УДК 159.943
Авраменко Наталия Николаевна
кандидат психологических наук Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского
РОЛЬ РЕФЛЕКСИВНЫХ ПРОЦЕССОВ В ВЫБОРЕ СТРАТЕГИЙ СОВЛАДАНИЯ С ТРУДНЫМИ ЖИЗНЕННЫМИ СИТУАЦИЯМИ У СТУДЕНТОВ
Статья посвящена проблеме роли рефлексивных процессов в выборе стратегий совладания с трудными жизненными ситуациями. Представлены результаты исследования взаимосвязи между стратегиями совладания с трудными жизненными ситуациями и формами рефлексивных процессов, которое проводилось в 2015-2016 гг. на базе Калужского госуниверситета им. К.Э. Циолковского. Выявлено, что чем выше уровень рефлексивности у студентов, тем более характерны для них просоциальные стратегии преодоления, а вероятность импульсивных реакций в трудных ситуациях уменьшается. Для юношей и девушек с более высоким уровнем рефлексивности предпочтительным также является копинг, ориентированный на эмоции. Показатель системной рефлексии демонстрирует положительную связь с такой стратегией преодоления стрессовых ситуаций как «поиск социальной поддержки», а также отрицательные - со стратегиями «осторожные действия» и «агрессивные действия». Показатель интроспекции демонстрирует положительную связь со стратегией «разрешение проблем». Показатель квазирефлексии демонстрирует положительные связи с «копингом, ориентированным на эмоции», а также с копинг-стратеги-ей «поиск социальной поддержки».
Ключевые слова: личностное развитие, трудные жизненные ситуации, копинг, копинг-стратегии, рефлексия, интроспекция, системная рефлексия, саморегуляция.
Современная социальная ситуация предъявляет высокие требования не только к профессиональной, но и психологической компетентности специалиста. Поэтому система образования не должна ограничиваться приобретением учащимися необходимых компетенций в рамках профессии. Студенты должны иметь возможность развивать свои личностные ресурсы, которые позволяют справиться с трудными жизненными ситуациями. В психологической науке используются разные понятия для обозначения этих ресурсов личности: «жизнеспособность», «жизнестойкость», «жизненный стиль», «копинг» и др.
Е.В. Лапкина, проанализировав концептуальные основы феноменов «жизнеспособность», «жизнестойкость», и «совладающее поведение», пришла к выводу, что жизнеспособность влияет на жизнь человека не только в трудные периоды, но и в относительно стабильные периоды. Жизнестойкость является ресурсом личности, который помогает справиться с трудными жизненными ситуациями, а совладающее поведение «рассматривается как арсенал осознанных действий и решений личности, благодаря которым она справляется с трудностями повседневного и экстремального стресса» [5, с. 130].
В исследовании О.А. Екимчик и О.Б. Подо-биной совладающее поведение рассматривается как элемент жизненного стиля, к которому также относятся: социальный интерес как ценностная установка личности, эмоциональный комфорт и удовлетворенность жизнью в настоящий момент, самооценка [3].
Совладающее поведение реализуется через стратегии, которые включают поведенческие, когнитивные и эмоциональные действия личности в любых трудных жизненных ситуациях. Р. Лаза-рус и С. Фолкман выделили проблемно-фокусированные и эмоционально-фокусированные стра-
тегии [13]. Дж. Амирхан предложил три группы копинг-стратегий: разрешение проблем, поиск социальной поддержки и избегание [11]. Копинг, ориентированный на задачу, на эмоции и на избегание выделили Н. Эндлер и Д. Паркер [12]. В опроснике С. Хобфолла предлагается многоосевая модель со-владающего поведения. Она включает кроме поиска социальной поддержки, избегания и активного совладания следующие действия: осторожные, импульсивные, манипулятивные, жесткие (ценич-ные) и агрессивные.
В реальных обстоятельствах человек может выбрать разные типы копинг-поведения в зависимости от характера и степени трудной ситуации, в которой он находится. Современные исследователи делают вывод об амбивалентности стратегий совладающего поведения с точки зрения их эффективности, то есть каждая из них имеет преимущества и недостатки [8; 9]. Просоциальные стратегии совладания предполагают вступление в социальный контакт, поиск социальной поддержки, таким образом, они обеспечивают помощь со стороны других людей, но при этом возможна потеря психологической автономии человека. При выборе эмоциональных стратегий возможна эмоциональная разрядка, но частое использование такого поведения приводит к его фиксации вплоть до психосоматических расстройств и деструктивного поведения. Проблемно-ориентированные стратегии повышают у человека ощущение степени контроля над ситуацией и снижают уровень отрицательных эмоций. Непродуктивная составляющая заключается в том, что это поведение может сопровождаться чрезмерными психическими затратами и переоценкой своих ресурсов для решения проблемы.
Благодаря прошлому опыту решения проблем у каждого человека формируется устойчивый со-владающий репертуар. Мобильное, адекватное,
128
Вестник КГУ им. H.A. Некрасова «¿j- 2016, Том 22
© Авраменко Н.Н., 2016
гибкое и вариативное реагирование на проблемные ситуации является показателем его эффективности. По данным исследования М.А. Холодной и А.А. Алексапольского интеллектуальная зрелость человека взаимосвязана с более широким спектром копинг-стратегий. Интеллект даёт возможность использовать их преимущества [9]. Следовательно, его можно рассматривать как психический ресурс, который обеспечивает вариативность совладающего поведения.
Преодоление стресса возможно посредством двух взаимосвязанных процессов: когнитивного оценивания и копинга [13]. Когнитивное оценивание помогает определить степень угрозы ситуации, а также оценить ресурсы для её преодоления и эффективность способов совладания. Копинг направлен на изменение условий, вызывающих стресс, а также на регулирование эмоций и чувств.
О.С. Ширяева на основе анализа работ по проблеме преодоления личностью экстремальных воздействий разного характера выделила психологические параметры, которые можно рассматривать как «маркеры» успешности преодоления экстремального влияния на личность. В этот список входит когнитивная гибкость, под которой понимается высокий уровень развития когнитивных способностей и целостная оценка ситуации, её принятие [10]. Следовательно, при когнитивном оценивании возникает необходимость самодистанцирования, способность видеть одновременно и полюс субъекта и полюс объекта. Это обеспечивается такой способностью человека как рефлексия.
Рефлексивное сознание даёт возможность человеку преодолеть генетические, социальные программы поведения и построить собственные, то есть обеспечивает определённую степень свободы. Рефлексия также является важнейшим механизмом самопознания, необходимым для развития личности. А.В. Карповым рефлексия обосновывается как процесс, значимый для саморегуляции, позволяющий личности сознательно выстраивать свою жизнедеятельность [4]. Им выявлено, что высокая мера рефлексивности человека предсказывает дисперсию, вариативность других переменных.
Однако по данным психологических исследований она может привести к негативным последствиям: трудность принятия решений и вовлечения в деятельность, неспособность решить проблемы, ожидание неудачи. В исследовании особенностей структуры психологического благополучия учащихся и студентов различных направлений профессиональной подготовки, проведённом М.В. Бучацкой и М.В. Капрановой, были получены низкие показатели психологического благополучия студентов-психологов. Они были объяснены авторами существенной направленностью их обучения на развитие рефлексии, определяющую высокую личностную требовательность и критический самоанализ [1].
Цикл исследований, проведённых А.В. Карповым, был посвящён влиянию рефлексивности на качество принятия решений. Было доказано, что с повышением рефлексивности качество принятия решений растет, но до определенного предела, а затем начинает снижаться. Высокорефлексивные люди менее жестко опираются на имеющиеся стратегии, они учитывают в ситуации выбора больше альтернатив, а также склонны усложнять ситуацию. Таким образом, влияние рефлексивности на ситуацию выбора с точки зрения его эффективности амбивалентно. С одной стороны, широта и разнообразие способов принятия решения, а, с другой стороны, возможно невысокое их качество и несоответствие объективным особенностям ситуаций [4]. А.В. Карпов делает вывод о том, что развитость рефлексии не означает ее продуктивности, так как отсутствует значимая связь рефлексивности с успешностью. Высказывается предположение, что рефлексия регулирует и в определенной мере согласует вовлечение в процессы принятия решения всех иных когнитивных свойств.
Исследователи пытаются найти объяснение этой противоречивости роли рефлексии в саморегуляции [6; 7]. Ими предложена дифференциальная модель рефлексии. В ней представлены разные формы рефлексивных процессов: интроспекция, системная рефлексия, квазирефлексия. Интроспекция (самокопание) даёт возможность сосредоточиться на собственных внутренних переживаниях и состояниях. Квазирефлексия (посторонние размышления) направлена на объект, который не связан с актуальной жизненной ситуацией. Она представляет собой форму психологической защиты через уход от неприятной ситуации. Системная рефлексия основана на самодистанцировании, взгляде на себя со стороны. Эта форма рефлексии, по мнению авторов модели, является наиболее адаптивной и связана с самодетерминацией. Направленность сознания на себя происходит в дополнение к его направленности на внешнюю ситуацию.
Цель и задачи исследования. Методика
Целью нашего исследования выступило изучение взаимосвязи между стратегиями совладания с трудными жизненными ситуациями и формами рефлексивных процессов. В соответствии с поставленной целью мы определили задачи исследования: выявить уровень развития рефлексии у студентов; изучить предпочтение ими определённых копинг-стратегий; установить взаимосвязь между выбором стратегий совладания и уровнем развития у студентов различных показателей рефлексии. Мы предполагали, что выбор той или иной копинг-стратегии связано с использованием человеком определённых форм рефлексивных процессов: проблемно-фокусированные стратегии связаны с системной рефлексией; эмоционально-ориенти-
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 3
129
рованные стратегии - с интроспекцией, а избегание проблем - с квазирефлексией.
В эмпирическом исследовании была использована выборка, которая состояла из 50 студентов Института психологии Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского. Из них: 8 - юноши; 42 - девушки. Возраст испытуемых от 19 лет до 21 года.
В качестве диагностического инструментария использовались следующие методики: «Дифференциальный тест рефлексивности» (Д.А. Леонтьев, Е.Н. Осин); Опросник Н. Эндлера и Д. Паркера, адаптированный Т.Л. Крюковой; методика Дж. Амирхана «Индикатор копинг - стратегий преодоления стресса»; опросник С. Хобфолла «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» (SACS), адаптированный Н.Е. Водопьяновой и Е.С. Стар-ченковой; «Методика диагностики уровня развития рефлексивности» А.В. Карпова.
Сбор данных осуществлялся в 2015 году. Данные были подвергнуты корреляционному виду математического анализа (коэффициент ранговой корреляции Спирмена), который осуществлялся с помощью применения компьютерного математического пакета SPSS.
Результаты исследования и их обсуждение
В начале исследования с помощью «Методики диагностики уровня развития рефлексивности» А.В. Карпова и методики «Дифференциальный тест рефлексивности» (Д.А. Леонтьев, Е.Н. Осин) и нами были получены результаты, которые представлены на диаграммах (рис. 1 и 2).
Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что большинство студентов имеют средний
или низкий уровень развития рефлексивности, только у 4% учащихся диагностирован высокий уровень рефлексивности.
Большинство студентов по всем типам рефлексии имеют показатели, соответствующие норме. У 40% испытуемых низкий уровень развития системной рефлексии.
Корреляция между уровнем развития рефлексивности у студентов (данные «Методики диагностики уровня развития рефлексивности» А.В. Карпова) и показателем их квазирефлексии (данные «Дифференциального теста рефлексивности» Д.А. Леонтьева и Е.Н. Осина) статистически значима (р < 0,01) и является положительной (табл. 1).
Вопросы методики А.В. Карпова учитывают и рефлексивность как психическое свойство, и рефлексию как процесс, и рефлектирование как состояние. Эти три модуса теснейшим образом взаимосвязаны и взаимодетерминируют друг с другом, образуя на уровне их синтеза качественную определенность, обозначаемую понятием рефлексия. Квазирефлексия - это посторонние размышления, которые направлены на объект, не связанный с актуальной жизненной ситуацией. Таким образом, с увеличением уровня рефлексивности у студентов растёт вероятность использования ими такой формы психологической защиты как уход от неприятной ситуации. Учащиеся осознают, что часто на решение проблем требуется много сил и времени, приходится рисковать. Во многих ситуациях оказывается более эффективным не принимать решение.
На втором этапе исследования мы изучали используемые студентами стратегии совладания. Испытуемые предпочитают следующие копинг-стра-тегии: поиск социальной поддержки; вступление
4%
52%
44%
□ Низкий уровень
□ Средний уровень
□ Высокий уровень
Рисунок 1. Уровни развития рефлексивности студентов (n=50)
100 80 60 40 20 0
□ Ниже нормы □ Норма □ Выше нормы
bf-е -
Системная рефлексия
Интроспекция Квазирефлексия
типы рефлексии Рисунок 2. Типы рефлексии у студентов (п=50)
Вестник КГУ им. H.A. Некрасова «ij- 2016, Том 22
130
Таблица 1
Корреляции показателей «Методики диагностики уровня развития рефлексивности» А.В. Карпова и «Дифференциального теста рефлексивности» (Д.А. Леонтьева, Е.Н. Осина)
«Дифференциальный тест рефлексивности» (Д.А. Леонтьев, Е.Н. Осин) «Методика диагностики уровня развития рефлексивности» А.В. Карпова
Показатель системной рефлексии (СР) -
Показатель интроспекции (ИП) -
Показатель квазирефлексии (КР) 0,410**
Примечание: ** - р < 0,01.
Таблица 2
Корреляции показателей
№ Тест Шкалы «Методика диагностики уровня развития рефлексивности» А.В. Карпова общий показатель «Дифференциальный тест рефлексивности» (Д.А. Леонтьев, Е.Н. Осин)
СР ИП КР
1 «Опросник Н. Эндлера и Д. Паркера» Копинг, ориентированный на решение задачи 0,238* - - -
Копинг, ориентированный на эмоции 0,360** - - 0,275*
Копинг, ориентированный на избегание - - - -
2 Методика Дж. Амир-хана «Индикатор копинг - стратегий преодоления стресса» Разрешение проблем - - 0,273* -
Поиск социальной поддержки - - - 0,241*
Избегание проблем - - - -
3 Опросник С. Хобфол-ла «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» (SACS) Ассертивные действия - - - -
Вступление в социальный контакт 0,316* - - -
Поиск социальной поддержки 0,360** 0,253* - -
Осторожные действия 0,248* -0,276* - -
Импульсивные действия -0,299* - - -
Избегание - - - -
Непрямые действия - - - -
Ассоциальные действия - -0,276* - -
Агрессивные действия 0,253* - - -
Примечания: * - р<0,05; ** - р<0,01; СР - системная рефлексия; ИП - интроспекция; КР - квазире( щексия.
в социальный контакт; осторожные действия; разрешение проблем. Следовательно, они считают, что наилучшими вариантами поведения в стрессовых, кризисных обстоятельствах являются: поиск в обществе информационной, материальной и эмоциональной помощи, выработка плана действий и следование ему, и осторожный подход к решению проблем, при котором человек даёт себе время подумать. Для большинства студентов не характерна такая стратегия совладания как избегание проблем.
В ходе корреляционного анализа были установлены следующие взаимосвязи (табл. 2).
Чем выше уровень рефлексивности у студентов, тем более характерны для них просоциальные стратегии преодоления («вступление в социальный контакт»; «поиск социальной поддержки»), вероятность импульсивных реакций в трудных ситуациях уменьшается, а вероятность агрессивных действий увеличивается. Для юношей и девушек с более высоким уровнем рефлексивности также предпо-
чтительным является копинг, ориентированный на эмоции. Показатель копинга, ориентированного на решение задачи, также демонстрирует слабые положительные связи с показателем рефлексивности. Следовательно, с ростом уровня рефлексивности увеличивается вариативность используемых человеком копинг-стратегий. Это повышает эффективность совладающего поведения.
Показатель системной рефлексии демонстрирует положительную связь с такой стратегией преодоления стрессовых ситуаций как «поиск социальной поддержки», а также отрицательные - со стратегиями «осторожные действия» и «агрессивные действия». Показатель интроспекции демонстрирует положительную связь со стратегией «разрешение проблем». Показатель квазирефлексии демонстрирует положительные связи с «копингом, ориентированным на эмоции», а также с копинг-стратегией «поиск социальной поддержки».
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика Jii- № 3
131
Таким образом, показатели негативных типов рефлексии (интроспекция и квазирефлексия), если уровень их развития соответствует норме, не являются препятствием для реализации копинга, направленного на решение проблем, просоциаль-ных стратегий преодоления и других. Показатель позитивного типа рефлексии, если уровень его развития соответствует норме, способствует поиску социальной поддержки в трудной ситуации и препятствует асоциальным действиям. Следовательно, выдвинутое в начале исследования предположение не подтвердилось.
Заключение
Высокий уровень развития рефлексивности не характерен для студентов. Большинство из них по всем типам рефлексии (системная, интроспекция и квазирефлексия) имеют показатели, соответствующие норме. Испытуемые предпочитают просоциальные стратегии преодоления и активное совладание. Избегание проблем не характерно для студентов.
Чем выше уровень рефлексивности у студентов, тем более характерны для них просоциальные стратегии преодоления и эмоциональный копинг, вероятность импульсивных реакций в трудных ситуациях уменьшается, а вероятность агрессивных действий увеличивается. Показатель копинга, ориентированного на решение задачи, также демонстрирует слабые положительные связи с показателем рефлексивности. Следовательно, с ростом уровня рефлексивности увеличивается вариативность используемых человеком копинг-стратегий. Это является одним из показателей эффективности совладающего поведения. Однако в рамках нашего исследования не оказалось возможным изучить взаимосвязи копинг-стратегий с высоким уровнем рефлексивности, так как он не характерен для наших испытуемых.
Показатель системной рефлексии демонстрирует положительную связь с такой стратегией преодоления стрессовых ситуаций как «поиск социальной поддержки». Показатель интроспекции демонстрирует положительную связь со стратегией «разрешение проблем», а показатель квазирефлексии демонстрирует положительные связи с «копингом, ориентированным на эмоции», и с ко-пинг-стратегией «поиск социальной поддержки». Таким образом, показатели негативных типов рефлексии (интроспекция и квазирефлексия), если уровень их развития соответствует норме, не являются препятствием для реализации копинга, направленного на решение проблем, просоциальных стратегий преодоления и других. Показатель позитивного типа рефлексии, если уровень его развития соответствует норме, способствует поиску социальной поддержки в трудной ситуации и препятствует асоциальным действиям.
Библиографический список
1. Бучацкая М.В., Капранова М.В. Особенности структуры психологического благополучия учащихся и студентов различных направлений профессиональной подготовки // Психологическая наука и образование. - 2015. - Т. 20. - № 2. - С. 63-69.
2. Водопьяновa Н.Е. Психодиагностика стресса. - СПб.: Питер, 2009. - 336 с.
3. Екимчик О.А., Подобина О.Б. Жизненный стиль современника: референты и их взаимосвязь // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Со-циокинетика. - 2015. - Т. 21. - № 3. - С. 85-88.
4. Карпов А.В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. - 424 с.
5. Лапкина Е.В. Совладающее поведение, жизнестойкость и жизнеспособность личности: связь понятий, функции // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2015. - Т. 21. -№ 4. - С. 130-133.
6. Леонтьев Д.А., Аверина А.Ж. Феномен рефлексии в контексте проблемы саморегуляции // Психологические исследования: электрон. науч. журнал. - 2011. - № 2 (16) [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http//psystudy.ru/index.php/2011n2-16/463-leontiev-averina16.html (дата обращения: 16.05.16).
7. Леонтьев Д.А., Осин Е.Н. Рефлексия «хорошая» и «дурная»: от объяснительной модели к дифференциальной диагностике // Психология: Журнал Высшей школы экономики. - 2014. -Т. 11. - № 4. - С. 110-135.
8. Хачатурова М.Р. Совладающий репертуар личности: обзор зарубежных исследований // Психология: Журнал Высшей школы экономики. -2013. - Т. 10. - № 3. - С. 160-169.
9. Холодная М.А., Алексапольский А.А. Интеллектуальные способности и стратегии совлада-ния // Психологический журнал. - 2010. - Т. 31. -№ 4. - С. 59-68.
10. Ширяева О.С. Личность и конструктивное преодоление экстремальных воздействий // Психология в вузе. - 2015. - № 1. - С. 25-39.
11. Amirkhan J.H. Seeking person-related predictors of coping: Exploratory analyses // European Journal of Personality. - 1999. - № 4. - P. 13-30.
12. Endler N.S., Parker D.A. Multidimensional assessment of coping: A critical evaluation // Journal of Personality and Social Psychology. - 1990. -№ 58. - P. 844-854.
13. Lazarus R.S., Folkman S. Manual for Ways of ^ping Questionnaire. Palo Alto, CA: Consulting Psychologists Press, 1988.
132
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿j- 2016, Том 22