2017, том 7, № 5
www.vestnik.nspu.ru
ISSN 2226-3365
© Ш. В. Куулар, Л. К. Будук-оол
DOI: 10.15293/2226-3365.1705.05
УДК 159.91 + 612.821
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ ТИПОМ СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ
Проблема и цель. В статье представлены психофизиологические особенности студентов с разным типом стратегии поведения в конфликтных ситуациях. Данная тематика является актуальной, т. к. в условиях повышенной нагрузки в вузе студенты должны обладать адаптивными механизмами, способствующими их успешному обучению. Зачастую адаптация к обучению в вузе происходит недостаточно эффективно, что приводит к появлению сильного эмоционального напряжения, которое ухудшает здоровье обучающихся. Все эти факторы могут привести к психоэмоциональному стрессу, что влияет на поведение студента в конфликтных ситуациях, т. к. конфликт является одной из первопричин стресса и возникающего на этой почве застойного эмоционального возбуждения с последующей дезинтеграцией физиологических функций. Цель нашей работы - выявить психофизиологические особенности студентов с разным типом стратегии поведения в конфликтных ситуациях.
Методология. В исследовании приняли участие 84 студента тувинской национальности Тувинского государственного университета. Для проведения исследования использовался методический комплекс компьютерной программы «Методика комплексной оценки физического, психического здоровья и физической подготовленности студентов высших и средних профессиональных учебных заведений» Р. И. Айзмана с соавт. (2009), по которому диагностировали стратегии поведения личности в конфликтном взаимодействии по методике К. Томаса; особенности личностных характеристик обучающихся по опроснику Г. Айзенка; состояние агрессии по методике А. Басса и А. Дарки.
Результаты. Среди контингента студентов преобладающим типом стратегии является неэффективная стратегия, однако присутствует достаточно большая доля лиц с эффективной стратегией поведения. По всей выборке доминирующим типом темперамента оказался меланхолический, а у лиц с эффективной стратегией поведения превалирующим типом темперамента являлся флегматический. При этом среди лиц с нейтральной стратегией поведения оказалась большая доля меланхоликов. Среди студентов с неэффективной стратегией поведения преобладали интроверты, в остальных группах больше амбивертов. Экстраверты присутствовали только среди студентов с эффективной стратегией поведения.
Куулар Шенне Владимировна - аспирант кафедры анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности, Тувинский государственный университет. E-mail: Shengne@mail.ru
Будук-оол Лариса Кара-Саловна - доктор биологических наук, профессор кафедры анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности, Тувинский государственный университет. E-mail: buduk-ool@mail.ru
© 2011-2017 Вестник НГПУ Все права защищены
Ш. В. Куулар, Л. К. Будук-оол (Кызыл, Россия)
67
2017, том 7, № 5 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
Заключение. Лица с неэффективной стратегией поведения отличались более высоким уровнем агрессивности в сравнении с остальными.
Ключевые слова: конфликт; стратегия поведения; экстраверсия; интроверсия; нейро-тизм; тип темперамента; агрессивность; враждебность.
Постановка проблемы
Разнообразие и масштабность конфликтов, их практическая повсеместность втягивают в конфликтные действия представителей разных групп населения, в том числе и студенческую молодежь1 [19]. Студент во время обучения в университете подвергается многочисленным факторам риска, которые провоцируют возникновение дисбаланса регулятор-ных систем, нарушения нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и иммунной систем [6; 16]. Зачастую адаптация к обучению в вузе происходит недостаточно эффективно, что приводит к появлению сильного эмоционального напряжения, которое ухудшает здоровье обучающихся [12; 18]. Все эти факторы могут привести к психоэмоциональному стрессу, что может повлиять на поведение студента в конфликтных ситуациях.
Конфликт является одной из первопричин стресса и возникающего на этой почве застойного эмоционального возбуждения с последующей дезинтеграцией физиологических функций3 [7]. П. Фресс также предлагает рассматривать конфликт и стресс как состояния, во время которых проявляются нарушения
4
процессов адаптации .
По Н. В. Гришиной5, конфликт представляет собой столкновение противоположных интересов, которое оппоненты своими активными действиями пытаются преодолеть. Основываясь на представлениях о направленности на собственные интересы или интересы оппонента, К. Томас в своей методике определяет стратегии поведения в конфликтах следующим образом:
- конкуренция (соперничество) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;
- приспособление, обозначающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого человека;
- компромисс - результат сильной заинтересованности первой стороны в успехах другой, в сочетании с умеренной заинтересованностью в собственных успехах;
- избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;
- сотрудничество - когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон [21; 24].
1 Павленкович С. С. Стратегии поведения студентов-спортсменов с разными личностными особенностями в конфликтных ситуациях // Конфликты в современном мире: международное, государственное и межличностное измерение: материалы V Международной научной конференции / Ученый совет факуль-
тета психолого-педагогического и специального об-
разования Саратовского национального исследова-
тельского государственного университета имени
Н. Г. Чернышевского; отв. ред. Ю. О. Бронникова,
Л. В. Мясникова, Т. Г. Фирсова. - М.: Перо, 2016. -С. 644-648.
2 Щербатых Ю. В. Экзамен и здоровье студентов // Высшее образование в России. - 2000. - N° 3 - С. 111 -115.
3 Судаков К. В. Системные механизмы эмоционального стресса. - М.: Медицина, 1981. - 229 с.
4 Фресс П. Эмоции // Экспериментальная физиология. -1975. - Вып. V. - С. 111-195.
5 Гришина Н. В. Психология конфликта. - СПб.: Питер, 2008. - 544 с.
© 2011-2017 Вестник НГПУ
Все права защищены
68
2017, том 7, № 5 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
Оценивая степень реализации своих интересов оппонентами и качество разрешения конфликта с использованием определенной стратегии в конфликтном взаимодействии, целесообразно говорить об эффективности стратегии поведения в конфликте. Эффективность оценивается по двум критериям: удовлетворенность и продуктивность 6. На основании этих критериев были определены в качестве эффективных стратегий поведения в конфликте сотрудничество и компромисс, поскольку в случае их использования интересы противоположных сторон удовлетворяются в большей степени; в качестве неэффективных -соперничество и приспособление, поскольку в случае их использования удовлетворяются интересы одной стороны; избегание выступает нейтральной стратегией поведения, поскольку в этом случае не удовлетворяются интересы обеих сторон7
В социально-психологической науке существует большое количество научных исследований, посвященных изучению конфликта и конфликтного поведения8 [10; 13; 20; 21]. Однако изучению психофизиологических предикторов типа стратегии поведения посвящено незначительное количество исследований, особенно у студентов [3].
В связи с этим изучение психофизиологических показателей у студентов с разной стратегией поведения в конфликтных ситуациях является актуальным, т. к. в условиях вы-
сокой нагрузки в вузе студенты должны обладать адаптивными механизмами, способствующими их успешному обучению.
Цель работы - выявить психофизиологические особенности студентов с разным типом стратегии поведения в конфликтных ситуациях.
Материалы и методы
В исследовании приняли участие 84 студента тувинской национальности Тувинского государственного университета. Средний возраст респондентов составил 21,2 ± 0,3 года. Исследование проводилось в лаборатории «Адаптация человека к обучению и внешней среде» в соответствии с основными биоэтическими правилами на добровольной основе. Для проведения исследования использовался методический комплекс компьютерной программы «Методика комплексной оценки физического, психического здоровья и физической подготовленности студентов высших и средних профессиональных учебных заведений» Р. И. Айзмана с соавт.9, с помощью которого диагностировали стратегии поведения личности в конфликтном взаимодействии по методике К. Томаса; особенности личностных характеристик обучающихся по опроснику Г. Айзенка; состояние агрессии по методике А. Басса и А. Дарки.
Результаты экспериментов подвергались статистической обработке с помощью пакета
6 Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология: учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2013. - 512 с.
7 Черняева Т. В. Индивидуально-психологические детерминанты конфликтного поведения студентов вуза: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Ярославль: ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2008. - 20 с.
8 Гришина Н. В. Психология конфликта. - СПб.: Пи-
тер, 2008. - 544 с.; Черняева Т. В. Индивидуально -психологические детерминанты конфликтного поведения студентов вуза: автореф. дис. ... канд. психол.
наук. - Ярославль: ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2008. - 20 с.; Бородкин Ф. М., Коряк Н. М. Внимание: конфликт! - 2-е изд., перераб. и доп. - Новосибирск: Наука, 1989. - 189 с.
9 Методика комплексной оценки физического и психического здоровья, физической подготовленности студентов высших и средних профессиональных учебных заведений / Р. И. Айзман, Н. И. Айзман, А. В. Лебедев, В. Б. Рубанович. - Новосибирск, 2009. - 100 с.
© 2011-2017 Вестник НГПУ
Все права защищены
69
2017, том 7, № 5 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
программ Statistica 6.0. Статистическую значимость различий определяли при нормальном распределении по ^критерию Стьюдента для независимых выборок, пороговый уровень статистической значимости принимался при значении критерия р < 0,05. Для сравнительного анализа групп по показателям личностных характеристик использовали критерий сравнения процентных долей (критерий Фишера, фэмп). Данные приведены как средние арифметические (М) и их ошибки (да).
Результаты и их обсуждение
Оценка выбора стратегии поведения студентов в конфликтных ситуациях дала нам
возможность распределить их на три группы: 1 группа - студенты с неэффективной стратегией поведения в конфликте (НЭСП); 2 группа -студенты с нейтральной стратегией поведения в конфликте (НСП); 3 группа - студенты с эффективной стратегией поведения в конфликте (ЭСП).
Индивидуальные значения распределения студентов по группам показали, что большинство обследуемых относятся к группе с НЭСП (45,3 %), что на 7,8 % больше, чем с ЭСП (на уровне тенденции) и на 28,1 % больше чем с НСП (фэмп = 4,4,р < 0,01) (рис. 1).
Рис. 1. Распределение обследуемых по эффективности стратегии поведения в конфликте, проценты Примечание: * - достоверные различия между группами НЭСП и НСП, + - достоверные различия между группами НСП и ЭСП.
Fig. 1. Distribution of persons surveyed under the effectiveness of strategies of behavior in conflict, % Note: * - significant differences between groups, IESB and NSB, + - significant differences between groups of NSB and ESB.
Наши данные согласуются с данными А. Н. Неврюева, С. Б. Моховой [5], которые также отметили преобладающее большинство студентов-психологов с неэффективными стратегиями поведения в конфликте. Однако у Т. В. Черняевой10 в исследовании детерминант конфликтного поведения студентов-маркетологов, наоборот, доминирующими оказались эффективные стратегии поведения.
Поведение индивида в различных ситуациях зависит от свойственных ему особенностей темперамента и личностных характеристик. Темпераментные особенности личности влияют на уровень напряженности функцио-
10 Черняева Т. В. Индивидуально-психологические детерминанты конфликтного поведения студентов
вуза: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Ярославль: ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2008. - 20 с.
© 2011-2017 Вестник НГПУ
Все права защищены
70
Вестник Новосибирского государственного педагогического университета
2017, том 7, № 5
www.vestnik.nspu.ru
ISSN 2226-3365
нирования организма, ее адаптивные возмож-ности11 [9; 14] и связаны с типом вегетативной регуляции сердечного ритма [6]. Наблюдая за поведением другого человека, зная его темперамент, можно предположить, как он будет себя вести в конфликтной ситуации12 [22-23].
По результатам диагностики типов темперамента студентов было показано, что у групп с НЭСП и ЭСП преобладающим типом
темперамента является флегматический (40 % и 37,5 % соответственно) и наименьшее количество среди них сангвиников (рис. 2). У лиц с НСП на 30,9 % меньше флегматиков, чем в группе с НЭСП (фэмп = 5,4,р < 0,01) и на 28,4 % с ЭСП (фэмп = 4,9, р < 0,01). При этом среди лиц с НСП оказалось преобладающее большинство меланхоликов - 45,4 % (фэмп = 2,3, р < 0,01).
50
40
30
20
10
45,4*+
40,0*
33,3«
37,5+
20,0
27,3
9,1*+
25,0+
25,0
НЭСП £ Меланхолики
НСП ЭСП
11 Флегматики *■ Сангвиники ^ Холерики
Рис. 2. Распределение студентов по типу темперамента в зависимости от стратегии поведения в конфликтных ситуациях, проценты Примечание: * - достоверные различия между группами НЭСП и НСП, + - достоверные различия между группами НСП и ЭСП.
Fig. 2. Distribution of students by type of temperament, depending on the strategies of behavior in conflict situations, % Note: * - significant differences between groups, IESB and NSB, + - significant differences between groups of NSB and ESB.
Известно, что между типами темперамента и типами моделей адаптации имеется
11 Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая
адаптация человека. - Л.: Наука, 1988. - 266 с.
прямая взаимосвязь. Наиболее благоприятной адаптивной стратегией обладают сангвиники,
12 Андреева Г. М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений. - 5-е изд., испр. и доп. -М.: Аспект Пресс, 2007. - 363 с.
© 2011-2017 Вестник НГПУ
Все права защищены
71
0
2017, том 7, № 5 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
для флегматиков характерен компенсаторный, а для меланхоликов - дезадаптивный типы адаптационной стратегии [2].
Преобладание НСП у меланхоликов можно объяснить тем, что люди с таким типом темперамента тревожны, замкнуты, они просто не хотят высказывать свою точку зрения из-за боязни, что она может быть отвергнута. Таким людям проще избежать конфликта, остаться нейтральными. При таком подходе к конфликту они не стремятся к достижению цели13, в связи с этим у них снижается психосоциальная адаптация и повышен риск срыва высшей нервной деятельности.
Достаточно высокая доля меланхоликов в трех группах, по-видимому, отражают общую картину распределения типов темперамента среди тувинцев14 [8].
Аналогичные результаты в исследовании типа темперамента и выбора стилей поведения в конфликтной ситуации получены у А. С. Детковой, М. В. Кормильцевой, С. С. Павленкович15.
По результатам исследования личностных характеристик студентов показано, что средний балл по экстра-интроверсии у группы
студентов с НЭСП составил 9,7 ± 0,5, что соответствует интровертам (табл. 1). Такому типу личности характерна замкнутость, пессимистичность и уравновешенность. Для студентов-интровертов высока вероятность возникновения проблемных ситуаций, связанных с процессом адаптации к образовательной среде16 [4; 17].
Среднегрупповые показатели экстра-интровертированности у студентов с НСП и ЭСП находятся в диапазоне значений соответствующем амбивертам, которые занимают промежуточное положение между интровертами и экстравертами и характеризуются лучшей приспособляемостью к различным ситуациям.
Следует также отметить отсутствие экстравертов у студентов с НЭСП и НСП и только 16,7 % экстравертов оказалось в группе лиц, использующих стратегии сотрудничества и компромисса (рис. 3). Экстравертам присущи общительность, жизнерадостность и хорошая приспособляемость к среде, по-видимому, в связи с этим они обнаружены только среди студентов с ЭСП. Для интровертов характерны неэффективные стратегии поведения -соперничество или приспособление.
13 Деткова А. С., Кормильцева М. В. Психологические особенности влияния типов темперамента на стратегии поведения членов коллектива в конфликтной ситуации // Психология сегодня: материалы XI региональной научно-практической конференции студентов и аспирантов, 16-17 апреля 2009 г., г. Екатеринбург / Рос. гос. проф.-пед. ун-т. - Екатеринбург, 2009. - С. 61-63.
14 Айзман Р. И., Красильникова В. А., Будук-оол Л. К.
Морфофункциональное и психофизиологическое
развитие детей, проживающих в Республике Тыва // Материалы 13 Международного конгресса по приполярной медицине материалы конгресса: тезисы. ГУ
Сибирское отделение РАМН / под ред. академика РАМН Л. Е. Панина. - Новосибирск, 2006. - С. 2223.
15 Павленкович С. С. Стратегии поведения студентов-спортсменов с разными личностными особенностями в конфликтных ситуациях // Конфликты в современном мире: международное, государственное и межличностное измерение: материалы V Международной научной конференции... С. 644-648.
16 Будук-оол Л. К. Адаптация студентов к обучению: этнические аспекты. - Кызыл: Изд-во ТывГУ, 2009. -220 с.
© 2011-2017 Вестник НГПУ
Все права защищены
72
Вестник Новосибирского государственного педагогического университета
2017, том 7, № 5
www.vestnik.nspu.ru
ISSN 2226-3365
Личностные характеристики обучающихся по Г. Айзенку, баллы (M ± m) Personal characteristics of students by G. Eysenck, points (M ± m)
Таблица 1 Table 1
Стратегии Экстраверсия-интроверсия Уровень Нейротизм Уровень
НЭСП 9,7 ± 0,5*A интроверт 13,0 ± 0,9* эмоциональная впечатлительность
НСП 11,6 ± 0,6* амбиверт 15,8 ± 1,5*+ эмоциональная впечатлительность
ЭСП 11,3 ± 0,5A амбиверт 12,8 ± 0,9+ эмоциональная впечатлительность
Примечание: * - достоверные различия между группами НЭСП и НСП, + - достоверные различия между группами НСП и ЭСП, л - достоверные различия между группами НЭСП и ЭСП Note: * - significant differences between groups, IESB and NSB, + - significant differences between groups of NSB and ESB, л - significant differences between the groups, IESB and ESB
Рис. 3. Распределение по показателю экстра-интроверсии внутри групп в зависимости от эффективности стратегии поведения в конфликтных ситуациях, проценты
Примечание: * - достоверные различия между группами НЭСП и НСП, + - достоверные различия между группами НСП и ЭСП.
Fig. 3. The distribution on figure of extra-introversion within the groups depending on the strategies of behavior in conflict situations, %
Note: * - significant differences between groups, IESB and NSB, + - significant differences between groups of NSB and ESB.
Незначительная доля экстравертов, вероятно, связана с тем, что у коренного населения экстремальных климатогеографических регионов России, к которым относится Тыва, в связи с адаптацией к суровым природным условиям жизни доминируют интроверты17 [1; 11].
17 Чанчаева Е. А. Морфофункциональная и психофизиологическая характеристика подростков алтайской и русской национальностей. - Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2009. - 62 с.; Суховеркова Г. В. Индивиду-
Анализ уровня нейротизма выявил для всех студентов эмоциональную впечатлительность, для которой характерны изменчивость настроения, чувствительность, а также тревожность и мнительность (табл. 1). При этом в группе с НСП показатель нейротизма превышает
ально-типологические особенности адаптации студентов алтайской национальности к процессу обучения в вузе: автореф. дис. ... канд. биол. наук. - Горно-Алтайск, 2002. - 28 с.
© 2011-2017 Вестник НГПУ
Все права защищены
73
2017, том 7, № 5
www.vestnik.nspu.ru
ISSN 2226-3365
на 2,8 и 3 балла соответственно у студентов с НЭСП и ЭСП (р < 0,05). Студенты с ЭСП характеризуются минимальным уровнем нейротизма.
Далее мы провели исследование уровня проявляемой агрессивности у лиц с разной стратегией поведения в конфликтной ситуации. Как у всякого свойства, у агрессивности есть определённая степень выраженности: от полного отсутствия до неяркого выражения, поэтому каждая личность имеет определенную степень агрессивности. Чрезмерная агрессивность определяет весь облик личности, она становится конфликтной, неспособной на сознательное взаимодействие18. Одни люди проявляют агрессивность только в ситуации реальной опасности, другие используют агрессивность как наиболее эффективный способ достижения своей цели в конфликте19.
Адекватными диагностическими показателями агрессивности являются: физическая
агрессия, а также эмоциональные переживания, характерные для агрессии: раздражение, негативизм, обида, подозрительность, враждебность и чувство вины [14; 15].
Анализ результатов исследования уровня агрессии у студентов показал относительно высокий уровень подозрительности на достоверно значимом уровне у группы с НСП с группами НЭСП и ЭСП (табл. 2). Это вероятно объясняется тем, что люди, предпочитающие избегать конфликтных ситуаций, тревожны, боязливы, замкнуты. Таким людям проще не допускать конфликта, стремиться быть нейтральным по отношению к источнику конфликта. Студенты с НЭСП отличаются более высокими показателями раздражения и негативизма, для них характерны порывистость, эмоциональность, инициативность, и поэтому им важна лишь своя точка зрения, они просто не принимают чужое мнение, не допускают компромиссов, договора.
Таблица 2
Средние значения показателей агрессивности и враждебности обучающихся
по Басса-Дарки, баллы (M ± m)
Table 2
Average values figure of aggressiveness and hostility of students on Bass-Durka, points (M ± m)
Показатели НЭСП НСП ЭСП
физическая агрессия 4,4 ± 0,5 4,0 ± 0,7 4,4 ± 0,4
косвенная агрессия 4,3 ± 0,4 4,4 ± 0,7 4,1 ± 0,3
раздражение 5,3 ± 0,4 4,5 ± 0,8 4,5 ± 0,5
негативизм 2,2 ± 0,3 1,9 ± 0,3 1,9 ± 0,3
обида 3,2 ± 0,3 3,1 ± 0,7 3,4 ± 0,4
подозрительность 5,7 ± 0,3* 6,6 ± 0,5*+ 5,7 ± 0,3+
вербальная агрессия 6,4 ± 0,4 6,6 ± 0,5 6,0 ± 0,8
чувство вины 6,3 ± 0,4 6,5 ± 0,5 5,9 ± 0,3
Примечание: * - достоверные различия между группами НЭСП и НСП, + - достоверные различия между группами НСП и ЭСП Note: * - significant differences between groups, IESB and NSB, + - significant differences between groups of NSB and ESB
18 Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология: учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2013. - 512 с.
19 Симонова Л. В. Особенности агрессивности у студентов с разными стратегиями поведения в кон-
фликте // Развитие личности как стратегия современной системы образования: материалы Международной научно-практической конференции / под ред. И. Ф. Бережной, С. В. Поповой. - Воронеж: ВГУ, 2016. - С. 336-341.
© 2011-2017 Вестник НГПУ
Все права защищены
74
2017, том 7, № 5
www.vestnik.nspu.ru
ISSN 2226-3365
Во всех группах студентов средние групповые значения по индексу враждебности (ИВ) соответствуют среднему уровню (от 7 до 10 баллов) и достоверно не различаются в исследуемых группах (табл. 3). Сравнительный анализ индекса агрессивности свидетель-
ствует, что у студентов с ЭСП показатель достоверно меньше, чем у студентов с НЭСП, при этом он ниже среднего у первых и средний у вторых. Схожие результаты получены в исследованиях А. В. Гришиной, Е. В. Чертковой 2
'-20 Л. В. Симоновой21.
Средние значения индексов враждебности и агрессивности обучающихся по Басса-Дарки, баллы (M ± m)
Average values figure of aggressiveness and hostility of students on Bass-Durka, points (M ± m)
Таблица 3
Table 3
Стратегии Индекс враждебности Уровень Индекс агрессивности Уровень
НЭСП 9,0 ± 0,5 средний 16,0 ± 0,9А средний
НСП 9,7 ± 1,1 средний 15,2 ± 1,8 ниже среднего
ЭСП 8,3 ± 0,8 средний 13,7 ± 1,3А ниже среднего
Примечание: л - достоверные различия между группами НЭСП и ЭСП
Note\ A - significant differences between the groups, IESB and ESB
Исходя из полученных данных, можно заключить, что лица, выбирающие НЭСП в конфликтных ситуациях, отличаются более высоким уровнем агрессивности, что может быть связано с конфликтами и спорами, которые обеспечивают им удовлетворение собственных интересов в конфликтных ситуациях.
Заключение. Таким образом, среди контингента студентов преобладающим типом стратегии является неэффективная стратегия, однако достаточно большая доля приходится
и на лиц с эффективной стратегией поведения. По всей выборке доминирующим типом темперамента оказался меланхолический, а у лиц с ЭСП превалирующим типом темперамента является флегматический. При этом среди лиц с НСП оказалась высокая доля меланхоликов. Среди студентов с НЭСП преобладают интроверты, в остальных группах больше амбивер-тов. Экстраверты присутствуют только среди студентов с ЭСП. Лица с НЭСП отличаются более высоким уровнем агрессивности в сравнении с остальными.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агаджанян Н. А., Батоцыренова Т. Е., Семенов Ю. Н. Эколого-физиологические и этнические особенности адаптации человека к различным условиям среды обитания: монография. -Владимир: Владимирский гос. ун-т, 2009. - 168 с.
20 Гришина А. В., Черткова Е. В. Исследование взаимосвязи уровня агрессивности и выбора стратегии поведения в конфликте у студентов // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам III междунар. науч.-практ. конф. - 2017. - № 1 (3). -С. 48-54.
21 Симонова Л. В. Особенности агрессивности у студентов с разными стратегиями поведения в конфликте // Развитие личности как стратегия современной системы образования: материалы Международной научно-практической конференции / под ред. И. Ф. Бережной, С. В. Поповой. - Воронеж: ВГУ, 2016. - С. 336-341.
© 2011-2017 Вестник НГПУ
Все права защищены
75
2017, том 7, № 5 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
2. Берестнева О. Г., Шаропин К. А. Построение моделей адаптации студентов к обучению в вузе // Известия Томского политехнического университета. Инжиниринг георесурсов. -2004. - Т. 307, № 5. - С. 131-135.
3. Варенцова И. А., Чеснокова В. Н., Соколова Л. В. Сезонное изменение психофункционального состояния студентов с разным типом вегетативной регуляции сердечного ритма // Экология человека. - 2011. - № 2. - С. 47-52.
4. Дьячкова Е. С., Хватова М. В. Типологические детерминанты развития субъектов образовательного процесса // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. -2007. - № 1 (45). - С. 262-270.
5. Неврюев А. Н., Мохова С. Б. Особенности стратегий конфликтного поведения студентов (психологических и непсихологических специальностей) // Экспериментальная психология. - 2013. - Т. 6, № 1. - С. 87-97.
6. Николаева Е. Н., Колосова О. Н., Яковлева А. П., Мельгуй Н. В. Некоторые психофизиологические особенности здоровья студентов на Севере и возможность их коррекции // Вестник Северо-восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. - 2012. - Т. 9, № 4. -С.140-145.
7. Ревина Н. Е. Конфликт, стресс, невроз // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. - 2006. - № 35. - С. 74-76.
8. Резников Е. Н., Товуу Н. О. Этнопсихологические характеристики народа Тыва: теория и практика: монография. - М.: Пер Сэ, 2002. - 223 с.
9. Солдатова О. Г., Савченков Ю. И., Шилов С. Н. Темперамент человека как фактор, влияющий на уровень здоровья // Физиология человека. - 2007. - Т. 33, № 2. - С. 76-80.
10. Солынин Н. Э. Психологическая структура этнической толерантности учащихся основной школы и студентов средних и высших профессиональных образовательных учреждений // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2012. -№ 4. - С. 61.
11. Хаснулин В. И., Красильникова В. А., Дороганов А. О., Будук-оол Л. К. Эндокринные и психофизиологические характеристики формирования дизадаптации у студентов Республики Тыва и Ханты-Мансийского Автономного округа // Экология человека. - 2009. - № 7. -С. 3-6.
12. Шведов Д. Н. Факторы, обеспечивающие адаптацию студентов в вузе // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. - 2015. -№ 1 (42). - С. 387-388.
13. Bolboceanu А., Pavlenko L. Choice of the behavior strategy in conflict situations at different stages of development // GISAP: Psychological Sciences. - 2014. - Vol. 1, № 3. - P. 3-6. URL: http://www.psychology.gisap.eu/content/choice-behaviour-strategy-conflict-situations-different-stages-development?utm_source=researchbib
14. Buss A. H., Plomin R. A., Willerman L. Inheritance of personality dispositions in twins // J. Personality. - 1973. - Vol. 41. - P. 513-521. URL: http://scholar.google.com/scholar_lookup?title=In-heritance%20of%20personality%20dispositions%20in%20twins&au-
thor=A.%20H..%20Buss&author=R..%20Plomin&author=L..%20Willerman&journal=J.%20Per-sonal.&volume=41&pages=513 -524&publication_year= 1973
15. Buss A. H. The Psychology of Aggression. - London: Wiley, 1961. - 307 p. DOI: https://dx.doi.org/10.1037/11160-000
© 2011-2017 Вестник НГПУ
Все права защищены
76
Вестник Новосибирского государственного педагогического университета 2017, том 7, № 5 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
16. Пчелинцева Д. Н. Психологические факторы, влияющие на динамику урегулирования конфликтов // European Journal of Psychological Studies. - 2014. - Vol. 1, № 1. - P. 18-22. DOI: http://dx.doi.org/10.13187/ejps.2014.L18
17. Eysenck H. J., Levey A. B. Conditioning, Introversion-Extraversion and the strength of the nervous system // Biological bases of individual behavior / Eds Nebylitsyn V. D., Gray J. A. - New York: Academic Press, 1972. - P. 206-220 URL: http://scholar.google.com/scholar_lookup7ti-tle=Conditioning%2C%20Introversion-Extraver-
sionand%20the%20strength%20of%20the%20nervous%20system&author=HJ.%20Eysenck&au-thor=AB.%20Levey&pages=206-220&publication_year= 1972
18. Fuatai L., Soon-Schuster F. Anxiety, stress and coping strategic among University of South Pacific students // Pac. Health Dialog. - 2001. - Vol. 8 (1). - P. 83-93. URL:http://pacifichealthdia-log.org.fj /index_option_com_content_view_article_id_68.html
19. Wilmot W. W., Hocker J. L. Interpersonal conflict. - New York: McGraw-Hill, 2000. URL: http://scholar.google.com/scholar_lookup?title=Interpersonal%20conflict&au-thor=W.%20W.Wilmot&author=J.%20L..%20Hocker&publication_year=2000
20. Ishkov A., Miloradova N. The interaction strategies and behavior models in conflicts of Russian construction industry // MATEC Web of Conferences. - 2017. - Vol. 106. - Article Number 08068. DOI: http://dx.doi.org/10.1051/matecconf/201710608068
21. Mortensen С. D. Human conflict: disagreement, misunderstanding, and problematic talk. - Lan-ham. Md.: Rowman &Littlefield Publishers, 2006. - 408 p. URL: https://www.kobo.com/us/en/ebook/human-conflict
22. Fisher R. J. A North American Pioneer in Interactive Conflict Resolution. - Springer, 2016. - 159 p. DOI: http://dx.doi.org/10.1007/978-3-319-39038-3
23. Thomas K. W., Kilmann R. H. Thomas-Kilmann conflict mode instrument. - Tuxedo, NY: Xicom, 1974. http://scholar.google.com/scholar_lookup?title=Thomas-Kilmann%20conflict%20mode%20in-strument&author=K.%20W..%20Thomas&author=R.%20H..%20Kilmann&publication_year=1974
24. Thomas K. W., Kilmann R. H. Comparison of four instruments measuring conflict behavior // Psychological Reports. - 1978. - Vol. 42. - P. 1139-1145. http://scholar.google.com/scholar_lookup7ti-tle=Comparison%20of%20four%20instruments%20measuring%20conflict%20behavior&au-thor=K.%20W..%20Thomas&author=R.%20H..%20Kilmann&journal=Psychological%20Re-ports&volume=42&pages=1139-1145&publication_year=1978
© 2011-2017 Вестник НГПУ
Все права защищены
2017, Vol. 7, No. 5 http://en.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
DOI: 10.15293/2226-3365.1705.05
Shenne Vladimirovna Kuular, Postgraduate Student, Assistant of Anatomy, Physiology and Life Safety Department, Tuvan State University, Kyzyl, Russian Federation. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-0378-6195 E-mail: Shengne@mail.ru Larisa Kara-Salovna Buduk-ool, Doctor of Biological Sciences, Professor, Anatomy, Physiology and Life Safety Department, Tuvan State University, Kyzyl, Russian Federation. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-3712-0703 E-mail: buduk-ool@mail.ru
Psychophysiological features of students with different types of conflict management strategies
Abstract
Introduction. The article presents psychophysiological features of students with different types ofstrategies in conflict situations. This theme is of increasing interest, since high academic load requires adaptive mechanisms which promote successful learning. Poor academic adaptation can lead to strong emotional stress, which ultimately affects students' health. The mentionedfactors can lead to emotional and mental stress, which, in its turn, influences students' behavior in conflict situations. Conflict is considered to be one of the root causes of stress, stagnant emotional excitation and subsequent disintegration of physiological functions. The purpose of this study was to identify psychophysiological features of students with different types of conflict management strategies. The study involved 84 students of Tuvinian nationality of Tuva state University.
Materials and Methods. The authors used the following research methods: the methodological set of the computer program "Methodology of integrated assessment of physical, mental health and physical preparedness of students of higher and further professional educational institutions" by R. I. Aizman et al. (2009) in order to measure an individual's response to conflict situations (The Thomas-Kilmann Conflict Mode Instrument); G. Eysenck Personality test, and Buss - Durkee Hostility Inventory.
Results. The results suggest that the majority of students demonstrates ineffective conflict management strategy, however, quite a large number of participants indicated effective conflict management strategy. For the whole sample the dominant type of temperament was melancholic. Individuals practicing effective strategy mostly belonged to phlegmatic type of temperament. Moreover, among individuals with a neutral strategy was a high proportion of melancholic type representatives. Ineffective strategy was detected mostly among introverts. Ambivert individuals were found in the other groups. Effective conflict management strategy was detected only among extroverts.
Conclusions. Individuals practicing ineffective conflict management strategy were characterized by higher level of aggression.
Keywords
Conflict; Strategy of behavior; Extroversion; Introversion; Neuroticism; Temperament; Aggressiveness; Hostility.
© 2011-2017 NSPU Bulletin
All rights reserved
2017, Vol. 7, No. 5 http://en.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
REFERENCES
1. Agadzhanyan N. A., Batotsyrenov I. E., Semenov Yu. N. Ekologo-physiological and ethnic features of human adaptation to different habitat conditions. Monograph. Vladimir, Vladimir State University Publ., 2009, 168 p. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19499654
2. Berestneva O. G., K. A. Sharopin Build models of students' adaptation to learning in higher education. Bulletin of the Tomsk Polytechnic University. Engineering of Geo-resources, 2004, vol. 307, no. 5, pp. 131-135. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=9024793
3. Varentsova I. A., Chesnokova V. N., Sokolova L. V. Seasonal changes in psychofunctional state of students with different types of vegetative regulation of heart rate. Human Ecology, 2011, no. 2, pp. 47-52. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15988607
4. Dyachkova E. S., Khvatova M. V. Typological determinants of educational process subjects' development. Bulletin of Tambov University. Series: Humanities, 2007, no. 1, pp. 262-270. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=9909169
5. Newrev A. N., Mokhova S. B. Features of strategies of conflict behavior of students (of psychological and nonpsychological specialties). Experimental Psychology, 2013, vol. 6, no. 1, pp. 87-97. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18993161
6. Nikolaeva E. N., Kolosova O. N., Yakovleva A. P., Melgui N. V. Some psychophysiological features of students' health in the north and possibility of it's correction. Vestnik of North-Eastern Federal University M. K. Ammosov, 2012, vol. 9, no. 4, pp. 140-145. URL: https://eli-brary.ru/item.asp?id=20345797
7. Revina N. E. Conflict, stress, neurosis. Bulletin of Novgorod State University, 2006, no. 35, pp. 7476. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15187817
8. Reznikov E. N., Tovuu N. O. Ethno-psychological characteristics of the people of Tuva: Theory and practice. Monograph. Moscow, Per Se Publ., 2002, 223 p. URL: https://eli-brary.ru/item.asp?id=21554699
9. Soldatova O. G., Savchenko Y. I., Shilov S. N. Human temperament as a factor affecting health level. Human Physiology, 2007, vol. 33, no. 2, pp. 76-80. URL: https://eli-brary.ru/item.asp?id=9484021
10. Solynin N. E. Psychological structure of ethnic tolerance of primary school pupils and college and university students. Modern Research of Social Problems, 2012, no. 4, p. 61. URL: https://eli-brary.ru/item.asp?id=17765279
11. Hasnulin V. I., Krasilnikova V. A., Draganov A., Buduk-ool L. K. Endocrine and psychophysiological characteristics of the student's disadaptation in Tuva republic and Khanty-Mansi autonomous area. Human Ecology, 2009, no. 7, pp. 3-6. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=12962861
12. Shvedov D. N. Factors responsible for the adaptation of students in higher education. Vestnik of Orel State University: New Humanitarian Research, 2015, no. 1, pp. 387-388. URL: https://eli-brary.ru/item.asp?id=23772409
13. Bolboceanu A., Pavlenko L. Choice of the behavior strategy in conflict situations at different stages of development. GISAP: Psychological Sciences, 2014, vol. 1, no. 3, pp. 3-6. URL: http://www.psychology.gisap.eu/content/choice-behaviour-strategy-conflict-situations-different-stages-development?utm_source=researchbib
14. Buss A. H., Plomin R. A., Willerman L. Inheritance of personality dispositions in twins. J. Personality, 1973, vol. 41, pp. 513-521. URL: http://scholar.google.com/scholar_lookup?title=Inher-
© 2011-2017 NSPU Bulletin All rights reserved
79
2017, Vol. 7, No. 5 http://en.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
itance%20of%20personality%20dispositions%20in%20twins&author=A.%20H..%20Buss&au-thor=R..%20Plomin&author=L..%20Willerman&journal=J.%20Personal.&vol-ume=41&pages=513 -524&publication_year= 1973
15. Buss A. H. The Psychology of Aggression. London, Wiley Publ., 1961, 307 p. DOI: https://doi.org/10.1037/11160-000
16. Pchelintseva D. N. Psychological factors that influence the dynamics of conflict resolution. European Journal of Psychological Studies, 2014, vol. 1, no. 1, pp. 18-22. DOI: http://dx.doi.org/10.13187/ejps.2014.L18
17. Eysenck H. J., Levey A. B. Conditioning, Introversion-Extraversion and the strength of the nervous system. Biological bases of individual behaviour. Eds Nebylitsyn V. D., Gray J. A. New York, Academic Press Publ., 1972, pp. 206-220. URL: http://scholar.google.com/scholar_lookup7ti-tle=Conditioning%2C%20Introversion-Extraver-
sionand%20the%20strength%20of%20the%20nervous%20system&author=HJ.%20Eysenck&au-thor=AB.%20Levey&pages=206-220&publication_year=1972
18. Fuatai L., Soon-Schuster F. Anxiety, stress and coping strategic among university of south pacific students. Pac. Health Dialog, 2001, vol. 8 (1), pp. 83-93. URL: http://pacifichealthdialog.org.fj/in-dex_option_com_content_view_article_id_68.html
19. Wilmot W. W., Hocker J. L. Interpersonal conflict. New York, McGraw-Hill Publ., 2000. URL: http://scholar.google.com/scholar_lookup?title=Interpersonal%20conflict&au-thor=W.%20W..%20Wilmot&author=J.%20L..%20Hocker&publication_year=2000
20. Ishkov A., Miloradova N. The interaction strategies and behavior models in conflicts of Russian construction industry. MATEC Web of Conferences, 2017, vol. 106, article number 08068. DOI: http://dx.doi.org/10.1051/matecconf/201710608068
21. Mortensen C. D. Human conflict: disagreement, misunderstanding, and problematic talk. Lanham. Md., Rowman & Littlefield Publ., 2006, 408 p. URL: https://www.kobo.com/us/en/ebook/human-conflict
22. Fisher R. J. A North American pioneer in interactive conflict resolution. Springer Publ., 2016, 159 p. DOI: http://dx.doi.org/10.1007/978-3-319-39038-3
23. Thomas K. W., Kilmann R. H. Thomas-Kilmann conflict mode instrument. Tuxedo, NY, Xicom Publ., 1974. URL: http://scholar.google.com/scholar_lookup?title=Thomas-Kilmann%20con-flict%20mode%20instrument&author=K.%20W..%20Thomas&author=R.%20H..%20Kil-mann&publication_year= 1974
24. Thomas K. W., Kilmann R. H. Comparison of four instruments measuring conflict behavior. Psychological Reports, 1978, vol. 42, pp. 1139-1145. URL: http://scholar.google.com/scholar_lookup?title=Comparison%20of%20four%20instru-ments%20measuring%20conflict%20behavior&author=K.%20W..%20Thomas&au-thor=R.%20H..%20Kilmann&journal=Psychological%20Reports&volume=42&pages=1139-1145&publication_year=1978
Submitted: 18 May 2017 Accepted: 04 September 2017 Published: 31 October 2017
© ®
This is an open access article distributed under the Creative Commons Attribution License which permits unrestricted use, distribution, and reproduction in any medium, provided the original work is properly cited. (CC BY 4.0).
© 2011-2017 NSPU Bulletin
All rights reserved