Поступила в редакцию 9.06.2009 г.
Andreeva I.G. Professional subjectness of future lawyers as an object of study and development. In the article contemporary approaches to the category of “subjectness”
are analyzed, the dialectical interrelation of concepts “subject”, “subjectivity”, “subjectness” is shown.
Key words: subjectness; professional subjectness; professional subjectness of lawyer.
УДК 15
КОНФЛИКТНЫЕ СТРАТЕГИИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ
© М.В. Донцова
В статье описываются предпочитаемые студентами-психологами стратегии поведения в конфликте. Проанализированы психологические причины доминирования у студентов-психологов тех или иных конфликтных стратегий. Раскрыто соотношение таких конфликтных стратегий, как: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление, - в различных возрастнопрофессиональных группах студентов-психологов.
Ключевые слова: студенты-психологи; профессиональные особенности студентов-психологов; юношеский возраст; стратегии поведения в конфликте; соперничество; сотрудничество; компромисс;
избегание; приспособление.
В 2008 г. было проведено эмпирическое исследование особенностей конфликтных стратегий студентов-психологов. Психологические стратегии поведения в конфликте выражаются в поведенческих и «деятельностных» проявлениях личности, отражаются в ее общении (коммуникации) и, в целом, в социальном взаимодействии. В этой статье мы опишем основные итоги нашего эмпирического исследования конфликтных стратегий студентов-психологов.
Совокупным объектом представляемого здесь эмпирического исследования явилась социально-психологическая группа, образовательный страт студентов, получающих высшее образование на факультетах психологии разных вузов нашей страны. Предмет эмпирического исследования - структура конфликтных стратегий как психическая основа конфликтного поведения личности. Предмет исследования конкретизируется в социальном срезе студентов, будущих спе-циалистов-психологов. Цель эмпирического исследования состояла в изучении степени психологической выраженности у студентов-психологов разнообразных конфликтных стратегий. В качестве общей гипотезы описываемого эмпирического исследования мы постулировали, что студенты-психологи имеют некоторые особенности выраженности такого психического феномена, как
структура стратегий поведения личности в конфликте. В соответствии со смысловым значением объекта, предмета, цели и гипотезы эмпирического исследования нами была поставлена следующая основная задача: эмпирически выявить выраженность конфликтных стратегий студентов-психологов.
Для решения поставленной задачи мы применили следующие методы эмпирического исследования. I. Психодиагностический метод. Нами были использованы следующие психодиагностические тестовые методики:
1) тест-опросник К.У. Томаса «Диагностика предрасположенности личности к конфликтному поведению», адаптация Н.В. Гришиной, направленный на определение стратегий поведения личности в конфликте [1, 2];
2) тест-опросник В.И. Андреева «Оценка уровня конфликтности личности», нацеленный на выявление степени конфликтности личности [3]; 3) тест-задание Э. Фромма «Понимание пословиц», адаптация Е.С. Романовой, направленный на выявление когнитивных параметров оценки личностью конфликтных ситуаций [3]. II. Описательный метод. III. Метод сравнительного анализа. IV. Метод корреляционного математико-статистического анализа. V. Интерпретационный метод. Достоверность результатов проведенного эмпирического исследования и сделанных на их основе выводов достигалась
с помощью (посредством) использования методов системного и качественного анализа данных, корреляционного анализа, математико-статистических методов. Применен математико-статистический коэффициент корреляции информационных данных Пирсона / Спирмена. Для проверки «истинности» информационных данных был использован статистический метод Фишера, позволивший проверить достоверность различий полученных данных.
Эмпирическую базу (выборку) исследования представляли собою 245 респондентов. Все респонденты являются студентами факультета психологии Института психологии, социологии и социальных отношений Московского городского педагогического университета (ИПССО МГПУ). Респонденты являются студентами учебного отделения психологии, всех форм обучения: очная (дневная), очно-заочная (вечерняя), заочная (полный и сокращенный сроки обучения) и формы обучения «второе высшее образование». Психодиагностическое обследование тестируемых производилось нами исключительно очным групповым методом, только в светлое время суток (утром и днем), только в учебных аудиториях ИПССО МГПУ, исключительно с полного добровольного согласия самих обследуемых, которым, предварительно, в общем виде объяснялись научные цели и задачи настоящего исследования. Все респонденты имели индивидуальные бланки для ответов на вопросы тестов-опросников и для выполнения теста-задания психодиагностической батареи тестов, использованной нами. Всем респондентам досконально разъяснялась инструкция к каждому психодиагностическому тесту-опроснику и к тесту-заданию. Мы подробно отвечали всем тестируемым на все, возникающие в ходе тестирования, вопросы. Все испытуемые не ограничивались нами во времени ответов на вопросы тестов-опросников и во времени выполнения теста-задания, т. к. ограничение тестируемых по времени не входило в инструктивные требования примененных нами тестовых методик.
Возраст всех респондентов: от 16 лет до 42 лет. Мы «разделили» всех наших тестируемых на «возрастные периоды» и «поделили» их на группы, исходя из «возрастной представленности» нашей выборки и следующих общепринятых в научной возрас-
тной психологии возрастных характеристик развития личности: 16-21 - юность; 21-25 -молодость; 25-42 - средний (зрелый) возраст. При этом, мы «опирались» на научные положения таких авторов, как: Г. С. Абрамова, Б.С. Волков, М.В. Гамезо, О.Б. Дарвиш, И.В. Дубровина, М.В. Ермолаева, Е.И. Исаев, Е.Н. Каменская, В.Е. Клочко, В.Н. Колюц-кий, И.С. Кон, И.Ю. Кулагина, Т.Д. Марцин-ковская, Т.М. Марютина, В.С. Мухина,
Н.Н. Обозов, Л.М. Орлова, Е.А. Петрова, А.И. Подольский, А.М. Прихожан, Ф. Райс,
А.А. Реан, Е.Е. Сапогова, В.И. Слободчиков, Д.И. Фельдштейн, И.В. Шаповаленко и др. [4-12]. Группа А: возраст от 16 лет до 21 года имеют 189 человек (77,1 %). Группа Б: возраст от 21 года до 25 лет имеют 39 чел. (15,9 %). Группа В: возраст от 25 лет до 42 лет имеют 17 чел. (7 %). Все респонденты были опрошены («продиагностированы») нами по трем психодиагностическим методикам, задействованным в нашем исследовании.
Далее мы подсчитали процентное выражение информационных психодиагностических данных всей нашей общей выборки по проведенным нами 3 психодиагностическим методикам, затем мы осуществили корреляционный анализ психодиагностических показателей всей нашей выборки, также по 3 проведенным нами методикам. Затем мы проанализировали психодиагностические показатели выделенных нами по разным возрастам (на указанных выше основаниях) частей нашей выборки, - по каждой методике. Мы так же произвели подсчет «измеряемых» личностных показателей нашей выборки (студентов-психологов) относительно того, на каких курсах: 1-4, они учатся, - по каждой методике. Мы не производили подсчет по «половому признаку», т. к. выборка респондентов по данному параметру представлена весьма неравномерно: 38 человек (15,5 %) мужчин и 207 человек (84,5 %) женщин - что характеризует «типичный половой разброс» данного рода выборок.
Приводим наиболее «выразительные» (показательные) основные результаты нашего эмпирического исследования. В силу объективной ограниченности объема научной статьи проанализируем только те данные, которые получены по методикам К.У. Томаса и Э. Фромма. Также, из-за ограничения
объема статьи, проанализируем только данные по общей выборке респондентов. С научных эмпирических позиций мы можем так сделать потому, что полученные нами информационные психодиагностические данные по возрастам и курсам обучения респондентов полностью подтвердили данные по общей выборке респондентов.
I. Тест-опросник К.У. Томаса «Диагностика предрасположенности личности к конфликтному поведению», адаптация Н.В. Гришиной [1, 2]. Тест выявляет следующие конфликтные стратегии личности: соперничество (конкуренция, противоборство), сотрудничество, компромисс, избегание (уход от конфликта), приспособление (пассивная
адаптация).
Психодиагностические данные всей нашей выборки по тесту-опроснику К.У. Томаса показали, что «соперничество» как стратегию поведения в конфликте предпочитают
17.2 % респондентов, в принципе применяют
41.2 % тестируемых, используют крайне редко - 41,6 % опрошенных. Соперничество -это наиболее опасная для конфликтующих сторон форма поведения (взаимодействия) в конфликте. Противоборство может перевести внешний (социальный) конфликт в прямую личностную психологическую конфронтацию и даже в столкновение с применением конфликтующими физической силы [1, 2, 13-15]. Черты личности субъекта, «предпочитающего» противоборство как стратегию поведения в конфликте следующие. Индивид, демонстрирующий этот конфликтный стиль, как правило, чрезмерно озабочен отношением к себе со стороны окружающих и стремится во всех ситуациях выглядеть победителем. У такого типа личностей, как правило, присутствует неадекватно завышенная самооценка, сохранение которой на завышенном уровне удается с помощью использования определенных форм психологической защиты. Противоборство как стиль поведения присуще, скорее, экстравертам, нежели чем интровертам [1, 2, 13-15].
Стратегию поведения в конфликте «сотрудничество» предпочитают 18 % опрошенных, более или менее часто ее применяют 71 % респондентов, что само по себе является отрадным показателем. Редко используют сотрудничество 11 % тестируемых. Сотрудничество (кооперация) как стратегия на-
правлена на разрешение противоречий, лежащих в основе конфликта [1, 2, 13-15]. Черты личности субъекта, предпочитающего сотрудничество как стратегию поведения в конфликте, следующие. Этот стиль, как правило, присутствует у неформальных лидеров, способных регулировать и контролировать поведение не только других людей, но и свое собственное, что возможно благодаря тому, что в системе мотиваций доминирующую позицию занимает мотив достижения цели с высоким развитием социального волевого контроля. Этот стиль поведения также наиболее характерен для экстравертов [1, 2, 13-15].
В качестве ведущей стратегии поведения в конфликте, «компромисс» выбирают
28,7 % респондентов. Достаточно велик -66 % - показатель средней степени выраженности данной стратегии поведения в конфликте у наших опрошенных. Это позитивный факт. Низкая же степень выраженности компромисса присутствует всего у 5,3 % респондентов. Это говорит о том, что подавляющее большинство тестируемых весьма склонны «использовать» компромисс как стратегию поведения в конфликте, что также является социально-психологически положительным фактом. Компромисс как стиль поведения направлен на постепенное сближение интересов сторон и сведение их к общему балансу сил и потребностей, что возможно только в том случае, если все участники готовы идти на значительные уступки [1, 2, 13-15]. Черты личности субъекта, предпочитающего компромисс как стратегию поведения в конфликте следующие. Это осторожные, рационально мыслящие люди, которые ориентированы на сохранение стабильных социальных отношений. У них присутствует хорошо развитый интеллект и адекватная высокая самооценка. Этот стиль поведения в конфликте равно склонны выбирать как интроверты, так и экстраверты [1, 2, 13-15].
В качестве ведущей стратегии поведения в конфликте «избегание» применяют 7 % респондентов. Среднюю выраженность «избегания» демонстрируют 59,1 % тестируемых, что является, в целом, нейтральным фактом. Низкий показатель использования этой стратегии выказывают 33,9 % опрошенных. Избегание - это стиль поведения, ориентированный на сохранение статуса своего «Я», поэтому наиболее социально пассив-
ный, сводящийся, обычно, к непризнанию личностью наличия внешнего (социального) конфликта [1, 2, 13-15]. Черты личности присущие людям, «выбирающим» избегание
(уход от конфликта): заниженная самооценка, недостаточная развитость социального интеллекта, что способствует усилению внутренних конфликтов. Этот стиль поведения в конфликте в большей степени свойственен интровертам, чем экстравертам [1, 2, 13-15].
Как ведущую стратегию поведения в конфликте, «приспособление» используют 8 % опрошенных. Более или менее часто эту стратегию применяют 47 % тестируемых. Почти не характерен этот стиль поведения для 45 % респондентов. Данное соотношение выраженности этой стратегии, в общем, является весьма распространенным в разных выборках тестируемых [1, 2, 13-15]. Приспособление - это стиль поведения, ориентированный на сохранение социальных отношений, что происходит, как правило, в ущерб своим интересам [1, 2, 13-15]. Черты личности субъекта, «предпочитающего» приспособление как стратегию поведения в конфликте, следующие: неадекватно заниженная самооценка, безынициативность и отсутствие активных социальных контактов. Данный стиль поведения более свойственен интровертам [1, 2, 13-15].
Таким образом, по методике К.У. Томаса мы выявили, что доминирующей стратегией поведения в конфликте по всей выборке наших испытуемых, в целом, является компромисс: 94 % совокупной средней и высокой степеней выраженности данной стратегии во всей выборке испытуемых. На втором месте - сотрудничество: 89 % совокупной средней и высокой степеней выраженности данной стратегии во всей выборке испытуемых. На третьем месте - избегание: 66,1 % совокупной средней и высокой степеней выраженности данной стратегии во всей выборке испытуемых. На четвертом месте - соперничество: 58,4 % совокупной средней и высокой степеней выраженности данной стратегии во всей выборке испытуемых. На пятом месте - приспособление: 55 % совокупной средней и высокой степеней выраженности данной стратегии во всей выборке испытуемых.
Превалирование во всей общей выборке наших испытуемых «компромисса» (94 %) и
«сотрудничества» (89 %) является позитивным фактом, положительно характеризующим, в частности, профессионально-личностные качества наших тестируемых, являющихся будущими специалистами-психологами.
II. Тест-задание Э. Фромма «Понимание пословиц», адаптация Е.С. Романовой [3]. Тест выявляет, исходя из когнитивных проявлений испытуемых, то, к какой конфликтной поведенческой стратегии они склоняются, оценивая свое отношение к разным классам конфликтных социальных ситуаций, косвенно отраженных (заложенных) в пословицах и поговорках, являющихся «стимульным материалом» данного теста. Этот тест Э. Фромма, согласно имеющимся в нем оценочным параметрам, прямо корреспондирует (коррелирует) с приведенным выше тестом К.У. Томаса, выявляя те же (являющиеся для людей основополагающими) стратегии поведения в конфликте. Это: конкуренция (соперничество, противоборство в конфликте), сотрудничество (совместная деятельность по устранению причин конфликта), компромисс («усреднение», 50/50, интересов конфликтующих сторон), избегание (психосоциальный уход от конфликта), приспособление (адаптация к конфликтным условиям и ситуациям, осуществляющаяся в ущерб достижению собственных интересов) [3].
По данной методике Э. Фромма мы получили следующие результаты психодиагностики всей общей выборки наших испытуемых, относительно доминирующих их личностных представлений о применении того или иного типа конфликтной стратегии. Конкуренция (соперничество, противоборство) -35 чел. (14,3 %). Сотрудничество - 131 чел. (53,5 %). Компромисс - 55 чел. (22,4 %). Избегание - 6 чел. (2,5 %). Приспособление -18 чел. (7,3 %).
Таким образом, анализируя данные по тесту-заданию Э. Фромма, мы пришли к выводу о том, что наибольшее количество человек из общей выборки наших респондентов в качестве ведущего типа конфликтной стратегии проявляют стратегию сотрудничества, - 131 человек (53,5 %). Следующая по частоте использования всеми тестируемыми - стратегия компромисса - 55 человек (22,4 %).
Эти информационные данные психодиагностики общей выборки тестируемых по
методике Э. Фромма практически полностью совпадают с данными по тесту-опроснику К.У. Томаса, описанными нами выше. Здесь мы упомянем только о том, что по данным теста К.У. Томаса имеется доминирование во всей общей выборке наших испытуемых «компромисса» - 94 % и «сотрудничества» -89 %. Это подтверждается данными, полученными по тесту Э. Фромма, - представлено наиболее выраженное предпочтение в нашей общей выборке «сотрудничества» - 53,5 % и «компромисса» - 22,4 %. Указанный факт значимо подтверждает валидность и ретесто-вую надежность как использованных нами методик, так и всех наших психодиагностических данных в целом [1-3, 13-15].
Черты личности субъекта, «предпочитающего» сотрудничество как стратегию поведения в конфликте следующие. Представители этого типа поведения в конфликте ценят и цели, и взаимоотношения. Они открыто определяют позиции и ищут выхода в совместной работе по достижению целей, стремятся найти решения, полностью удовлетворяющие всех участников конфликта [1, 2, 13-15].
Факт превалирования выявленных позитивных конфликтных стратегий, сотрудничества и компромисса (особенно высокие показатели по сотрудничеству), конечно, положительно характеризует наших испытуемых (студентов-психологов) с профессионально значимых позиций развития и формирования их личностно-профессиональных качеств.
1. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб., 2007.
2. Практическая психодиагностика. Методики и тесты / ред. Д.Я. Райгородский. Самара, 2007.
3. РомановаЕ.С. Психодиагностика. СПб., 2005.
4. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М., 2006.
5. Волков Б.С. Психология юности и молодости. М., 2006.
6. Каменская Е.Н. Психология развития и возрастная психология. Ростов н/Д, 2007.
7. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. М., 2005.
8. Подольский А.И. Исследование учебной деятельности студентов // Формирование учебной деятельности студента / под ред.
В.Я. Ляудис. М., 1989.
9. Психология развития / под ред. Т.Д. Марцин-ковской. М., 2005.
10. Психология человека от рождения до смерти / под ред. А. А. Реана. СПб., 2005.
11. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. М., 2005.
12. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. М., 2005.
13. Конфликтология / под ред. В.П. Ратникова. М., 2007.
14. Леонов Н.И. Конфликтология. М., 2006.
15. Психология конфликта / под ред. А.И. Донцова. М., 1984.
Поступила в редакцию 16.06.2009 г.
Dontsova M.V. Conflict strategies of students-psychologists. This article describes strategy of behavior in conflict preferred by students-psychologists. Psychological causes of dominance of certain conflict strategies among students-psychologists are analyzed. The article discloses the correlation of conflict strategies such as: rivalry, collaboration, compromise, avoidance, adaptation in different age-and-professional groups of students-psychologists.
Key words: students-psychologists; professional peculiarities of students-psychologists; youthful age; strategy of behavior in conflict; rivalry; collaboration; compromise; avoidance; adaptation.