Ф^РУ м
молодёжной науки ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
ISSN 2687-086X www.forummn.ru http://forummn.ru/article-2.L16.html
Проблемы и перспективы участия институтов гражданского общества в обеспечении национальной
безопасности
Тимиряев Ю.А.,
уигу. Иш1гуаеу@уапёех. ги
Сибирский институт управления - филиал РАНХиГС
(г. Новосибирск, Россия) УДК 338.98
Аннотация. Изучение проблем и особенностей обеспечения национальной безопасности в России сегодня остается вопросом крайне актуальным. Это связано с геополитическими, экономическими и национальными особенностями государства. Несмотря на то, что чаще национальную безопасность связывают с внешними угрозами, сегодня вектор внимания смещается с обеспечения внешней безопасности на внутреннюю, в связи с этим актуализируется вопрос изучения влияния институтов гражданского общества на данный процесс. Цель работы - анализ проблем и перспектив участия институтов гражданского общества в процессе обеспечения национальной безопасности. Методы и объекты исследования: объектом исследования является роль институтов гражданского общества в обеспечении национальной безопасности. Проведен анализ нормативно-правовых документов и научной литературы. Результаты: в данной статье рассмотрены роль и значимость институтов гражданского общества в процессе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Выводы: институты гражданского общества играют важную роль в процессе обеспечения национальной безопасности: особенно политической и экономической. Но они же могут рассматриваться как потенциальная угроза национальной безопасности, как инструмент внешнего влияния на внутриполитическую обстановку в России.
Ключевые слова: национальная безопасность, гражданское общество, институт гражданского общества, политическая безопасность.
Ф^РУ M
молодёжной науки ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
ISSN 2687-086X www.forummn.ru http://forummn.m/artide-2.L16.html
Problems and prospectives of participation of civil society institutions in the national security system
Timiryaev Yu.A.,
Siberian Institute of Management - branch of RANEPA
(Novosibirsk, Russia) UDC 338.98
Annotation. The study of problems and features of ensuring national security remains the up-to-date issue in Russia. This is due to the geopolitical, economic and national characteristics of the State. Despite the fact that national security is usually associated with external threats, the focus is shifting towards internal security today. In this regard, the issue of studying the influence of civil society institutions on this process is becoming more relevant. Purpose of the article is to analyze the problems and prospects of the participation of civil society institutions in the process of ensuring national security. Methods and objects of the research. The object of research is the role of civil society institutions in ensuring national security. The analysis of legal normative documents and scientific literature has been carried out. Results: this article examines the role and importance of civil society institutions in the process of ensuring of national Security of the Russian Federation. Conclusions. Civil society institutions play a significant role in the process of ensuring national security: especially political and economic security. But they can also be considered as a potential threat to national security, as an instrument of external influence on the domestic political situation in Russia.
Keywords: national security, civil society, civil society institution, political security.
Введение
Современная Россия является важным членом мирового сообщества и играет важную роль в обеспечении международной безопасности. В стране уделяется большое внимание задачам по обеспечению национальной безопасности, они являются приоритетными для государства. Изучение проблем и особенностей обеспечения национальной безопасности в России сегодня остается вопросом крайне актуальным. Это связано с геополитическими, экономическими и национальными особенностями государства. Несмотря на то, что чаще национальную безопасность связывают с внешними угрозами, сегодня вектор внимания смещается с обеспечения внешней безопасности на внутреннюю, в связи с этим актуализируется вопрос изучения влияния институтов гражданского общества на данный процесс.
Цель исследования заключается в проведении анализа проблем и перспектив участия институтов гражданского общества в процессе обеспечения национальной безопасности.
Объектом исследования является роль институтов гражданского общества в обеспечении национальной безопасности.
Предмет исследования: перспективы и проблемы участия институтов гражданского общества в обеспечении национальной безопасности.
Ф^РУ м
молодёжной науки
Youth Science Forum Journal
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
ISSN 2687-086X
100 www.forummn.ru
http://forummn.ru/article-2.L16.html
Основная часть
Россия - страна с огромной территорией, колоссальным культурно-этническим разнообразием, долгой историей. Эти факторы одновременно являются достоянием России и вместе с тем таят в себе угрозу национальной безопасности. Именно смещение вектора политического внимания в сторону обеспечения внутренней безопасности свидетельствует о значимости данных факторов.
Современная наука не даёт унифицированного понятия национальной безопасности. Так по мнению Мацнева Д.А. и Медведева Д.А., национальная безопасность может рассматриваться как политическая система, сложный многоуровневый функциональный процесс, в котором своевременно обнаруживается угроза и происходит реагирование на нее со стороны системы обеспечения национальной безопасности, именно она имеет первостепенную важность в практической деятельности по защите жизненно важных интересов личности, общества и государства [1].
Для того чтобы определить, как именно институты гражданского общества могут влиять на процессы обеспечения национальной безопасности внутри государства, необходимо определить какие виды национальной безопасности существуют. Так как определенно ясно то, что не на все виды национальной безопасности институты гражданского общества могут влиять с одинаковой силой.
Так Радиков И.В. определяет следующие виды национальной безопасности, давая им расшифровку [5]:
-экономическая безопасность (обеспечивает законное существования существующих форм собственности);
-политическая безопасность (обеспечивает законность государственного режима и общественной безопасности);
-внешняя безопасность (обеспечивает суверенитет государства, военную безопасность);
-социальная безопасность (обеспечивает права и свободы человека и гражданина),
- духовная (идеологическая) безопасность (обеспечение духовно-нравственных основ).
Согласно рассуждений данного автора, институты гражданского общества оказывают
наибольшее влияния на следующие виды национальной безопасности: политическую безопасность, экономическую безопасность, безопасность личности (как части общественной безопасности).
При исследовании темы следующим важным вопросом является то, какие именно институты гражданского общества и каким способом могут оказывать влияние на процесс обеспечения национальной безопасности. Так как в современном мире, институты гражданского общества имеют множество форм и классификаций. Так институты можно классифицировать: по времени существования (постоянные и временные); по степени формализации (организованные и не организованные); по уровню территориального воздействия (внутристрановой, внутрирегиональный, локальный); по количеству участников (малыми и большими) и т.д. Гражданских институтов множество и классифицировать их можно по большому количеству признаков. Обозначим формы гражданских институтов по сферам влияния на национальную безопасность:
-Политические институты гражданского общества: политические партии, союзы и объединения граждан, профессиональные союзы, фонды, общественно-политические движения.
- Социальные институты гражданского общества (общественные объединения социальной направленности, культурные объединения, благотворительные фонды, частные музеи и галереи).
- Гражданские институт в форме объединения правоохранительной направленности (добровольные, частно-охранные и частно-детективные фирмы, службы безопасности частных предприятий, добровольные пожарные дружина и т.д.).
Ф Р У М ISSN 2687-086Х
молодёжной науки 101 www.forummn.ru
Youth 11 Forun ,rnal http://forummn.ru/article-2.1.16.html
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
В действующем законодательстве закреплено участие граждан и общественных организаций в обеспечении безопасности. Так Федеральный закон №-390 «О безопасности» от 28.12.2010, в статье 4 законодательно закрепил участие граждан и общественных объединений в реализации государственной политики в области обеспечения безопасности [2]. 2 апреля 2014 года был принят федеральный закон № 44 "Об участии граждан в охране общественного порядка», закрепивший право граждан на оказание помощи органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам поддержания порядка и защиты интересов государства и общества, закреплена такая форма объединения граждан -Общественная дружина [4]. В свою очередь Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» определил, что органы государственной власти и местного самоуправления взаимодействуют с институтами гражданского общества по принятию мер противодействия угрозам национальной безопасности и защиты национальных интересов [3]. Данные нормативно-правовые документы частично определили порядок взаимодействия государства, граждан и общественных объединений в сфере обеспечения общественной безопасности и общественного порядка.
Иные же сферы взаимодействия институтов гражданского общества с государством в процессе обеспечения безопасности менее регламентированы. Так гражданские институты оказывают влияние на политическую безопасность, обеспечивая поддержание стабильности политической жизни или дестабилизируют её. В связи с этим существуют индикаторы взаимоотношения гражданского общества и политической системы государства: выражение интересов групп граждан и общества, систематизация требований граждан, степень участия институтов гражданского общества в нормотворческом процессе, формы и уровень контроля за деятельностью политических структур. Примером поддержания политической стабильности в России можно считать партию КПРФ, так как она является оппозиционной к партии власти, но действует в рамках правового поля, осуществляя политическую деятельность не нарушая закон. Ярким примером дестабилизирующего института гражданского общества в России является Фонд борьбы с коррупцией Алексея Навального, признанный иностранным агентом. Своими действиями дискредитирует действующую власть, осуществляет призывы к несанкционированным митингам, действует вне правового поля, разжигает вражду и ненависть на политической почве внутри страны.
В сфере обеспечения экономической безопасности гражданские институты могут влиять на экономическую безопасность страны, посредством: доведения до органов власти экономических потребностей и интересов граждан, осуществления борьбы с коррупцией, отстаивания интересов конкретных организаций, могут принимать участие в выработке экономического курса страны. Яркий пример такого гражданского института - Российский союз промышленников и предпринимателей.
В сфере обеспечения безопасности личности гражданские институты могут оказывать первую юридическую помощь лицу, чьи гражданские права были нарушены, привлечь внимание органов государственной власти и общественности к факту нарушения прав и свобод граждан, участвовать в разработке мер по обеспечению личной безопасности граждан. Примером такого гражданско-правового взаимодействия является Общероссийская общественная организация Ассоциация Юристов России.
В ходе исследования были выявлены следующие узкие места в процессе участия институтов гражданского общества в обеспечении различных видов национальной безопасности:
1. Возможность радикализации институтов гражданского общества может нести потенциальную угрозу национальной безопасности, как инструмент внешнего влияния на внутриполитическую обстановку в России.
Ф Э Р У М ISSN 2687-086Х
молодёжной науки 102 www.forummn.ru
Youth 11 Forun ,rnal http://forummn.ru/article-2.1.16.html
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
2. Институты гражданского общества часто недооценены как инструмент обеспечения национальной безопасности в различных сферах жизни общества.
3. При передаче институтам гражданского общества части властных полномочий, возникает риск некачественного предоставления услуг.
4. Со стороны институтов гражданского общества, проблемой является слабая сеть коммуникации между институтами гражданского общества, их разрозненность и неспособность к объединению.
5. Так же проблемой гражданских институтов является плохо развитая инфраструктура поддержки деятельности (включая собственные сети, СМИ, образование, доступные консультационные ресурсы).
Заключение
Институты гражданского общества играют важную роль в процессе обеспечения национальной безопасности, оказывая влияние на развитие и становление разных сфер жизни общества. Гражданские институты могут оказывать как положительное влияние на организацию безопасности внутри страны, также могут стать фактором для дестабилизации политической безопасности. Именно поэтому важно уточнение нормативно-правового регламентирования процесса взаимодействия институтов гражданского общества и действующей власти. Необходимо создать правовое поле для совместной деятельности и разрешить управленческие проблемы в данной сфере.
Библиографический список
1. Мацнев Д.А., Медведев Д.А., Медведев А.В., Мочалова Н.В., Никитенко Е.Г., Толстов К.Н., Шевченко А.В. Разработка типовой модели оценки региональной безопасности субъекта Российской Федерации. Москва: РАНХиГС,2015. 99 с.
2. О безопасности: Фед. закон [принят Гос. Думой 7.12.2010] // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 01.02.2021).
3. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 05.02.2021).
4. Об участии граждан в охране общественного порядка: Фед. закон [принят Гос. Думой 2.04.2014] // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 02.02.2021).
5. Радиков И.В Концепции национальной безопасности в политическом дискурсе современной России: проблемы теории и методологии анализа // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6: Философия. Культурология. Политология. Право. Международные отношения. 2010. №4. С. 130-139.