/64 Civil SecurityTechnology, Vol. 14, 2017, No. 2 (52) УДК 614.8
Стратегия реализации Концепции радиационной, химической и биологической защиты населения1
ISSN 1996-8493
© Технологии гражданской безопасности, 2017
А.В. Шевченко
Аннотация
В рамках указанной Стратегии, изложенной в 48-51 номерах журнала, указаны меры по совершенствованию существующей нормативной правовой базы обеспечения ПРХБ защиты. Охарактеризованы процессы разработки и реализации комплекса мер, направленных на недопущение зависимости отечественной ПРХБ защиты населения от закупок зарубежных образцов и препятствующих поступлению контрафактной продукции. Показаны этапы реализации и индикаторы достижения целей Стратегии, её ожидаемые результаты, механизм и возможные риски реализации.
Ключевые слова: военные опасности; защита населения; задачи противорадиационной защиты; задачи противохимической защиты; задачи противобиологической защиты; поражающий фактор; чрезвычайная ситуация; радиационные, химические и биологические опасности (угрозы).
Implementation Strategy for CBRN Protection of Population
ISSN 1996-8493
© Civil Security Technology, 2017
A. Shevchenko
Abstract
In the context of the Strategy described in issues 48-51 of the Journal, the author outlines measures for improving the existing regulatory basis for CBRN protection and describes processes for the development and implementation of a set of measures to prevent import dependence and counterfeiting in the field of CBRN protection. The author describes the stages of the Strategy implementation, achievement indicators, expected outcomes, implementation mechanism and related risks.
Key words: military hazards; civil protection; objectives of radiation protection; objectives of chemical protection; objectives of biological protection; damaging factor; emergency; radiation, chemical and biological hazards (threats).
1 Окончание. Начало — см. «Технологии гражданской безопасности», 2016, т. 13, №№ (2) 48-(4) 50 и 2017, т. 14, № (1) 51
Совершенствование существующей нормативной правовой базы обеспечения ПРХБ защиты
Для реализации новых подходов по развитию противорадиационной, противохимической и проти-вобиологической (ПРХБ) защиты населения назрела необходимость обновления действующего нормативно-методического обеспечения.
Наиболее значимыми видами деятельности являются следующие.
Разработка и принятие федеральных законов «О химической безопасности», «О биологической безопасности», законов субъектов Российской Федерации в области ПРХБ защиты, а также нормативных правовых актов, обеспечивающих их реализацию, в которых необходимо установить, в том числе, единые величины уровней соответствующих рисков. Внесение изменений в Федеральный закон № З-ФЗ от 9.01.1996 г. «О радиационной безопасности населения» в части установление величин уровней соответствующих рисков, вызываемых радиационным воздействием.
Приведение положений Методических рекомендации по определению номенклатуры и объемов, создаваемых в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, накапливаемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, утвержденных заместителем Министра экономического развития Российской Федерации 27 апреля 2012 года и Главным военным экспертом МЧС России 23 марта 2012 г. № 43-2047-14, в соответствии с приказом МЧС России от 01.10.2014 № 543 «Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты» с учетом принципа защиты конкретных групп населения от конкретных видов опасности. При этом основу номенклатуры накапливаемых СИЗ должны составить инновационные СИЗ населения преимущественно одноразового использования, оптимально сочетающие массогабаритные характеристики с защитными свойствами и возможностью использования различными категориями населения.
Разработка Концепции обеспечения спасателей средствами индивидуальной защиты и техникой для проведения АСДНР в условиях РХБ загрязнения (заражения) в новых экономических условиях с учётом возможных техногенных, природных ЧС и террористических актов.
Разработка нормативного правового акта по оснащению пожарных частей средствами РХБ разведки и специальными средствами индивидуальной защиты для тушения пожаров в условиях воздействия РХБ поражающих факторов и привлечению пожарных частей к проведению РХБ разведки.
Внесение изменения в Порядок эвакуации населения, материальных и культурных ценностей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2004 № 303-дсп, в части
целесообразности предусматривать локальную эвакуацию из зон возможной опасности. При этом общая эвакуация из городов планироваться не будет.
Внесение изменений в постановление Совета Министров —Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 г. № 178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов» и в приказ МЧС России, Мининформсвязи России и Минкультуры России от 25.07.2006 № 422/90/376 «Об утверждении Положения о системах оповещения населения» в части создания Комплексных систем экстренного оповещения населения в зонах экстренного оповещения, в т.ч. РХБ загрязнения (заражения).
Внесение изменений в приказ МЧС России от 29.06.2005 № 504 «О постановлении Правительства Российской Федерации от 16 мая 2005 г. № 303» в части уточнения Плана мероприятий по участию МЧС России в обеспечении биологической и химической безопасности Российской Федерации.
Подготовка и внесение соответствующих изменений в действующие нормативные правовые акты МЧС России, или разработка нормативного правового акта, регламентирующего распределение задач и обязанностей по РХБ разведке в системе МЧС России, между федеральными органами исполнительной власти, порядок взаимодействия и обмена информацией между ними, порядок сбора и обработки информации о результатах РХБ разведки и передачи их в территориальные органы исполнительной власти и территориальный орган МЧС России.
Разработка и утверждение в установленном порядке актуализированного Положения о единой сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации с учетом новых подходов.
При доработке проектов технических регламентов Таможенного союза «Требования к продукции, предназначенной для гражданской обороны» и «Требования к продукции, предназначенной для защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» сформулировать технические требования к различным категориям СИЗ.
Подготовка и утверждение в установленном порядке нормативных и методических документов:
по организации ПРХБ защиты населения в мирное и военное время;
для сил ГО по выявлению и оценке радиационной, химической и биологической обстановки в ЧС в мирное и военное время;
по оснащению и функционированию постов РХБ наблюдения, создаваемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями;
для сил ГО по проведению санитарной обработки населения, обеззараживанию зданий и сооружений, специальной обработке техники и территорий (включая разработку и утверждение в установленном порядке свода правил, устанавливающего нормы проектирования санитарно-обмывочных пунктов, станций обеззараживания одежды и транспорта);
национального стандарта «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Объектовые и территориальные системы обеспечения противорадиационной и противохимической защиты. Проектирование систем. Общие требования».
Переработка «Рекомендаций по использованию помещений зданий и сооружений для защиты населения и персонала в случае аварий на объектах, производящих или использующих радиоактивные, токсичные или взрывопожарные вещества (М.: ВНИ-ИГОЧС, 1993).
Утверждение МЧС России Шкалы опасности событий на химически опасных объектах, разработка и утверждение Шкалы опасности событий на биологически опасных объектах.
Разработка правовых норм, обеспечивающих повышение эффективности государственного надзора, усиление контроля за функционированием объектов использования атомной энергии, химически и биологически опасных объектов.
Уточнение соответствующих планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны) всех уровней в соответствии с новыми взглядами на ПРХБ защиту населения.
Создание и внедрение государственной информационной системы обеспечения ПРХБ защиты населения, в том числе создание системы оценки соответствия продукции, предназначенной для ПРХБ защиты населения, установленным требованиям.
Разработка и реализация комплекса мер, направленных на недопущение зависимости отечественной системы РХБ защиты населения от закупок зарубежных образцов и препятствующих поступлению контрафактной продукции
Комплекс мер, направленных на недопущение зависимости отечественной системы ПРХБ защиты населения от закупок зарубежных образцов
Создание высокоэффективных средств ПРХБ защиты, отвечающих современным требованиям, невозможно без использования современных материалов и оборудования, а также инновационных технологий. Однако большинство из них используется и изготавливается за рубежом.
На ряде предприятий России имеются перспективные научные разработки по высокоэффективным принципиально новым конструктивным и технологическим решениям. Ведутся работы по получению на-новолокон, нанопористых фильтрующих и каталитических мембран, эластичных фильтрующе-сорбирующих материалов и др. Однако эти работы не доводятся до создания промышленного производства. Основная причина—отсутствие эффективной научно-технической политики в распределении финансовых средств на эти перспективные разработки. Необходимо также
более тесное межведомственное взаимодействие федеральных органов исполнительной власти при осуществлении заказов на разработку перспективных материалов и оборудования для производства малогабаритных СИЗ и других технических средств ПРХБ защиты с привлечением к формированию заказов экспертного сообщества, включая ученых РАН [2].
В интересах недопущения зависимости отечественной ПРХБ защиты населения от зарубежных образцов необходимо:
проведение экспертизы зарубежных образцов средств защиты на соответствие требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации, технических регламентов Таможенного союза, национальных и межгосударственных стандартов, устанавливающих требования к продукции, предназначенной для ПРХБ защиты населения;
проведение обязательной сертификации СИЗ сложной конструкции, защищающие от гибели или от опасностей, которые могут причинить необратимый вред здоровью пользователя, в соответствии решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 878 «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты»;
дальнейшее развитие отечественной системы добровольной сертификации средств защиты, а в последующем в рамках системы оценки соответствия продукции, предназначенной для ПРХБ защиты населения, установленным требованиям на производство высокотехнологичных средств ПРХБ защиты, востребованных на внутреннем и внешнем рынках;
государственная поддержка предприятий по производству средств ПРХБ защиты, повысивших в последние годы свою эффективность, инвестировавшие в развитие производства и создание новой продукции, повысившие производительность труда, но попавшие в сложную ситуацию из-за отсутствия доступа к кредитам и временного снижения спроса на их продукцию, включая производство сорбентов и полимерных материалов для изготовления высокотехнологичных средств ПРХБ защиты населения;
формирование государственного заказа по обеспечению населения отечественными высокотехнологичными средствами ПРХБ защиты, созданию мобилизационных резервов и их освежению, путем установления преференций для поставщиков российских средств ПРХБ защиты;
предоставление субсидии организациям-головным исполнителям и исполнителям государственного оборонного заказа по поставкам средств ПРХБ защиты на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам;
рассмотрение на Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции и включение в перечень системообразующих организаций предприятий, являющихся узловыми при разработке и производстве средств ПРХБ защиты;
снижение налоговой нагрузки и введение дополнительных льгот по амортизации на предприятиях,
инвестирующих в оборудование по производству средств ПРХБ защиты. Введение налогового льготирования приоритетных научных разработок. Освобождение от НДС операций по ввозу технологического оборудования для производства комплектующих изделий для средств ПРХБ защиты, не производимых в России, что серьезно уменьшит расходы предприятий на модернизацию производства;
разработать механизмы оперативного мониторинга и раннего предупреждения для введения мер торговой защиты в отношении российских средств ПРХБ защиты.
Меры, препятствующие поступлению контрафактной продукции
Контрафактная и фальсифицированная продукция наносит существенный ущерб не только национальным предприятиям и фирмам, производящим продукцию, соответствующую современным требованиям, но и может нанести ущерб здоровью потребителям такой продукции.
В случае СИЗ это усиливается, так как затрагивает нанесение ущерба уже национальной безопасности страны, в виду того, что значительная часть этой продукции предназначена для обеспечения безопасности населения и территорий в ЧС и в военное время.
Несмотря на принимаемые меры, в последнее время на отечественном рынке средств защиты появляется все большее количество фальсифицированных СИЗ. Особенно эта тенденция проявляется при заключении договоров на постановку небольших партий СИЗ в виде фильтрующих противогазов.
Основными способами фальсификации являются подделка паспортов, перекраска и перемаркировка изделий с истекшим гарантийным сроком хранения.
По своим защитным свойствам и техническим характеристикам контрафактные и фальсифицированные изделия не отвечают требованиям, предъявляемым к изделиям по качеству. Их использование по прямому предназначению может привести к гибели людей или причинить вред их здоровью.
Чаще всего СИЗ выступают в качестве предмета отношений, связанных с размещением заказов на обеспечение государственных и муниципальных нужд для решения задач жизнеобеспечения и обеспечения безопасности определенной категории населения. Имеются факты, когда самые низкие цены представляли именно производители контрафактной и фальсифицированной продукции, и получали право на заключение контракта. Поэтому, если базироваться только на этом критерии, вероятность приобретения контрафактной и фальсифицированной продукции резко увеличивается. В настоящее время для исключения поставки контрафактной и фальсифицированной продукции необходимо опираться на нормы Федерального закона № 44-ФЗ от 5 апреля 2013 года «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и регламента Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты», а в ближайшей перспекти-
ве—на регламенты Таможенного союза «Требования к продукции, предназначенной для гражданской обороны» и «Требования к продукции, предназначенной для защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» после решений Комиссии Таможенного союза о их принятии.
В целях снижения возможности поставок контрафактной продукции необходимо разработать методические рекомендации по выявлению такой продукции, а также соответствующим нормативным правовым актом расширить полномочия и усилить ответственность должностных лиц, привлекаемых к организации накопления, хранения и освежения средств ПРХБ защиты.
Сохранение и развитие отечественных производственных мощностей по созданию средств ПРХБ защиты мобилизационного назначения
Необходимое и достаточное количество средств ПРХБ защиты на военное время предусматривается восполнять за счет их производства непосредственно при угрозе развязывания военного конфликта. С этой целью должно быть осуществлено бронирование производственных мощностей, которые позволили бы в течение одного года произвести до 10 миллионов единиц СИЗ различных категорий и потребное количество других средств ПРХБ защиты.
В настоящее время общее снижение возможностей государства в финансировании современных научно-технических разработок, резкое снижение государственного оборонного заказа (в прошлом закладка и освежение имущества номенклатуры ГО осуществлялось за государственный счет), нежелание хозяйствующих субъектов финансировать мероприятия охраны труда и ГО привело к тому, что целая отрасль промышленности (так называемые предприятия «неорганических» производств, сборочных заводов, НИИ, КБ, предприятий, выпускающих различные сорбенты, приборы и т.д.) оказалась в сложной ситуации и находится в стадии распада хозяйственных связей [3].
В результате резко падают показатели ГО по защите населения (как по количественным, так и по качественным показателям, так как находящиеся на хранении средства давно выслужили установленные сроки и требуют массового освежения).
Отсутствие должного предложения на внутреннем рынке вынуждают потребителей или использовать запасы средств (порой просроченных или с «условно» продленным ресурсом) или покупать сравнительно дорогие зарубежные аналоги.
Сохранение и развитие отечественных производственных мощностей по созданию средств РХБ защиты мобилизационного назначения целесообразно осуществлять, например:
в рамках многопрофильного холдинга, объединяющего в единую, вертикально интегрированную организацию разработчиков, производителей, поставщиков и предприятия сервиса и утилизации. Этим
создается полностью замкнутый цикл, ориентированный на преодоление негативных моментов существующей системы обеспечения имуществом ГО и средствами охраны труда, или путем перехода организаций оборонно-промышленного комплекса на производство высокотехнологичных средств ПРХБ защиты, востребованных на внутреннем и внешнем рынках.
Этапы реализации и индикаторы достижения целей Стратегии
Этапы реализации Стратегии определены Концепцией радиационной, химической и биологической защиты населения, утвержденной решением коллегии МЧС России № 8/11 от 17 июня 2014 г.
Индикаторы достижения целей, определенных в Стратегии, представлены в таблице.
Полнота достижения стратегической цели (СЦ,%) по этапам и в целом (по результатам третьего этапа) определяется следующим выражением
100£ И
СЦ =
1=1
21
где: И.—значение 1-го индикатора (1 = 1...21), соответствующего этапа (таблица 1), И¡ е [0;1].
Если значение СЦ не менее 90%, то Стратегия реализуется успешно и развитие ПРХБ защиты населения идет установленными темпами.
Если значение СЦ менее 90%, но не менее 60%, то Стратегия реализуется замедленно и развитие ПРХБ защиты населения идет с небольшим отставанием, которое может быть устранено на последующих этапах.
Если значение СЦ менее 60%, но не менее 30%, то Стратегия реализуется медленно и развитие ПРХБ защиты населения идет со значительным отставанием.
Если значение СЦ менее 30%, то реализация Стратегии является неудовлетворительной и ПРХБ защита населения не получает должного развития. Требуется пересмотр взглядов и разработка новой Стратегии.
Ожидаемые результаты
Ожидаемые результаты определены Концепцией радиационной, химической и биологической защиты населения, утвержденной решением коллегии МЧС России № 8/11 от 17 июня 2014 г
Внедрение подходов, предложенных в Стратегии, позволит [1]:
повысить эффективность защиты населения в зонах возможного радиоактивного загрязнения, химического и биологического заражения;
Таблица
Индикаторы достижения целей Стратегии
Цель Индикатор Значение индикатора Этапы реализации Стратегии 1-й 2-й 3-й
1. Приведение ПРХБ защиты населения в соответствии со взглядами на характер современных и будущих военных конфликтов 1.1. Создание в МЧС России службы координации ПРХБ защиты Г1 , если создана И Ч0 ' [0 , если не создана создана создана создана
1.2. Закрепление в нормативных документах по ГО новых взглядов на ПРХБ защиту населения (% от потребности*) И2этал И 2 = —^ П2,табл. 80 100 100
1.3. Разработка методического обеспечения в соответствии с новыми взглядами на ПРХБ защиту населения (% от потребности*) И И3,этап И3,табл. 70 100 100
1.4. Уточнение планов гражданской обороны и защиты населения в соответствии с новыми взглядами на ПРХБ защиту населения (% от потребности): на федеральном уровне на уровне субъектов РФ на уровне муниципальных образований на объектовом уровне И + И + И + И И *АФ ^ *АС ^ *АМ ^ Об. И4 " 4
ИФ этш ИФ = Ф-этш ФИ Ф,табл. 100 100 100
И ИС = Ис^ С И С,табл. 80 100 100
И тт М,этап ИМ " И М,табл. 70 100 100
и - ' И 60 100 100
2. Оптимизация ПРХБ защиты населения за счет ухода от избыточности ПРХБ защиты населения при реализации принципа 2.1. Выявление РОО, ХОО, БОО, для которых требуется установление зон защитных мероприятий (доля обследованных ХОО, РОО, БОО от их общего количества по результатам паспортизации %) И И 5,этал 5 " И 5,табл. 50 100 100
Цель Индикатор Значение индикатора Этапы реализации Стратегии 1-й 2-й 3-й
защиты конкретных групп населения от конкретных видов опасности и использования концепции приемлемого риска 2.2. Установление для РОО, ХОО, БОО зон защитных мероприятий с дифференциацией защиты населе-ния (% от потребности) И ТД 6,этап = И 6,табл. 20 50 100
2.3. Достижение на территориях субъектов Российской Федерации допустимых (приемлемых) уровней риска ЧС, вызванных воздействием радиационных, химических и биологических факторов (доля субъектов Российской Федерации с допустимым уровнем риска от их общего количества в %): по показателям радиационного риска по показателям химического риска по показателям биологического риска И _ ир + их + ИЕ 7 3
=Ир,™ Р Ир,1а&1 60 80 95
И ИХ = Их'"ш Х И 40 60 90
ИБ = Б1Э1Ш ИБ,табл. 50 70 95
3. Снижение затрат на накопление и содержание запасов средств ПРХБ защиты населения 3.1. Реорганизация накопленных избыточных запасов средств ПРХБ защиты до уровня, обеспечивающего реализацию принципа защиты конкретных групп населения от конкретных видов опасности (доля ликвидированных запасов от величины избыточных запасов в %) И 8 И 10 60 90
3.2. Объем реализованных средств ПРХБ защиты при реорганизации запасов (доля реализованных средств ПРХБ защиты от объема ликвидированных избыточных запасов нарастающим итогом в %) И тт 9,этап И9 = И 30 50 70
3.3. Объем современных средств ПРХБ защиты, в том числе с повышенным гарантийным сроком хранения, в реорганизуемых запасах (доля современных средств ПРХБ защиты в реорганизованных запасах в %) И тт ^Щэтап И10 =-,- 10 И 10,табл. 20 60 90
3.4. Создание мобильных запасов средств ПРХБ защиты в зонах защитных мероприятий (% от потребности) И 11 И 11,табд. 10 50 90
4. Повышение эффективности ПРХБ защиты населения за счет создания необходимой нормативной правовой базы и подготовки кадров 4.1. Разработка, утверждение в установленном порядке и введение в действие законодательных, нормативных правовых актов и нормативных документов, предусмотренных настоящей Стратегией, в том числе законодательное установление уровней радиационного, химического и биологического риска (% от потребности) И И12 =-,- 12 И 12,табл. 50 90 100
4.2. Разработка научно-методических основ снижения риска ЧС, вызванных воздействием радиационных, химических и биологических факторов (% от потребности*) И И13 =-,- 13 И 13,табд. 80 100 100
4.3. Подготовка специалистов по ПРХБ защите на профессиональной основе (% от потребности*) И И14 = И И14, табл. 30 70 90
4.4. Подготовка (повышение квалификации) работников РОО, ХОО и БОО, уполномоченных решать задачи в области ПРХБ защиты (% от потребности*) И тт 15,этап И15 =-,- 15 И 15,табл. 20 50 70
5. Повышение эффективности ПРХБ защиты на-селения путем усовершенствования имеющихся, а также разработки и применения новых средств ПРХБ защиты населения, поддержки отечественных производителей и недопущения обращения контрафактной продукции 5.1. Развитие функциональной составляющей РХБ мониторинга и прогнозирования ситуаций при создании различных систем безопасности жизнедеятельности населения, указанных в настоящей Страте-гии (% от потребности*) тт И16,этап И16 = И 16,табл. 10 30 70
Цель Индикатор Значение индикатора Этапы реализации Стратегии
1-й 2-й 3-й
5.2. Разработка технических средств и технологий в области ПРХБ защиты, предусмотренных настоящей Стратегией (% от потребности) И тт ^^этап И17 = И И17,табл. 15 30 80
5.3. Создание подразделений ПРХБ защиты в составе мобильных сил МЧС России (% от потребности) И тт 18,этап И ,о =--- 18 И 18, табл. 80 100 100
5.4. Переоснащение подразделений ПРХБ защиты в составе сил МЧС России новейшими образцами ПРХБ защиты (доля новых образцов в %) И тт 19,этап И19 = И 19,табл. 20 60 80
5.5. Снижение контрафактной продукции при поставке средств РХБ защиты для государственных и муниципальных нужд (доля контрафактной продукции в объемах поставок в %) И , И 20,этал 15 1 0,5
5.6. Формирование государственного заказа по обеспечению населения отечественными высокотехнологичными средствами ПРХБ защиты, создание мобилизационных резервов и их освежение (доля отечественных средств ПРХБ защиты в госзаказе в %) И,, этап И = 21,эта" 21 И 21,табл. 70 90 95
Примечание: 1) Продолжительность первого этапа два года, второго — три года, третьего—три года. 2) *—потребность устанавливается на основе отдельного анализа. 3) В таблице обозначено: И.—значение 1-го индикатора, И. этап—достигнутое значение 1-го индикатора на соответствующем этапе, И. та6л — требуемое значение 1-го индикатора, указанное в таблице, на соответствующем этапе. 4) Если при расчете значение индикатора И. превысит единицу, то этому индикатору присваивается значение равное единице.
более чем на 80% (60 млн ед.) снизить количество создаваемых запасов (резервов) СИЗ;
уменьшить расходы субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления на создание запасов СИЗ более чем на 1,2 млрд руб. ежегодно и обеспечить проведение мероприятий по их утилизации.
Механизм реализации
Основными механизмами реализации Стратегии являются Государственная программа «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации 3 апреля 2013 года, и государственный оборонный заказ.
Возможные риски реализации
Возможные риски реализации Стратегии связаны с:
1) изменением взглядов ведущих ядерных мировых держав на возможность применения ядерного оружия, как оружия превентивного удара;
2) выходом государств, в первую очередь Европы, из Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении, а также началом накопления химического оружия нового поколения и средств доставки;
3) не выполнение государствами, в первую очередь Европы, Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия
и об их уничтожении, а также началом накопления биологического оружия нового поколения и средств доставки;
4) изменением взглядов органов государственного управления по возможным РХБ угрозам, включая и военные, в первой четверти 21 века;
5) отказом от принципа защиты конкретных групп населения от конкретных видов опасности, определенного в Концепции РХБ защиты населения;
6) недостаточной подготовленностью населения к действиям при угрозе возникновения и возникновении ЧС РХБ характера;
7) недостаточной подготовленностью населения к действиям по защите от РХБ поражающих факторов в военное время;
8) ослаблением государственных функций надзора и технического регулирования в области обеспечения химической и биологической безопасности, в том числе в процессе приватизации (смены собственника);
9) недостаточностью органов управления и сил МЧС России, ГО и РСЧС различных уровней, отвечающих за ПРХБ защиту населения;
10) отсутствием практических результатов комплексного технического сопряжения на всех уровнях различных систем мониторинга по выявлению и прогнозированию ПРХБ обстановки и риска ЧС РХБ характера;
11) недостаточностью развития систем информирования населения о возникновении ЧС РХБ характера;
12) отсутствием инновационных технологий при создании средств защиты, средств РХБ разведки, ме-
дико-биологических средств защиты, средств специальной обработки и санитарной обработки;
13) недостаточностью темпа переоснащения подразделений РХБ защиты МЧС России современными образцами техники и приборами;
14) отсутствием возможности в подготовке в необходимом количестве профессиональных кадров по ПРХБ защите и личного состава аварийно-спасательных формирований различных уровней;
15) утратой отечественных производственных мощностей по созданию средств ПРХБ защиты мобилизационного назначения и вынужденной необходимостью закупок зарубежных образцов;
16) поступлением контрафактной продукции для создания запасов СИЗ;
17) своевременным непринятием необходимых для реализации настоящей Стратегии нормативных правовых актов и методических документов;
18) недостаточным государственным финансированием вопросов по совершенствованию ПРХБ защиты по видам деятельности, определенным в Стратегии;
19) недостаточным финансированием из бюджетов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и организаций вопросов по совершенствованию ПРХБ защиты по видам деятельности, определенным в Стратегии;
20) полнота достижения стратегической цели по этапам менее 30%.
Существенность выделенных рисков выполнения настоящей Стратегии на первом этапе отражена далее (см. рис.) в виде карты рисков (цифры соответствуют порядковому номеру риска).
Мониторинг рисков осуществляется на всех этапах выполнения Стратегии. Пересмотр существенности рисков производится по мере необходимости и в обязательном порядке по окончании каждого этапа.
Красным цветом обозначены высокие риски, желтым цветом—средние риски, зеленным цветом— низкие риски.
=г О
Высоковероятно Выше среднего Средняя Ниже среднего Маловероятно
19 18
12,13 9 8, 16 17
7 6 15,20
10 11,14
3,4 2,5 1
Низкие
Ниже сред-
Средние
Выше сред-
Существенные
Рис. Оценка последствий риска
Литература
Степанов В. В. Об основных направлениях развития гражданской обороны в Российской Федерации // Совершенствование гражданской обороны в Российской Федерации: Материалы Всероссийского совещания с руководителями федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по проблемам гражданской обороны и защиты населения и Х Научно-практической конференции «Совершенствование гражданской обороны в Российской Федерации»; МЧС России. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2014. С. 9-18.
Проблемные вопросы совершенствования системы радиационной, химической и биологической защиты населения и территорий Российской Федерации / С. В. Горбунов, С. Н. Грязнов, В. П. Малышев, Г. С. Черных // Стратегия гражданской защиты: проблемы и исследования. 2014. Т. 4. № 2 (7). С. 87-90.
Ситнов А. П. О проблемах сохранения и развития возможностей российской промышленности по выпуску современных образцов средств охраны труда и имущества гражданской обороны. [Электронный ресурс]. URL: http://www.b2b-project. ш/ргс^Ие/2498703#профайл
Сведения об авторе
Шевченко Андрей Владимирович: д. т. н., проф., ФКУ «Центр стратегических исследований гражданской защиты МЧС России», гл. н. с. 121352, г. Москва, ул. Давыдковская, 7. E-mail: [email protected]
Information about author
Shevchenko Andrey V.: Dr.Sci. (Engineering), Professor, EMERCOM of Russia Center for Strategic Research in Civil Defense, Chief Researcher. 7 Davydkovskaya, Moscow, 121352, Russia. E-mail: [email protected]