.
3. Принять указы Президента РФ о расформировании войск ГО, о создании АСФ и спасательных служб ГО в ФПС.
4. Внести изменения и дополнения в следующие указы Президента РФ:
от 11 июля 2004 г. № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (с изм. от 21 октября 2005 г.);
от 27 июля 1998 г. № 901 «Об утверждении Положения о военном округе Вооруженных Сил Российской Федерации» (с изм. от 10 августа 2002 г., 19 ноября 2003 г.);
от 16 сентября 1999 г. № 1237 «Вопросы прохождения военной службы» (с изм. от 12 июня 2006 г.);
от 19 ноября № 1635 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента РСФСР и Президента Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области безопасности Российской Федерации»;
от 17 мая 2001 г. № 547 «О знамени войск гражданской обороны» и др.
Разрешение указанных правовых проблем несомненно повлечёт разработку и принятие большой совокупности подзаконных актов в виде постановлений и распоряжений Правительства РФ, приказов, распоряжений, инструкций и др. соответствующих министерств и ведомств РФ. По-видимому, в связи с этим возникнет потребность в развитии НПБ на региональном и муниципальном уровнях.
Заключение
В статье рассмотрены организационные и правовые проблемы, возникающие при осуществлении планируемого расформирования войск ГО и создания новой группировки сил МЧС России, обеспечивающей решение задач ГО, пожарной безопасности и защиты населения от ЧС природного, техногенного и военного характера.
Изложенное — первое приближение в понимании проблем организационного и правового обеспечения решения задач ГО как в мирное, так и в военное время, возлагаемых на ФПС. Представляется, что особенно сложными рассматриваемые проблемы могут проявиться в части выполнения задач ГО реформируемой структурой (ФПС) в военное время. В этой связи целесообразна постановка комплексной НИОКР, в которой, в связи с проводимым реформированием, следовало бы: установить рациональный состав имеющихся сил ГО и РСЧС на территории всей страны; провести уточнение мобилизационного развертывания специальных формирований (СФ ГО и ГПС) с учетом современных взглядов на возможные масштабы применения средств поражения эвентуальным противником в современных войнах и вооруженных конфликтах.
! Здесь термин «правоохранительная служба» толкуется в соответствии с ФЗ [12], ст.7.
Литература
1. Федеральный закон от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне».
2. Положение о местных частях противовоздушной обороны, утв. 11.04.1932 г. Наркомом по военным и морским делам и Председателем Реввоенсовета СССР.
3. Маланичев Ф.Г. Местная противовоздушная оборона (МПВО) // Гражданская защита. Энциклопедия. Т. II / Под общ. ред. С.К. Шойгу. — М., 2007.
4. Маланичев Ф.Г. Становление и эволюция гражданской обороны СССР (1961-1990) // Гражданская защита. Энциклопедия. Т. III. / Под общ. ред. С.К. Шойгу. — М., 2008.
5. Корнейчук Ю.Ю., Костров А.В. Организационно-правовые аспекты развития спасательных сил // Проблемы безопасности и чрезвычайных ситуаций, 2004, № 4. — С. 72-114.
6. Корнейчук Ю.Ю., Костров А.В. Развитие спасательных сил // Гражданская защита, 2005, №№ 1-4, 6.
7. Указ Президента РФ от 27.05.1996 г. № 784 «Вопросы гражданской обороны Российской Федерации» (с изм. от 8.05.2005 г.), утв. Положение о Войсках гражданской обороны Российской Федерации.
8. Основы государственной политики Российской Федерации по военному строительству на период до 2010 года, утв. Президентом РФ 17.08.2002 г. № 1422.
9. Протокол решения Совета Безопасности от 26.06.2005 г. № 3 «О девоенизации МЧС России».
10. Азанов С.Н., Дорошенко И.Л., Костров А.В. Развитие спасательных сил // Технологии гражданской безопасности (Научно-технический журнал МЧС России) 2006, № 2(8). — С. 30-35.
11. Протокол совещания СБ РФ от 3.02.2007 г. № 249 — решение «О направлениях строительства и развития сил и средств МЧС России до 2010 года».
12. Проект Федерального закона «О правоохранительной службе» (представлен в ГД ФС РФ).
13. Федеральный закон от 31.05.1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне».
14. Федеральный закон от 27.05.2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации».
15. Основы единой государственной политики в области гражданской обороны на период до 2010 года, утв. Президентом РФ 5.01.2004 г. № Пр-12.
16. Курличенко И.В. Научные аспекты перспектив развития и применения нештатных аварийно-спасательных формирований при обосновании нового облика ГО и РСЧС // Материалы III научно-практической конференции (10 октября 2006 г.). Совершенствование гражданской обороны в Российской Федерации. МЧС России. — М.: Изд-во КУНА, 2006. — С. 148-151.
17. Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утв. постановлением Верховного Совета РФ от 23.12.1992 г. № 4202-1.
18. Отчет о комплексной НИР по проблемам строительства и развития сил и средств МЧС России в 2006-2008 годах (п. 3.1.1. ЕТП НИОКР МЧС России на 2007 г.). Этап 1: Разработка основ оптимизации количества, организационно-штатных структур формирований сил МЧС России для решения задач гражданской обороны, организации их тылового обеспечения на мирное и военное время // Науч. рук. А.И. Запорожец. Исп. В.Ю. Глебов, И.В. Курличенко и др. — М.: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ). 2007. — 129 с.
о
ю
а р
го
а р
к
с е
т
и н
х
е т
I
о н
т
у
а
I