Ф^РУ м
молодёжной науки ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
ISSN 2687-086X www.forummn.ru http://forummn.ru/article-2.L2.html
Нематериальные активы предприятий АПК: управленческий аспект
Волощенко Е.М.,
уеИ2ауе1а. voloshchenko @таИги
Белокуренко Н. С.,
ФГБОУВО Алтайский государственный аграрный университет (г. Барнаул, Россия)
УДК 338.43
Аннотация. В работе приводится обзор понятий термина «нематериальные активы». Экономическая категория «нематериальные активы» трактуется неоднозначно. Кроме того, в силу специфики объектов - отсутствие материально-вещественной формы - осложняется их выявление и управление на предприятии. Цель научной работы: исследование и обобщение теоретической и методологической базы управления нематериальными активами, выявление проблем и совершенствование учета (как функции управления) нематериальных активов. Методы и объекты исследования: экономико-статистические методы, объект исследования - проблемы управления нематериальных активов предприятия. Результаты: в процессе исследования решались следующие задачи: изучена экономическая характеристика категории «нематериальные активы»; рассмотрены виды нематериальных активов согласно классификации; проанализировано использование
нематериальных активов на предприятиях АПК; выявлены проблемы в процессе реализации этапов управления нематериальными активами; изучен аналитический и синтетический учет нематериальных активов, документальное оформление операций по их движению и использованию на предприятии; разработаны направления совершенствования управления нематериальными активами предприятия. Выводы: предложено использовать объектно-ориентированный подход к формированию системы управления нематериальными активами, представлены основные подходы к формированию информационного обеспечения функционирования данной системы.
Ключевые слова: нематериальные активы, АПК, селекционные достижения, товарные знаки, управление, учет, документация.
Ф Э Р У М ISSN 2687-086Х
молодёжной науки 9 www.forummn.ru
Youth 11 Forun ,rnal http://forummn.ru/article-2.1.2.html
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
Intangible assets of agribusiness enterprises: management
aspect
Annotation. The paper provides an overview of the concepts of the term "intangible assets". The economic category "intangible assets" is interpreted ambiguously. In addition, due to the specific nature of the objects-the lack of a material form-their identification and management at the enterprise is complicated. The purpose of the work: research and generalization of the theoretical and methodological basis of intangible asset management, identification of problems and improvement of accounting (as a management function) of intangible assets. Methods and objects of research: economic and statistical methods, the object of research-problems of management of intangible assets of the enterprise. Results: in the course of the study, the following tasks were solved: studied the economic characteristics of the category " intangible assets»; the types of intangible assets according to the classification are considered; analyzed the use of intangible assets in agricultural enterprises; identified problems in the process of implementing the stages of intangible asset management; studied analytical and synthetic accounting of intangible assets, documentation of operations on their movement and use in the enterprise; directions for improving the management of intangible assets of the enterprise have been developed. Conclusions: it is proposed to use an object-oriented approach to the formation of an intangible asset management system, the main approaches to the formation of information support for the functioning of this system are presented.
Keywords: intangible assets, agro-industrial complex, selection achievements, trademarks, management, accounting, documentation.
Введение
Современное сельскохозяйственное производство и перерабатывающая промышленность стоят в ряду наиболее наукоемких отраслей экономики. Аграрный сектор имеет свою специфику труда и производства, обусловливающую необходимость опережающего роста естественного плодородия главного средства производства - земли, повышения генетического потенциала продуктивности растений и животных, улучшения использования рассредоточенных в пространстве и во времени энергетических мощностей и системы машин. Поэтому развитие АПК должно осуществляться на основе внедрения передовых технологий, перехода от импорта сельскохозяйственной продукции на импорт товаров производственно-технического назначения, включая новые технологии, ноу-хау, патенты. На предприятиях АПК, как и на всех предприятиях народного хозяйства, традиционным и привычным является приоритет материальной сферы без учета интеллектуальных разработок.
Voloshchenko E.M.,
yelizaveta. voloshchenko @mail.ru
Belokurenko N.S.,
FSBEI HE Altai State Agrarian University (Barnaul, Russia)
UDC 338.43
Ф Э Р У M ISSN 2687-086Х
молодёжной науки 10 www.forummn.ru
Youth 11 Forun ,rnal http://forummn.ru/article-2.1.2.html
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
В настоящее время неуклонно возрастает роль нематериальных активов. Это обусловлено расширением хозяйственного оборота предприятий, быстротой и масштабами технологических изменений, распространением информационных технологий, усложнением и интеграцией финансового рынка России.
Проблема управления объектов нематериальных активов — комплексная, многогранная проблема, включающая в себя правовые, технологические, экономические, производственные, социальные и психологические вопросы.
Практическое использование нематериальных активов в экономическом обороте условно можно свести к следующим стадиям. Первая стадия - это грамотная классификация объектов, на базе которой должна формироваться предварительная оценка их рыночной стоимости. Поэтому необходима профессиональная разработка базовых методологических и методических рекомендаций. Вторая стадия - это включение стоимости объектов нематериальных активов в состав активов предприятий. Третья стадия - коммерциализация нематериальных активов заключается: в активном выходе предприятий на рынок научно-технической продукции; в умении рекламировать их.
Управление нематериальных активов дает возможность предприятию:
1. изменить структуру своего производственного капитала за счет увеличения доли нематериальных активов в стоимости новой продукции и услуг, увеличив их наукоемкость, что сыграет определенное значение для повышения конкурентоспособности продукции и услуг;
2. экономически эффективно и рационально использовать незадействованные и лежащие «мертвым грузом» нематериальные активы, которыми располагают многие предприятия.
Как экономическая категория нематериальные активы (НМА) представляют собой совокупность объектов долгосрочного пользования (свыше 1 года), не имеющих материально-вещественной формы, но необходимых предприятиям и организациям для эффективного осуществления хозяйственной деятельности. В свою очередь, «нематериальный» (англ. -intangible) означает неосязаемую, нематериальную форму, которую нельзя ощущать, потому что ее субстанция невещественна [5].
Согласно МСФО 38 «Нематериальные активы» нематериальный актив как объект интеллектуальной собственности - это идентифицируемый неденежный актив, не имеющий физической формы, служащий для использования при производстве товаров или предоставлении услуг, для сдачи в аренду или для административных целей [5].
Налоговое законодательство дает определение понятию нематериального актива в п. 3 статьи 257 Налогового кодекса РФ: нематериальными активами признаются приобретенные и (или) созданные налогоплательщиком результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на них), используемые в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) или для управленческих нужд организации в течение длительного времени (продолжительностью свыше 12 месяцев).
В соответствии с проектом ФСБУ «Нематериальные активы» в целях бухгалтерского учета нематериальными активами считаются активы, характеризующиеся совокупностью следующих признаков:
а) актив не имеет материально-вещественной формы, за исключением материальных объектов, используемых в качестве носителей информации, таких как модель, образец, диск, флэш-карта, пленка, бумажный носитель, др.;
б) актив предназначен организацией для использования в ходе ее обычной деятельности при производстве и (или) продаже ею продукции (товаров), при выполнении работ или оказании услуг, для предоставления за плату во временное владение и (или) пользование, для административных целей, либо для использования в целях деятельности некоммерческой организации;
Ф Э Р У М ISSN 2687-086Х
молодёжной науки 11 www.forummn.ru
Youth 11 Forun ,rnal http://forummn.ru/article-2.1.2.html
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
в) актив предназначен организацией для использования в течение периода свыше 12 месяцев или свыше обычного операционного цикла, превышающего 12 месяцев (далее -продолжительный период).
К нематериальным активам относятся [2,4]:
1) идентифицируемые, документально оформленные и не имеющие материально-вещественной формы объекты интеллектуальной собственности.
а) к объектам, регулируемым патентным правом (объектам промышленной собственности), относятся:
■ изобретение, новое, обладающее существенными отличиями, техническое решение задачи, дающее положительный эффект;
■ промышленный образец - художественно-конструкторское решение изделия, определяющее его внешний вид;
■ полезная модель - техническое решение, относящееся к устройству;
б) к объектам, регулируемым авторским правом, относятся:
■ программа для ЭВМ - объективная форма совокупности данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств, в целях получения определенного результата;
■ база данных - объективная форма представления и организации совокупности данных (статей, расчетов и др.), систематизированных с целью нахождения и обработки этих данных;
■ объекты гуманитарной сферы.
в) к нетрадиционным объектам относятся:
■ топология интегральных микросхем - зафиксированная на материальном носителе пространственно-геометрическое расположение совокупности элементов интегральной микросхемы и связей между ними.
■ селекционные достижения (сорт растений, порода животных).
г) коммерческая тайна («ноу-хау»).
д) к средствам индивидуализации относятся:
■ товарный знак (знак обслуживания) - это обозначение, способное отличать товары одних юридических или физических лиц от однородных товаров других юридических или физических лиц, то есть это привилегия использования внешнего вида, знака и т.д.
■ фирменное наименование - предназначено для индивидуализации юридического лица, состоит из двух частей - указания на организационно-правовую форму и собственно уникального наименования юридического лица, а в предусмотренных законом случаях дополнительно должен указываться характер деятельности юридического лица.
■ наименование мест происхождения товара - это географическое название страны, населенного пункта, местности, где произведен продукт, особые свойства которого характеризуются данным местоположением.
2) имущественные права интеллектуальной собственности (исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности, подтвержденное патентом, свидетельством, договором об отчуждении исключительного права и т.д.).
3) неидентифицируемый актив - деловая репутация - разница между покупной ценой, уплачиваемой продавцу при приобретении предприятия как имущественного комплекса (в целом или его части), и суммой всех активов и обязательств по бухгалтерскому балансу на дату его покупки (приобретения).
Основная часть
Промышленная интеллектуальная собственность в АПК - это исключительное право на изобретения, модели, промышленные образцы, селекционные достижения, товарные знаки,
Ф Э Р У М ISSN 2687-086Х
молодёжной науки 12 www.forummn.ru
Youth 11 Forun ,rnal http://forummn.ru/article-2.1.2.html
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
знаки обслуживания, наименование мест происхождения товара, фирменные наименования, коммерческие обозначения и т. д.
Основной движущей силой научно-технического прогресса в любой отрасли народного хозяйства, в т.ч. и в АПК является сосредоточенный здесь научно-инновационный потенциал.
Научное обеспечение агропромышленного комплекса Алтайского края осуществляют 9 организаций, важнейшими из которых являются Алтайский государственный аграрный университет, Алтайский научно-исследовательский институт сельского хозяйства, Научно-исследовательский институт садоводства Сибири им. М.А. Лисавенко и др.
Таблица 1 - Динамика выдачи патентов РФ на изобретения научным учреждениям аграрного _профиля и Алтайскому ГАУ_
Учреждения количество созданных изобретений
19701979 19801989 19901999 20002009 20102015
АНИИС.Х (АНИИЗиС) 16 82 14 7 4
НИИСС 5 16 11 22 5
АНИИЖВ (АНИПТИЖ) 11 35 45 13 1
СибНИИС 15 60 19 7 2
ВНИИПО (Лаборатория пантового оленеводства) 1 2 1 45 28
Алтайский ГАУ 22 61 64 114 118
Итого 70 256 154 208 158
Как видно из таблицы 1 [7] в Алтайском крае наиболее продуктивно и с полной отдачей работали ученые всех научных учреждений в 80-х годах XX столетия. Разработки, сделанные в те годы стали фундаментом, той основой, которая позволила отобрать лучшие отечественные достижения и совершенствовать их в последующее десятилетия. Всего изобретателями Алтайского края, работающими в учреждениях образования и науки, чья деятельность относится к аграрной отрасли создано за последние 45 лет 846 изобретений.
Селекционные достижения - это сорта растений и породы животных, зарегистрированные в Государственном реестре охраняемых селекционных достижений [1,4].
Проведенные исследования показали (табл.2) [7], что активность в области оформления селекционных достижений авторами наиболее высока в четвертом квартале в 2015-2019 гг, а именно, в ноябре.
Таблица 2 - Регистрация заявок и включение в реестры селекционных достижений в РФ, 2015-
2019 гг.
Показатели 2015 2016 2017 2018 2019*
Зарегистрировано заявок:
на допуск 1902 1873 2002 1876 817
на охрану 740 777 802 753 474
Включено в реестр:
на допуск 2007 858 1349 1225 1361
на охрану 511 592 641 544 697
* - данные с января по сентябрь 2019 г.
Немалую важную роль в сельском хозяйстве «играют» товарные знаки.
Ф Э Р У М ISSN 2687-086Х
молодёжной науки 13 www.forummn.ru
Youth 11 Forun ,rnal http://forummn.ru/article-2.1.2.html
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
Следует отметить, что алтайские товарные знаки сельскохозяйственных товаров более известны и в России, и за рубежом. При этом Краевая администрация продвигает зонтичный бренд «Алтайские продукты».
К сожалению, до сих пор еще не все индивидуальные предприниматели и даже юридические лица реализуют возможность регистрации товарных знаков.
Полагаем, что в большинстве случаев причиной тому является недостаток информации об этапах, стоимости и особенностях процедуры регистрации товарных знаков. Для этого существуют организации в России, в частности, и в Барнауле специализирующиеся на данных вопросах. Но, к сожалению, рынок нематериальных активов не развит в Алтайском крае [3].
Одной из причин сдерживания регистрации товарных знаков является дороговизна процедуры.
Использование товарного знака имеет целый ряд преимуществ для его обладателя.
Во-первых, товарный знак ассоциируется со знаком качества.
Во-вторых, запоминающийся товарный знак говорит о статусе и серьезности компании.
В-третьих, покупатели с гораздо большей охотой приобретают товары хорошо знакомого бренда, и совершенно не важно пробовали ли они ранее ее продукцию или нет.
В-четвертых, покупатель уже привыкший к продукции одного бренда будет охотно приобретать новинки, отмеченные тем же знаком.
В-пятых, использование товарного знака обеспечивает защиту от подделки.
Проблематика управления НМА обусловлена, прежде всего, спецификой объекта учета и его свойствами, сложностью определения будущих экономических выгод при обосновании критериев признания, выбором способа начисления амортизации, срока полезного использования (СПИ).
Специфической проблемой при управлении нематериальных активов является то, что они не обладают физическими свойствами, и, поэтому в некоторых случаях их невозможно идентифицировать. Следовательно, оценить такой актив с точки зрения стоимости или с точки зрения срока полезной службы часто бывает очень трудно.
Решением этих проблем является выполнение определенных задач, а именно:
- определение первоначальной стоимости различных видов нематериальных активов;
- определение необходимости переоценки нематериальных активов, и, соответственно, способов их переоценки;
- правильность исчисления амортизации нематериальных активов, для чего необходимо определить сроки эксплуатации отдельных видов нематериальных объектов и способы списания их стоимости;
- определение возможности и целесообразности поддержания (возобновления) нематериальных объектов и способов учета затрат на их поддержание;
- формирование полной и достоверной информации о наличии и движении нематериальных активов и обеспечение контроля за их наличием и движением;
- определение расходов предприятия, которые могут быть списаны как расходы текущего периода и которые могут быть капитализированы как активы со списанием в последующих периодах через амортизацию.
Для решения обозначенных проблем мы предлагаем основные этапы управления нематериальными активами на предприятиях АПК.
На первом этапе управления, в процессе инвентаризации определяется состав НМА, принадлежащих предприятию, иными словами определяются границы системы НМА.
На втором этапе управления НМА, в процессе анализа внешней среды определяются границы внешней среды, в которую желательно включать всех возможных конкурентов, а также потребителей выпускаемых товаров и услуг.
Ф Э Р У М ISSN 2687-086Х
молодёжной науки 14 www.forummn.ru
Youth 11 Forun ,rnal http://forummn.ru/article-2.1.2.html
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
Внешней целью для системы управления НМА может быть, например, защита собственных разработок от неправомерного использования другими предприятиями. В качестве показателя достижения такой цели можно использовать, например, количественный показатель числа полученных охранных документов на каждую разработку.
Внутренней целью такой системы может быть закрепление ведущих авторов на предприятии, а используемый показатель достижения цели - число авторов, заключивших контракт с предприятием на срок, больший, чем 5 лет.
Третий этап - реализация принятых решений (обеспечение правовой охраны, проведение сделок).
Для совершенствования управления нематериальных активов первоначально необходимо исследовать структуру предприятия и его активов, долю НМА в активах, динамику ее роста, виды НМА, перечень объектов учета, показатели эффективности использования НМА, состояние документации, соблюдение норм и правил начисления амортизации.
При инвентаризации нематериальных активов проверяют документы, подтверждающие права организации на объект нематериальных активов, и правильность и своевременность отражения состояния объектов нематериальных активов в учете.
Основными целями инвентаризации нематериальных активов являются:
- выявление фактического наличия нематериальных активов;
-наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого нематериального актива и (или) исключительного права у организации на результаты интеллектуальной деятельности.
- сопоставление фактического наличия нематериальных активов с данными бухгалтерского учета;
- проверка полноты отражения в учете [6].
Бухгалтерский учет нематериальных активов (НМА) - один из самых сложных не только в российской системе учета, но и в международной практике.
В соответствии с п. 1 ст. 9 закона о бухгалтерском учете все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами [8]. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Госкомстат России разработал только одну унифицированную форму для учета нематериальных активов - форму № НМА-1 «Карточка учета нематериальных активов».
Форма № НМА-1 применяется для учета всех видов нематериальных активов, поступивших в использование в организацию. Карточка имеет лицевую и оборотную стороны. Все остальные формы первичной документации при необходимости могут быть созданы в организации или заимствоваться из учета основных средств (Постановление Госкомстата России от 21.01.2003 № 7). Могут быть использованы следующие формы: № ОС-1 «Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений)», № ОС-3 «Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств», № ОС-4 «Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств)» и др.
Нами разработаны первичные документы по учету нематериальных активов (на основе существующих первичных документов по учету основных средств и с учетом требований, установленных Федеральным законом «О бухгалтерском учете» и Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности): Акт о приеме - передаче нематериальных активов; Карточка учета товарных знаков; Акт о списании товарного знака.
Рассмотрим акт о приеме - передаче нематериальных активов на примере товарного знака. Поскольку товарный знак не обладает материально-вещественной формой, то процесс передачи сопровождается предоставлением продавцом свидетельства о регистрации товарного знака
Ф^РУ м
молодёжной науки ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
ISSN 2687-086X www.forummn.ru http://forummn.ru/article-2.L2.html
покупателю и тем самым переходом исключительного права в соответствии с условиями договора. Данные этого свидетельства, а именно его номер и дату, предлагаем отражать в акте о приеме-передаче товарного знака.
На второй стороне акта приема-передачи указывается информация об объекте, которая служит основанием для отражения стоимости товарного знака на счетах бухгалтерского учета. В обязательном порядке рекомендуем отразить данные о годе создания товарного знака, а также дату постановки объекта на учет в составе нематериальных активов.
При этом необходимо указывать дату первоначального ввода товарного знака в состав этого вида внеоборотных активов. Такая информация очень важна для организации приобретающей товарный знак, так как позволит знать период использования товарного знака, а от этого зависит узнаваемость марки потребителями и рыночная стоимость объекта, которую также необходимо отразить в сведениях о состоянии товарного знака. В силу того, что, регистрируя товарный знак, организация определяет перечень товаров и услуг, на которые будет распространяться его действие, информация о группе подлежит обязательному отражению в рекомендуемой форме акта приема-передачи.
При подписании сторонами акта о приеме-передаче товарного знака отражение товарного знака первичными документами в бухгалтерском учете переходит к следующему этапу, а именно к отражению информации об объекте в процессе его использования в организации. Именно для этого должна быть предназначена разработанная нами Карточка учета товарных знаков. Действующая в настоящее время Карточка учета нематериальных активов не соответствует требованиям законодательства. Так как в карточке формы № НМА-1 отсутствует информация о способе начисления амортизации по объектам нематериальных активов, а в учете предлагается три способа начисления амортизации, в ней не предусмотрено отражение информации по объектам интеллектуальной собственности, переданным другим организациям на основании неисключительной лицензии. Кроме того, в этом документе используется термин «износ», который не может быть применен к объектам, не имеющим материально-вещественной формы.
Для отражения товарного знака в карточке учета этого вида нематериального актива необходимо помимо обязательных реквизитов отразить информацию, отражающую операции с товарным знаком в процессе его использования в организации.
Акт о списании нематериальных активов предлагаем составить аналогично акту о приеме-передачи нематериальных активов.
Заключение
Современные условия неопределенности и неполноты информации требуют эффективного использования и управления нематериальными активами. Нами предложено использовать объектно-ориентированный подход к формированию интеллектуальной системы управления, обоснована необходимость ее использования в современных условиях и представлены основные подходы к формированию информационного обеспечения функционирования данной системы.
В то же время требуют дальнейшего исследования процесс идентификации, анализ эффективности использования нематериальных активов на предприятиях пищевой промышленности и разработка алгоритма формирования информационных потоков для функционирования автоматизированной интеллектуальной системы управления нематериальными активами.
Преимущества предложенных мероприятий заключаются в следующем:
• повышение аналитичности информации о нематериальных активах;
• приведение в систему процесса управления нематериальными активами посредством совершенствования их учета и контроля;
• выявление «скрытых» активов в виде неучтенных нематериальных активов;
Ф Э Р У М ISSN 2687-086Х
молодёжной науки 16 www.forummn.ru
Youth 11 Forun ,rnal http://forummn.ru/article-2.1.2.html
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
• привлечение дополнительных денежных средств за счет продажи, передачи по франчайзингу или залога нематериальных активов;
• своевременное и достоверное отражение в учете стоимости нематериальных активов и их амортизации.
Библиографический список
1. Белокуренко Н.С. Селекционные достижения: проблемы регистрации и практика использования в агроэкономике // Аграрная наука - сельскому хозяйству: сборник статей: в 3 кн. / XII Международная научно-практическая конференция (7-8 февраля 2017 г.). Барнаул: РИО Алтайского ГАУ, 2017. С. 140-143.
2. Белокуренко Н.С., Стрельцова Т.В. Нематериальные активы в учете и оценочной деятельности // Наука и образование в современном обществе: вектор развития: Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. М.: АР-Консалт, 2014. С. 126-128.
3. Белокуренко Н.С., Стрельцова Т.В. Проблемы формирования рынка и оценка нематериальных активов в Алтайском крае // Управление финансами и развитие денежных и кредитных отношений в современных экономических системах: сб. мат. Междунар. науч. конф. [Электронный ресурс] / под ред. Т.А. Стрельниковой. - Электрон. текстовые дан. (1файл). -Киров: МЦНИП, 2013. С.110-113.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть IV / [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.garant.ru, свободный. (дата обращения: 06.02.2021).
5. Кондраков Н.П. Бухгалтерский (финансовый, управленческий) учет [Текст]: Учебник / Н.П.Кондраков. М.: Колосс, 2016. 504с.
6. Крятова Л.А. Бухгалтерский учет основных средств и нематериальных активов. М.: Издательско-книготорговый центр Маркетинг, 2015. 217c.
7. Официальный сайт Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.gks.ru/, свободный. (дата обращения: 06.02.2021).
8. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ / [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.garant.ru/, свободный. (дата обращения: 06.02.2021).