Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ КОРРУПЦИИ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНАХ СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА'

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ КОРРУПЦИИ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНАХ СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
162
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФИЛАКТИКА КОРРУПЦИИ / ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФИЛАКТИКИ / CORRUPTION / ANTI-CORRUPTION ACTIVITIES / PREVENTION OF CORRUPTION / ORGANIZATION OF PREVENTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Игнатьев С.В.

Цель работы - исследование в рамках статьи имеет целью анализ отдельных практических аспектов организации профилактики коррупции в органах государственной власти Сибирского федерального округа. Методы и объекты исследования: системный подход, анализ, формально-юридический методы. Объектом исследования выступили общественные отношения, возникающие в процессе организации профилактики коррупции государственных служащих. Результаты. Профилактика коррупционного поведения государственных служащих - важнейший элемент противодействия ей, всей антикоррупционной политики государства. В настоящее время в государственных органах Сибирского федерального округа реализуется широкий перечень организационных мер по профилактике коррупции. Вместе с тем, в разных органах государственной власти вопросы профилактики решаются не одинаково и не всегда эффективно. Выводы. Исследованные в статье организационные меры - одно из существенных условий обеспечения успешной профилактики коррупционного поведения государственных служащих. Приведенные примеры несоблюдения организационных мероприятий профилактики коррупции свидетельствуют о необходимости поиска направлений совершенствования профилактики коррупции в государственных органах Сибирского Федерального округа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL BASES OF CORRUPTION PREVENTION IN THE STATE BODIES OF THE SIBERIAN FEDERAL DISTRICT

Purpose of the article is The purpose of the work - the research within the framework of the article is aimed at analyzing certain practical aspects of the organization of corruption prevention in public authorities of the Siberian Federal District. Methods and objects of the research are: system approach, analysis, formal and legal methods. The object of the study was the public relations that arise in the process of organizing the prevention of corruption of civil servants. Results: Prevention of corrupt behavior of civil servants is the most important element of countering it, the entire anti-corruption policy of the state. Conclusions: Currently, the state bodies of the Siberian Federal District are implementing a wide range of organizational measures to prevent corruption. At the same time, prevention issues are not solved equally and not always effectively in different state authorities.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ КОРРУПЦИИ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНАХ СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА»

Организационные основы профилактики коррупции в государственных органах Сибирского федерального

округа

Игнатьев С.В.,

stas. ignatev.90@inbox. ru

Сибирский институт управления - филиал РАНХиГС

(г. Новосибирск, Россия) УДК 35.085

Аннотация. Цель работы - исследование в рамках статьи имеет целью анализ отдельных практических аспектов организации профилактики коррупции в органах государственной власти Сибирского федерального округа. Методы и объекты исследования: системный подход, анализ, формально-юридический методы. Объектом исследования выступили общественные отношения, возникающие в процессе организации профилактики коррупции государственных служащих. Результаты. Профилактика коррупционного поведения государственных служащих - важнейший элемент противодействия ей, всей антикоррупционной политики государства. В настоящее время в государственных органах Сибирского федерального округа реализуется широкий перечень организационных мер по профилактике коррупции. Вместе с тем, в разных органах государственной власти вопросы профилактики решаются не одинаково и не всегда эффективно. Выводы. Исследованные в статье организационные меры - одно из существенных условий обеспечения успешной профилактики коррупционного поведения государственных служащих. Приведенные примеры несоблюдения организационных мероприятий профилактики коррупции свидетельствуют о необходимости поиска направлений совершенствования профилактики коррупции в государственных органах Сибирского Федерального округа.

Ключевые слова: коррупция, антикоррупционная деятельность, профилактика коррупции, организация профилактики.

Organizational bases of corruption prevention in the state bodies of the Siberian Federal District

Ignat'ev S.V.,

stas.ignatev.90@inbox.ru

Siberian Institute of Management - branch of RANEPA

(Novosibirsk, Russia) UDC 35.085

Annotation. Purpose of the article is The purpose of the work - the research within the framework of the article is aimed at analyzing certain practical aspects of the organization of corruption prevention in public authorities of the Siberian Federal District. Methods and objects of the research are: system approach, analysis, formal and legal methods. The object of the study was the public relations that arise in the process of organizing the prevention of corruption of civil servants. Results: Prevention of corrupt behavior of civil servants is the most important element of countering it, the entire anti-corruption policy of the state. Conclusions: Currently, the state bodies of the Siberian Federal District are implementing a wide range of organizational measures to prevent corruption. At the same time, prevention issues are not solved equally and not always effectively in different state authorities.

Keywords: corruption, anti-corruption activities, prevention of corruption, organization of prevention.

Введение

Антикоррупционные нормы пронизывают деятельность всех органов власти. Вместе с тем, само по себе наличие антикоррупционных норм еще не означает успешности их практического воплощения. Для этих целей нужно соответствующим образом организовать работу ответственных структур, органов и должностных лиц. Проблематика организации профилактики коррупции в органах государственной власти в литературе поднимается регулярно (труды О.П. Салтыковой, Д.Ю. Гончарова, А.Ш. Юсуфова и др.), однако, в большей степени исследования ориентированы на общее описание теоретико-методологических подходов к организации профилактики коррупции на государственной службе. Актуальность материала данной статьи подтверждается необходимостью практического анализа в заявленной сфере противодействия коррупции.

Цель работы - анализ отдельных практических аспектов организации профилактики коррупции в органах государственной власти Сибирского федерального округа. Объектом исследования выступили общественные отношения, возникающие в процессе организации профилактики коррупции государственных служащих. В работе использованы методы системного подхода, анализа, формально-юридический метод.

Основная часть

По итогам анализа антикоррупционной деятельности органов государственной власти Сибирского федерального округа различного уровня и компетенции, проведенного за 2018-2020 гг., были структурированы направления организационных мер, реализуемых в государственных органах в целях по профилактики коррупции (рисунок 1).

Рисунок 1. Направления организационных мер по профилактике коррупции в государственных

органах Сибирского Федерльного округа

В рамках организации работ по профилактике коррупционных проявлений в государственных органах реализуются технологии, которые можно структурировать на две большие группы: технологии, применяемые по отношению к государственным служащим, и технологии, используемые государственными служащими.

Технологии, применяемые по отношению к государственным служащим в органах власти Сибирского федерального округа, реализуются следующим образом.

Установление требований, запретов и ограничений в отношении государственных служащих оправдано их особым статусом, наделением служащих управленческими функциями. Полный перечень таких требований широк, включает необходимость декларирования служащими доходов - своих и членов семей, запрет на осуществление определенных видов деятельности, запрет на замещение должностей, связанных с подчиненностью родственников, запрет на получение подарков, присуждение почетных званий, запрет на использование государственного

имущества в личных целях, использование преимуществ должного положения, установление ограничений в отношении совершения отдельных гражданско-правовых сделок и др. Более подробная характеристика требований, запретов и ограничений в отношении государственных служащих.

Установление требований определенного поведения государственных служащих осуществляется не только по отношению к действующим, но и бывшим государственным служащим. Например, государственные служащие, занимавшие должности в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новосибирской области (из числа утвержденных перечнем), после увольнения со службы в течение двух лет должности в организациях могут занимать исключительно с согласия Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов. В течение двух лет после увольнения с государственной службы работники из категории указанных должны сообщать работодателям о последнем месту службы [2].

Предотвращение (урегулирование) конфликта интересов - инструментом для предотвращения конфликта интересов являются комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов, создаваемые во всех государственных органах Сибирского федерального округа. В соответствии с актуальной нормативной базой в государственных органах Сибирского федерального округа осуществляется рассмотрение практики и подготовка обзоров правоприменения в сфере конфликта интересов. Тем не менее, ситуации возникновения конфликта интересов имеют место. Например, прокуратурой Республики Тыва в ходе проверки Службы государственной жилищной инспекции и строительного надзора республики установлено, что заместитель руководителя службы при исполнении обязанностей руководителя не приняла меры по недопущению возникновения конфликта интересов, принимая решения о проведении плановых и внеплановых проверок деятельности государственного учреждения, возглавляемого ее супругом. Результатом стало увольнение заместителя руководителя со службы [4]. В Красноярском крае конфликт интересов был установлен в отношении действий сотрудника администрации, уполномоченного на принятие решений о получении господдержки коммерческой организации, генеральным директором где являлся его родственник. По результатам проверки данной ситуации, государственный служащий был привлечен к дисциплинарной ответственности.

Участие надзорных и правоохранительных органов в контрольной работе за деятельностью государственных служащих предполагает проверки доходов государственных служащих, проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов государственных органов. Например, Постановлением губернатора Новосибирской области № 333 от 03 августа 2009 г. установлена необходимость представления гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы Новосибирской области, и государственными гражданскими служащими Новосибирской области сведений о доходах, установлен перечень соответствующих должностей [5].

Установление зависимости между качеством исполнения обязанностей государственных служащих и продвижением его по карьерной лестнице как технология профилактики коррупции в полной мере воплощена в институте кадрового резерва государственной службы и реализации принципа кадрового отбора на государственные должности. В государственных органах Сибирского федерального округа формируется федеральный резерв управленческих кадров. По состоянию на 1 января 2020 г. в федеральном кадровом резерве Сибирского федерального округа состоит 947 резервистов. Информация о резерве и лицах, в него включенных, размещается на официальном сайте государственной службы [6].

В государственных органах Сибирского федерального округа присутствует достаточно много успешных примеров управления кадровым резервом. Например, в Администрации Томской

Ф Э Р У М ISSN 2687-086Х

молодёжной науки 34 www.forummn.ru

Youth 11 Forun ,rnal http://forummn.ru/article-2.1.5.html

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

области реализована успешная практика тестирования кандидатов на замещение вакантных должностей и на включение в кадровый резерв государственной гражданской службы с применением дистанционных технологий [1]. Тестирование осуществляется с использованием портала дистанционного обучения Администрации Томской области (http://sdo.tomsk.gov.ru/portal). Посредством данной практики организована объективная оценка соответствия знаний кандидата базовым квалификационным требованиям. Успешность практики заключается в четкой проработке процедур проведения тестирования, использовании специально разработанного портала дистанционного образования, сокращении времени на проведение оценки знаний кандидатов (подсчет баллов проводится программой автоматически), упрощении процедур принятия решений об участии кандидатов на замещение вакантных должностей в конкурсе.

В соответствии с Федеральным законом от 17.07.2016 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» институты гражданского общества и граждане в установленном порядке осуществляют независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и их проектов. Так, в Новосибирской области полный перечень проектов нормативных актов, разрабатываемых областными исполнительными органами публикуются в целях проведения независимой антикоррупционной экспертизы на сайте «Электронная демократия Новосибирской области» (https://moderndem.nso.ru/#/).

Регламентация деятельности государственных органов, оказания государственных услуг осуществляется разработка и внедрение Административных регламентом по проведению проверок, работе с обращениями, регистрации уведомлений и прочих процедур, реализуется межведомственное электронное взаимодействие органов власти.

В целях совершенствования антикоррупционной подготовки государственных служащих в регионах Сибирского федерального округа регулярно осуществляется повышение квалификации лиц, замещающих государственные должности. В органах власти регионов Сибирского федерального округа разрабатываются графики повышения квалификации лиц, замещающих государственные должности, предусматривается прохождение ими антикоррупционных учебных программ [3].

Помимо перечисленных направлений организационной профилактической антикоррупционной работы уполномоченными субъектами регионов Сибирского Федерального округа осуществляется деятельность по реализация иных целенаправленных мер кадровой политики, формированию культурно-идеологических принципов, стимулированию служащих к их соблюдению, разработке и внедрению в практику антикоррупционной деятельности этических кодексов и иные мероприятия.

Заключение

Реализуемые в государственных органах Сибирского федерального округа организационные меры в области профилактики коррупции - одно из существенных условий обеспечения успешной профилактики коррупционного поведения государственных служащих. Невзирая на разработку и внедрение в практику единых принципов управления кадрами на государственной службе, организация профилактики коррупции в разных органах воплощается по разному, не всегда эффективно и результативно.

Исследованные в статье организационные мероприятия - один из ключевых аспектов обеспечения эффективной профилактики коррупционного поведения государственных служащих. Выявленные в результате анализа практики организационных мероприятий профилактики коррупции на государственной службе в Сибирском федеральном округе проблемы и нарушения свидетельствуют о необходимости поиска направлений

Ф^РУ м

молодёжной науки 35

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

совершенствования работы в данной области. самостоятельного исследования.

Данные вопросы могут стать предметом

Библиографический список

1. База данных «Лучшие кадровые практики на государственной гражданской и муниципальной службе» (2015-2019 годы) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства труда России. - Режим доступа: https://mintrud.gov.ru/ministry/programms/gossluzhba/17/base/2015-2019. - (дата обращения: 04.02.2021).

2. Государственная службы и кадры. Роспотребнадзор [Электронный документ] // Официальный сайт Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новосибирской области. - Режим доступа: http://54.rospotrebnadzor.ru/government_service. - (дата обращения: 03.02.2021).

3. График повышения квалификации лиц, замещающих государственные должности Красноярского края на 2020 год [Электронный ресурс] // Официальный сайт Администрации Красноярского края. - Режим доступа: http://kadry24.krskstate.ru/competent/graflk70/id/42170. -(дата обращения: 01.02.2021).

4. Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе. Генеральная прокуратура Российской Федерации. 2019 [Электронный документ] // Генеральная прокуратура Российской Федерации. - Режим доступа: https://genproc.gov.ru/upload/iblock/979/meme_2_2019.pdf. - (дата обращения: 01.02.2021).

5. О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы Новосибирской области, и государственными гражданскими служащими Новосибирской области сведений о доходах: Постановление губернатора Новосибирской области № 333 от 03 августа 2009 г. (ред. от 20 июня 2019 года) // Советская Сибирь. 2009. № 152.

6. Федеральный резерв управленческих кадров. Госслужба [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://gossluzhba.gov.ru/rezerv. - (дата обращения 04.02.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.