2015, том 17 [11]
УДК 37.015.3
ОСОБЕННОСТИ НАПРАВЛЕННОСТИ ВНИМАНИЯ ИНТРОВЕРТОВ И ЭКСТРАВЕРТОВ В ЭМОЦИОНАЛЬНО ЗНАЧИМОЙ СИТУАЦИИ
Г.Г. Башанаева
ГБОУ ВПО Московский городской педагогический университет,
Кафедра общей и практической психологии,
Москва, Россия
Аннотация. В статье освещена проблема направленности внимания интровертов и экстравертов в эмоционально значимой ситуации. На основании данных экспериментального исследования продемонстрированы основные причины определяющие содержательную сторону психической активности, в частности, избирательности ассоциативного процесса.
Ключевые слова: направленность внимания, интроверсия, экстраверсия, психическая активность, избирательности ассоциативного процесса.
Между вниманием, сознанием и направленностью личности существует сложная взаимосвязь. Во внимании проявляется направленность личности, что выражается в избирательном отношении человека к окружающему миру. В одной и той же ситуации в центре внимания отдельных людей могут находиться различные объекты. Вычленение и отбор объектов психической деятельности зависит от общей направленности личности, а также от направленности его сознания в данный момент, являющейся источником избирательных отношений личности, избирательности ее психических процессов и всей деятельности, в основе которых лежит личностная значимость.
По словам Н.Ф. Добрынина [1], «личность представляет собой единство и многообразие борющихся в ней тенденций. Каждая
из этих тенденций может представлять для личности определенную значимость, в результате борьбы этих тенденций внутри самой личности, а также борьбы их с внешним воздействием определенные тенденции приобретают наибольшую значимость. Следовательно, значимость обусловливает не только динамическую сторону наших побуждений, но и определяет содержание отражательной деятельности человека в каждый данный момент» [1, с. 125].
Особенности внимания зависят от таких личностных характеристик, как интроверсия и экстраверсия. Внимание как у экстравертов, так и у интровертов прежде всего отличаются своей направленностью и имеет свои положительные и отрицательные стороны.
Экстравертам важны сами объекты. Он воспринимает окружающую действительность
—---------------------------—
~ 11 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
Since 1999
e-ISSN 2226-7417
On line scientific @ educational Bulletin “Health and Education Millennium”, 2015. Vol. 17. No 11
—-------£4040^---------—
непосредственно. Стремится менять не сами объекты, а отношения между ними. Не любит менять себя и свои внутренние установки.
Интровертам же важны не сами объекты, а отношения между объектами и свое отношение к ним. Воспринимает действительность через собственные представления, сравнивая ее со своим внутренним миром. Старается поменять объекты не затронув связей между ними. Подстраивается под других людей или убеждает их измениться, чтобы сохранить отношения.
Не смотря на возросший интерес к проблеме интро- экстраверсии в последнее время, данная тема не разработанна. Необходим теоретический анализ проблемы и поиск ее экспериментальных решений. Это определяет актуальность нашего исследования.
Изучению проблемы интровертирован-ности и экстравертированности посвящены многие исследования отечественных и зарубежных психологов.
В отечественной психологии разработке этой проблемы посвятили свои исследования такие ученые, как Б.Г. Ананьев, В.Г. Нора-кидзе, В.С. Мерлин, В.В. Белоус и др. Авторы связывали интроверсию и экстраверсию с темпераментом (В. С. Мерлин, В. В. Белоус, А.К. Карпова и др.), с установкой (В.Г. Но-ракидзе, Д.Г. Грицюк), с эмоциональностью (Л.И. Анциферова, М.Г. Ярошевский), с мышлением и т. д.
В зарубежной психологии проблеме инт-роверсии и экстраверсии были посвящены исследования Р. Кеттела, Дж. Гилфлрда, Г. Айзенка. Их разработка осуществлялась в рамках факторной теории личности. К. Леонгард рассматривал указанные характеристики развития личности в возрастном аспекте, связывая их с особенностями подросткового возраста, Я. Стреляу связывал с характеристиками темперамента, Ю. Грей — со способностью к реакции активации. В работах Л. Томпсона и Г. Флехтнера изучалась степень подверженности монотонности деятель-
ности в зависимости от внешней и внутренней направленности индивидов.
И хотя во многих из перечисленных работ есть указания на зависимость интенсивных и экстенсивных характеристик внимания от интроверсии—экстраверсии, а также данные о влиянии их на успешность протекания деятельности, однако особый интерес для нас представляют работы П. Бакана, К. Юнга и др., специально рассматривавших связь инт-роверсии—экстраверсии с различными свойствами внимания [3].
Методы, задачи, гипотеза и респонденты исследования. В основу данного исследования легло предположение о том, что в зависимости от принадлежности субъектов к типу интровертов или экстравертов, имеются различия в характере ассоциаций, с которыми связана направленность внимания.
Объектом исследования явились студенты первого курса сдававшие экзамен по дисциплине «Общая психология». Предварительно с использованием опросника Г. Айзенка и К. Г. Юнга испытуемые были классифицированы по названным типам.
Результаты исследования и их обсуждение. Для исследования направленности внимания в эмоционально значимой ситуации был проведен эксперимент, включающий в себя два этапа. На первом этапе студентам предлагалось написать любые десять слов, пришедших в голову, до того, как они получат экзаменационный билет. Эта же инструкция предъявлялась испытуемым на втором этапе после выставления оценки экзаменатором.
В зависимости от содержательной стороны ассоциации ответы испытуемых были разделены на три группы:
1) слова, связанные с ситуацией экзамена;
2) слова, выражающие эмоциональные переживания;
3) слова, нейтральные по отношению к экзаменационной ситуации.
—---------------------------—
~ 12 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
Since 1999
e-ISSN 2226-7417
Башанаева Г.Г. Особенности направленности внимания интровертов и экстравертов...
—-----------------------------
Находилось общее число слов каждой группы для всех категорий испытуемых. Метод обработки экспериментальных данных предусматривал центрирование отдельных выборок, это позволило обобщить числовые показатели работы каждой группы. В качеств обобщающего критерия была выбрана «координата центра тяжести» выборки. Это позволило изучить тенденции смещения состояния субъекта, которое было ограничено двумя полярными случаями: 1) включенность в ситуацию экзамена, 2) включенность во вне экзаменационную ситуацию [2].
Заключение. Полученные результаты дали возможность сделать следующие выводы.
Интроверты обнаружили существенную включенность в ситуацию экзамена на обоих этапах эксперимента. В этой группе обнаружено относительно большое число слов-ответов с эмоциональной окраской.
Экстраверты по сравнению с интровертами оказались более включенными в ситуацию экзамена после его завершения. Число эмоционально окрашенных слов у них существенно возросло на втором этапе эксперимента.
Выявленная нами третья группа испытуемых — амбоверты — дала результаты,
близкие к данным экстравертов после экзамена. Количественные характеристики, полученные у амбовертов до экзамена, соответствовали тем, которые характерны для интровертов после экзамена.
Таким образом, направленность внимания в одной и той же значимой ситуации сдачи экзамена имеет существенные различия в зависимости от такого важного внутреннего фактора как интровертированность или экстравертированность личности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Добрынин Н.Ф. Активность личности и принцип значимости. // Советская психология в свете ленинских идей. Пермь, 1971. С. 124—140.
2. Башанаева Г.Г. (Магомедова Г.Г.). Направленность внимания интровертов и экстравертов в эмоционально-значимой ситуации // Категории, принципы и методы психологии. Психологические процессы. Ч/ 3: Тезисы научных сообщений советских психологов к IV Всесоюзному съезду Общества психологов СССР. М., 1983. С. 558— 559.
3. Башанаева Г.Г. (Магомедова Г.Г.). Экспериментальное исследование особенностей внимания студентов с различной личностной типологией (интроверсия-экстраверсия): дисс. ... канд. психол. наук. М., 1987.
FEATURES OF AN ORIENTATION OF ATTENTION OF INTROVERTS AND EXTROVERTS IN EMOTIONALLY SIGNIFICANT SITUATION
G.G. Bashanaeva
GBOU VPO Moscow City Pedagogical University The Chair of General and practical psychology Moscow, Russia
Annotation. The article is devoted to the problem of an orientation of attention of introverts and extraverts in emotionally significant situation. Based on the results of the pilot study the main reasons the selectivity of associative process defining the substantial party of mental activity, in particular, are shown.
Key words: attention orientation, introversion, extraversion, mental activity, selectivity of associative process.
—-----------------------------—
~ 13 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
Since 1999
e-ISSN 2226-7417
On line scientific @ educational Bulletin “Health and Education Millennium”, 2015. Vol. 17. No 11
—------£4040^---------—
REFERENCES
1. Dobrynin N.F. Activity of the personality and principle of the importance. The Soviet psychology in the light of Lenin ideas. Perm, 1971. P. 124—140. (In Russian).
2. Bashanaeva G.G. (Magomedova G. G). The orientation of attention of introverts and extraverts in an emotional and significant situation. In book: Categories, principles and methods of psychology.
Psychological processes. Part 3. Theses of scientific messages of the Soviet psychologists to the IV AllUnion congress of Society of psychologists of the USSR. Moscow, 1983. P. 558—559.
3. Bashanaeva G.G. (Magomedova G. G). The pilot study of features of attention of students with various personal typology (introversion-extraversion): Thesis edging. psychological sciences.
Moscow, 1987.