Научная статья на тему 'Стратегия реализации концепции радиационной, химической и биологической защиты населения (часть третья)'

Стратегия реализации концепции радиационной, химической и биологической защиты населения (часть третья) Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
415
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННЫЕ ОПАСНОСТИ / ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ / ЗАДАЧИ ПРОТИВОРАДИАЦИОННОЙ ЗАЩИТЫ / ЗАДАЧИ ПРОТИВОХИМИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ / ЗАДАЧИ ПРОТИВОБИОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ / ПОРАЖАЮЩИЙ ФАКТОР / ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ / РАДИАЦИОННЫЕ / ХИМИЧЕСКИЕ И БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОПАСНОСТИ (УГРОЗЫ) / MILITARY HAZARDS / PROTECTION OF POPULATION / OBJECTIVES OF RADIOLOGICAL PROTECTION / OBJECTIVES OF CHEMICAL PROTECTION / OBJECTIVES OF BIOLOGICAL PROTECTION / HAZARDS / EMERGENCY SITUATION / RADIOLOGICAL / CHEMICAL AND BIOLOGICAL HAZARDS (THREATS)

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Шевченко Андрей Владимирович

Изложена третья заключительная часть указанной Концепции. Рассмотрена основная ее задача непосредственная защита населения от поражающих факторов РХБ характера в мирное и в военное время, и приложение, содержащее шкалу опасности событий на ХОО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Шевченко Андрей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Implementation Strategy of the Concept of Radiation, Chemical and Biological Protection of Population (part three)

The author presents the third and final part of the said Framework. This part addresses the main objective of the Framework, the immediate protection of people against the radiological, chemical and biological hazards in peace and wartime and includes a rating scale of chemical event hazard as appendix.

Текст научной работы на тему «Стратегия реализации концепции радиационной, химической и биологической защиты населения (часть третья)»

/90 Civil SecurityTechnology, Vol. 13, 2016, No. 4 (50) УДК 614.8

Стратегия реализации Концепции радиационной, химической и биологической защиты населения (часть третья)*

ISSN 1996-8493

© Технологии гражданской безопасности, 2016

А.В. Шевченко

Аннотация

Изложена третья заключительная часть указанной Концепции. Рассмотрена основная ее задача — непосредственная защита населения от поражающих факторов РХБ характера в мирное и в военное время, и приложение, содержащее шкалу опасности событий на ХОО.

Ключевые слова: военные опасности; защита населения; задачи противорадиационной защиты, задачи противохимической защиты, задачи противобиологической защиты; поражающий фактор; чрезвычайная ситуация; радиационные, химические и биологические опасности (угрозы).

The Implementation Strategy of the Concept of Radiation, Chemical and Biological Protection of Population (part three)

ISSN 1996-8493

© Civil Security Technology, 2016

A. Shevchenko

Abstract

The author presents the third and final part of the said Framework. This part addresses the main objective of the Framework, the immediate protection of people against the radiological, chemical and biological hazards in peace-and wartime and includes a rating scale of chemical event hazard as appendix.

Key words: military hazards; protection of population; objectives of radiological protection; objectives of chemical protection; objectives of biological protection, hazards; emergency situation; radiological, chemical and biological hazards (threats).

* Окончание. Начало см. «Технологии гражданской безопасности» т.13, № 2 (48); № 3 (49), 2016.

Задача — непосредственная защита населения от поражающих факторов РХБ характера как в мирное, так и в военное время

Непосредственная защита населения от поражающих факторов РХБ характера как в мирное, так и в военное время, является второй задачей, на решение которой направлена Концепция РХБ защиты населения.

По этой задаче сложились довольно устоявшиеся взгляды на основные способы и мероприятия ПРХБ защиты населения в мирное время и в военный период. Однако характер современных войн изменился, а вероятность применения оружия массового поражения оценивается как очень низкая. Опыт защиты населения в ЧС мирного времени свидетельствует о необходимости перехода от принципа всеобщей ПРХБ защиты населения к принципу защиты конкретных групп населения от конкретных видов опасности. Поэтому видоизменяется содержание мероприятий и способов ПРХБ защиты населения.

При этом объем мероприятий, проводимых заблаговременно, должен быть соотнесен с риском возникновения конкретного вида опасности, а их проведение должно обеспечивать значимый эффект в виде существенного сокращения возможных жертв и материального ущерба.

Наиболее значимыми видами деятельности являются следующие.

Зонирование территории

по уровням опасности

Зонирование территории по уровням опасности, в первую очередь, необходимо для выработки мероприятий по ГО.

Поскольку обычные средства поражения непосредственно не создают зоны возможного радиоактивного загрязнения—формирование указанных зон при нанесении ударов по городам и подавляющему большинству объектов не происходит. Исключением являются только объекты использования атомной энергии, при поражении которых зоны возможного радиоактивного загрязнения могут сформироваться как вторичные факторы воздействия обычных средств поражения. В этом случае зона возможного радиоактивного загрязнения от объектов использования атомной энергии включает зону возможных сильных разрушений объектов использования атомной энергии и прилегающую к этой зоне полосу территории шириной 20 км для атомных станций установленной мощностью до 4 ГВт включительно и шириной 40 км—для атомных станций установленной мощностью более 4 ГВт. Для ядерных установок (за исключением атомных станций), пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ зона возможного радиоактивного загрязнения ограничивается границами проектной застройки указанных объектов и примыкающей к ней санитар-но-защитной зоной.

Зоны возможного химического или биологического заражения в военное время также будут формироваться только как вторичный поражающий фактор при поражении ХОО или БОО. При этом зона возможного химического загрязнения включает территорию, в пределах которой в результате повреждения или разрушения емкостей (технологического оборудования) с АХОВ возможно распространение этих веществ в концентрациях или количествах, создающих угрозу для жизни и здоровья людей. Зона биологического заражения—территория, в пределах которой распространены или куда привнесены опасные биологические вещества или патогенные микроорганизмы, создающие опасность для жизни и здоровья людей. Размеры зон для военного времени определяются на основе прогнозирования возможной обстановки при разрушении ХОО или БОО с учетом выброса всего запаса потенциально опасных веществ, находящихся на объекте. При авариях на ХОО или БОО в мирное время—с учетом выброса запаса потенциально опасного вещества, находящегося в максимальной единичной емкости.

Зонирование территории

по мероприятиям защиты

Опыт безопасного уничтожения химического оружия показывает, что вокруг каждого ПОО, при разрушении которого возможно массовое поражение людей, должна устанавливаться зона защитных мероприятий (далее—ЗЗМ) по аналогии с объектами по хранению химического оружия и объектами по уничтожению химического оружия. Площадь указанной зоны зависит от расчетного или нормируемого безопасного уровня загрязнения окружающей среды и для отдельных особо опасных объектов, например по хранению и уничтожению химического оружия, может устанавливаться Правительством Российской Федерации. В границах санитарно-защитной зоны объекта ответственность за выполнение и обеспечение специального комплекса защитных мероприятий возлагается на его руководителя. За границами сани-тарно-защитной зоны в пределах ЗЗМ ответственность за организацию и осуществление специального комплекса защитных мероприятий возлагается на соответствующие органы, установившие ЗЗМ.

Внутри ЗЗМ необходимо выделять участки территории по различным комплексам защитных мероприятий (от затратных до менее затратных) в зависимости от уровня опасности (удаленности от ПОО). Особенно это необходимо для ПОО, при авариях на которых возможно массовое поражение людей, в том числе со смертельным исходом, например ХОО. Участки территории, на которых проводится (планируется) тот или иной комплекс защитных мероприятий, выделяются на основе сопоставления времени подхода поражающих факторов и времени, необходимого для проведения защитных мероприятий, с учетом пространственного распределения интенсивности поражающих факторов: первый участок (зона самостоятельных действий) — время

подхода поражающих факторов не более времени оповещения; второй участок (зона организованных действий)—время подхода поражающих факторов больше времени оповещения, но не более времени, необходимого для проведения эвакуации; третий участок (зона эвакуации)—время подхода поражающих факторов больше времени, необходимого для проведения эвакуации (здесь эвакуация рассматривается как наименее затратный, однако требующий наибольшего времени для реализации, способ защиты больших масс людей). Конкретный комплекс защитных мероприятий из различных приемлемых вариантов в каждой зоне обосновывается на основе концепции приемлемого риска.

В границах первого и второго участков, которые относятся к зоне экстренного оповещения, должна создаваться и развиваться Комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения ЧС в Российской Федерации [19]. При этом требуемая их оперативность достигается путем автоматизации процессов и минимизации влияния человеческого фактора в них, комплексного сопряжения и задействования действующих и внедряемых технических средств и технологий оповещения и информирования населения, а также многократного дублирования каналов передачи сигналов о ЧС, включая локальные системы оповещения, создаваемые вокруг ПОО.

Установление аварийных

пределов воздействия

При уничтожении химического оружия для практики защиты населения были разработаны гигиенические нормативы в виде аварийных пределов воздействия отравляющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест, как ранее—для компонентов ракетных топлив. Это позволило для населенных мест при экспозициях отравляющих веществ в атмосферном воздухе от одного до 24 часов установить так называемую «защиту временем» путем регламентирования времени пребывания человека в зоне химического заражения без средств индивидуальной защиты. Такая «защита временем» в определенной мере подобна режимам поведения населения в условиях радиоактивного загрязнения местности.

Используя лучшую практику при безопасном уничтожении химического оружия для обеспечения защиты населения, должны быть разработаны подобные гигиенические нормативы и для других опасных химических веществ. Особенно это необходимо для ЧС, при которых происходит длительное воздействие на больших территориях малых концентраций вредных веществ тогда, когда эвакуация людей не проводится, а применение средств защиты ограничено во времени. Например, при крупномасштабных лесных пожарах или при выбросе сильно пахнущих опасных веществ.

Установление режимов поведения населения путем регламентации времени нахождения людей на отрытой местности и в различных зданиях

(помещениях), обладающих хоть какими-нибудь защитными свойствами, а также применение не обременяющих СИЗ способствовало бы снижению вреда здоровью людей и одновременно повышению его информированности о действиях в подобных ЧС.

Обеспечение адекватного реагирования

на опасные события на ХОО и БОО

Тяжелые по последствиям аварии показали, что одним из путей достижения понимания между специалистами в области РХБ безопасности, общественностью и прессой является оповещение населения об уровнях опасности событий, которые происходят на эксплуатируемых ХОО и БОО. Так, как это делается, например, для оценки опасности ядерных событий. Это необходимо для организации защиты населения, адекватной возникающим уровням опасности.

Для ХОО вопрос о рациональном способе выдачи информации, а главное—оценке опасности событий, происходящих на них, в виде, понятном для населения, с одной стороны, и технически оправданном (т.е. соответствующем реальному), с другой стороны, решается на основе Шкалы опасности событий на ХОО (см. приложение). Логика этой шкалы подобна Международной шкале ядерных событий. Так, химическим авариям 4 и 5 уровней соответствуют вероятности их возникновений порядка 10-4 и 10-5 соответственно. Эти значения можно использовать при прогнозировании риска химических аварий. Использование Шкалы опасности событий на ХОО обеспечивает ускорение реагирования на химические аварии путем заблаговременной регламентации действий и мер в соответствии с уровнем реальной опасности. В условиях же отсутствия химических аварий на основе учета возникающих инцидентов можно делать обоснованные выводы об изменении уровня безопасности и своевременно принимать необходимые меры по управлению риском химических аварий.

Подобная шкала должна быть создана и для БОО.

Совершенствование средств

индивидуальной защиты

Своевременное применение СИЗ является важным условием в обеспечении защиты населения от РХБ поражающих факторов. Принимая во внимание низкую вероятность применения в современных войнах оружия массового поражения, на современном этапе становится актуальным подход, заключающийся в обеспечении конкретных групп населения от конкретных видов опасности СИЗ более экономичными, чем гражданский фильтрующий противогаз. Это означает, что в зависимости от вида источника опасности и удаленности от него населения виды СИЗ могут изменяться. При этом значительно снижаются объемы накапливаемых СИЗ и, соответственно, затраты на создание их запасов, поддержание запасов на требуемом уровне и освежение.

Основным направлением развития современных СИЗ для населения должно стать создание портативных изделий с малой массой и габаритами, например,

самоспасателей, отвечающих требованиям [20, 21]. В перспективе для защиты населения в военное время от инкапаситантов и биологических аэрозолей необходима разработка самоспасателей с коэффициентом подсоса в зону дыхания и глаз не более 0,001 процента. Портативность изделий является важным свойством, которое позволит на практике на объектах массового пребывания людей обеспечить доступность СИЗ пользователям путем оборудования стационарных мест их хранения в специальных контейнерах в антивандальном исполнении, вскрываемых в условиях ЧС.

Вместе с тем, имеющийся опыт показывает, что для достижения оптимальных размеров самоспасателя и его защитных свойств необходимо решение следующих основных задач [22]: а) установление минимально необходимой степени универсальности изделия по видам поражающих факторов и перечню опасных веществ в соответствии с принципом защиты конкретных групп населения от конкретных видов опасности; б) определение минимально достаточного времени защитного действия и уровней поражающих факторов (например, концентрации опасных веществ), от которых требуется защита; в) установление допустимых в ЧС концентраций опасных веществ за самоспасателем в течение времени защитного действия на основе анализа токсикологических нормативов, установленных в Российской Федерации, например в перспективе, в виде аварийных пределов воздействия.

Совершенствование медицинских средств

индивидуальной защиты

К медицинским средствам индивидуальной защиты (МСИЗ) относятся лекарственные, дезинфицирующие и перевязочные средства, индивидуальные аптечки, антидоты, средства для проведения йодной профилактики и другие средства аналогичного назначения. Совершенствование МСИЗ должно быть направлено на выполнение ряда следующих требований по повышению эффективности их защитных свойств: а) возможность заблаговременного приема медицинских препаратов до начала воздействия поражающих факторов (при этом такие профилактические средства защиты должны обладать минимальным побочным действием); б) простота методики применения медицинских препаратов и возможность их длительного хранения; в) достаточная эффективность защитных свойств медицинских препаратов с исключением возможных осложнений при их применении; г) экономическая обоснованность использования медицинских препаратов с точки зрения их эффективности, сроков хранения, последующего применения в практике здравоохранения при освежении созданных запасов, возможности производства. Дальнейшее развитие средств медико-биологической защиты [16] необходимо направить на создание более универсальных и эффективно действующих препаратов, обеспечивающих надежную защиту населения от возбудителей особо опасных инфекций,

токсичных химических веществ, радиоактивного облучения и неблагоприятных климатических факторов, используя:

достижения в области биотехнологий, обусловленные расшифровкой генома человека и других живых организмов, что позволяет с высокой степенью достоверности устанавливать механизмы действия опасных веществ и материалов на жизненно важные системы организма и тем самым определять принципиально новые направления создания средств медико-биологической защиты;

успехи методов генной и белковой инженерии, позволяющих получать белковые и другие вещества, в том числе и средства медико-биологической защиты, с заранее заданными свойствами;

разработки в области нанотехнологий (биочипов и биологических сенсоров), позволяющих обеспечить доставку защитных и лекарственных препаратов к жизненно важным системам организма, которые могут подвергаться или подверглись воздействию опасных веществ и материалов.

Использование защитных сооружений ГО,

исходя из реалий

Пересмотр взглядов на возможность широкомасштабного применения оружия массового поражения изменило роль ЗС ГО при осуществлении ПРХБ защиты населения. С целью недопущения потери существующего фонда убежищ определено, что в них следует предусматривать защиту только наибольшей работающей смены организаций, отнесенных к категориям по ГО, а также персонала, рабочих и служащих организаций, включая личный состав подразделений охраны (воинской и пожарной), обеспечивающих функционирование и жизнедеятельность объектов использования атомной энергии. В мирное время должны возводиться убежища только на объектах организаций, отнесенных к категории особой важности по ГО. На объектах же первой и второй категории по ГО допускается строить быстровозводимые убежища (далее—БВУ), и то не в мирное время, а в период нарастания угрозы до объявления мобилизации и в период мобилизации. В мирное же время должно осуществляться только планирование строительства БВУ, резервирование мест для последующего их строительства, а также накопление строительных конструкций, необходимых для своевременного строительства БВУ Специальное строительство особо вместительных убежищ ГО в населенных пунктах для защиты больших масс людей признано нецелесообразным, исходя из практики их использования в ЧС мирного времени при авариях на ХОО, а также характера современных войн (с большой вероятностью они будут поражены высокоточным оружием).

Для населения предусматривается накопление противорадиационных укрытий (ПРУ) в зонах возможного радиоактивного загрязнения за пределами зон возможных разрушений и возможных сильных разрушений объектов использования атомной энергии. Защита от радиационных факторов также может

быть обеспечена в подземных сооружениях метрополитенов, приспосабливаемых для защиты населения и его жизнеобеспечения.

Увязка эвакуационных мероприятий с зонированием территории по уровням опасности

Ежегодно на всех уровнях ведения ГО осуществляется работа по уточнению и корректировке планирующих документов по организации и проведению эвакуационных мероприятий в военное время. Эвакуации подлежит все население городов Российской Федерации, отнесенных к группам по ГО. Вместе с тем, отмечается низкий уровень готовности безопасных районов к приему и размещению эвакуируемого населения.

Внедряемые настоящей Стратегией инновационные подходы предусматривают значительное уменьшение территории, в пределах которой предстоит осуществлять эвакуационные мероприятия. Поэтому эвакуацию целесообразно предусматривать локально из зон возможной опасности. Исходя из этого, обязательной эвакуации будут подлежать только люди, проживающие, в частности, в зонах возможного радиационного загрязнения, химического заражения. При этом общая эвакуация из городов планироваться не будет.

Совершенствование систем оповещения населения

Требуется продолжить работу по созданию локальных систем оповещения на ядерно, радиационно и химически опасных объектах в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 404-ФЗ [15], используя при этом современные средства оповещения и информирования, сетей связи и вещания, обеспечивающих максимальный охват населения, независимо от времени суток, мест его нахождения и проживания в минимальные сроки. Локальные системы оповещения могут стать дублирующим каналом Комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения ЧС в Российской Федерации.

Доведение качественных и количественных показателей запасов (резервов) средств РХБ защиты населения Российской Федерации до требуемого уровня

В соответствии с новыми взглядами на обеспечение населения СИЗ, накопление СИЗ осуществляется заблаговременно в мирное время в запасах материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств и резервах материальных ресурсов для ликвидации ЧС (далее—запасы (резервы)) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций с учетом возможного характера ЧС и военных действий на территории Российской Федерации, величины возможного ущерба объектам экономики и инфраструктуры, природных, экономических

и иных особенностей территорий, условий размещения организаций, а также норм минимально необходимой достаточности запасов (резервов) в мирное и военное время.

Обеспечению СИЗ подлежит население, проживающее на территориях в пределах границ зон: а) защитных мероприятий, устанавливаемых вокруг комплекса объектов по хранению и уничтожению химического оружия; б) возможного РХБ загрязнения (заражения), устанавливаемых вокруг РОО, ХОО и БОО. Указанный перечень категорий и численность населения, подлежащего обеспечению СИЗ, значительно отличаются от действовавшего ранее принципа всеобщего обеспечения населения СИЗ, что позволяет кардинально уменьшить объемы накопления СИЗ населения в запасах (резервах).

В отличие от персонала опасных объектов средства защиты у населения не находятся «под рукой». Это накладывает серьезное ограничение на их использование в мирное время в случае внезапной ЧС. Поэтому в условиях крайне малой вероятности применения химического оружия номенклатура СИЗ для населения должна быть изменена в сторону использования легких и компактных самоспасателей, накопление и применение которых не сопряжено с теми трудностями, которые характерны для современных гражданских противогазов. Однако все население, проживающее в границах ЗЗМ, проводимых вокруг комплексов объектов по хранению и уничтожению химического оружия, должно обеспечиваться бесплатно именно гражданскими противогазами в силу высокой токсичности боевых отравляющих веществ.

В случае накопления СИЗ для населения преимущественно на основе малогабаритных самоспасателей, запасы (резервы) таких средств могут быть выполнены в мобильном варианте и расположены в ЗЗМ. Это позволит в условиях внезапно возникшей ЧС в мирное время не только в «планах», но и реально осуществить защиту населения от РХБ поражающих факторов путем своевременной выдачи и использования СИЗ. Кроме этого, при формировании запасов (резервов) в мобильном варианте становится возможным учесть тот факт, что размеры образующихся при разрушении РОО, ХОО и БОО фактических зон загрязнения (заражения) в 10-20 раз меньше, чем прогнозируемые площади зон возможного РХБ загрязнения (заражения), для населения которых предлагается накапливать СИЗ. Поэтому в мирное время при условии создания мобильных запасов достаточно накапливать СИЗ по максимальному числу людей, которые могут оказаться в зоне фактического загрязнения (заражения) по одному из направлений распространения РХБ поражающих факторов. Остальное количество СИЗ целесообразно производить непосредственно при угрозе развязывания войны на забронированных производственных мощностях для обеспечения населения в зонах возможного РХБ загрязнения (заражения). В связи с этим, необходимо предусмотреть льготное налогообложение для

предприятий-изготовителей СИЗ, содержащих технологические линии в готовности к использованию в случае необходимости.

Для реализации данных подходов необходимо разработать Концепцию разработки и производства новых СИЗ населения от высокотоксичных отравляющих веществ, инкапаситантов, АХОВ, радиоактивных веществ, биологических поражающих агентов и оружия, основанного на новых принципах. Концепция должна содержать, в том числе,: а) уточненные нормативы обеспечения СИЗ населения в мирное и военное время; б) научно обоснованные предложения по порядку обеспечения СИЗ и созданию объемов СИЗ в запасах (резервах); в) научно обоснованные предложения по порядку безвозмездной выдачи на руки СИЗ для обеспечения проведения мероприятий ГО и защиты населения, проживающего в пределах границ зон возможного опасного радиоактивного загрязнения, химического и биологического заражения (или ЗЗМ).

Также необходимо разработать «Методические рекомендации по оценке радиационной, химической и биологической обстановки», включающие, в том числе, программный комплекс по определению границ зон возможного опасного радиоактивного загрязнения, химического и биологического заражения

(или ЗЗМ), в пределах которых население должно обеспечиваться СИЗ.

Для защиты населения от современных средств поражения накопление в мобилизационном резерве имущества ГО, в том числе приборов и средств РХБ разведки, гражданских и детских противогазов, камер защитных детских, дополнительных патронов к противогазам, самоспасателей, средств специальной и санитарной обработки и других, должно осуществляться в соответствии с Положением о мобилизационном резерве, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 1997 г. № 570-27. Указанные средства включаются в государственный оборонный заказ.

При определении количественных показателей запасов (резервов) средств ПРХБ защиты населения Российской Федерации для доведения их до требуемого уровня необходимо опираться на данные по объемам АСДНР, приводимые в Плане гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации, утвержденном Президентом Российской Федерации от 23.10.2013 г. № 8895, в соответствующих планах гражданской обороны и защиты населения в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, в которых учтены современные РХБ угрозы, изложенные в настоящей Стратегии.

Шкала опасности событий на ХОО

Приложение

Уровень Критерий Пример

5 Крупная авария Выбросы в окружающую среду большей части АХОВ, находящихся на объекте. Попадание в зону пороговых ингаляционных поражений в течение времени испарения (либо ликвидации) пролива населенных пунктов, находящихся на территории более чем одного субъекта Российской Федерации. Возможность массовых среди населения смертельных поражений и поражений тяжелой степени тяжести. Последующее влияние на здоровье населения, проживающего на большой территории, включающей более одного субъекта Российской Федерации. Заражение местности на больших территориях стойкими в окружающей среде вредными веществами, в результате чего необходимо отселение населения на длительный период. Экстремально высокое (более 5 ПДК)* заражение водоисточников нескольких субъектов Российской Федерации веществами 1-2 класса опасности. Индия, г. Бхопал, 1984 г. Авария с выбросом метилизоцианата Италия, г. Севезо, 1976 г. Авария с выбросом диоксина

4 Тяжелая авария Выбросы АХОВ в окружающую среду в значительных количествах, приводящих к заражению населенных пунктов выше пороговых ингаляционных токсодоз в течение времени испарения (либо ликвидации). Экстремально высокое (более 5 ПДК)* загрязнение водоисточников вблизи населенных пунктов веществами 1-2 класса опасности. СССР, г. Ионава, 1989 г. Авария на изотермическом хранилище аммиака

3 Авария в пределах ХОО Выбросы АХОВ в окружающую среду в количествах, превышающих второй уровень и создающих зону заражения части территории объекта на уровне пороговых ингаляционных токсодоз, либо в результате которых не будут превышены в 30* раз в течение 8 часов (в 20* раз в течение двух суток) ПДК для населенных пунктов, либо не будут превышены установленные для АХОВ аварийные пределы воздействия. Высокое (до 5 ПДК) загрязнение воды вблизи населенных пунктов веществами 1-2 класса опасности.

2 Серьезный инцидент Выбросы АХОВ в количествах, приводящих к заражению закрытых помещений, в которых находится оборудование, до уровня мгновенных смертельных концентраций, либо приводящих к превышению на территории объекта ПДК рабочей зоны до уровня концентраций, при которых в течение выброса (испарения, ликвидации пролива) производственный персонал получит поражения не выше пороговых ингаляционных токсодоз.

1 Инцидент Функциональные отклонения или отклонения в управлении, которые не представляют опасности, но указывают на недостатки в обеспечении безопасности. Отказы оборудования или отклонения от нормальной эксплуатации, приводящие к проектным аварийным сбросам на различные защитные системы (факелы, скрубберы и т.п.), в результате которых не будут превышены в 30* раз в течение 8 часов (в 20* раз в течение суток) ПДК рабочей зоны для закрытых помещений, в которых расположено оборудование, либо в тех же пределах ПДК рабочей зоны на территории объекта.

Окончание прил.

Уровень Критерий Пример

0 Ниже уровня шкалы События, не имеющие значения и не изменяющие состояние безопасности.

Примечание. * — «Временное положение о порядке взаимодействия федеральных органов исполнительной власти при аварийных выбросах и сбросах загрязняющих веществ и экстремально высоком загрязнении окружающей природной среды» (утв. Минприроды России 23.06.1995 № 05-11/2507, МЧС России 3.08.1995, Госкомсанэпиднадзором России 18.08.1995, Минсельхозпродом России 4.07.1995, Росгидрометом 30.06.1995, Роскомземом 8.08.1995, Роскомводом 22.08.1995, Роскомнедра 11.08.1995, Роскомрыболовства 14.08.1995, Ро-слесхозом 10.08.1995. Зарегистрировано в Минюсте России 11.09.1995 № 946), ГОСТ Р 14.03-2005 «Экологический менеджмент. Воздействующие факторы. Классификация».

Литература*

19. Указ Президента Российской Федерации № 1522 от 13 ноября 2012 года «О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций».

20. Батырев В.В., Коробейникова А.В., Тронин С.Я. Методические рекомендации по выбору и применению фильтрующих средств индивидуальной защиты населения в чрезвычайных ситуациях / Под общ. ред. В. В. Батырева / МЧС России. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2011. 72 с.: ил.

21. Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 019/2011 «О безопасности средств индивидуальной защиты» (утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г № 878).

22. Батырев В.В. Основы противохимической защиты населения в чрезвычайных ситуациях: Моногр. / МЧС России. М.: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2010. 212 с.

Сведения об авторе

Шевченко Андрей Владимирович: д. т. н., проф., ЦСИ ГЗ

МЧС России, вед. н. с.

121352, г Москва, ул. Давыдковская, 7.

Е-mail: [email protected]

Information about authors

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Shevchenko Andrey V.: Doctor of Technical Sciences, Professor, Strategic Research Center of Civil Defence EMERCOM of Russia, Leading Researcher. 121352, Moscow, str. Davydkovskaya, 7. Е-mail: [email protected]

Основные издания ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)

Продолжение. Начало на с. 13, 19, 25, 44, 45, 50, 51, 59, 67, 76, 77, 85, 89.

Авторы, название URL

Батырев В.В. Основы противохимической защиты населения в чрезвычайных ситуациях. Монография elibrary.ru/item.asp?id=15549633

Цаликов Р.Х. и др. Государственный доклад «О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2009 году» elibrary.ru/item.asp?id=16210160

Шапошников С.В. и др. Методические рекомендации по использованию методов активного информационного воздействия на население и персонал в условиях чрезвычайных ситуаций (проект) elibrary. ru/item.asp?id=19421077

Резников В.М. Аэрокосмическая система мониторинга: состояние, проблемы, перспективы elibrary.ru/item.asp?id=15017723

Одинцов Л.Г. и др. Технические средства проведения и обеспечения аварийно-спасательных работ. Справочное пособие. Издание 2-е, переработанное и дополненное elibrary.ru/item.asp?id=15017733

Одинцов Л.Г. и др. Поисково-спасательные работы при ликвидации последствий схода снежных лавин и селей. Кн. 15. Сер. Справочник спасателя elibrary.ru/item.asp?id=15017749

Шойгу С.К. и др. Современные аспекты гуманитарных операций при чрезвычайных ситуациях и вооруженных конфликтах. Материалы XIV международной научно-практической конференции по проблемам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций elibrary.ru/item.asp?id=15017764

Соколов Ю.И. Риски высоких технологий. Монография elibrary.ru/item.asp?id=15017849

* Общая нумерация для всех частей статьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.