Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ ВНЕДРЕНИЕМ НОВОГО ВИДА ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ'

УПРАВЛЕНИЕ ВНЕДРЕНИЕМ НОВОГО ВИДА ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
198
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОВАР / СТРАТЕГИЯ / ВНЕШНЯЯ СРЕДА / ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА / КОЛБАСНАЯ ПРОДУКЦИЯ / РЫНОК / PRODUCT / STRATEGY / EXTERNAL ENVIRONMENT / INTERNAL ENVIRONMENT / SAUSAGE PRODUCTS / MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хижняк М.М.

Цель работы - разработка мероприятий для оптимального управления при внедрении новых видов продукции на предприятии. Методы и объекты исследования. Объектом исследования в данной работе является мясоперерабатывающее предприятие «Поречье». Автором производится анализ литературных источников, анализ хозяйствующего субъекта и рынка, на котором он реализует свою продукцию. Результаты. Рассмотрен процесс управления внедрением нового вида продукции на предприятии с точки зрения маркетинга: описан процесс стратегического управления и выбора и оценки стратегии, проведен анализ внешней и внутренней среды организации. Выводы: при разработке новых товаров очень важно провести анализ предпочтений рынка и убедиться, что задуманный тoвар-нoвинка будет востребован на рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGING THE INTRODUCTION OF A NEW TYPE OF PRODUCT AT THE ENTERPRISE

The purpose of the work is to develop measures for optimal management when introducing new types of products at the enterprise. Research methods and objects. The object of research in this work is the meat-processing enterprise "Porechye". The author analyzes the literary sources, analyzes the economic entity and the market in which it sells its products. Results. The process of managing the introduction of a new type of product at the enterprise is considered from the point of view of marketing: the process of strategic management and selection and assessment of a strategy is described, an analysis of the external and internal environment of the organization is carried out. Conclusions: when developing new products, it is very important to analyze market preferences and make sure that the conceived new product will be in demand on the market.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ ВНЕДРЕНИЕМ НОВОГО ВИДА ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ»

ISSN 2687-086X www.forummn.ru http://forummn.m/artide-2.L17.html

Управление внедрением нового вида продукции на

предприятии

Хижняк М.М.,

roznica1@gc-porechie. т

Западный филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

(г. Калининград, Россия) УДК 658.5

Аннотация. Цель работы - разработка мероприятий для оптимального управления при внедрении новых видов продукции на предприятии. Методы и объекты исследования. Объектом исследования в данной работе является мясоперерабатывающее предприятие «Поречье». Автором производится анализ литературных источников, анализ хозяйствующего субъекта и рынка, на котором он реализует свою продукцию. Результаты. Рассмотрен процесс управления внедрением нового вида продукции на предприятии с точки зрения маркетинга: описан процесс стратегического управления и выбора и оценки стратегии, проведен анализ внешней и внутренней среды организации. Выводы: при разработке новых товаров очень важно провести анализ предпочтений рынка и убедиться, что задуманный товар-новинка будет востребован на рынке.

Ключевые слова: товар, стратегия, внешняя среда, внутренняя среда, колбасная продукция, рынок.

Managing the introduction of a new type of product at the

enterprise

Khizhnyak M.M.,

roznica1@gc-porechie.ru

Western Branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation (Kaliningrad, Russia)

UDC 658.5

Annotation. The purpose of the work is to develop measures for optimal management when introducing new types of products at the enterprise. Research methods and objects. The object of research in this work is the meat-processing enterprise "Porechye". The author analyzes the literary sources, analyzes the economic entity and the market in which it sells its products. Results. The process of managing the introduction of a new type of product at the enterprise is considered from the point of view of marketing: the process of strategic management and selection and assessment of a strategy is described, an analysis of the external and internal environment of the organization is carried out. Conclusions: when developing new products, it is very important to analyze market preferences and make sure that the conceived new product will be in demand on the market.

Keywords: product, strategy, external environment, internal environment, sausage products, market.

Ф Э Р У М ISSN 2687-086Х

молодёжной науки 104 www.forummn.ru

Youth 11 Forun ,rnal http://forummn.ru/article-2.1.17.html

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

Введение

Ни одна компания не может быть успешной на рынке в течение долгого периода времени, не предпринимая действий по развитию и усовершенствованию своих товаров. Во-первых, каждый продукт имеет свой жизненный цикл. Во-вторых, потребности потребителей постоянно изменяются. [1]

Основная цель разработки и вывода продуктов - создать новую категорию на рынке питания и повысить товарооборот компании. Решения o развитии продуктов были приняты в соответствии с долгосрочной стратегией предприятия и расширением его продуктового портфеля. Они основывались на анализе рынка и конкурентной среды, потребительском спросе.

[5]

Вопрос управления внедрением нового вида продукции на предприятии достаточно хорошо изучен на сегодняшний день. Так Зайнетдинов В.В., изучив опыт внедрения новых видов продукции на мясоперерабатывающих предприятиях Пермского края, делает в своей работе заключение, что на этих предприятиях постоянно внедряются новые виды продукции. Автор просчитывает эффективность внедрения нового вида продукции, для этого расчитывает доходы, расходы и т.д. Методику расчета эффективности внедрения нового вида продукци, разработанную автором, можно использоваться для расчета эффективности внедрения любого нового вида продукции на мясоперерабатывающих предприятиях. [7]

Ваганова О.Е. и Желокина Е.С. подходят к вопросу управления внедрения нового вида продукции с другой стороны: они считают, что необходимо развивать и совершенствовать методики бизнес-анализа проекта внедрения в производство нового вида изделий. В своих работах они рассматривают необходимость использования конкретных расчетных показателей, которые дают ценную управленческую информацию в ходе проведения бизнес-анализа предприятий в разрезе освоения и расчета прибыльности освоения нового вида продукции. [3]

Процесс внедрения нового вида продукции на предприятии с точки зрения системного подхода рассматривает в своей работе Христинина Е.В. В своем исследовании автор рассматривает важность системного управления качеством новых и фирменных видов продукции общественного питания, определены проблемы, возникающие на этапах технологического цикла производства новых видов продукции, доказывает необходимость управления качеством на всех этапах технологического цикла производства продукции. Выявлены проблемы, возникающие на каждом из этих этапов с точки зрения влияния на качество продукции. [16]

Цель данной работы -разработка мероприятий для оптимального управления при внедрении новых видов продукции на предприятии.

Объектом исследования в данной работе является одно из крупных торговых предприятий Калининградской области - мясоперерабатывающее предприятие «Поречье». Предприятие специализируется на производстве и оптовой продаже мясо-колбасной продукции.

Предлагается рассмотреть процесс управления внедрением нового вида продукции на предприятии с точки зрения маркетинга, для чего необходимо провести анализ внешней и внутренней среды организации.

В данной работе используется метод анализа. Автором производится анализ литературных источников, анализ хозяйствующего субъекта и рынка, на котором он реализует свою продукцию.

Основная часть

1. Процесс стратегического управления. Выбор и оценка стратегии

При выборе стратегии роста фирмы, в том числе стратегии внедрения нового вида продукции должны быть учтены следующие ключевые факторы:

ISSN 2687-086X www.forummn.ru http://forummn.ru/article-2.1.17.html

- цели фирмы;

- интересы и отношение высшего руководства;

- финансовые ресурсы фирмы;

- квалификация работников;

- обязательства фирмы;

- степень зависимости от внешней среды;

- временной фактор;

- сильные и слабые стороны. [4]

Для оценки выбранной стратегии проводится анализ правильности и достаточности учета основных факторов, определяющих возможности осуществления стратегии. Процедура выбора стратегии в конечном счете подчинена одному: приведет ли выбранная стратегия к достижению фирмой своих целей. Это является основным критерием оценки выбранной стратегии.

Таблица 1 - Матрица выбора стратегии

II. КВАДРАНТ СТРАТЕГИЙ

1. Пересмотр стратегий конкуренции

2. Горизонтальная интеграция или слияние

3. Сокращение

4. Ликвидация

Слабая конкурентная позиция ---

III. КВАДРАНТ СТРАТЕГИЙ

1. Сокращение расходов

2. Диверсификация

3. Сокращение

4. Ликвидация

I. КВАДРАНТ СТРАТЕГИЙ

1. Концентрация

2. Вертикальная интеграция

3. Центрированная диверсификация

Сильная конкурентная позиция ---►

IV. КВАДРАНТ СРАТЕГИЙ

1. Концентрация

2. Вертикальная интеграция

3.Центрированная диверсификация

Стратегию позиционирования продукции на рынке считают одной из главных в планировании и организации маркетинга. Положение любой продукции на рынке можно определить, и оно будет либо реальным, либо экспертно-прогнозным. Реальным оно может считаться только тогда, когда его положение определяется исходя из ретроспективного анализа сбыта за определённый период. [2]

Оценка и контроль выполнения стратегии является логически последним процессом, осуществляемым в стратегическом управлении. Данный процесс обеспечивает устойчивую обратную связь между тем, как идет процесс достижения целей, и собственно целями организации. Основными задачами любого контроля являются:

- определение того, что и по каким показателям проверять;

- оценка состояния контролируемого объекта в соответствии с принятыми стандартами, нормативами и другими эталонными показателями;

- выяснение причин отклонений, если таковые вскрываются в результате проведённой оценки;

Ф Р У М ISSN 2687-086Х

молодёжной науки 106 www.forummn.ru

Youth 1 1 с 11 http://forummn.ru/article-2.1.17.html

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

- корректировка, если она необходима и возможна. [8] 2. Анализ внешней и внутренней среды

Анализ внешней среды служит инструментом, при помощи которого разработчики стратегии контролируют внешние по отношению к организации факторы с целью предвидеть потенциальные угрозы и вновь открывающиеся возможности. Анализ внешней среды позволяет организации своевременно спрогнозировать появление угроз и возможностей, разработать ситуационные планы на случай возникновения непредвиденных обстоятельств, разработать стратегию, которая позволит организации достигнуть целей и превратить потенциальные угрозы в выгодные возможности. [13]

Применяемый для анализа среды метод SWOT (аббревиатура составлена из первых букв английских слов: сила, слабость, возможности и угрозы) является довольно широко признанным подходом, позволяющим провести совместное изучение внешней и внутренней среды. Применяя метод SWOT, удается установить связи между силой и слабостью, которые присущи организации, и внешними угрозами и возможностями. Методология SWOT предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей, а далее - установление цепочек связей между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для формулирования стратегии организации. [14]

Сначала, с учетом конкретной ситуации, в которой находится организация, составляются список ее сильных и слабых сторон, а также список угроз и возможностей.

После того, как составлен конкретный список сильных и слабых сторон организации, а также угроз и возможностей, наступает этап установления связей между ними. Для установления этих связей составляется матрица SWOT, которая имеет следующий вид (таблица 2). [11,12]

Таблица 2 -Матрица SWOT-анализа

Возможности 1. 2. Угрозы 1. 2.

Сильные стороны 1. 2. Поле «СИВ» Поле «СИУ»

Слабые стороны 1. 2. Поле «СЛВ» Поле «СЛУ»

Анализ разрыва - простой, но эффективный метод стратегического анализа. Его цель -определить, существует ли разрыв между целями фирмы и ее возможностями и, если да, установить, как "заполнить" его.

Конкретное применение анализа разрыва означает следующее:

- определение основного интереса фирмы, выраженного в терминах стратегического планирования (например, в увеличении числа продаж);

- выяснение реальных возможностей фирмы с точки зрения текущего состояния среды и предполагаемого будущего состояния;

ISSN 2687-086X www.forummn.ru http://forummn.ru/article-2.L17.html

- определение конкретных показателей стратегического плана, соответствующих основному интересу фирмы;

- установление разницы между показателями стратегического плана и возможностями, диктуемыми реальным положением фирмы;

- разработка специальных программ и способов действий, необходимых для заполнения разрыва.

Снижение затрат при увеличении объема производства обусловлено комбинацией следующих факторов:

- преимущества в технологии, возникающие с расширением производства;

- обучение на опыте наиболее эффективным способам организации производства;

- эффект экономии на масштабе.

В основе динамики рынка данного продукта лежит известная модель жизненного цикла товара, которая является аналогией жизненного цикла биологического существа. [6,9,10,15]

4. Анализ предприятия

Проведем SWOT-анализ мясоперерабатывающего предприятия «Поречье» (таблица 3).

Таблица 3 - SWOT-анализ мясоперерабатывающего предприятия «Поречье»

Возможности 1. Отсутствие посредников при сбыте 2. Рост населения Калининграда 3. Наличие в области достаточного количества предприятий мясного животноводства 4. Наличие в области ВУЗа, выпускающего технологов пищевых производств и др. специалистов Угрозы 1. Высокая конкуренция среди производителей колбасных изделий 2. Снижение доходов населения 3. Повышение цен на сырье 4. Снижение спроса на колбасные изделия

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сильные стороны 1. Наличие сайта в интернете, страниц в социальных сетях 2. Наличие собственных торговых точек 3. Высокое качество продукции 4. Наличие доставки, в том числе по области 5. Финансовая устойчивость 6. Невысокие цены на продукцию 7. Высококвалифицированные сотрудники на производстве Сильные стороны позволяют охватить растущее количество потребителей. За счет сильных сторон, возможно избежать угроз. Так, невысокие цены на продукцию сумеют удержать потребителей со сниженной потребительской способностью.

Слабые стороны 1. Недостаточно широкий ассортимент 2. Плохой персонал в торговых точках 3. Небольшое количество торговых точек в городе и по области Из-за слабых сторон охвачены не все потенциальные потребители. Слабые стороны из-за возникающих угроз заставляют предприятие терять действующих потребителей продукции: они переходят к другим производителям.

Ф Э Р У М ISSN 2687-086Х

молодёжной науки 108 www.forummn.ru

Youth 11 Forun ,rnal http://forummn.ru/article-2.1.17.html

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

Так, подводя итог проведенному анализу, можно отметить, что для мясоперерабатывающего предприятия «Поречье» внедрение нового вида продукции в производство является правильным решением. Это позволит привлечь новых потребителей. А наличие собственных торговых точек и наличие сайта и страниц в социальных сетях - продвигать новую продукцию.

Заключение

Если предприятие стремится сохранить принадлежащую ему долю рынка, необходимо постоянно обновлять свою продукцию. Для этого нужно вести непрерывный поиск идей нового товара. При этом поток идей должен быть достаточно большим, чтобы позволить выбрать несколько перспективных предложений.

При разработке новых товаров очень важно провести анализ предпочтений рынка и убедиться, что задуманный товар-новинка будет востребован на рынке. Предполагает тест - выпуск ограниченного количества товара для того, чтобы определить реакцию на него потребителей. При положительном результате, можно разрабатывать стратегию продвижения товара.

Библиографический список

1. Афанасьев С.В. АВС-анализ // Маркетинг в России и за рубежом. 2006. №1. С. 6-10.

2. Бланк И.А. Основы инвестиционного менеджмента. 2-е издание, переработанное и дополненное. Калининград: Эльга, Ника-Центр, 2006. 512 стр.

3. Ваганова О.Е., Желонкина Е.С. Особенности методики бизнес-анализа внедрения нового вида изделий // В сб.: Современные инновационные технологии и проблемы устойчивого развития общества. Материалы XI международной научно-практической конференции. М.: Ковчег, 2018. С. 222-223.

4. Гаврилова А.Н. Финансы организаций (предприятий): учебное пособие М.: КНОРУС, 2007. 576 с.

5. Голубков Е.В. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. М.: Финпресс, 2003.

6. Егоров В.Ф. Организация\ торговли: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2004. 352с.

7. Зайнетдинов В.В. Опыт внедрения новых видов продукции на мясоперерабатывающих предприятиях // Экономика и общество. 2020. № 2 (16). С. 12-19.

8. Каплина С.А. Организация коммерческой деятельности. Издание 2-е. Серия «Среднее профессиональное образование». Ростов-на-Дону: Деникс, 2004. 448с.

9. Ковалев В.В. Финансовый менеджмент: теория и практика. М.: Проспект, 2006. 1016 с.

10. Ковалев В.В. Финансовый анализ: Методы и процедуры. М.: Финансы и статистика, 2001. 560 с.

11. Лапуста М.Т., Справочник директора предприятия. М.: ИНФРА-М, 2004. 912 с.

12. Панкратов Ф.Г., Сергеина Т.К., Шахурин В.Г. Рекламная деятельность. М.: Информ-внедр. Центр «Маркетинг», 1998. 244 с.

13. Платонов В.Н. Организация торговли: Учебное пособие. Мн.: БГУ, 2002.

14. Савицкая Г.В. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности. М.: ИНФРА-М, 2007. 540с.

15. Снегирева В.В. Снегирева Н.И., Лындина Е.Н. Управление развитием торгового ассортимента // Маркетинг успеха. 2003. № 10. С. 16-19.

16. Христинина Е.В. Особенности внедрения системного подхода в управлении качеством новых и фирменных видов продукции общественного питания // Актуальные исследования. 2020. №7 (10). С. 61-64.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.