Ф^РУ м
молодёжной науки ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
ISSN 2687-086X www.forummn.ru http://forummn.m/artide-2.2.n .html
Раннее обучение иностранному языку
Симонова Я.А.,
smonova. iana@mail. т
Тверской государственный
университет
(г. Тверь, Россия)
УДК 37.013
Аннотация. Проблема раннего обучения иностранному языку и психологической готовности детей к обучению всегда была актуальной, так как от способов ее решения зависит эффективность будущего обучения детей. В настоящий момент наблюдается тенденция более раннего начала обучения, начиная с 3-4 лет. Этот вопрос считается дискуссионным, так как психофизиологические особенности детей и их готовность к раннему обучению у каждогоразная, чтотребуют индивидуального подхода. Таким образом, цель настоящей статьи - определить особенности раннего обучения детей иностранному языку. Методы и объекты исследования. В работе были использованы научные источники по теме исследования (научно-методической, педагогической, психологической, учебных материалов по английскому языку), результаты исследований российских и зарубежных ученых, касающихся основных компонентов психологической готовности детей к обучению, использовались социально-психологические методы такие, как наблюдение, опрос и анкетирование. Результаты и выводы. В статье выделяются основные компоненты психологической готовности детей дошкольного возраста к обучению, рассматриваются аргументы «за» и «против» раннего обучения иностранному языку, определяется оптимальный возраст обучения иностранного языка, рассматривается специфика организаций занятий детей дошкольного возраста и делается вывод о том, что целесообразность раннего начала изучения иностранного языка зависит не от возраста ребенка, а от его индивидуальных особенностей и степени готовности к обучению.
Ключевые слова: психологическая готовность детей, раннее обучение иностранному языку, сенситивный период, импринтинг.
Early learning of a foreign language
Simonova Y.A.,
Tver State University (Tver, Russia)
UDC 37.013
Annotation. The problem of early learning of a foreign language and psychological readiness of children to learn has always been relevant since the effectiveness of future education of children depends on the ways to solve it. Nowadays, there is a tendency to start training earlier, starting from 3-4 years. This question remains debatable, since the psycho-physiological characteristics of children and their psychological readiness for early learning require and individual for everyone. Thus, the purpose of the article is to
ISSN 2687-086X
69 www.forummn.ru
http://forummn.ru/article-2.2.11 .html
determine the features of early foreign language teaching. The research representsdifferent scientific point ofview on the research topic (scientific and methodological, pedagogical, psychological, educational materials in English) and the results of research by Russian and foreign scientists concerning children's psychological readiness for learning. Methods and objects of the research. To meet research objectives we used socio-psychological methods such as observation and questioning. Results and conclusions. Thus the article highlights the main components of the psychological readiness of preschool children for learning, considers the arguments "for" and "against" early learning of a foreign language, determines the optimal age of learning a foreign language, considers the specifics of the organization of classes for preschool children, and concludes that the expediency of early learning of a foreign language depends not on the age of the child, but on its individual characteristics and degree of readiness for learning.
Keywords: psychological readiness of children, early learning of a foreign language, sensitive period, imprinting.
Введение
В настоящее время перспективность раннего обучения иностранным языкам (ИЯ) в плане всестороннего совершенствования личности ребенка, его гуманитарного развития и приобщения к общекультурным ценностям не подвергается сомнению. Процесс вхождения России в мировое сообщество ставит проблему хорошего владения иностранным языком на одно из первых мест в системе образования, именно поэтому раннему обучению иностранным языкам сейчас уделяется все больше внимания. В немалой степени этот интерес носит чисто прагматический характер, поскольку без хорошего знания ИЯ нельзя рассчитывать, как на гармоничное вхождение нашей страны в мировое сообщество, так и на профессиональный и жизненный успех от-дельно взятой личности. Знание хотя бы одного иностранного языка в наше время превратилось из пожелания в насущную необходимость. Многие родители задаются вопросом, как и когда начинать обучать ребенка иностранному языку, еще тогда, когда ему нет и года. Доказано, что психологические особенности детей дошкольного возраста дают им преимущества при изучении иностранного языка на последующих этапах. Раннее языковое обучение - это не только дань моде, ведь современный ребенок постоянно сталкивается с иностранной речью. [1-12]
Трактовка понятия «раннее обучение» менялась в разные периоды развития методики обучения ИЯ. Если в 50-х годах прошлого столетия термин употреблялся применительно к 3-5 классам школы и возрасту учащихся 10-11 лет, то в 60-70-е годы XX столетия, когда интенсивно разрабатывается теория и методики обучения ИЯ, под ранним обучением начинают понимать обучение в детских садах и 1-2 классах. Особо выделяются 80-90-е годы - период проведения целенаправленного эксперимента по раннему обучению, разработки основ теории и программ раннего обучения, включая детский сад и начальную школу. Именно в это время происходит изменение основной цели обучения дошкольников иностранному языку от чисто практической до цели личностного развития ребенка. Изменяется приоритетность в расстановке задач обучения. Развитие ребенка - это процесс, который реализуется в любой ситуации взаимодействия ребенка с окружающим миром, с родителями, педагогами или другими детьми. На ранней ступени обучения иностранный язык должен рассматриваться как средство развития
Ф^РУ м
молодёжной науки
Youth Science Forum Journal
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
Ф Э Р У М ISSN 2687-086Х
молодёжной науки 70 www.forummn.ru
Youth 11 Forun ,rnal http://forummn.ru/article-2.2.11 .html
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
личности ребенка с учетом его мотивов, интересов и способностей. Через общение и деятельность на иностранном языке ребенок развивается и познает мир.
У детей дошкольного возраста это предполагает формирование интереса к учению, к познанию окружающего мира, на основе овладения иноязычной речью, развитие интереса к иностранному и родному языкам, формирование умения самостоятельно решать элементарные коммуникативные задачи на иностранном языке.
Все вышеизложенное определило выбор темы исследования «Раннее обучение иностранному языку», актуальность которой определяется следующими факторами:
- определение цели раннего обучения, его содержания и приемов, способов методической организации языкового и речевого материала;
- стремлением использовать возможности возраста, наиболее благоприятного для овладения иноязычной речью;
Актуальность данного исследования состоит в том, что в наше время изучение иностранных языков занимает все большее место в процессе обучения, также происходит постоянный поиск более эффективных способов и путей совершенствования методик преподавания, организации обучения, чтобы в полной мере воспользоваться преимуществами сенситивного периода овладения иностранным языком. Споры же об оптимальном возрасте для начала изучения иностранным языкам не утихают ни в педагогической среде, ни в родительских кругах.
Объект исследования - процесс обучения дошкольников (3-6 лет) иностранному языку.
Предмет исследования - способы организаций занятий и особенности раннего обучения детей иностранному языку.
Цель исследования - определить особенности раннего обучения детей иностранному языку.
Поставленная цель требует решения следующих задач:
1. Изучить психофизиологические особенности детей дошкольного возраста;
2. Определить оптимальный возраст обучения ИЯ;
3. Рассмотреть аргументы «за» и «против» раннего обучения иностранному языку;
4. Рассмотреть специфику организаций занятий детей дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач был выбран следующий метод исследования: анализ научных источников по теме исследования (научно-методической, педагогической, психологической, учебных материалов по английскому языку), результаты исследований российских и зарубежных ученых, касающихся основных компонентов психологической готовности детей к обучению, использовались социально-психологические методы такие, как наблюдение, опрос и анкетирование
Основная часть
Оптимальный возраст начала изучения ИЯ
Доказано, что психологические особенности детей дошкольного возраста дают им преимущества при изучении иностранного языка на последующих этапах. Раннее языковое обучение - это не только дань моде, ведь современный ребенок постоянно сталкивается с иностранной речью.
В настоящее время сотни тысяч дошкольников изучают иностранный язык. Известно, что только в дошкольных учреждениях Москвы не менее 50% детей охвачены этим процессом. Помимо групп, в которых проводятся занятия по английскому языку, в Москве существует в настоящее время 32 англоязычных и билингвальных детских сада (преподаватели - носители языка с русскоязычными ассистентами).
К сожалению, нет таких данных по г. Твери, однако известно, что многие языковые центры города предлагают программы обучения детей, начиная с 3 лет: English First. MOM&ME (2-3);
Ф Э Р У M ISSN 2687-086Х
молодёжной науки 71 www.forummn.ru
Youth 11 Forun ,rnal http://forummn.ru/article-2.2.11 .html
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
William Reilly с 3 лет до 5; Happy Weekend, Учебный курс Cookie and Friends, Oxford University Press., Go! English с 3-6 лет, Лингвистический центр Лондон с 3лет.
Трактовка понятия «раннее обучение» менялась в разные периоды развития методики обучения ИЯ. В настоящее время под ранним обучением ИЯ понимается обучение детей преддошкольного (до 3-х лет) и дошкольного возраста.
Тем не менее, вопрос остается открытым. Так, Н.Д. Гальскова и З.Н. Никитенко придерживаются мнения, что раннее обучение иностранному языку, это обучение детей с 3 до 6 лет, до поступления ребёнка в школу, что это прежде всего игровая деятельность, направленная на развитие и воспитание ребёнка, а также процесс, целью которого является раскрытие потенциала ребёнка с учетом его индивидуальных особенностей.
По мнению А.Н. Утехиной, под ранним обучением ИЯ подразумевается возраст от 3 до 6 лет. Она отмечает, что начинать занятия по иностранному языку можно с детьми от 3 лет, хотя «золотой серединой» считается промежуток от 5 до 8 лет, когда система родного языка уже достаточно хорошо усвоена ребенком, присутствует хорошая память и интуиция, познавательные способности, быстрое и легкое запоминание любой информации, способность к имитации и сознательному обучению. В этом возрасте ребенок способен к более длинной концентрации внимания, у него появляется способность к целенаправленной деятельности, он овладевает достаточным лексическим запасом. [11]
Психологические особенности детей дошкольного возраста
Одним из наиболее существенных моментов, по мнению большинства исследователей, является повышенная сензитивность к языковым явлениям в возрасте 5-6 лет, обусловленная наибольшей в этот период интенсивностью языковой способности и представляющая собой важную предпосылку успешного формирования элементарных иноязычных речевых навыков и умений.Сензитивность (от лат. sensus — чувство, ощущение) — характерологическая особенность человека, проявляющаяся в повышенной чувствительности к происходящим событиям.
В то же время дети дошкольного возраста обладают способностью к импринтингу, что позволяет им легко усваивать иностранный язык. Импринтинг (от англ. «Imprinting» «впечатывание») - психофизиологический механизм, когда образ прочно закрепляется и формируется в определенный, критический период, практически полностью автоматичен, не обратим и не требует ни первичного, ни дальнейшего позитивного подкрепления
Проблема психологической готовности детей к обучению
Проблема психологической готовности детей к обучению всегда была актуальной, так как от способов ее решения зависит успешность будущего развития и обучения детей. Ведь успешность ребенка в обучении напрямую зависит от уровня его физиологического, умственного, эмоционального, волевого и психического развития, необходимого для освоения школьной учебной программы в коллективе сверстников. Основным критерием психологической готовности детей к раннему обучению следует считать новообразование внутренней позиции ребенка, которое представляет собой его новое отношение к окружающему миру.
Д. Б. Эльконин, изучая данную проблему, выделял следующие предпосылки овладения учебной деятельностью:
• умение ребенка сознательно подчинять свои действия правилу;
• умение слушать и выполнять инструкции взрослого;
• умение работать по образцу [10]
Готовность к обучению определяется, с одной стороны, генетическими программами развития организма и психики, с другой - индивидуально накопленным опытом и знаниями.
Ф Э Р У М ISSN 2687-086Х
молодёжной науки 72 www.forummn.ru
Youth 11 Forun ,rnal http://forummn.ru/article-2.2.11 .html
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
Так же я полагаю, что в психическом развитии ребенка генетически предопределено, что, когда и как он может и должен воспринимать. Проблема раннего обучения иностранному языку заключается в необходимости не упустить и воспользоваться преимуществами сенситивного периода усвоения иностранного языка в дошкольном возрасте.
Аргументы «за» и «против»
Проблема раннего обучение ИЯ обсуждалась в течении многих лет и продолжает обсуждаться сейчас.
Так, еще Д.И. Писарев утверждал, что начинать обучение иностранному языку можно рано, когда особенно легко дается механическое запоминание. В своем педагогическом сочинении «Школа и жизнь» он отмечал: «Маленькие дети <...>, с изумительной легкостью запоминают слова и обороты речи; в этом возрасте они могут за полгода или год, выучиться говорить на иностранном языке. Поэтому их следует учить языкам именно в этом возрасте» [1].
В то же время К.Д. Ушинский считал, что недопустимо подвергать опасности важнейший этап становления личности преждевременным обучением иностранному языку. Аналогичного мнения придерживался и великий французский философ и педагог Жан-Жак Руссо, который полагал, что изучение иностранного языка - это овладение иным образом мышления. С его точки зрения формирование второй системы мышления в то время, когда еще не сформирована первая - не совсем логично, а порой даже вредно. [8]
Каковы же основные аргументы противников раннего обучения ИЯ?
1. «Изучение иностранных языков приводит к логопедическим проблемам и ухудшает усвоение родного языка, снижает уровень интеллекта».
Благоприятное влияние изучения второго языка на развитие родной речи доказал психолог Л.С. Выготский, отмечал Л.В. Щерба, и др. Многолетние экспериментальное обучение иностранному языку, проводившееся коллективом лаборатории обучения иностранным языкам НИИ общего и среднего образования АПН РФ, подтвердило «благотворное влияние предмета на детей: на их общее психическое развитие (память, внимание, воображение, мышление), на выработку способов адекватного поведения в различных жизненных ситуациях, на лучшее владение родным языком, на речевое развитие детей в целом.» Кроме того, замечено, что обучающий может добиться того, что ребенок через пару месяцев занятий будет чище говорить и на родном, и на английском языках. В итоге русские звуки остаются русскими, ставится английское произношение, а артикуляционный аппарат развивается. [2]
2. «Необходимо изучить сначала один разговорный и письменный, а потом приступать к другому»
Огромное число людей на земле двуязычно и многоязычно. Знание одного языка, как правило, помогает лучше изучить другой, ребенок сам открывает закономерности того или иного языка. Изучение второго языка опирается и использует во всей полноте смысловые структуры первого. Л.С. Выготский подчеркивал, что существует и обратная зависимость. В работе «Мышление и речь» он писал: «Овладение иностранным языком поднимает и родную речь ребенка на высшую ступень в смысле осознания языковых форм, обобщения языковых явлений, более сознательного и более произвольного пользования словом как орудием мысли и как выражением понятия».
3. «Больше времени тратится на начальные навыки».
Иначе говоря, зачем начинать изучать язык раньше, если два ребенка, один из которых начал обучаться в 4 года, а другой в семь, в подростковом возрасте оказываются на одном уровне. Бытует мнение, что при раннем начале изучения языков, затягивается время получения ранних навыков. Но на самом деле у ребенка, который начал изучать язык раньше, будут более обширный словарный запас, а кроме того степень уверенности и спонтанности речи у него будет
Ф Э Р У М ISSN 2687-086Х
молодёжной науки 73 www.forummn.ru
Youth 11 Forun ,rnal http://forummn.ru/article-2.2.11 .html
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
гораздо выше, чем у ребенка, начавшего заниматься позже и говорящего в основном заученными фразами.
4. «Дети будут путать слова и станут в итоге полу-язычными»
На самом деле, многие двуязычные дети склонны смешивать языки на ранней стадии развития речи, выбирать то слово, которое проще звучит, легче произносится, однако со временем это проходит. Также дети могут использовать слова из разных языков в одной фразе. А полу-язычие - гораздо более серьезная и сравнительно редкая ситуация, которая происходит, когда ребенок в напряженной среде пытается выучить два или более языков с очень небольшим вкладом в каждый из них.
На наш взгляд, аргументы противников раннего обучения ИЯ скорее свидетельствуют о неудачном опыте такого обучения в силу целого ряда причин: психологическая неготовность ребенка к изучению ИЯ, недостаточная методическая подготовленность преподавателя, и, как следствие, его неумение организовать занятия с детьми дошкольного возраста с учетом их психофизиологических особенностей. При выборе той или иной методики очень важно учитывать возрастные особенности ребёнка.
Но любая методика обучения детей раннего возраста иностранному языку будет эффективно реализовываться, если учитываются следующие психолого-педагогические особенности:
• чуткость к восприятию языка,
• рецептивное усвоение языка,
• обучение через деятельность,
• развитие языковой способности,
• значимость эмоционально-образных явлений,
• наглядная репрезентация языкового материала,
• использование невербальных средств общения,
• новизна материала и способов его предъявления для поддержания интереса;
Таким образом, можно сделать вывод, что возраст начала обучения может варьироваться в зависимости от психофизической готовности ребенка. Обучение должно было организовано в условиях комфортной эмоциональной среды. Следует помнить, что если у ребенка имеется возрастное отставание развития речи или невербального образного мышления, то освоение второго языка оказывает негативное воздействие на высшие психические функции, тормозя их формирование. Раннее обучение иностранным языкам - это очень сложный процесс, который требует от педагога максимум внимания и способностей. Многое зависит именно от учителя. В обучении следует использовать все каналы восприятия ребенка, используя предметы, игрушки, которые учащиеся могут осязать и таким образом исследовать.
Заключение
Проведенное исследование позволило изучить проблему обучения детей раннего возраста иностранному языку. Было проведено исследование оптимального возраста и эффективности обучения детей в языковых центрах и студиях и индивидуальные особенности возраста.
Таким образом, можно сделать вывод, что возраст начала обучения может варьироваться в зависимости от психофизической готовности ребенка, его уровня развития и готовности к изучению иностранного языка.
Обучение должно быть организовано в условиях комфортной эмоциональной среды в соответствии с возрастными психологическими особенностями, чтобы максимально развивать способности ребенка.
Следует помнить, что если у ребенка имеется возрастное отставание развития речи или невербального образного мышления, то освоение второго языка оказывает негативное воздействие на высшие психические функции, тормозя их формирование.
Ф Э Р У М ISSN 2687-086Х
молодёжной науки 74 www.forummn.ru
Youth 11 Forun ,rnal http://forummn.ru/article-2.2.11 .html
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
Раннее обучение иностранным языкам - это очень сложный процесс, который требует от педагога максимум внимания и способностей. Многое зависит именно от учителя. В обучении следует использовать все каналы восприятия ребенка, используя предметы, игрушки, которые учащиеся могут осязать и таким образом исследовать. Детский возраст является уникальным периодом для изучения языков, так как расширяет речевые способности ребенка и его общий кругозор, формируя его как личность.
При выборе методов учитель может руководствоваться: своим пониманием целей обучения; своими личностными особенностями; возрастными и индивидуальными особенностями своих учеников; условиями обучения и т.д. Именно в этом и будут проявляться педагогическая зрелость учителя, инициатива и творческий подход к обучению.
Главный вывод из нашего исследования методики раннего обучения иностранному языку следующий: в обучении следует использовать все каналы восприятия ребенка, используя предметы, игрушки, которые учащиеся могут осязать и таким образом исследовать.
Библиографический список
1. Аганова А.В. К вопросу о раннем обучении иностранным языкам в России в XIX веке // Педагогическое мастерство: материалы IX Междунар. науч. конф. М.: Буки-Веди, 2016. С. 4-5.
2. Глаголева К.С. Л.С. Выготский о роли игры в психическом развитии ребенка // Молодой ученый, 2017. №4. С. 324-326.
3. Ермолаева Е.В. Становление и развитие раннего школьного обучения иностранным языкам отечественном образовании. Ульяновск, 2010. 162 с.
4. Запорожцев А.В., Эльконин. Д.Б. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов. М.: Просвещение, 1964. 352 с.
5. Золотарёва А.И. Языковые способности детей младшего школьного возраста. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ya-uchitel.ru/load/inostrannye_jazyki/raznoe/jazykovye_sposobnosti_detej_mladshego_shkolnogo_vozras ta/58-1-0-11895
6. Копенина О.В. Особенности занятий по иностранным языкам с дошкольниками // Молодой ученый. 2016. №11. 1459-1462.
7. Конева О.Б. Психологическая готовность детей к школе: Учебное пособие Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000. 32 с.
8. Ломакина Г.Р., Лаер А.А. Раннее обучение иностранному языку: плюсы и минусы // Молодой ученый. 2014. №20. С. 597-599.
9. Марданова Ф.С. Методика раннего обучения иностранным языкам // Молодой ученый.
2016. №8. С. 1144-1145.
10. Мулова Г.В. Дошкольная зрелость (психолого-педагогический анализ) // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы III Междунар. науч. конф. СПб: Свое издательство,
2017. С. 58-60.
11. Утехина А.Н. Иностранный язык в дошкольном возрасте. Теория и практика. Учебное пособие. 3-е издание, исправленное. М.: ФлИнта, Наука, 2013. 192 с.
12. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. М.: Издательствово Института Психотерапии, 2001. 256 с.