Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФИЛАКТИКИ КОРРУПЦИИ В ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВАХ'

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФИЛАКТИКИ КОРРУПЦИИ В ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВАХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
364
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФИЛАКТИКА КОРРУПЦИИ / ЗАРУБЕЖНЫЕ ГОСУДАРСТВА / CORRUPTION / ANTI-CORRUPTION ACTIVITIES / PREVENTION OF CORRUPTION / FOREIGN COUNTRIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Игнатьев С. В.

Цель работы - исследование зарубежной практики профилактики коррупции на государственной службе в органах власти. Методы и объекты исследования: системный анализ, формально-юридический анализ, сравнительно-правовой метод. Объектом исследования выступили общественные отношения, возникающие в процессе профилактики коррупции государственных служащих в России и за рубежом. Результаты. Наиболее яркими примерами являются развитие законодательства, реализация культурно-идеологических мер, формирование кадровой политики, способствующей минимизации коррупционных действий (включая меры материального и нематериального поощрения, установления вознаграждений за правомерное поведение и соблюдение антикоррупционных норм, резкое, многократное увеличение расходов на содержание государственных служащих, расширение социальной поддержки служащих и их семей, эффективное управление карьерой), создание этических норм, нравственных кодексов и кодексов поведения чиновников, а также широкая поддержка антикоррупционной политики государства в СМИ. Многие из описанных практик могут быть реализованы в России с учетом специфики внутренней политики на современном этапе развития государства. Выводы. Понимание положительных сторон, результатов успешного опыта профилактики коррупции, реализованного в зарубежных государствах, добившихся значительных результатов в данной сфере по сравнению с Россией, может способствовать совершенствованию отечественной практики антикоррупционной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME FEATURES OF THE PREVENTION OF CORRUPTION IN FOREIGN COUNTRIES

Purpose of the article is research of foreign practice of prevention of corruption in the civil service in government bodies. Methods and objects of the research are: system analysis, formal legal analysis, comparative legal method. The object of the study was the public relations that arise in the process of preventing corruption of civil servants in Russia and abroad. Results. The most prominent examples are the development of legislation, the implementation of cultural and ideological measures, the formation of personnel policy in order to minimise corruption (including tangible and intangible incentives, establishing rewards for good behavior and compliance with anti-corruption standards, sharp, repeated increase in the expenditures for state employees, the expansion of social support of employees and their families, effective career management), creation of ethical rules, moral codes and codes of conduct for officials, as well as broad support for anti-corruption policy in the media. Many of the described practices can be implemented in Russia, taking into account the specifics of domestic policy at the current stage of state development. Conclusions. Understanding the positive aspects, the results of successful experience in preventing corruption, implemented in foreign countries that have achieved significant results in this area compared to Russia, can contribute to improving the domestic practice of anti-corruption activities.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФИЛАКТИКИ КОРРУПЦИИ В ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВАХ»

Ф^РУ M

молодёжной науки ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

ISSN 2687-086X www.forummn.ru http://forummn.ru/article-2.L4.html

Некоторые особенности профилактики коррупции в

зарубежных государствах

Игнатьев С.В.,

stas. ignatev.90@inbox. ru

Сибирский институт управления - филиал РАНХиГС

(г. Новосибирск, Россия) УДК 343.35

Аннотация. Цель работы - исследование зарубежной практики профилактики коррупции на государственной службе в органах власти. Методы и объекты исследования:

системный анализ, формально-юридический анализ, сравнительно-правовой метод. Объектом исследования выступили общественные отношения, возникающие в процессе профилактики коррупции государственных служащих в России и за рубежом. Результаты. Наиболее яркими примерами являются развитие законодательства, реализация культурно-идеологических мер, формирование кадровой политики, способствующей минимизации коррупционных действий (включая меры материального и нематериального поощрения, установления вознаграждений за правомерное поведение и соблюдение антикоррупционных норм, резкое, многократное увеличение расходов на содержание государственных служащих, расширение социальной поддержки служащих и их семей, эффективное управление карьерой), создание этических норм, нравственных кодексов и кодексов поведения чиновников, а также широкая поддержка антикоррупционной политики государства в СМИ. Многие из описанных практик могут быть реализованы в России с учетом специфики внутренней политики на современном этапе развития государства. Выводы. Понимание положительных сторон, результатов успешного опыта профилактики коррупции, реализованного в зарубежных государствах, добившихся значительных результатов в данной сфере по сравнению с Россией, может способствовать совершенствованию отечественной практики антикоррупционной деятельности.

Ключевые

деятельность, государства.

слова:

коррупция, антикоррупционная профилактика коррупции, зарубежные

Ф^РУ M

молодёжной науки ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

ISSN 2687-086X www.forummn.ru http://forummn.ru/article-2.L4.html

Some features of the prevention of corruption in foreign

countries

Annotation. Purpose of the article is research of foreign practice of prevention of corruption in the civil service in government bodies. Methods and objects of the research are:

system analysis, formal legal analysis, comparative legal method. The object of the study was the public relations that arise in the process of preventing corruption of civil servants in Russia and abroad. Results. The most prominent examples are the development of legislation, the implementation of cultural and ideological measures, the formation of personnel policy in order to minimise corruption (including tangible and intangible incentives, establishing rewards for good behavior and compliance with anticorruption standards, sharp, repeated increase in the expenditures for state employees, the expansion of social support of employees and their families, effective career management), creation of ethical rules, moral codes and codes of conduct for officials, as well as broad support for anti-corruption policy in the media. Many of the described practices can be implemented in Russia, taking into account the specifics of domestic policy at the current stage of state development. Conclusions. Understanding the positive aspects, the results of successful experience in preventing corruption, implemented in foreign countries that have achieved significant results in this area compared to Russia, can contribute to improving the domestic practice of anti-corruption activities.

Keywords: corruption, anti-corruption activities, prevention of corruption, foreign countries.

Введение

Меры по борьбе с коррупцией, в том числе ее профилактике, в той или иной степени реализуются всеми странами. Но различные аспекты и направления ее профилактики развиты в разных государствах по-разному. Это обуславливает необходимость изучения опыта разных государств.

Вопросы профилактики коррупции в зарубежных государствах исследовались в трудах Ф.В. Готыжевой, В.П. Кузьмина, О.М. Плывч, Н.С. Тутова. Актуальность материала данной статьи подтверждается необходимостью изучения практического опыта профилактики коррупции в зарубежных государствах и выявления элементов, воплощение которых возможно в условиях российской действительности.

Цель работы - исследование зарубежной практики профилактики коррупции на государственной службе в органах власти. Методы и объекты исследования: системный анализ, формально-юридический анализ, сравнительно-правовой метод. Объектом исследования выступили общественные отношения, возникающие в процессе профилактики коррупции государственных служащих в России и за рубежом.

Ignat'ev S.V.,

[email protected]

Siberian Institute of Management - branch of RANEPA

(Novosibirsk, Russia) UDC 343.35

Ф Э Р У М ISSN 2687-086Х

молодёжной науки 27 www.forummn.ru

Youth 11 Forun ,rnal http://forummn.ru/article-2.1.4.html

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

Основная часть

Согласно действующему российскому законодательству, профилактика коррупции входит в систему противодействия ей и предполагает реализацию определенных мер: проведение экспертизы правовых актов, рассмотрение в органах власти вопросов правоприменительной практики в сфере противодействия коррупции, разработку квалификационных требований к государственным служащим, обязанность государственных служащих из числа установленных перечнем должностей предоставлять сведения о доходах и установление оснований для освобождения от должности и увольнения лиц, нарушающих эти требования, развитие института кадровой работы в целях учета положительных результатов службы при принятии решений о назначении на другую должность и поощрения, а также развитие институтов общественного и парламентского контроля [3].

Обобщенно можно утверждать, что наибольшей эффективности в вопросах профилактики коррупции добились развитые западные государства, отличающиеся сформировавшимися экономической и политической системами. Однако, успешные примеры присутствуют и в азиатских странах, и в развивающихся государствах [1].

Необходимо отметить, что превентивное влияние в области антикоррупционной деятельности государства имеет эффективно разработанная и реально приносящая результаты нормативная база. В случае, если правовые нормы, устанавливающие наказания за коррупционные проступки и преступления, объективно соотносятся с содержанием правонарушений и реально воплощаются в правоприменении, они занимают значимое место в системе профилактических мер как частного характера (с позиций правонарушителя), так и общего характера (со стороны общества в целом).

Наиболее жесткие меры антикоррупционного законодательства предусмотрены в Китае, где коррупционер может быть приговорен к смертной казни. Наиболее развитая правовая антикоррупционная база разработана в США, согласно которой к коррупционным проступкам относится широкий круг действий государственных органов, вплоть до установления запрета на получение подарков дороже определенной суммы (практика такая реализуется во многих государствах, в России в том числе). В США особенности законодательства определяются не столько строгостью норм, сколько широтой трактовки коррупции.

Специфика законодательных антикоррупционных норм проявляется в признании кланового характера коррупции, поэтому конфискации имущества при доказанной вине подвергается не только коррупционер, но и члены семей преступников, не сотрудничающих со следствием (аналогичная практика реализована в Сингапуре). В России, как известно, в данной области ограничилась требованием предоставления сведений о доходах ближайших родственников государственных служащих из числа утвержденных ведомственными органами перечня должностей. Такой подход должного предупредительного воздействия не имеет, поскольку на практике часто оказывается, что имущество, денежные средства, даже целый бизнес, приобретенные коррупционным путем, оказываются «записанными» на близких родственников представителей государственной службы разного уровня.

Опыт Сингапура в установлении одной из самых эффективных антикоррупционных политик во многом опирается на профилактические функции жесткого антикоррупционного законодательства, подкрепленного репрессивным механизмом, а также повышение заработной платы служащих государственного сектора (взамен ситуации, когда заработная плата государственных служащих значительно уступала доходам работников в коммерческих структурах). Для антикоррупционной политики Сингапура характерна широкая поддержка правительственной линии в СМИ - медиа компании государства, по большей части коммерческие, активно транслируют в массы случаи коррупционных действий, последствий, включая подробности проводимых наказаний. Массивные информационные кампании

Ф Э Р У М ISSN 2687-086Х

молодёжной науки 28 www.forummn.ru

Youth 11 Forun ,rnal http://forummn.ru/article-2.1.4.html

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

фактически обеспечивают ситуацию, в которых ни коррумпированный чиновник, ни члены его семьи больше не могут рассчитывать на получение в стране должности государственной службы [4]. Из всего опыта профилактики коррупции на государственной службе в Сингапуре в российских регионах успешным может оказаться опыт взаимодействия со средствами массовой информации. В остальном практика профилактики коррупции в Сингапуре имеет специфику, обусловленную размерами государства, малой численностью населения, а также тем фактом, что антикоррупционная стратегия государства являлась частью масштабной программы модернизации, финансируемой за счет инвестиций западных компаний.

Анализ законодательства государств, лидирующих в области антикоррупционной деятельности позволяет установить, что при разработке соответствующих мер страны эти обеспечили комплексный учет социальных, институциональных, правовых, культурно-образовательных факторов при разработке нормативной базы.

Швеция в качестве превентивной антикоррупционной меры выбрала путь повышения поощрений и вознаграждений государственных служащих - в данном государстве уровень оплаты труда государственных служащих был резко увеличен, что позволило существенно сократить уровень коррупционных связей. Аналогичные меры были предприняты в Нидерландах - для государственных служащих в данной стране предусмотрено материальное поощрение за отсутствие коррупционных связей и оказание помощи в расследовании коррупционных отношений с участием представителей органов власти.

Особенностью предупредительных антикоррупционных мер США также является предоставление государственным служащим широких льгот и мер социальной поддержки самого служащего и членов его семьи, включая пенсионное обеспечение. На фоне чрезвычайно дорогих услуг в сфере здравоохранения, образования и иных социальных отраслях такая поддержка государственных служащих является значимым средством профилактики коррупции на низовом уровне, поскольку любая, самая мелкая взятка оборачивается потерей преимуществ, должности и в целом необходимостью смены профессии [2]. Организация подобной практики в России весьма затруднительна, поскольку предполагает необходимость слишком масштабного переустройства и глобального расширения созданной для государственных служащих системы льгот и поощрений.

Дания на законодательном уровне обязала государственных служащих декларировать доходы и имущество (путем публичного оглашения соответствующей информации). Для них установлен запрет на владение ценными бумагами иностранных государств, что не допускает рисков лоббирования внешних интересов внутри страны. В Дании любой гражданин может по телефону сообщить в правоохранительные органы о подозрении в коррупции, а правоохранительные органы - отреагировать. Политика абсолютной нетерпимости к коррупции реализована не только в широкой законодательной базе, но и создании так называемых корпоративных ассоциаций по борьбе с коррупцией, активная совместная антикоррупционная деятельность государства и бизнеса. Антикоррупционную поддержку коммерческим структурам, в том числе на международном уровне, оказывают правительственные организации - Торговый Совет Данни, Датское агентство международного развития и иные крупные государственные организации.

Специфика профилактики коррупции в Китае во многом вобрала в себя национальные традиции общества и символизм. В частности, по данной причине антикоррупционные мероприятия в области профилактики сопровождаются громкими лозунгами при отсутствии должного содержательного подкрепления. Действующее руководство КНР апеллирует к воспитанию идеологических основ антикоррупционного мышления политической элиты и стремление к национализации самой элиты [5]. Несмотря на то, что в законодательстве Китая предусмотрено одно из самых жестких наказаний (смертная казнь), меры антикоррупционной политики здесь не всегда жестоки и негуманны, зачастую они опираются на профилактические

Ф Э Р У М ISSN 2687-086Х

молодёжной науки 29 www.forummn.ru

Youth 11 Forun ,rnal http://forummn.ru/article-2.1.4.html

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

средства психологического воздействия. Например, не редки ситуации, в которых уличенному в коррупции чиновнику выносится смертный приговор с отсрочкой исполнения. Приговор впоследствии может быть изменен на реальный срок заключения, - действенное влияние такая практика в обществе имеет.

В Китае, а также ряде других государств, в том числе в России, осуществляется разработка и введение в действие этических кодексов, нравственных норм и правил поведения чиновников. Такими нормами регулируется моральная сторона поведения служащих, причем не только на службе, но и в частной жизни. В Китае такая практика приносит определенные результаты, во многом это связано с тем, что требования этических кодексов в Китае обязательны к выполнению. В России они носят рекомендательный характер.

Заключение

Представленные в статье примеры успешной антикоррупционной политики в области профилактики коррупции зарубежных государств могут быть реализованы в российских условиях. Однако, при этом необходимо принимать во внимание специфику социально-экономических, политических, культурных, институциональных и иных факторов антикоррупционной политики России, а также специфику профилактики на уровне регионов.

Библиографический список

1. Готыжева Ф.В. Опыт борьбы с коррупцией в зарубежных странах и возможность ее использования в России // международный журнал прикладных науки и технологий. 2018. № 4. С. 40.

2. Кузьмин В.П. Пути повышения эффективности борьбы с коррупцией в России с учетом зарубежного опыта // Известия юго-западного государственного университета. 2018. № 2. С. 6773.

3. О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-Ф3 [принят Государственной Думой 19 декабря 2008 года] (ред. от 31 июля 2020 года) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. N 52 (часть I). Ст. 6228.

4. Плывч М. О. Возможности использования зарубежного опыта борьбы с коррупцией в России // Молодой ученый. 2020. № 8 (298). С. 183-185.

5. Тутов Н.С. Особенности противодействия коррупции в Китае // Современные проблемы правотворчества и правоприменения. 2018. № 1. С. 64-68.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.