оказания помощи матерям в трудных жизненных ситуациях с рациональным использованием сетевых возможностей. Данное направление является нашим приоритетом на сегодняшний день.
Библиографический список
1. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения. - Кострома: Студия оперативной полиграфии «Авантитул», 2004.
2. Тихомирова Е.В., Цветкова А.В. Виртуальная самоорганизация как средство преодоления страхов женщин на раннем этапе материнства // Психология психических состояний: сб. материалов по итогам IX Междунар. зимней школы по психологии состояний / отв. ред. Л.В. Артищева. - Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2015. - С. 149-152.
3. Тихомирова Е.В. Особенности когнитивной оценки включенности в виртуальное сообщество субъектами Интернет-общения // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. - 2015. - Т. 4. -№ 1. - С. 66-69.
4. Тихомирова Е.В., Беляева С.В. Социально-психологические характеристики преодоления жизненных трудностей Интернет-пользователями // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2014. - Т. 20. - № 3. - С. 156-160.
5. Тихомирова Е.В. Участие в интернет-сообществах в контексте совладающего поведения личности // Сибирский педагогический вестник. -2014. - № 3. - С. 163-167.
УДК 159.9:316.6
Авраменко Наталия Николаевна
кандидат психологических наук Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ О ТРУДНЫХ СИТУАЦИЯХ И СТРАТЕГИЯХ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ В НИХ
В статье представлены результаты исследования, целью которого выступило изучение стратегий совладания с трудными жизненными ситуациями у студентов и выделение условий, которые определяют выбор этих стратегий. Показано, что студенты предпочитают активный вариант совладания - преодоление, их действия ориентированы на достижение, на практическое изменение трудной ситуации. Они вырабатывают план действий, вовлекают других людей в процесс решения проблем, могут проявлять агрессию. Для студентов не характерны такие формы поведения, которые соответствуют понятию «переживание». Многие из них не оказывались в особых жизненных ситуациях, которые невозможно разрешить с помощью предметно-практической и познавательной деятельности. Предпочтение студентами некоторых копинг-стратегий связано с наличием у них акцентуаций характера.
Ключевые слова: личностное развитие, трудные жизненные ситуации, копинг, копинг-стратегии, акцентуации характера.
Преодоление возникающих трудностей и психологическое благополучие человека - значимая и актуальная сегодня область психологии. Умение решать свои психологические проблемы является важным показателем адаптированности человека к условиям жизни и его уровня личностного развития.
Трудная жизненная ситуация (ТЖС) - это такая ситуация, в которой «в результате внешних воздействий или внутренних изменений происходит нарушение адаптации человека к жизни, в результате чего он не в состоянии удовлетворять свои основные жизненные потребности посредством моделей и способов поведения, выработанных в предыдущие периоды жизни» [4, с. 6]. Таким образом, она является фрустрирующей, источником повышенного напряжения и тревоги. Осознание необходимости изменений возникает не у каждого человека, оказавшегося в ТЖС. Для этого личность должна рассматривать её как проблемную, требующую определённых интеллектуальных усилий с её стороны, ответственности за происходящее и активности.
Поведение в ТЖС стало предметом изучения во второй половине ХХ века. В зарубежной психологии возникло направление, связанное с изучением «ко-пинга» («coping» - справляться, совладать - в переводе с англ.) личности. Понятие «копинг» введено Л. Мерфи в 1962 году. В настоящее время оно используется для изучения поведенческих, когнитивных и эмоциональных действий личности в любых трудных жизненных ситуациях. Совладающее поведение реализуется через стратегии. Они образованы различными способами этого поведения.
Р. Лазарус и С. Фолкман выделяют проблемно-фокусированные и эмоционально-фокусированные стратегии [11]. Первые предполагают рациональный анализ проблемы, при котором человек самостоятельно строит план её решения, при этом может обратиться за помощью к другим, искать дополнительную информацию. Эмоционально-фокусированные стратегии не предполагают конкретных действий, так как человек старается не думать о проблеме. Сон, еда, алкоголь, музыка, вовлечение других людей в свои переживания помогают ему в этом.
В проблемно-ориентированных стратегиях Р. Моос и Д. Шеффер выделили когнитивные и поведенческие действия [12]. Когнитивные стратегии сфокусированы на оценке, то есть человек устанавливает для себя значение ситуации, пытается понять происходящие процессы и их последствия. Поведенческие стратегии выражаются в принятии решения и совершении действий для преодоления трудностей. Дж. Амирхан описал три группы ко-пинг-стратегий: «разрешение проблем», «поиск социальной поддержки» и «избегание» [8].
М.А. Холодная, А.А. Алексапольский предложили следующие комбинации стратегий: со-циотропные (Социальная поддержка, Друзья, Принадлежность, Отвлечение); проблемно-ориентированные (Решение проблем, Работа, Достижения); опора на внешние социальные ресурсы (Общественные действия, Профессиональная помощь); опора на внутренние психические и физические ресурсы (Позитивный фокус, Активный отдых); «отстранение» от трудной ситуации (Игнорирование, Уход в себя); интернализация (Беспокойство, Самообвинение); надежда на чудо (Чудо, Религиозная поддержка); деструктивные (Несо-владание, Разрядка) [7, с. 62].
Дискуссионным остаётся вопрос о диспози-ционном или ситуативном характере выбираемых стратегий совладания. Один из подходов объясняет поведение человека в трудной ситуации свойствами его личности [8]. В ситуативном подходе учитывается влияние ситуационных факторов и социального контекста [11]. В рамках нашего исследования мы использовали интегративный ситуационно-личностный подход, который предложен R.H. Moss и J.A. Schaefer [12]. Он учитывает как личностные особенности человека, так и ситуационный контекст совладания.
Копинг-стратегии, на наш взгляд, могут быть и стилем поведения и ситуативным процессом. В реальных обстоятельствах человек может выбрать разные типы копинг-поведения в зависимости от характера и степени трудной ситуации, в которой он находится. Это могут быть учебные обстоятельства, проблемы на работе и в семье, обстановка в стране и т.д.
Проблема эффективности совладающего поведения ещё не решена. Одни исследователи считают, что она выше у того человека, который владеет множеством стратегий совладания и гибко их использует в различных ситуациях, причём иногда применяет нескольких стратегий одновременно. Другие утверждают, что у каждого есть устойчивый совла-дающий репертуар, сформировавшийся благодаря прошлому опыту решения проблем. Этот репертуар не меняется в зависимости от ситуаций.
По данным исследования М.А. Холодной и А.А. Алексапольского «чем выше интеллектуальная зрелость человека... тем более широкий
спектр стратегий применяет человек, активно используя преимущества эмоциональных и социальных копингов» [7, с. 67]. Авторы рассматривают интеллект как психический ресурс, который обеспечивает мобильность и вариативность совладающего поведения.
Современные исследователи делают вывод об амбивалентности стратегий совладающего поведения с точки зрения их эффективности. В каждой стратегии представлены продуктивная и непродуктивная составляющая [6; 7].
Проблемно-ориентированные стратегии поддерживают чувство самоэффективности. Их использование повышает у человека ощущение степени контроля над ситуацией и снижает уровень отрицательных эмоций. Непродуктивная составляющая проблемно-ориентированных стратегий заключается в том, что их реализация может сопровождаться чрезмерными психическими затратами, переоценкой своих возможностей по решению проблемы.
Социотропные стратегии обеспечивают помощь со стороны других людей, но при этом возможна потеря психологической автономии. В стратегиях избегания и игнорирования отсрочивается момент принятия решения и это даёт возможность мобилизовать свои ресурсы. Непродуктивная составляющая - формирование защитного типа поведения. При выборе эмоциональных стратегий возможна эмоциональная разрядка, но может произойти фиксация вплоть до психосоматических расстройств и деструктивного поведения.
Ю.С. Степанова и И.Н. Хмарук отмечают, что предпочтение «дезадаптивных стратегий» негативным образом влияет на эффективность труда и создаёт ситуацию повышенного риска возникновения различного рода психосоматических заболеваний (гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца, язвенная болезнь желудка), сосудистых катастроф (инфаркт, инсульт) и невротических расстройств [5, с. 119]. Активное использование подобных стратегий связано с регидностью и меньшим репертуаром ролевого реагирования, небольшим количеством способов выхода из кризисных жизненных ситуаций.
Таким образом, показателем эффективности со-владающего поведения является мобильное, адекватное, гибкое и вариативное реагирование на проблемные ситуации.
Более активно совладающее поведение развивается в подростковом возрасте [3]. От непосредственного проявления эмоциональных реакций на проблемную ситуацию и соответствующего поведения, ребёнок переходит к осознанию необходимости соответствия своего поведения социальным нормам. Опыт, накопленный им при решении ТЖС, делает возможным использование личных приёмов и повышает самостоятельность подростка.
Юношеский возраст также представляет интерес для исследования совладающего поведения. Развитие и совершенствование личностных особенностей, которое продолжается в этот период онтогенеза, могут стать основой для освоения эффективных стратегий совладающего поведения и открытия личных приёмов решения психологических проблем.
Цель и задачи исследования. Методика
Целью нашего исследования выступило изучение стратегий совладания с трудными жизненными ситуациями у студентов и выделение условий, которые определяют выбор этих стратегий. В соответствии с поставленной целью мы определили задачи исследования: выявить ситуации, которые представляют наибольшую трудность для студентов; изучить предпочтение ими определённых копинг-стратегий; установить взаимосвязь между выбором стратегий совладания и наличием у студентов акцентуаций характера, особенностей темперамента и ценностей. Мы предполагали, что предпочтение той или иной стратегии связано с индивидуальными особенностями личности студентов.
В эмпирическом исследовании была использована выборка, которая состояла из 110 студентов Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского трёх институтов: Институт психологии (38 человек); Институт истории и права (36 человек); Институт естествознания: (36 человек). Из них: 56 - юноши; 54 - девушки. Возраст испытуемых от 19 лет до 21 года.
В качестве диагностического инструментария использовались следующие методики: опросник Н.Г. Осуховой «Совладение с трудными жизненными ситуациями»; «Методика изучения акцентуаций характера» К. Леонгарда; «Личностный опросник по определению темперамента» Г. Айзенка; «Иерархия жизненных ценностей» Г. Резапкиной.
Большинство методик, исследующих совладаю-щее поведение, направлены на вьшвлешге предпо-
чтений личности в выборе копинг-стратегий в целом, без учёта конкретной ситуации. В современных российских исследованиях наиболее часто используются следующие опросники: методика Э. Хайма «Способы преодоления трудных ситуаций» (Heim, 1988) [10]; «Опросник способов совладания» («Ways of Coping Questionnaire») Р. Лазаруса и С. Фолкман (Lazarus, Folkman, 1988) [11]; методика «Опросник совладания со стрессом» (COPE-Inventory) Ч. Карвера и М. Шейера (Scheier, Carver, 1989) [13]; опросник Н. Эндлера и Д. Паркера (Endler, Parker, 1990) [9]; методика Дж. Амирхана «Индикатор копинг-стратегий преодоления стресса» ( Amirkhan, 1999) [8]; опросник С. Хобфолла «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций», адаптированный Н.Е. Водопьяновой и Е.С. Старченковой [1].
Мы выбрали опросник Н.Г. Осуховой «Совладение с трудными жизненными ситуациями» [4], так как в нём описаны ситуации, поведение в которых предлагается оценить. В этой методике используется классификация стратегий Р. Лазарус и С. Фолкман. Количественные исследования ко-пинг-поведения были дополнены результатами, полученными с помощью интервью.
Сбор данных осуществлялся в 2014 и 2015 году. Данные были подвергнуты корреляционному виду математического анализа (коэффициент корреляции Пирсона), который осуществлялся с помощью применения компьютерного математического пакета SPSS.
Результаты исследования и их обсуждение
В начале исследования с помощью методики «Совладение с трудными жизненными ситуациями» Н.Г. Осуховой были получены результаты, которые представлены на рисунках 1 и 2.
По полученным данным можно сделать вывод о том, что для большинства студентов наибольшую трудность представляют следующие ситуации: страх остаться без места жительства; инва-
100,00%
95,00%
90,00%
85,00%
80,00%
75,00%
□ смерть
□ алкоголизм близкого человека
□ потеря близкого человека
□ инвалидность
□ страх потери друга
□ развод
□ страх остаться без места вотельства
□ страх потери имущества
■ участие в военных действиях
ситуации
Рисунок 1. Трудные жизненные ситуации для студентов (n=110)
23,64%
□ стратегия планового решения проблемы
□ стратегия поиска социальной поддержки
□ стратегия противостоящего совладания
□ стратегия избегания
□ позитивной переоценки ситуации
□ стратегия самоконтроля
□ стратегия принятия ответственности
Рисунок 2. Стратегии совладания студентов с ТЖС (п=110)
лидность; потеря близкого человека; страх потери друга; смерть; страх потери имущества; участие в военных действиях; развод; алкоголизм близкого человека.
Беседа с испытуемыми позволила выявить проблемы, с которыми они столкнулись при выполнении методики. Так многим из них трудно представить, что с ними произойдут ситуации, которые предлагаются в опроснике. Если у испытуемых нет опыта поведения в подобных стрессовых, кризисных обстоятельствах, мы можем сделать вывод только о предпочтении ими той ли иной стратегии совладания.
Большинство студентов предпочитают следующие стратегии совладания с ТЖС: плановое решение проблемы; поиск социальной поддержки; противостоящее совладание. Следовательно, они считают, что наилучшими вариантами поведения в стрессовых, кризисных обстоятельствах являются: выработка плана действий и следование ему, поиск в обществе информационной, материальной и эмоциональной помощи и агрессия, проявление неприязни в отношении того, что создало проблему.
Студенты не считают нужным признавать свою роль в порождении проблемы (стратегия принятия ответственности), находить позитивное значение в происходящем (стратегия позитивной переоценки ситуации), регулировать свои чувства и действия в момент ТЖС (стратегия самоконтроля), уйти от проблемной ситуации (стратегия избегания).
В ходе корреляционного анализа были установлены следующие взаимосвязи (табл. 1).
Таким образом, стратегия позитивной переоценки в ТЖС не характерна для студентов с высоким уровнем нейротизма, застревающим типом акцентуации характера, и для тех, у кого важной личностной ценностью является карьера.
Стратегия избегания в ТЖС характерна для испытуемых с педантичным и тревожно-боязливым типами акцентуации характера, и не характерна для испытуемых с гипертимным и демонстративным типами акцентуации характера, а так же для студентов, у которых важной жизненной ценностью является слава.
Стратегия дистанцирования в ТЖС не характерна для испытуемых с гипертимной акцентуацией характера.
Таблица 1
Результаты корреляционного анализа
№ Стратегии совладания Индивидуальные особенности личности студентов Значение коэффициента корреляции
Акцентуации характера
1 «Стратегия избегания» Демонстративный тип Педантичный тип Гипертимный тип Тревожно-боязливый тип -0, 293 (р < 0,01) 0, 369 (р < 0,01) -0, 477 (р < 0,01) 0, 273 (р < 0,01)
2 «Стратегия позитивной переоценки» Застревающий тип -0,352 (р < 0,01)
3 «Стратегия дистанцирования» Гипертимный тип -0,302 (р < 0,01)
4 «Стратегия противостояния» Тревожно-боязливый тип Аффективно-экзальтированный тип -0, 270 (р < 0,01) 0, 267 (р < 0,01)
Эмоциональная устойчивость — нейротизм
5 «Стратегия позитивной переоценки» Нейротизм -0, 340 (р < 0,01)
Ценности
6 «Стратегия позитивной переоценки» Карьера -0, 321 (р < 0,01)
7 «Стратегия избегания» Слава -0, 326 (р < 0,01)
Стратегия противостояния характерна для испытуемых с аффективно-экзальтированным типом акцентуации характера, и не характерна для студентов с тревожно-боязливым типом акцентуации.
Таким образом, свойства личности могут детерминировать определённую предрасположенность человека к выбору стратегии совладания. Тем не менее, необходимо учитывать влияние ситуационных факторов и социального контекста на намерения и действия человека.
На втором этапе исследования мы предложили студентам задание - определить, какие способы решения психологических проблем используют их любимые литературные герои. Задание помогло студентам отстраненно взглянуть на схожие со своими проблемы, расширить свои рефлексивные возможности, найти новые способы поведения.
Механизм влияния образа литературного героя основан на идентификации человека с ним в ходе библиотерапии, который «персонифицируется» и становится важным регулятором психических состояний. А.Ю. Кругликова выделяет этот механизм в качестве одного из психологических механизмов личностного роста [2, с. 56]. Если литературные герои вызывают интерес, симпатию, то они являются психологическим отражением, проекцией, «рефлексивным зеркалом» читателя, внутренним катализатором изменений.
Нами выявлены наиболее популярные и эффективные, с точки зрения студентов, стратегии: отвлечение внимания от неприятных ощущений (как правило, это переключение внимания на деятельность или творчество); отстранение; корректировка «мерки», с которой человек подходит к оценке своих несчастий; анализ проблемы, составление плана её решения; поиск новых значений и смыслов; осознание своей ответственности в ситуации; оказание помощи другому человеку; прощение других и себя; самопринятие.
Многие студенты отмечают, что анализ способов решения психологических проблем их любимыми литературными героями позволил им осознать, что они используют в своей жизни аналогичные.
Заключение
Для большинства студентов наибольшую трудность представляют следующие ситуации: страх остаться без места жительства; инвалидность; потеря близкого человека; страх потери друга; смерть; страх потери имущества; участие в военных действиях; развод; алкоголизм близкого человека.
Студенты предпочитают активный вариант со-владания - преодоление, их действия ориентированы на достижение, на практическое изменение трудной ситуации. Они вырабатывают план действий, вовлекают других людей в процесс решения проблем, могут проявлять агрессию.
Предпочтение студентами некоторых копинг-стратегий связано с наличием у них акцентуаций характера. Для учащихся с застревающим типом акцентуации не характерна стратегия позитивной переоценки в ТЖС. Стратегию избегания в ТЖС предпочитают студенты с педантичным или тревожно-боязливым типами акцентуации. Отвергают эту копинг-стратегию учащиеся с гипертим-ным или демонстративным типами акцентуации характера. Стратегия дистанцирования в ТЖС не характерна для испытуемых с гипертимной акцентуацией характера. Стратегию противостояния предпочитают студенты с аффективно-экзальтированным типом акцентуации, и отвергают испытуемые с тревожно-боязливым типом акцентуации.
Студенты с высоким уровнем нейротизма не могут справиться с трудностями путём позитивной переоценки происходящих событий.
Учащиеся, у которых важной жизненной ценностью является слава, не будут стремиться избавиться от проблемной ситуации, уйти от неё. Выработка плана решения проблемы и следование ему не характерна для студентов, которые стремятся сделать карьеру.
Для студентов не характерны такие формы поведения, которые соответствуют понятию «переживание». Многие из них не оказывались в особых жизненных ситуациях, которые невозможно разрешить с помощью предметно-практической и познавательной деятельности. Они не имеют опыта применения «эмоционального» способа разрешения ТЖС, который помогает восстановить функциональное равновесие жизни.
Библиографический список
1. Водопьяновa Н.Е. Психодиагностика стресса. - СПб.: Питер, 2009. - 336 с.
2. Кругликова А.Ю. Личностный рост младших подростков в разновозрастном коллективе // Психологический журнал. - 2010. - № 4. - С. 47-58.
3. Москвитина О.А., Лещенко ТВ. Особенности совладающего поведения младших школьников // Вестник практической психологии образования. -
2012. - № 1. - С. 56-61.
4. Осухова Н.Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях. - М.: Академия, 2007. - 288 с.
5. Степанова Ю.С., Хмарук И.Н. Особенности совладающего поведения современных российских руководителей // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2011. - Т. 8. - № 2. -С. 112-120.
6. Хачатурова М.Р. Совладающий репертуар личности: обзор зарубежных исследований // Психология. Журнал Высшей школы экономики. -
2013. - Т. 10. - № 3. - С. 160-169.
7. Холодная М.А., Алексапольский А.А. Интеллектуальные способности и стратегии совлада-
ния // Психологический журнал. - 2010. - Т. 31. -№ 4. - С. 59-68.
8. Amirkhan J.H. Seeking person-related predictors of coping: Exploratory analyses // European Journal of Personality. - 1999. - № 4. - Р. 13-30.
9. Endler N.S., Parker D.A. Multidimensional assessment of coping: A critical evaluation // Journal of Personality and Social Psychology. - 1990. -№ 58. - Р. 844-854.
10. Heim Е. Coping and psychosocial adaptation // Journal of Mental Health Counseling. - 1988. -
№ 10. - P. 13-144.
11. Lazarus R.S., Folkman S. Manual for Ways of Coping Questionnaire. Palo Alto, CA: Consulting Psychologists Press, 1988.
12. Moss R.H., Schaefer J.A. Life transitions and crises // Coping with life crises: An integrative approach. - N.Y.: Plenum press, 1986. - P. 3-28.
13. Scheier M.F., Carver C.S. Dispositional optimism and physical well being: The influence of generalized outcome expectancies on health // Journal of Personality. - 1989. - № 55. 2. - P. 169-210.