Научная статья на тему 'СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ СТУДЕНТОВ С ЭКСТРАВЕРТНЫМ И ИНТРОВЕРТНЫМ ТИПОМ ЛИЧНОСТИ'

СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ СТУДЕНТОВ С ЭКСТРАВЕРТНЫМ И ИНТРОВЕРТНЫМ ТИПОМ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
517
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Огарёв-Online
Ключевые слова
ИНТРОВЕРСИЯ / КОНФЛИКТ / СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ / СТУДЕНТЫ / ЭКСТРАВЕРСИЯ / CONFLICT / CONFLICT BEHAVIOR STRATEGIES / EXTRAVERSION / INTROVERSION / STUDENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ионова Мария Сергеевна, Пятаева Евгения Владимировна

В статье отражены результаты исследования стратегий поведения в конфликте студентов - экстравертов и интровертов, представлена их сравнительная характеристика. Сделаны выводы о необходимости целенаправленного развития навыков общения и конструктивного решения конфликтных ситуаций у студентов в условиях вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ионова Мария Сергеевна, Пятаева Евгения Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONFLICT BEHAVIOR STRATEGIES OF STUDENTS WITH EXTRAVERT AND INTRAVERT TYPE OF PERSONALITY

This article considers the results of studying the strategies of conflict behavior of extravert and introvert students. A comparative characteristic of the strategies is provided. Conclusions are made about the need for the development of communication skills and constructive solutions to conflict situations among students in a university environment.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ СТУДЕНТОВ С ЭКСТРАВЕРТНЫМ И ИНТРОВЕРТНЫМ ТИПОМ ЛИЧНОСТИ»

ИОНОВА М. С., ПЯТАЕВА Е. В.

СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ СТУДЕНТОВ С ЭКСТРАВЕРТНЫМ И ИНТРОВЕРТНЫМ ТИПОМ ЛИЧНОСТИ Аннотация. В статье отражены результаты исследования стратегий поведения в конфликте студентов - экстравертов и интровертов, представлена их сравнительная характеристика. Сделаны выводы о необходимости целенаправленного развития навыков общения и конструктивного решения конфликтных ситуаций у студентов в условиях вуза.

Ключевые слова: конфликт, стратегии поведения в конфликте, экстраверсия, интроверсия, студенты.

IONOVA M. S., PYATAEVA E. V.

CONFLICT BEHAVIOR STRATEGIES OF STUDENTS WITH EXTRAVERT AND INTRAVERT TYPE OF PERSONALITY

Abstract. This article considers the results of studying the strategies of conflict behavior of extravert and introvert students. A comparative characteristic of the strategies is provided. Conclusions are made about the need for the development of communication skills and constructive solutions to conflict situations among students in a university environment.

Keywords: conflict, conflict behavior strategies, extraversion, introversion, students.

Для студенческого возраста характерно стремление занять определенное положение в различных областях социальной действительности. Именно в это период жизни человек находится на пике противоречий и конфликтов [3]. От отношения к конфликтным ситуациям, умения находить конструктивный выход из них, не допуская обострения, во многом зависит успешность в сфере межличностных отношений и профессиональной деятельности. Именно этим и объясняется неугасающий интерес исследователей к проблеме конфликта.

Различные конфликтные ситуации и пути выхода из них описаны в сказаниях, преданиях, былинах разных народов. Античными и древнекитайскими мыслителями предприняты первые попытки научного осмысления конфликта. Интерес к данной проблеме не ослабевает и в последующие исторические периоды [12]. В настоящее время интенсивно развивается комплексная наука конфликтология, а различные аспекты проблемы конфликта рассматриваются в истории, экономике, политологии, искусствоведении, педагогике и др. В психологии она является одной из центральных.

К изучению поведения в конфликте обращались как отечественные, так и зарубежные ученые - К. К. Платонов, А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов, С. М., Емельянов, Д. Майерс и др. [9; 1; 2; 8].

Социальный психолог Д. Майерс дает наиболее общее определение конфликта, рассматривая его как воспринимаемую несовместимость действий и целей [8].

В. А. Петровский определяет конфликт как столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия [10].

Наиболее полное определение конфликта предлагает К. К. Платонов. По мнению ученого, конфликт - это вид общения, который основан на реальных или иллюзорных, объективных или субъективных, в различной мере осознанных противоречиях. Попытки разрешения этих противоречий осуществляются на фоне острых эмоциональных состояний [9].

Учеными доказано, что для того, чтобы эффективно разрешить конфликтную ситуацию необходимо выбрать определенный стиль поведения. При этом важно принять во внимание и стиль других людей, которые вовлечены в данный конфликт, а также найти истинные причины его возникновения и развития [13].

В современной литературе четко определены пять основных стилей (или стратегий) поведения в конфликте: избегание, соперничество, приспособление, компромисс (соглашение), сотрудничество [6]. Выбор стратегии поведения зависит от многих факторов. Особую роль при этом играют, конечно же, личностные особенности участников конфликта.

В данной работе мы обращаемся к исследованию стратегий поведения в конфликте студентов с экстравертным и интровертным типом направленности личности. Эмпирическое исследование проводилось на базе Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва. В нем приняли участие 50 студентов разных курсов и направлений подготовки. Возрастной диапазон - от 18 до 22 лет.

Для получения необходимых данных мы использовали тест «Определение психологического типа» (Х. Грей-Дж. Уилрайт) и методику «Доминирующие стратегии конфликтного поведения» (метафорический вариант) [11].

Применение теста «Определение психологического типа» (Х. Грей-Дж. Уилрайт) дало возможность получить результаты, наглядно представленные на рисунке 1.

Условные обозначения: 1 - интровертный тип, 2 - экстравертный тип. Рис. 1. Тип направленности личности студентов.

Согласно полученным данным, среди студентов, участвовавших в исследовании, экстравертов значительно больше, чем интровертов (62% и 38% соответственно), что соответствует имеющимся в науке представлениям о численном преобладании людей с данным типом направленности личности [14; 7].

У экстравертов либидо (жизненная энергия) направлена во внешний мир. Они предпочитают социальные и практические аспекты жизни, оперируют реальными внешними объектами. Экстраверты предпочитают общение и действие. В отличие от них, интроверты направляют энергию на свой внутренний мир. Они склонны погружаться в собственные размышления и мечты. Экстраверты растрачивают собственную энергию, двигаясь к объектам внешнего мира. Интроверты, напротив, стараются не растрачивать энергию, накапливают ее [14; 7; 5]. В направлении движения либидо, по мнению создателя концепции экстраверсии-интроверсии К. Г. Юнга, заключается основное отличие экстравертов от интровертов [14].

На следующем этапе исследования мы разделили респондентов на две группы в зависимости от типа направленности личности. В группу А мы включили студентов с интровертным типом направленности личности - 38% (19 человек), а в группу В -с экстравертным типом направленности личности - 62% (31 человек).

Применив методику «Доминирующие стратегии конфликтного поведения» (метафорический вариант), мы сравнили показатели студентов групп А и В. Полученные данные представлены в таблице 1.

Таблица 1

Стратегии конфликтного поведения студентов с экстравертным и интровертным типом направленности личности: сопоставительные данные

Стратегии конфликтного поведения Количество студентов

Группа А, % (интроверты) Группа В, % (экстраверты)

38 62

«Черепаха» - стратегия ухода 29 12

«Акула» - силовая стратегия 8 21

«Медвежонок» - стратегия приспособления 16 25

«Лиса» - стратегия компромисса 30 23

«Сова» - стратегия сотрудничества 17 19

Итого 100 100

Данные таблицы 1 наглядно представлены на рисунке 2.

■ ■ ■ I Г ■ ■ ■

Условные обозначения: ряд 1 - группа А, ряд 2 - группа В; 1- «черепаха», 2 - «акула», 3 -

«медвежонок», 4 - «лиса», 5 - «сова»

Рис. 2. Стратегии конфликтного поведения студентов (экстравертов и интровертов):

сопоставительные данные.

Согласно представленным данным, у студентов с интровертным типом направленности личности (составивших группу А), преобладающими являются стратегии

«лиса» (30%) и «черепаха» (29%). Следовательно, интроверты в ситуации конфликта в большей степени склонны к компромиссу - взаимным уступкам и избеганию.

Выбирая компромисс, человек принимает точку зрения оппонента лишь до некоторой степени. Велика вероятность того, что через определенный промежуток времени конфликт разгорится с новой силой. К уходу от конфликта прибегают по причине неуверенности в возможности его успешного разрешения, либо из-за отсутствия желания тратить время и силы на поиск оптимального решения.

На следующих позициях в группе студентов-интровертов такие стратегии как «сова» (17%) и «медвежонок» (16%). Следовательно, довольно велика процентная доля студентов с интровертным типом направленности личности, стремящихся к максимально возможному удовлетворению своих интересов и интересов партнеров. В то же время, значительным является и количество студентов-интровертов, склонных к односторонним уступкам. Они ориентированы на совместные действия с другими, но при этом не стремятся отстаивать свои интересы. Им проще полностью уступить сопернику, смириться с этим и принять его доминирование.

Наименьшее количество студентов-интровертов предпочитает силовую стратегию «акула». К соперничеству при разрешении конфликтов склонны лишь 8% студентов группы А.

В группе студентов-экстравертов наиболее предпочитаемыми являются стратегии «медвежонок» (25%) и «лиса» (23%). Следовательно, студенты с экстравертным типом направленности личности в большей степени склонны к уступкам (взаимным и односторонним).

При этом достаточно велика доля студентов-экстравертов, предпочитающих силовую стратегию «акула» (21%). По мнению М. Лэйни, экстраверты «... сконцентрированы на результатах, обожают толпу и действие» [7, с. 17].

Сотрудничество (стратегия «сова») выбирают 19% студентов группы В. При сопоставлении результатов групп А и В по данному параметру, мы видим, что различия не столь существенны (17% студентов группы А и 19% студентов группы В). Стремление к максимально возможному удовлетворению интересов всех сторон в ходе разрешения конфликта примерно в равной степени характерно для экстравертов и интровертов. Полученные результаты несколько расходятся с распространенной в научной литературе точкой зрения относительно того, что экстраверты больше стремятся к сотрудничеству, чем интроверты.

Стратегию «черепаха» (уход от конфликта) предпочитают лишь 12% студентов с экстравертным типом направленности личности.

Таким образом, согласно полученным результатам, интроверты в ситуации конфликта в большей степени склонны к «компромиссу» (взаимным уступкам) и «уходу». На следующей позиции «приспособление» и «сотрудничество». Наименьшее количество студентов с интровертным типом направленности личности склоняются к силовой стратегии.

Студенты-экстраверты предпочитают уступки - взаимные и односторонние. Экстраверты хорошо ориентируются во внешнем мире, соответственно, в большинстве случаев довольно успешно к нему приспосабливаются. В отличие от интровертов, в группе студентов экстравертов довольно много сторонников силовой стратегии разрешения конфликтов. К сотрудничеству стремится примерно равное количество экстравертов и интровертов. Уходить от конфликта предпочитают 12% студентов с экстравертным типом направленности личности. Это самая непопулярная стратегия у студентов группы В.

В целом, следует отметить, что большинство студентов (как интровертов, так и экстравертов) склоняется к недостаточно эффективным стратегиям поведения в конфликте. Сторонников стратегии «сотрудничество» не так уж много среди участников нашего исследования. Полученные результаты свидетельствую о необходимости проведения целенаправленной работы по развитию у студентов (как интровертов, так и экстравертов) навыков общения и конструктивного разрешения конфликтов.

С целью решения данной проблемы мы проанализировали соответствующую психолого-педагогическую литературу и подготовили ряд рекомендаций для психологов (сотрудников психологических служб вузов), преподавателей психологии, кураторов студенческих групп.

В целях снижения уровня конфликтности студентов мы рекомендуем:

- организовывать и проводить тренинги по развитию навыков общения и преодоления конфликтов (учитывая при этом тип направленности личности участников);

- применять тренинговые программы, ориентированные на развитие у студентов умения анализировать личностные особенности (свои и других людей), обучение способам адекватного выражения эмоций и чувств, формирование умения оценивать конфликтные ситуации и находить эффективные способы их разрешения;

- в ходе тренингов использовать все разнообразие интерактивных методов социально-психологического обучения (дискуссия, мозговой штурм, анализ ситуаций, моделирование ситуаций, ролевые игры и др.);

- включать в тренинги информационные блоки (в форме бесед, мини-лекции и т. п.) с целью ознакомления студентов с эффективными способами общения и разрешения конфликтов;

- объединять студентов для участия в различных мероприятиях, способствующих установлению новых социальных связей (экскурсии, походы, встречи с сотрудниками различных структур вуза, знакомство с деятельностью клубов и кружков, общественных организаций и т. п.);

- разрабатывать и внедрять в учебный процесс спецкурсы по основам конфликтологии, психологии конфликта;

- прилагать усилия для поддержания благоприятного психологического климата в студенческих коллективах [4].

Специалистам, работающим со студентами (психологам, преподавателям психологии, кураторам и др.) и, конечно, самим студентам необходимо помнить о том, что умение конструктивно разрешать конфликты - одно из важнейших условий успешности человека в обществе. От этого умения во многом зависит эффективность в сфере межличностного общения и будущей профессиональной деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология: учебник. - М.: ЮНИТИ, 2000. -551 с.

2. Емельянов С. М. Практикум по конфликтологии: учебное пособие. - СПб.: Питер, 2009. - 384 с.

3. Здравомыслов А. Г. Социология конфликта: учебное пособие. - М.: Аспект-Пресс, 1996. - 317 с.

4. Ионова М. С., Шукшина Л. В., Никишов С. Н., Баляев С. И. К проблеме развития навыков общения и конструктивного разрешения конфликтов у студентов в условиях полинационального вуза // Мир науки. - 2017. - Т. 5. - № 2. - С. 58.

5. Ионова М. С., Баляев С. И. Возможности развития прогностической способности у студентов-первокурсников с экстравертным и интровертным типом направленности личности [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. -2014. - № 3. - Режим доступа: http://science-education.ru/ru/article/view?id=13683 (дата обращения 15.09.2020).

6. Леонов Н. И. Конфликтология: учеб. пособие. - М.: Изд-во Москов. психолого-социального ин-та; Воронеж : МОДЭК, 2006. - 232 с.

7. Лэйни М. Непобедимый интроверт. - М.: Эксмо, 2003. - 384 с.

8. Майерс Д. Социальная психология: учебник. - СПб.: Питер, 1997. - 688 с.

9. Платонов К. К. Структура и развитие личности. - М.: Наука, 1986. - 255 с.

10. Психология: Словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.

11. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учебное пособие. - Самара: БАХРАХ-М, 2001. - 672 с.

12. Серебрякова Т. А., Десятова С. В. Проблема конфликта в психологии [Электронный ресурс] // Бюллетень науки и практики. - 2017. - № 1. - Режим доступа: file:///C:/Users/user/Downloads/problema-konflikta-v-psihologii.pdf (дата обращения 12.09.2020).

13. Шапиро Д. Невротические стили [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://royallib.com/book/shapiro_devid/nevroticheskie_stili.html (дата обращения 10.09.2020).

14. Юнг К. Г. Психологические типы. - СПб.: Ювента, 2015. - 219 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.