/44 Civil SecurityTechnology, Vol. 14, 2017, No. 1 (51) УДК 614.8
Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, предотвращение угроз радиационного, химического и биологического характера и подготовка и аттестация кадров в этой области
ISSN 1996-8493
© Технологии гражданской безопасности, 2017
А.В. Шевченко
Аннотация
Рассмотрены задачи по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС) радиационного, химического и биологического характера, включая создание для выполнения аварийно-спасательных и других неотложных работ группировки сил, средств и ресурсного обеспечения, а также по предотвращению и снижению вероятности возникновения этих угроз. Проанализированы вопросы подготовки (переподготовки) и аттестации кадров в области ПРХБ защиты.
Ключевые слова: военные опасности; защита населения; задачи противорадиационной защиты, задачи противохимической защиты, задачи противобиологической защиты; поражающий фактор; чрезвычайная ситуация; радиационные, химические и биологические опасности (угрозы).
Emergency Response, Prevention of Radiological, Chemical and Biological Hazards, Personnel Training and Certification
ISSN 1996-8493
© Civil Security Technology, 2017
A. Shevchenko
Abstract
The author considers the objectives of response to radiological, chemical and biological emergencies, including grouping human and material resources for emergency rescue and other urgent operations, as well as for preventing and mitigating such threats. Issues related to training (retraining) and certification of RCB personnel are analysed.
Key words: military hazards; civil protection; radiation protection objectives; chemical protection objectives; biological protection objectives; damage effects; emergency; radiological, chemical and biological hazards (threats).
1. Ликвидация последствий ЧС радиационного, химического и биологического (РХБ) характера
При ликвидации последствий ЧС РХБ характера (как третьей задачи, на решение которой направлена Концепция РХБ защиты населения), а также при разрушении радиационно, химически и биологически опасных объектов (РОО, ХОО, БОО) современными средствами поражения проводятся аварийно-спасательные и другие неотложные работы (АСДНР), направленные на спасение жизней и сохранение здоровья людей, снижение ущерба природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон РХБ загрязнения (заражения), прекращение действия характерных для них поражающих факторов. При развитии ПРХБ защиты населения по этой задаче целесообразно сосредоточить основные усилия на следующих видах деятельности.
Создание необходимой группировки сил и средств для выполнения АСДНР
Эффективность АСДНР обеспечивается четким взаимодействием сил и средств РСЧС и ГО всех уровней на основе соответствующих планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС и планов ГО и защиты населения (планов ГО), которые формируются, в том числе, с учетом военных опасностей, влияющих на развитие ПРХБ защиты населения. Наибольшие объемы АСДНР будут наблюдаться в военное время при разрушении обычными средствами поражения РОО, ХОО и БОО.
Для выполнения АСДНР РХБ характера будут привлекаться в первую очередь соответствующие группировки сил, включающие аварийно-спасательные формирования (АСФ) объектов, силы ГО муниципальных образований, субъектов Российской Феде-рации—в пределах своих территорий, а также силы МЧС России по всей территории Российской Федерации, как наиболее подготовленные к действиям по защите населения в условиях воздействия РХБ поражающих факторов. При необходимости воинские части и подразделения Минобороны России, других войск и воинских формирований привлекаются для решения задач в области ПРХБ защиты населения в порядке, определенном Президентом Российской Федерации. Аварийно-спасательные службы и АСФ федеральных органов исполнительной власти, способные выполнять задачи по ликвидации РХБ поражающих факторов и защите населения, привлекаются в соответствии с планами взаимодействия.
Группировки сил для ликвидации РХБ угроз создаются по следующим основным принципам [1]:
а) оптимального численного состава и оснащенности подразделений ПРХБ защиты—подразделения ПРХБ защиты создаются, как правило, в составе спасательных формирований ГО и специализированных пожарно-спасательных частей. При этом учитываются особенности прикрываемых объектов и территории;
б) постоянной готовности—создание группировки сил ГО, включая силы ПРХБ защиты МЧС России, силы ГО субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, способные эффективно выполнять задачи в области ГО в мирное время, в период непосредственной угрозы агрессии и в военное время;
в) необходимой оборонной достаточности — создание сил ПРХБ защиты МЧС России, сил ГО субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с уходом от избыточного планирования ГО, но с обеспечением уровня ПРХБ защиты населения, адекватного современным угрозам;
г) формирование сил МЧС России, сил ГО субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по распределению расходных обязательств. Ориентирами при этом являются создание и содержание:
на федеральном уровне—сил МЧС России (спасательных воинских формирований МЧС России, подразделений федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы (далее—ФПС), АСФ и поисково-спасательных формирований, а также создаваемых на военное время в целях решения задач в области ГО специальных формирований), используемых, в том числе, для решения задач ПРХБ защиты в мирное и военное время на территориях субъектов Российской Федерации;
на региональном уровне—сил ГО субъектов Российской Федерации (АСФ и спасательные службы (далее—АСС), создаваемые на штатной и нештатной основе), а также подразделения противопожарных служб субъектов Российской Федерации, оснащаемые, в том числе, средствами для проведения АСДНР РХБ характера;
на муниципальном (местном) уровне—сил ГО муниципальных образований (АСФ, создаваемые на штатной и нештатной основе), используемые, в том числе, для решения задач ПРХБ защиты в мирное и военное время на территориях муниципальных образований;
на объектовом уровне (организации)—АСФ объектов, создаваемые на штатной и нештатной основе и предназначенные, в том числе, для ликвидации РХБ поражающих факторов;
д) стратегической мобильности сил МЧС России, а сил ГО субъектов Российской Федерации—мобильности в пределах территории субъекта Российской Федерации;
е) ориентации в современном военном конфликте сил МЧС России, сил ГО субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в том числе, на прикрытие критически важных объектов РХБ характера, а также на обеспечение защиты населения, попадающего в зоны действий вторичных поражающих факторов, возникающих при их разрушении;
ж) ориентации подразделений ФПС на осуществление тушения пожаров, а также на проведение АСР, включая ликвидацию РХБ поражающих факторов, в населенных пунктах, в закрытых административно-территориальных образованиях (территориальные подразделения ФПС), особо важных и режимных организациях, где создаются специальные и воинские
подразделения, в организациях, где создаются объектовые подразделения ФПС, на объектах, охраняемых договорными подразделениями ФПС. При этом обеспечивается их оснащение средствами ПРХБ защиты и проведения АСДНР.
Территориальные подразделения ФПС в состав мобильных сил не включаются и осуществляют локализацию и тушение пожаров, а также проведение АСДНР, в том числе РХБ характера, в границах районов выезда в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Учитывая соотношение объемов АСДНР мирного и военного времени, а также основополагающее положение строительства ГО Российской Федерации в современных условиях (создание в мирное время группировки сил ГО, способной эффективно выполнять задачи в области ГО в мирное и военное время), предлагается:
на спасательные формирования МЧС России возложить объемы работ, составляющие до 70% от возможных объемов АСДНР РХБ характера военного времени;
на силы ГО субъектов Российской Федерации возложить объемы работ, составляющие не менее 30% от прогнозируемых объемов АСДНР РХБ характера военного времени, что сопоставимо с возможными объемами АСДНР РХБ характера, возникающими в результате техногенных ЧС в мирное время;
на силы ГО муниципальных образований—мак-симальные объемы АСДНР РХБ характера, возникающие на объектах возможного поражения, находящихся на территории муниципального образования.
Реализация указанных принципов позволит иметь силы МЧС России, силы ГО субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, способные эффективно выполнять задачи по обеспечению ПРХБ защиты населения в мирное и военное время, а также соблюсти принцип необходимой достаточности сил и обеспечит реагирование:
на ЧС локального, муниципального, межмуниципального и регионального характера с РХБ поражающими факторами силами АСФ и ГО организаций (объектов), муниципального образования и субъекта Российской Федерации. При необходимости могут быть усилены силами МЧС России;
на крупномасштабные ЧС межрегионального и федерального характера и при воздействии потенциальным противником на РОО, ХОО и БОО обычными современными средствами поражения силами АСФ и ГО организаций (объектов), муниципального образования и субъекта Российской Федерации, а также силами МЧС России.
Совершенствование ресурсного обеспечения
По этому направлению актуальными являются: а) переход от определения РХБ загрязненности (зараженности) местности «в точке» к фиксации РХБ загрязненности (зараженности) площадей местности
путем создания комплексов дистанционного обнаружения РХБ поражающих факторов и контроля обстановки, в том числе: использование лидарных систем обнаружения аварийных выбросов; внедрение робототехнических средств РХБ разведки, включая беспилотные летательные аппараты; разработка дистанционных инфракрасных пассивных систем химического контроля, позволяющих обнаруживать одновременно до 50 видов физиологически активных веществ в паровой и аэрозольной фазах с использованием спектрорадиометров панорамного типа;
б) создание малогабаритных быстродействующих приборов РХБ разведки (контроля) и оснащение ими систем для выявления РХБ обстановки, включая терминальные комплексы в местах массового пребывания людей ОКСИОН и Комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения ЧС в Российской Федерации;
в) формирование приборного парка химико-аналитических лабораторий, основанных на новых технологических решениях, обеспечивающих проведение групповой индикации опасных химических веществ с последующей идентификацией обнаруживаемых веществ с помощью компьютерной обработки результатов;
г) разработка приборов комплексного обнаружения, отбора и специфического анализа биологических проб;
д) создание широкомасштабной коллективной автоматизированной системы моделирования радиационной, химической обстановки и обучения сил ликвидации ЧС радиационного и химического характера, позволяющей управлять приборами радиационной и химической разведки в удаленном режиме в соответствии с конфигурированной методикой «виртуального шлейфа»;
е) разработка инновационных средств индивидуальной защиты (СИЗ) населения (преимущественно одноразового использования) от угроз РХБ характера для защиты конкретных групп населения от конкретных видов опасности; эти СИЗ должны оптимально сочетать массогабаритные характеристики с защитными свойствами и возможностью использования различными категориями населения;
ж) создание запасов (резервов) мобильных средств ПРХБ защиты;
и) выделение на объектах массового пребывания людей легко доступных стационарных мест хранения СИЗ в контейнерах с антивандальным исполнением, вскрываемых в условиях ЧС;
к) разработка инновационных коллективных средств защиты населения от угроз РХБ характера, включая «камеры-убежища» и «помещения-газоукрытия», для применения, в том числе, в пределах зон самостоятельных действий населения в зонах защитных мероприятий при авариях (разрушениях) РОО, ХОО и БОО;
л) разработка мобильных комплексов обеззараживания водоисточников при ведении АСДНР в условиях РХБ загрязнения (заражения);
м) развертывание работ по разработке новых образцов современной техники и эффективных технологий санитарной обработки населения, обеззараживания зданий и сооружений, специальной обработки техники и территорий, основанных на применении новых химических соединений, ферментов и микроорганизмов;
н) создание средств для безопасной эвакуации пораженных из мест РХБ загрязнения (заражения), в том числе престарелых и больных. Особое внимание необходимо уделить созданию унифицированных модульных медицинских боксов и изоляционных камер для перевозки больных с особо опасной инфекцией;
п) развертывание работ по разработке технических условий к СИЗ, защищающих от оружия, основанного на физических принципах: ускорительного, СВЧ—оружия, инфразвуковых и лазерных средств поражения.
Доведение до необходимого уровня оснащенности спасателей СИЗ и техникой для проведения АСДНР в зоне РХБ загрязнения(заражения) и очаге поражения
Для этого необходимо:
а) разработать и утвердить единую классификацию токсичности опасных РХБ веществ и перечни этих веществ, представляющих наибольшую опасность;
б) разработать единые критерии и методическую базу по определению и категорированию уровней РХБ опасности объектов, территорий и природных явлений;
в) провести инвентаризацию и паспортизацию РОО, ХОО и БОО, включая оценку их состояния, установить зоны защитных мероприятий, уточнить потребную оснащенность спасателей СИЗ и техникой для проведения АСДНР в зонах РХБ загрязнения (заражения) и очагах поражения.
2. Предотвращение и снижение вероятности возникновения угроз РХБ характера
Предотвращение и снижение вероятности возникновения угроз РХБ характера, определенные как одна из важнейших задач, на решение которой направлена Концепция РХБ защиты населения, являются составной частью комплексов мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска ЧС РХБ характера, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Наиболее значимыми видами деятельности здесь являются следующие.
Широкое использование концепции приемлемого риска при организации мониторинга за
состоянием окружающей среды, РОО, ХОО и БОО, при прогнозировании и профилактике возникновения источников ЧС РХБ характера, а также для подготовки к таким ЧС с составлением соответствующих карт риска.
Установление уровня РХБ безопасности, удовлетворяющего общество, определяется и происходит с учетом путей и достижений в развитии экономики, инвестиционных намерений на разных территориях и в регионах, а также следующих основных принципов, вытекающих из международной и отечественной практики [2]:
а) безусловный примат безопасности и приоритет сохранения здоровья над любыми другими элементами качества жизни;
б) приемлемые опасность и риск, в соответствии с которым устанавливаются нижний допустимый и верхний желаемый уровни безопасности и в этом интервале, с учетом социально-экономических и других соображений, выбирается приемлемый уровень безопасности и риска;
в) минимальная опасность, т.е. уровень риска устанавливается настолько низким, насколько это реально достижимо, исходя из допущения, что затраты на защиту человека и окружающей среды являются оправданными и не превышают возможный ущерб;
г) последовательное асимптотическое приближение к абсолютной безопасности, то есть к нулевому риску.
При развитии ПРХБ защиты населения необходимы установление, а в последующем достижение и поддержание на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований допустимых (приемлемых) уровней риска ЧС, вызванных воздействием РХБ факторов.
При установлении допустимых (приемлемых) уровней риска ЧС РХБ характера в ближайшей перспективе можно исходить из следующего [3]:
показатели индивидуального риска ЧС для объекта не должны превышать среднестатистических за последние 10 лет показателей риска объектов, на которых обращаются аналогичные опасные вещества;
показатели индивидуального риска ЧС для проектируемого объекта на стадии его эксплуатации не должны превышать среднестатистических за последние 10 лет показателей риска аналогичных действующих объектов;
индивидуальный риск ЧС для населения, находящегося в селитебной зоне вблизи объекта, при возможных ЧС на данном объекте должен быть в 10 раз меньше значения риска, которому может подвергаться персонал этого объекта. Индивидуальный риск ЧС определяется с учетом постоянного функционирования систем обеспечения защиты населения и территорий от РХБ поражающих факторов, безопасности зданий, сооружений и прилегающих территорий.
Количественные показатели допустимого риска ЧС РХБ характера, включающего в себя индивидуальный и социальный риски ЧС, должны определяться исходя из вида деятельности объектов, региональных
особенностей их расположения и социально-экономического обоснования функционирования объектов капитального строительства.
Оценка риска ЧС на РОО, ХОО и БОО должна предусматривать определение комплекса превентивных мероприятий, изменяющих также и параметры технологического процесса до уровня, обеспечивающего допустимый риск.
Для проведения оценки риска ЧС РХБ характера необходима разработка нормативной методической базы, закрепляемой, например, в национальных стандартах. Объем и достаточность такой базы определяются на основе соответствующего анализа.
В дальнейшем необходимо законодательное установление единых величин уровня индивидуального риска для людей, находящихся в жилой зоне, общественно-деловой зоне или зоне рекреационного назначения вблизи РОО, ХОО и БОО, как это сделано в отношении пожарного риска в Федеральном законе от 22 июня 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Это будет соответствовать лучшей мировой практике в области техногенной безопасности. В долгосрочной перспективе единые величины уровня индивидуального и социального рисков ЧС должны устанавливаться исходя из приведенных выше принципов.
Подобные показатели также должны быть разработаны и для военного времени. Это позволит сбалансированно развивать ПРХБ защиту населения, обеспечивая ее функционирование в условиях, когда ее «защитные барьеры» могут быть повреждены в результате применения противником обычных современных средств поражения по объектам тыла.
При нейтрализации РХБ угроз, предупреждении и минимизации рисков негативного воздействия РХБ факторов, повышении защищенности населения актуальными являются:
а) анализ уровня ПРХБ защиты населения, основанный на результатах оценки риска при паспортизации РОО, ХОО и БОО;
б) разработка и внедрение в практическую деятельность технологии (информационно-аналитической системы) удаленной оценки риска негативного воздействия РХБ факторов для территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
в) привлечение сил и средств существующей сети наблюдения и лабораторного контроля ГО Российской Федерации для организации комплексного мониторинга РХБ обстановки в рамках РСЧС;
г) развитие механизмов стимулирования деятельности РОО, ХОО и БОО по обеспечению РХБ безопасности, включая страховой механизм снижения риска и смягчения последствий ЧС;
д) развитие государственно-частного партнерства в области ПРХБ защиты населения;
е) повышение подготовленности населения в области ПРХБ защиты, в том числе путем разработки
и внедрения учебных программ и программ тематического повышения квалификации в области ПРХБ защиты.
3. Подготовка (переподготовка) и аттестация кадров в области ПРХБ защиты
Потребность в кадрах, в том числе эксплуатирующих средства ПРХБ защиты, определяется преимущественно работниками РОО, ХОО, БОО и личным составом АСФ, совокупная численность которых может составлять от 3 до 5 млн человек. С учетом обновления кадров ежегодно требуется подготовка и переподготовка до 30 тысяч человек.
Подготовка кадров на профессиональной основе требуется для подразделений МЧС России, выполняющих задачи ПРХБ защиты. При этом ежегодная потребность в подготовке кадров составляет до 200 человек.
Наиболее значимыми видами деятельности являются следующие.
Обеспечение компетентности руководящего состава и работников органов управления в области ГО и защиты населения в части ПРХБ защиты путем подготовки в учреждениях профессионального образования, образовательных учреждениях повышения квалификации, на курсах, а также непосредственно по месту работы. При этом базовое профессиональное образование специалистов для всех функциональных и территориальных подсистем РСЧС целесообразно осуществлять в государственных образовательных учреждениях профессионального образования страны.
Подготовка специалистов ПРХБ защиты главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации, региональных центров МЧС России и аварийно-спасательных формирований путем обучения на базе Академии гражданской защиты МЧС России по специально разработанным программам.
Проведение мероприятий по разработке и внедрению комплекса профессиональных стандартов специалистов в области разработки, производства и эксплуатации средств ПРХБ защиты и программ обучения, усилению межведомственных требований к аттестационным мероприятиям с целью углубления знаний и навыков в вопросах РХБ безопасности, укреплению технологической дисциплины, формируя соответствующие элементы национальной культуры безопасности.
Разработка и внедрение усовершенствованных учебных программ, затрагивающих вопросы анализа рисков негативного воздействия опасных РХБ факторов и применения технологий управления рисками.
Создание условий для укрепления кадрового потенциала, необходимого для обеспечения РХБ безопасности, и совершенствование системы подготовки специалистов, в том числе:
ликвидация недостатка в стране специалистов — токсикологов, профпатологов, эпидемиологов, бактериологов, вирусологов, паразитологов и энтомологов путем оптимизации механизмов их подготовки, а также повышения привлекательности и престижа этих специальностей;
повышение уровня подготовки кадров по вопросам обеспечения РХБ безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов, а также по вопросам их антитеррористической и противодивер-сионной защиты;
полное освобождение от всех налогов средств, направляемых предприятиями на обучение своих сотрудников.
Развитие учебно-методических центров, созданных на базе федеральных государственных научных и образовательных учреждений (в том числе военных), расположенных в федеральных округах и некоторых субъектах Российской Федерации.
Проведение учений и тренировочных занятий по организации межведомственного взаимодействия, в том числе при ликвидации последствий ЧС на РХБ опасных объектах и территориях.
Литература
1. Кондратьев-Фирсов В.М., Турко С. И., Шевченко А. В. Порядок определения необходимой группировки сил МЧС России, сил гражданской обороны субъектов Российской Федерации и муниципальных образований для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в условиях возможного военного конфликта // Стратегия гражданской защиты: проблемы и исследования. 2013. Т. 3. № 1 (4). С. 60-65.
2. ВладимировВ.А., ИзмалковВ.И., ИзмалковА.В. Радиационная и химическая безопасность населения: Моногр. / МЧС России. М.: ЗАО ФИД «Деловой экспресс», 2005. 544 с.
3. СП 165.1325800.2014 Инженерно-технические мероприятия по гражданской обороне. Актуализированная редакция СНиП 2.01.51-90.
Сведения об авторе
Шевченко Андрей Владимирович: д. т. н., проф., ФКУ «Центр стратегических исследований гражданской защиты МЧС России», гл. н. с. 121352, г. Москва, ул. Давыдковская, 7. E-mail: [email protected]
Information about authors
Shevchenko Andrey V.: Dr.Sci. (Engineering), Professor, EMERCOM of Russia Center for Strategic Research in Civil Defense, Chief Researcher. 7 Davydkovskaya, Moscow, 121352, Russia. E-mail: [email protected]
Издания ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)
Авторы, название URL
Степанов В.Я. Победители. Литературно-художественный публицистический сборник http://elibrary.ru/item.asp?id=25708831
Пучков В.А. и др. МЧС России: хроника событий 1990-2015 http://elibrary.ru/item.asp?id=25329688
Акимов В.А. и др. Астероидно-кометная опасность: стратегия противодействия. Монография http://elibrary.ru/item.asp?id=25104782
Степанов В.В. и др. Совершенствование гражданской обороны в Российской Федерации. Материалы Всероссийского совещания с руководителями федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по проблемам гражданской обороны и защиты населения и XI Научно-практической конференции http://elibrary.ru/item.asp?id=25261732
Верескун А.В. и др. Комплексное исследование влияния рисков природных и техногенных чрезвычайных ситуаций на безопасность жизнедеятельности населения Республики Крым и г. Севастополя. Монография http://elibrary.ru/item.asp?id=24142485
Пучков В.А. и др. Настольная книга руководителя гражданской обороны. Издание 2-е, актуализированное и дополненное http://elibrary.ru/item.asp?id=24401975
Акимов В.А. и др. Глобальная и национальные стратегии управления рисками катастроф и стихийных бедствий. XX Международная научно-практическая конференция по проблемам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Тезисы докладов http://elibrary.ru/item.asp?id=23536402
Афанасьева Е.В. и др. Информационно-аналитический бюллетень об организации деятельности территориальных органов МЧС России в области реагирования пожарно-спасательных подразделений на дорожно-транспортные происшествия в субъектах Российской Федерации в I полугодии 2015 года http://elibrary.ru/item.asp?id=23879184
Шаерман А.В. и др. Проведение спасательных работ при дорожно-транспортных происшествиях. Монография http://elibrary.ru/item.asp?id=23668786