Возвратная динамика стратегий поведения при конфликте у подростков и юношей (на примере Белгородской области)
Кузнецова К.В.,
kseniakuznezova2015 @yandex.ru
Белгородский
государственный
национальный
исследовательский
университет
(г. Белгород, Россия)
УДК 316.62
Аннотация. В данной статье рассматриваются стратегии поведения при конфликте молодёжи Белгородской области. Изучение стратегий поведения у молодёжи поможет выяснить, к какой роли в конфликте они прибегают чаще всего. В работе приводятся результаты исследования, которое было проведено в период с октября по ноябрь 2020 года. Цель работы заключается в анализе результатов исследования. Методы и объекты исследования: в качестве метода сбора данных был выбран анкетный опрос, проводимый в онлайн форме, с помощью средств Google-формы среди подростков и юношей Белгородской области. Объект исследования - молодёжь Белгородской области. Результаты: выделяются стратегии поведения при конфликте у молодёжи. Выводы: обобщаются результаты опроса, направленные на изучение стратегий поведения при конфликте.
Ключевые слова: конфликт, конфликтная ситуация, молодёжь.
Age dynamics of conflict behavior strategies in adolescent and young men (of the example of the Belgorod region)
Kuznetsova X.V.,
kseniakuznezova2015 @yandex.ru
Belgorod National Research
University
(Belgorod, Russia)
UDC 316.62
Annotation. This article discusses the strategies of behavior in the conflict of the youth of the Belgorod region. studying the behavioral strategies of young people will help to find out what role in the conflict they resort to most often. The paper presents the results of a study that was conducted in the period from October to November 2020. Purpose of the article is to analyze the results of the study. Methods and objects of the research are as a method of data collection, a questionnaire survey was chosen, conducted in an online form, using google-forms among teenagers and young men of the belgorod region. The object of the study is the youth of the Belgorod region. Results: strategies of behavior in conflict among young people are distinguished. Conclusions: the results of the survey aimed at studying strategies of behavior in conflict are summarized.
Keywords: conflict, conflict situation, young people.
Ф Э Р У М ISSN 2687-086Х
молодёжной науки 40 www.forummn.ru
Youth 11 с " ,гпа1 http://forummn.ru/article-l.6.6.html
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
Введение
Сегодня невозможно представить себе жизнь без конфликтов, разногласий, недопониманий. Конфликты неизбежны, они появляются при любых жизненных обстоятельствах и сопутствуют человеку на протяжении всей жизни. Есть много определений данного понятия. Вот одно из них, конфликт - это наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм [3].
В конфликтных ситуациях люди ведут себя по-разному. К.У. Томасом и Р.Х. Килменном были разработаны пять основных стилей поведения при конфликте: приспособление, компромисс, сотрудничество, избегание, соперничество или конкуренция [4].
Стиль конкуренции, соперничества может использовать человек, обладающий сильной волей, достаточным авторитетом, властью, не очень заинтересованный в сотрудничестве и стремящийся в первую очередь, удовлетворить собственные интересы.
Стиль сотрудничества можно использовать тогда, когда во внимание вступают нужды и желания другой стороны. Этот стиль наиболее труден, так как он требует более продолжительной работы и умения объяснять свои желания, а также выслушивать друг друга и сдерживать свои эмоции.
Стиль компромисса. Суть его заключается в том, чтобы урегулировать разногласия при взаимных уступках. Этот стиль наиболее эффективен тогда, когда обе стороны хотят одного и того же, но знают, что одновременно это невыполнимо.
Стиль избегания реализуется тогда, когда затрагиваемая проблема не столь важна. Человек при этом не отстаивает свои права, ни с кем не сотрудничает и не хочет тратить время и силы. Этот стиль рекомендуется также в тех случаях, когда одна из сторон обладает большей властью или чувствует, что неправа, или считает, что нет серьезных оснований для продолжения контактов.
Стиль приспособления означат, что человек действует совместно с другой стороной, но при этом, не отстаивая собственные интересы в целях сглаживания атмосферы. Томас и Килменн считают, что этот стиль наиболее эффективен, когда исход дела чрезвычайно важен для другой стороны, и не очень существен для другой, или же когда одна сторона жертвует собственными интересами в пользу другой.
Изучение стратегий поведения при конфликте является важной темой, как в социологии, так и в конфликтологии. Теоретическую основу данной работы составляют работы Н.И. Шевандрина, М.М. Рыбакова, Н.И.Леонова, Г.И. Козырева, В.В. Багаевой, О.Ю.Ананьиной, А.Г. Басовой [1,2,5].
Основная часть
Проведённое нами исследование позволило изучить стратегии поведения при конфликте подростков и юношей Белгородской области от 15 до 24 лет. Генеральная совокупность составляла 139 307 человек [6]. Выборочная совокупность была определена в 60 человек. В качестве методов сбора информации использовались следующие техники: анкетирование в форме онлайн-опроса и психологическая методика «Стратегии поведения в конфликтной ситуации» А. Казанцева, В. Подлесных, Л. Серова, которая позволила выявлять склонность к использованию пяти основных стратегий поведения в конфликтной ситуации. Анкета разрабатывалась с помощью Google Forms и содержала в себе 11 вопросов [7].
В первую очередь был задан вопрос, который помог определить, что для молодых людей обозначает понятие «конфликт». 100% респондентов ответили, что для них конфликт - это непонимание друг друга, ссора, столкновение различных мнений (рисунок 1).
другое
столкновения на почве борьбы за власть ценностный конфликт
физическое столкновение
противоборство организаций, социальных групп
непонимание друг друга, ссора, столкновение различных мнений
конфликт с самим собой
0
0
0
0
0
100%
0
0 0,2 0,4 0,6 0,8 1 Рисунок 1. Распределение ответов на вопрос: «Для Вас конфликт это»
1,2
На вопрос «Что чаще всего для Вас является причиной конфликта?» 50 % респондентов ответили, что для них основной причиной конфликта является поведение людей, неумение общаться, 40% указали на несовпадение жизненных позиций и равное количество опрошенных (5%) отметили следующие причины: разница в интеллектуальном уровне и столкновения из-за жизненных ресурсов. Никто не отметил такую причину конфликта, как расовые и национальные различия (рисунок 2).
расовые и национальные различия разница в интеллектуальном уровне несовпадение жизненных позиций; столкновения из-за жизненных ресурсов поведение людей, неумение общаться
0%
0% 5%
40%
5%
50%
10%
20%
30%
40%
50%
60%
Рисунок 2. Распределение ответов на вопрос: «Что чаще всего для Вас является причиной
конфликта?»
Такую причину конфликта как поведение людей, неумение общаться респонденты в двух возрастных группах выбрали поровну. Столкновение из-за жизненных ресурсов чаще всего является причиной конфликта для юношей в возрасте от 20 до 24 лет (67%), несовпадение жизненных позиций выступает основой для конфликтов также в равном количестве. И такая причина как разница в интеллектуальном уровне характерна для респондентов в возрасте от 15 до 19 лет (67%) (рисунок 3).
80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
67%
67,0%
50,0% 50%
1
50,0% 50%
15-19 лет 20-24 года
Рисунок 3. Распределение ответов на вопрос: «Что чаще всего для Вас является причиной
конфликта?»
Исходя из ответов на третий вопрос, который был направлен на определение уровня конфликтности, можно сделать вывод, что 48,3% опрошенных участвуют в конфликтах пару раз в неделю, 38,3% не чаще 1 раза в месяц, 6,7% респондентов несколько раз в год, 3,3% каждый день и лишь 3,3% никогда (рисунок 4).
никогда
каждый день
пару раз в неделю не чаще 1 раза в месяц несколько раз в год
0,00% 10,00% 20,00% 30,00% 40,00% 50,00% 60,00%
Рисунок 4. Распределение ответов на вопрос: «Часто ли Вам приходится участвовать в
конфликтах?»
Среди тех, кто участвует в конфликтах пару раз в неделю больше респондентов в возрасте от 15 до 19 лет (55%), не чаще 1 раза в месяц - опрошенные в возрасте от 20 до 24 лет (61%),
Ф Э Р У М ISSN 2687-086Х
молодёжной науки 43 www.forummn.ru
Youth 11 с " ,гпа1 http://forummn.ru/article-l.6.6.html
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
несколько раз в год конфликтуют подростки от 15 до 19 лет (75%) и равное количество ответов получилось, что никогда и каждый день.
Таким образом, можно сделать вывод, что в Белгородской области более всего конфликтными являются подростки в возрасте от 15 до 19 лет, это может быть обусловлено тем, что это сложный и трудный период, когда происходит определение ценностей и личности.
Вопрос «Охарактеризуйте наиболее типичную/комфортную роль, которую Вы играете в конфликте» был направлен на определение личной ассоциации той роли, которую молодёжь играет в конфликте. Это ключевой вопрос исследования. Так, 30% опрошенных ответили, что играют роль «сова» - сотрудничество, 23,3% указали на «черепаха» - уклонение, 21,7% «лиса» -компромисс, 13,3% «медвежонок» - приспособление и 11,7% отметили «акула» - соревнование (рисунок 5).
■ «акула» - соревнование 1 «черепаха» - уклонение 1 «медвежонок» - приспособление «лиса» - компромисс
■ «сова» - сотрудничество
Рисунок 5. Распределение ответов на вопрос: «Охарактеризуйте наиболее типичную/комфортную роль, которую Вы играете в конфликте»
Роль «сова»- сотрудничество чаще всего выбирали респонденты в возрасте 20-24 лет, «черепаха» - уклонение характерна для опрошенных в возрасте 15-19 лет, роль «лиса»-компромисс больше всего отмечали юноши в возрасте 20-24 лет, «медвежонок»- приспособление выбирали респонденты в возрасте 15 - 19 лет и «акула»- соревнование также характерна для возрастов 15-19 лет (рисунок 6).
80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
■Л
«ci
67% 67%
6 57% 2,50% 3 '0 6 2,50% 3 3 '0
46%
110/ 43% 43% 7,50% 7,50% 7,50%
33% 1
4?
Л
/
&
/
f
4?
15-19 лет 20-24 года
Рисунок 6. Распределение ответов на вопрос: «Охарактеризуйте наиболее типичную/комфортную роль, которую Вы играете в конфликте»
Большинство респондентов при участии в конфликте испытывают чувство раздражительности (53,3%). Также есть чувства страха (30%), злости (23,3%), азарта (18,3), агрессии (13,3%). Но 6,6% опрошенных ответили, что во время конфликта они чувствуют себя спокойно и равнодушно. Это говорит о том, что человек либо не поддаётся на провокацию и не участвует в конфликтах, либо же наоборот, когда конфликтные ситуации для него уже не представляют какой-то опасности и являются обыденностью. Четверть опрошенных затруднилась ответить на данный вопрос (рисунок 7).
затрудняюсь ответить злость; раздражительность;
агрессия; страх; азарт; равнодушие; спокойствие;
0,00%
I 3,3% I 3,3%
25,0%
23,3%
13,3%
18,3%
30,0%
53,3%
10,00%
20,00%
30,00%
40,00%
50,00%
60,00%
Рисунок 7. Распределение ответов на вопрос: «Какие чувства Вы испытываете при участии в
конфликте»
Наиболее ярко чувства злости, азарта и равнодушия выражены у подростков в возрасте 15-19 лет. Страх больше всего присутствует у респондентов в возрасте 20-24 лет, так же и тех, кто
затруднился ответить на вопрос. А вот остальные чувства у опрошенных выражены в равных количествах.
Следующий вопрос помог выяснить с кем чаще всего конфликтуют молодые люди. Большинство отметили, что с друзьями (73,3%). Также респонденты выбирали ответ «другое» (15,3%), где были упомянуты следующие варианты: с коллегами по работе, мужем, молодым человеком, девушкой и с собой (рисунок 8).
другое друзьями; преподавателями/ учителями; одногруппниками / одноклассниками;
братьями (сёстрами);
родителями;
15
3%
0,0%
20,0%
7%
43,3
%
73,3
%
0,00% 10,00% 20,00% 30,00% 40,00% 50,00% 60,00% 70,00% 80,00% Рисунок 8. Распределение ответов на вопрос: «Чаще всего Вы конфликтуете»
С друзьями и родителями конфликтуют равное количество респондентов в двух возрастных группах, с братьями/сёстрами чаще конфликтуют подростки. С одногруппниками/одноклассниками аналогичная ситуация, потому что в старших возрастах люди в основном работают и учатся на заочном обучении, где конфликты, как правило, возникают реже, либо же отсутствуют. А вот конфликтов с преподавателями/ учителями у респондентов не возникает или они единичны. Вариант «другое» в 80% случаев отмечали опрошенные в возрасте 20-24 года.
В опросе приняло участие 60 человек, из которых 53,3% женщины и 46,7% мужчины (рисунок
9).
Рисунок 9. Распределение ответов на вопрос: «Укажите Ваш пол»
Ф Р У М ISSN 2687-086Х
молодёжной науки 46 www.forummn.ru
Youth 1 " с " ,гпа| http://forummn.ru/article-l.6.6.html
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
На основании выборки в опросе приняли участие 50% респондентов в возрасте 15-19 лет и 50% в возрасте 20-24 года (рисунок 10).
■ 15-19
■ 20-24
Рисунок 10. Распределение ответов на вопрос: « Укажите Ваш возраст»
Последний вопрос анкеты также является ключевым. Его данные основаны на психологическом тесте, который проходили респонденты параллельно анкете. Суть данной методики заключается в том, чтобы выявить склонность к использованию пяти основных стратегий поведения в конфликтной ситуации.
31,7% опрошенных отметили стратегию сотрудничества, 25% выбрали компромисс, 20% указали избегание, 13,3% конкуренцию и наименьшее количество ответов получила стратегия поведения приспособление (рисунок 10).
1) Черепаха (избегание)
2) Акула (конкуренция)
3) Медвежонок (приспособление)
4) Лиса (компромисс)
5) Сова (сотрудничество)
Рисунок 10. Распределение ответов на вопрос: «Укажите, какая стратегия поведения у Вас
получилась согласно онлайн-тесту»
Стратегия поведения «сотрудничество» характерна больше всего для людей в возрасте 20-24 года, так же, как и «компромисс». А вот для подростков от 15 до 19 лет следующие стратегии: избегание, конкуренция и приспособление (рисунок 11).
80% 74% 75% 70% 60% 50%
40% 33% 33% 15-19 лет
30% 26% 95% 20-24 года
20% 10%
0%
сотрудничество уклонение компромисс приспособление соревнование
Рисунок 11. Распределение ответов на вопрос: «Укажите, какая стратегия поведения у Вас
получилась согласно онлайн-тесту»
Таким образом, цель исследования была достигнута. Были изучены стратегии поведения подростков и юношей Белгородской области. На основании данных, которые были получены в ходе опроса, можно сделать следующие выводы:
1. По личным ассоциациям и ощущениям для респондентов в возрасте 15-19 лет характерны следующие роли: «черепаха» - уклонение, «медвежонок»- приспособление и «акула»-соревнование. Лицам в возрасте 20- 24 года соответствуют роли: «сова»- сотрудничество и «лиса»- компромисс.
2. По данным онлайн-теста получились такие же результаты. Стратегия поведения сотрудничества и компромисс характерны для людей в возрасте 20-24 года, а для подростков от 15 до 19 лет более характерны стратегии: избегание, конкуренция и приспособление.
3. Больше всего молодые люди конфликтуют с друзьями, братьями/сёстрами и родителями. Причём, что с друзьями и родителями конфликтуют равное количество респондентов в двух возрастных группах, а с братьями/сёстрами чаще всего конфликтуют подростки.
4. Для всех респондентов конфликт - это непонимание друг друга, ссора, столкновение различных мнений.
5. Основной причиной конфликта для лиц в возрасте 15-19 лет выступает разница в интеллектуальном уровне, а столкновение из-за жизненных ресурсов чаще всего является причиной конфликта для респондентов в возрасте от 20 до 24 лет. Такие причины конфликта как поведение людей, неумение общаться, несовпадение жизненных позиций характерны для двух возрастных групп в равных количествах.
Заключение
Как показал опрос, для подростков характерны стратегии: избегание, конкуренция и приспособление. А для молодых людей - компромисс и сотрудничество, то есть более сложные стратегии, которые требуют конкретных действий на основе выстроенной модели поведения.
И в заключение можно отметить, что в любых продолжительных отношениях между людьми возникают разногласия, противоречия, конфликтные ситуации. С одной стороны, такие ситуации могут навредить сложившимся отношениям, а с другой, именно несоответствие во взглядах и наличие нескольких мнений может стать ресурсом, обогащающим отношения и способствующим укреплению доверия и взаимопонимания. Таким образом, конфликт может означать, что пришло время перемен, что назрела необходимость решить проблему.
Ф Э Р У М ISSN 2687-086Х
молодёжной науки 48 www.forummn.ru
Youth 11 с " ,гпа1 http://forummn.ru/article-l.6.6.html
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
Столкновения и противоречия - движущие силы изменений и развития. То есть конфликт способствует формированию более глубокого понимания проблемы.
Библиографический список
1. Ананьина О.Ю. Стратегии поведения в конфликтных ситуациях // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. №3. С. 1-5.
2. Анкета [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSd9j6PLRkpeGu-i1kykFH-k5G91JqxC4iyaE9vDnacT7K-bsQ/closedform
3. Багаева В.В. Стратегии поведения в конфликте // Сибирский торгово-экономический журнал. 2015. №1 (20). С. 91-92.
4. Басова А.Г. Сравнительный анализ стратегии поведения в конфликте школьного подросткого и юношеского возраста // Молодой ученый. 2013. №5 (52). С. 627-631.
5. Методы изучения конфликтов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://lektsii.org/17-45474.html.
6. Пять основных межличностных стилей решений конфликтов по Томасу - Климену [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://studwood.ru/2045970/psihologiya/pyat_osnovnyh_mezhlichnostnyh_stiley_resheniy_konflikto v_tomasu_klimenu
7. Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Белгородской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://belg.gks.ru/population.