Межнациональные конфликты в студенческой среде
Елисеева Е. С.,
eliseevaakatee2000@mail.ru
Белгородский
государственный
национальный
исследовательский
университет
(г. Белгород, Россия)
УДК 37.06
Аннотация. Статья посвящена изучению актуальной проблемы межэтнического взаимодействия и межнациональных конфликтов в студенческой среде. На основе результатов исследования, проведенного среди студентов НИУ «БелГУ», анализируется состояние межэтнических отношений и особенности взаимоотношений между русскоязычными и иноязычными студентами. Цель работы: анализ межнациональных отношений среди студентов. Методы и объекты исследования: был выбран такой метод сбора данных, как анкетный опрос, проводимый в онлайн форме, с помощью средств Google-формы среди студентов и психологическая методика цветовой тест отношений в модификации А.И. Лутошкина, шкала Э. Богардуса. Объект исследования - студенты НИУ «БелГУ». Результаты: выделены основные причины межэтнических конфликтов в студенческой среде, определена социальная дистанция между разными национальностями. Выводы: обобщаются результаты опроса, направленные на изучение межнациональных конфликтов и отношений в студенческой среде.
Ключевые слова: межнациональные конфликты, национальность, студенческая среда, межэтническое взаимодействие.
Interethnic conflicts in the student environment
Eliseeva E.S.,
eliseevaakatee2000@mail.ru
Belgorod National Research
University
(Belgorod, Russia)
UDC 37.06
Annotation. The article is devoted to the study of the actual problem of interethnic interaction and interethnic conflicts in the student environment. On the basis of the results of the research conducted among the students of the National Research University "BelSU", the state of interethnic relations and the peculiarities of the relationship between Russian-speaking and foreign-speaking students are analyzed. Purpose of the work: analysis of interethnic relations among students. Methods and objects of research: such a method of data collection as an online questionnaire survey using Google-form tools among students and a psychological methodology of color relationship test in A. I. Lutoshkin's modification, E. Bogardus scale was chosen. The object of the research is students of the National Research University "BelSU". Results: the main causes of interethnic conflicts in the student environment are highlighted, the social distance between different nationalities is determined. Conclusions: summarizes the results of
Ф Э Р У M ISSN 2687-086Х
молодёжной науки 26 www.forummn.ru
Youth 11 Forun 1,1,1 http://forummn.ru/article-l.6.4.html
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
the survey aimed at studying interethnic conflicts and relations in the student environment.
Keywords: interethnic conflicts, nationality, student environment, interethnic interaction.
Введение
Исследование проблем в области конфликтологии является одним из актуальных направлений современной социологии и психологии. Тема межнациональных конфликтов является весьма интересной, так как данный вид конфликта относится к числу наиболее трудноразрешимых.
Теоретической базой исследования послужили труды авторов в области межнациональных отношений: Л.М. Дробижевой, А.Г. Здравомыслова, В.А. Тишкова.
В отечественной науке проблематика межэтнического взаимодействия представлена в работах многих социологов: О.А. Богатовой, О. Бредниковой, В. Воронкова, О. Карпенко, И. Освальда. Изучением вопросов профилактики конфликтов занимаются: В.А. Архипова, Е.С. Губина, А.Р. Ашаева, Е.С. Исаева. [1-4]
Межнациональный конфликт - одна из форм отношений между национальными общностями, характеризующаяся состоянием взаимных претензий, имеющая тенденцию к нарастанию, противостояние вплоть до вооруженных столкновений, открытых войн. Большинство межэтнических конфликтов носит социокультурный характер и проявляется в различии: ценностей, норм, религии, языка, традиций, стереотипов и т.д.
Особый интерес для исследователей представляет изучение межэтнического взаимодействия. Особенно в представлении молодежи, которая является наиболее активной частью населения, а также данная социально-возрастная группа наиболее подвержена сильному влиянию со стороны общества.
Нами было проведено исследование, которое помогло изучить особенности межэтнического взаимодействия и межнациональных конфликтов в студенческой среде. Было опрошено 36 студентов НИУ «БелГУ» различных национальностей: белорусы, украинцы, узбеки, татары, иорданцы, армяне, азербайджанцы. В качестве метода сбора информации использовалось анкетирование.
Основная часть
В первую очередь респондентам было предложено высказать свое отношение к представителям другой национальности. В результате анализа ответов было выявлено, что большая часть опрошенных 58% положительно относится к другим национальностям.
Следующий вопрос был направлен на выяснение того, как студенты относятся к межнациональным конфликтам. Исходя из ответов, 3% респондентов считают, что конфликты это естественно и относятся к ним положительно, еще 5% относятся скорее положительно, чем отрицательно.
Также удалось узнать, что «нейтрально» ответили 22% опрошенных. Отрицательное отношение у 39% студентов и чаще отрицательное у 17%. Затруднились ответить 14% опрошенных (рисунок 1).
Ф 4? Р У М ISSN 2687-086Х
молодёжной науки 27 www.forummn.ru
Youth sconcc F, rum......iai http://forummn.ru/article-l ,6.4.html
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
1) Положительно, это естественно
■ 2) Скорее положительно, чем отрицательно 3) Нейтрально
■ 4) Чаще отрицательно 5) Отрицательно
■ 6) Затрудняюсь ответить
Рисунок 1. Распределение ответов студентов на вопрос: «Как Вы относитесь к межнациональным конфликтам в целом?»
Таким образом, большая часть студентов высказалась против межнациональных конфликтов. Так как данный вид конфликта может привести к серьезным столкновениям между представителями разных национальностей.
Что касается причин межэтнических конфликтов, по мнению респондентов, главной причиной возникновения конфликтов является разница в поведенческих стереотипах - за этот вариант ответа проголосовал 61% студентов. Культурные различия причиной конфликта считают 50%, а на политические причины указали - 36%. Среди других причин межэтнических конфликтов респонденты отмечали: принадлежность к разным религиям 33%, ущемление прав этносов 30%, исторические взаимоотношения народов 16%. Одинаковое количество опрошенных 13% отметили такие причины, как: рост этнического национализма, быстрое изменение соотношения численности контактирующих народов вследствие миграции и экономические причины. Социально-экономическое неравенство, как причину указали 11% студентов.
Можно сделать вывод, что межэтнические конфликты происходят чаще всего из-за разницы в поведенческих стереотипах и культуре (рисунок 2).
10) Ущемление прав этносов
9) Социально-экономическое неравенство
8) Рост этнического национализма
7) Экономические причины
6) Политические причины
5) Принадлежность к разным религиям
4) Быстрое изменение соотношения численности контактирующих народов вследствие миграции
3) Исторические взаимоотношения народов
2) Разница поведенческих стереотипов
1) Культурные различия
30,60%
61,10%
0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70%
Рисунок 2. Распределение ответов студентов на вопрос: «В чём Вы видите основные причины
межэтнических конфликтов?»
Один из вопросов в анкете был составлен с помощью шкалы Э. Богардуса. Шкала используется для измерения дистанции, связанной с расовой, этнической, политической, религиозной и прочей принадлежностью. После обработки результатов выяснилось, что минимальная социальная дистанция наблюдается у студентов НИУ «БелГУ» с русскими, украинцами и белорусами. То есть этот показатель наличия взаимодействия, доверия и открытости во взаимоотношениях свидетельствует о толерантном отношении людей друг к другу.
Максимальная социальная дистанция наблюдается с такими представителями национальностей, как армяне, азербайджанцы, чеченцы, узбеки и китайцы. В свою очередь, это является признаком меньшей толерантности. Также это означает, что этнокультурная общность держится автономно, стремится обособиться от людей другой культуры, не доверяет им, скрывает свои проблемы и личностные особенности, психологически защищается.
Распределение ответов на вопрос, кто должен решать межнациональные конфликты среди студентов представлено на рисунке 3. Обработка результатов показала, что большая часть
ФЭРУ М 188К2687-086Х
молодёжной науки 29 www.forummn.ru
УоиП1 1 11 11 ........31 http://forummn.rU/article-l.6.4.html
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
опрошенного 80% считает, что сами студенты должны регулировать межнациональные отношения. При этом 41% студентов отмечают, что этим должны заниматься преподаватели университета. Также были выбраны такие варианты ответов как: ректор университета/администрация 36%, правительство 30%, студенческий комитет 27%, органы местного самоуправления 27%. Еще 19% уверены в том, что межнациональные отношения среди студентов должен регулировать деканат.
Ответы респондентов позволяют сделать вывод о том, что в целом студенты осознают, что урегулирование межнациональных отношений возможно на начальном уровне их возникновения.
9)Деканат 8) Профком 7) Студенческий комитет 6) Сами студенты 5) Ректор университета/ администрация 4) Преподаватели университета 3) Органы местного самоуправления 2) Правоохранительные органы 1) Правительство
0,00%
19,40%
5,60%
27,80%
27,80%
36,10% 41,70%
80,60%
30,60%
20,00% 40,00% 60,00% 80,00% 100,00%
Рисунок 3. Распределение ответов студентов на вопрос: «Кто, по Вашему мнению, должен регулировать межнациональные отношения среди студентов?»
Два вопроса в анкете были составлены с помощью методики ЦТО по А.И. Лутошкину. В одном вопросе студентам необходимо было расставить цвета в порядке предпочтения, а в другом для каждой из предложенной национальности выбрать цвет. Цель данной методики заключается в том, чтобы изучить эмоциональные компоненты отношений студентов к различным национальностям, также данная методика отражает как сознательный, так и частично неосознаваемый уровень этих отношений. После обработки данных и подсчета баллов для каждой национальности получился следующий список: (нации расположены от наиболее к наименее предпочитаемым):
русские > белорусы >украинцы > азербайджанцы > китайцы > армяне >узбеки > чеченцы Если проанализировать расположение всех наций в данном пространстве, то хорошо видно, что в восприятии студентов близко расположены русские. Также между собой похожи украинцы, белорусы и азербайджанцы. Отдельно стоят чеченцы.
Типологические группы были получены путем составления частного распределения цветов в отношении оцениваемых наций. Анализ данных показал, что русские ассоциируются с синим цветом, украинцы с желтым, белорусы с зеленым, армяне с красным, азербайджанцы с фиолетовым, чеченцы и узбеки воспринимаются в коричневой гамме, хотя частота упоминаний коричневого при ассоциации с чеченцами несколько чаще, чем с узбеками, китайцы с серым.
Ф Э Р У М ISSN 2687-086Х
молодёжной науки 30 www.forummn.ru
Youth 11 Forun 1,1,1 http://forummn.ru/article-l.6.4.html
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
Если сравнивать отдельно ранжирования цветов и наций, которые указали русские и иностранные студенты, то список распределения национальностей русских студентов выглядит следующим образом (нации расположены от наиболее к наименее предпочитаемым):
русские > азербайджанцы >украинцы > белорусы > китайцы > узбеки >
армяне > чеченцы
Таким образом, можно выделить группы по степени близости, сначала расположены национальности, набравшие наибольшее количество баллов: 1) русские и азербайджанцы; 2) украинцы; 3) белорусы; 4) китайцы; 5) узбеки; 6) армяне, чеченцы. Получается, что наименьшая социальная дистанция у русских студентов наблюдается с представителями первой группы, а максимальная - с национальностями из шестой группы.
Список распределения наций, по мнению иностранных студентов, выглядит следующим образом (нации расположены от наиболее к наименее предпочитаемым):
русские > армяне > белорусы > китайцы >
украинцы > узбеки > чеченцы > азербайджанцы
Таким образом, сформировались группы: 1) русские; 2) армяне; 3) белорусы; 4) китайцы; 5) украинцы и узбеки; 6) азербайджанцы и чеченцы. То есть эмоционально положительное отношение у иностранных студентов наблюдается для представителей первых трех наций, указанных выше, а негативное и конфликтное отношение к национальностям из последней шестой группы.
Можно сделать вывод о том, что все русские и иностранные студенты положительно относятся к таким национальностям, как русские и белорусы. Существует риск возникновения межнациональных конфликтов среди студентов, требующий социально-воспитательной работы и психолого-педагогической профилактики.
Заключение
Проведенное исследование позволило сформулировать следующие выводы. В целом студенты НИУ «БелГУ» хорошо относятся к представителям других национальностей. Конфликты среди студентов происходят редко, и, если они случаются студенты пытаются решить их самостоятельно мирным путем. Наиболее частой причиной, по которой происходят межнациональные конфликты в студенческой среде - разница в поведенческих стереотипах между этносами. По мнению респондентов, в ВУЗе благоприятные отношения между студентами различных национальностей.
Говоря о социальной дистанции, можно отметить, что она ближе всего по отношению к славянским народам (украинцам и белорусам), чем к представителям других национальностей. Максимальная социальная дистанция наблюдается с такими представителями национальностей, как армяне, азербайджанцы, чеченцы, узбеки и китайцы.
Проведение профилактической работы будет способствовать установлению доброжелательных отношений между студентами разных национальностей, в том числе с теми, где наблюдается максимальная социальная дистанция, позволит снизить влияние поведенческих стереотипов и улучшить межэтнические отношения в студенческой среде.
Благодарности
Работа подготовлена под руководством доцента кафедры социологии и организации работы с молодежью Белгородского государственного исследовательского университета Панич Ольги Евгеньевны.
Библиографический список
1. Дробижева Л.М. Этнические конфликты. Социальные конфликты в меняющемся российском обществе. М.: 1994.
2. Здравомыслов А.Г. Фундаментальные проблемы социологии конфликта и динамика массового сознания // Социс. 1993. № 8.
3. Панич О.Е. Модели и методы психологического сопровождения межкультурной адаптации иноязычных обучающихся // Педагогический журнал Башкортостана. 2019. № 3 (82). С. 43-50.
4. Тишков В.А. Феномен этнического конфликта: междисциплинарный подход и общественные практики. Опыт предупреждения и урегулирования конфликтов. М.: ИЭА РАН, 2018. 452 с.