Научная статья на тему 'К вопросу о систематизации нормативной правовой базы функционирования спасательных воинских формирований МЧС России'

К вопросу о систематизации нормативной правовой базы функционирования спасательных воинских формирований МЧС России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
648
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА / МИРНОЕ ВРЕМЯ / НОРМА ПРАВА / НОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ / НОРМАТИВНАЯ ПРАВОВАЯ БАЗА / СПАСАТЕЛЬНОЕ ВОИНСКОЕ ФОРМИРОВАНИЕ / СТРУКТУРА / СОСТАВ / ТОЛКОВАНИЕ НОРМ ПРАВА / CIVIL DEFENSE / PEACETIME / RULE OF LAW / REGULATORY ACT / REGULATORY FRAMEWORK / RESCUE MILITARY FORMATION / STRUCTURE / COMPOSITION OF RESCUE MILITARY UNITS / INTERPRETATION OF LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Костров Анатолий Васильевич, Назаренко Елена Константиновна

Выполнены систематизация и толкование норм нормативных правовых актов, связанных с деятельностью спасательных воинских формирований МЧС России, которые могут быть интересны специалистам или исследователям в области гражданской обороны по вопросам оптимизации решения задач и проведения мероприятий в данной области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Костров Анатолий Васильевич, Назаренко Елена Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Revisiting the Systematization of Regulatory Framework on the EMERCOM of Russia Military Rescue Units

The article systematizes and interprets the regulatory provisions related to the rescue military units under EMERCOM of Russia, which may be of interest to specialists or researchers in the field of civil defense.

Текст научной работы на тему «К вопросу о систематизации нормативной правовой базы функционирования спасательных воинских формирований МЧС России»

/76 Civil SecurityTechnology, Vol. 14, 2017, No. 4 (54) УДК 355.58: 351.86

К вопросу о систематизации нормативной правовой базы функционирования спасательных воинских формирований МЧС России

ISSN 1996-8493

© Технологии гражданской безопасности, 2017

А.В. Костров, Е.К. Назаренко

Аннотация

Выполнены систематизация и толкование норм нормативных правовых актов, связанных с деятельностью спасательных воинских формирований МЧС России, которые могут быть интересны специалистам или исследователям в области гражданской обороны по вопросам оптимизации решения задач и проведения мероприятий в данной области.

Ключевые слова: гражданская оборона; мирное время; норма права; нормативный правовой акт; нормативная правовая база; спасательное воинское формирование; структура; состав; толкование норм права.

Revisiting the Systematization of Regulatory Framework on the EMERCOM of Russia Military Rescue Units

ISSN 1996-8493

© Civil Security Technology, 2017

A. Kostrov, E. Nazarenko

Abstract

The article systematizes and interprets the regulatory provisions related to the rescue military units under EMERCOM of Russia, which may be of interest to specialists or researchers in the field of civil defense.

Key words: civil defense; peacetime; rule of law; regulatory act; regulatory framework; rescue military formation; structure; composition of rescue military units; interpretation of law.

Сокращения понятий (терминов)

АСДНР — аварийно-спасательные и другие неотложные АСМ — аварийно-спасательное мероприятие АСР — аварийно-спасательные работы ГПС — Государственная противопожарная служба НИР — научно-исследовательская работа

НПА — нормативный правовой акт

НПБ — нормативная правовая база

СВФ — спасательные воинские формирования

СЦ — спасательный центр

ФПС — Федеральная противопожарная служба

Введение

СВФ МЧС России созданы Указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 2011 г. № 1265 на базе расформированных войск гражданской обороны (соединений, воинских частей и организаций). Группировка СВФ МЧС России является одной из основных составляющих сил гражданской обороны страны.

Образована, при инициирующей роли МЧС России, НПБ, регулирующая отношения, связанные с созданием, развитием и применением СВФ МЧС России в мирное и военное время, которая рассматривается в ряде научных работ [1—6]. Наиболее обстоятельно и конкретно она рассмотрена в [4]. Тем не менее, в них предметно не анализируются нормы НПА, регулирующие отношения, связанные с определением задач (АСМ), возлагаемых на СВФ МЧС России в мирное время. Пока отсутствуют НПА, содержащие развернутые перечни АСМ, которые предопределяют номенклатуру и количество технического оснащения СВФ МЧС России. Подтверждением этому служит то, что в План НИОКР МЧС России на 2017 год, утвержденный приказом МЧС России от 12.04.2017 г., включена тема НИР «Разработка научно обоснованных предложений по составу сил и средств спасательных воинских формирований МЧС России» (разд. III п. 26), исполнителями которой являются авторы настоящей статьи. Техническое задание на эту НИР предусматривает проведение анализа действующих НПА и норм, определяющих перечни АСМ, выполняемых СВФ.

Цель публикации — проанализировать НПБ СВФ МЧС России для выявления НПА, регулирующих их деятельность по выполнению АСМ в мирное время.

Эта цель достигается путем: 1) систематизации и толкования «базовых» НПА, регулирующих выполнение СВФ МЧС России «стандартных» АСМ в мирное время; 2) выявления и толкования НПА, регулирующих отношения, связанные с выполнением в мирное время «специфических» АСМ.

1. ^стематизация и толкование «базовых» НПА, регулирующих деятельность СВФ МЧС России в мирное время

Рассматриваемые базовые НПА расположены в порядке хронологии их принятия.

Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Нормами пункта и) статьи 10 «Полномочия Правительства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций» этого закона закреплено, что Правительство Российской Федерации определяет порядок привлечения СВФ МЧС России к предупреждению и ликвидации ЧС.

Статья 16. «Привлечение Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских

формирований для ликвидации чрезвычайных ситуаций» данного закона устанавливает, что для ликвидации ЧС могут привлекаться специально подготовленные силы и средства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований. Порядок их привлечения определяется Президентом Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Федеральный закон от 22 августа 1995 года № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» (статья 22. «Аварийно-спасательные службы Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований») устанавливает, что:

воинские формирования создаются и функционируют в соответствии с законодательством Российской Федерации;

привлечение воинских формирований к ликвидации ЧС осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Федеральный закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» определяет, что СВФ МЧС России могут привлекаться к выполнению отдельных задач в области обороны. Этим же законом, а также Федеральным законом от 28 марта 1998 г. № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе», регламентируется комплектование СВФ МЧС России проходящими военную службу по призыву военнослужащими. В соответствии с этим законом, на военнослужащих СВФ МЧС России распространяются все права, льготы, гарантии и компенсации, установленные для военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации.

Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне», статьей 15 которого определено, что силами гражданской обороны являются, в том числе, СВФ федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны (далее—МЧС России). В статье 5 данного закона определено, что Президент Российской Федерации утверждает структуру, состав СВФ МЧС России и положение о СВФ МЧС России.

Вопросы комплектации военнослужащими СВФ МЧС России лицами начальствующего состава ФПС и гражданским персоналом изложены в статье 12 данного закона.

Основы деятельности СВФ МЧС России освещены в статье 16 рассматриваемого закона. В этой статье определено, что на вооружении СВФ МЧС России находится специальная техника, а также боевое ручное стрелковое и холодное оружие. Кроме этого установлено, что военнослужащим СВФ МЧС России выдаются удостоверения личности установленного образца, подтверждающие их статус, и международные отличительные знаки гражданской обороны.

Деятельность СВФ МЧС России осуществляется с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на

территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, а также в мирное время при стихийных бедствиях, эпидемиях, эпизоотиях, крупных авариях, катастрофах, ставящих под угрозу здоровье населения и требующих проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Указ Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», утвердивший Положение о МЧС России, устанавливает, что данное министерство осуществляет управление СВФ МЧС России. Указ определяет следующие функции МЧС России, касающиеся деятельности СВФ:

планирование действий и применение для выполнения отдельных задач в области обороны Российской Федерации;

подготовка к совместным с Вооруженными Силами Российской Федерации действиям в целях обороны Российской Федерации;

подготовка в образовательных учреждениях МЧС России, других образовательных учреждениях специалистов в данной области;

обязательное страхование жизни и здоровья военнослужащих;

поддержание боевой и мобилизационной готовности органов управления;

создание, реорганизация и ликвидация в установленном порядке;

осуществление комплекса профилактических, лечебных, санаторно-курортных, оздоровительных и реабилитационных мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья военнослужащих; учет в системе МЧС России военнослужащих. Кроме этого, в функции МЧС России в обозначенной области входит: разработка устава СВФ МЧС России, перечней типовых воинских должностей, а также соответствующих им воинских и специальных званий; представление на утверждение Президента Российской Федерации концепции и плана строительства и развития СВФ МЧС России; разработка предложения по их структуре и составу, а также по штатной численности; утверждение генеральных планов строительства и развития военных городков СВФ МЧС России и другие.

Устав гарнизонной и караульной службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденный Указом Президента РФ от 10 ноября 2007 г. № 1495, регламентирует (глава 10 «Участие войск гарнизона в предупреждении ликвидации последствий чрезвычайных обстоятельств») привлечение войск (в том числе и СВФ МЧС России) для ликвидации чрезвычайных обстоятельств.

Указ Президента Российской Федерации от 30 сентября 2011 г. № 1265 «О спасательных воинских формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» и утвержденное этим указом Положение о СВФ МЧС

России предусматривает формирование СВФ МЧС России на базе расформированных соединений, воинских частей и организаций войск гражданской обороны.

Установлено, что СВФ МЧС России предназначены для защиты населения и территорий, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера, в том числе за пределами территории Российской Федерации.

Основной структурной единицей СВФ МЧС России, способной самостоятельно выполнять возложенные на них задачи, является спасательный центр (СЦ), организационно-штатная структура которого утверждается Министром МЧС России. Определены основные задачи этих формирований в мирное и военное время. В мирное и военное время применяются соответственно планы действий СВФ МЧС России и План гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации.

Положение также содержит нормы, регулирующие организацию деятельности, комплектование, подготовку и обеспечение деятельности СВФ МЧС России.

Постановление Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2011 г. № 1113 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации деятельности спасательных воинских формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» устанавливает, что слова «войска гражданской обороны» в актах Правительства Российской Федерации заменены словами «спасательные воинские формирования Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 603 «О реализации планов (программ) строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов и модернизации оборонно-промышленного комплекса» предписывает Правительству Российской Федерации обеспечить:

оснащение воинских формирований и органов современными образцами вооружения, военной и специальной техники, доведя к 2020 году их долю до 70 процентов;

подготовку методических рекомендаций по формированию проекта государственной программы вооружения на 2016-2025 годы, предусматривающей комплексное перевооружение воинских формирований на основе конкурентоспособных отечественных образцов вооружения, военной и специальной техники.

Приказ МЧС России от 10 декабря 2012 г. № 756 «Об организации развития спасательных воинских формирований МЧС России» предусматривает выполнение таких, касающихся СВФ мероприятий, как:

внесение изменений в штаты и табели к штатам СВФ в целях увеличения количества должностей спасателей, их оснащения;

введение квалификационных требований к спасателям СВФ в части приобретения ими необходимых смежных специальностей;

организация круглосуточного реагирования дежурными расчетами спасателей СВФ на ЧС;

проведение других мероприятий, связанных с повышением готовности СВФ к экстренному реагированию на ЧС, к участию в составе гарнизонов пожарной охраны в тушении крупных пожаров и проведения связанных с ними АСР;

возложение задач по обеспечению управления группировками МЧС России в зонах ЧС в мирное и военное время.

Приказом МЧС России от 22 января 2013 года № 32 утверждено Положение о порядке приведения структурных подразделений центрального аппарата, территориальных органов МЧС России, подразделений ФПС ГПС, СВФ МЧС России, аварийно-спасательных и поисково-спасательных формирований, военизированных горноспасательных частей, подразделений ГИМС, образовательных, научно-исследовательских и иных учреждений и организаций, находящихся в ведении МЧС России, в готовность к применению по предназначению в мирное время. Данное Положение определяет цели и порядок выполнения мероприятий по приведению в готовность к применению по предназначению в мирное время, в том числе СВФ МЧС России.

Указом Президента Российской Федерации от 30 июля 2016 г. № 386 «О некоторых вопросах Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» установлена предельная штатная численность СВФ МЧС России: военнослужащих — 7223 человека, 14668 человек гражданского персонала.

Приказом МЧС России от 26 сентября 2016 г. № 519 внесены изменения в Положение об организации и ведении гражданской обороны в МЧС России, утвержденное приказом МЧС России от 17.12.2008 № 783. Так, в части, касающейся СВФ МЧС России, внесены изменения в пункт 13 данного Положения. Этим пунктом установлено, что СВФ МЧС России выполняют мероприятия гражданской обороны: в военное время — в соответствии с планом гражданской обороны; в мирное время — в соответствии с планами действий спасательных воинских формирований МЧС России, и ежегодными планами, предусматривающими основные мероприятия по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

В пункте 12 Основ государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 20 декабря 2016 г. № 696, записано, что мероприятиями по реализации государственной политики в области гражданской обороны

являются: «г) развитие сил гражданской обороны, в том числе: обеспечение готовности спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, и их взаимодействия с Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами при подготовке и проведении мероприятий по гражданской обороне...»

Указом Президента Российской Федерации от 12 января 2017 № 8 «О внесении изменений в структуру и состав спасательных воинских формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 2011 г. № 1265» скорректирована структура и состав СВФ МЧС России. Количество органов управления СВФ МЧС России — структурных подразделений региональных центров по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий сокращено с 8 до 4. Количество авиационно-спаса-тельных центров сокращено с 8 до 5. Количество органов обеспечения управления спасательными воинскими формированиями — структурных подразделений региональных центров по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий сокращено с 8 до 4.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22 марта 2017 г. № 386 в подпункт 1 Положения о МЧС России внесены изменения, согласно которым к функциям МЧС России дополнительно отнесены разработка и представление Президенту Российской Федерации и (или) в Правительство Российской Федерации проекта положения и устава о СВФ МЧС России.

Вопросы участия СВФ МЧС России в проведении АСДНР по оперативной локализации и ликвидации ЧС в мирное время законодательно регламентированы пунктом 5 Положения о спасательных воинских формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утв. Указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 2011 г. № 1265.

В соответствии с пунктом 18 приказа от 17.12.2008 № 783 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в МЧС России» осуществление мероприятий гражданской обороны в СВФ МЧС России проводится по программам подготовки спасательных воинских формирований МЧС России.

Следует отметить, что приведенные выше акты составляют основную часть НПБ в обозначенной области, которая требует постоянной актуализации действующих, а также разработки новых актов в целях повышения эффективности функционирования СВФ МЧС России.

Однако задача совершенствования рассмотренной НПБ выходит за рамки настоящей статьи.

2. Толкование НПА, содержащих нормы, регулирующие отношения, связанные с применением оружия, выполнением водолазных работ, десантированием подразделений и других

2.1. НПА, регламентирующие применение оружия СВФ МЧС России

В Дополнительном протоколе к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающемся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол 1, принятый на дипломатической конференции в Женеве 8 июня 1977 года), в главе VI «Гражданская оборона» в части, касающейся вооружения персонала гражданской обороны, отмечено:

«Ношение легкого личного оружия гражданским персоналом гражданской обороны с целью поддержания порядка или самообороны также не считается действием, наносящим ущерб противнику. Однако в районах на суше, где имеют место или, вероятно, будут иметь место бои, стороны, находящиеся в конфликте, предпринимают необходимые меры с целью ограничить это оружие таким ручным оружием, как пистолеты или револьверы, чтобы было легче отличать персонал гражданской обороны от комбатантов. Даже если персонал гражданской обороны носит другие виды легкого личного оружия в таких районах, он, тем не менее, пользуется уважением и защитой, как только он опознан в качестве такового».

Статья 16 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» устанавливает основы деятельности СВФ федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, определено, что на вооружении указанных формирований находится специальная техника, а также боевое ручное стрелковое и холодное оружие.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» МЧС России «имеет в установленном порядке наградной и подарочный фонды, в том числе огнестрельного и холодного ору-для награждения военнослужащих спасательных воинских формирований, личного состава федеральной противопожарной службы, работников МЧС России, а также других лиц, оказывающих содействие в выполнении возложенных на МЧС России задач».

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 603 «О реализации планов (программ) строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов и модернизации оборонно-промышленного комплекса» предписывает Правительству Российской Федерации обеспечить оснащение воинских формирований и органов современными образцами вооружения,

военной и специальной техники, доведя к 2020 году их долю до 70 процентов.

В пункте 12 Основ государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 20 декабря 2016 г. № 696 определено, что мероприятиями по реализации государственной политики в области гражданской обороны являются: д) обеспечение эффективного функционирования сил и средств гражданской обороны, поддержание необходимого уровня их готовности к использованию по предназначению, оснащение их современным вооружением и специальной техникой».

Пункт 5 «Положения о спасательных воинских формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», утв. Указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 2011 г № 1265, предусматривает использование, размещение и своевременное обновление вооружения СВФ МЧС России.

2.2. НПА, регламентирующие выполнение водолазных спасательных работ силами СВФ МЧС России

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» и приказом МЧС России от 23.01.2013 № 37 «Обутверждении отдельных перечней воинских должностей в спасательных воинских формированиях МЧС России» утвержден перечень воинских должностей в СВФ МЧС России, исполнение должностных обязанностей по которым предусматривает выполнение водолазных работ под водой (нахождение в водолазных барокамерах под повышенным давлением).

Приказом МЧС России от 14.01.2013. № 10 утверждены нормы часов работы под водой (спусков) военнослужащих СВФ МЧС России, замещающих воинские должности, предусматривающие выполнение водолазных работ под водой (нахождение в водолазных барокамерах под повышенным давлением), при выполнении которых выплачивается ежемесячная надбавка за особые условия военной службы.

2.3. НПА, регламентирующие десантирование подразделений СВФ в окрестности очагов ЧС

Пункт 63 Приказа МЧС России от 07.12.2012 № 751 «Обутверждении порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России» устанавливает, что военнослужащим за выполнение прыжков с парашютом (десантирование с техникой) в зависимости от количества прыжков, условий и характера их совершения (факторов усложнения) выплачивается надбавка.

2.4. НПА, регулирующие оказание медицинской помощи

В соответствии с главой VI Дополнительного протокола к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающегося защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол 1), одной из задач гражданской обороны является медицинское обслуживание, включая первую помощь. Из этого следует, что СВФ МЧС России (как часть сил ГО) могут выполнять функции по оказанию медицинской помощи.

В статье 1 Федерального закона «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» дано определение термину «неотложные работы», которые включают в себя, в том числе, оказание населению, пострадавшему в чрезвычайных ситуациях, медицинской и других видов помощи, а проведение неотложных работ является одной из задач СВФ МЧС России.

2.5. НПА, регулирующие участие в территориальной обороне

Территориальная оборона ведется на территории Российской Федерации, где введено военное положение, с учетом мер, применяемых в период действия военного положения.

В соответствии с подпунктом в) пункта 5 «Положения о спасательных воинских формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» в военное время предусмотрено участие СВФ МЧС России в выполнении отдельных мероприятий территориальной обороны и в обеспечении режима военного положения. Но это касается только военного времени.

2.6. НПА, регулирующие деятельность по ликвидации эпидемий, эпизоотий

Пункт 5 статьи 16 ФЗ «О гражданской обороне» устанавливает, что деятельность федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области ГО в мирное время, проводится при стихийных бедствиях, эпидемиях, эпизоотиях, крупных авариях, катастрофах, ставящих под угрозу здоровье населения и требующих проведения АСДНР.

В утвержденных Главным военным экспертом МЧС России 13.12.2012 г. № 2-4-87-30-14 «Методических рекомендациях по организации и ведению гражданской обороны в субъекте Российской Федерации и муниципальном образовании» (хотя они не относятся к НПА) записано:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Силы гражданской обороны в мирное время могут привлекаться для ликвидации последствий стихийных бедствий, эпидемий, эпизоотий, крупных аварий и катастроф, борьбы с лесными пожарами, ставящих под угрозу жизнь и здоровье населения и требующих проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ».

Заключение

Выполненные систематизация и толкование НПА могут быть использованы специалистами в области гражданской обороны в целях оптимизации решения задач и проведения необходимых мероприятий силами СВФ МЧС России.

Планируется применить полученные результаты для подготовки к публикации перечня АСМ, предписываемых НПБ для выполнения СВФ МЧС России в мирное время.

Среди выявленных проблем нормативного правового регулирования в обозначенной области типичными являются также проблемы: несвоевременная актуализация норм законодательства; множественность подзаконных актов по одному и тому же вопросу, отсутствие регламентации по отдельным вопросам, требующим правового регулирования. Предметно не анализируются нормы НПА, регулирующие отношения, связанные с определением задач АСМ, возлагаемых на СВФ МЧС России в мирное время. Отсутствуют НПА, содержащие развернутые перечни АСМ, которые предопределяют номенклатуру и количество технического оснащения СВФ МЧС России.

Законодательство, регулирующее деятельность СВФ МЧС России, не в полной мере соответствует требованиям комплексного регулирования отношений в рассматриваемой сфере и требует совершенствования в рамках гармонизации с общими нормами права в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от ЧС.

Литература

1. Костров А. В., Курличенко И. В. Расформирование войск гражданской обороны: организационные и правовые проблемы // Технологии гражданской безопасности. 2008. № 1-2 (15-16). С. 24-29.

2. Отчет о НИР «Исследования по обоснованию численности группировки МЧС России мирного времени, уточнению оперативного предназначения и эффективности использования спасательных воинских формирований МЧС России при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (п. 1.1.2.26 ЕТП НИОКР МЧС России на 2008-2010 годы) / Науч. рук. НИР

A. В.Верескун. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2010 (инв. № 4795 — библиотека ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)).

3. Отчет о НИР «Научное сопровождение перспективного развития сил МЧС России». Раздел 4 п. 2 и 3 (п. 5.1-40/ Б1 Плана НИОКР МЧС России на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, утв. приказом МЧС России от 27.03.2014 № 140)/ Науч. рук. С. П. Чумак. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2014.

4. Отчет о НИР «Научно-методическое обоснование оснащения спасательных воинских формирований МЧС России, в том числе с учетом их использования в составе аэромобильных группировок» (п. 5.4-5/А5 Плана НИОКР МЧС России, утв. Приказом МЧС России от 27.03.2014 года № 140). Этап 1 «Перечень мероприятий, направленных на развитие спасательных воинских формирований МЧС России, в том числе с учетом их использования в составе аэромобильных группировок с учетом проведенных анализов»/ Науч. рук. НИР

B. Г. Полевой. Химки: АГЗ МЧС России, 2014.

5. Программа развития спасательных воинских формирований МЧС России до 2020 года. Химки: АГЗ МЧС России, 2015, 314 с. (Официальное утверждение программы отсутствует.)

6. Костров А. В., Дзодзиков Д. С. К проблеме совершенствования нормативной правовой базы деятельности МЧС России в области гражданской обороны // Технологии гражданской безопасности. 2015. № 3. С. 82-97.

7. Назаренко Е. К. К вопросу о нормативном правовом регулировании деятельности спасательных воинских формирований МЧС России // Проблемы безопасности и чрезвычайных ситуаций. 2017. № 3.

Сведения об авторе

Костров Анатолий Васильевич: к. т. н., с. н. с., ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), вед. н. с. науч.-исслед. центра. 121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. е-таИ: [email protected] SPIN-код — 3101-5157.

Назаренко Елена Константиновна: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), с. н. с. науч.-иссл. отд. 121352, Москва, ул. Давыдковская,7. е-таИ: [email protected]

Information about the authors

Kostrov Anatoly V.: PhD in Technical Sciences, Senior Researcher, All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies, Leading Researcher of the Research Center. 7 Davydkovskaya, Moscow, 121352, Russia. e-mail: [email protected] SPIN-scientific — 3101-5157.

Nazarenko Elena K.: All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies, Senior Researcher of the Research Department.

7 Davydkovskaya, Moscow, 121352, Russia. e-mail: [email protected]

Издания ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)

Авторы, название URL

Шапошников С.В. и др. История войсковой части 54277 http://elibrary.ru/item.asp?id=22689166

Акимов В.А. и др. Риски при обращении с отходами производства и потребления. Монография http://elibrary.ru/item.asp?id=23355910

Диденко С.Л. и др. Итоги работы комплексной экспедиции по исследованию зон наводнения 2013 года на территории Дальневосточного федерального округа и рекомендации органам государственной власти по предупреждению чрезвычайных ситуаций, вызванных крупномасштабными наводнениями. Научно-практическая конференция. 30 июля 2014 г http://elibrary.ru/item.asp?id=21936743

Афанасьева Е.В. и др. Информационно-аналитический бюллетень об организации деятельности территориальных органов МЧС России в области реагирования пожарно-спасательных подразделений на дорожно-транспортные происшествия в субъектах Российской Федерации в 2013 году http://elibrary.ru/item.asp?id=21474529

Олтян И.Ю. и др. Анализ прохождения пожароопасного сезона 2013 года на территории Российской Федерации. Отчет Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий http://elibrary.ru/item.asp?id=21683707

Чуприян А.П. и др. Опыт ликвидации крупномасштабных чрезвычайных ситуаций в России и за рубежом. XIX Международная научно-практическая конференция по проблемам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций: Тезисы докладов http://elibrary.ru/item.asp?id=22284369

Хисматулин С.Р. и др. Сборник материалов «Есть идея!» VII Международного салона «Комплексная безопасность-2014» http://elibrary.ru/item.asp?id=22689084

Субботина И.И. Русско-английский разговорник для спасателей http://elibrary.ru/item.asp?id=22287659

Субботина И.И. Русско-испанский разговорник для спасателей http://elibrary.ru/item.asp?id=22287650

Субботина И.И. Русско-немецкий разговорник для спасателей http://elibrary.ru/item.asp?id=22287651

Субботина И.И. Русско-французский разговорник для спасателей http://elibrary.ru/item.asp?id=22287654

Степанов В.Я. Чернобыль. Память 24/7. Историко-художественный литературный сборник http://elibrary.ru/item.asp?id=22689230

Мошков В.Б. и др. Система добровольной сертификации аварийно-спасательных средств МЧС России. Сборник руководящих документов http://elibrary.ru/item.asp?id=23446084

Сосунов И.В. и др. Гражданская оборона — основа защиты населения современной России http://elibrary.ru/item.asp?id=23679859

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.