Научная статья на тему 'Взаимосвязь между доминирующими копинг-стратегиями и акцентуациями характера у учителей'

Взаимосвязь между доминирующими копинг-стратегиями и акцентуациями характера у учителей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1115
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧИТЕЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ / ФРУСТРАЦИЯ / КОПИНГ-СТРАТЕГИИ / АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА / SECONDARY SCHOOL TEACHERS / FRUSTRATION / COPING STRATEGIES / ACCENTUATION OF PERSONALITY TRAITS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кленова Милена Александровна

Приведены результаты эмпирического исследования взаимосвязи между доминирующими копинг-стратегиями и акцентуациями характера у учителей общеобразовательных школ ( N = 40), выполненного с применением психодиагностического инструментария: опросника «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» (S. E. Hobfoll в адаптации Н. Водопьяновой и Е. Старченковой), характерологического опросника (К. Леонгарда в адаптации В. М. Блейхера). Установлено, что конструктивные и просоциальные стратегии преодоления характерны для учителей с возбудимым, эмотивным, частично педантичным, тревожным и экзальтированным типами акцентуаций. Деструктивные и асоциальные копинги характерны для испытуемых с гипертимным, циклоидным, неуравновешенным, дистимным и частично экзальтированным типами акцентуаций. Отмечено, что в группе наиболее часто встречающихся акцентуаций характера среди учителей обнаружена тенденция к реализации деструктивных копингов (агрессивных и манипулятивных). Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован в программах личностного и профессионального развития учителей общеобразовательных школ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кленова Милена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Relationships between the Dominant Coping Strategies and Accentuation of Personality Traits Among Teachers

The article presents the results of empirical study of relationships between the dominant coping strategies and accentuation of personality traits among secondary school teachers ( N = 40) carried out using psycho-diagnostic tools: Questionnaire «Strategies for overcoming stressful situations» (Stevan E. Hobfoll in adaptation of N. Vodopianova and E. Starchenkova), characterological questionnaire (K. Leonhard in adaptation of V. M. Bleicher). It was established that the constructive and prosocial coping strategies are typical for teachers with excitable, emotive, partially pedantic, anxious and exalted types of accentuations. The destructive and antisocial coping strategies are typical for subjects with hyperthymic, cycloid, unbalanced, dysthymic and partially exalted types of accentuations. An inclination towards the implementation of destructive copings (aggressive and manipulative) was found in the group of the most common accentuations of traits among teachers. Applied aspect of the issue under study may be implemented in programs for personal and professional development of teachers in secondary schools.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь между доминирующими копинг-стратегиями и акцентуациями характера у учителей»

УДК 316.6:159.923

ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ ДОМИНИРУЮЩИМИ КОПИНГ-СТРАТЕГИЯМИ И АКЦЕНТУАЦИЯМИ ХАРАКТЕРА У УЧИТЕЛЕЙ

М. А. Кленова

Кленова Милена Александровна - кандидат психологических наук, доцент, кафедра социальной психологии образования и развития, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, Россия E-mail: milena_d@bk.ru

Приведены результаты эмпирического исследования взаимосвязи между доминирующими копинг-стратегиями и акцентуациями характера у учителей общеобразовательных школ (N = 40), выполненного с применением психодиагностического инструментария: опросника «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» (S. E. Hobfoll в адаптации Н. Водопьяновой и Е. Старченковой), характерологического опросника (К. Леонгарда в адаптации В. М. Блейхера). Установлено, что конструктивные и просоциальные стратегии преодоления характерны для учителей с возбудимым, эмотивным, частично педантичным, тревожным и экзальтированным типами акцентуаций. Деструктивные и асоциальные копинги характерны для испытуемых с гипертим-ным, циклоидным, неуравновешенным, дистимным и частично экзальтированным типами акцентуаций. Отмечено, что в группе наиболее часто встречающихся акцентуаций характера среди учителей обнаружена тенденция к реализации деструктивных копингов (агрессивных и манипулятивных). Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован в программах личностного и профессионального развития учителей общеобразовательных школ.

Ключевые слова: учителя общеобразовательных школ, фрустрация, копинг-стратегии, акцентуации характера.

DOI: 10.18500/2304-9790-2017-6-1-75-79

Введение

Работа учителя является одной из самых эмоционально и психологически напряженных видов деятельности. Современные условия и содержание педагогической деятельности требуют от учителя активации всех внутренних ресурсов. Большое количество контактов, обязанностей, соблюдение норм и правил - все это является фактором, провоцирующим стресс и состояние фрустрации личности. Стрессовые состояния и переживание кризисных моментов требуют от личности мобилизации защитных механизмов, в том числе копинг-стратегий.

Большинство классификаций копинг-стра-тегий, как отмечает А. К. Акименко, сводится в основном к дифференциации активных усилий личности, сфокусированных на проблеме и ее решении, и, напротив, на её стремлении переформулировать или когнитивно переосмыслить

проблему так, чтобы она стала психологически приемлемой и безопасной. В связи с этим остроактуальной становится проблема выбора индивидом стратегии взаимодействия с постоянно обновляющейся окружающей реальностью с учетом социально-психологических характеристик личности [1]. В целом, соглсно данным Е. Е. Бочаровой, «выявление специфики стратегий совладающего поведения разновозрастных социально-профессиональных групп, разработка эффективных программ оптимизации этого процесса приобретают ключевые позиции при оценке тенденций социальной мобильности личности в условиях социальных перемен» [2, с. 582].

Предпринятое нами исследование направлено на выявление взаимосвязи предпочитаемых стратегий преодоления стрессовых ситуаций и особенностей личности, в частности - акцентуаций характера.

Теоретический анализ проблемы

Проблема копинг-стратегий является довольно хорошо изученной в психологической науке. Обратим внимание лишь на некоторые современные исследования, касающиеся особенностей стратегий преодоления у учителей. А. Ю. Цепковым проведено исследование выбора предпочитаемых копинг-стратегий учителями в конфликтных ситуациях. Было выявлено, что выбор этих стратегий детерминирован педагогическим стажем: чем больше педагогический стаж, тем чаще педагоги используют конструктивные копинги [3]. В статье Э. Б. Дунаевской рассматриваются особенности реагирования на стресс учителей. Среди испытуемых обнаружена общая высокая интенсивность психологических защит, в защитных механизмах преобладают простые формы защиты: проекция, реактивные образования и отрицание. Под влиянием стресса снижается показатель смысложизненных ориентаций личности, при этом на первый план выходит досуговая сфера жизни [4].

В исследовании копинг-стратегий студентов как субъектов образовательной среды И. В. Арен-дачук было показано, что одним из психологических ресурсов личности в процессе совладания со стрессом является саморегуляция: чем выше уровень ее сформированности, тем чаще студен-

© Кленови М. А., а017

тами используется активный копинг в виде ас-сертивных действий [5, с. 304]. Кроме того, было доказано, что системообразующими факторами, определяющими активность студентов в реализации большинства стратегий совладания, являются входящие в структуру целостной системы произвольной саморегуляции регуляторно-личностные свойства «самостоятельность» и «гибкость»: их сформированность в совокупности с другими компонентами саморегуляции расширяет диапазон стратегий преодоления стрессовых ситуаций жизнедеятельности [5, с. 305].

Результаты исследования И. В. Малышева свидетельствуют о наличии взаимосвязи социально-психологической адаптации личности и копинг-поведенческих стратегий у учителей, находящихся на разных этапах профессиональной социализации. По результатам исследования установлено, что учителя с высоким уровнем адаптации в большей мере ориентированы на разрешение задачи и конфликтной ситуации, нежели на ее провоцирование [6].

В наших исследованиях, проведенных ранее, изучалась личность как субъект отношения к стрессу: в исследовании приняли участие работники сферы образования. Мы впервые рассмотрели феномен стресса не только с учетом социально-психологических особенностей личности, но с включением такой категории, как представления о стрессе и отношение к нему [7].

Таким образом, подводя итог краткому теоретическому обзору, мы можем сделать вывод, что несмотря на довольно большое количество проведенных исследований в рамках заявленной нами темы проблема изучения копинг-поведения остается актуальной.

Выборка, методики и методы исследования

В эмпирическом исследовании приняли участие 40 работников сферы образования в возрасте 35-40 лет. В качестве основных методов исследования были использованы опрос и анкетирование. Методический инструментарий составили следующие методики: опросник «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» (Strategic Approach to Coping Scale, SACS) разработан С. Хобфоллом (S. E. Hobfoll), российская адаптация выполнена Н. Водопьяновой и Е. Старченко-вой, характерологический опросник К. Леонгарда (в адаптации В. М. Блейхера).

Результаты исследования и их обсуждение

Для того, чтобы установить взаимосвязь копинг-стратегии и акцентуации характера, нами был проведен корреляционный анализ параметров стратегий преодоления стрессовых ситуаций и типов акцентуаций в исследуемой выборке (таблица).

Взаимосвязи параметров стратегий преодоления стрессовых ситуаций и типов акцентуаций учителей

Типы акцентуаций Ассертив-ные действия Вступление в социальный контакт Поиск социальной поддержки Импульсивные действия Избегание Непрямые действия Асоциальные действия Агрессивные действия

Гипертимный - - - - - - - 0,585**

Возбудимый -0,317* - - - -0,337** 0,358** - -

Эмотивный 0,557** - 0,422** - - -

Педантичный -0,257* -0,620** -0,537** 0,297* 0,537** -0,292* - 0,408**

Тревожный 0,305* -0,483** - - - - - -

Циклоидный - - -0,449** - - 0,388** 0,315* 0,401**

Демонстративный - - - - - 0,263* - -

Неуравновешенный - -0,407** - - -0,396** - 0,288* 0,521**

Дистимный - - -0,453** - - 0,471** 0,372** -

Экзальтированный - - - - - - - 0,585**

Примечание. *р < 0,5; **р < 0,01.

В результате корреляционного анализа было получено большое количество связей, которые говорят о том, что копинг-поведение личности и ее характерологические особенности, в частности акцентуации, находятся в тесной корреляционной взаимосвязи. Проанализируем полученные корреляции.

Гипертимный тип личности взаимосвязан с агрессивным копинг-поведением (г = 0,585). Эти данные говорят о том, что личности с ги-пертимными акцентуациями в кризисных и конфликтных ситуациях часто пользуются таким деструктивным копингом, как агрессивное поведение. В отношении учителей необходимо

отметить, что подобное поведение может быть характерным для них в ситуациях конфликта с учениками. На наш взгляд, на это необходимо обратить внимание, поскольку именно гипертимный тип личности у учителей, принявших участие в нашем исследовании, оказался наиболее часто встречаемым.

Возбудимый тип личности связан с ассер-тивностью (r= -0,317), избеганием (r = -0,337), непрямыми действиями ( r = 0,358). Возбудимый тип личности схож по своим поведенческим проявлениям с гипертимным. К основным характеристикам личности можно отнести проблемы контроля и управляемости поведением, которые могут выражаться в раздражительности. Нами получены отрицательные взаимосвязи возбудимого типа личности и таких копинг-стратегий, как ассертивность и избегание. Эти связи обозначают, что чем больше у личности выражены черты ассертивности, тем реже они используют обозначенные копинг-стратегии.

Поскольку ассертивность предполагает адекватную оценку ситуации, спокойные решительные действия, весьма логично, что для личности с возбудимым типом акцентуации такое поведение нехарактерно. Относительно копинг-стратегии избегания можно сказать, что данный тип поведения в конфликтной ситуации также оказался не свойственен возбудимому типу личности у учителей. Избегание предполагает уход от проблемы, уклонение от ее решения.

В том случае, когда речь идет о поведении человека с возбудимым типом личности, предполагается, что его поведение будет характеризоваться чрезмерной импульсивностью и эмоциональностью, поэтому считать, что в случае откровенно конфликтной ситуации такая личность избежит прямого столкновения, не приходится, чего нельзя сказать о личности с эмотивной акцентуацией. Здесь как раз приоритетным будет поведение, характеризующееся избеганием. Основной специфической особенностью эмотивной личности является высокая впечатлительность и глубокие реакции в области тонких эмоций: ей свойственны доброта, душевность, эмоциональная отзывчивость, высоко развитое сочувствие. Действительно, личностям с таким типом акцентуации свойственно поведение, при котором человек старается избежать эмоционально сложных, конфликтных ситуаций, поскольку они могут его психологически травмировать. Подобное поведение можно связать с включением защитных механизмов личности, однако в качестве слабой и проблемной стороны можно обозначить избегание, которое не приводит к разрешению конфликтной ситуации. На это также необходимо обратить внимание, учитывая характер испытуемых, принявших участие в исследовании.

Обращает на себя внимание тот факт, что педантичный тип личности взаимосвязан практически со всеми копинг-стратегиями. Внешними проявлениями этого типа являются повышенная аккуратность, опрятность, стремление к порядку, неуверенность и осмотрительность, прежде чем что-либо сделать, они долго и тщательно все обдумывают. Очевидно, за внешней педантичностью стоит нежелание и неспособность к быстрым переменам, к принятию ответственности. Обобщая полученные данные, можно отметить, что личности с педантичной акцентуацией не свойственны конструктивные копинги, а именно - ассертивное поведение, вступление в социальный контакт и поиск социальной поддержки. Возможно, это связано с тем, что такие люди, как правило, очень нерешительны и испытывают определенные проблемы с общением и коммуникативностью. При этом им свойственно поведение, связанное с манипулятивной деятельностью, т.е., с одной стороны, они избегают прямых контактов в конфликтной ситуации, а с другой - используют других людей, скрыто или открыто, для разрешения подобной ситуации. Кроме того, им свойственно и открытое агрессивное поведение, что подтверждается результатами нашего исследования. Возможно, это связано с довольно высоким уровнем самоуверенности и самодостаточности: они считают, что им не нужна помощь и поддержка в разрешении проблемы, так как могут использовать непрямые или манипулятивные действия, при этом прибегая к открытой агрессивности.

О проблемах общения и взаимоотношений с окружающими также свидетельствует отрицательная корреляционная взаимосвязь личности с тревожной акцентуацией и копинг-стратегии вступления в социальный контакт. Тревожные личности не стремятся в разрешении проблемной ситуации уповать на помощь окружающих, однако при этом в их поведении наблюдаются черты ассертивности, что подтверждается положительной корреляционной взаимосвязью. Эти данные весьма противоречивы, поскольку и ассертивность, и вступление в социальный контакт относятся к конструктивным копинг-стратегиям и предполагают схожее по своему проявлению поведение. Педагогам тревожного типа свойственны: низкая контактность, неуверенность в себе, минорное настроение. Они редко вступают в конфликты, играя в них в основном пассивную роль: очевидно, этим и объясняется нежелание вступать в социальный контакт. Что же касается разъяснения сложившегося противоречия, мы считаем, что эти данные нуждаются в дополнительном исследовании.

Одной из наиболее характерных акцентуаций учителей, принявших участие в нашем исследовании, является циклоидный тип лич-

Психопогия социального развития

77

ности. В результате корреляционного анализа установлено, что для данного типа личности характерны асоциальные и деструктивные копинг-стратегии. При этом люди данного типа не ищут социальной поддержки в сложных ситуациях, а ориентируются на агрессивные, асоциальные и непрямые действия. Частые циклические смены настроения, свойственные представителям этого типа, вызывают изменения способов общения с окружающими людьми. В период приподнятого настроения они очень коммуникабельны и ведут себя как люди с гипертимной акцентуацией характера, а в период подавленности - замкнуты, и манера общения соответствует дистимному типу. На этот факт следует обратить внимание, поскольку речь идет об учителях.

Учителя с демонстративной акцентуацией, которая также является одной из самых распространенных, по результатам нашего исследования, в конфликтных и проблемных ситуациях ориентируются на непрямые или манипуля-тивные действия. Возможно, это связано с их стремлением к лидерству, власти и похвале. Их способность захватывать внимание других и управлять им, несомненно, связана именно со стремлением манипулировать другими людьми, что наиболее очевидно проявляется в конфликтной или проблемной ситуациях.

Корреляционные взаимосвязи неуравновешенного типа личности и копинг-стратегий схожи по значениям и обнаруженным связям с возбудимым типом личности. Неуравновешенной личности также свойственны деструктивные и асоциальные копинги, что является весьма очевидным.

Личности с дистимной акцентуацией свойственны неконструктивные и асоциальные ко-пинги, безрадостные чувства и ожидание проблем со всех сторон ограничивают их активность. Они предпочитают вести замкнутый образ жизни, сторонятся больших компаний, очевидно, это подтверждается и поведением в стрессовой ситуации: по результатам нашего исследования, они отказываются от поиска социальной поддержки, при этом могут использовать открытые агрессивные действия.

Экзальтированные личности, что весьма очевидно, в стрессовой ситуации предпочитают импульсивные действия. Такой тип личности склонен к установлению поверхностных связей с окружающими, влюбчив, стремится расширить число своих контактов и количество переживаемых эмоциональных состояний. В стрессовой ситуации для такого рода людей характерно поведение, при котором человек руководствуется чувствами и эмоциями, а не здравым смыслом, что подтверждается положительной корреляционной взаимосвязью с импульсивными действиями. Кроме того, им также может быть свойственно и агрессивное поведение в стрессовой ситуации.

Заключение

Проведя корреляционный анализ акцентуаций личности и доминирующих копинг-стратегий у учителей, можно сделать следующие выводы. Конструктивные и просоциальные стратегии преодоления характерны для учителей с возбудимым, эмотивным, частично педантичным, тревожным и экзальтированным типами акцентуаций. Деструктивные и асоциальные копинги характерны для испытуемых с гипертимным, циклоидным, неуравновешенным, дистимным и частично экзальтированным типами акцентуаций.

Особое внимание в последующей работе необходимо уделить тому, что среди наиболее часто встречающихся акцентуаций характера учителей, принявших участие в нашем исследовании, обнаружена тенденция к использованию педагогами деструктивных копингов, а именно агрессивных и манипулятивных действий.

Библиографический список

1. Акименко А. К. Взаимосвязь стратегий совладающего поведения и социально-психологических характеристик личности // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2016. Т. 5, вып 2. С. 151-157. DOI: 10.18500/2304-97902016-5-2-151-156.

2. Бочарова Е. Е. Стратегии совладающего поведения личности различных возрастных групп // Современные исследования социальных проблем : эл. науч. журн. 2015. № 5 (29). С. 580-589. DOI: http://dx.doi. org/ 10.12731/2218-7405-2015-5-46.

3. Цепков А. Ю. Копинг-поведение учителя : специфика и динамика стратегий реагирования в конфликтах в зависимости от стажа профессиональной деятельности // Теория и практика общественного развития. 2014. № 1. С. 153-156.

4. Дунаевская Э. Б., Котова С. А. Особенности реагирования на стресс учителей в новых условиях современного образования // Вестн. Хакасского гос. ун-та им. Н. Ф. Катанова. 2014. № 9. С. 43-45.

5. Арендачук И. В. Стратегии совладающего поведения и саморегуляция произвольной активности личности студента // Категория «социального» в современной педагогике и психологии : материалы 3-й науч.-практ. конф. (заочной) с междунар. участием : в 2 ч. Ч. 1. (Ульяновск, 19-20 марта 2015 г.). Ульяновск, 2015. С. 300-305.

6. Малышев И. В. Характеристика социально-психологических параметров адаптационной готовности и копинг-стратегий специалистов стрессогенных профессий // Новое слово в науке : перспективы развития. 2016. № 3 (9). С. 69 -71.

7. Кленова М. А. Личность как субъект отношения к стрессу // Современные исследования социальных проблем : эл. науч. журн. 2015. № 5 (49). С. 447- 457. DOI: 10.12731/2218-7405-2015-5-37.

Образец для цитирования:

Кленова М. А. Взаимосвязь между доминирующими копинг-стратегиями и акцентуациями характера у учителей // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2017. Т. 6, вып. 1 (21). С. 75-79. БО!: 10.18500/2304-9790-2017-6-1-75-79.

The Relationships between the Dominant Coping Strategies and Accentuation of Personality Traits Among Teachers

Milena A. Klenova

Saratov State University

83, Astrakhanskaya str., 410012, Saratov, Russia E-mail: milena_d@bk.ru

The article presents the results of empirical study of relationships between the dominant coping strategies and accentuation of personality traits among secondary school teachers (N = 40) carried out using psycho-diagnostic tools: Questionnaire «Strategies for overcoming stressful situations» (Stevan E. Hobfoll in adaptation of N. Vodopianova and E. Starchenkova), characterological questionnaire (K. Leonhard in adaptation of V. M. Bleicher). It was established that the constructive and prosocial coping strategies are typical for teachers with excitable, emotive, partially pedantic, anxious and exalted types of accentuations. The destructive and antisocial coping strategies are typical for subjects with hyperthymic, cycloid, unbalanced, dysthymic and partially exalted types of accentuations. An inclination towards the implementation of destructive copings (aggressive and manipulative) was found in the group of the most common accentuations of traits among teachers. Applied aspect of the issue under study may be implemented in programs for personal and professional development of teachers in secondary schools.

Key words: secondary school teachers, frustration, coping strategies, accentuation of personality traits.

References

1. Akimenko A. K. Vzaimosvyaz' strategii sovladay-ushchego povedeniya i sotsial'no-psikhologicheskikh kharakteristik lichnosti (The relationship between coping strategies and social and psychological personal characteristics). Izv. Saratov. Univ. (N. S), Ser. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2016, vol. 5, iss. 2, pp. 151-157. DOI: 10.18500/2304-9790-2016-52-151-156 (in Russian).

2. Bocharova E. E. Strategii sovladayushchego povedeniya lichnosti razlichnykh vozrastnykh grupp (Strategies of coping behavior of person's different age groups). Sovremennye issledovaniya sotsial'nykh problem (el. nauch. zhurn.) (Modern research of social problems:

scientific e-journal), 2015, no. 5 (29), pp. 580-589. DOI: 10.12731/2218-7405-2015-5-46 (in Russian).

3. Tsepkov A. Yu. Koping-povedenie uchitelya: spetsifika i dinamika strategiy reagirovaniya v konfliktakh v zavisi-mosti ot stazhaprofessional'noy deyatel'nosti (Teacher's coping behavior: specifics and dynamic of reaction strategies depending on experience of professional activity). Teoriya ipraktika obshchestvennogo razvitiya (Theory and practice of social development), 2014, no. 1, pp. 153-156 (in Russian).

4. Dunaevskaya E. B., Kotova S. A. Osobennosti reagirovaniya na stress uchiteley v novykh usloviyakh sovre-mennogo obrazovaniya (Features of teachers' stress reactions in new conditions of modern education). Vestn. Khakasskogo gos. un-ta im. N. F. Katanova (Vestnik of Khackas State University named after N. F. Katanov), 2014, no. 9, pp. 43- 45 (in Russian).

5. Arendachuk I. V. Strategii sovladayushchego povedeniya i samoregulyatsiya proizvol'noy aktivnosti lichnosti studenta (Strategies of coping behavior and self-regulation of the arbitrary activity of the student's personality). Kategoriya «sotsial'nogo» v sovremennoi pedagogike i psikhologii: materialy 3-y nauch.-prakt.y konf. (zaochnoy) s mezhdunar. uchastiem: v 2 ch. Ch 1. (Ul'yanovsk, 19-20 marta 2015 g. (Category «social» in modern pedagogy and psychology: Proceedings of the 3rd scientific conference (part-time) with international participation. In 2 parts. Part 1). Ul'yanovsk, 2015, pp. 300-305 (in Russian).

6. Malyshev I. V. Kharakteristika sotsial'no-psikho-

logicheskikh parametrov adaptatsionnoy gotovnosti i koping-strategiy spetsialistov stressogennykh professiy (Characteristics of socio-psychological parameters of adaptation preparedness and coping strategies among stressful professions representatives). Novoe slovo v nauke: perspektivy razvitiya (New word in science: development perspectives), 2016, no. 3 (9), pp. 69-71 (in Russian).

7 . Klenova M. A. Lichnost' kak sub"ekt otnosheniya k stress (Personality as subject of relation to stress). Sovremennye issledovaniya sotsial'nykh problem: el. nauch. zhurn. (Modern research of social problems: scientific e-journal), 2015, no. 5 (49), pp. 447-457. DOI: 10.12731/2218-7405-2015-5-37 (in Russian).

Cite this article as:

Klenova M. A. The Relationships between the Dominant Coping Strategies and Accentuation of Personality Traits among Teachers. Izv. Saratov Univ. (N.S.), Ser. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2017, vol. 6, iss. 1 (21), рр. 75-79 (in Russian). DOI: 10.18500/2304-9790-2017-6-1-75-79.

Психология социального развития

79

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.