Уровень эмпатических способностей личности как условие оптимизации межличностных конфликтов в
студенческой группе
Гарипова А.В.,
Белгородский
государственный
национальный
исследовательский
университет
(г. Белгород, Россия)
УДК 159.9: 316.6(045)
Аннотация. В статье рассматривается эмпатия как важная составляющая личности, помогающая успешно
взаимодействовать с окружающими людьми и эффективно решать конфликты. Цель работы - изучить уровень эмпатии и конфликтности студентов. Методы и объекты исследования: метод сбора данных - психологическая методика В.В. Бойко и анкетирование, проводимое с помощью Google-формы среди студентов НИУ «БелГУ». Результаты: Определен уровень эмпатии студентов, выделены основные причины конфликтов. Выводы: У большинства студентов преобладает заниженный уровень эмпатии. Основными причинами конфликтов являются особенности личности (характер, темперамент), различия мнений, интересов, а также несправедливость в чем-либо. Распространёнными стратегиями поведения в конфликте являются сотрудничество и компромисс.
Ключевые слова: эмпатия, конфликтность, конфликт, студенты, сотрудничество, компромисс.
Level of empathic personality abilities as a condition for optimizing interpersonal conflicts in the student group
Garipova A. V.,
Belgorod State National Research University (Belgorod, Russia)
UDC 159.9: 316.6(045)
Annotation. The article considers empathy as an important component of the personality that helps successfully interact with people around and effectively solve conflicts. Purpose of the article to determine the level of empathy and conflict of students. Methods and objects of the research are psychological technique V.V. Boyko and questionnaire, which was carried out using Google forms among students of NIU «BelSU». Results: the level of empathy of students is determined, the main causes of conflicts are highlighted. Conclusions: Most students have a low level of empathy. The main causes of conflicts are personal characteristics (character, temperament), differences of opinion, interests, as well as injustice in something. Cooperation and compromise are common strategies for conflict behavior.
Keywords: empathy, conflicts, conflict, students, cooperation, compromise.
молодёжной науки
Youth Science Forum Journal
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
Введение
Конфликты являются естественной частью любой малой группы и общества в целом. Именно они способствуют решению проблем, выплеску эмоций и напряжения. С помощью конфликтов отношения внутри малой группы налаживаются, противоречия решаются. А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов определяют конфликт как «наиболее острый способ решения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия субъектов конфликта» [1].
Конфликты внутри малой группы зависят от конфликтности индивидов, которая проявляется в психологических особенностях личности, таких как характер, темперамент, а также в личных качествах и мировоззрении индивида. При этом важной составляющей личности, помогающей успешно взаимодействовать с окружающими людьми, является эмпатия. Согласно Е.В. Зинченко и И.М. Юсупова эмпатия определяется как проникновение в переживания другого человека, осознание и понимание особенностей его эмоционального состояния [2].
Эмпатия как свойство личности помогает не только успешно взаимодействовать и общаться с людьми, но и позволяет эффективно решать конфликтные ситуации. Она способствует тому, что участники конфликта смотрят на ситуацию, ориентируясь и на свои взгляды, и на взгляды, мнения оппонента. Таким образом, эмпатия как способность личности эмоционально реагировать и понимать состояние партнера, детерминирует выбор действия в конфликтной ситуации, тем самым определяя развитие конфликта.
Именно поэтому важно изучать эмпатию и конфликтность. Так, в статье Савиновой Т.В. приводятся результаты исследования взаимосвязи уровня эмпатии и конфликтности студентов-психологов [4]. Согласно проведенному исследованию выявлена взаимосвязь: чем ниже уровень эмпатии, тем выше уровень конфликтности. При этом, для большинства студентов характерен заниженный уровень эмпатии (61%). Сделаны выводы, что формирование эмпатических способностей является важной составляющей обучения студентов.
Таким образом, эмпатические способности важны для общения и разрешения конфликтов. Но между тем, развитие эмпатии у современной молодежи остается на невысоком уровне [3]. Это подтверждается и проведенным нами исследованием, в котором приняли участие 35 студентов НИУ «БелГУ», из них 20 женщин и 15 мужчин. В качестве метода сбора информации были использованы психологическая методика «Диагностика уровня эмпатических способностей» В.В. Бойко и социологическое анкетирование.
В задачи исследования входило определить уровень эмпатии студентов, их самооценку конфликтности, выявить взаимосвязь между этими компонентами. При этом одной из главных задач являлось выявление основных причин возникновения конфликтов в студенческой среде.
Основная часть
Результаты исследования показали, что большинство студентов имеют заниженный уровень эмпатии (49%), средний уровень эмпатии - у 40%. При этом очень низкий уровень эмпатии у 11% (рисунок 1).
молодёжной науки
Youth Science Forum Journal
https://doi.org/10.35599/forummn/01.05.03
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
■ Очень низкий
■ Заниженный
■ Средний
Рисунок 1. Распределение ответов студентов на вопрос: « Укажите Ваш уровень эмпатии
согласно методике В.В. Бойко.»
Участие в конфликтах определяется конфликтностью, которую можно определить с помощью самооценки личности. Исходя из ответов, только 17% считают себя более конфликтными, остальные же 80% студентов определяют себя как менее конфликтных людей (рисунок 2). При этом проявлением конфликтности является участие в конфликтах в роли инициатора или участника, менее же конфликтные люди выступают наблюдателями. Так, среди опрошенных только 8% начинают конфликт первыми, а 26% вступают в конфликт со стороны. Наблюдателями являются 66% студентов, они стараются избежать конфликта, не принимать в нем участия.
Такое преобладание самоопределения как менее конфликтного может быть определено стремлением к общественному одобрению. Ведь в обществе и малых группах менее конфликтные люди принимаются гораздо лучше. Более конфликтных же людей в группе стараются избегать, чтобы не стать участником конфликта.
Рисунок 2. Распределение ответов студентов на вопрос: «Считаете ли Вы себя более
конфликтным, чем ваши одногруппники?»
В студенческой группе конфликты являются естественным явлением, особенно на стадии привыкания к новым условиям и коллективу. Исходя из этого, необходимо определить основные причины возникновения конфликтов внутри студенческой группы. По мнению респондентов, главной причиной возникновения конфликтов являются индивидуальные психологические особенности, такие как характер и темперамент - за этот вариант ответа проголосовало 85% студентов. Личное непонимание между студентами причиной конфликта считают 54%, а различия в интересах и взглядах - 51%. Остальные причины конфликтов респонденты считают
3% 6%
■ Затрудняюсь ответить
■ Скорее да, чем нет
■ Скорее нет, чем да
Нет, я менее конфликтен
Да, я более конфликтен
не такими важными: соперничество в учебе/личное (34%); грубость, неуважение, хамство (26%) (рисунок 3). При этом существуют факторы, влияющие на вступление в конфликт: несправедливость в чем-либо (94%), плохое настроение (83%) и критика/замечание (60%) являются значимыми факторами при вступлении в конфликт. А такие факторы как желание самоутвердиться (17%), зависть (17%) и шутки (34%) почти не влияют на образование конфликта в студенческой группе.
Таким образом, основными причинами конфликта в студенческой группе являются индивидуальные особенности характера, темперамента, различие во взглядах и непонимание их, а также несправедливость в чем-либо.
Грубость, неуважение, хамство Общение по группам
Личное непонимание
Индивидуальные психологические особенности (характер, темперамент)
26%
14%
Соперничество в учебе/личное Различия в интересах и взглядах
Разный статус И 3%
54%
86%
34%
51%
Рисунок 3. Распределение ответов студентов на вопрос: «Каковы, на Ваш взгляд, основные причины возникновения конфликтов между студентами?»
К примерам реальных конфликтов в студенческой среде респонденты отнесли такие явления, как спор о чем-либо, халатность старосты, а также конфликты, возникающие при распределении обязанностей в группе. Такое положение дел связано, прежде всего, с тем, что в студенческой группе большое значение имеют формальные отношения. Именно поэтому конфликты возникают при распределении обязанностей, между различными ролями в учебной группе, например, старостой и одногруппниками.
При этом важным является выявление того, как конфликт влияет на групповые отношения. 26% студентов считают, что конфликт оказывает положительное влияние, позволяет решить проблему, наладить отношения в группе. 34% респондентов отмечают, что конфликт влияет отрицательно на групповые отношения, является источником стресса, нервозности. Распространено мнение о том, что конфликт имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Было отмечено, что в целом конфликт влияет положительно, ведь после него обычно решается проблема и отношения становятся лучше.
Конфликт, конечно же, влияет на групповые отношения. В момент самого конфликта отношения в группе меняются, но после они стабилизируются. Если конфликт решен, то он оказывает положительное влияние. Если же конфликт не решен, то он переходит в латентную форму, отрицательно влияя на отношения внутри студенческой группы.
Важной составляющей конфликтной ситуации является поведение в конфликте. Согласно К. Томасу существует пять стратегий поведения в конфликте: сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление и соперничество [5].
Самым распространенным является сотрудничество (37%), при котором студенты стремятся найти взаимоприемлемое решение. Такую стратегию поведения как компромисс, то есть сглаживание острых углов, уступки при необходимости, выбирают 29% студентов. 17% опрошенных отстаивают свои интересы любыми способами, то есть следуют стратегии соперничества, а 14% респондентов стараются избегать конфликт (рисунок 4).
Исходя из полученных ответов можно сделать вывод, что большинство студентов (66%) стараются решить конфликт мирным путем, найти взаимоприемлемое решение, которое устроит обе стороны. Сотрудничество и компромисс как стратегии поведения в конфликте положительно влияют на отношения в группе.
3%
1 Соперничество Сотрудничество Компромисс Избегание Приспособление
Рисунок 4. Распределение ответов студентов на вопрос: «Как вы обычно ведете себя в
конфликтной ситуации?»
Заключение
В заключение следует отметить, что конфликты внутри студенческой группы естественны, но они происходят редко. Основными причинами конфликтов являются индивидуальные особенности личности (характер, личные качества, поведение), различие мнений в каких-либо вопросах, а также несправедливость в чем-либо. Реальные конфликты в студенческой среде чаще всего происходят в форме спора по поводу учебы и распределения обязанностей.
Студенты НИУ «БелГУ» в конфликте чаще всего действуют по стратегиям сотрудничества и компромисса. Это определяется тем, что студенты стремятся решить конфликт мирно, удовлетворить каждую из сторон, чтобы в группе не оставалось напряженности, и отношения нормализовались. Ведь успешное обучение возможно только в слаженном и дружном коллективе, соответственно, все конфликты должны решаться с учетом мнений каждой стороны. Именно стратегии сотрудничества и компромисса помогают эффективно решать конфликты.
Стоит обратить внимание на то, что у большинства студентов уровень эмпатии является заниженным и очень низким (60%), и только у 40% наблюдается средний уровень эмпатии. Полученные результаты свидетельствуют о важности и необходимости развития эмпатических способностей у студентов. В процессе обучения во время формирования компетенций особое внимание следует уделять развитию и укреплению эмпатии. Ведь эмпатия - важная составляющая как в общении индивидов, так и в решении конфликтных ситуаций. Именно способность чувствовать эмоции окружающих людей, понимать их внутреннее состояния являются ключевым моментом в успешном и эффективном взаимодействии, в решении конфликтов и налаживании отношений.
молодёжной науки
Youth Science Forum Journal
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
Благодарности
Работа подготовлена под руководством доцента кафедры социологии и организации работы с молодежью Белгородского государственного исследовательского университета Панич Ольги Евгеньевны.
Библиографический список
1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. СПб.: Питер, 2007. 448 с.
2. Зинченко Е.В., Юсупов И.М. Эмпатия // Психология общения. Энциклопедический словарь / Под общ.ред. А.А. Бодалева. М.: Изд-во «Когито-Центр», 2011. С. 150-151.
3. Никишов С.Н., Осипова И.С. Психологические особенности эмпатии у студентов // Казанский педагогический журнал. 2015. №6-2. С. 410-413.
4. Савинова Т.В., Былкина Т.Г., Пустобаева Е.И. Взаимосвязь уровня эмпатии и конфликтности студентов-психологов // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. №12-2. С. 219-222.
5. Шелаева М.М. Стратегии и стили поведения в конфликтной ситуации // Развитие профессионализма. 2016. №1. С. 119-120.