/82 Civil SecurityTechnology, Vol. 13, 2016, No. 3 (49) УДК 614.8
Стратегия реализации Концепции радиационной, химической и биологической защиты населения (часть вторая)*
ISSN 1996-8493
© Технологии гражданской безопасности, 2016
А.В. Шевченко
Аннотация
На основе Концепции радиационной, химической и биологической защиты населения выработана и предлагается для обсуждения Стратегия её реализации, в которой конкретизируются цели, современные подходы и приоритетные виды деятельности по ее развитию. Предлагаемые подходы могут стать основой стратегического планирования в данной сфере.
Ключевые слова: военные опасности; защита населения; задачи противорадиационной защиты, задачи противохимической защиты, задачи противобиологической защиты; поражающий фактор; чрезвычайная ситуация; радиационные, химические и биологические опасности (угрозы).
The Implementation Strategy of the Concept of Radiation, Chemical and Biological Protection of Population (part two)
ISSN 1996-8493
© Civil Security Technology, 2016
A. Shevchenko
Abstract
On the basis of the Concept of radiation, chemical and biological protection of the population developed and offered to discuss the implementation of the Strategy, which specifies objectives, modern approaches and priority for its development activities. The suggested approaches to strategic planning can be based in this domain.
Key words: the military dangers; the protection of population; objectives of radiation protection; objectives of chemical protection; objectives of biological protection, damaging factors; emergency; radiation, chemical and biological dangers (threats).
* Продолжение. Начало см. «Технологии гражданской безопасности» т.13, № 2 (48), 2016.
Современное состояние ПРХБ защиты населения и основные проблемы, обусловливающие необходимость ее развития
ПРХБ защита населения представляет собой совокупность структурно и функционально связанных органов управления ГО и РСЧС различных уровней с имеющимися у них силами и средствами, позволяющими путем применения согласованных организационных мероприятий, а также технических систем и способов защиты обеспечить минимизацию или полное предотвращение нанесения вреда здоровью людей при воздействии РХБ поражающих факторов, вызванных опасными природными явлениями, техногенными авариями, террористическими актами или военными конфликтами.
Структурно ПРХБ защита населения представлена в функциональных и в территориальных подсистемах РСЧС всех уровней и интегрирована в систему управления МЧС России, в иные федеральные органы исполнительной власти и уполномоченные организации, имеющие функциональные подсистемы РСЧС, а также в органы, уполномоченные решать задачи ГО и задачи по предупреждению и ликвидации ЧС по субъектам Российской Федерации, органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и (или) ГО при органах местного самоуправления, и структурные подразделения организаций, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и (или) ГО. Функционально и технически представлена в различных системах управления в кризисных ситуациях, комплексных системах безопасности жизнедеятельности населения, мониторинга за опасными процессами и явлениями, оповещения, предупреждения поражения населения и ликвидации ЧС.
Выявление и оценка РХБ обстановки как при угрозе, так и при возникновении ЧС РХБ характера обеспечивается современными системами и средствами мониторинга и прогнозирования ЧС [12], создаваемыми: на критически важных объектах РХБ характера, в рамках ЕГАСКРО, мониторинга санитарно-эпидемиологической обстановки на территории страны, СНЛК ГО, ОКСИОН в местах массового пребывания людей, систем защиты от угроз природного и техногенного характера, информирования и оповещения населения на транспорте, разрабатываемой системы инструментального надзора за перемещением ядерных материалов и радиоактивных веществ на территории страны, в отдельных региональных проектах по внедрению автоматизированных систем контроля аварийных выбросов на химически опасных объектах (например, в Уральском федеральном округе).
В субъектах Российской Федерации, насыщенных РОО, для повышения эффективности деятельности территориальных систем обеспечения безопасности жизнедеятельности ИБРАЭ РАН совместно с МЧС России, Госкорпорацией «Росатом», Росгидрометом
и субъектами Российской Федерации по специальным проектам создаются объектно-ориентированные системы радиационного мониторинга и аварийного реагирования. Эти проекты направлены на развитие территориальных систем аварийного реагирования и радиационного мониторинга, обеспечения оперативной квалифицированной поддержки местных и региональных властей в принятии решений по аварийному реагированию на своих территориях. Такой проект реализован в Мурманской области, и ведется работа по развитию системы аварийного реагирования и радиационного мониторинга в Архангельской области. Кроме этого, в целях развития системы обеспечения аварийного реагирования в субъектах Российской Федерации создана система аварийного прогнозирования распространения радионуклидов в атмосфере над территориями Саратовской, Самарской, Ульяновской и Пензенской областей, расположенных в 100-км зоне вокруг Балаковской АЭС; Смоленской, Калужской и Брянской областей, расположенных в 100-км зоне вокруг Смоленской АЭС; Ростовской и Волгоградской областей, расположенных в 100-км зоне вокруг Ростовской АЭС. На базе ФГУП «СКЦ Росатома» создан абонентский пункт системы аварийного прогнозирования распространения радионуклидов в атмосфере субъектов Российской Федерации, расположенных в 100-км зоне вокруг действующих ядерно, радиационно опасных объектов Госкорпорации «Росатом», что позволяет своевременно реагировать на изменения параметров состояния атмосферы в районе критически важных объектов, передать сигнал предупреждения и спрогнозировать потребность сил и средств, необходимых для предупреждения, локализации и ликвидации ЧС на ядерно, радиационно опасных объектах.
При развитии систем мониторинга и прогнозирования ЧС внедряется в практику ряд автоматизированных прогностических и информационно-аналитических систем для оперативного прогнозирования природно-техногенных рисков, в том числе развития паводковой и пожарной обстановки, землетрясений, радиационных аварий, а также ЧС во внутренних водах и территориальном море Российской Федерации. Один из таких комплексов успешно функционирует в г. Сочи. Передовые технологии внедрены и при создании комплексной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности на территории Вологодской области. Проводятся работы по созданию аналогичных систем на территориях Московской, Курской, Самарской и Тульской областей, Ставропольского края и г. Москвы. Создаётся специализированный информационно-аналитический комплекс мониторинга потенциально опасных объектов в Арктической зоне (г. Дудинка).
На федеральном уровне методическое руководство и координацию деятельности по развитию систем мониторинга ЧС, включая выявление и оценку РХБ обстановки, осуществляет Всероссийский центр мониторинга и прогнозирования ЧС природного и техногенного характера (Центр «Антистихия» МЧС
России). На межрегиональном уровне методическое руководство и координацию деятельности осуществляют региональные центры мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования ЧС, созданные в каждом региональном центре МЧС России. Также созданы и функционируют в субъектах Российской Федерации территориальные системы мониторинга и прогнозирования ЧС. Если программно-аппаратные средства систем мониторинга развиваются на современной технологической базе, то средства инструментального контроля параметров РХБ воздействий требуют совершенства, так как большинство из них устарели и плохо интегрируются в современные системы комплексной безопасности жизнедеятельности населения.
Защищенность населения от негативных влияний РХБ факторов во многом зависит от экономически оправданной стратегии развития средств индивидуальной и коллективной защиты, учитывающей значимые риски от этих факторов.
Россия располагает наибольшим количеством средств индивидуальной защиты (далее—СИЗ). Масштабные запасы СИЗ предназначались для защиты всего населения страны на случай ведения ракетно-ядерной войны с массированным применением оружия массового поражения. Однако практически все они выслужили установленные сроки хранения, и утилизации подлежит около 30 млн единиц СИЗ. Современный опыт применения химического оружия террористическими организациями в Японии и незаконными вооруженными формированиями в Сирии свидетельствует о единичном и локальном характере последствий его использования. Учитывая низкую вероятность широкомасштабного применения химического оружия для поражения населения городов Российской Федерации в современных условиях, основной химической опасностью являются АХОВ, используемые на химических производствах, разрушение технологических коммуникаций которых в случае техногенных аварий или воздействия средств поражения вероятного противника может представлять серьезную угрозу для населения. В связи с этим изменяются подходы к накоплению СИЗ для населения, отраженные в настоящей Стратегии.
Предоставление населению убежищ и противорадиационных укрытий для защиты от поражающих факторов радиационного и химического характера является традиционным способом защиты населения. При этом, для защиты населения от РХБ факторов пригодны лишь те сооружения гражданской обороны, которые оснащены системами фильтровен-тиляции для очистки подаваемого в них атмосферного воздуха, либо возможно их функционирование в режиме полной или частичной изоляции. Следует заметить, что имеющийся в стране фонд защитных сооружений (ЗС) ГО был создан в основном в 70-80 годы прошлого века. Сейчас около 60% фонда ЗС ГО нуждается в модернизации. В настоящее время системы жизнеобеспечения большинства ЗС морально и физически устарели, а фильтровентиляци-
онные и регенерирующие установки практически не обновлялись. Это в значительной степени снижает эффективность защиты населения от РХБ факторов путем укрытия в ЗС ГО. Наличный же их фонд на территориях РОО и ХОО, находящийся в постоянной готовности к приему укрываемых, позволяет обеспечить защиту лишь наибольшей рабочей смены таких объектов. В связи с изменением подходов к инженерной защите населения [13] пересмотрена и роль ЗС ГО в защите населения от РХБ факторов, возникающих внезапно в мирное время при авариях на ПОО. Это обусловлено, в том числе, уменьшением количества ЗС ГО и увеличением радиуса сбора укрываемых. Кроме того, анализ ликвидации последствий радиационных и химических аварий свидетельствует о существенной ограниченности данного способа защиты, и его практической неприменимости для населения в мирное время. В имевших место авариях на ХОО вместо укрытия в ЗС ГО применялась в основном эвакуация населения из опасных зон.
Своевременное предупреждение о надвигающейся опасности РХБ воздействия, а также доведение информации о порядке поведения в создавшихся условиях достигается путем информирования населения через специальные системы оповещения. Системы оповещения можно отнести к тем первичным активным средствам, с задействованием которых решается задача непосредственной защиты населения. Оповещение населения о РХБ обстановке осуществляется через системы централизованного оповещения населения и локальные системы оповещения в районах размещения ПОО. В соответствии с требованиями постановления Совета Министров—Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 года № 178
[14] и Федерального закона от 28.12.2013 № 404-ФЗ
[15] создание и поддержание в готовности указанных систем возложено на ведомства и организации, в ведении которых находятся ПОО.
Системы централизованного и локального оповещения населения призваны решать задачи на больших территориях (район, город, субъект Российской Федерации). Вместе с тем, имеется задача оперативного оповещения и информирования, в частности о РХБ угрозах, больших групп населения, находящихся на территории крупных торговых, спортивных, культурных и развлекательных центров, где нет средств централизованного оповещения. Организационным решением этой задачи стало создание общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (далее—ОКСИОН). ОКСИОН является составной частью системы управления РСЧС, сопрягается с органами повседневного управления (Национальным центром управления в кризисных ситуациях МЧС России (далее—НЦУКС), центрами управления в кризисных ситуациях (далее—ЦУКС), едиными дежурно-диспетчерскими службами) и обеспечивает информационную поддержку при ЧС, принятии решений и управлении в кризисных ситуациях. Для выявления радиационных и химических угроз в тер-
минальных комплексах системы ОКСИОН имеется подсистема радиационного и химического контроля. В 17 субъектах Российской Федерации и городе Сочи построено 43 информационных центра, имеется 37 мобильных комплексов информирования и оповещения населения, а также 656 терминальных комплексов.
Для информирования и оповещения населения в местах массового пребывания на объектах транспортной инфраструктуры создается система защиты от угроз природного и техногенного характера, информирования и оповещения населения на транспорте (далее—СЗИОНТ). СЗИОНТ включает в себя терминальные комплексы, оснащенные подсистемами массового информирования (визуального и звукового), наблюдения и сбора информации, контроля параметров окружающей среды, в том числе радиационного и химического контроля, экстренной связи, а также системы управления в ЦУКС МЧС России по субъектам Российской Федерации. Создание и развитие СЗИОНТ осуществляется в рамках Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2010 г. № 1285-р. СЗИОНТ созданы и функционируют на объектах транспортной инфраструктуры в Московской, Вологодской, Тульской, Курской, Нижегородской областях, Красноярском крае, а также на станциях метрополитенов в гг. Санкт-Петербурге, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Казани, Самаре, Волгограде и Екатеринбурге.
Необходимо продолжение работ по созданию ОКСИОН и СЗИОНТ и придание им дополнительной функции по контролю за биологическими угрозами при совершении, например, террористических актов с применением биологического аэрозоля. Это позволит обеспечить защиту населения от всего комплекса РХБ угроз.
Защита населения от РХБ поражающих факторов достигается также своевременным проведением мероприятий медико-биологической защиты. В системе этих мероприятий особое место отводится применению способов медицинской защиты, которые основаны на использовании медицинских профилактических препаратов и средств экстренной медицинской помощи [16]. Медицинские средства индивидуальной защиты не обладают универсальностью при воздействии на организм человека различных поражающих факторов. В каждом конкретном случае изыскивается такое средство, которое при введении в организм могло ослабить или предупредить нарушение его функций под воздействием поражающего фактора. К универсальным (по составу, а не по действию), но устаревшим медицинским средствам защиты, которые еще используются, в том числе в МЧС России, относятся аптечки индивидуальные АИ-2 и индивидуальные противохимические пакеты типа ИПП-10. Принят на снабжение комплект индивидуальный медицинский гражданской защиты «Юнита», предназначенный для само и взаимопомощи на основе антидотной терапии в очаге заражения.
Эвакуация, как один способов защиты больших масс людей, в том числе от радиационных и химических поражающих факторов, регламентируется постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2004 г. № 303 «О порядке эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы». Изложенные в нем правила эвакуации населения касаются военного времени и предусматривают проведение масштабной эвакуации населения, исходя из устаревших взглядов на ведение войн с применением оружия массового поражения. В связи с изменившимся характером военных конфликтов, а также последовательной деятельностью мирового сообщества, направленной на недопущение применения оружия массового поражения, проведение общей эвакуации становится неоправданной ни с военной, ни с экономической точек зрения. В части радиационных и химических угроз эвакуацию стоит предусматривать локально из зон возможного радиационного загрязнения или химического заражения. Это сейчас предусмотрено при эвакуации населения в мирное время из зон ЧС «Руководством по эвакуации населения в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера», подготовленном ВНИИ ГОЧС по заказу МЧС России в 1996 г. Этот документ в связи с произошедшими в РСЧС изменениями за последние годы, требует переработки.
Координацию действий функциональных и территориальных подсистем РСЧС, различных государственных и негосударственных структур по предотвращению и снижению вероятности РХБ угроз и ликвидации последствий ЧС РХБ характера осуществляет МЧС России. Кроме координации действий, МЧС России непосредственно участвует в выполнении комплекса мероприятий по защите населения от РХБ поражающих факторов и ликвидации РХБ опасностей, как в мирное время, так и военное время. Однако недостаточное количество специалистов в системе МЧС России (особенно в региональных центрах МЧС России, в главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации) отрицательно сказывается на состоянии и функционировании органов управления РХБ защиты.
Готовность МЧС России к ликвидации ЧС в условиях РХБ загрязнения (заражения) определяется наличием подразделений РХБ защиты, их укомплектованностью личным составом и вооружением, обеспеченностью СИЗ, техникой, имуществом и спецодеждой. Развернуты работы по созданию: в спасательных воинских формированиях — специализированных подразделений для выполнения задач РХБ защиты; в региональных поисково-спасательных отрядах—поисково-спасательных подразделений по работе с АХОВ; в специализированных пожарно-спасательных частях — служб (отделений) радиационной, химической защиты; в линейных пожарных частях МЧС России—нештатных подразделений (расчетов) для ведения радиационной и химической разведки. Общая численность группировки
подразделений МЧС России для выполнения задач РХБ защиты сейчас превышает 20 тыс. человек (с учетом газодымозащитной службы федеральной противопожарной службы МЧС России) [17]. Ряд особо важных объектов защищаются специальными пожарными частями спецуправлений. Однако для эффективного выполнения работ в условиях РХБ загрязнения (заражения) необходимо оснащение частей техническими средствами. В МЧС России на вооружении состоит комплект приборов РХБ разведки (приказ МЧС России от 13.03.2008 г. № 122), которым оснащаются органы управления, воинские спасательные формирования и силы федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы. Кроме этого, внедряются перспективные робототехнические комплексы для действий в условиях интенсивного воздействия радиационных и химических поражающих факторов. Идет оснащение современными подвижными химико-радиометрической, биологической лабораториями и расчетно-аналитическими станциями [18]. В части переоснащения подразделений РХБ защиты МЧС России современными образцами техники и приборами разработаны новые образцы специальной техники, приборы радиационной, химической разведки и контроля (автоматизированная мобильная система радиационной и химической разведки «АМС-РХР», мобильный комплекс специальной обработки «МКСО», мобильный комплекс экспертной оценки и контроля радиационной и химической обстановки в зонах ЧС «Эксперт-ЧС», комплексный пункт специальной и санитарной обработки «КПССОГЗ», газоанализаторы «Гранит», «Эдельвейс», универсальная переносная система радиационного и химического контроля для ведения воздушного и наземного мониторинга окружающей среды в районе размещения потенциально опасных объектов «Атмосфера» и другие), которыми доукомплектовываются подразделения РХБ защиты.
Анализ обеспеченности частей и подразделений МЧС России средствами РХБ разведки, индивидуальной защиты, специальной и санитарной обработки свидетельствует, что на вооружении состоят в основном средства, разработанные для вооруженных сил, либо адаптированные в той или иной мере для ведения аварийно-спасательных работ. Система общих технических требований к средствам ПРХБ защиты для частей и подразделений МЧС России создана не полностью. Новые средства разрабатываются исходя из возможностей промышленных предприятий, а не из потребностей частей и подразделений МЧС России. Поэтому необходима разработка требований к средствам РХБ разведки, средствам защиты спасателей, выполняющих аварийно-спасательные работы в очаге поражения и зоне загрязнения (заражения) опасными радиоактивными, химическими и биологическими веществами, а также к техническим средствам специальной и санитарной обработки с учетом особенностей обстановки и тактики действий спасательных подразделений при выполнении аварий-
но-спасательных и других неотложных работ (да-лее—АСДНР). Это позволит создать систему единых нормативных документов, по которым можно будет организовать выпуск средств ПРХБ защиты для сил, выполняющих АСДНР РХБ характера. Укомплектованность подразделений ПРХБ защиты МЧС России штатными образцами вооружения и техники, СИЗ составляет более 80%, однако из них только 12%— современные. Необходимо довести оснащение сил МЧС России новыми техническими средствами ПРХБ защиты до 80%.
Разработана специальная учебная программа и организована подготовка специалистов ПРХБ защиты главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации, региональных центров МЧС России и аварийно-спасательных формирований в Академии гражданской защиты МЧС России по 72-часовой программе.
Таким образом, проведенный анализ состояния ПРХБ защиты населения свидетельствует, что в ближайшей перспективе требования к ней в целом и к выполнению отдельных задач и мероприятий значительно изменятся. Необходимо обеспечить уровень ПРХБ защиты населения, адекватный современным угрозам.
Приоритетные виды деятельности по развитию ПРХБ защиты населения Российской Федерации в мирное и военное время
Развитие ПРХБ защиты населения Российской Федерации исходит из необходимости: 1) обеспечить гарантированный её уровень в пределах научно обоснованных критериев приемлемого (допустимого) риска, а в дальнейшем его пересмотра, исходя из проявления новых угроз РХБ характера и достигнутого уровня социально-экономического развития страны; 2) минимизировать риски ЧС террористического характера, связанных с РХБ угрозами; 3) довести качественные и количественные показатели запасов (резервов) средств ПРХБ защиты до требуемого уровня, не допуская их избыточности в связи с изменившимся характером военных конфликтов и пересмотром взглядов на необходимость всеобщей ПРХБ защиты населения; 4) подготовить и аттестовать необходимое число кадров, в том числе в области разработки, производства и эксплуатации средств ПРХБ защиты; 5) развить отечественные производственные мощности по созданию средств ПРХБ защиты мобилизационного назначения, модернизировать научно-производственный потенциал по разработке современных средств ПРХБ защиты; 6) реализовать комплекс мер, направленных на недопущение зависимости отечественной системы ПРХБ защиты населения от закупок зарубежных образцов и препятствующих поступлению контрафактной продукции; 7) совершенствовать нормативную правовую базу обеспечения ПРХБ защиты населения.
Задача—выявление и оценка РХБ обстановки при угрозе и при возникновении ЧС РХБ характера
Выявление и оценка РХБ обстановки при угрозе и при возникновении ЧС РХБ характера—первые задачи, на решение которых направлена Концепция РХБ защиты населения. Решая их, целесообразно сосредоточить усилия на следующих видах деятельности.
1. Развитие РХБ мониторинга и прогнозирования ситуаций при создании комплексных систем безопасности жизнедеятельности населения в субъектах Российской Федерации и г. Сочи.
В эти системы следует интегрировать СНЛК ГО и аппаратно-программные комплексы «Безопасный город» муниципальных районов и городских округов. При этом применительно к ПРХБ защите должны быть реализованы механизмы автоматизированного контроля, анализа информации мониторинга, прогнозирования ситуаций, инвариантной реакции на ситуации и организовано эффективное взаимодействие территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, администраций объектов с массовым пребыванием людей, оперативных штабов в субъектах Российской Федерации. Построение таких комплексных систем осуществляется по территориально-распределенно-му принципу.
2. Развитие систем комплексной безопасности жизнедеятельности населения, критически важных объектов и территорий крупных городов.
В этих системах должны быть предусмотрены и реализованы, в том числе, функции сбора данных радиационного и химического контроля на транспортных коммуникациях (автодороги, железные дороги, вокзалы, станции метро, морские и речные порты).
3. Завершение создания в субъектах Российской Федерации территориальных систем мониторинга и прогнозирования ЧС с последующим их включением в системы комплексной безопасности жизнедеятельности населения, позволяющих осуществлять, в том числе: а) сбор, анализ и представление в органы государственной власти информации о потенциальных источниках РХБ характера и причинах их возникновения в регионе (на территории); б) прогнозирование ЧС РХБ характера и их масштабов; в) сбор, анализ и обобщение данных в районах, подвергшихся вооруженному нападению, а также прогнозирование обстановки в районах РХБ загрязнения (заражения); г) проведение контрольных лабораторных анализов химико-радиологического и микробиологического состояния объектов окружающей среды, продуктов питания, пищевого, фуражного сырья и воды.
4. Совместное создание ИБРАЭ РАН, МЧС России, Госкорпорацией «Росатом», Росгидрометом в 22 субъектах Российской Федерации, насыщенных РОО, объектно-ориентированных систем ради-
ационного мониторинга и аварийного реагирования путем: 1) развития объектовых автоматизированных систем контроля радиационной обстановки (далее — АСКРО) с размещением датчиков в санитарно-за-щитных зонах и зонах наблюдения, включая мобильные комплексы радиационной разведки; 2) создания территориальных АСКРО и территориальных систем аварийного реагирования в субъектах Российской Федерации по опыту Мурманской, Курской, Калужской, Архангельской, Тверской и Ленинградской областей и г. Москвы: а) в ближайшее время (на первом и втором этапах реализации настоящей Стратегии): Нижегородской, Томской и Воронежской областей; Красноярского края; Ханты-Мансийского автономного округа—Югре; б) в дальнейшем (на третьем этапе реализации настоящей Стратегии): Волгоградской, Костромской, Новосибирской и др. областей; 3) интеграции АСКРО Госкорпорации «Росатом» (отраслевой АСКРО) с НЦУКС, привлечение ЦУКС главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации в части сопряжения с территориальными системами АСКРО; 4) создания региональных кризисных центров в субъектах Российской Федерации, насыщенных РОО, по опыту Мурманской области и сопряжение их с кризисными центрами РОО; 5) развития системы обеспечения аварийного реагирования в субъектах Российской Федерации путем создания систем аварийного прогнозирования распространения радионуклидов в атмосфере над территориями, попадающими под аварийное влияние ядерно- радиационно опасных объектов; 6) адаптации программно-технического комплекса оперативной экспертной поддержки принятия решений по мерам защиты персонала, населения и территорий, исходя из условий размещения РОО; 7) сопряжения системы оперативной экспертной поддержки деятельности региональных кризисных центров в субъектах Российской Федерации и РОО на базе Технического кризисного центра ИБРАЭ РАН по опыту Курской, Архангельской и Мурманской областей; 8) создания систем коммуникаций и линий связи для обеспечения сбора, передачи, обработки, хранения и представления информации участникам системы аварийного реагирования на объектовом, региональном и федеральном уровнях; 9) развития системы информирования общественности о состоянии безопасности объекта на основе данных АСКРО, данных о воздействии на население и окружающую среду.
Из опыта реагирования на аварию на АЭС «Фу-кусима-1» (Япония) необходимо совершенствование аналитических средств и компьютерных моделей для анализа безопасности и прогноза последствий радиационных аварий в направлениях: а) создания блоков обеспечения моделей распространения прецизионными метеоданными; б) разработки модулей автоматизированной обработки данных АСКРО и измерений для восстановления параметров радиоактивных выбросов; в) интеграции реакторных кодов с кодами по моделированию распространения в окружающей среде.
5. Включение в региональные программы мероприятий по внедрению автоматизированных систем контроля аварийных выбросов (АСКАВ) на ХОО.
6. Внедрение ОКСИОН в местах массового пребывания людей и системы защиты от угроз природного и техногенного характера, информирования и оповещения населения на транспорте, в том числе за счет собственников этих объектов и использования механизма частно-государственного партнерства. Расширение возможностей их терминальных комплексов по контролю РХБ факторов.
7. Создание национальной системы противодействия ядерному и радиационному терроризму, в том числе, путем разработки системы инструментального надзора за перемещением ядерных материалов и радиоактивных веществ на территории Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации 973/28 от 3 декабря 2010 г., пункт 351). Это позволит различать санкционированное и несанкционированное перемещение ядерных материалов и радиоактивных веществ, а также принимать адекватные меры по пресечению противоправного их перемещения и тем самым обеспечить защиту населения от проявления радиационного фактора.
8. Развитие средств инструментального контроля параметров РХБ воздействий на основе отечественной элементной базы с интеграцией их в современные системы комплексной безопасности жизнедеятельности населения.
Литература*
12. Современные системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций / Под общ. ред. В. А. Пучкова / МЧС России. М.: ФКУ ЦСИ ГЗ МЧС России, 2013. 352 с.
13. Посохов Н.Н. Новые подходы к инженерной защите населения с учетом актуализации СНиП и ГОСТ // Совершенствование
гражданской обороны в Российской Федерации: М-лы Всероссийского совещания с руководителями федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по проблемам гражданской обороны и защиты населения и Х Научно-практической конференции «Совершенствование гражданской обороны в Российской Федерации» / МЧС России. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2014. С. 115-126.
14. Постановление Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 года № 178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов».
15. Федеральный закон от 28.12.2013 № 404-ФЗ «О внесении изменений в статью 14 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Федеральный закон «О гражданской обороне».
16. Малышев В.П. Состояние и перспективы развития способов и средств радиационной, химической и биологической защиты // Стратегия гражданской защиты: проблемы и исследования. 2013. Т. 3. № 2 (5). С. 54-67.
17. МакарьинА.И. Совершенствование вопросов радиационной, химической и биологической защиты в системе МЧС России // Совершенствование гражданской обороны в Российской Федерации: М-лы Всероссийского совещания с руководителями федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по проблемам гражданской обороны и защиты населения и Х Научно-практической конференции «Совершенствование гражданской обороны в Российской Федерации» / МЧС России. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2014. С.98-109.
18. Горбунов С. В., Старостин А. С., Черных. Г. С. Состояние и перспективы радиационной, химической и биологической защиты сил МЧС России // Стратегия гражданской защиты: проблемы и исследования. 2014. Т. 4. № 1 (6).С. 48-61.
Сведения об авторе
Шевченко Андрей Владимирович: д. т. н., проф., ЦСИ ГЗ
МЧС России, вед. н. с.
121352, г Москва, ул. Давыдковская, 7.
E-mail: [email protected]
Information about authors
Shevchenko Andrey V.: Doctor of Technical Sciences, Professor, Strategic Research Center of Civil Defence EMERCOM of Russia, Leading Researcher. 121352, Moscow, str. Davydkovskaya, 7. E-mail: [email protected]
* Общая нумерация для всех частей статьи.