и индивидуальных особенностей детей, она задается объективным диагностическим инструментарием изучения личности. Успех проведенной работы обеспечивался разработкой и внедрением теоретической модели, программы и технологии работы в избранном направлении.
Примечания:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЭ "Об образовании в Российской Федерации". Опубликовано: 31 декабря 2012 г. в "РГ" - Федеральный выпуск № 5976.
2. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" 2013. - С. 27-28.
FEATURES DISPUTED BEHAVIOR OF STUDENTS IN THE CONDITIONS OF EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL ACTIVITIES
Marenchuk Yulia Alexandrovna, PhD of Biological science, Associate Professor, Chair of Protection in Emergency Situations, North-Caucasian Federal University, Stavropol E-mail: antropophiWmail.ru
Rozhkov Sergey Yuryevich, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor, Chair of Tactical and Special and Fire
Preparation, Krasnodar University Ministry of internal Affairs of Russia (Stavropol branch), Stavropol
E-mail: [email protected]
Noskov Oleg Igorevich, Under-graduate Student
E-mail: oieg.noskov. [email protected]
Novikov Sergey Viktorovich, Under-graduate Student
North-Caucasian Federal University, Stavropol
Research is devoted to the influence of the features of temperament of the future teachers of life safety fundamentals of the behavior of the person in a conflict situation. Established experimentally how the test behavior strategies depend on their individually-typological features.
Keywords: conflict; conflict behavior; the teacher; emotional stability; extrovert; introvert; temperament; temperament types.
ОСОБЕННОСТИ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Исследование посвящено влиянию особенностей темперамента будущих учителей основ безопасности жизнедеятельности на поведение личности в конфликтной ситуации. Экспериментальным путем установлено, насколько стратегии поведения испытуемых зависят от их индивидуально-типологических особенностей.
Ключевые слова: конфликт; конфликтное поведение; учитель; эмоциональная устойчивость; экстраверт; интроверт; темперамент; типы темперамента.
УДК 378.1 ВАК РФ 13.00.08
© Маренчук Ю.А., 2016 © Рожков С.Ю., 2016 © Носков ОМ, 2016 © Новиков С.В., 2016
I
Человек практически всегда находится в обществе, его везде окружают другие люди - знакомые и незнакомые. Где бы ни был человек, он находится во взаимодействии с индивидами той группы, членами которой они являются, где каждый имеет свои индивидуальные особенности: характеристики темперамента, коммуникативные особенности, предрасположенность к агрессивному поведению, а также свои собственные идеи, мысли, взгляды.
В общеобразовательных учреждениях учебно-воспитательный процесс являет собой сложную систему взаимоотношений: "учитель - ученик", "учитель - учитель", "ученик - ученик", "директор - учитель", "учитель - родители", "родители - дети" и др. От эффективности взаимодействия вышеперечисленных логических цепочек, как участников образовательного процесса, зависит достижение поставленных им целей - воспитание гармонично развитого человека, как личности с высоким творческим потенциалом самосовершенствования и саморазвития. Тем не менее, в настоящее время, процесс
МАРЕНЧУК Юлия Александровна, кандидат биологических наук, доцент, кафедра Защиты в чрезвычайных ситуациях, Северо-Кавказский федеральный университет, Ставрополь ап иорорЬ^@таИ. г и
СО
1-й
о
CU
-О Q-LQ СК
ь-X ш
о о
CU
со
S
37
РОЖКОВ Сергей Юрьевич,
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра Тактико-специальной и огневой подготовки, Краснодарский университет МВД России (Ставропольский филиал), Ставрополь гогвИко уб9@дтаИ. сот
НОСКОВ Олег Игоревич,
магистрант
oleg.noskov. [email protected]
НОВИКОВ Сергей Викторович, магистрант
Северо-Кавказский федеральный университет, Ставрополь
обучения в общеобразовательной школе переполнен конфликтами, различными по происхождению, форме и напряженности, особенно это проявляется в процессе взаимоотношений "учитель -учащиеся" из-за различий в их позициях, иногда взаимнопротиво-положных [3].
Возрастающий общественный интерес к проблеме преодоления конфликтных ситуаций нашел свое отражение в огромном количестве публикаций отечественных и зарубежных авторов. Фундаментальными в этой области психологического знания являются труды А.Я. Анцупова, Н.В. Гришиной, Л.И.Анцыферовой, Т.Л. Крюковой, И.М. Никольской, P.M. Грановской, Л.Ю. Субботиной, Р. Лазарус, Р. Плутчик, Н. Мак-Вильямс, А.И. Шицилова и др.
Относительно много научных трудов в области конфликтологии, как общей, так и частной, прикладной. Однако работ, учитывающих специфику конфликтов общеобразовательных школ, в которых предлагается эффективное обоснованние мер по их урегулированию и профилактике, недостаточно. Имеет место недостаточно глубокое и планомерное исследование как теоретических, так и практических аспектов конфликтологии современной общеобразовательной школы, отсутствие научных рекомендаций по поведению учителя в конфликтной ситуации на уроке, перемене, на классном часе и др., а это в свою очередь порождает конфликтные ситуации, каторые приводят к снижению успеваемости обучаемых, ухудшению дисциплины у них, а также к другим нежелательным и негативным последствиям в развитии их личности и поведении [3].
Неизбежные спутники современной жизни - конфликты, которые невозможно исключить полностью из процесса жизнедеятельности. Следовательно, педагог должен быть готов психологически к возникновению конфликтных ситуаций, осознавать отведенную ему роль в их регулировании.
Целью нашей работы было выявить особенности конфликтного поведения у будущих учителей основ безопасности жизнедеятельности в условиях учебно-профессиональной деятельности. В соответствии с вышеизложенной целью были поставлены следующие задачи: исследовать влияние особенностей темперамента на поведение личности в конфликтной ситуации; экспериментальным путем установить, насколько стратегии поведения испытуемых зависят от их индивидуально-типологических особенностей.
В работе были использованы методики исследования: личностный опросник Айзенка, тест "Описание поведения в конфликте К. Томаса", опросник коммуникативной толерантности В.В. Бойко, методика диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в общении В.В. Бойко, корреляционный анализ [5, 6].
Ученые выделяют пять основных стилей поведения при конфликте: конкуренция или соперничество; сотрудничество; компромисс; приспособление; игнорирование или уклонение. Каким бы ни был стиль руководства, он не может быть эффективным во всех без исключения ситуациях,также ни один из стилей разрешения конфликтных ситуаций не может быть отмечен как самый лучший и универсальный. Человеку необходимо совершенствовать свои навыки в эффективном использовании каждого из них и сознательно делать выбор, учитывая конкретные ситуации [4, 5].
В эксперименте приняло участие 102 студента СКФУ 1-4 курсов направления подготовки "Педагогическое образование" профиль "Безопасность жизнедеятельности" в возрасте от 18 до 22 лет.
Анализ результатов опросника Айзенка показал, что ни у одного испытуемого показатель по шкале искренность не превысил 7, следовательно, все результаты опроса можно считать достоверными. Используя ключ к опроснику, исследовалось количество совпадений с ключевыми ответами отдельно по экстраверсии и отдельно по нейротизму. Из них 39% -экстраверты, 19% - интроверты и 42% - амби-верты (рис. 1).
42%
39%
□ Экстраверт В Интроверт ■ Амбиверт
19%
Рисунок 1 - Показатель по шкале экстраверсия-интроверсия
Средний показатель по шкале экстравер-сия-интроверсия равен 13,97, что интерпретируется какамбиверт, количество экстравертов на 20% больше интровертов.
Стандартное отклонение от среднего показателя равно 4,42, что говорит о том, что результаты достаточно сильно откланяются от среднего арифметического, значит, в группе есть как ярко выраженные экстраверты, так и интроверты. Минимальный показатель равен 6 - этот показатель у самого ярко выраженного интроверта. Максимальный показатель равен 19 - это показатель самого ярко выраженного экстраверта.
Минимальный и максимальный показатели свидетельствуют о том, что в группе нет сверхэкстравертов и сверхинтровертов. Мода, наиболее часто встречающийся вариант ряда, равна 14, то есть больше всего в группе амбивер-тов.
Средний показатель по шкале нейротизм равен 13,76, что соответствует нормостенеку, значит эмоциональная устойчивость и неустойчивость в данной группе сбалансированы Стандартное отклонение от среднего показателя равно 4,29 - этот показатель говорит о том, что показатели испытуемых достаточно сильно отклоняются от среднего показателя нормосте-ника, следовательно, в группе есть как конкор-данты, так и дискорданты.
19%
Минимальный показатель равен 4 - это показатель ярко выраженного конкорданта -эмоционально устойчивого испытуемого. Максимальный показатель равен 23 - это показатель ярко выраженного дискорданта. В группе нет ни одного испытуемого со сверхпоказателями эмоциональной устойчивости - неустойчивости. Мода равна 15,то есть больше всего в группе потенциальных дискордантов.
В данной группе было выявлено: 40 испытуемых экстравертов и потенциальных экстравертов (39%). Из них 12 испытуемых эмоциональноустойчи-вы (нормостеники, потенциальные конкорданты и конкорданты) (30%); 43 испытуемыхамбивертов (42%). Из них 2 испытуемых эмоционально устойчивы нормостеники (потенциальные конкорданты) (5%). 4 испытуемых эмоционально неустойчивы (потенциальные дискорданты и дискорданты) (9%); 19 испытуемых - интроверты и потенциальные интроверты (19%). Из них 4 испытуемых эмоционально неустойчивы - потенциальные дискорданты (21%).
По результатам исследования типов темперамента, используя "круг Айзенка" и набранное испытуемыми количество баллов по двум показателям, определили тип темперамента. Выборка распределилась следующим образом: среди испытуемых, принявших участие в данном исследовании, 44% - сангвиники, 22% - холерики, 19% - меланхолики, 15% - флегматики (рис. 2).
15%
■ холерики □ сангвиники В меланхолики
■ флегматики
СО
1-Н
О си
-О 0-ш СК
ь-X ш
и
о си
со
Ё
39
44%
Рисунок 2 - Распределение испытуемых по типам темперамента
Анализируя данные рисунка 2, можно сказать, что 44% студентов, будущих учителей по типу темперамента - сангвиники. Для профессии учителя этот темперамент создает хорошие условия для работы, однако учитель-сангвиник должен помнить о своей подвижности, впечатлительности, эмоциональности, следить за тем, чтобы уроки не приобретали раз-
•х.
>
<
X ш
з: а
40
40% 35% 30% 25% 20% 15% 10% 5% 0%
< а
ш
а
влекательный характер, излишне не возбуждали детей; сангвиник должен ограничивать свою торопливость.
Остальные три типа темперамента распределились примерно одинаково. 22% - холерики, среди хороших учителей немало холериков, однако в профессионально-педагогической деятельности учителям-холерикам надо следить за своим поведением, тормозить несдержанность, воспитывать терпеливость. Для этого надо хорошо понимать сущность педаго- гической профессии, требования к личности учителя. По наблюдениям А.И. Кагальник, Л.П. Мельник [2] и нашим анкетированиям, студенты подчеркивали, что уже во время обучения в университете необходимо воспитывать в себе выдержку, терпение как черты характера. Большое значение в этом, подчеркивали они, имеет педагогическая практика в общеобразовательных учреждениях, начиная со второго курса.
19% - меланхолики, такой тип темперамента в педагогической работе оценивается как возможный, но нежелательный. Меланхолику подходит четко продуманный режим, который предусматривает постепенный переход от одних условий жизни, способов действия к другим. Для него очень опасно перенапряжение умственной и эмоциональной деятельности, т.к. это приводит к истощению нервной системы, появлению неврозов, росту неудовлетворенности педагогической профессией.
15% - флегматики, для педагогической деятельности такой темперамент очень благоприятен. Однако ему нужно тщательно продумывать план урока, методы его проведения, чтобы ученики не засыпали под монотонную речь. Медлительность, вялость учителя-флегматика должны компенсироваться тщательной подготовкой, продумыванием разнообразных форм и методов работы, оттачиванием педагогической техники. При этом действия учителя становятся быстрыми и оперативными.
Таким образом, из приведенных выше данных можно сделать вывод, что особенности темперамента надо знать и учитывать их проявление в учебной и воспитательной работе -опираться на положительные черты и сдерживать, тормозить отрицательные [2].
Для изучения стратегий поведения, которые используют будущие учителя, был применен тест К. Томаса [7]. В результате установлено, что студенты используют в своей деятельности практически все стратегии поведения (рис. 3). Но наибольшее количество баллов у большинства студентов (38%) приходится на тактику компромисс, 20% - сотрудничество, 16% - избегание и соперничество, наименьшее количество баллов набрала тактика приспособление (10%).
/
/ У
с?
/
А
л/ с/
Рисунок 3 - Способы регулирования конфликтов
Таким образом, доминирующим типом поведения в конфликте для данной группы является компромисс.
Распределение способов регулирования конфликтов показывает, что для будущих учителей оптимальной стратегией поведения в конфликтной ситуации является компромисс и сотрудничество, в нашей выборке это составляет 58%. По мнению М.А. Гончарова [1], стратегию компромисса можно охарактеризать как баланс интересов на среднем уровне между конфликтующими сторонами. Соответственно, стратегию компромисса можно назвать стратегией взаимной уступки. Она способствует положительному развитию межличностных отношений. Стратегию сотрудничества можно охарактеризать высоким уровнем направленности на собственные интересы и на интересы соперника. Стратегия сотрудничества строится на основе баланса интересов и на признании ценности межличностных отношений.
Результаты методики диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в общении (рис. 4), показали, что миролюбие и избегание как психологическая стратегия защиты субъективной реальности личности составляет 69%, а агрессия - 31 %. То есть, будущие учителя умеют идти на компромиссы,
делать уступки и быть податливыми, готовы жертвовать некоторыми своими интересами во имя главного - сохранения достоинства.
31%
29%
■ Миролюбие В Избегание □ Агрессия
40%
Рисунок 4 - Доминирующие стратегии психологической защиты в общении
Доминирующие стратегии психологической защиты в общении данной группы следующие: миролюбие характерно для 30 испытуемых, что составляет 29% от всей группы; избегание характерно для 41 испытуемого, что составляет 40% от всей группы; агрессия характерна для 31 испытуемого, что составляет 31 % от всей группы. Таким образом, для большинства испытуемых (40%) характерна стратегия избегания в общении.
На рисунке 5 мы можем видеть соотношение типов темперамента, по Айзенку, и поведением личности в конфликтной ситуации Томаса. Однако,чтобы достичь цели нашего исследования, нам необходимо было провести сравнительный анализ и выявить наметившиеся тенденции стратегий конфликтного поведения для каждой группы учащихся по типу темперамента.
Тип темперамента
Рисунок 5 - Соотношение типов темперамента и поведения личности в конфликтной ситуации
Проведенное исследование показало, что у большинства испытуемых с определенным типом темперамента наблюдается преобладание определенной модели поведения в конфликтной ситуации. Можно сделать вывод о том, что между типом темперамента и моделью поведения в конфликтной ситуации существует зависимость.
С целью доказательства выдвинутой гипотезы был вычислен коэффициент корреляции, по Пирсону. Корреляционный анализ взаимосвязи значений методик теста Айзенка и диагностики поведения личности в конфликтной ситуации Томаса, методик теста Айзенка и диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в общении Бойко, методик теста Айзенка и диагностики коммуникативной толерантности.
Корреляционный анализ показал, что между собой взаимосвязаны эмоциональная устойчивость, тип поведения в конфликте, стратегия защиты в общении и коммуникативная толерантность. Таким образом, чем выше уровень конфликтности в коллективе, тем ниже показатели социально-психологического климата (или, чем ниже уровень конфликтности, тем благоприятней социально-психологический климат).
Для профилактики конфликта, педагог должен знать, что конфликт (конфликтную ситуацию) нужно рассматривать не только с отрицательной стороны, но и с положительной, поскольку правильно понятый и выявленный конфликт может стимулировать обновление и улучшение человеческих отношений в коллективе общеобразовательной школы.
Литература:
1. Гончаров М.А. Основные стратегии поведения в конфликте [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ippnou.ru/ article.php?idarticle=003296.
2. Кагальник А.И., Мельник Л.П. Темперамент учителя и успешность педагогической деятельности // Вопросы психологии. - 1986. - № 2. - С. 79-84.
3. Каракашева H.H. Психологические аспекты конфликтов между учащимися и учителем // Международный студенческий научный вестник. - 2016. -№5-1. -С. 83-84; [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// eduherald.ru/ru/article/ view?id=15315.
4. Маренчук Ю.А. Психологическое состояние личности в экстремальных ситуациях // Актуаль-
■ Соперничество В Сотрудничество □ Компромисс В Избегание II Приспособление
СО
1-Н
О си
-О Q-Ш CK b-X
LjJ
u
о cu
со
S
41
•х.
>
<
I ш
s ж u
42
ные вопросы права и правоприменения : материалы Всерос. научно-практ. конф. - Ставрополь: СФКрУ МВД России, Ч. 2, 2015. - С. 20-21. 5. Маренчук Ю.А., Рожков С.Ю. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении // Психологическое здоровье личности: теория и практика : сборник научных трудов по материалам II Всероссийской научно-практической конференции / отв. ред. И.В. Белашева. - Ставрополь, 2015. - С. 142-145.
6. Маренчук Ю.А., Носков О.И., Рожков С.Ю., Аване-сян A.A. Психологические аспекты личности в чрезвычайных ситуациях // Психологическая безопасность личности в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности : сб. науч. ст. V Межд. науч.-практ. конф. / под ред. Р.В. Кадырова; Владивосток: МГУ, 2015. - С. 87-91.
7. Романчук A.A. Социальные отношения в трудовом коллективе // Вестник КемГУ. - 2010. - № 3. -С. 203-209.
< а.
ш
а
THE QUESTION OF PROFESSIONAL - APPLIED PHYSICAL PREPARATION OF STUDENTS Strelchenko Vladimir Filippovich, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor E-mail: [email protected] Shevchenko Alexsey Michailovich, Senior Lecturer,
Alexeeva Elena Nikolaevna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor E-mail: [email protected]
Chair of Physical Education, Service institute, Tourism and Design (branch), North-Caucasian Federal University, Pyatigorsk
The authors considers the current problems of physical education and professional-applied physical preparation of students, focusing on issues related to the health of students.
Keywords: physical education; health; education; student; physical culture; sports; professional-applied physical training; students; physical activity; healthy lifestyle.
УДК 796
ВАК РФ 13.00.04
© Стрельченко В.Ф., 2016 © Шевченко A.M., 2016 ©Алексеева E.H., 2016
К ВОПРОСУ О ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ
В статье авторы рассматривают актуальные проблемы физического воспитания и профессионально-прикладной физической подготовки студентов, уделяют внимание вопросам, связанным со здоровьем студенческой молодежи. Ключевые слова: физическое воспитание;здоровье; физическая культура; спорт; здоровый образ жизни.
СТРЕЛЬЧЕНКО Владимир Филиппович, кандидат педагогических наук, доцент
ШЕВЧЕНКО Алексей Михайлович, старший преподава тель
АЛЕКСЕЕВА Елена Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент
Кафедра Физической культуры, Институт сервиса, туризма и дизайна (филиал) Северо-Кавказского федерального университета, Пятигорск
В процессе интегрирования в международное образовательное пространство в условиях постоянно изменяющейся экономической ситуации в стране приоритетной задачей высшей школы является активный поиск направлений совершенствования системы образования. Изменение содержания профессиональной деятельности, появление новых профессий, для которых характерно повышение объема информации, дефицит времени для принятия социально значимых и ответственных решений на фоне снижения двигательной активности и ускоряющегося темпа жизни, требует новых подходов к подготовке будущих специалистов. Разработка современной концепции физического воспитания как важного компонента в структуреучебно-воспитательного процесса высшей школы и других учебных заведений является необходимым условием формирования личностных и профессиональных качеств гуманитарно-ориентированных специалистов. [1, с. 40]. Эффективное решение производственных задач в условиях, когда возникает и стрессовая экстремальная ситуация, требует интенсивного повышения работы различных систем и функций организма и возможно при наличии хорошего психического и физического здоровья.
Ухудшение здоровья студенческой молодежи ведет к снижению сопротивляемости воздействию неблагоприятных внутренних и внешних факторов, к потере резервных возможностей организма,