УДК 316.485.6
Васильева Анжелика Сергеевна
ст. преподаватель, ФГБОУ ВО «Российский государственный аграрный университет - Московская сельскохозяйственная академия имени К. А. Тимирязева», г. Москва
e-mail: [email protected]
Вокуева Алина Сергеевна
студент, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», г. Москва e-mail: [email protected]
Николаева Алла Алексеевна
канд. соц. наук, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», г. Москва e-mail: [email protected]
DOI 10.26425/1816-4277-2019-2-157-163
ВЛИЯНИЕ ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА НА ПОВЕДЕНИЕ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ
Аннотация. Для того, чтобы избежать конфликтов в образовательной организации необходимо уметь правильно выявлять личностные особенности сотрудников, понимать, как именно различные характерологические особенности личности влияют на поведение, в том числе в конфликтных ситуациях, и с учетом полученных знаний выбирать стили руководства, общения, разрабатывать основы корпоративной этики. В статье рассмотрено понятие конфликта, конфликтной ситуации, предконфликтной ситуации и акцентуаций характера, выявлены основные функции и причины конфликта. Приведены результаты эмпирического исследования педагогического коллектива образовательной организации на предмет влияния характерологических особенностей личности педагога на стратегию поведения в конфликтной ситуации. Выявлена взаимосвязь акцентуаций характера и выбора стратегии поведения в конфликтной ситуации. Ключевые слова: характерологические особенности, образовательная организация, конфликт, конфликтная ситуация, управление конфликтами.
Vasileva Anzhelika
Senior lecturer, Russian State Agrarian University - Moscow Timiryazev Agricultural Academy named after K. A. Timiryazev, Moscow e-mail: [email protected]
Vokueva Alina
Student, Moscow State University of Psychology and Education, Moscow e-mail: [email protected]
Nikolaeva Alla
Candidate of Sociological Sciences, Moscow State University of Psychology and Education, Moscow e-mail: [email protected]
THE INFLUENCE OF THE CHARACTER PECULIARITIES OF THE PERSONALITY OF THE TEACHER ON BEHAVIOR IN A CONFLICT SITUATION
Abstract. In order to avoid conflicts in an educational organization, it is necessary to be able to identify correctly the personal characteristics of employees, to understand how different characterological features of the individual affect behavior, including in conflict situations and, taking into account the knowledge gained, to choose leadership styles, communication, to develop the foundations of corporate ethics. The concept of conflict, conflict situation, pre-conflict situation and accentuations of character has been considered in the article, the main functions and causes of the conflict have been revealed. The results of an empirical study of the teaching staff of an educational organization on the influence of the characterological features of the teacher's personality on the strategy of behavior in a conflict situation have been adduced. The interrelation of character accentuations and choice of strategy of behavior in a conflict situation has been revealed.
Keywords: characterological features, educational organization, conflict, conflict situation, conflict management.
Современный мир ведет активную перестройку всех сфер общественной жизни, что обусловливает также и обострение интереса к проблеме социальных конфликтов. Именно потребности современного общества актуализируют повышенное внимание к проблематике конфликта. Конфликт неизбежен для любой социальной структуры, так как представляет собой необходимое условие общественного развития.
Особым образом наука психология выделяет задачу исследования разнообразных свойств личности, формируемых и проявляющихся в процессе деятельности, а также оказывающих непосредственное влияние на эффективность данного процесса [1].
С каждым годом проблема поиска причин выбора того или иного поведения личности в конфликте освещается в большом числе публикаций и диссертационных исследованиях, что прямо указывает на рост числа конфликтов в обыденной жизни, а следовательно, и на возрастание потребности в их разрешении
© Васильева А.С., Вокуева А.С., Николаева А.А., 2019. Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/).
The Author(s), 2019. This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).
и предупреждении [8]. Такое обострение конфликтов как между людьми, так и между группами обуславливает пересмотр существующих представлений о природе конфликта, способах участия и прогнозирования возможных исходов.
Американский политолог Д. Аптер утверждает, что одним из важных вопросов в сфере конфликтов является преобразование конфликта ценностей в конфликт интересов [4]. Также отечественные и зарубежные авторы отмечают, что обязательный признак конфликта состоит в присутствии осознанности противоположности интересов, ценностей и целей [4].
С появлением на свет человек становится субъектом межличностного взаимодействия. На первых этапах жизни взаимодействие идет с родителями и близкими родственниками, которые прямо или косвенно начинают формировать определенные черты характера, дальше это подготовительные и учебные заведения и т. д. В процессе взросления у каждого человека формируется свое субъективное видение жизненных ситуаций, в которые он попадал сам, либо слышал от ближайшего окружения, и которые в свою очередь налагают печать на его поведение в этих ситуациях. Таким образом, у человека появляются свои шаблоны характерологических особенностей поведения в определенных ситуациях, которые корректируются по жизни и подсознательно считаются для него верными, т. е. соответствуют его интересам [5].
Одинаковых людей не бывает и поэтому в определенных напряженных ситуациях, при которых сталкиваются интересы двух людей с разными жизненными позициями, каждый будет стараться решить проблему в свою пользу, которая будет пониматься индивидуально с учетом характерологических особенностей конкретного человека, а это может стать началом конфликта [12].
Причина возникновения конфликта возможна не только в расхождении взглядов на одно и то же, но и по причине применения отличных от оппонента подходов к решаемой проблеме. Большую роль в развитии конфликтных ситуаций также играют личностные отношения и психологическая устойчивость сторон к неблагоприятному воздействию на психику стресс-факторов, что определяется как стрессоустойчивость [13].
Дать четкое определение понятию «конфликт» сложно, каждый определяет его исходя из собственных суждений, а обобщенно это будет выглядеть как достижение своих целей через противодействие сторон [15]. Можно сказать, что основные функции конфликта связаны с его влиянием на противоречие, которое и порождает конфликт. Конфликт можно рассматривать как финальную фазу определенного периода отношений, он является одним из способов влияния одного человека или группы людей на оппонентов в условиях социального взаимодействия, при которых противопоставляются их интересы [14].
Предконфликтная ситуация складывается из влияния в одном моменте совокупности факторов. Такими факторами могут быть: эмоциональное настроение, межличностные взаимоотношения, эффективность совместной работы группы и др. К факторам, влияющим на стиль поведения в конфликтной ситуации, можно отнести: раздражительность, повышенная эмоциональность, чувствительность, перепады настроения, замкнутость, тревожность, чувство ответственности и др. [2].
На данном этапе развития общества характерно особое внимание к школьному периоду жизни человека, реализующегося через становление личности, формирование как физически, так и психически здорового поколения. В связи с этим в педагогической науке приобретает все большее распространение точка зрения, в рамках которой деятельность образовательных учреждений рассматривается не сколько в плане обучения, сколько в плане развития у обучающихся общечеловеческих ценностей, умения общаться и контактировать с людьми [10]. Из этого следует, что профессиональная деятельность педагога — процесс непрерывного общения, от эффективности которого напрямую зависят результаты воспитательно-образовательной работы в школе. Поэтому следует уделять особое внимание личности самого педагога [7].
К личности педагога предъявляют самые серьезные требования так как он является центральной фигурой образовательного процесса. Профессиональная деятельность педагога накладывает отпечаток на отдельные черты его характера: в ходе реализации профессиональной деятельности у педагогов развиваются те качества характера, которые в большей степени способствуют выполнению профессиональных обязанностей на высоком уровне. При этом в силу влияния таких факторов, как возрастные изменения, условия труда и т. п. могут претерпевать изменения некоторые весьма позитивные человеческие качества. Это в свою очередь становится причиной появления и закрепления таких свойств личности, которые могут характеризовать педагога как несоответствующего профессиональным нормам специалиста [11].
Следовательно, профессиональные деформации в значительной степени обусловлены особенностями личности и акцентуациями характера педагога.
В современной психологической науке акцентуациями характера называют пределы вариантов нормы, проявляющиеся в максимальном усилении некоторых черт характера, приводящем к тому, что человек становится уязвимым к определенным психологическим воздействиям и при этом проявляет устойчивость к другим [6]. Своевременное выявление акцентуаций личностей педагогов может способствовать формированию в образовательной организации благоприятного психологического климата, поддержанию и развитию профессиональной компетентности сотрудников [3].
Открытым вопросом и предметом глубокого изучения остается влияние акцентуаций характера педагога на выбор стратегии поведения в конфликтных ситуациях. В связи с этим изучение связи характерологических особенностей с выбором стратегии поведения в конфликтной ситуации как никогда актуально [6].
Исследование проводилось на базе школы г. Москвы. Выборка состояла из 20 педагогов. Из них высшую категорию имели 5 респондентов, 7 педагогов имели первую категорию и 8 педагогов не имели квалификационной категории. Респондентам было предложено пройти тест-опросник Г. Шмишека, К. Леонгарда. Методика «Акцентуации характера и темперамента личности». Полученные данные по опроснику «Акцентуации характера» представлены в виде диаграммы (рис. 1).
1 - экзальтированный тип; 2 - эмотивный тип; 3 - возбудимый тип; 4 - гипертимный тип; 5 - тревожный тип; 6 - циклоидный тип
Составлено авторами по материалам исследования
Рис. 1. Резултьаты опроса по опроснику «Акцентуации характера»
Выявлен средний уровень экзальтированности педагогов — 24 %. Данный результат связан с особенностями рабочей деятельности педагогов, которая осуществляется в постоянных контактах и взаимодействии с людьми.
Среди испытуемых наблюдается достаточно высокий уровень эмотивности - 17%. Эмотивность индивида похожа на экзальтацию, но проявляется менее бурно. Эмотивные люди отличаются эмоциональностью, высокой чувствительностью и глубокими реакциями в области тонких эмоций, тревожностью, болтливостью, боязливостью. В конфликт вступают редко и часто ведут себя как пассивная сторона. Обиды копят внутри и не выплескивают наружу, конфликты с близкими людьми воспринимают как трагедию [9].
Среди испытуемых выявлен средний уровень возбудимости личности - 6 %. Данный результат может быть связан с тем, что несмотря на уровень возбудимости респондентов, практически все из них способны справиться с этой чертой при необходимости.
В педагогическом коллективе довольно высокий уровень гипертимности - 33%. Гипертимных людей можно охарактеризовать как людей преимущественно с хорошим настроением, активностью, жаждой новой деятельности, хорошим самочувствием, высоким жизненным тонусом, нередко цветущим видом, склонностью к чревоугодию и иным радостям жизни. Конфликты возможны при монотонности в работе, условиях жесткой дисциплины и нравоучений. Однако на жизнь смотрят оптимистично, трудные ситуации преодолевают без особого труда благодаря своей активности и деятельности.
В коллективе достаточно низкий уровень тревожности педагогов - 3 %. Для людей с тревожным типом акцентуации характерно преобладание минорного настроения, низкая контактность с людьми. При данном типе акцентуации людям тяжело даются публичные выступления, проверки или аттестации, так как они часто не уверены в себе.
Конфликтные ситуации возможны при угрозах, насмешках или несправедливых обвинениях, часто решают пассивную роль в конфликте.
В группе респондентов низкий уровень циклотимности - 3 %. Циклотимность индивидов характеризуется сменой гипертимных и дистимных состояний. В фазе гипертимичного типа положительные события вызывают жажду деятельности и активность в работе. А печальные события наоборот будут вызывать не только огорчение или расстройство, но и подавленность, что будет характеризоваться замедленностью в принятии решений, снижение эмоционального отклика. Частые смены таких состояний очень утомляют человека и придают его поведению в конфликте непредсказуемость и противоречивость.
Вторым этапом в проведении исследования было обсуждение с педагогами возникающих конфликтных ситуаций и способов их решения, а также предложено пройти опросник К. Томаса «Стратегия и тактика поведения в конфликтной ситуации». Результаты изучения стратегии поведения в конфликтных ситуациях представлены на рисунке 2.
1 - компромисс; 2 - сотрудничество; 3 - избегание Составлено авторами по материалам исследования
Рис. 2. Результаты опроса по опроснику «Стратегии поведения в конфликте»
Большее число респондентов (56%), придерживается компромисса как стратегии поведения в конфликте. Для данной стратегии характерно решение конфликтной ситуации путем взаимных уступок. Каждая из сторон с самого начала ищет справедливый исход конфликта, при этом оба оппонента снижают уровень своих притязаний. Причинами для выбора стратегии компромисса являются: стремление
оппонентов к хотя бы частичному выигрышу в ситуации, признание ценностей и интересов другой стороны на уровне своих собственных. Выбор этой стратегии является очень полезным при тех условиях, когда оба оппонента обладают одинаковой властью и имеют взаимоисключающие интересы. Очень часто такой тип поведения применяют по отношению к детям.
Педагоги, которые используют стратегию конфликтного поведения как сотрудничество (34%), совмещают в себе признаки нескольких стратегий поведения, а именно избегания и компромисса. Придерживаясь этой стратегии, индивид активно принимает участие в разрешении конфликтной ситуации и отстаивает свои интересы, однако при этом очень важно обратить внимание на сотрудничество с оппонентом.
Данный стиль поведения требует более продолжительной работы, поскольку стороны сначала обобщают нужды, заботы и интересы каждого, а затем обсуждают их. Такой стиль очень эффективен в случае, когда стороны имеют разные точки зрения и скрытые нужды. В подобной ситуации достаточно проблематично определить сам источник неудовлетворенности. Может сложиться впечатление, что обе стороны хотят одного и того же или имеют противоположные цели на отдаленное будущее, что может выступать непосредственным источником конфликта. Однако существуют различия между внешними декларациями или позициями сторон в споре и подспудными интересами, которые и будут служить истинными причинами конфликтной ситуации.
Респонденты с характерной конфликтной стратегией избегания (10%) имеют как положительные, так и отрицательные фигуры. Индивид пытается избежать споров и конфликтных ситуаций, не уступая при этом оппоненту. Данный стиль реализуется тогда, когда индивид отстаивает свои права, ни с кем не сотрудничает для выработки наилучшего решения, уклоняется, уходит от разрешения конфликта.
По мнению К. Томаса, в стратегии избегания конфликта ни одна из сторон по итогу не достигает успеха. Если рассматривать такие стратегии как компромисс, конкуренция и приспособление один из оппонентов оказывается в выигрыше, а другой проигрывает или же оба проигрывает так как идут на компромиссные уступки. И только в стратегии сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше [5].
Заключительным этапом исследования было проведение тестирования В. Ф. Ряховского «Уровень конфликтности личности» Данное тестирование позволяет нам оценить общий уровень конфликтности педагогов, выявить взаимосвязь с характерологическими особенностями и стратегиями поведения. Результаты тестирования представлены на рисунке 3.
15 %
60 %
1 \
25%
1 - средний уровень; 2 - уровень ниже стреднего; 3 - низкий уровень
Составлено авторами по материалам исследования
Рис. 3. Результаты опроса по опроснику «Уровень конфликтности личности»
Большее число опрошенных (60 %) набрали от 27 до 29 баллов, что говорит о среднем уровне конфликтности. У 25 % процентов баллы варьировались от 21 до 23 и выявлен уровень конфликтности ниже среднего. И 15 % респондентов набрали от 18 до 20 баллов, что свидетельствует наличию низкого уровня конфликтности.
Из проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
- для исследуемого педагогического коллектива преобладающими типами акцентуаций характера является гипертимный тип (33 %) и экзальтированный (24 %), что характеризует педагогов как высоко эмоциональных, ярко реагирующих личностей. Такие результаты объясняются тем, что люди, осознано выбравшие профессию с непосредственным взаимодействием с людьми, обладают излишней чувствительностью, эмпатичностью и впечатлительностью;
- для исследуемого коллектива наиболее свойственен такой тип поведения в конфликте, как компромисс, что (56 %). это характеризуется способностью сотрудников в конфликтных ситуациях найти подходящее решение для всех сторон конфликта. Можно сказать, что такой навык, как поиск компромиссного решения является одним из навыков конструктивного взаимодействия, полученного педагогами в процессе выполнения профессиональных действий.
Таким образом, анализ результатов показал существование связи между характерологическими особенностями людей и стратегиями их поведения в конфликтных ситуациях. Благодаря полученным данным можно сделать вывод, что в исследуемом коллективе уровень конфликтности находится на допустимом уровне, что также подтверждает выявленное преимущество такой стратегии поведения, как компромисс и численным преимуществом гипертимных личностей. Педагоги основную часть времени находятся в приподнятом настроении и испытывают активную жажду к новой деятельности, а следовательно стараются минимизировать конфликтные ситуации через поиск общего знаменателя (компромисса). Некоторые характерологические особенности педагогов напрямую влияют на способы поведения в конфликтной ситуации, что может привести к нарушению межличностных отношений и появлению проблем в установлении социальных контактов, особенно важных для студенческого возраста.
Для более глубокого изучения данной проблематики необходимо более масштабное исследование с большим числом респондентов с целью выявления взаимосвязи характерологических особенностей на конфликтность личности и разработки рекомендаций для разрешения и профилактики конфликтов.
Библиографический список
1. Анцупов, А. Я. Конфликтология: Учебник для вузов / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. - 3-е издание. - СПб.: Питер, 2007. - 496 с.
2. Батаршев, А. В. Психология индивидуальных различий. От темперамента - к характеру и типологии личности. - М.: Владос, 2011. - 254 с.
3. Великоредчанина, М. А. Психолингвистические аспекты характеристики конформной акцентуации // Прикладная психология и психоанализ. - 2007. - № 1. - С. 39-46.
4. Зайченко, Н. У Конфликт в контексте развития субъекта // Мир психологии. - 2012. - № 2. - С. 152-163.
5. Ковачик, П. Предупреждение и разрешение конфликтов / П. Ковачик, Н. Малиева. - М.: Ин-т психологии РАН, 1994. - С. 56.
6. Колесниченко, В. О. Акцентуация характера в самореализации творческой личности // Образование и общество. - 2008. -№ 6. - С. 46-49.
7. Курочкина, И. А. Педагогическая конфликтология: учебное пособие / И. А. Курочкина, О. Н. Шахматова. - Екатеринбург: Изд -во Рос. гос. проф.- пед. ун-та, 2013. - 229 с.
8. Линчевский, Э. Э. Конфликты в общении и общение в конфликтах. - СПб: изд-во Военмеха, 2000. - С. 72.
9. Маналова, О. Н. Акмеологический ресурс индивидуального характера: акцентуации и деакцентуации черт // Мир психологии. - 2008. - № 1. - С. 236-245.
10. Николаева, А. А. и др. Роль учителя в обеспечении информационной безопасности современных школьников / А. А. Николаева, И. А. Савченко, Н. А. Зиновьева // Образовательные ресурсы и технологии. - 2018. - № 1 (22). - С. 27-32.
11. Николаева, А. А. и др. Роль учителя в профилактике конфликтов посредством информационной безопасности в образовательном учреждении / А. А. Николаева, И. А. Савченко, О. С. Степанова // Научно-педагогическое обозрение. -2018. - Вып.2 (20). - С. 125-130.
12. Родионова, Е. А. Психолого-социальные основы разрешения конфликтов. - СПб.: СПбГИПСР, 2005. - 81 с.
13. Савченко, И. А. Конфликты в образовательной организации в условиях организационных изменений // Конфликтология / nota bene. - 2018. - № 2. - С. 24-35.
14. Современный психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. - М.: АСТ; СПБ.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2007. - 490 с.
15. Цой, Л. Н. Практическая конфликтология. Книга первая. - М. Глобус, 2001. - 230 с.
References
1. Antsupov A. J., Shipilov A. I. Conflictologiya: Uchebnik dlya vuzov [Conflictology: Textbook for high schools], 3d edition. SPb.: Peter, 2007. 496 p.
2. Batarshev A. V Psikhologiya individual'nykh razlichii. Ot temperamenta - k kharakteru i tipologii lichnosti [Psychology of individual differences. From temperament to character and personality typology]. Moscow, Vlados publ., 2011. 254 p.
3. Velikoredchanina M. A. Psikholingvisticheskie aspekty kharakteristiki konformnoi aktsentuatsii [Psycholinguistic aspects of con-formal accentuation]. Prikladnaya psikhologiya i psikhoanaliz - Applied psychology and psychoanalysis, 2007, I. 1, pp. 39-46.
4. Zaichenko N. U. Konflikt v kontekste razvitiya sub''ekta [Conflict in the context of development of the subject]. Mir psikhologii -World of psychology, 2012, I. 2, pp. 152-163.
5. Kovachik P., Malieva N. Preduprezhdenie i razreshenie konfliktov [Conflictprevention and resolution]. Moscow, Institute of psychology RAS publ., 1994. 56 p.
6. Kolesnichenko V. O. Aktsentuatsiya kharaktera v samorealizatsii tvorcheskoi lichnosti [Accentuation of character in self-realization of creative personality]. Obrazovanie i obshchestvo, [Education and society], 2008, I. 6, pp. 46-49.
7. Kurochkina I. A., Shakhmatova O. N. Pedagogicheskaya konfliktologiya: uchebnoe posobie [Pedagogical conflictology: Textbook]. Ekaterinburg: ROS. state Professor PED. UN-TA publ., 2013, 229 p.
8. Linchevskii E. E. Konflikty v obshchenii i obshchenie v konfliktakh [Conflicts in communication and communication in conflict]. St. Petersburg: Voenmekh publ., 2000. 72 p.
9. Manolova O. N. Akmeologicheskii resurs individual'nogo kharaktera: aktsentuatsii i deaktsentuatsii chert [Acmeological resource individual character: accentuation and deaccentuate hell]. Mir psikhologii, 2008 [World of psychology], I. 1, pp. 236-245.
10. Nikolaeva A. A. Savchenko I. A., Zinov'eva N. A. Rol' uchitelya v obespechenii informatsionnoi bezopasnosti sovremennykh shkol'nikov [The role of teachers in ensuring information security of modern students]. Obrazovatel'nye resursy i tekhnologii, 2018 [Educational resources and technologies], I. 1 (22), pp. 27-32.
11. Nikolaeva A. A., Savchenko I. A., Stepanova O. S. Rol' uchitelya v profilaktike konfliktov posredstvom informatsionnoi bezopasnosti v obrazovatel'nom uchrezhdenii [The role of the teacher in the prevention of conflicts through information security in educational institution]. Nauchno-pedagogicheskoe obozrenie, 2018 [Scientific and pedagogical review], V 2 (20), pp. 125-130.
12. Rodionova E. A. Psikhologo-sotsial'nye osnovy razresheniya konfliktov [Psychological and social bases of conflict resolution]. SPb.: Spbshipsr publ., 2005. 81 p.
13. Savchenko I. A. Konflikty v obrazovatel'noi organizatsii v usloviyakh organizatsionnykh izmenenii [Conflicts in educational organizations in terms of organizational changes]. Konfliktologiya / nota bene, [Conflict management/nota bene]2018, I. 2, pp. 24-35.
14. Sovremennyi psikhologicheskii slovar' [Modernpsychological dictionary]. Comp. and the General ed. by B. G. Meshcheryakov, V. P. Zinchenko. M.: AST; SPB.: PRIME-EUROSIGN publ, 2007. 490 p.
15. Tsoi L. N. Prakticheskaya konfliktologiya [Practical conflictology]. Book one. M. Globe, 2001. 230 p.