/84 Civil SecurityTechnology, Vol. 14, 2017, No. 1 (51) УДК 355.58-027.21;351.86-027.21
Интеграция понятия «гражданская оборона» с понятием «гражданская защита»1
ISSN 1996-8493
© Технологии гражданской безопасности, 2017
А.В. Костров
Аннотация
Рассмотрены этимология и семантика понятия «гражданская оборона» в хронологическом его развитии, в том числе его интеграция с понятием «гражданская защита». Показаны основные этапы семантико-правово-го наполнения и включения этих понятий в нормативные акты, юридически закрепляющие концептуальные положения, касающиеся защиты гражданского населения в вооруженных конфликтах.
Ключевые слова: военное время; гражданская защита; гражданское население; гражданская оборона; концепция; мирное время; понятие; семантика понятия; термин.
Integration of the Concepts "Civil Defense" and "Civil Protection"
ISSN 1996-8493
© Civil Security Technology, 2017
A. Kostrov
Abstract
The article discusses the etymology and semantics of the concept "civil defense" in its chronological evolution, including its integration with the concept "civil protection". The author describes the main stages in the evolution of their semantic and legal content, and their inclusion into laws and regulations that legally enshrined the conceptual ideas about protection of civilians in armed conflicts.
Key words: war time; civil protection; civilian population; civil defense; concept; peace time; concept; semantics of the concept; term.
1 Дополнительно к статье А.В. Кострова «Семантико-правовая трансформация понятия «Гражданская оборона» (см. «Технологии гражданской безопасности», т. 13, №№ 1 (47)-3 (49), 2016), публикуем еще один материал на данную тему, касающийся интеграции понятий «гражданская оборона» и «гражданская защита».
Наряду с перестройкой ГО руководство страны в конце 80-х годов прошлого века приступило к созданию специальной единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), обеспечивающей заблаговременную подготовку органов власти, специальных сил и средств, населения к действиям в экстремальных условиях, вызванных стихийными бедствиями, крупными авариями и катастрофами. Предусматривалось широкое использование возможностей ГО СССР в этой создаваемой системе, что обусловливало формирование более объемного по сравнению с понятием «гражданская оборона» совместимого родового понятия «гражданская защита».
В 1989 г. в СССР, а в 1990 г. и в РСФСР были созданы органы управления для решения задач защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера.
Постановлением Совета Министров СССР от 30 ноября 1990 г. № 1201 «Вопросы ассоциации спасательных формирований СССР»указанные органы были объединены в единую союзную ассоциацию спасателей.
19 ноября 1991 г. Указом Президента РСФСР (№ 221) создан Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при Президенте РСФСР (ГКЧС РСФСР)2. Этот указ организационно объединил силы и средства ГО и ГКЧС РСФСР. Председателем ГКЧС РСФСР был назначен С. К. Шойгу3.
18 декабря 1991 г. Президент РСФСР подписал Указ (№ 305) «О Государственном комитете при Президенте РСФСР по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»4, в соответствии с которым этот Комитет получил в свое распоряжение основные ресурсы ГО России и СССР, в том числе органы управления, службы ГО, войска ГО, пункты управления, системы связи и оповещения, фонд защитных сооружений, резервы специального имущества ГО, курсы ГО. Зарождалась новая система—Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.
Постановлением Правительства РФ от 18 апреля 1992 г. № 261 «О создании Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях», подписанным первым заместителем Председателя Правительства РФ Е. Т. Гайдаром, была учреждена государственная система, аббревиатура наименования которой—РСЧС сохранилась и у действующей в настоящее время «единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», учрежденной статьей 4 ФЗ «О защите
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»5.
В 1992 году упоминаемый выше Генеральный секретарь МОГО Садок Знаиди заявил [1]:
«В нынешнем понимании термин «гражданская оборона» скорее укладывается в понятие «гражданская защита», поскольку статус ГО предполагает защиту населения от всех видов бедствий—природных, техногенных и от вооруженных конфликтов. Защита населения от бедствий, порождаемых вооруженными конфликтами,— только одна составляющая комплекса бедствий. Следовательно, в широком смысле деятельность МОГО, направленную на обеспечение безопасности населения в условиях бедствий всех видов, будет точнее называть гражданской защитой». Эти слова стали началом погружения понятия «гражданская оборона» в понятие «гражданская защита или, другими словами, интеграции понятия «гражданская оборона» с понятием «гражданская защита».
Но как бы там ни было, 8 мая 1993 года Президент РФ Б. Н. Ельцин подписал Указ (№ 643) «О гражданской обороне», согласно которому общее руководство ГО было возложено на Председателя Совета Министров—Правительства РФ, который по должности одновременно становился и начальником Гражданской обороны страны. Данным Указом восстанавливался институт начальников ГО на всех уровнях власти. Это был шаг в направлении сохранения Гражданской обороны как важной составляющей института обеспечения национальной безопасности страны.
10 января 1994 г. Указом Президента РФ (№ 66) «О структуре федеральных органов исполнительной власти» ГКЧС РФ преобразован в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), наделенное полномочиями и по ГО, и по ЗНТЧС. Министром этого нового «чрезвычайного министерства» был назначен С. К. Шойгу.
Между тем, высказывание Генерального секретаря МОГО в отношении понятия «гражданская защита» затем было подкреплено Амманской декларацией, одобренной X Всемирной конференцией по гражданской защите (1994) и призвавшей правительства государств толковать изложенную в Дополнительном протоколе I (от 8 июня 1977 года) к Женевским конвенциям 1949 года концепцию гражданской обороны более широко, не ограничиваясь только вооруженными конфликтами.
Высказывание Генерального секретаря МОГО и Амманская декларация сыграли немалую роль в деле погружения понятия «гражданская оборона»
2 Вот из этого определения и произошло «рогатое», как называл Ю.Л. Воробьев, наименование нашего министерства.
3 Идея и концепция деятельности этого Комитета принадлежит С.К. Шойгу и Ю.Л. Воробьеву. По мнению В.А. Пучкова, именно они «практически создали новую гражданскую оборону и защиту населения» — Вестник МЧС России, 2012, № 8 (54), с. 8.
4 25 декабря 1991 г РСФСР была переименована в РФ.
5 Существует расхожая точка зрения, в том числе и среди специалистов ГОЧС, что создание РСЧС обусловило деградацию ГО.
в понятие «гражданская защита» в Российской Федерации. Дело в том, что в работе Амманской конференции приняла участие правительственная делегация от России, участники которой в последующем сделали много для реализации положений этой конференции.
Принятый в этом же году Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» стал базовым законом, на основании которого разработаны соответствующие законы в субъектах РФ и многие подзаконные акты, регулирующие отношения, связанные с защитой населения и территорий от ЧС и функционированием РСЧС, которая была учреждена статьей 4 этого закона. Следует заметить, что принятый закон не содержал норм, регулирующих отношения, связанные с выполнением мероприятий ГО. Он до сих пор обладает почти полной автономностью по отношению к нормам закона «О гражданской обороне».
Целью создания РСЧС являлось объединение действий федеральных органов исполнительной власти, органов представительной и исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также организаций, их сил и средств в области предупреждения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера, защиты населения и территорий от них в мирное время6. Полномочия и функции указанных субъектов предусмотрены в упоминаемой ранее статье 72 Конституции РФ, определяющей совместное ведение РФ и субъектов РФ. Чтобы ни говорили противники РСЧС, она оказалась органически встроенной в государственную систему власти на всех ее уровнях. В последующем в указанный закон была введена статья 4.1, содержащая нормы, регулирующие отношения, связанные с деятельностью органов управления и сил РСЧС и ГО (п. 5 ст. 4.1; именно в этом пункте ФЗ стало фигурировать понятие «гражданская оборона»).
После выхода закона № 68-ФЗ было принято постановление Правительства РФ, утвердившее Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)7.
Работами, в основном, специалистов созданного приказом МЧС России от 3 октября 1995 г. № 435 Центра стратегических исследований гражданской защиты МЧС России (ЦСИ ГЗ МЧС России) в конце 90-х годов прошлого века и в начале этого века начинает активно обосновываться и пропагандироваться понятие «гражданская защита», объединяющее понятия «гражданская оборона» и «защита населения от ЧС природного и техногенного характера».
Был разработан проект «Доктрины гражданской защиты Российской Федерации», в котором заявлено, что Доктрина является составной частью
Концепции национальной безопасности Российской Федерации [2].
Появились научные публикации, толкующие понятие «гражданская защита» [3-15], а также раскрывающие проблемы организационной интеграции спасательно-защитных систем и кодификации законодательства, регламентирующего создание, деятельность и развитие объединенной системы [16, 13, 14, 17]. Весьма показательным в этом отношении является коллективный научно-методический труд «Современная стратегия гражданской защиты» [8], в котором изложены такие концептуальные положения как: целесообразность создания государственной системы гражданской защиты, государственная стратегия гражданской защиты, основные этапы развития стратегических подходов к решению задач гражданской защиты, стратегическое управление гражданской защитой. В предисловии этого труда сказано: «... рассматривая современные взгляды на стратегию гражданской защиты, условно считается, что такого рода система уже создана и выполняет задачи двух ныне существующих систем (РСЧС и системы ГО) ».
Вместе с этим, в указанный период развивается нормативная правовая база ГО. 12 февраля 1998 г. Президент РФ Б. Н. Ельцин подписал Федеральный закон (№ 28-ФЗ) «О гражданской обороне», закрепивший термин «гражданская оборона» и определивший, что «гражданская оборона—это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий». Таким образом, закон определил ГО как систему мероприятий, выполняемых для защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей военного времени.
Законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ введено дополнение к вышеуказанному определению ГО: после слов «. этих действий» дописано «а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Тем самым Законодатель соединил функции ГО (оборонные функции военного времени) и функции ЗНТЧС (защитные функции мирного времени) в одно понятие.
Трудно объяснить, почему Законодатель в указанное определение понятия «гражданская оборона» не включил понятия «органы управления», «силы гражданской обороны», хотя в тексте данного закона эти понятия фигурируют.
В эти годы в структуре МЧС России появляются Департамент гражданской защиты (ДГЗ), Академия гражданской защиты (АГЗ), упомянутый выше Центр стратегических исследований гражданской защиты (ЦСИ ГЗ), Редакция журнала «Гражданская
6 Проекты нормативных правовых актов (НПА), определяющих структуру и регламентирующих деятельность РСЧС, были разработаны еще в ГКЧС под руководством первого заместителя председателя ГКЧС Ю.Л. Воробьева, заместителя председателя ГКЧС В.А. Владимирова, начальника ВНИИ ГО Б.И. Черничко [1].
7 Ныне действует Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2003 г № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (с изменениями и дополнениями).
защита» (вместо Редакции журнала «Гражданская оборона»), создается 4-хтомная «Энциклопедия. Гражданская защита» под общей редакцией С. К. Шойгу8. Более того, ДГЗ и ЦСИ ГЗ МЧС России был разработан проект Концепции создания и развития Российской системы гражданской защиты до 2020 года», одобренный решениями Коллегии МЧС России и Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности (ПКЧСиПБ). ЦСИ ГЗ МЧС России с участием Института законодательства и сравнительного правоведения (ИЗиСП) при Правительстве Российской Федерации был подготовлен проект федерального закона «О гражданской защите» (вх. ВНИИ ГОЧС от 03.08.2012 г.), в котором понятие «гражданская защита» определено как «комплекс мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, территорий, материальных и культурных ценностей от чрезвычайных ситуаций, проводимых в условиях мирного и военного времени». Директор ДГЗ на научно-практической конференции выступил с докладом, а затем и со статьей [12] в журнале ОБЖ, лейтмотивом в которых являлось создание РСГЗ на базе системы ГО и РСЧС.
Завершением теоретического обоснования целесообразности интеграции системы ГО и РСЧС и создания на их основе РСГЗ стал выход книги [15], где развиваются положения труда [8] с конкретизацией:
понятия «гражданская защита»; государственной политики и стратегии в области гражданской защиты;
организации и функционирования РСГЗ; содержания теории гражданской защиты. Первый заместитель Министра МЧС России Р. Х. Цаликов (ныне — с 15 ноября 2012 г.— заместитель Министра обороны Российской Федерации), под общей редакцией которого вышла книга [15], в предисловии (обращении к читателям) определенно высказал свое отношение к созданию РСГЗ:
«В настоящее время настал момент, когда на базе гражданской обороны и РСЧС целесообразно создать единую государственную систему защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и военного характера — Российскую систему гражданской защиты (РСГЗ), решающую задачи как в мирное, так и в военное время. Это позволит:
создать, по возможности, единое нормативное правовое, организационное и методическое поле на мирное и военное время в рассматриваемой области;
сосредоточить усилия на решении совместных задач гражданской обороны и РСЧС;
создать единые органы управления, силы и средства, системы связи и оповещения, что обеспечит более качественную подготовку к решению задач в военное время;
обеспечить определенную экономию средств на содержание (функционирование) единой системы».
Казалось, что недалеко то время, когда законодательно будет закреплено понятие «гражданская защита» и тем самым положено начало ликвидации имеющего место быть нерационального законодательного параллелизма [13, 14, 17]. Однако этого не произошло. Указанная выше Концепция во втором квартале 2012 года была направлена в Совет Безопасности РФ (СБ РФ). Но ранее (3 сентября 2011 г. за № Пр-2613) Президент РФ (Д. А. Медведев) утвердил «Основы единой государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2020 года», которые, можно сказать, затормозили рассмотрение Концепции в СБ РФ. Рассмотрение Концепции было перенесено на 2014 год. И это произошло несмотря на пункт 43 действующегоУказа Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», гласящий:
«Обеспечение национальной безопасности в чрезвычайных ситуациях достигается путем совершенствования и развития единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (в том числе территориальных и функциональных сегментов), ее интеграции с аналогичными зарубежными системами...».
Возникла неопределенность: развивать ГО внутри РСЧС или отдать предпочтение развитию ГО и созданию РСГО независимо от РСЧС, сохранив тем самым параллелизм деятельности двух схожих по предназначению спасательно-защитных систем.
В последующем обсуждение Концепции РСГЗ в СБ РФ было снято с повестки дня.
С уходом из МЧС России С. К. Шойгу и его вступлением 11 мая 2012 г. в должность губернатора Московской области, а также вступлением 21 мая 2012 г. в должность министра МЧС России В. А. Пучко-ва, изменилось отношение к интеграции систем ГО и РСЧС и созданию на их основе РСГЗ.
На заседании Коллегии МЧС России 6 февраля 2013 г., на котором рассматривался вопрос «О перспективах развития гражданской обороны в Российской Федерации», был затронут вопрос об объединении РСЧС и системы ГО. Ответ Министра был таков: «... чтобы развеять все сомнения на этот счет, скажу: никакого объединения этих двух систем на данном этапе не будет. РСЧС — это единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. А гражданская оборона—это система мероприятий, направленных на защиту населения. В этом их принципиальное отличие. Да, в них задействуются одни и те же органы управления, привлекаются одни и те же силы и средства, но задачи и нормативная правовая
8 В 2015 г вышло в свет 2-е издание этой энциклопедии с тем же названием, под общей редакцией В.А. Пучкова. В этом издании термин «гражданская защита» определен не в развернутом виде, как это было в 1-м издании энциклопедии, а как ссылка на решение ранее упомянутой Амманской конференции.
база у нас разные...» (Гражданская защита, 2013, № 3, с. 6)9.
В связи с этим возникает вопрос, неужели высокие начальники, специалисты и ученые в МЧС России, подготавливая интеграцию рассматриваемых систем, не понимали этого? На решение проблемы интеграции понятий «гражданская оборона» и «защита населения от чрезвычайных ситуаций» затрачены немалые средства и время.
Возникает второй вопрос, неужели проведенные научные исследования, выступления на научных конференциях, написанные статьи и монографии по рассматриваемой теме являются ничтожными?
Как бы там ни было, но в настоящее время в РФ в сфере управления мероприятиями ГО и ЗНТЧС обращаются два близких по семантике понятия «гражданская оборона» и «гражданская защита», из которых первое («гражданская оборона») является видовым, авторое, более общее «гражданская защита»), родовым10. Отнесение понятия «гражданская оборона» к частному, а «гражданская защита» к общему понятию, в сущности сделал в 1992 г. выше-упоминавшийся Генеральный секретарь МОГО Садок Знаиди [1]. Нельзя заподозрить в необъективности суждений Генерального секретаря.
Заключение
В МЧС России обсуждается проект «Концепции создания и функционирования системы обеспечения гражданской обороны Российской Федерации», подготовленный ЦСИ ГЗ МЧС России. В Концепции предлагается создать функционирующую как в мирное, так и в военное время Единую государственную систему обеспечения гражданской обороны (РСГО), предназначенную для защиты населения, материальных и культурных ценностей как от опасностей, возникающих при военных конфликтах и террористических актах, так и от чрезвычайных ситуаций. По нашему мнению, предложенный проект концепции РСГО—это «перелицованный» проект концепции РСГЗ. И если концепция РСГЗ предусматривает создание действительно единой государственной спасательно-защитной системы (если хотите, спасательно-оборонительной системы), объединяющей все спасательно-защитные системы МЧС России (кстати, как это законодательно закреплено в Республике Казахстан), опирающейся на принцип массового привлечения гражданского населения для защиты (обороны), в первую очередь,
того же гражданского населения, то предлагаемая Концепция не дает ясного ответа на вопрос, а что же делать с РСЧС? Ликвидировать? Но она-то органично встроена во все органы государственной власти и органы местного самоуправления и позволяет в короткие сроки обеспечить привлечение широких масс населения и к защите, и к обороне. Лучшее, с учетом экономических трудностей, трудно придумать! Может быть диверсифицировать РСЧС, сделать ее способной решать задачи защиты и обороны соответственно в мирное и военное время? Для реализации такой диверсификации потребуется: 1) оборонную функцию государства признать как предмет совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (с учетом подчиненности субъектам РФ органов местного самоуправления и организаций, расположенных на их территориях); 2) законодательно урегулировать отношения, связанные с осуществлением необходимых мобилизационных мероприятий.
Следует заметить, о судьбе РСЧС в проекте Концепции не говорится, но нетрудно прийти к выводу, что понятие «РСГО» должно явиться новым наименованием действующей единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Пусть будет так! Во всяком случае, будут меньшие затраты и лучшая управляемость системы, чем затраты на две параллельно функционирующие и параллельно управляемые почти одинаковые системы. Но в этом случае понятие «гражданская защита» будет изъято из оборота, а понятие «гражданская оборона» станет единственно действительным и истинным—и родовым, и видовым понятием одновременно.
Но еще проще выйти из сложившегося положе-ния—включить в закон «О гражданской обороне» отдельную статью с наименованием «Система обеспечения гражданской обороны», содержащую нормы, подобные нормам статьи 3 (Система обеспечения пожарной безопасности) Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». Последняя «материализованно» определяет систему обеспечения пожарной безопасности, состав ее основных элементов и основные функции.
Автор выражает благодарность ветеранам гражданской обороны, сотрудникам ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) — главному научному сотруднику доктору технических наук, профессору Валентину Васильевичу Овчинникову, главному научному сотруднику доктору медицинских наук, профессору
9 Для сведения, В Республике Казахстан 11 апреля 2014 г принят закон «О гражданской защите», содержащий около сотни статей и объединивший 6 ранее действовавших законов этого государства: «О чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера»; «О пожарной безопасности»; «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»; «О гражданской обороне»; «О государственном материальном резерве»; «О промышленной безопасности на опасных производственных объектах». На Украине с 1 июля 2013 года вступил в силу Кодекс гражданской защиты Украины [18]. Кстати, в США за прошлые двадцать лет термин и практика гражданской обороны вышли из употребления и были заменены управлением в чрезвычайных ситуациях и национальной безопасностью (http://ohranatrud-ua.ru/grazhdanskaya-oboronaZ956-grazhdanskaya-oborona-v-zarubezhnykh-stranakh.html).
10 Эти понятия, в соответствии с положениями логики, по своему содержанию имеют общие признаки, являются сравнимыми, то есть такими, в содержании которых есть общий родовой признак (принадлежат одному роду), и совместимыми. Их семантические объемы в большей части совпадают. Кстати, для определения отношений между объемами сравнимых и совместимых понятий применяют круги Л. Эйлера (каждый круг обозначает объем понятия),широко используемые в математике, логике, менеджменте и других науках.
Александру Федоровичу Хоруженко, ведущему научному сотруднику доценту Николаю Власовичу Твер-дохлебову, старшему научному сотруднику Юрию Ивановичу Чуракову за высказанные по настоящей статье замечания и предложения.
Литература
1. От МПВО к гражданской защите (исторический очерк) / Под общ. ред. С. К. Шойгу. М.: УРСС,1998. 336 с.
2. Доктрина гражданской защиты Российской Федерации (проект). М.: МЧС России, 1997.
3. Владимиров В.А., Черничко Б. И. Национальная безопасность и гражданская защита // Сб. материалов ЦСИ ГЗ МЧС России, 1998. Вып. 6. С. 4-14.
4. Владимиров В. А. Гражданская защита как дальнейший этап развития гражданской обороны // Сб. материалов ЦСИ ГЗ МЧС России, 1999. Вып. 12.
5. Владимиров В.А., Измалков В.И. Вопросы теории гражданской защиты: предметная область гражданской защиты и ее моделирование // Информационный сб. ЦСИ ГЗ МЧС России, 2001. № 9. С. 50-68.
6. Воробьев Ю.Л. Актуальные проблемы гражданской защиты // Материалы 11-й Международной научно-практической конференции по проблемам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. 18-20 апреля 2006 г. / МЧС России. Н. Новгород: Вектор—ТиС, 2006. С. 11-21.
7. Белов П. Г. Гражданская защита: сущность и целеполагание // Материалы 11-й Международной научно-практической конференции по проблемам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. 18-20 апреля 2006 г. / МЧС России. Н. Новгород: Вектор—ТиС, 2006. С. 50-56.
8. Акимов В.А., Владимиров В.А., Долгин Н.Н., Измалков В. И., Пучков В.А., Шапошников С.В. Современная стратегия гражданской защиты / Под общ. ред. В. А. Пучкова / МЧС России. М.: ЦСИ ГЗ МЧС России, 2008. 260 с.
9. Измалков В.И. Современные взгляды на стратегию гражданской защиты // Информационный сб. ЦСИ ГЗ МЧС России. 2008. № 36. С. 87-96.
10. Кучеренко С.В. и др. К вопросу о понятии и сущности гражданской защиты // Проблемы безопасности и чрезвычайных ситуаций. 2010. № 2. С. 4-9.
11. Жердев Е. Гражданская оборона или гражданская защита? История вопроса // Основы безопасности жизнедеятельности
(ОБЖ). 2010. № 10; http://www.school-obz.org/archive/2010/10/ 10-03.htm
12. Шапошников С.В. Российская система гражданской защиты вместо гражданской обороны и РСЧС // Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ). 2010. № 10. С. 11-15.
13. Костров А.В. Организационно-правовые проблемы интеграции государственных спасательно-защитных систем // Проблемы безопасности и чрезвычайных ситуаций. 2012. № 2. С. 7-30.
14. Костров А.В. Об интеграции государственных спасательно-защитных систем // Гражданская защита. 2012. № 8, № 9, № 12.
15. Владимиров В.А. Гражданская защита / Под общ. ред. Р. Х. Цаликова. М.: МЧС России, 2012. 136 с.
16. Костров А.В., Насыров Р. Р. Гражданская защита: кодификация законодательства // Гражданская защита. 2009. № 10, 38-41.
17. Костров А.В. К систематизации законодательной базы создания, деятельности и развития объединенной спасательно-защитной системы // Проблемы безопасности и чрезвычайных ситуаций. 2013. № 3. С. 4-18.
18. Андреев С. А. Теоретико-методологические проблемы систематизации законодательства в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций// Проблемы безопасности и чрезвычайных ситуаций. 2015. № 4. С. 9-19.
Сведения об авторе
Костров Анатолий Васильевич: к.т.н., с.н.с., ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), вед.н.с. науч. — исслед. центра. 121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. E-mail: [email protected] SPIN-код — 3101-5157.
Information about the authors
Kostrov Anatoly V.: Leading researcher at All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies, Cand. Sci. (Engineering), igh Technology), Leading Researcher of the Research Center.
121352, Moscow, str. Davydkovskaya, 7. E-mail: [email protected] SPIN-scientific — 3101-5157.
Издания ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)
Авторы, название URL
Таранов А.А. и др. Информационно-аналитический сборник по проблемам нормативного правового и нормативно-методического обеспечения создания системы защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, информирования и оповещения населения на транспорте http://elibrary.ru/item.asp?id=20392529
Глебов В.Ю. и др. Методические рекомендации территориальным органам МЧС России по применению нормативных правовых и нормативно-технических документов при создании, эксплуатации и развитии системы защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, информирования и оповещения населения на транспорте. Монография http://elibrary.ru/item.asp?id=21846925
Алымов А.В. и др. Проблемы защиты населения от угроз природного и техногенного характера на транспорте. Научно-методический труд http://elibrary.ru/item.asp?id=20501644
Пучков В.А. и др. Катастрофы и устойчивое развитие в условиях глобализации. Монография http://elibrary.ru/item.asp?id=20823662
Аксенов В.В. и др. ВГСЧ: вчера, сегодня, завтра. Горноспасательное дело в России. Монография http://elibrary. ru/item.asp?id=21230189
Аюбов Э.Н. и др. Справочник основных терминов и определений в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах http://elibrary. ru/item.asp?id=20910135