Научная статья на тему 'Конфликты в студенческой среде РостГМУ'

Конфликты в студенческой среде РостГМУ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
954
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЛИКТ / CONFLICT / СИТУАЦИЯ РИСКА / RISK SITUATION / КОМПРОМИСС / COMPROMISE / СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / SOCIAL INTERACTION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Мкртычева К.Б., Эльканова С.Д., Гейт К.С.

Цель: выявление уровня конфликтности студентов университета.Материалы и методы: основным методам исследования стал метод анкетного опроса, проведённый в очной форме. В опросе приняли участие 147 человек.Результаты исследования: 61% респондентов считают, что конфликт это столкновение интересов,30%крайняя мера решения проблемы, инициатором конфликта 62% участников опроса считают оппонента. Для молодежной среды наиболее характерен межличностный конфликт, основной причиной конфликтов является профессионально-учебная деятельность. Качества конфликтной личности: враждебность и злость; неуравновешенность и вспыльчивость; самовлюбленность и эгоизм. Большинство респондентов (80%) считает, что конфликт должны регулировать сами участники.Заключение: студенты РостГМУ способны проявлять средний уровень конфликтности, в конфликтных ситуациях идут на компромисс и уступки без привлечения третьих лиц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONFLICTS AMONG STUDENTS ROSTGMU

Purpose: iIdentify the level of conflict university students.Materials and methods: the main research method was the method of questionnaire survey conducted in person. The survey involved 147 people.Results: 61% of respondents believe that the conflict it colli--ance of interests, 30% of respondents to the conflict an extreme measure to solve the problem, the initiator of the conflict 62% of respondents consider the opponent. For youth-most typical interpersonal conflict, the main cause of conflict is the professional training activities. Quality of personality conflict: hostility and anger; imbalance and temper; narcissism and selfishness. The majority of respondents (80%) believe that the conflict should be adjusted by the participants.Summary: students Rostov State Medical University capable of exhibiting low level of conflict, in conflict situations, compromise and concession, without the involvement of third parties.

Текст научной работы на тему «Конфликты в студенческой среде РостГМУ»

Журнал фундаментальной медицины и биологии оригинальные статьи

УДК 316.48:378.661(470.61-25)

К.Б. Мкртычева, С.Д. Эльканова, К.С. Гейт

КОНФЛИКТЫ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ РостГМУ

Ростовский государственный медицинский университет, Кафедра экономической и социальной теории.

Россия, 344022, г. Ростов-на-Дону, пер. Нахичеванский, 29. E-mail: susabchik_09@mail.ru

Цель: выявление уровня конфликтности студентов университета.

Материалы и методы: основным методам исследования стал метод анкетного опроса, проведённый в очной форме. В опросе приняли участие 147 человек.

Результаты исследования: 61% респондентов считают, что конфликт — это столкновение интересов, 30%— крайняя мера решения проблемы, инициатором конфликта 62% участников опроса считают оппонента. Для молодежной среды наиболее характерен межличностный конфликт, основной причиной конфликтов является профессионально-учебная деятельность. Качества конфликтной личности: враждебность и злость; неуравновешенность и вспыльчивость; самовлюбленность и эгоизм. Большинство респондентов (80%) считает, что конфликт должны регулировать сами участники.

Заключение: студенты РостГМУ способны проявлять средний уровень конфликтности, в конфликтных ситуациях идут на компромисс и уступки без привлечения третьих лиц.

Ключевые слова: конфликт, ситуация риска, компромисс, социальное взаимодействие.

K.B. Mkrtychev, S.D. Elkanova, K.S. Gate

CONFLICTS AMONG STUDENTS ROSTGMU

Rostov State Medical University, Department of Economic and Social Theory 29 Nakhichevansky str., Rostov-on-Don, 344022, Russia.. E-mail: susabchik_09@mail.ru

Purpose: ildentify the level of conflict university students.

Materials and methods: the main research method was the method of questionnaire survey conducted in person. The survey involved 147 people.

Results: 61% of respondents believe that the conflict - it colli--ance of interests, 30% of respondents to the conflict - an extreme measure to solve the problem, the initiator of the conflict 62% of respondents consider the opponent. For youth-most typical interpersonal conflict, the main cause of conflict is the professional training activities. Quality of personality conflict: hostility and anger; imbalance and temper; narcissism and selfishness. The majority of respondents (80%) believe that the conflict should be adjusted by the participants.

Summary: students Rostov State Medical University capable of exhibiting low level of conflict, in conflict situations, compromise and concession, without the involvement of third parties.

Keywords: conflict, risk situation, compromise, social interaction.

Журнал фундаментальной медицины и биологии

оригинальные статьи

Введение

Актуальность и научная новизна исследования обусловлены недостаточной разработанностью проблем конфликта в условиях социальной неопределенности, слабой изученностью конкретных форм проявления конфликтов в студенческой среде, неразработанностью механизмов их разрешения. Особый интерес для нас представляет изучение конфликтов в среде студенческой молодежи. Студенческая молодежь, для которой актуален поиск своего статуса и положения в различных областях социальной действительности, находится на пике противоречий и конфликтов[1]. От отношения к конфликтам, умения их разрешать, не допуская эскалации, во многом зависит успешная карьера и вхождение в коллектив молодого специалиста. В настоящее время студентам не хватает знаний о конфликтах и о путях их мирного решения. Некоторые студенты предпочитают решать возникающие конфликтные ситуации силовыми методами, даже не представляя, что есть рациональные способы, приводящие к обоюдному взаимопониманию и выходу из конфликтной ситуации для обоих сторон. Чтобы выбрать верную тактику поведения в различных конфликтных ситуациях, необходимо знать, что такое конфликты и как люди приходят к их разрешению. Знание природы конфликта повышает культуру общения и делает жизнь человека более благоприятной. Необходимость укрепления у студентов коллективного интереса, взаимопонимания, налаживания делового взаимодействия требует тактичного их разрешения. Конфликты ухудшают самочувствие студентов, их успеваемость, создают неблагоприятную обстановку в студенческой среде, вызывают чувство неудовлетворенности учебой, а это отражается на эффективности освоения будущей профессии. В этой связи, тема нашего исследования представляется актуальной

[2,3].

Студенты, проявляя определённый уровень конфликтности, отдают предпочтение мирному решению конфликтных ситуаций; приоритетными для них являются внутренние, а не внешние механизмы регуляции. Это свидетельствует о том, что они способны самостоятельно конструировать жизненные траектории в ситуации неопределенности и конфликта, что, в свою очередь, способствует активному становлению социальной зрелости и социальной субъектности студентов РостГМУ.

Цель исследования - выявить уровня конфликтности студентов университета, преобладающих типов конфликта и определении предпочтительных стратегий поведения в них.

Материалы и методы

В качестве теоретической базы в работе были использованы ресурсы Clinical Key [4,5], а также материалы Библиотеки научной и учебной литера-

туры. Эмпирической базой исследования послужили результаты опроса, проведенного нами в течение 2013 — 2014 уч. года среди студентов университета. В опросе приняли участие 147 человек (120 девушек и 27 юношей). По курсам респонденты распределились следующим образом: 1 курс - 48 человек, 4 курс — 49 человек, 5 курс — 50 человек.

Основным методом исследования стал метод анкетного опроса, проведённый в очной форме. В первичной анализе полученных статистических данных был применён метод ручной обработки и систематизации информации с использованием позиционного кодирования данных и последующим составлением диаграмм. Основным инструментом исследования стала анкета, составленная с соблюдением принципа валидности, включающая вопросы закрытого, полузакрытого и ранжированного типов.

Результаты

Определяя сущность понятия «конфликт», большинство респондентов (61%) выбрали ответ «столкновение интересов», а 2% считают конфликт нормой жизни. Наиболее характерным типом конфликта для молодежной среды 66% опрошенных назвали межличностный конфликт (на бытовой основе), 15% указали межнациональный конфликт. По мнению студентов, число конфликтов межгрупповых, между преподавателями и студентами и внутриличностных незначительно и составляет от 2% до 4%.

Важным моментом реализации цели исследования представляется выявление причин и методов разрешения конфликтов. Среди основных причин конфликтов, названных респондентами, на первом месте оказалась «профессионально-учебная деятельность» (33%) на втором - «желание утвердиться за счет других» (28%); на третьем - «организационные» факторы (22%). Среди субъективных причин в первую очередь были названы «плохое настроение», на втором месте оказались зависть, ревность и темперамент. Качества конфликтной личности: враждебность и злость (28%); неуравновешенность и вспыльчивость (22%); самовлюбленность и эгоизм(18%). На вопрос о том, кто должен регулировать конфликты 80% ответили - сами участники.

Было выявлено отрицательное отношение студентов к конфликтным ситуациям, желание их избегать и разрешать их мирным способом. 30% респондентов отметили, что для них конфликт — крайняя мера решения проблемы, для 28% - это стресс, для 25% - это способ отстоять свою точку зрения. При этом 12% вступают в конфликт ежедневно, 26% - раз в неделю, 25% - редко и 17% -очень редко. Инициатором конфликта 62% участников опроса считают оппонента, 21% - третье лицо, 13% откровенно называют себя. Анализируя чувства и ощущения после конфликта 22% назвали

№ 3 2014

35

Журнал фундаментальной медицины и биологии

«нервное истощение»; 21% - гнев -, 18% - сожаление, головную боль - 14%. Большинство опрошенных используют «мирные» стратегии поведения в конфликте: 54% ищут компромиссное решение, 29% готовы уступить, 9% избегают конфликта и 4% применяют силу (физическую, моральную).

Обсуждение

В студенческой среде РостГМУ преобладают межличностные конфликты, в которых каждая сторона стремится отстоять свое мнение, доказать другой ее неправоту и вызывает у субъектов конфликта острые негативные эмоциональные переживания. Наиболее распространенными объективными причинами конфликтов являются профессионально-учебная деятельность и «организационные» причины. Субъективным фактором является «плохое настроение», что наверняка связано с высокими нагрузками студентов РостГМУ. Наблюдаются деструктивные последствия кон-

оригинальные статьи

фликта, связанные с негативным самочувствием участников (нервное истощение, гнев, сожаление, головная боль). Преобладающим стилем поведения является компромисс и уклонение, мирное разрешение конфликта. Приоритетными являются внутренние, а не внешние механизмы регуляции конфликта. Это подтверждает нашу гипотезу о том, что студенты РостГМУ способны самостоятельно конструировать жизненные траектории в ситуации неопределенности и конфликта.

Выводы

Первоначальная гипотеза доказана. Студенты РостГМ способны проявлять средний уровень конфликтности. Преобладающим типом является межличностный конфликт (на бытовой основе). Доминантными стратегиями поведения в конфликте являются компромисс и уступка, без привлечения третьих лиц.

ЛИТЕРАТУРА

1. Здравомыслов А.Г. Четыре точки зрения на причины социального конфликта //Конфликтология: Хрестоматия /Составитель: Н.И. Леонов. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2005 - 45 с.

2. Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта // Социология: Хрестоматия /Сост. Ю.Г. Волков, И.В. Мостовая -М.: Гардарики, 2006 - 78 с.

3. Кильмашкина Т.Н. Конфликтология: социальные конфликты: Учеб. пособие. - М.: ЮНИТИ, 2004. - 279 с.

4. Kirsten E. Austad, B., Aaron S. Kesselheim, MD, JD, MPH Conflict of Interest Disclosure in Early Education of Medical Students //

JAMA. - 2011. - №306(9). Р. 991-992.

5. Ankoor Shah CONLEY ESSAY CONTEST 2010 Runner-Up Essay Jason's Journal—Thoughts of an Ethically Conflicted Medical Student [Электронный ресурс] / Ankoor Shah // Virtual Mentor American Medical Association Journal of Ethics July 2011, Volume 13, Number 7: 461-465. (Бизнес Источник Полный [Электронный ресурс] / https://www.clinicalkey. com/#!/ContentPlayerCtrl/doPlayContent/2-s2.0-23134793/ {«scope»:»all»,»query»:»student conflict»} (дата обращения 19.03.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.