психологические науки
Дубровина Светлана Валериевна, Климонтова Татьяна Анатольевна, Чепурко Юлия Владиславовна
СТРАТЕГИЯ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ ...
УДК 159.9.072
СТРАТЕГИЯ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ ПРИ РАЗЛИЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ (ПО ПАРАМЕТРУ ЭСТРАВЕРСИЯ-ИНТРОВЕРСИЯ)
© 2016
Дубровина Светлана Валериевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Психология» Иркутский национальный исследовательский технический университет (664074, Россия, Иркутск, ул. Лермонтова 83 e-mail: [email protected]) Климонтова Татьяна Анатольевна, доктор психологических наук, доцент, научный руководитель Московский финансово-промышленный университет «Синергия» (129090, Россия, Москва, Москва, ул. Мещанская, дом 9/14, стр.1, e-mail: [email protected]) Чепурко Юлия Владиславовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Общая психология»
Иркутский государственный университет (664025, Россия, Иркутск, ул. Чкалова, д.2 e-mail: [email protected])
Аннотация. В статье представлены результаты исследования стратегий поведения в конфликтной ситуации при различной направленности личности (по параметру экстраверсия-интроверсия). Проведен анализ степени разработанности проблемы внутренней детерминации выбора стратегии поведения в конфликте на современном этапе развития отечественной психологической науки. Дан анализ эволюции взглядов ученых на проблему направленности личности. На основе сопоставительного анализа со смежными исследованиями других, авторами уточнены доминирующие стратегии поведения у экстравертов, интровертов и амбивертов. Показано, что стратегия соперничества в конфликте в большей степени используются экстравертами, а пассивные стратегии, такие как избегание и приспособление больше характерны для интровертов, так же для данной группы испытуемых свойственно идти на компромисс. Выявлено, что на сотрудничество в конфликте более ориентированы амбивертированные личности. Определена статистическая достоверность выявленных различий по выбору стратегии поведения в конфликте между экстравертами, интровертами и амбивертами. Установлены статистические связи между направленностью личности и стратегиями поведения в конфликтной ситуации. Выявлены особенности проявления стратегий поведения в конфликте при различной направленности личности в юношеском возрасте. Основные положения и выводы статьи могут быть использованы в научной и психолого-педагогической деятельности при рассмотрении вопросов о выборе личностью стратегий поведения в конфликтной ситуации.
Ключевые слова: стратегии поведения в конфликте, конфликт, юношеский возраст, направленность личности, экстраверсия, интроверсия, амбиверсия, детерминация стратегий поведения личности, типология направленности, сопоставительный анализ.
STRATEGY OF BEHAVIOR IN CONFLICT SITUATIONS FOR DIFFERENT PERSONALITY ORIENTATION (IN THE PARAMETERS ESTRAVERSIYA-INTROVERSION)
© 2016
Dubrovina Svetlana Valerievna, candidate of psychology sciences, Associate Professor of psychology National research Irkutsk state technical University (664074, Russia, Irkutsk, Lermontova St. 83 e-mail: е-mail: [email protected]) Klimontova Tatiana Anatolievna, Doctor of Psychological Sciences, Associate Professor, scientific Director
Moscow financial-industrial University "Synergy" (129090, Russia, Moscow, Moscow, St. Philistine, е-mail: [email protected]) Chepurko Yuliya Vladiclavovna, candidate of psychology sciences, Associate Professor of the Department
of "General Psychology» Irkutsk State University (644025, Russia, Irkutsk, str. Chkalov,2 e-mail: [email protected])
Abstract. The article presents the research results of strategies of behavior in conflict situations for different personality orientation (by setting extraversion-introversion). It is analyzed the degree of elaborating problem of internal determination of a choice of behavior strategy in conflict at the present stage of development of the domestic psychological science. It is made the analysis of the evolution of scientist's views on the problem of personality orientation. Authors refined the dominant behavior strategy of extroverts, introverts and ambiverts basing on comparative analysis which related with other studies It is shown that the strategy of rivalry in the conflict in particular are extroverts, and passive strategies such as avoidance and adaptation are more typical of introverts, as well for this group of subjects tend to compromise. It is found out that ambiverts is more focused on cooperation in conflict. It is determined the statistical reliability of the observed differences in choice of strategy of behavior in conflict between extroverts, introverts and ambiverts. Authors established statistical connection between the personality orientation and strategies of behavior in conflict situations in adolescence. The main theses and conclusions of the article can be used in scientific and psychological-pedagogical activity when considering the choice of the individual strategies of behavior in a conflict situation.
Keywords: strategy of behavior in conflict, personality orientation, extraversion, introversion, ambivesion, determination of individual behavior strategies, focus typology, comparative analysis.
Современная социальная ситуация характеризуется высоким уровнем социальной, политической и экономической нестабильности, снижением общего уровня лояльности государственным и политическим структурам, и на этом фоне, снижению устойчивости в межличностном взаимодействии, росту конфликтности в общении. Стратегии поведения в конфликтной ситуации во многом определяет успешность личности в области построения межличностных отношений, выступают основой для эффективного социального функционирования, особенно на одном из важных этапов социального становления - юношеском возрасте [11],[3].
В социальной психологии накоплен значительный объем эмпирических данных в области детерминации
стратегии поведения личности в конфликтной ситуации. В частности, показана связь стратегии поведения в конфликтной ситуации с особенностями эмоционально-волевой регуляции поведения, типом реакции на фрустрацию [4], личностными качествами [17], акцентуациями характера [7], темпераментом, психологической защитой [18], самооценкой личности [16], самоотношением личности [19], способностями и интеллектом [15], эмоциональным интеллектом [13], креативностью [8],целя-ми и ценностями [20], гендерной принадлежностью[12].
Между тем, требует дополнительного исследования вопрос индивидуально - психологической детерминации стратегии поведения личности в конфликтной ситуации. Экстра - интровертированная направленность
Дубровина Светлана Валериевна, Климонтова Татьяна Анатольевна, Чепурко Юлия Владиславовна I психологшесше
СТРАТЕГИЯ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ ... науки
личности выступает в качестве ведущего свойства, в котором аккумулирована система побуждающей активности личности к жизнедеятельности, оказывающей значительное влияние на стратегию поведения человека в условиях конфликтного общения.
Теоретический анализ литературы показал, что большое значение для развития представлений о направленности личности имели труды К. Юнга [21], предложившего типологию направленности. Автором были выделены два типа направленности или жизненных установок: интроверсия и экстраверсия. При этом экстраверсия предполагает ориентацию личности на внешний мир, направленность на взаимодействие с другими людьми, а интроверсия, напротив, предполагает ориентацию на внутренний мир и его самосохранение. Интроверсия и экстраверсия характеризуют систему отношения человека к себе и к миру.
Г. Ю. Айзенк [1] дал интерпретацию интроверсии и экстраверсии с позиции физиологии. Автор полагал, что основе данных качеств лежат генетически определенные особенности центральной нервной системы, а именно соотношение процессов возбуждения и торможения. При экстраверсии доминируют процессы возбуждения, а при интроверсии - торможения.
В настоящее время в зарубежной психологии акцентируется внимание исследователей делается на экс-тра-интроверированных чертах личности (Furnham, F. Adrian, Trope, Bassok, R. J. Riding, Edinger, Polliver, Singer); исследуется корреляция экстраверсии и интроверсии с интеллектом и способностями (Mohan, Pharman, Cantor,Jarrett, Tempest); с моральными качествами (Flam, Mirtse, Ranschbung и др.); влияние данных характеристик на общение (Gibson, Rahim, Feldstein, Rahe); обсуждаются возможности психокоррекциеи экстраверсии и интроверсии (Moody, Boller, Lippa, Kato, Gorman, Jonson, A. Jonn). В целом, ученые едины во мнении, что направленность личности выступает в качестве ключевого фактора определяющего, поведение человека в условиях изменяющегося социального пространства.
В представленном исследовании для диагностики экстра-интро-амбивертированности использовалась шкала экстравертированности-интравертированности Г. Айзенка, диагностика стратегии поведения в конфликте исследовалась с применением личностного опросника, разработанного К. Томасом.
Мы посчитали необходимым выделить группу ам-бивертов, так как она является доминирующей группой в генеральной совокупности. Средняя группа элиминирует недостатки и синтезирует достоинства крайних групп, а так же средняя группа репрезентативна в плане любого исследования.
Таблица 1-Различия стратегий поведения в конфликте у амбивертов, экстравертов и интровертов (баллы)
ЛЁ Стратегии поведения в Экстраверты Амбиверты Интроверты Н Р
1 Соперничество 7,4 5Д 2,9 14,046 0г 0009
Сотрудничество 5,6 7 5 1,22 0,543
3. Компромисс 6,4 5,5 8,5 5,853 0,0536
4 Избегание 4,5 73 7,4 5,207 0,074
5. Приспособление 6,1 5 6,5 2,005 0Д664
Из таблицы видно, что стратегия соперничество преобладает у экстравертов и в меньшей степени свойственна интровертам, что подтверждает положение К. Юнга [21] о том, что экстравертированные личности характеризуются высокой внешней реактивностью, а интро-вертированные внешней пассивностью при высокой интрапсихической активности. Экстраверты не боятся использовать агрессивную стратегию поведения в конфликте, так как им свойственно жить «одним днем», они не склоны к планированию и долгосрочным прогнозам, часто подвержены реализации своих сиюминутных реакций. Как было показано уровень доверия к другим людям у экстравертов более высокий, поэтому они не боятся конфронтации в конфликтной ситуации [11]. Кроме 336
того как показано А.П. Кожевиной [11] у интровертов доминируют в сознании идеи о непродуктивности взаимодействия с окружающими, что сказывается на поведении в конфликте как уходе от конкурентных отношений.
Сотрудничество как одна из более эффективных стратегий решения конфликтных ситуаций в большей степени характеризует амбивертов. Считается, таким людям свойственна одновременно и общительность и замкнутость, а также и активность, и пассивность [1]. Видимо эти качества создают благоприятные условия для использования в конфликте стратегии сотрудничества, основанной на взаимном учете интересов партнера в совместной деятельности. Кроме того, установлено, что амбивертов характеризует положительная эмоциональная оценка партнера по общению, оптимистическое ожидание относительно поведения других людей, так же избегают дискомфортных для себя ситуаций [14]. Все это создает условия для разрешения конфликта выгодным образом для всех участников.
Компромиссная стратегия, предполагающая выход из конфликтной ситуации путём взаимных уступок ради достижения какой-либо цели наиболее характерна для интровертов. Возможно, это связано наличием особых установок, выявленных А. Аугустинавичюте [2]. Автор считает, что интроверты убеждены, что при появлении сложностей в общении должны меняться люди и их поведение. Интровертам проще пойти на компромисс, чтобы не нарушить внутренне равновесие. Обладая высоким уровнем рефлексии и неустойчивой самооценкой интроверты считают компромисс наиболее выгодной для себя стратегией решения конфликтной ситуации.
Стратегия избегания, направленная на уход от решения конфликтной ситуации, наименее характерна для экстравертов, это объясняется тем, что экстраверсия имеет такие структурные компоненты как аффилиация, сила и достижение [14], поэтому затягивание конфликта или уход от него экстравертами рассматривается как неэффективная стратегия. Интроверты предпочитают избегание, так как эта стратегия способна сохранить внутренний баланс, это безопасно для сохранения устойчивости внутреннего пространства [10]. Как отмечал К. Юнг, для них в целом свойственны установки избегания внешнего мира и связанного с ним деятельности [21]. Амбиверты используют эту стратегию в связи с тем, что они рациональны и склонны ориентироваться по ситуации, при понимании, что не выгодно уходят от контакта путем избегания [14].
Приспособление как стратегия для того чтобы не допустить конфронтации. Считается, что подобную стратегию нередко выбирают люди с заниженной самооценкой [9]. Такая стратегия наиболее характерна для интровертов, так как им свойственно внешних событий через призму внутренних переживаний, эмоциональная сдержанность, фиксация на собственном внутреннем мире, что порождает нерешительность, закрытость [21]. Поэтому приспособиться за счет уступки своими интересами для них более простой и эффективный сценарий. Экстраверты также используют эту стратегию но чаще в ситуации когда конфликт не представляет особой важности, задачей является сохранение взаимодействия, позволить оппоненту одержать верх, таким образом, самоутвердившись [5].
Таким образом, и экстраверты, и интроверты почти в равной степени используют данную стратегию, но при этом с различной внутренней мотивацией: если интроверты избегают конфликта для сохранения собственной самооценки и внутренней устойчивости (на фоне низкого уровня доверия к себе [11]), то экстраверты для самоутверждения.
Статистический анализ с применением Н-критерия Краскела-Уоллиса показал наличие достоверных различий только по стратегии соперничество, подтверждая, что экстраверты наиболее склонны к выбору данной АНИ: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4(17)
психологические науки
Дубровина Светлана Валериевна, Климонтова Татьяна Анатольевна, Чепурко Юлия Владиславовна
СТРАТЕГИЯ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ ...
стратегии, основанной на удовлетворении собственных интересов, в ущерб интересам другой стороны. Экстраверт намерен одержать верх в конфликте, психологическую базу для этого создает: высокая самооценка, высокий уровень доверия себе.
Для определения статистической тенденции к выбору стратегии поведения в конфликте при экстраверсии, интроверсии и амбиверсии мы провели корреляционный анализ с применением ранговой корреляции Спирмена. Как показал расчет коэффициента корреляции значимая связь стратегия соперничества с направленностью личности, чем более выражена данная стратегия у экстравертов и наименее у интровертов (r=0,767). Выявлена отрицательная значимая взаимосвязь между стратегией компромисса и направленностью (-0,457). Так, данная стратегия наиболее связана с интроверсией и наименее с экстраверсией. Стратегия избегания (-0,395) в свою очередь наименее связана с экстраверсией и наиболее с интроверсией.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы в отношении стратегий поведения в конфликте в зависимости от направленности личности. Показано, что стратегия соперничества в конфликтной ситуации используются преимущественно экстравертами. Интровертам свойственно использование пассивных стратегий, таких как избегание и приспособление, так же для данной группы испытуемых свойственно идти на компромисс в условиях конфликтного общения. На сотрудничество в конфликте более ориентированы ам-бивертированные личности.
В целом, проведенное исследование подтвердило гипотезу о существовании специфики стратегии поведения в конфликтной ситуации: у экстравертов, интровертов и амбивертов. Основываясь на полученных данных можно говорить о том, что экстраверсия создает предпосылки для использования в конфликте стратегии основанной на конкуренции, а отличии от интроверсии, которая детерминирует уход от прямого конфликта интересов и ориентацию на компромиссное решение ситуации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Айзенк, Г. Структура личности. СПб: Ювента,1999. - 464 с.
2. Аугустинавичюте, А. Комментарий к типологии Юнга и введение в информационный метаболизм // Соционика, ментология и психология личности. 1995. N° 2. С. 108 - 134.
3. Басова А.Г. Сравнительный анализ стратегий поведения в конфликте школьников подросткового и юношеского возраста // Молодой ученый. 2013. № 5. С. 627631.
4. Журавлев А.Л., Шорохова Е В. Психология совместной жизнедеятельности малых групп и организаций. М.: Изд-во «Социум»; «Институт психологии РАН», 2001. 288 с.
5. Иванова Е.Н. Типология интересов и стратегия поведения в конфликте // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. 2011.N 1. С. 95-101.
6. Ильин, Е.П.. Психология доверия. - СПб: Питер, 2013. - 288 с.
7. Камнева Е.В., Никулина А.М. Взаимосвязь стратегий поведения в конфликте и акцентуаций характера студентов / Е.В. Камнева, А.М. Никулина // Особенности формирования личности будущего финансиста в период инновационного развития России: сб. науч. тр. / Финансового университета при Правительстве РФ. Тула, 2011. С. 28-37.
8. Кашапов М.М., Волченкова А.А. Влияние креативности подростков с разным типом психического развития на выбор стратегии поведения в конфликте / М.М. Кашапов, А.А. Волченкова // Ребенок в образовательном пространстве мегаполиса материалы всероссийской научно-практической конференции, 12-13 апреля 2016 г., Москва: Текстовое электронное издание. Подготовлено
при поддержке Департамента образования г. Москвы; под ред. О.И. Ключко. 2016. С. 119-125.
9. Кишко М.В. Внутриличностные детерминанты выбора стратегии поведения в конфликте: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Урал. гос. ун-т им. А.М. Горького. - Екатеринбург: Изд-во Тюмен. Обл. инта развития регион. Образования, 2003. - 27 с.
10. Климонтова Т.А., Кожевина А.П. Доверие как показатель открытости внутреннего мира человека // Историческая и социально-образовательная мысль. 2014. Т. 6. № 6-1 (28). С. 192-195.
11. Кожевина А.П. Структурная организация доверия различной направленности личности (параметру экстра-версия-интроверсия): дис. ... канд. психол. наук. Яросл. гос. ун-т им. П.Г. Демидова, Ярославль, 2016. - 167 с.
12. Кулакова Т.В., Новосельцева А.С. Стратегии поведения в конфликте: гендерный аспект / Т.В. Кулакова, А.С. Новосельцева // Проблемы развития устойчивых отношений между государством, гражданским обществом и бизнесом: вызовы времени: сб. статей по материалам конференции, посвящённой Дню российской науки. (отв. ред. Солдаткин А.А.). 2016. С. 38-47.
13. Печенкин Н.М. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и стратегий поведения в конфликте / Н.М. Печенкин // Формирование общекультурных и профессиональных компетенций финансиста: сб. науч. тр.Финансового университета при Правительстве Российской Федерации. Москва, 2016. С. 51-54.
14. Прокофьева, Т. Н. Соционика. Алгебра и геометрия человеческих взаимоотношений. М.: Алмаз, 2005. 112 с.
15. Прудникова И.И. Взаимосвязь интеллекта и способностей со стратегиями поведения студентов в конфликтах/ И.И. Прудникова // Наука - образованию, производству, экономике материалы ХХ1(68) Региональной научно-практической конференции преподавателей, научных сотрудников и аспирантов: в 2-х томах. 2016. С. 120-121.
16. Сивко О.П. Характер связи самооценки со стратегиями поведения личности в конфликте // Молодий вчений. 2015. № 5-4 (20). С. 87-90.
17. Терехова А.Ю., Смирнова О. Б. Взаимосвязь личностных качеств и стратегий поведения в конфликте в подростковом возрасте URL: http://www.rae.ru/ forum2012/12/3326 (дата обращения: 24.11.2016).
18. Феоктистова С.В., Кулева И.В. Исследование взаимосвязи индивидуально типологических особенностей личности, механизмов психологической защиты и стратегий поведения личности в конфликте / С.В. Феоктистова, И.В. Кулева // Психология профессионала: личность, деятельность, организация: коллективная монография под ред. Т.А. Жалагиной и д.р. Тверь, 2014. С. 222-232.
19. Черкашина А.Г., Земсков А.С. Исследование взаимосвязи выбора стратегии поведения в конфликте с самоотношением у спортсменов / А.Г. Черкашина, А.С. Земсков А.С. // Рудиковские чтения Материалы VIII Международной научно-практической конференции психологов физической культуры и спорта «Рудиковские чтения». РГУФКСМиТ. 2012. С. 343-346.
20. Черняева Т.В. Индивидуально - психологические детерминанты конфликтного поведения студентов вуза: дис. ... канд. психол. наук. Яросл. гос. пед. ун-т им. К.Д. Ушинского, Ярославль, 2008. - 186с.
21. Юнг, К. Г. Психологические типы. / Пер. с нем. С. Лорие (под ред. В. Зеленского). - СПб: Азбука, 2001. - 538 с.