ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Раздел 13.00.00 Педагогические науки
ART 181060 2018, № 9 (сентябрь) УДК 377.3
Модель педагогической коррекции конфликтного поведения студентов в образовательной среде колледжа1
Долгова Валентина Ивановна2
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Челябинск, Россия
Кондратьева Ольга Александровна3
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Челябинск, Россия
Сенчева Людмила Анатольевна4
Лисоковский технический колледж, Лисаковск, Казахстан [email protected]
Аннотация. Моделирование используется в любой профессиональной деятельности, это классический метод получения, описания и использования знаний, однако в доступной нам литературе модель педагогической коррекции конфликтного поведения студентов в образовательной среде колледжа выявить не удалось. Поэтому цель исследования - разработать модель педагогической коррекции конфликтного поведения студентов, составить и апробировать программу её реализации в образовательной среде колледжа. Осуществленное моделирование обусловлено выявлением особенностей, принципов, классификаций, требований, этапов моделирования. Использованы три методики: тест К. Томаса, «Уровень конфликтности личности» Е. И. Рогова, «Модульный социотест» А. Я. Анцупова. Опытно-экспериментальной базой исследования выбраны студенты I курса КГКП «Лисаковский технический колледж» по специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» ^ = 25). Для реализации исследуемой модели создана и применена программа педагогической коррекции конфликтного поведения студентов в образовательной среде колледжа. После реализации программы доминирующей стратегией поведения в конфликте стало сотрудничество, более всего проявляется средний уровень конфликтности; уравнялись отношения в диадах «студент - группа» и «нравственность - профессионализм». Студентам удалось развить умения конструктивно выходить из конфликта, совершенствовать навыки эмпатии и рефлексии, а также пользоваться методами саморегуляции эмоций и поведения. Проведенное исследование показало, что обсуждаемое моделирование и созданная для его реализации программа способствуют положительной динамике основных критериальных показателей успешной педагогической коррекции конфликтного поведения студентов в образовательной среде колледжа.
Ключевые слова: конфликтное поведение, студенты, «Дерево целей», модель, программа педагогической коррекции.
Поступила в редакцию Received 24.07.2018 Получена положительная рецензия Received a positive review 20.08.2018
Принята к публикации Accepted for publication 20.08.2018 Опубликована Published 30.09.2018
Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)
1 Исследование проведено в рамках проекта «Научно-методические основы психологии и технологии управления инновационными процессами образования в меняющемся мире», реализуемого в Южно-Уральском научном центре Российской академии образования (ЮУНЦ РАО) на базе Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета
2 Долгова Валентина Ивановна, доктор психологических наук, декан факультета психологии ФГБОУ ВО «ЮжноУральский государственный гуманитарно-педагогический университет», г. Челябинск, Россия
3 Кондратьева Ольга Александровна, кандидат психологических наук, заведующая кафедрой теоретической и прикладной психологии ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», г. Челябинск, Россия
4 Сенчева Людмила Анатольевна, заместитель директора КГКП «Лисоковский технический колледж», г. Лисаковск, Казахстан
Введение
Моделирование используется в любой профессиональной деятельности и является чрезвычайно актуальным [1, 2], это классический метод получения, описания и использования знаний, однако в доступной нам литературе модель педагогической коррекции конфликтного поведения студентов в образовательной среде колледжа выявить не удалось [3-6]. Поэтому цель исследования - разработать модель педагогической коррекции конфликтного поведения студентов, составить и апробировать программу её реализации в образовательной среде колледжа.
Обзор отечественной и зарубежной литературы
Первоначально моделирование было распространено в ХУП-ХУШ веках для демонстрации простых механических предметов.
Исторически сложилось несколько классификаций моделей:
- модели познавательные, прагматические, инструментальные (И. Б. Новик [7]);
- модели воспитания и образования (Н. В. Бордовская, А. А. Реан [8]);
- совокупность моделей субстанциональных, структурных, функциональных, смешанных (Б. А. Глинский, Л. М. Фридман [9, 10]);
- модели педагогические, структурно-функциональные, функционально-структурные, образовательные, процессные, компетентностные, функциональные, математические, организационные (Е. В. Яковлев, Н. О. Яковлева [11]).
Модель - это искусственное создание явления (ситуации, процесса, предмета), похожего на естественное явление, изучение которого неосуществимо или затруднено.
Понятие «модель» трактуют как мысленно показываемую или материально осуществленную систему, которая отражает или воссоздает объект изучения (природный или социальный) и которая способна заменить его так, что её исследование даст нам новое сообщение об этом объекте. Модель включает ряд объектов или знаков, которые отражают отдельные важнейшие свойства, качества и отношения предметов.
Многообразие моделей обусловлено существованием различных подходов к определению особенностей, принципов, классификаций, требований, этапов моделирования.
Модель строится поэтапно.
1-й этап - освоение существенных знаний об объекте, концентрация внимания на изучении отдельных моментов модели.
2-й этап - проведение исследований, в которых преднамеренно меняются условия существования модели и систематизируются сведения о ее поведении.
3-й этап - перенос знаний по определенным требованиям на оригинал.
4-й этап - практическая проверка сведений и применение их для обобщения информации об объекте, его преобразования или управления им.
Цель, средства объект, уровень, масштаб моделирования - это признаки любой модели.
Цель моделирования - прогнозировать результаты предстоящих экспериментов.
Средства моделирования - инструменты, помогающие представлять и получать знания об объекте-оригинале.
Объекты моделирования - деятельность, процесс, продукция, организация, система или отдельное лицо или любая комбинация из них.
Уровни моделирования - степень описания объекта.
К моделям предъявляются определенные классические требования [12]:
- оптимальность - в модели представлены свойства и отношения, которые определяют ход деятельности;
- наглядность - модель истолковывается без существенных умственных усилий.
Систему мероприятий, которые направлены на исправление недостатков поведения человека с помощью специальных средств педагогического воздействия, называют педагогической коррекцией [13].
В ходе проведения коррекционной работы мы руководствовались четырьмя важными принципами, раскрытыми в отечественной и зарубежной научной литературе:
1) целостности коррекции и развития (на основе педагогического анализа развития студента принимается решение о коррекционной работе) [14, 15];
2) целостности возрастного и индивидуального в развитии (индивидуальный подход с учетом возрастного развития) [16];
3) целостности диагностики и коррекции развития (понимание и постановка задач коррекционной работы на основе диагностики и прогноза развития) [17];
4) деятельностного осуществления коррекции (выбор средств, путей и способов достижения поставленных целей) [18].
Методологическая база исследования
Опытно-экспериментальной базой исследования выбраны студенты I курса КГКП «Лисаковский технический колледж» по специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», обучающиеся на базе 11 классов в количестве 25 человек, из них 9 девушек, 16 юношей в возрасте от 17 до 19 лет. Использованы три методики [19]: тест К. Томаса, «Уровень конфликтности личности» Е. И. Рогова, «Модульный социотест» А. Я. Анцупова.
Результаты исследования
Результатом применения метода моделирования выступает сама модель педагогической коррекции конфликтного поведения студентов в образовательной среде колледжа, которая начинается с построения «Дерева целей» планируемой деятельности [20].
«Деревом целей» называется структурная совокупность целей программы, плана, в которой выделяются генеральная цель и подчиненные ей подцели первого, второго и последующего уровней. «Дерево целей» явилось основанием для разработки модели педагогической коррекции конфликтного поведения студентов колледжа.
Теоретический блок модели включает анализ теоретических предпосылок исследования конфликтного поведения студентов колледжа и их особенностей, индивидуально-психологических особенностей возраста, стратегий поведения в конфликте (соперничество, сотрудничество, компромисс, приспособление, избегание), объективных и субъективных условий возникновения конфликтов.
Диагностический блок включает в себя систему мероприятий, которые позволяют выявить уровень конфликтного поведения у студентов образовательной среды колледжа. Цель диагностического блока - это проведение психодиагностического обследования испытуемых по следующим методикам: тест К. Томаса, который предназначен для определения стратегии поведения в конфликте; «Уровень конфликтности личности» Е. И. Рогова - для выявления степени раздражительности и конфликтности личности в процессе деятельности; «Модульный социотест» А. Я. Анцупова - для выявления уровня конфликтного поведения у студентов колледжа.
Коррекционный блок предусматривал создание и реализацию программы педагогической коррекции конфликтного поведения у студентов колледжа. Программа составлена на основе результатов первичной психологической диагностики и анализа
рекомендаций специалистов, изучавших до нас эту проблему [20-22], и наших собственных исследований. Подчеркнем, что именно в попытке моделирования процессов педагогической коррекции конфликтного поведения у студентов колледжа и состоит новизна нашего исследования.
Еще один блок модели - аналитический блок, или блок проверки эффективности коррекционных мероприятий.
Констатирующий срез показал, что (по тесту К. Томаса) доминирующей стратегией поведения в конфликте является сотрудничество (40%), затем компромисс и игнорирование (по 20% каждая), приспособление (12%) и завершает стратегия соперничества (8%). По методике «Уровень конфликтности личности» Е. И. Рогова у 4% студентов проявился сверхнизкий уровень конфликтности, низкий - у 28%, средний - у 52%, высокий - у 16%, сверхвысокий уровень конфликтности в группе не выявлен. Уровень конфликтности студентов в основном средний, что говорит об отсутствии постоянной готовности к разрешению конфликтных ситуаций в процессе взаимодействия, о низких способностях отстаивать свою точку зрения, не прибегая к конфликтному общению. Анализ результатов, полученных с помощью методики «Модульный социотест» А. Я. Анцупова, показал, что отношение группы к человеку составляет 4,39 балла, отношение человека к группе составляет 3,46 балла. Представления о том, как относятся одногруппники к студенту, отличаются от реального отношения студента к группе, при этом отношение группы к студенту намного лучше, чем он относится к группе. Средняя оценка качества учебы (профессиональные качества) равна 7,77 балла, а средняя оценка нравственных качеств составляет 7,87 балла.
Констатирующий эксперимент позволил определить направления педагогической коррекции, которые и легли в основу программы.
Цель программы - создание педагогических условий для профилактики и снижения конфликтного поведения студентов колледжа в образовательной среде.
Задачи программы: изучить причины и особенности проявления конфликтного поведения у студентов колледжа; обучить студентов приемам общения, развивать их коммуникативную культуру; формировать умения конструктивно действовать в конфликтных ситуациях; развивать позитивные качества личности студентов.
Реализация деятельности в рамках программы педагогической коррекции конфликтного поведения строилась с учетом четырех принципов [23-25]:
1. Конфиденциальность: информация не подлежит сознательному или случайному разглашению. Участие студентов должно быть добровольным и сознательным.
2. Компетентность: определяются и учитываются границы компетентности педагога.
3. Доброжелательность: уважение и доброжелательное отношение к каждому студенту, исключается принуждение и насилие над личностью, не используются результаты работы во вред студентам.
4. Открытость: установление степени доверия и ответственности за предоставляемую информацию и избегание искажения.
В программе педагогической коррекции конфликтного поведения студентов колледжа используются разнообразные формы и методы работы [26-28]: дискуссия, беседа, теоретическое обучение, тренинговые упражнения, арттерапевтические техники, работа в малых группах, анализ конкретных ситуаций, деловая игра, подобранные с учетом индивидуальных особенностей студентов [29-31].
Программа предназначена для работы со студентами в возрасте от 17 до 19 лет. Минимальная численность группы - 10 человек, максимальная - 25 человек.
Занятия проводились не реже одного раза в неделю при условии заранее определенного времени и места. Оптимальный режим проведения занятий - дважды в неделю. Продолжительность каждого занятия от 45 до 55 минут. Реализация программы потребовала провести 10 занятий. Работа проводилась в просторном помещении. Использовались групповые и индивидуальные формы работы.
Структура каждого занятия состояла из трех основных частей. Начало занятия: приветствие, выяснение общей атмосферы в группе, настрой группы на работу. Основная часть: настрой на упражнения, выполнение упражнений, обсуждение результатов. Подведение итогов занятия: итоговое слово педагога, окончание занятия.
1. Давайте знакомиться (создание доверительной атмосферы и настрой группы на работу). Упражнения: «Здравствуйте» (создание благоприятного психологического климата в группе); «Мои качества» (выявление групповых предпочтений); «Фигура человека» (развитие толерантного отношения друг к другу); «Спасибо» (подведение итогов занятия).
2. Изучаю себя (сплочение коллектива, развитие умений и навыков командного взаимодействия). Упражнения: «Ромашка» (создание благоприятной атмосферы); ролевая игра «Африканский дождь» (снятие напряжения, развитие внимания и наблюдательности); «Кочки» (создание условий для самореализации, самоутверждения); «Неприятная история» (нахождение более конструктивного выхода из неприятной ситуации)»; «Теплые ладошки» (подведение итогов занятия).
3. Состояние души (снятие эмоционального, психического, нервно-мышечного напряжения и усталости). Упражнения: «Мимика» (создание благоприятной атмосферы); ролевая игра «Пиф-паф» (снижение психоэмоционального напряжения); «Силуэт человека» (преодоление негативного эмоционального состояния и снижение психоэмоционального напряжения); «Бумажный бум» (снижение психоэмоционального напряжения с помощью двигательной активности); «Досчитаем до 40...» (подведение итогов занятия).
4. Позитив и негатив (обучение взаимодействию друг с другом). Упражнения: «Пересаживание» (преодоление психологического барьера в общении); «Признание в чувствах» (осознание своих положительных качеств, повышение самооценки); «Карикатура на врага» (преодоление негативного эмоционального состояния и снижение психоэмоционального напряжения); «Подари радость другу» (подведение итогов занятия).
5. Есть контакт (овладение навыками коммуникативного контакта). Упражнения: «Вот тебе моя рука» (развитие сплоченности); «Корона» (развитие конструктивных способов общения); «Сиамские близнецы» (развитие взаимопомощи); «Повтори движение» (подведение итогов занятия).
6. Я среди других (развитие оптимизма и умений находить позитивные впечатления во взаимодействии). Упражнения: «Молекулы» (снижение эмоционального и физического напряжения); «Страшно красивый рисунок» (преодоление негативных переживаний); «Для чего мне нужны мои слабые стороны» (закрепление навыков самоанализа и самовыражения); «Никто не знает, что я.» (преодоление психологических барьеров в общении).
7. Управление конфликтом (обучение методам и способам нахождения решений в конфликтных ситуациях). Упражнения: «Построиться по...» (преодоление неуверенности в общении); «Монолог» (развитие умений управлять собой и ситуацией в процессе конфликта); «Танец частей тела» (снижение психоэмоционального и физического напряжения); «Чучело» (формирование уверенности в возможном изменении себя).
8. Я, ты, мы (развитие умений и навыков разрешения конфликтных ситуаций). Упражнения: «Ручеек» (снижение психоэмоционального и физического напряжения); «Путаница» (развитие умений разрешать конфликтные ситуации, не прибегая
к насилию); «Льдина» (развитие коммуникативных способностей и работы в команде); «Кулачок» (подведение итогов занятия).
9. Нас с тобой объединяет (развитие качеств и особенностей поведения, которые затрудняют или облегчают взаимодействие друг с другом). Упражнения: «Лист правды» (закрепление навыков самоанализа и самовыражения); «Мой друг» (составление психологического портрета своего друга); «Карусель» (развитие взаимопонимания партнеров по общению, развитие эмпатии и рефлексии); «Зоопарк» (подведение итогов занятия).
10. Давайте прощаться (развитие умений и навыков самоанализа). Упражнения: Игра «Веселое эхо» (развитие внимания, наблюдательности, чувства юмора); «Давайте поругаемся» (снятие психоэмоционального напряжения); «Ковер мира» (развитие навыков разрешения конфликтных ситуаций); «Подведем итоги» (обсуждение изменений в поведении и общении).
После реализации программы доминирующей стратегией поведения в конфликте (по тесту К. Томаса) осталось сотрудничество (60%), затем компромисс (20%), игнорирование (4%), приспособление (4%) и стратегия соперничества (4%). По методике «Уровень конфликтности личности» у 4% студентов проявился сверхнизкий уровень конфликтности, низкий - у 32%, средний - у 60%, высокий - у 4%, сверхвысокий уровень конфликтности в группе не выявлен. Отметим, что и после участия в программе педагогической коррекции уровень конфликтности студентов в основном средний, что говорит о недостаточно развитой способности отстаивать свою точку зрения, не прибегая к конфликтному общению. Анализ результатов, полученных по методике «Модульный социотест» А. Я. Анцупова, показал, что отношение группы к студенту пришло в равновесие с отношением студентов к группе. Повысилась средняя оценка качества учебы (профессиональные качества) до 8,2 балла, а средняя оценка нравственных качеств достигла 8,17 балла.
Таким образом, доминирующей стратегией поведения в конфликте стало сотрудничество, более всего стал проявляться средний уровень конфликтности; уравнялись отношения в диадах «студент - группа» и «нравственность -профессионализм. Студентам удалось развить умения конструктивно выходить из конфликта, совершенствовать навыки эмпатии и рефлексии, а также пользоваться методами саморегуляции эмоций и поведения.
Заключение
Проведенное исследование показало, что обсуждаемое моделирование и созданная для его реализации программа способствуют положительной динамике основных критериальных показателей успешной педагогической коррекции конфликтного поведения студентов в образовательной среде колледжа.
Ссылки на источники
1. Dudina M. N., Dolgova V. I. The crisis of upbringing in the contemporary chronotope: potential solutions // Man in India. - 2016. - Vol. 96. - № 10. - P. 3503-3511.
2. Dudina M. N., Dolgova V. I. New educational paradigm: existentialism is a humanism // Man in India. - 2016. -Vol. 96. - № 10. - P. 4043-4050.
3. Côté S., Miners C. T. H. Emotional intelligence, cognitive intelligence, and job performance // Administrative Science Quarterly. - 2006. - Vol. 51. - № 1. - P. 1-28.
4. Mayer J. D., Salovey P., Caruso D. R. Emotional intelligence: Theory, findings, and implications // Psychological Inquiry. - 2004. - Vol. 15. - № 3. - P. 197-215.
5. Боброва И. А. Особенности проявления конфликтов в педагогическом процессе современного образовательного учреждения // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. - 2015. - № 2 (14). - С. 199-203.
6. Катаева О. А., Шабурова О. А. Причины конфликтов между студентами и преподавателями // Успехи современного естествознания. - 2013. - № 10. - С. 154-155. - URL: https: // elibrary.ru/download/elibrary_20161728_31895425.pdf.
7. Новик И. Б. Новый тип модельного познания // Вопросы философии. - 1980. - № 7. - С. 130-142.
8. Бордовская Н., Реан А. Педагогика. - СПб.: Питер, 2011. - 304 с. - URL: https: // elibrary.ru/item.asp?id=21551340.
9. Моделирование как метод научного исследования: гносеологический анализ / Б. А. Глинский, Б. С. Грязнов, Б. С. Дынин, Е. П. Никитин. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1965. - 248 с.
10. Фридман Л. М. Наглядность и моделирование в обучении. - М.: Знание, 1984. - 80 с.
11. Яковлев Е. В., Яковлева Н. О. Модель как результат моделирования педагогического процесса // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2016. - № 9. - С. 136-140. - URL: https: // elibrary.ru/item.asp?id=27515524.
12. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. - М.: Прайм-Еврознак, 2003. - 672 с.
13. Кондратьева О. А., Соколова В. Е. Модель педагогической коррекции самооценки старшеклассников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 7. - С. 16-20. - URL: http: // e-koncept.ru/2016/56081.htm.
14. Brackett M. A., Mayer J. D. Convergent, discriminant, and incremental validity of competing measures of emotional intelligence // Personality and Social Psychology Bulletin. - 2003. - Vol. 29. - № 9. - P. 1147-1158.
15. Relating emotional abilities to social functioning: A comparison of self-report and performance measures of emotional intelligence / M. A. Brackett, S. E. Rivers, S. Shiffman, N. Lerner, P. Salovey // Journal of Personality and Social Psychology. - 2006. - Vol. 91. - № 4. - P. 780-795.
16. Dahlin M., Joneborg N., Runeson B. Stress and depression among medical students: a cross-sectional study // Medical Education. - 2005. - Vol. 39. - № 6. - P. 594-604.
17. Regression to mean: modification of examination stress data / D. A. Dimitriev, E. V. Saperova, Yu. D. Karpenko, A. D. Dimitriev // Acta Physiologica. - 2011. - Vol. 202. - № S685. - P. 83.
18. Долгова В. И., Жильцова Т. В. Психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения студентов колледжа // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 44. - С. 50-56. - URL: https: // e-koncept.ru/2016/56975.htm.
19. Забродин Ю. М., Пахальян В. Э. Психодиагностика: монография. - Саратов: Вузовское образование, 2015. -449 c. - URL: http: // www.iprbookshop.ru/29298
20. Долгова В. И. Моделирование процессов формирования смысложизненных ориентаций у студентов // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 5. - С. 169. - URL: https: // elibrary.ru/download/elibrary_27695095_16178109.pdf.
21. Ivcevic Z., Brackett M. A., Mayer J. D. Emotional intelligence and emotional creativity // Journal of Personality. -2007. - Vol. 75. - № 2. - P. 199-235.
22. Никулина И. В. Преподаватель и студент: причины возникновения конфликтов // Модернизация культуры: идеи и парадигмы культурных изменений: материалы Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. С. В. Соловьевой, В. И. Ионесова, Л. М. Артамоновой. - Самара, 2014. - С. 283-287. - URL: https: // elibrary.ru/download/elibrary_23119796_86946542.pdf.
23. Problems of mental regulation of personal behavior patterns in stressful conditions / V. I. Dolgova, N. V. Mamylina, N. A. Belousova, E. V. Melnik, N. I. Arkayeva // Man in India. - 2016. - Vol. 96. - № 10. - P. 3485-3491.
24. Kornyenko Y. A. The problem mastering in high anxiety situations // Науковий вкник Мукачiвського державного ушверситету. Серiя: педагопка та психолопя. - 2015. - № 1. - P. 147-153.
25. Лунегова Т. Ю., Метлякова Л. А. Профилактика конфликтного поведения подростков в условиях школьной службы примирения // Безопасное детство как правовой и социально-педагогический концепт: материалы Всерос. науч.-практ. конф. для студ., магистрантов и преподавателей: в 2 т. / Министерство образования и науки Российской Федерации; Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет. -Пермь, 2014. - С. 147-151.
26. Мельник К. С. Особенности разрешения конфликтов в образовательной организации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 11. - С. 3811-3815. - URL: https: // e-koncept.ru/2016/86799.htm.
27. Шейнов В. И. Управление конфликтами. - СПб., 2014. - URL: http: // ibooks.ru/product.php?productid=339958.
28. Dolgova V. I. Aspects of emotional stability in volunteers of gerontology programs // Advances in Gerontology. -2014. - Vol. 4. - № 4. - P. 278-282.
29. Emotional intelligence and leadership effectiveness / R. Kerr, J. Garvin, N. Heaton, E. Boyle // Leadership and Organization Development Journal. - 2006. - Vol. 27. - № 4. - P. 265-279.
30. Evidence that emotional intelligence is related to job performance and affect and attitudes at work / P. N. Lopes, D. Grewal, J. Kadis, M. Gall, P. Salovey // Psicothema. - 2006. - Vol. 18. - № S1. - P. 132-138.
31. Rosete D., Ciarrochi J. Emotional intelligence and its relationship to workplace performance // Leadership and Organization Development Journal. - 2005. - Vol. 26. - № 5. - P. 388-399.
Valentina I. Dolgova,
Doctor of Psychology, Professor, Dean of Psychology Faculty, South Ural State University of Humanities and Pedagogics,
Chelyabinsk
Olga A. Kondrateva,
Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Head of Theoretical and Applied Psychology Chair, South Ural State University of Humanities and Pedagogics, Chelyabinsk [email protected] Lyudmila A. Sencheva,
Deputy Director, Lisakovsky Technical College, Lisakovsk, Kostanay Region, Republic of Kazakhstan [email protected]
Model of students' conflict behavior pedagogical correction in the educational environment of the college Abstract. Modeling is used in any professional activity, it is a classical method of obtaining, describing and using knowledge. However, we could not find the model of students' conflict behavior pedagogical correction in the educational environment of the college in the available literature. Therefore, the aim of the research is to develop a model of pedagogical correction of students' conflict behavior, to compile and test a program for its implementation in the educational environment of the college. Methodology and methods. The implemented modeling is conditioned by the identification of features, principles, classifications, requirements, stages of modeling. Three methods were used: K. Thomas's test, "Conflict level of personality" by E.I. Rogov, "Modular Sociotest" by A.Ya. Antsupov. The first-year students of the State Technical College "Lisakovskiy Technical College", specializing in "Construction and operation of buildings and structures" (N = 25), were selected as the pilot experimental base. Results and discussion. To implement the model studied, the program for the pedagogical correction of students' conflict behavior in the educational environment of the college was created and used. After the implementation of the program, cooperation became the dominant strategy of behavior in the conflict situation, the average level of conflict prevailed; relations in dyads "student-group" and "morality-professionalism" were equalized. The students managed to develop the skills to exit the conflict constructively, to improve the skills of empathy and reflection, and also to use methods of emotions and behavior self-regulation. Conclusion. The conducted research showed that the discussed modeling and the program created for its implementation contributed to a positive dynamics of the main criterial indicators of the successful pedagogical correction of students' conflicting behavior in the educational environment of the college.
Key words: conflict behavior, students, "Target tree", model, program of pedagogical correction.
Научно-методический электронный журнал «Концепт» (раздел 13.00.00 Педагогические науки) с 06.06.2017 включен в перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (перечень ВАК Российской Федерации).
Библиографическое описание статьи:
Долгова В. И., Кондратьева О. В., Сенчева Л. А. Модель педагогической коррекции конфликтного поведения студентов в образовательной среде колледжа // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 9 (сентябрь). - С. 710717. - URL: http://e-koncept.ru/2018/181060.htm.
DOI 10.24422/MCITO.2018.9.16650
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2018 © Долгова В. И., Кондратьева О. В., Сенчева Л. А., 2018
772
www.e-koncept.ru