Научная статья на тему 'Особенности конфликтного поведения молодых людей в период обучения в вузе'

Особенности конфликтного поведения молодых людей в период обучения в вузе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
686
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЛИКТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / БАРЬЕРЫ ОБЩЕНИЯ / СТУДЕНЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ / АССЕРТИВНОСТЬ / ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ КОНФЛИКТЫ / CONFLICT BEHAVIOR / COMMUNICATION BARRIERS / STUDENT AGE / ASSERTIVENESS / PERSONALITY TRAITS / INTERPERSONAL CONFLICTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кустова Е.И.

В статье рассматриваются особенности конфликтного поведения студентов высшего учебного заведения. Установлено, что конфликтные ситуации чаще возникают у студентов первых курсов из-за возникновения барьеров общения. Определены основные стратегии поведения студентов в конфликтных ситуациях и пути их оптимального разрешения.The article is devoted to the study of the features of conflict behavior of students of a higher educational institution. It was established that conflict situations more often occur in first-year students due to the emergence of communication barriers. The basic strategies of students' behavior in conflict situations and ways of their optimal resolution are determined.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кустова Е.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности конфликтного поведения молодых людей в период обучения в вузе»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

УДК 159.923

Е. И. Кустова

Особенности конфликтного поведения молодых людей в период обучения в вузе

В статье рассматриваются особенности конфликтного поведения студентов высшего учебного заведения. Установлено, что конфликтные ситуации чаще возникают у студентов первых курсов из-за возникновения барьеров общения. Определены основные стратегии поведения студентов в конфликтных ситуациях и пути их оптимального разрешения.

The article is devoted to the study of the features of conflict behavior of students of a higher educational institution. It was established that conflict situations more often occur in first-year students due to the emergence of communication barriers. The basic strategies of students' behavior in conflict situations and ways of their optimal resolution are determined.

Ключевые слова: конфликтное поведение, барьеры общения, студенческий возраст, ассертивность, личностные особенности, межличностные конфликты.

Key words: conflict behavior, communication barriers, student age, assertiveness, personality traits, interpersonal conflicts.

Конфликты возникают всегда, когда есть любая форма общения между людьми. В период обучения в вузе молодые люди объединяются в студенческую группу. Естественно, это объединение является случайным, только на основе выбора профессии. И, как следствие случайного объединения людей, в студенческих группах неизбежны конфликты.

Они могут быть ситуативными и быстро разрешаемыми, а могут затягиваться надолго, дестабилизируя тем самым психологический климат в группе, что не может не сказываться на качестве усвоения знаний студентами.

Для того чтобы обозначить круг исследования, необходимо определить понятийный аппарат. Так, к примеру, в толковом словаре Ожегова конфликт трактуется как «столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов как субъектов взаимодействия» [5].

© Кустова Е. И., 2019

С точки зрения А.А. Реана, в зависимости от особенностей психики каждого члена конфликтной ситуации она осознается по-разному, сугубо индивидуально и создает определенный уровень напряженности [6].

В общей практике принято выделять следующие виды конфликтов: внутриличностный, межличностный, межгрупповой и конфликт между личностью и группой.

Внутриличностный конфликт возникает при рассогласовании «Я»-концепции с уровнем притязаний студента, смещением ролевого поведения, смещением психологических компонентов личности, образующих внутреннюю картину мира.

Межгрупповой конфликт возникает при столкновении интересов разных студенческих групп или при столкновении требований администрации вуза или факультета и интересов студенческой группы.

Конфликт между личностью и группой возникает, когда кто-либо из членов коллектива нарушает нормы поведения или общения, сложившиеся в студенческой группе.

Межличностный конфликт является самым распространенным для молодых людей периода юности. В общем случае это борьба за ресурсы (материальные средства и т. п.), в студенческих же группах эти конфликты возникают из-за разности личностных особенностей участников конфликта.

Так, разногласия могут возникать между людьми с разными типами темперамента: студенты с преобладанием интровертных типов темперамента (флегматики и меланхолики) медлительны при освоении учебного материала, им надо больше времени для обдумывания хода действий, а студенты с преобладанием экстравертных типов темперамента (холерики и сангвиники) обладают неуравновешенностью, вспыльчивостью и суетливостью, что становится причиной конфликтов между ними.

Одной из причин конфликта может служить искаженное восприятие личностных качеств и мотивов поведения студентов при взаимодействии внутри группы на этапе адаптации к обучению в вузе (1 семестр обучения).

Это возникает из-за недостаточности жизненного опыта и психологических знаний. Возникают эффекты стереотипизации и каузальной атрибуции, что не способствует формированию благоприятного психологического климата в группе и групповой сплоченности.

Очень часто причинами конфликтов становятся разнообразные барьеры общения [4], которые делятся на три вида: барьеры коммуникации, барьеры перцепции и барьеры интеракции. Барьеры коммуникации возникают при разности смыслового наполнения речи, когда каждый, говоря об одном и том же, подразумевает разное; когда моло-

дой человек не умеет выражать свои мысли логично, путается в причинно-следственных связях своих высказываний; когда страдает фонетическое восприятие речи собеседника.

Барьеры перцепции появляются при нарушении процесса восприятия других людей. Они могут затрагивать эстетическую сторону восприятия, когда человеку не нравится, как выглядит собеседник или просто раздражает внешность другого. Препятствием к взаимопониманию может стать социальный барьер, связанный со статусом. Некоторые люди придают большое значение социальному положению, что может быть барьером в общении. Часто барьерами в понимании других людей становятся феномены стереотипизации и каузальной атрибуции. Стереотипизацией пользуются тогда, когда люди усваивают определенные штампы оценки других. Эти штампы усваиваются в процессе первого этапа социализации (до 11-13 лет), при котором безоценочно и некритично усваивается вся информация о внешнем мире, в том числе и о других людях. В дальнейшем стереотипы складываются из обобщенного личного опыта. Зачастую они формируют ошибочное познание людей и способствуют межличностным конфликтам. Каузальную атрибуцию используют, когда недостаточно достоверной информации о человеке, что вынуждает приписывать им причины их поступков, мысли и чувства, что также может провоцировать конфликты.

Барьерами интеракции могут быть разные мотивы деятельности и общения: в общежитии один студент хочет готовить еду, а второй - готовиться к экзамену. Такие ситуации могут провоцировать ссору.

Часто конфликты возникают из-за некомпетентности собеседников, когда один из них проявляет очевидное отсутствие знаний в области разговора, но тем не менее высказывает свою категоричную точку зрения, что вызывает гнев и раздражение.

Причинами возникновения конфликтов может стать несовпадение нравственных категорий и позиций партнеров по общению, когда один из них пытается перевоспитать другого.

Поведение молодых людей в ситуациях напряженного взаимодействия подчиняется установленным в социальной психологии закономерностям протекания конфликтов. Так, К. Томас описывает пять типичных форм поведения в конфликтных ситуациях: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление [1].

Нами проводится в течение ряда лет изучение личности студентов факультета естествознания, географии и туризма Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина, их мотивации и поведения во время обучения в вузе. Так, с сентября по декабрь 2019 г. изучались стратегии поведения студентов первого, второго и третьего курсов в конфликтной ситуации при помощи методики Томаса-Климанна (в адаптации Н.В. Гришиной) «Поведение в конфликтной ситуации». Полученные данные приведены на рисунке.

9 -

8

Соперничество Сотрудничество Компромисс Избегание Приспособление

■ Различия в стратегии поведения в конфликте студентов 1 курс

■ Различия в стратегии поведения в конфликте студентов 2 курс

■ Различия в стратегии поведения в конфликте студентов 3 курс

Рисунок. Сравнительная диаграмма стратегий поведения студентов разных курсов

факультета ЕГиТ в конфликтной ситуации

Из представленной диаграммы видно, что стратегии поведения внутри студенческих групп меняется от курса к курсу, что свидетельствует о позитивном влиянии проводимых на факультете естествознания, географии и туризма воспитательных мероприятий и изучений психологических и педагогических дисциплин.

Стиль соперничества часто используют студенты первого года обучения с экстравертным типом темперамента (холеро-сангвинистиче-ским, холеро-флегматическим), когда новая социальная ситуация развития искаженно воспринимается и предыдущий, часто негативный, опыт общения со сверстниками транслируется в новом коллективе. Такие студенты не заинтересованы в установлении ровных доброжелательных отношений с одногруппниками, они достигают своих целей, используя волевые качества, стараются удовлетворить личные интересы в ущерб интересам других студентов, вынуждая их принимать оборонительную тактику в общении.

Стиль сотрудничества используется студентами экстравертного (сангво-холерического, сангво-флегматического или сангво-меланхоли-ческого) типа темперамента). Эти студенты коммуникабельны, обладают дипломатическими способностями, способности к рефлексии и анализу потребностей обеих сторон конфликта, умеют обсуждать проблемы и искать пути их преодоления.

Стиль компромисса в конфликтных ситуациях избирают студенты, которые хотят быстро погасить назревающий конфликт и идут на взаим-

ные уступки. Студенты избирают такой стиль в общении, даже если приходится жертвовать какими-то своими интересами, ради сохранения отношений. Компромисс редко приносит удовлетворение сторонам, так как уступки бывают психологически справедливы. Идут на компромисс, в основном, студенты интровертного типа темперамента (меланхо-санг-виники, меланхо-флегматики).

Приспособление, как стиль поведения в конфликте, используется студентами тогда, когда вопрос, затронутый в конфликте, не так важен для них, как сами отношения с другим человеком или группой. За этим стилем поведения нередко скрывается затаенная обида и отвержение группы или партнера по общению, что является почвой для следующего эмоционального конфликта. Такой стиль избирают, в основном, люди интровертного типа темперамента.

Стиль избегания в конфликтной ситуации избирают люди, когда их партнер по общению обладает большей информацией, большими ресурсами или большей силой, и он использует это в конфликтной борьбе. Уход от решения проблемы, отсрочка принятия решения в условиях обучения в вузе нередко приносит отрицательные плоды, когда студенты не посещают занятия, не приходят на экзамены просто потому, что не освоили материал.

Обобщая опыт практических психологов, изучающих конфликтное поведение в разных социальных группах, можно выделить наиболее характерные черты конфликтной личности:

- завышенная или заниженная самооценка своих способностей и возможностей;

- стремление доминировать во всех ситуациях общения;

- консерватизм мышления, ригидность в поведении и действиях;

- излишняя принципиальность и прямолинейность в высказываниях;

- такие качества личности, как тревожность, агрессивность, упрямство, раздражительность [3].

Для предотвращения появления или развития конфликтных ситуаций в студенческой среде необходимо еще на первом году обучения обучать студентов стратегиям бесконфликтного поведения, или умениям разрешать конфликты оптимальным образом.

Конструктивным методом общения является ассертивное поведение.

Ассертивность понимается как «способность человека уверенно и с достоинством отстаивать свои права, не попирая при этом прав других» [2].

Опираясь на положения бихевиоризма и гуманистической психологии, ассертивное поведение определяется как дружелюбное, честное и твердое, люди с таким поведением уверены в себе, имеют адекватную самооценку и стремятся завоевать уважение других людей.

Стратегии ассертивного поведения предполагают умение описывать свои эмоции относительно конфликтной ситуации, уделяя значение позиции другой стороны, и предлагать возможные варианты разрешения проблемы. Допустим: «Я так огорчаюсь, когда ты поступаешь...».

На тренинговых занятиях по обучению ассертивному поведению необходимо формировать умения и навыки студентов в следующих направлениях:

- обучать умениям адекватно воспринимать конфликт, не искажать факты субъективными пристрастными оценками, как при оценке своих поступков и чувств, так и своих товарищей;

- обучать открытости и эффективности общения, готовности обсуждать возникающие проблемы, умениям совместно искать пути выхода из конфликтных ситуаций;

- обучать созданию и поддержанию в группе благоприятной психологической атмосфере [3].

Список литературы

1. Белкин А. С. Конфликтология: наука о гармонии. - Екатеринбург, 2000.

2. Конюхов Н. И. Словарь-справочник практического психолога. - Воронеж: МОДЭК, 1996.

3. Ожегов С. И. Словарь русского языка. - М.: Мир и Образование, 2015.

4. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: в 2 кн. - М.: Владос, 2013. - Кн. 1.

5. Жуков Б.М. Организационное поведение: современные аспекты трудовых отношений. - М.: Академия естествознания, 2008.

6. Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.

Статья поступила: 14.10.19. Принята к печати: 31.10.19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.