Научная статья на тему 'Стратегия реализации Концепции радиационной, химической и биологической защиты населения (часть первая)'

Стратегия реализации Концепции радиационной, химической и биологической защиты населения (часть первая) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1120
228
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВОЕННЫЕ ОПАСНОСТИ / ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ / ЗАДАЧИ ПРОТИВОРАДИАЦИОННОЙ ЗАЩИТЫ / ЗАДАЧИ ПРОТИВОХИМИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ / ЗАДАЧИ ПРОТИВОБИОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ / ПОРАЖАЮЩИЙ ФАКТОР / ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ / РАДИАЦИОННЫЕ / ХИМИЧЕСКИЕ И БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОПАСНОСТИ (УГРОЗЫ) / MILITARY THREATS / PROTECTION OF THE POPULATION / OBJECTIVES OF RADIATION PROTECTION / CHEMICAL PROTECTION TASKS / TASKS PROTIVOBIOLOGICHESKOY PROTECTION / DAMAGING FACTORS / EMERGENCY / RADIATION / CHEMICAL AND BIOLOGICAL THREATS (THREATS)

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шевченко Андрей Владимирович

На основе Концепции радиационной, химической и биологической защиты населения выработана и предлагается для обсуждения Стратегия её реализации, в которой конкретизируются цели, современные подходы и приоритетные виды деятельности по ее развитию. Предлагаемые подходы могут стать основой стратегического планирования в данной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шевченко Андрей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strategy for implementation of the Concept of Radiation, Chemical and Biological Protection of Population (part one)

On the basis of the radiation, chemical and biological protection of the population Concept developed and offered to discuss the implementation of its strategy, which specifies objectives, modern approaches and priority for its development activities. The proposed approach can form the basis of strategic planning in this area.

Текст научной работы на тему «Стратегия реализации Концепции радиационной, химической и биологической защиты населения (часть первая)»

/66 Civil SecurityTechnology, Vol. 13, 2016, No. 2 (48) УДК 614.8

Стратегия реализации Концепции радиационной, химической и биологической защиты населения (часть первая)

ISSN 1996-8493

© Технологии гражданской безопасности, 2016

А.В. Шевченко

Аннотация

На основе Концепции радиационной, химической и биологической защиты населения выработана и предлагается для обсуждения Стратегия её реализации, в которой конкретизируются цели, современные подходы и приоритетные виды деятельности по ее развитию. Предлагаемые подходы могут стать основой стратегического планирования в данной сфере.

Ключевые слова: военные опасности; защита населения; задачи противорадиационной защиты, задачи противохимической защиты, задачи противобиологической защиты; поражающий фактор; чрезвычайная ситуация; радиационные, химические и биологические опасности (угрозы).

Strategy for implementation of the Concept of Radiation, Chemical and Biological Protection of Population (part one)

ISSN 1996-8493

© Civil Security Technology, 2016

A. Shevchenko

Abstract

On the basis of the radiation, chemical and biological protection of the population Concept developed and offered to discuss the implementation of its strategy, which specifies objectives, modern approaches and priority for its development activities. The proposed approach can form the basis of strategic planning in this area.

Key words: military threats; protection of the population; objectives of radiation protection, chemical protection tasks, tasks proti-vobiologicheskoy protection; damaging factors; emergency; radiation, chemical and biological threats (threats).

Общие положения

1. Радиационная, химическая и биологическая (далее — РХБ) безопасность Российской Федерации определяется состоянием готовности государства к предотвращению угроз РХБ характера, в том числе путем создания на территории Российской Федерации условий для защиты населения от негативного воздействия опасных РХБ факторов.

Условия для защиты населения от воздействия опасных РХБ факторов создаются, в том числе, путем развития противорадиационной, противохимической и противобиологической защиты населения Российской Федерации в мирное и военное время (далее — ПРХБ защита населения).

Это исторически сложившиеся понятия по отношению к населению в смысле защиты от возможного воздействия на население ионизирующих излучений, опасных химических веществ и биологических агентов соответствуют, например, широко применяемому понятию «противопожарная защита». Часто употребляется в виде сленга «радиационная, химическая и биологическая защита населения», произошедшего от названия войск радиационной, химической и биологической защиты.

В свою очередь ПРХБ защита населения является частью общей деятельности по обеспечению комплексной безопасности жизнедеятельности населения при чрезвычайных ситуациях (далее — ЧС) природного и техногенного характера, террористических актах и военных конфликтах.

Взгляды на совершенствование ПРХБ защиты населения изложены в Концепции радиационной, химической и биологической защиты населения, утвержденной решением коллегии МЧС России № 8/И от 17 июня 2014 г. (далее — Концепция РХБ защиты населения).

2. Исходя из взглядов (которые во многом являются инновационными) на совершенствование ПРХБ защиты населения, разработана настоящая стратегия реализации Концепции РХБ защиты населения (далее — Стратегия).

Здесь под стратегией понимаются опыт, пути и способы осуществления крупных масштабных преобразований, призванных качественно изменить сложившуюся ситуацию и достичь нового состояния ПРХБ защиты населения, и выработанное для этого целеполагание с учетом инновационных замыслов.

В Стратегии в качестве угроз РХБ характера определены РХБ поражающие факторы, обусловленные техногенными авариями, опасными природными явлениями, террористическими актами и военными действиями. Иные угрозы РХБ характера рассматриваются в других документах по РХБ безопасности Российской Федерации.

3. Настоящая Стратегия не является документом стратегического планирования в трактовке Федерального закона от 28.06.2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» и представляет собой системное изложение современ-

ных взглядов на цели развития ПРХБ защиты населения и приоритетные виды деятельности в области обеспечения защиты населения от РХБ поражающих факторов, обусловленных техногенными авариями, опасными природными явлениями, террористическими актами и военными конфликтами, в привязке к основным задачам, сформулированным в Концепции РХБ защиты населения.

4. В ходе целеполагания в качестве целей в Стратегии определены:

1) приоритет развития ПРХБ защиты населения соответствует взглядам на характер современных и будущих военных конфликтов;

2) оптимизация ПРХБ защиты населения за счет ухода от ее избыточности при реализации принципа защиты конкретных групп населения от конкретных видов опасности и использования концепции приемлемого риска;

3) снижение затрат на накопление и содержание запасов средств ПРХБ защиты населения;

4) повышение эффективности ПРХБ защиты населения за счет создания необходимой нормативной правовой базы и подготовки кадров;

5) усовершенствование имеющихся, разработка и применение новых более эффективных средств ПРХБ защиты населения, поддержка отечественных производителей, недопущение обращения контрафактной продукции.

Стратегической целью является создание благоприятных условий для безопасности жизнедеятельности населения в условиях реальных угроз РХБ характера, обусловленных изменением характера современных военных конфликтов, сложившейся в стране инфраструктурой радиационно, химически и биологически опасных производств и возможностями государства по их парированию.

Лидирующая роль в осуществлении ПРХБ защиты населения отводится МЧС России.

5. Результатом развития ПРХБ защиты населения должно стать выведение ее на качественно новый уровень, обеспечивающий безусловное выполнение задач и мероприятий по защите населения, соответствующей современным представлениям о РХБ угрозах для населения и их тенденциях в будущем.

6. Правовую основу Стратегии составляют: Конституция Российской Федерации, законы Российской Федерации в сфере государственного управления и обеспечения защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера и опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в этой сфере.

7. В методическую основу Стратегии положены современные взгляды органов государственного управления, научно-исследовательских и учебных учреждений МЧС России по возможным РХБ угрозам, включая и военные, в первой четверти 21 века и рациональному построению ПРХБ защиты населе-

ния на основе традиционных и перспективных способов и средств защиты.

8. Количественная оценка опасности РХБ угроз оценивается через концепцию приемлемого риска. Достаточность в развитии ПРХБ защиты населения в мирное время определяется достижением в субъектах Российской Федерации допустимых (приемлемых) уровней риска ЧС РХБ характера. В военное время — обеспечением защиты населения в зонах воздействия РХБ поражающих факторов при разрушении потенциально опасных объектов (далее — ПОО) в ближайшей перспективе и в отдаленном будущем — в зонах воздействия поражающих факторов ядерного оружия при его ограниченном применении по критически важным объектам, отнесенным к категории особой важности по гражданской обороне (далее — ГО), а также возможным военным использованием инкапаситантов при условии создания и накопления соответствующих средств их применения в условиях ослабления международного контроля.

9. Стратегия может использоваться при планировании и формировании предложений в программы по снижению риска и смягчению последствий ЧС РХБ характера, при внедрении современных подходов ПРХБ защиты в обеспечение комплексной безопасности жизнедеятельности населения, создании резервов средств ПРХБ защиты населения, составлении на всех уровнях планов ГО и защиты населения, планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС в части РХБ угроз и др.

Опасности, обусловливающие РХБ воздействия на население

Деструктивные явления и события, постоянно происходящие в постиндустриальном обществе России, свидетельствуют, что наиболее ощутимые по последствиям РХБ воздействия на население могут проявляться в основном при разрушениях ПОО в результате техногенных аварий и природно-техно-генных катастроф, террористических актов, включая отдельно использование террористическими группами опасных радиоактивных, химических веществ и биологических агентов, а также военных действий с применением обычных современных средств поражения (далее — ССП).

Опасности радиационного характера. Основными источниками ЧС радиационного характера, обусловливающими повышенный риск, являются техногенные происшествия, которые могут произойти на критически важных объектах, использующих ядерные и радиоактивные материалы [1]: атомные станции; радиохимические комбинаты и заводы; атомный ледокольный и подводный флот; предприятия по строительству, утилизации атомных подводных лодок, а также базы хранения атомных подводных лодок, выведенных из эксплуатации; хранилища отработавшего ядерного топлива; хранилища радиоактивных отходов, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ; объекты производства, разме-

щения, эксплуатации или хранения ядерного оружия, ядерных боеприпасов, ядерных установок, ядерных материалов и изделий на их основе; научно-исследовательские организации, имеющие ядерные установки и/или радиационные источники, ядерные материалы и радиоактивные вещества.

Предприятия атомной отрасли рассредоточены по многим субъектам Российской Федерации, обеспечивая занятость населения (рабочие места) на высокотехнологичных производствах. Так, в 22 субъектах Российской Федерации расположены 27 градообразующих предприятий атомного комплекса, а в 18 субъектах Российской Федерации — другие предприятия Госкорпорации «Росатом».

В состав ядерного энергетического комплекса входят более 90 предприятий, действующих во всех сегментах атомной энергетики и ядерного топливного цикла.

В стране эксплуатируется 10 атомных электростанций, включающих 33 энергоблока. Ведется масштабное строительство новых АЭС: Нововоронежской АЭС-2, Ленинградской АЭС-2, Балтийской АЭС, первой в мире плавучей АЭС «Академик Ломоносов».

Ядерный оружейный комплекс Госкорпорации «Росатом» обеспечивает реализацию нашей страной политики ядерного сдерживания, осуществляя свою деятельность совместно с предприятиями оборонно-промышленного комплекса России, управлениями, соединениями и воинскими частями Минобороны России. В состав ядерного оружейного комплекса входят федеральные ядерные центры в гг. Сарове и Снежинске, ФГУП «ПО «Маяк», ФГУП «Комбинат «ЭХП», ФГУП «ПСЗ» и другие.

Россия обладает самым мощным атомным ледокольным флотом в мире. Управлять работой ледоколов уполномочено ФГУП «Атомфлот», базирующееся в Мурманске. В настоящее время «Атомфлот» эксплуатирует 4 ледокола мощностью 75 тыс. л.с. («Россия», «Советский Союз», «Ямал» и «50 лет Победы») и два ледокола мощностью 40 тыс. л.с. («Таймыр» и «Вайгач»), а также лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть» мощностью 40 тыс. л.с. Кроме того, эксплуатируется спецтанкер для жидких радиоактивных отходов «Серебрянка». Временное хранение отработавшего ядерного топлива ледокольного флота осуществляется на плавучих технических базах «Лепсе», «Лотта» и «Имандра» и на накопительной площадке на ФГУП «Атомфлот», после чего вывозится на ФГУП «ПО «Маяк».

Подводные силы Военно-морского флота России насчитывают более 40 атомных подводных лодок. После завершения эксплуатации атомные подводные лодки подлежат утилизации на таких критически важных объектах, как дальневосточный завод «Звезда», завод в поселке Гремиха (Мурманская область) и другие.

В настоящее время в России насчитывается 86 исследовательских ядерных установок. Основными центрами, обеспечивающими исследования в обла-

сти фундаментальной ядерной физики в Госкорпорации «Росатом», являются государственные научные центры Российской Федерации ИФВЭ (Московская область, г. Протвино) и ИТЭФ (г. Москва).

Хранение и переработка отработавшего ядерного топлива осуществляется на двух комбинатах: ФГУП «Горно-химический комбинат» и ФГУП «ПО «Маяк». На них имеются хранилища бассейнового типа для хранения отработавшего ядерного топлива отечественных АЭС и транспортных ядерно-энергетических установок емкостью 6000 и 2500 тонн соответственно.

Ежегодное образование в Российской Федерации жидких радиоактивных отходов составляет около 4 млн м3, твердых — более 1 млн т, отработавшего ядерного топлива — порядка 650 т. На объектах атомной промышленности накоплено около 480 млн м3 жидких и 78 млн т твердых радиоактивных отходов, а также 19 тыс. т отработавшего ядерного топлива. Радиоактивные отходы имеются в 142 организациях, расположенных в 47 субъектах Российской Федерации, и размещены более чем в 1000 хранилищах различного типа. Темпы переработки радиоактивных отходов и отработавшего ядерного топлива отстают от темпов их образования, это обусловливает повышение со временем уровня риска радиационных аварий на них.

Как следует из государственных докладов о состоянии защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера в последние годы, аварий с радиоактивными выбросами и сбросами, а также нарушений хранения радиоактивных отходов на АЭС, требующих защиты населения и территорий в районах размещения АЭС от радиоактивного загрязнения, не было. Радиационная обстановка на АЭС соответствует требованиям санитарных норм и правил.

Поэтому Стратегия в части развития противорадиационной защиты предусматривает в первую очередь развитие систем мониторинга за радиационной обстановкой и поэтапное создание и накопление средств защиты в местах расположения объектов, на которых возможно образование поражающих факторов радиационных аварий. При этом важное место отводится учету возникающих инцидентов на радиа-ционно опасных объектах (далее — РОО), так как их увеличение в условиях отсутствия аварий свидетельствует о снижении уровня безопасности и увеличения риска радиационных аварий.

Опасности химического характера. В Российской Федерации функционирует около 2800 организаций химического и оборонно-промышленного комплексов, жизнеобеспечения населения и иных, эксплуатирующих опасные химические и специальные объекты, при авариях на которых выход поражающих факторов в виде облаков зараженного воздуха возможен за пределы территорий объектов.

Предприятия химического комплекса размещены во всех федеральных округах и в 71-м субъекте Российской Федерации. Наибольшее развитие отрасль

получила в четырех федеральных округах: Приволжском (доля округа в общем объеме производства химического комплекса России составляет 43,5%), Центральном (24,4%), Сибирском (11,2%) и Южном (10,4%).

В химической индустрии получили широкое развитие процессы территориальной концентрации производства. Крупнейшие химические узлы сформировались в республиках Татарстан и Башкортостан, Алтайском, Пермском и Красноярском краях, Тульской, Тюменской, Ярославской, Нижегородской, Волгоградской, Самарской, Кемеровской и Иркутской областях.

К числу городов, высоконагруженных производствами химического профиля, относятся: г. Дзержинск (Нижегородская область), г. Новочебоксарск (Чувашская Республика), г. Кирово-Чепецк (Кировская область), г. Березники (Пермский край), г. Волгоград, г. Нижнекамск (Республика Татарстан), г. Стерлитамак (Республика Башкортостан), г. Невин-номысск (Ставропольский край), г. Волжский (Волгоградская область), г. Чапаевск (Самарская область), г. Кемерово, г. Череповец (Вологодская область).

В настоящее время осуществляются мероприятия по уничтожению запасов химического оружия в Российской Федерации. Объекты по хранению химического оружия и объекты по его уничтожению расположены в г. Щучье Курганской области, г. По-чепе Брянской области, п. Марадыковском Кировской области, п. Леонидовке Пензенской области, в г. Камбарке, п. Кизнере Удмуртской Республики, в п. Горном Саратовской области. На сегодняшний день уничтожено более 90 % от общего запаса отравляющих веществ в Российской Федерации. В ближайшей перспективе начнутся работы по перепрофилированию бывших объектов по хранению и уничтожению химического оружия преимущественно в предприятия химического профиля.

Масштабы использования различных аварийно химически опасных веществ (далее — АХОВ) на объектах экономики, где могут возникнуть химические аварии с выходом поражающих факторов за пределы химически опасного объекта (далее — ХОО), позволяют выделить перечень из 18 АХОВ, от которых требуется применение населением средств защиты, а именно: аммиак, ацетонитрил, водород фтористый, водород цианистый, диметиламин, мелил хлористый, метилакрилат, нитрил акриловой кислоты, окислы азота, окись этилена, сернистый ангидрид, сероводород, сероуглерод, соляная кислота, формальдегид, фосген, хлор, хлорпикрин.

В Стратегии заложен дифференцированный подход к организации и проведению мероприятий противохимической защиты населения при авариях с выбросом АХОВ с учетом особенностей различных групп ХОО. При этом становится возможным выполнение предусмотренной Концепцией РХБ защиты населения задачи по совершенствованию системы обеспечения населения средствами индивидуальной защиты (далее — СИЗ) на основе перехода от прин-

ципа всеобщей ПРХБ защиты населения к принципу защиты конкретных групп населения от конкретных видов опасности.

Опасности биологического характера

Главные опасности биологического характера, обусловливающие необходимость защиты населения, определяются в первую очередь авариями на таких биологически опасных объектах (далее — БОО) как: военно-биологические объекты по разработке средств защиты от биологического оружия;

промышленные объекты по производству медико-биологических средств защиты;

объекты по хранению запасов медико-биологических средств защиты;

промышленные объекты, выпускающие или использующие в производственном цикле особо опасные биологические вещества и патогенные организмы;

научно-исследовательские институты и учебные заведения микробиологического, вирусологического и эпидемиологического профиля;

санитарно-эпидемиологические и ветеринарные учреждения, использующие опасные биологические вещества и патогенные организмы;

природные резервуары возбудителей опасных и особо опасных инфекционных заболеваний человека, сельскохозяйственных животных и растений.

Среди поражающих факторов большую опасность представляет биологический аэрозоль, который может стать причиной инфицирования населения.

В Российской Федерации имеется более 120 объектов различной ведомственной принадлежности, имеющих биологически опасные вещества, при этом около 40% их находятся в Москве и Московской области [2].

Наибольшую опасность представляют научно-исследовательские, научно-производственные отделы учреждений, выпускающие лечебные, профилактические и диагностические препараты, оснащенные биотехнологическим оборудованием для наработки продуктов микробиологического синтеза. Основным вредным фактором производства на этих объектах является биологический контакт с микроорганизмами 1-11 групп патогенности и продуктами микробиологического синтеза. Возможности современного биотехнологического оборудования позволяют получать тысячи литров высококонцентрированного микробосодержащего материала. Работа на БОО сопряжена с опасностью инфицирования персонала и распространения возбудителей инфекционных заболеваний за пределы рабочей и санитарной зон. Но еще больший масштаб заражения вызывают технологические и аварийные выбросы, сопровождающиеся диспергированием возбудителей во внешнюю среду [3]. Поэтому технологические и аварийные выбросы на БОО могут приводить к возникновению ЧС, сопровождающихся высокими уровнями биологического заражения, сопоставимым с применением биологического оружия.

Опасности

террористического характера

Высокие темпы урбанизации и концентрации критически важных объектов создают благоприятные условия для появления новых видов терроризма, в том числе с особо тяжкими последствиями РХБ характера.

Во-первых, не исключена возможность проявления технологического терроризма, связанного с воздействием на РОО, ХОО и БОО. При этом опасности, характерные для этого вида терроризма, будут подобны опасностям, присущим авариям на таких объектах. Выполняемые мероприятия по ПРХБ защите населения при авариях на подобных объектах могут в полной мере обеспечить и защиту населения при террористических актах на них.

Во-вторых, высока опасность проведения террористических актов в местах массового пребывания людей преимущественно с применением опасных химических и биологических веществ.

При совершении террористических акций в местах массового пребывания людей с использованием опасных химических веществ наиболее вероятно применение таких веществ, которые: обладают наибольшим ингаляционным токсическим действием; имеют малый период скрытого действия или он отсутствует; которые легко изготовить в производственных и лабораторных условиях или приобрести под видом использования для бытовых нужд; могут быть скрытно доставлены к месту совершения террористической акции различными видами транспорта и незаметно переведены в боевое агрегатное состояние [4].

Ничтожно малые инфицирующие дозы возбудителей инфекционных болезней и токсинов, отсутствие высокочувствительных и специфичных методов и средств экспресс-индикации микроорганизмов в пробах из окружающей среды, недостаточная эффективность средств общей и экстренной профилактики и патогенетического лечения определяют потенциальную угрозу использования биологических поражающих агентов в террористических целях [5]. Наиболее опасный вариант биотерроризма сводится к скрытому (диверсионному) распространению аэрозоля биологического поражающего агента (далее — БПА) в местах массового скопления людей, что приведет к возникновению трудно объяснимых на начальном этапе вспышек инфекционных заболеваний, вызовет, несомненно, общую панику и создаст крайне напряженную социальную и эпидемическую обстановку. Широкий спектр возбудителей, и, как следствие, невозможность создания напряженного иммунитета по всему перечню потенциальных БПА, отсутствие органолептически регистрируемых признаков и отсроченные клинические проявления инфицирования определяют актуальность защиты населения, в первую очередь, путем создания в местах массового пребывания людей эффективных систем, обеспечивающих неспецифическую индикацию биологического аэрозоля.

В-третьих, имеется возможность создания радиационной опасности путем распыления террористами радиоактивных веществ в атмосфере и по помещениям, внесения в водную среду или умышленного размещения неэкранированного радиоактивного вещества в общественном месте с последующим оповещением.

Наибольшую опасность с точки зрения материального ущерба либо с целью информационного шантажа и создания панических настроений, а не нанесения существенного вреда для жизни и здоровья людей, представляет распыление радиоактивных веществ по помещениям в местах массового пребывания людей, например, метро. При этом ущерб связан с необходимостью принятия мер по обеспечению соблюдения жестких нормативов радиационной безопасности на атакованном объекте, с перераспределением его функций, медицинским обследованием пострадавших и при необходимости проведением лечебных и профилактических мероприятий, информационными и разъяснительными мероприятиями для минимизации социального ущерба.

Риски, связанные с ядерными установками, включающие возможность физического нападения террористов с целью создания радиационной опасности, крайне малы. Они могут быть учтены при развитии систем радиационной безопасности и защиты населения при авариях (разрушениях) таких объектов.

Военные опасности, влияющие на развитие ПРХБ защиты населения

В основу Стратегии заложен прогностический сценарий современного военного конфликта, вытекающий из анализа военно-политической обстановки, международных обязательств по нераспространению и запрещению оружия массового поражения, развития современных обычных высокоточных средств поражения и имевших место военных конфликтов в конце 20 и начале 21 веков [6-9].

Произошедшие в последние годы изменения в военно-политической обстановке, раскладе военно-стратегических сил в Европе и на Ближнем и Среднем Востоке, взглядах на роль ядерного оружия — как оружия сдерживания — повлияли на изменения характера современных военных конфликтов. Военные конфликты будут отличаться скоротечностью, избирательностью и высокой степенью поражения объектов, быстротой маневра войсками и применением различных мобильных группировок войск. Так, в связи с массовым принятием на вооружение высокоточных неядерных средств большого радиуса действия все более четко проявляется тенденция закрепления за этими средствами роли оружия решительной победы над противником, в том числе и в глобальном конфликте.

В современных войнах и вооруженных конфликтах в большинстве случаев достаточно с помощью стратегических сил сдерживания, имеющих на вооружении высокоточное оружие, нанести тяжелое

поражение критически важным объектам (объектам тыла), и этим могут быть практически достигнуты политические цели военного конфликта.

Массированные удары по городам (территориям, отнесенным к группам по гражданской обороне — в терминологии гражданской обороны Российской Федерации) международным сообществом рассматриваются как тягчайшие военные преступления, что обязывает государства отказываться от такой формы ведения вооруженной борьбы.

Последовательная деятельность международного сообщества по выполнению Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении и Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении дает определенную уверенность в том, что ближайшие 10-15 лет химическое и биологическое оружие в современных войнах и вооруженных конфликтах широкомасштабно по населению применяться не будет, хотя бы в силу ликвидации промышленной базы его производства и средств применения. При этом дипломатические усилия и затраты Российской Федерации на уничтожение запасов химического оружия должны быть оправданы за счет признания того очевидного факта, что обеспечение защиты всего населения страны (как это сейчас предусмотрено) в военное время от последствий применения боевых отравляющих веществ смертельного действия является избыточной мерой.

С учетом изложенного в Стратегии, предусматривается организация ПРХБ защиты населения в военное время, исходя из следующих положений [10, 11].

Первое. Целенаправленные удары по уничтожению мирного населения Российской Федерации потенциальным противником не наносятся, оружие массового поражения, в том числе и ядерное, не применяется. Гипотетически возможно применение ядерного оружия лишь в отдаленной перспективе по критически важным объектам, отнесенным к категории особой важности по гражданской обороне, а также возможно использование инкапаситантов при условии создания и массового накопления средств их применения в условиях ослабления международного контроля.

Второе. Поражение объектов тыла обычными ССП достигается точечными ударами (вместо площадных бомбометаний) по их критическим элементам, в результате которых объект тыла теряет свою способность к нормальному функционированию.

Третье. Радиационные, химические и биологические опасности, требующие осуществления ПРХБ защиты населения, будут обусловлены вторичными поражающими факторами, которые могут образоваться при разрушении РОО, ХОО и БОО. В случае нанесения ударов высокоточным оружием по этим объектам вторичные факторы поражения могут быть такими, что их можно в какой-то степени сопоста-

вить с последствиями применения оружия массового поражения.

Учитывая, что будущие войны будут носить, с большой вероятностью, «обычный» характер без применения оружия массового поражения, то и ПРХБ защиту населения следует развивать и совершенствовать прежде всего на основе базового сценария обычной войны с применением высокоточного оружия. В последующем наращивание РХБ защиты можно проводить в направлении обеспечения защиты населения от ограниченного применения ядерного оружия в районах размещения категорированных объектов особой важности, а также от военного применения инкапаситантов. Этим обеспечивается дифференциация защиты населения по видам оружия и мероприятиям защиты, а также ее поэтапное наращивание.

Литература

1. Система инструментального надзора за перемещением ядерных материалов и радиоактивных веществ на территории Российской Федерации: Отчет о НИР (заключительный) / ФГБУ ВНИИ ГОЧС ФЦ; руководитель Брык Д.И. М., 2011. 202 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Малышев В.П. Актуальные проблемы защиты населения от угроз биологического характера // Сб. ЦСИ ГЗ МЧС России. М.: МЧС России, 2005. № 27. С. 5-15.

3. Кучеренко В.Д., Жиляев Е.Г., Воронцов И.В. Чрезвычайные ситуации на биологически опасных объектах // Медицина катастроф. 1999. №1 (25). С. 27-31.

4. Методическое пособие по защите от опасных химических веществ, используемых при совершении террористических акций. М.: ВНИИ ГОЧС, 1999. 78 с.

5. Защита от биологических поражающих агентов, используемых при террористических актах: Метод. пособ. М.: ВНИИ ГОЧС, 2002. 68 с.

6. Военная доктрина Российской Федерации, утверждена Президентом Российской Федерации 25.12.2014 N Пр-2976.

7. Степанов В.В. Об основных направлениях развития гражданской обороны в Российской Федерации // Совершенствование гражданской обороны в Российской Федерации: М-лы Всероссийского совещания с руководителями федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной

власти субъектов Российской Федерации по проблемам гражданской обороны и защиты населения и Х Научно-практической конференции «Совершенствование гражданской обороны в Российской Федерации» / МЧС России. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2014. С. 9-18.

8. Акимов В.А. Совершенствование гражданской обороны в современных условиях. Внедрение новых подходов к организации и ведению гражданской обороны // Совершенствование гражданской обороны в Российской Федерации: М-лы Всероссийского совещания с руководителями федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по проблемам гражданской обороны и защиты населения и Х Научно-практической конференции «Совершенствование гражданской обороны в Российской Федерации» / МЧС России. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2014. С. 83-90.

9. Кондратьев-Фирсов В.М, Малышев В.П., Турко С.И., Шевченко А.В. Методические основы оперативного планирования гражданской обороны в условиях современного военного конфликта // Технологии гражданской безопасности. 2012. Т. 9. № 2 (32). С. 92-97.

10. Турко С.И., Шевченко А.В. Опыт организации планирования мероприятий гражданской обороны в Российской Федерации и новые условия, влияющие на планирование гражданской обороны и защиты населения // Технологии гражданской безопасности. 2012. Т. 9. № 3 (33). С. 22-26.

11. Кондратьев-Фирсов В.М, Малышев В.П., Турко С.И., Шевченко А.В. Комплексная методика прогнозирования обстановки, объемов аварийно-спасательных и других неотложных работ при воздействии на объекты экономики обычными современными средствами поражения // Стратегия гражданской защиты: проблемы и исследования. 2012. Т. 2. № 2 (3). С. 49-55.

Сведения об авторе

Шевченко Андрей Владимирович: д. т. н., проф., ФГБУ

ВНИИ ГОЧС (ФЦ), с. н. с.

121352, г Москва, ул. Давыдковская, 7.

E-mail: [email protected]

Information about authors

Shevchenko Andrey V.: Doctor of Technical Sciences, Professor, Federal Government Budget Institution "All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies" (Federal Center of Science and High Technology), Senior Researcher. 121352, Moscow, str. Davydkovskaya, 7. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.