Научная статья на тему 'Особенности выбора стратегии поведения в конфликте в студенческой среде'

Особенности выбора стратегии поведения в конфликте в студенческой среде Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
6513
716
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЛИКТ / СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ / КОНФЛИКТНЫЕ СИТУАЦИИ / ОБРАЗ "Я" / "Я-КОНЦЕПЦИЯ" / ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Петрова Елена Георгиевна

Данная статья посвящена вопросам конфликтологии, видам, структуре, динамике конфликтных ситуаций, а также связи выбора стратегии в конфликтной ситуации с личностными особенностями участников конфликта, в частности, у студентов педагогических вузов, будущих учителей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article deals with the issues of Conflict, types, structure, dynamics of conflict situations, as well as the choice of communication strategies in conflict with the personal characteristics of participants in the conflict, in particular, future teachers, future teachers.

Текст научной работы на тему «Особенности выбора стратегии поведения в конфликте в студенческой среде»

онно - психологической безопасности». Психоэкология как наука возникла в связи с необходимостью контролировать влияние увеличивающегося потока информации на человеческую психику и поведение людей.

Нас интересует, прежде всего, возможность предотвращения негативных информационно -психологических влияний на внутренний мир человека. В современном информационном обществе люди перестают мыслить, действуют по задаваемому СМИ шаблону. 98 % людей живут по реактивному типу, то есть некритично воспринимают происходящее [4].

Способность анализировать происходящее может сохраниться только в том случае, если не держать сознание открытым для проникновения «закодированной», зомбирующей информации. Мы считаем, что сохранение внутренней самоидентичности обусловлено ведением экзистенциально - социального диалога с другими людьми. Критичное восприятие многообразных информационных влияний напрямую связано с творческим, деятельностным отношением к миру. Эмоционально - образное принятие его как данности в этом случае дополняется общением с равными эк-зистенциалами - личностями, исходящим из того постулата, что чужое сознание - целостный уникальный мир. Каждая личность при этом одновременно и находится на существенной дистанции от социума, понимая, что сознание Другого никогда не станет прозрачным и доступным, и пытается достичь взаимопонимания в диалоге.

Диалогический подход к информационно-психологической безопасности может способствовать сохранению самоидентичности личности при условии творческого отношения к процессу общения, проявления деятельностного сочувствия, гуманности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации // Российская газета. - 2000. - 28 сент. -№ 187.

2. Проект Федерального закона Российской Федерации « Об информационно-психологической безопасности» [Электронный ресурс] // QSec: Вопросы Безопасности. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www. qsec.ru/node/2207.

3. Русалкина, Е. Психотехнологии [Электронный ресурс] / Е. Русалкина, И. Смирнов. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.moikompas.ru/compas/psiho.

4. Степанов, А.М. Проблемы правовой политики обеспечения информационно-психологической безопасности / А.М. Степанов, А.А. Бухтояров, Д.В. Бутенко // Информационное право. - 2012. - № 1.

УДК 159.923.2 ББК 88.8

Е.Г. Петрова

ОСОБЕННОСТИ ВЫБОРА СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ

Аннотация. Данная статья посвящена вопросам конфликтологии, видам, структуре, динамике конфликтных ситуаций, а также связи выбора стратегии в конфликтной ситуации с личностными особенностями участников конфликта, в частности, у студентов педагогических вузов, будущих учителей.

Ключевые слова: конфликт, стратегии поведения, конфликтные ситуации, образ «Я», «Я-кон-цепция», личностные особенности.

E.G. Petrova

ESPECIALLY THE CHOICE OF STRATEGY IN THE CONFLICT IN THE STUDENT'S ENVIRONMENT

Abstract. This article deals with the issues of Conflict, types, structure, dynamics of conflict situations, as well as the choice of communication strategies in conflict with the personal characteristics of participants in the conflict, in particular, future teachers, future teachers.

Key words: conflict, behavioral strategies, conflicts, the image of "I", "self-concept" personality

traits.

Изучение особенностей поведения в конфликте в рамках студенческой среды вызывает значительный интерес, так как период студенчества - это, прежде всего, период становления и формирования личности, в котором складываются общественные отношения и устанавливается социальная

иерархия. Студент переносит свои впечатления и переживания во взрослую жизнь, таким образом, формируется личностное и профессиональное самосознание будущих специалистов (Б.Г. Ананьев, В.И. Селиванов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов, А.Г. Эфендиев и др.). В отечественной и зарубежной психологии сложилось представление об образе «Я» как проявлении самосознания личности, как продукте выделения человеком самого себя из окружающего мира. Квинтэссенцией «Я-концеп-ции» выступает представление индивида о самом себе, основанием для формирования которого служит оценка другими людьми положения субъекта в обществе. В свою очередь, именно особенности «Я-концепции» как интегрального представления индивида о самом себе влияют на поведение личности в конфликте, выбор стратегий поведения в конфликте.

Таким образом, изучение поведения в конфликте становится важным и значимым в контексте исследования образовательного процесса в вузе. В отечественной психологии традиционно подчеркивается ведущая роль воспитания и обучения в развитии как психики (вне отрицания роли наследственности), так и всей личности в целом (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Г.С. Костюк, А.В. Запорожец, П.Л. Гальперин, Н.Ф. Талызина и др.). Процесс образования направлен на развитие личности в целом, особенно к этому стремится гуманистически-ориентированное образование (И.А. Зимняя, Б.Б. Коссов, И.Б. Котова, А.В. Непомнящий, Е.Н. Шиянов, И.С. Якиманская).

При этом формирование дисгармоничной личности происходит при аффективных переживаниях, возникающих в результате конфликта.

Таким образом, особый интерес вызывает изучение особенностей личности при выборе стратегии поведения в конфликте.

Существует множество определений и толкований самого понятия «конфликт». Оно трактуется достаточно широко.

В обыденном понимании, конфликт - это спор, борьба, конкуренция, несоответствие взглядов и т.д. В психологической литературе конфликт (лат. сопАйш - столкновение) - это столкновение противоположных, несовместимых друг другу тенденций в сознании отдельного индивида, в межличностных или межгрупповых отношениях, связанное с острыми отрицательными переживаниями.

В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов и т.п.

Достаточно часто в основе конфликтной ситуации лежат объективные противоречия, но иногда бывает достаточно какой-либо мелочи: неудачно сказанного слова, мнения, т.е. инцидента

- и конфликт может начаться [6]. Инцидент - активизация деятельности одной из сторон, которая ущемляет (пусть даже неумышленно) интересы другой стороны [6].

Для перерастания возникшего противоречия в конфликтную ситуацию необходимы:

- значимость ситуации для участников конфликтного взаимодействия;

- наличие препятствия, которое воздвигает один из оппонентов на пути к достижению целей другими участниками (даже если это субъективное восприятие, а не реальность);

- превышение личной или групповой терпимости к возникшему препятствию хотя бы у одной из сторон.

В конфликтной ситуации уже проявляются возможные участники будущего конфликта -субъекты или оппоненты, а также предмет спора или объект конфликта.

Конфликтная ситуация - понятие динамическое, неустойчивое, легко может преобразоваться при изменении любого из составляющих элементов: взглядов оппонентов, отношений «объект-оппонент», при подмене объекта конфликта, появлении условий, затрудняющих или исключающих взаимодействие оппонентов, отказе одного из субъектов от дальнейшего взаимодействия.

В отечественной психологии изучением конфликтных ситуаций занимался Ф.Е. Василюк. Он отмечал, что «критическая ситуация в самом общем плане должна быть определена как ситуация невозможности, т. е. такая ситуация, в которой субъект сталкивается с невозможностью реализации внутренних необходимостей своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей и пр.)» [3]. Он выделяет четыре ключевых понятия, которыми описываются критические ситуации. Это понятия стресса, фрустрации, конфликта и кризиса.

Другим подходом к анализу конфликтных ситуаций является взгляд, который представлен в работе А.Я. Анцупова и А.И. Шипилова. Они, рассматривая различные классификации ситуаций жизнедеятельности, выделяют два вида ситуаций [2]:

- простая (повседневная), в которой для личности (группы) все обычно, она действует в нормальном режиме,

- трудная (напряженная, сложная, экстремальная), в которой требования к личности и группе выходят за пределы «нормы».

Конфликтные ситуации, при этом являются частью трудных ситуаций. Но не просто трудных: они включены в класс трудных ситуации социального взаимодействия, в которых другой человек рассматривается как препятствие для реализации собственного «Я». Для конфликтной ситуации в данном подходе свойственно противодействие в виде общения, поведения или деятельности, направленных на защиту своих интересов путем ограничения активности оппонента, нанесения ему морального или материального ущерба, а также негативное отношение друг к другу. Преобладает мотивация «на себя». Эмоции доминируют в определении поведения и манеры общения. В результате стресса все ресурсы индивида мобилизуются для достижения победы над оппонентом. Таким образом, конфликтная ситуация всегда является противодействующей реакцией на внешнее воздействие.

По мнению американского психолога К. Томаса, существуют следующие стратегии и тактики поведения в конфликтной ситуации:

Стратегия партнерства - ориентация на учет интересов и потребностей партнера. Стратегия согласия, поиска и приумножения общих интересов.

Стратегия напористости - реализация исключительно собственных интересов, достижение собственных целей. Жесткий подход: участники конфликта - противники, цель - победа.

В дополнение можно отметить, что бывает и смешанная стратегия - когда напористо-агрессивное поведение одного участника конфликта направлено на нейтрализацию подобного поведения другого участника на фоне настойчивых попыток перевода конфликта в русло партнерства. Можно определить такую стратегию как агрессивное партнерство.

Таким образом, конфликтная ситуация - это условие возникновения конфликта. Для перерастания такой ситуации в конфликт, в динамику необходимо внешнее воздействие, толчок или инцидент. При этом важным становится то, какую стратегию поведения выберет человек, какой стиль поведения станет доминирующим. Чтобы полнее разобрать конфликтные ситуации, необходимо описать стили поведения человека в них.

Каждый конфликт по-своему уникален, неповторим по причинам возникновения, формам взаимодействия двух или более сторон, исходу и последствиям. Но при всей несхожести манер и стилей конфликтное поведение имеет некоторые общие признаки.

У всякого конфликта есть некая стандартная схема развития: непосредственная причина, приводящая к столкновению, - несовместимость интересов и целей, несовпадение занимаемых позиций, предпринимаемых действий и используемых при этом средств.

Стиль в этом контексте означает способ осуществления определенных интересов, образ действий по достижению намеченной цели и вместе с тем манеру общения [6].

В своем подходе к изучению конфликтных явлений К. Томас делал акцент на изменение традиционного отношения к конфликтам. Указывая, что на ранних этапах его изучения широко использовался термин «разрешение конфликтов», он подчеркивал, что термин подразумевает, что конфликт можно и необходимо разрешать. Целью разрешения конфликтов, таким образом, было некоторое идеальное бесконфликтное состояние, где люди работают в полной гармонии. Однако в последнее время произошло существенное изменение в отношении специалистов к этому аспекту исследования конфликтов. Оно было вызвано, по мнению К. Томаса, по меньшей мере, двумя обстоятельствами: осознанием тщетности усилий по полной элиминации конфликтов, увеличением числа исследований, указывающих на позитивные функции конфликтов. Отсюда, по мысли автора, ударение должно быть перенесено с разрешения конфликтов на управление ими.

Для описания стилей поведения людей в конфликтных ситуациях К. Томас считает применимой двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими измерениями в которой являются кооперация, связанная со вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим двум основным измерениям К. Томас выделяет следующие способы регулирования конфликтов: соревнование (конкуренция); приспособление; компромисс; избегание; сотрудничество.

Из перечисленных стилей только один - сотрудничество - является активным и эффективным в смысле определения исхода конфликтной ситуации. Наиболее конфликтным считается второй активный стиль - соперничество; избегание и приспособление характеризуются пассивной формой поведения. Компромисс занимает как бы промежуточное положение, совмещая в себе и активную и пассивную формы реагирования. Далее приведена характеристика основных систем поведения людей в конфликтных ситуациях [5].

Сотрудничество - стиль, направленный на разрешение противоречий, лежащих в основе конфликта. Характеризуется тем, что субъект конфликта ориентирован на разрешение задачи, а не на социальные отношения и может в связи с этим жертвовать своими ценностями ради достижения общих целей. Как правило, этот стиль присутствует у неформальных лидеров, способных регулировать и контролировать поведение не только других людей, но и свое собственное, что воз-

можно благодаря тому, что в системе мотиваций доминирующую позицию занимает мотив достижения цели с хорошим развитием социального волевого контроля.

Соперничество - стиль поведения, в большей степени свойственный активным и агрессивным представителям мужского пола с мотивацией активно-оборонительного поведения и/или самоутверждения в качестве доминирующих мотиваций. Соперничество вызывает часто максимальное сопротивление у партнеров по общению, так как противоречие разрешается в одностороннем порядке. Это наиболее опасный стиль, который может перевести внешний конфликт в прямую конфронтацию и столкновение с применением силы.

Компромисс - стиль поведения осторожных, рационально мыслящих людей, ориентированных на сохранение стабильных социальных отношений в ущерб общей цели и задачам. Противоречие, вызвавшее конфликт, естественно, не разрешается, а маскируется и временно загоняется внутрь с помощью частичных уступок и жертв со стороны каждого участника конфликта. Тактика этого стиля - постепенное сближение интересов и сведение их к общему балансу сил и потребностей, что возможно только в случае, если остальные участники готовы идти на уступки. Компромисс требует от человека ясного понимания ситуации и способности отслеживать развитие событий, что требует хорошо развитого интеллекта и адекватной высокой самооценки.

Приспособление - стиль, ориентированный на сохранение социальных отношений, доминирует у представителей женского пола, занимающих подчиненную социальную позицию на фоне неадекватной, заниженной самооценки. Противоречие, вызвавшее конфликт, как бы снимается с помощью уступок со стороны индивида со стилем приспособления. Если внешний конфликт развивается без временного дефицита, то этот стиль может быть вполне эффективным. Однако слишком частое использование этого стиля, независимо от содержания ситуации, лишает его носителя инициативы и способности к активным социальным действиям, что рано или поздно приводит к возрастанию напряженности внутренних конфликтов и всем вытекающим из этого последствиям.

Избегание - ориентированный на сохранение статуса своего «Я», поэтому наиболее полное социально пассивный, сводящийся обычно к непризнанию наличия внешнего конфликта. Этот стиль не способен разрешить противоречие, лежащее в основе конфликта, так как личность не признает вообще эти противоречия как реально существующие. Данный стиль свойственен людям со сниженной самооценкой и недостаточно развитым социальным интеллектом. Так же, как и другие, стиль избегания порождает усиление внутренних конфликтов.

Стиль поведения в конкретном конфликте определяется той мерой, в которой мы хотим удовлетворить собственные интересы (действуя пассивно или активно) и интересы другой стороны (действуя совместно или индивидуально).

Студенческий возраст представляет собой особый период жизни человека. В качестве отдельной возрастной и социально-психологической категории студенчество относительно недавно выделено в науке - в 1960-х годах ленинградской психологической школой под руководством Б.Г. Ананьева при исследовании психофизиологических функций взрослых людей [1]. Как возрастная категория студенчество соотносится с этапами развития взрослого человека, представляя собой переходную фазу от созревания к зрелости, и определяется как поздняя юность - ранняя взрослость (18-25 лет).

Если рассматривать студенчество, учитывая лишь биологический возраст, то его следует отнести к периоду юности как переходному этапу развития человека между детством и взрослостью.

Юность - это небольшой, но очень значимый и важный период в жизни человека, возрастные границы которого весьма условны и зависят от авторской концепции возрастной периодизации [7].

Для этого возраста характерно завершение процесса роста. В студенческом возрасте изменяются черты внутреннего мира и самосознания, эволюционируют и перестраиваются психические процессы и свойства личности, меняется эмоционально-волевой компонент личности.

В нашей стране период юности приходится на окончание школы и дальнейшее продолжение профессионального образования, студенческие годы.

В этот период у юношей и девушек идет доформировывание образа «Я», которое еще не определенно до конца, нередко этот процесс сопровождается смутным беспокойством и ощущением внутренней пустоты, которую необходимо чем-то заполнить. Отсюда вытекает потребность в общении, которая, как ни странно, сопровождается избирательностью общения и потребностью в уединении. Бессознательное желание избавиться от прежних идентификаций с разными значимыми людьми (что было свойственно в подростковом возрасте), делает юношу активным в рефлексии, а также активизирует чувство своей особенности, что вызывает весьма характерное для ранней юности чувство одиночества или страх одиночества [7].

В юношеском возрасте осуществляется интенсивное развитие самосознания, повышение значимости для формирования «Я-концепции» - системы собственных ценностей и усиление лич-

ностного, психологического и динамического аспекта восприятия - позволяют оценивать этот период, как характерный для зрелой личности.

Одним из важнейших видов деятельности является для студентов общение (В.Н. Куницина, В.Н. Панферов, Н.Д. Творогова, А.А. Реан и др.), которое включает в себя особенности социальной перцепции, связанной с мотивацией, техникой общения, контролем за своими действиями и выявления результатов данной деятельности.

Эффективная коммуникация важна не только в студенческой среде, но и в процессе взаимодействия с преподавателями.

Отношения «студент - студент» располагаются по горизонтали, а «преподаватель - студент» по вертикали. Горизонтальное взаимодействие предполагает: интенсивность неформального общения, удовлетворение психологических потребностей, формирование черт характера и свойств личности. Вертикальное общение имеет воспитательное значение как некоторый образец личных и профессиональных отношений.

Рассмотрим теперь проблемы, связанные с развитием студенческих коллективов. На развитие личности студентов оказывают большое влияние три вида объединений: 1) студенческие (учебная группа, факультет и т.д.), 2) связанные с деятельностью общественных организаций и 3) неформальные группы.

Студенческая группа является одной из разновидностей социальных групп, которые развиваются по объективно существующим законам общества, законам общения. Но вместе с тем, такая группа отличается своеобразием и неповторимостью. Она имеет ряд особенностей: цель (овладение знаниями, умениями и навыками, а также подготовка к профессиональной деятельности); основной вид деятельности (учеба); индивидуальные формы труда; отсутствие взаимоотношений «по вертикали»; относительная возрастная однородность; ограниченность периода существования и др. Такие черты отличают студенческую группу от коллективов иного типа [5].

Студенческий коллектив проходит в своем развитии три основных стадии:

1) стадия адаптации, т.е. осуществляется процесс приспособления индивида к учебному процессу и к новому коллективу (главная трудность в период адаптации состоит в том, что студент постепенно привыкает к новой организации обучения и большому объему самостоятельной работы);

2) характеризуется структурой отношений, наличием общественного мнения, плановой работой, привлеченностью всех студентов;

3) на этой стадии каждый студент уже способен выражать общественные требования [5].

Создание учебной группы, естественно, еще не гарантирует учебной активности студентов, не повышает дисциплины и качество знаний - основы будущей профессии. Учебная группа лишь создает предпосылки развития профессиональных качеств педагога в деятельности коллектива. Самоуправление в студенческом коллективе создает возможность удовлетворения потребности студентов как будущих специалистов. Социальная зрелость студенческого коллектива - важнейший фактор развития направленности личности. Сформированный коллектив обеспечивает социализацию мотивационной сферы, снижает уровень тревожности, ускоряет процесс адаптации первокурсников, повышает интерес к профессии и формирует саму жизненную позицию студентов.

Студенческие группы характеризуются широтой контактов, но не достаточной глубиной. В студенческой группе в первую очередь будут восприниматься качества, значимые в совместной деятельности и общении, которые либо способствуют сплочению группы, либо укрепляют статус, самооценку студентов. Межличностное восприятие в среде студентов связано с представлением о студентах как о личностях: в совокупности ролей, статусов, позиций; а также как об индивидуальностях. В соответствии с этим выделяют два типа психологической совместимости: «деловую» (степень удовлетворенности партнеров в деятельности), «коммуникативную» (взаимная удовлетворенность отношениями в сфере общения).

Во взаимоотношениях студентов между собой и с преподавателями возникают трудности или травмирующие ситуации, которые меняют психологическое состояние студента. К ним относятся следующие: неспособность справляться с учебной нагрузкой, психологическая некомпетентность во взаимоотношениях в системе «студент - преподаватель», конфликты с сокурсниками и преподавателями, низкий социальный статус в группе, негативный психологический климат и др.

Конфликт как открытое противоречие может быть квалифицирован по-разному в соответствии с его социальным содержанием. Если в группе происходят постоянные конфликты по личностным поводам, то группа распадается. И, напротив, сплачивается, когда предметом противоречий становятся вопросы профессиональной подготовки и самореализации.

Современная студенческая молодежь оказалась на новом витке развития общества, когда старые ценности подвергаются ломке и на этих руинах возводятся новые социальные идеалы. Формирование и становление будущих специалистов подвергается интенсивному социальному влиянию: нарастает межнациональная напряженность, снижается уровень культуры. Вовлеченность молодежи во все общественные процессы сказывается на настроениях и позициях совре-

менного студенчества, которые далеко не стабильны. Колебания студенческих настроений зависят не только от внешних, но и от внутренних психических факторов, которые связаны с возрастными особенностями (недостаточное самоопределение как в жизненном, так и в профессиональном плане). Следствием этого стало усиление конфликтности в молодежной среде.

Конфликтные ситуации в студенческой среде возникают в различных сферах взаимодействия: учебной, коллективной, трудовой, общественно-полезной, научной, творческой, спортивной, бытовой и т.д.

Выбор стратегии поведения в конфликте обусловлен ситуативными факторами, эмоциональным состоянием, имеющимся опытом подобных ситуаций и личностными характеристиками, особую роль среди которых играет Я-концепция.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Ананьев, Б.Г. Психология студенческого возраста и усвоение знаний // Вестник высшей школы. - 1972. -№ 7. - С. 17-21.

2. Анцупов, А.Я. Конфликтология / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. - М.: ЮНИТИ, 2013. - 496 с.

3. Василюк, Ф.Е. Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций // Психологический журнал. - 1995. - Т. 16. - № 3. - С. 90-101.

4. Гришина, Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. - СПб.: Питер, 2014. - 464 с.

5. Карабущенко, Н.Б. Влияние психологической дистанции на конфликтные ситуации в студенческой среде: дис. ... канд. психол. наук / Н.Б. Карабущенко. - Ставрополь, 2002.

6. Конфликтная борьба, сотрудничество, взаимодействие / под ред. Г.М. Потанина. - М.; Белгород, 1996.

7. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология / И.Ю. Кулагина. - М.: Академический проект, 2010. - 237 с.

УДК 159.922.27 ББК 88.4

Е.Г. Петрова

ПРОБЛЕМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ

Аннотация. Данная статья посвящена вопросам профилактики синдрома эмоционального выгорания у представителей педагогической профессии, в частности, у студентов педагогических вузов, будущих учителей.

Ключевые слова: синдром эмоционального выгорания, профессиональная деструкция, стресс, профилактика.

E.G. Petrova

PROBLEM EMOTIONAL BURNOUT AMONG REPRESENTATIVES OF THE TEACHING PROFESSION

Abstract. This article focuses on the prevention of burnout among representatives of the teaching profession, in particular, future teachers, future teachers.

Key words: burnout syndrome, professional de-struction, stress prevention.

Труд педагога относится к числу наиболее напряженных в эмоциональном плане видов труда: по степени напряженности нагрузка учителя в среднем больше, чем у большинства из тех, кто непосредственно работает с людьми.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

У подавляющего большинства педагогов общеобразовательных школ наблюдается повышенный риск патологии сердечно-сосудистой системы, заболевания сосудов головного мозга, имеют нарушения деятельности желудочно-кишечного тракта. Вся выявляемая соматическая патология сопровождается клиникой неврозоподобных нарушений. Указанная сторона здоровья учительства обусловлена многими социальными, экономическими, жилищно-бытовыми факторами. Немалая роль здесь, конечно, и психического напряжения, сопровождающего профессиональные будни педагога. Все эти факторы влияют на подверженность представителей педагогической профессии эмоциональному выгоранию. В связи с этим возникает вопрос об успешности влияния педагога на подрастающее поколение.

Современная школа предъявляет значительные требования ко всем аспектам деятельности учителя: знаниям, педагогическим умениям и способам деятельности и, конечно, к личностным особенностям. В условиях реализации принципов личностно-ориентированного обучения, особую

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.