Научная статья на тему 'ВЕРТИКАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ'

ВЕРТИКАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
266
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЛИТОЛОГИЯ / КОНФЛИКТЫ В ВУЗАХ / СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОНФЛИКТОВ / CONFLICTOLOGIA / CONFLICTS IN HIGHER EDUCATION / A SOCIOLOGICAL STUDY OF CONFLICT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Орлова Е. С.

Цель работы - провести исследование конфликтов в образовательной среде высших учебных заведений. Объекты и методы исследования. В данной работе рассматриваются конфликты между студентами и преподавателями со стороны студентов. Автор анализирует результаты опроса студентов разных курсов и возрастов. Результаты. В статье приведена инфографика количественного соотношения ответов респондентов на основные вопросы, выделены наиболее и наименее популярные ответы. Популярность выделенных ответов автор обосновывает в микровыводах после инфографики. На основе результатов опроса автор дает характеристику факторам, влияющим на образование конфликтов, общему отношению студентов к конфликтам и определенному поведению преподавателя. Также в статье идёт поиск разрешений конфликтных ситуаций и моделирование необходимого поведения обеих сторон для предотвращения появления таких ситуаций. Выводы. Автор делает общие выводы на основе характеристик ответов по каждому вопросу опроса, в которых предлагает ряд мер по разрешению и предотвращению конфликтов в образовательной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VERTICAL CONFLICTS IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Purpose of the article. The article is devoted to the study of conflicts in the educational environment of higher educational institutions. Methods and objects of the research. This paper deals with conflicts between students and teachers on the part of students. The author analyzes the results of a survey of students of different courses and ages. Results. The article presents an infographic of the quantitative ratio of respondents' answers to the main questions, highlights the most and least popular answers. The author justifies the popularity of the selected answers in the micro-outputs after the infographic. Based on the results of the survey, the author gives a description of the factors that affect the formation of conflicts, the General attitude of students to conflicts and the specific behavior of the teacher. Also in the article there is a search for solutions to conflict situations and modeling the necessary behavior of both parties to prevent the occurrence of such situations. Conclusions. The author draws General conclusions based on the characteristics of the answers to each question of the survey, in which he suggests a number of measures to resolve and prevent conflicts in the educational environment.

Текст научной работы на тему «ВЕРТИКАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ»

ISSN 2687-086X www.forummn.ru http://forummn.m/artide-2.L 11 .html

Вертикальные конфликты в образовательной среде

Орлова Е.С.,

orlovejob@gmail. com

Белгородский

государственный

национальный

исследовательский

университет

(г. Белгород, Россия)

УДК 316.483

Аннотация. Цель работы - провести исследование конфликтов в образовательной среде высших учебных заведений. Объекты и методы исследования. В данной работе рассматриваются конфликты между студентами и преподавателями со стороны студентов. Автор анализирует результаты опроса студентов разных курсов и возрастов. Результаты. В статье приведена инфографика количественного соотношения ответов респондентов на основные вопросы, выделены наиболее и наименее популярные ответы. Популярность выделенных ответов автор обосновывает в микровыводах после инфографики. На основе результатов опроса автор дает характеристику факторам, влияющим на образование конфликтов, общему отношению студентов к конфликтам и определенному поведению преподавателя. Также в статье идёт поиск разрешений конфликтных ситуаций и моделирование необходимого поведения обеих сторон для предотвращения появления таких ситуаций. Выводы. Автор делает общие выводы на основе характеристик ответов по каждому вопросу опроса, в которых предлагает ряд мер по разрешению и предотвращению конфликтов в образовательной среде.

Ключевые слова: конфлитология, конфликты в вузах, социологическое исследование конфликтов.

Vertical conflicts in the educational environment

Orlova E.S.,

[email protected]

Belgorod National Research

University

(Belgorod, Russia)

UDC 316.483

Annotation. Purpose of the article. The article is devoted to the study of conflicts in the educational environment of higher educational institutions. Methods and objects of the research.

This paper deals with conflicts between students and teachers on the part of students. The author analyzes the results of a survey of students of different courses and ages. Results. The article presents an infographic of the quantitative ratio of respondents' answers to the main questions, highlights the most and least popular answers. The author justifies the popularity of the selected answers in the micro-outputs after the infographic. Based on the results of the survey, the author gives a description of the factors that affect the formation of conflicts, the General attitude of students to conflicts and the specific behavior of the teacher. Also in the article there is a search for solutions to conflict situations and modeling the necessary behavior of both parties to prevent the occurrence of such situations. Conclusions. The author draws General conclusions based on the characteristics of the answers to each question of the

Ф Э Р У М ISSN 2687-086Х

молодёжной науки 58 www.forummn.ru

Youth 11 Forun ,rnal http://forummn.ru/article-2.1.11. html

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

survey, in which he suggests a number of measures to resolve and prevent conflicts in the educational environment.

Keywords: conflictologia, conflicts in higher education, a sociological study of conflict.

Введение

Во всех сферах человеческой деятельности при решении разнообразных задач в быту, на работе или отдыхе приходится наблюдать различные по своему содержанию и силе проявления конфликты. Они занимают значительное место в жизни каждого человека, поскольку последствия некоторых конфликтов бывают слишком ощутимы на протяжении многих лет жизни.

В образовательной сфере конфликты так же неизбежны. Мы все привыкли слышать про различные конфликтные ситуации и недопонимания между детьми и учителями. Но нередко и в вузах возникают конфликты между студентами и преподавателями, которые имеют разные причины и вызывают разные эмоции с обеих сторон. Проблема достаточно старая, но актуальна на сегодняшний день, так как студенты всё более и более стремятся к прогрессу и требуют прогрессивного обучения и соответствующих преподавателей, которые бы шли в ногу со временем вместе с ними.

Проблеме конфликтов между преподавателями и студентами посвящена монография Куприянова Р.В. «Межличностные конфликты в диаде преподаватель - студент». В монографии проведен анализ теории социальных конфликтов; рассмотрена специфика педагогических конфликтов; описаны особенности межличностного конфликта. Приведен анализ результатов исследования педагогических конфликтов в вузе.

Проблемой конфликтов в высших учебных заведениях занимались так же такие ученые, как: Ю.Н. Ан [1], О.А. Астафьева [2], М.А. Вышквыркина [3], А.С. Захарова [4], Б.А. Шихамирова, М.Б. Алиева, С.А. Залитинова [5].

Целью социологического исследования является изучение причин конфликтов в образовательной среде, и какие эмоции это вызывает у студентов.

Для начала нам следует разобраться с самими понятиями конфликта и конфликтной ситуации. Под конфликтной ситуацией принято понимать противоречивые позиции сторон по какому-либо вопросу, стремление к противоположным целям, использование различных средств по их достижению, несовпадение интересов, желаний и т. д. А конфликт сам по себе может быть совокупностью конфликтных ситуаций.

Современные исследования предлагают как множество вариантов причин конфликтных ситуаций, так и множество вариантов их разрешения или подавления. В исследованиях конфликтов принято делить их на группы и классифицировать по возрастному, социальному, количественному признаку.

Исследуемые нами конфликты являются вертикальными, так как происходят между начальством и подчиненными и протекают в рамках определенной организации.

Социологическое исследование «Вертикальные конфликты в образовательной среде» посвящено изучению взаимоотношений и конфликтов между преподавателями и студентами. Цель: выяснить, насколько часто возникают конфликты между преподавателями и студентами, по каким причинам, выявить наличие качеств у конфликтных и неконфликтных преподавателей.

Метод исследования - анкетный опрос. Online-опрос проводился среди студентов, анкета содержит 8 вопросов: три вопроса с выбором из предложенных положений, один вопрос с развернутым ответом, и четыре вопроса на определение возрастной группы, пола, факультета и курса.

Ф Р У М ISSN 2687-086Х

молодёжной науки 59 www.forummn.ru

Youth 1 1 с 11 1Гпа1 http://forummn.ru/article-2.1.1 l.html

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

В опросе приняли участие 36 человек. Из них 20 студенток и 16 студентов, от 1 до 4 курса, с 17 до 24+ лет.

Основная часть

Первым вопросом был: «Ниже перечислен ряд ситуаций и действий преподавателя. Как часто в отношении Вас совершались преподавателями ниже перечисленные действия?».

Респондентам были предложены 16 вариантов конфликтных ситуаций и действий со стороны преподавателей, которые наиболее часто встречаются в учебном процессе. Опрашиваемые оценили по пятиуровневой шкале от «никогда» до «всегда», насколько часто по их опыту встречаются такие ситуации. В результате можно выявить, что реже всего встречаются ситуации отображенные в графике на рисунке 1.

21

19

I Отказ поставить зачет или нужную оценку на экзамене

Отказ преподавателя индивидуально объяснять материал

I Проявление нетерпимости к различию во взглядах и жизненных позициях

I Неуважительное, пренебрежительное отношение преподавателя

I Нетактичное, некорректное поведение преподавателя

Рисунок 1. Количество людей, ответивших «Никогда» на вопрос «Ниже перечислен ряд ситуаций и действий преподавателя. Как часто в отношении Вас совершались преподавателями ниже перечисленные действия?».

Здесь можно сделать вывод о том, что в учебном процессе не наблюдается нарушение преподавательской этики по части выставления оценок и помощи с усвоением материала. Также преподаватели проявляют терпимость к тем или иным взглядам и жизненным позициям студента, и это не отображается на их системе оценивания как конкретного студента, так и группы в целом.

В данном вопросе как чаще всего встречающиеся ситуации отмечены были следующие положения:

• Завышенные требования преподавателя к дисциплине;

• Завышенные требования преподавателя к знаниям;

• Равнодушие, безразличие преподавателя к потребностям и нуждам студентов;

• Необоснованные обвинения и упреки;

• Авторитарный, командный стиль руководства преподавателя;

Ф Э Р У М ISSN 2687-086Х

молодёжной науки 60 www.forummn.ru

Youth 11 Forun ,rnal http://forummn.ru/article-2.1.11. html

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

Каждый из этих вариантов ответов набрал по 5 голосов. Отсюда можно сделать вывод, что студентов чаще всего не устраивает излишняя строгость преподавателей. Потому многие обвинения и упреки могут казаться необоснованными ввиду того, что преподаватель изначально представился как достаточно критично подходящий к своей работе педагог. Также студентов очень волнует ситуация с потребностями и нуждами, ведь известно, что существуют преподаватели, не допускающие употребление воды и пищи на занятиях, а также выход в туалет, опрос это доказал.

Общий вывод по данному вопросу: преподаватели соблюдают нормы профессиональной этики в отношении системы оценивания и помощи с усвоением материала студентам, но при этом оценивают последних со всей строгостью и не дают послаблений как на занятиях, так и в учебном процессе в целом.

Второй вопрос в анкете: «Ниже перечислен ряд ситуаций и действий преподавателя. Какие из них вызывали у Вас чувство возмущения, обиды, негодования или протеста?»

Респондентам к ответу так же, как и в первом вопросе, дается ряд ситуаций и действий со стороны преподавателя. Только теперь перед студентами ставится задача оценить конфликтные ситуации со стороны собственных эмоций. Ответить необходимо было по трехуровневой шкале: «Вызвало у Вас возмущение, протест, обиду», «Послужило причиной конфликта» и «Не вызвало возмущения».

В результате самым редким ответом был «Послужило причиной конфликта», так как чаще всего определенная ситуация либо не вызывала возмущения у студента вовсе, либо вызывала обиду. Здесь можно утвердить, что студенты чаще всего стараются не вступать в конфликты с преподавателями, а если причина находится, то стараются смягчить ситуацию и оставить обиду при себе.

Самыми частыми ситуациями, которые вовсе не вызывали у студентов возмущение, были следующие положения (рисунок 2).

I Непривычный стиль преподавания

Преподавание курса, не соответствующего современному уровню, морально устаревшего

Отказ преподавателя индивидуально объяснять материал

Завышенные требования преподавателя к дисциплине

Рисунок 2. Количество людей, ответивших «Не вызвало возмущения» на вопрос «Ниже перечислен ряд ситуаций и действий преподавателя. Какие из них вызывали у Вас чувство возмущения, обиды, негодования или протеста?»

ISSN 2687-086X www.forummn.ru http://forummn.ru/article-2.1.11 .html

Студенты стараются быть прогрессивными, идти в ногу со временем, и в последние годы от учебного процесса, дисциплин и самих преподавателей, требуют того же. В то же время многие преподаватели привыкли вести дисциплину в своём стиле, чаще всего не соответствующем современному уровню и морально устаревшем. Но, как правило, студенты очень быстро начинают понимать того или иного преподавателя, принимают его требования и их совсем не смущает отсутствие современного стиля преподавания. Также наши респонденты осознают, что множество учебного материала необходимо усваивать самостоятельно и заполнять пробелы в знаниях тоже самостоятельно, потому у них не вызывает возмущения отказ преподавателя в объяснении материала индивидуально.

Если обратиться к тем ситуациям, которые вызвали возмущения, обиду, протест у студентов, то можно отметить следующие положения:

• Необоснованные обвинения и упреки;

• Подозрительное, недоверчивое отношение преподавателя;

• Неуважительное, пренебрежительное отношение преподавателя.

Здесь можно заметить достаточно субъективные ситуации, потому как каждый по-своему понимает «неуважение» и «пренебрежение». Но, исходя из субъективности положений, можно сделать вывод, что студенты испытывают обиду за чисто моральные, чем фактические ситуации.

В качестве третьего вопроса респондентам была предоставлена форма для свободного развернутого ответа. Сам вопрос звучал так: «Были ли у Вас конфликты с преподавателями по другим причинам, опишите их.»

Множество студентов ответило, что как таковых конфликтных ситуаций не возникало. Это оправдывает утверждение из результатов прошлого вопроса о том, что студенты чаще всего стараются не вступать в конфликты с преподавателями, даже если для того есть причины.

Но один респондент всё же рассказал о ситуации, которую сложно обозначить как конфликтную, скорее это факт несправедливого отношения преподавателя, так как от студента не последовало никакой ответной реакции: «Использовал студентов для личного заработка, обещая поставить автомат, а потом поставил всем оценку, а я сдавал экзамен 5 часов». Естественно, у студента осталась обида после такой ситуации, потому как он посчитал более корректным и правильным изучать и сдавать предмет честным путём. Преподаватель в свою очередь восполнил освободившееся время, отведенное для сдачи экзамена всеми студентами, за счёт одного человека, который не получил оценку автоматически. Таким образом, респондент рассказал не столько о конфликтной ситуации, сколько о нарушении профессиональной педагогической этики. Но не исключен вариант того, что студент может лишь предположить о том, что определенные задания были для «заработка» преподавателя, и намеренно игнорировать изучение данного курса. В таком случае поведение преподавателя можно считать вполне обоснованным.

Четвертый вопрос был задан для определения качеств «миролюбивых» и «конфликтных» преподавателей. «Среди преподавателей, которые у Вас вели занятия, обычно можно выделить особо миролюбивых и уживчивых людей, которые никогда не конфликтуют со студентами. Вспомните, пожалуйста, одного из них и оцените у него наличие перечисленных ниже качеств. А затем вспомните педагога, наиболее часто конфликтующего со студентами. И оцените у него наличие тех же самых качеств». Респондентам было предложено 27 качеств, которые необходимо было распределить между вышеуказанными двумя типами преподавателей.

В результате «миролюбивому преподавателю» множеством респондентов были присвоены следующие качества (рисунок 3).

ISSN 2687-086X www.forummn.ru http://forummn.ru/article-2.1.11 .html

■ Теплота, искренность в отношении к людям

■ Способность понять других, ставить себя на их место

■ Тактичность, вежливость, деликатность

■ Эмоциональная уравновешенность, выдержка

■ Радушие, отсутствие критиканства и придирчивости к людям

Рисунок 3. Ответ респондентов на определение наличия перечисленных качеств у

«миролюбивого преподавателя»

Здесь можно отметить, что почти все (33-35 из 36 респондентов) отметили «спокойные» качества для «миролюбивого преподавателя», отсутствие экспрессии и раздражительности, такой преподаватель в глазах студента эмоционально стабилен и обладает эмпатией. Последнее качество, как показала практика, достаточно высоко ценится современными студентами, так как излишняя строгость, ссылаясь на первый и второй вопросы, часто встречается среди преподавателей и может вызвать чувство обиды и как следствие отсутствие желания усваивать предмет.

Обратимся к качествам, которые выбрало большинство респондентов для «конфликтного преподавателя» (рисунок 4).

20 21

■ Знание своего предмета

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ Энергичность, напористость

■ Уверенность в себе, смелость, решительность

■ Широкая эрудиция, разносторонность интересов

Рисунок 4. Качества, которые выбрало большинство респондентов для «конфликтного

преподавателя»

Ф Э Р У М ISSN 2687-086Х

молодёжной науки 63 www.forummn.ru

Youth 11 Forun ,rnal http://forummn.ru/article-2.1.11. html

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

Исходя из таких результатов, образ «конфликтного преподавателя» у студентов ассоциируется с очень экспрессивным, активным, притом достаточно эрудированным человеком. Такой преподаватель, как правило, достаточно широко овладел своим курсом и продолжает углубляться в его изучение, потому требует уважительного отношения к своему предмету и настаивает на его освоении студентом «от и до». Конфликты могут возникать на почве безынициативности и равнодушия студента к дисциплине. Студент решает для себя освоить базовые знания данного курса, в то время как преподаватель требует разностороннего изучения и интереса. В то же время такие преподаватели могут не видеть границ своей увлеченности наукой и могут забывать о потребностях и интересах самих обучающихся, это обратная сторона конфликта.

Подводя итоги исследования вертикальных конфликтов в образовательной среде, опираясь на результаты опроса, хотелось бы отметить, что респонденты в лицах студентов хотели бы видеть на занятиях достаточно спокойных, справедливых и понимающих преподавателей, при этом знающих свой предмет и умеющих его доступно объяснить.

Заключение

Сводя в общую картину результаты четырех вопросов анкеты, стоит подчеркнуть, что преподавателям в отношении студентов стоит держать среднее значение между «миролюбием» и «экспрессивностью». Так как за спокойствием, теплотой и вежливостью не всегда следует совершенное владение курсом, а за экспрессивностью и эрудированностью не всегда следует эмпатия и принятие человеческих факторов и потребностей. Также можно сделать вывод о том, что между преподавателем и студентами может возникнуть конфликтная ситуация, действия со стороны преподавателя, которые приведут к негативному восприятию, но это редко приводит непосредственно к прямому конфликту. Здесь играет роль уступчивость, субординация и нежелание вступать в конфликт со стороны студента, который, как правило, постарается выполнить требования преподавателя, чтобы успешно освоить курс.

Библиографический список

1. Ан Ю.Н. Внутриорганизационные конфликты в вузе: виды и причины возникновения // Вестник СИБИТа. 2016. №3 (19). С. 10-15.

2. Астафьева О.А. Проблемы формирования позитивного взаимодействия педагогов и студентов в вузе // Гаудеамус. 2019. №3 (41). С. 78-82.

3. Вышквыркина М.А. Стратегии поведения в конфликте студентов с разным уровнем эмоционального интеллекта // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. №6. С. 41.

4. Захарова А. С. Конфликты между преподавателем и студентом: аксиологический аспект // Скиф. 2020. №1 (41). С. 87-92.

5. Шихамирова Б.А., Алиева М.Б., Залитинова С.А. Специфика конфликтов в образовательном процессе вуза // МНКО. 2020. №5 (84). 238-241.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.