Научная статья на тему 'Особенности совладающего поведения матерей, воспитывающих детей первых лет жизни с разным уровнем социального развития'

Особенности совладающего поведения матерей, воспитывающих детей первых лет жизни с разным уровнем социального развития Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
684
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
COPING / COPING BEHAVIOR / COPING STRATEGIES / CONSTRUCTIVE COPING STRATEGIES / MOTHERS BRINGING UP THE EARLY AGED CHILDREN / EARLY AGE / SOCIAL DEVELOPMENT / КОПИНГ / КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЕ / КОПИНГ-СТРАТЕГИИ / СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ / СТРАТЕГИИ СОВЛАДАНИЯ / КОНСТРУКТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ СОВЛАДАНИЯ / МАТЕРИ / ВОСПИТЫВАЮЩИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА / РАННИЙ ВОЗРАСТ / СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Еремина Юлия Анатольевна

Представлены результаты эмпирического исследования копинг-стратегий, реализуемых матерями в процессе совладания с жизненными трудностями, эксквизитными ситуациями и проблемами, связанными с организацией ухода, присмотра и воспитания детей первых лет жизни с опережающим, нормативным уровнем социального развития, с легким отставанием и отставанием в социальном развитии. Оценка копинг-стратегий проводилась по следующим показателям: степени выраженности копинг-стратегий в общей структуре совладающего поведения; абсолютным показателям копингстратегий и уровню напряжения копинга; удельному весу каждой копинг-стратегии в общей структуре совладающего поведения; индексу соотношения пассивных и активных копинг-стратегий; степени конструктивности стратегий совладания; общей сумме позитивных и негативных стратегий и оценок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFICITIES OF COPING BEHAVIOR OF MOTHERS BRINGING UP THE EARLY AGED CHILDREN WITH DIFFERENT SOCIAL DEVELOPMENT LEVELS

Observes the specificities of coping behavior of mothers bringing up the early aged children with different social development levels. Presents the results of empirical researches of the coping strategies implemented by mothers through the process of coping with life difficulties, exquisite situations and problems connected with nursing and upbringing management of early aged children with advanced, normal, a light retarted or a socially retarted level of development. The evaluation was held according to the following criteria: the severity of coping strategies in the general structure of coping behavior, in absolute terms of coping strategies and the level of coping tension, according to the specific weight of each coping strategy in the general structure of coping behavior, according to index ratio of passive and active coping strategies, according to the degree of coping strategies constructiveness, according to the total positive and negative ratings and strategies.

Текст научной работы на тему «Особенности совладающего поведения матерей, воспитывающих детей первых лет жизни с разным уровнем социального развития»

УДК 159.923

Ю. А. Еремина

ОСОБЕННОСТИ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ МАТЕРЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ ПЕРВЫХ ЛЕТ ЖИЗНИ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Представлены результаты эмпирического исследования копинг-стратегий, реализуемых матерями в процессе совладания с жизненными трудностями, эксквизитными ситуациями и проблемами, связанными с организацией ухода, присмотра и воспитания детей первых лет жизни с опережающим, нормативным уровнем социального развития, с легким отставанием и отставанием в социальном развитии. Оценка копинг-стратегий проводилась по следующим показателям: степени выраженности копинг-стратегий в общей структуре совладающего поведения; абсолютным показателям копинг-стратегий и уровню напряжения копинга; удельному весу каждой копинг-стратегии в общей структуре совладающего поведения; индексу соотношения пассивных и активных копинг-стратегий; степени конструктивности стратегий совладания; общей сумме позитивных и негативных стратегий и оценок.

Ключевые слова: копинг; копинг-поведение; копинг-стратегии; совладающее поведение; стратегии совладания; конструктивные стратегии совладания; матери, воспитывающие детей раннего возраста; ранний возраст; социальное развитие.

Организация матерью специального ухода и создание оптимальных условий роста и развития ребенка в первые годы жизни определяются неустойчивым функционированием и незрелостью всех систем организма ребенка, отсутствием каких бы то ни было средств к самостоятельному существованию и удовлетворению своих потребностей. Единственным таким «средством» является (чаще всего) мать ребенка. Ею опосредованы абсолютно все проявления малыша. В этой связи мать воспринимается в современном российском обществе как активный и самостоятельный субъект, имеющий преимущественное право на воспитание своего ребенка перед всеми другими лицами. В представленных выше условиях увеличивается личная ответственность матери за безопасность и благополучие ребенка и за собственную жизнь и деятельность [1]. Физические, умственные, эмоциональные и социальные потребности ребенка раннего возраста определяют особое социальное поведение его матери, позволяющее взаимодействовать и совладать с напряженными, стрессогенными ситуациями, связанными с уходом, присмотром и воспитанием малыша, смысл которого -разрешить или смягчить требования, предъявляемые трудной ситуацией (копинг), а также, возможно, предотвратить, своевременно разгадав ее неразрешимость или опасность (проак-тивный копинг) [1, 2]. Целью настоящего исследования стало изучение особенностей совла-дающего поведения матерей, воспитывающих детей с разным уровнем социального развития. Изучение структуры совладающего поведения матери, воспитывающей ребенка раннего возраста, обусловлено, с одной стороны, значимостью роли матери в формировании личности ребенка, а с другой - важностью материнства как составляющей личности женщины и необходимостью поиска новых подходов к исследованию психологии матери как научных основ психолого-педагогического сопровождения женщины-матери.

Эмпирическая часть исследования осуществлялась на территории Томской области в 2013-2015 гг. Общий объем исследовательской выборки составил 260 матерей, воспитывающих детей раннего возраста.

Исследовательская программа психодиагностики включала валидные и адаптированные к российским социокультурным условиям опросники: «ICS» Дж. Амирхана, «CPSS»

С. Нормана и Д. Эндлера, «Coping-test» Р. Лазаруса, «SACS» С. Хобфолла, «SVF-120» В. Янке и Г. Эрдманна.

На психодиагностическом этапе при помощи методики «Индикатор копинг-стратегий» («ICS») Дж. Амирхана в структуре совладающего поведения испытуемых были определены три базисные копинг-стратегии: «решение проблемы», «поиск социальной поддержки» и «избегание проблем», используемые для разрешения проблемных и эмоционально-стрессовых ситуаций, возникающих у матерей в процессе ухода за ребенком и воспитания ребенка раннего возраста. При анализе балльных, абсолютных и весовых показателей у матерей по отдельным категориям испытуемых можно выявить ряд зависимостей внутри и между базисными копинг-стратегиями. В частности, внутри показателей совладающего поведения по типу «разрешение проблем» наибольший показатель - 27,96 ± 2,89 балла -имеют матери, воспитывающие детей с опережающим уровнем социального развития; при этом у них наиболее высокий абсолютный показатель напряжения применения стратегии (77,09 Т-балла) и максимальный удельный вес (43,50 %). Минимальная выраженность проявлений копинг-поведения «разрешение проблем» выявлена у матерей, воспитывающих детей с отставанием в социальном развитии (18,90 ± 3,43 балла; 35,91 Т-балла; 31,45 %). При сравнении балльных показателей активной копинг-стратегии «поиск социальной поддержки» определено, что выраженность этой стратегии в группе матерей, воспитывающих детей с опережающим уровнем социального развития (20,44 ± 3,65 балла; 42,91 Т-балла) несколько уступает выраженности данной стратегии в группе матерей, воспитывающей детей с легким отставанием в социальном развитии (21,12 ± 5,71 балла; 46,01 Т-балла) и в группе матерей детей с нормативным социальным развитием (21,44 ± 4,49 балла; 47,45 Т-балла). Аналогичное соотношение удельных весов копинг-стратегии «поиск социальной поддержки» (соответственно 31,62 %, 33,48 % и 33,00 %). Обсуждаемая стратегия в структуре совладающего поведения матерей, воспитывающих детей раннего возраста, во всех категориях испытуемых занимает промежуточное значение. Однако у матерей, воспитывающих детей с отставанием в социальном развитии, стратегия «поиск социальной поддержки» (20,05 ± 4,92 балла, 41,14 Т-балла, 33,16 %) опережает активную стратегию «разрешение проблем» (18,90 ± 3,43 балла; 35,91 Т-балла; 31,45 %) и уступает пассивной копинг-стратегии «избегание проблем». Выраженность пассивной копинг-стратегии «избегание проблем» у матерей, воспитывающих детей с опережающим (16,00 ± 2,19 балла; 22,73 Т-балла; 24,88 %) и нормативным уровнем социального развития (16,58 ± 2,45 балла; 25,36; 25,79 %), уступает показателям данной шкалы у матерей, воспитывающих детей с легким отставанием в социальном развитии (18,92 ± 3,92 балла; 35,99 Т-балла; 30,76 %). Максимальное «избегание проблем» наблюдается в совладающем поведении матерей, воспитывающих детей с отставанием в социальном развитии (21,45 ± 4,40 балла; 47,50 Т-балла; 35,40 %). Минимальное «избегание проблем» обнаруживается у матерей, воспитывающих детей с опережающим уровнем социального развития (16,00 ± 2,19 балла; 22,73 Т-балла; 24,88 %).

На основании данных, отражающих удельные веса базисных стратегий в структуре совладающего поведения матерей, были определены индексы соотношения пассивных и активных копинг-стратегий. Для этого находилось отношение показателя удельного веса пассивной копинг-стратегии «избегание проблем» и суммы показателей удельных весов активных копинг-стратегий «разрешение проблем» и «поиск социальной поддержки». В том случае, когда вычисленный таким способом индекс соотношения пассивных и активных копинг-стратегий принимает значение от 0 до 0,50, в общей структуре базисных стратегий совладающего поведения преобладают активные стратегии. Если же индекс

превышает 0,50, то в поведении испытуемых доминируют пассивные копинг-стратегии [3]. Сравнение полученных индексов соотношения пассивных и активных копинг-стратегий по отдельным категориям респондентов отражает доминирование активных копинг-стратегий над пассивными у матерей, воспитывающих детей с опережающим, нормальным и легким отставанием в уровне социального развития детей (соответственно 0,33, 0,35 и 0,46 -значение всех индексов не превышает 0,50). У матерей, воспитывающих детей с отставанием в социальном развитии, выявлено обратное соотношение: пассивные копинг-стратегии доминируют над активными: индекс соотношения пассивных и активных копинг-стратегий превышает 0,50. Полученное значение (0,56) подтверждает, что формула совладающего поведения матерей, воспитывающих детей с отставанием в социальном развитии, выглядит следующим образом: пассивная копинг-стратегия «избегания проблем» занимает доминирующую позицию, активная стратегия «поиск социальной поддержки» - промежуточную, на последней позиции располагается активная стратегия «разрешение проблем», что подтверждается балльными и весовыми показателями, представленными выше, а также установленным значением индекса соотношения пассивных и активных стратегий. Формула совладающего поведения матерей, воспитывающих детей раннего возраста с опережающим, нормативным уровнем социального развития и с легким отставанием, различается только уровнем напряжения использования копинг-стратегий и имеет следующий вид: доминирующая стратегия - «разрешение проблем», промежуточное положение занимает стратегия «поиск социальной поддержки», минимально задействованной является копинг-стратегия «избегание проблем».

При помощи опросника «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях - опросник обобщенных реакций» С. Нормана, Д. Эндлера, Д. Паркера - были идентифицированы три основные копинг-стратегии: «решение задачи», «эмоции», «избегание» и две дополнительные стратегии совладания: «отвлечение» и «социальное отвлечение». Обсуждаемые стратегии не раскрывают всех копинг-возможностей личности, однако соответствуют основным человеческим реакциям на угрозу и надежно измеряют три основных стиля совлада-ния, а именно: проблемно-ориентированный (ПОК), эмоционально-ориентированный (ЭОК) и копинг, ориентированный на избегание (КОИ). Среди показателей, достигнувших высокого уровня выраженности в общей группе испытуемых, наиболее задействованным является копинг, ориентированный на решение, обсуждаемый копинг имеет наиболее высокую усредненную оценку в баллах (58,51 ± 7,45 балла; 66,42 Т-балла) и максимальный удельный вес (45,41 %). При этом максимальное значение балльных показателей ПОК принимает у матерей, воспитывающих детей с опережающим социальным развитием (62,28 ± 6,01балла; 72,31 Т-балла) и нормативным (59,85 ± 6,90 балла; 68,52 Т-балла). Минимальное значение балльных показателей ПОК принимает у матерей, воспитывающих детей с отставанием в социальном развитии (50,05 ± 7,25 балла; 53,21 Т-балла), что не противоречит представленным выше результатам. Эмоционально-ориентированный копинг занимает в структуре совладающего поведения матерей, воспитывающих детей раннего возраста, промежуточное положение и удельный вес (43,39 ± 9,23 балла; 42,80 Т-балла; 28,68 %), достигая среднего уровня выраженности применения стратегии. При этом максимальное значение балльных и весовых показателей ЭОК принимает у матерей, воспитывающих детей с отставанием в социальном развитии (51,75 ± 7,87 балла; 55,86 Т-балла и 37,68 %), а минимальное - 37,04 ± 8,61 балла; 32,88 Т-балла и 22,86 % - у матерей, воспитывающих детей с опережающим социальным развитием, считающих важным и необходимым сдерживать эмоции в процессе преодоления трудных ситуаций. Наименее предпочитаемым из общих шкал опросника, относящихся к пониженному уровню выраженности

в общей группе испытуемых, оказался копинг, ориентированный на избегание (41,11 ± 8,59 балла, 39,24 Т-балла; 25,98 %). При этом максимальное значение КОИ принимает у матерей, воспитывающих детей с отставанием в социальном развитии (41,75 ± 9,35 балла; 40,24 Т-балла и 26,54 %), а минимальные балльные и весовые показатели КОИ у матерей, воспитывающих детей с опережающим социальным развитием (соответственно 38,88 ± 7,84 балла; 35,75 Т-балла и 24,96 %).

Для более углубленного анализа структуры совладающего поведения матерей были идентифицированы две дополнительных стратегии совладания: «отвлечение» и «социальное отвлечение». Максимально выраженные показатели по шкале «отвлечение» выявлены в группе матерей, воспитывающих детей с отставанием в социальном развитии (18,65 ± 5,72 балла; 33,28 Т-балла и 41,82 %), а минимальные - в группе матерей, воспитывающих детей с опережением социального развития (13,80 ± 4,29 балла; 18,13 Т-балла и 21,07 %). По шкале «социальное отвлечение» наблюдается обратное соотношение: у матерей, воспитывающих детей с опережающим уровнем социального развития, представленная стратегия наиболее задействована (16,84 ± 3,66 балла; 59,20 Т-балла и 78,93 %), а у матерей, воспитывающих детей с отставанием, эта же стратегия наименее применима (14,10 ± 4,22 балла; 45,50 Т-балла и 58,18 %).

Изучая способы совладания с трудными ситуациями, связанными с уходом за ребенком и воспитанием ребенка раннего возраста, при помощи методики «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» С. Хобфолла мы оценили общие поведенческие стратегии и модели копинг-поведения, характеризующие совладающее поведение матерей. В группах матерей, воспитывающих детей с легким отставанием и отставанием в социальном развитии, высокая степень выраженности копинг-поведения отмечена по «асоциальной» и «пассивной» стратегиям совладания, а именно: лидирующее места в рейтинге моделей поведения у обсуждаемых категорий респондентов занимают «агрессивные действия» (соответственно 20,92 ± 4,10 балла; 62,16 Т-балла; 11,93 % и 21,10 ± 4,26 балла; 62,92 Т-балла; 12,09 %) и у матерей, воспитывающих детей с отставанием в социальном развитии, - «избегание» (20,15 ± 5,21 балла, 58,96 Т-балла и 11,68 %). В то время как такое же местоположение в структуре совладающего поведения матерей, воспитывающих детей с опережающим и нормативным социальным развитием, занимает активная стратегия «ассертивные действия» (соответственно 20,88 ± 2,83; 62,00 Т-балла; 12,63 % и 19,37 ± 2,91 балла; 55,70 Т-балла; 11,84 %). И, напротив, в группах матерей, воспитывающих детей с легким отставанием и отставанием в социальном развитии, обсуждаемая модель поведения занимает предпоследнее восьмое и последнее девятое место в рейтинге (соответственно 17,86±3,28 балла; 49,40 Т-балла; 10,19 % и 16,80 ± 2,91; 45,00 Т-балла; 9,69 %), тогда как такое же местоположение (предпоследнее в рейтинге) в группах матерей, воспитывающих детей с опережающим и нормативным социальным развитием, занимает пассивная стратегия преодоления «избегание» (соответственно 14,64 ± 3,07 балла; 36,00 Т-балла; 8,84 % и 15,32 ± 3,81 балла; 38,83 Т-балла; 9,29 %). Следует подчеркнуть, что балльные и весовые показатели представленной пассивной стратегии у матерей, воспитывающих детей с легким отставанием и отставанием в социальном развитии (соответственно 19,35 ± 5,36 балла; 55,61 Т-балла; 11,05 % и 20,15 ± 5,21 балла; 58,96 Т-балла; 11,68 %), превышают аналогичные показатели у матерей из первых двух групп испытуемых. Таким образом, «активная» стратегия совла-дания достигает самых высоких показателей у матерей, воспитывающих детей с опережающим социальным развитием, а самые низкие показатели активности выявлены у матерей, воспитывающих детей с отставанием в социальном развитии. Реципрокная «активной», «пассивная» копинг-стратегия максимально выражена у матерей, воспитывающих детей

с отставанием в социальном развитии. Составляющая другой диады комплементарных стратегий - «просоциальная» - имеет самые высокие показатели у матерей, воспитывающих детей с опережающим (24,48 ± 2,48 балла; 77,00 Т-балла; 14,80 %), одновременно «асоциальная» копинг-стратегия наиболее выражена у матерей, воспитывающих детей с отставанием в социальном развитии (21,10 ± 4,26 балла; 62,92 Т-балла; 12,09 %), и матерей, воспитывающих детей с легким отставанием в социальном развитии (20,92 ± 4,10 балла; 62,16 Т-балла; 11,93 %). Показано также, что матери, воспитывающие детей с опережающим и нормативным уровнями социального развития, считают важным и необходимым в трудных ситуациях сдерживать импульсивные реакции (соответственно 16,64 ± 2,67 балла; 44,33 Т-балла; 10,07 % и 16,75± 3,50 балла; 44,80 Т-балла; 10,18 %). Балльные и весовые показатели обсуждаемой модели поведения уступают у представленных выше категорий аналогичным показателям у матерей, воспитывающих детей с легким отставанием и отставанием в социальном развитии (соответственно 18,27 ± 2,56 балла; 51,11 Т-балла; 10,49 % и 18,10 ± 3,45 балла; 50,42 Т-балла; 10,41 %).

На основании данных, отражающих удельные веса моделей поведения в структуре сов-ладающего поведения матерей, нами была определена степень конструктивности моделей поведения. Для этого высчитывался общий индекс конструктивности (ИК), а именно: находилось отношение суммы показателей удельных весов активных просоциальных копинг-стратегий («ассертивные действия», «вступление в социальный контакт», «поиск социальной поддержки») и суммы показателей удельных весов пассивных асоциальных копинг-стратегий («избегание», «асоциальные действия» и «агрессивные действия»). В том случае, когда вычисленный таким способом индекс конструктивности стратегий преодолевающего поведения принимает значение от 0 до 1,0, речь идет о низкой степени конструктивности; значение ИК более 1,5 свидетельствует о высокой степени конструктивности; промежуточные значения в диапазоне от 1,1 до 1,5 указывают на среднюю степень конструктивности моделей поведения. Наиболее высокий ИК установлен в группе матерей, воспитывающих детей с опережающим уровнем социального развития (1,65), вторую позицию в рейтинге занимает значение ИК, полученное в группе матерей, воспитывающих детей с нормативным уровнем социального развития (1,42), на третьей позиции располагается значение ИК матерей, воспитывающих детей с легким отставанием в социальном развитии (1,10), последнее место в рейтинге конструктивности занимает значение ИК, полученное в группе матерей, воспитывающих детей с отставанием в социальном развитии (1,01).

Полученные в выборке матерей показатели позволяют прийти к заключению, согласно которому здоровое, успешное преодоление («активное» и «просоциальное») [3] выявлено в категориях матерей, воспитывающих детей с опережающим и нормативным уровнем социального развития. Совладающее поведение матерей детей с легким отставанием в социальном развитии можно оценить как частично успешное («активное», «асоциальное»). Ко-пинг-поведение матерей детей с отставанием в социальном развитии («пассивное» и «асоциальное») характеризуется доминированием стратегии, соответствующей неуспешному совладанию со стрессогенными ситуациями.

Для взаимопроверки и взаимодополняемости полученных данных в исследовании также применялась стандартизированная тестовая методика «Способы совладающего поведения Р. Лазаруса и С. Фолкман». Анализ данных проводился на основании переведенных в стандартные Т-баллы показателей шкал, поскольку их можно сравнивать между собой внутри одного профиля (в отличие от сырых оценок, так как максимальные баллы по шкалам значительно отличаются): наибольшие показатели Т указывали на преобладание в репертуаре копинг-поведения соответствующей копинг-стратегии. Вычисление и перевод

производился по формуле Т = (К х 100 %) ^ Ешах, где N - количество баллов, набранных испытуемым по данной шкале; Ешах - максимальное количество баллов в данной шкале. Степень предпочтительности для испытуемого стратегии совладания со стрессом определяется на основании следующего условного правила: показатель меньше 40 баллов - редкое использование соответствующей стратегии; 40 баллов < показатель < 60 баллов - умеренное использование соответствующей стратегии; показатель более 60 баллов - выраженное предпочтение соответствующей стратегии. Т=100 баллов - максимально частое использование копинг-стратегии [4].

Активная стратегия «планирование решения проблемы» имеет наиболее высокую усредненную оценку в баллах (12,76 ± 2,76 балла; 70,89 Т-балла) и максимальный удельный вес (16,71 %) в структуре совладающего поведения матерей, воспитывающих детей с опережающим уровнем социального развития. Обсуждаемая стратегия занимает лидирующую позицию и в структуре совладающего поведения матерей, воспитывающих детей с нормальным уровнем социального развития (11,51 ± 2,84 балла; 63,96 Т-балла; 14,48 %), хотя надо сказать, что балльные и весовые показатели при этом уступают аналогичным в представленной выше группе. «Поиск социальной поддержки» в обеих группах в рейтинге копинг-стратегий размещается на второй позиции (соответственно 11,12 ± 3,37 балла; 61,78 Т-балла; 14,54 % и 11,39 ± 3,50 балла; 63,29 Т-балла; 14,25 %), при этом уровень напряжения использования обсуждаемой стратегии несколько выше у матерей, воспитывающих детей с нормальным социальным развитием (61,78 Т-балла и 63,29 Т-балла). На третьем месте в группе матерей, воспитывающих детей с опережающим уровнем социального развития, располагается стратегия «положительная переоценка» (12,56 ± 3,20 балла; 59,81 Т-балла; 13,98 %), на четвертом - «самоконтроль» (11,28 ± 2,88; 53,71 Т-бал-ла;12,52 %), на пятом - «принятие ответственности» (6,40 ± 2,06 балла; 53,33 Т-балла; 12,49 %), реализуемые в поведенческой, когнитивной и эмоциональной сферах. В группе матерей, воспитывающих детей с нормальным уровнем социального развития, третье, четвертое и пятое места занимают также представленные выше стратегии, однако несколько в другом порядке, а именно: «самоконтроль» (12,17 ± 3,05 балла; 57,97 Т-балла; 13,10 %), «принятие ответственности» (6,84 ± 2,13 балла; 57,03 Т-балла; 12,91 %), «положительная переоценка» (12,05 ± 3,40 балла; 57,40 Т-балла; 12,90 %). Такое сочетание копинг-стратегий, по мнению Е. Р. Исаевой, представляет активное проблемно-ориентированное совладающее поведение, направленное на поиск информации и помощи социального окружения, на сохранение контроля над чувствами и действиями, на когнитивную переработку ситуации. Данный вид поведения является достаточно гибким и ориентированным на ситуацию с широким спектром как поведенческих, так и когнитивных и эмоциональных копинг-стратегий [4].

Лидирующие позиции в структуре совладающего поведения матерей, воспитывающих детей с легким отставанием в социальном развитии, занимают копинг-стратегии «принятие ответственности» (7,33 ± 1,90 балла; 61,05 Т-балла; 13,89 %) и «поиск социальной поддержки» (10,92 ± 3,24 балла; 60,66 Т-балла; 13,58 %). Эти стратегии сочетаются со следующими: третье место занимает «самоконтроль» (12,12 ± 2,77 балла; 57,72 Т-балла; 13,12 %), далее «планирование решения проблемы» (9,86 ± 2,42 балла; 54,76 Т-балла; 12,35 %), на пятом месте располагается «дистанцирование» (9,39 ± 2,68 балла; 52,15 Т-балла; 11,78 %) и последние места занимают «положительная переоценка» (10,80 ± 2,84 балла; 51,41 Т-балла; 11,57 %), «бегство-избегание» (13,88 ± 3,41 балла; 57,82 Т-балла; 13,02 %) и «конфронтация» (8,53 ± 3,05 балла; 47,39 Т-балла; 10,68 %). Надо сказать, что, хотя «бегство-избегание» в рейтинге стратегий занимает предпоследнее место у анализируемой категории

испытуемых, ее балльные и весовые показатели являются самыми высокими по обсуждаемой шкале среди всех категорий респондентов.

Принципиально другая формула совладающего поведения матерей, воспитывающих детей с отставанием в социальном развитии, при том, что лидирующие позиции заняли «поиск социальной поддержки» (11,85 ± 2,89 балла; 65,83 Т-балла; 14,90 %) и «принятие ответственности» (7,65 ± 2,43 балла; 63,75 Т-балла; 13,91 %), на третьем же месте располагается стратегия «бегство-избегание» (13,25 ± 2,95 балла; 55,21 Т-балла; 12,35 %), четвертое место занимает «дистанцирование» (9,85 ± 3,53 балла; 54,72 Т-балла; 12,03 %), при этом ее балльные и весовые показатели самые высокие среди всех категорий респондентов. Далее одну позицию делят между собой «планирование решения проблемы» (9,75 ± 2,32 балла; 54,17 Т-балла; 11,92 %) и «самоконтроль» (11,35 ± 2,76 балла; 54,05 Т-балла; 11,90 %), которые «соседствуют» со стратегией «конфронтация», балльные и весовые показатели которой наиболее высокие по данной шкале среди всех категорий испытуемых -9,45 ± 3,53 балла; 52,50 Т-балла и 11,77 %. Последнее место и минимальная выраженность показателей шкалы среди всех категорий матерей занимает «положительная переоценка» -10,80 ± 4,02 балла; 51,43 Т-балла и 11,22 %. Следует сказать, что внутри показателей совла-дающего поведения по типу «планирование разрешения проблемы» ее балльные и весовые показатели самые низкие у матерей, воспитывающих детей с отставанием в социальном развитии. Такое сочетание копинг-стратегий представляет избегающий стиль поведения, т. е. осознанное стремление матери к уклонению от решения проблем [4].

Для полноты изучения способов совладания с эмоциогенными и психотравмирующи-ми ситуациями, связанными с уходом и воспитанием детей раннего возраста при помощи методики «Преодоление трудных жизненных ситуаций» В. Янке и Г. Эрдманна было идентифицировано двадцать копинг-стратегий. Лидирующие позиции в рейтинге предпочтения копинг-стратегий в общей группе испытуемых занимает «контроль над ситуацией» (20,16 ± 4,07 балла; 59,01 Т-балла; 6,45 %). При этом внутри показателей совладающего поведения по типу «контроль над ситуацией» наибольший показатель - 21,68 ± 4,21 балла - имеют матери, воспитывающие детей с опережающим уровнем социального развития, у них наиболее высокий абсолютный показатель напряжения применения стратегии (65,33 Т-балла) и максимальный удельный вес (7,03 %). Минимальная выраженность проявлений копинг-поведения «разрешение проблем» выявлена у матерей, воспитывающих детей с отставанием в социальном развитии (17,35 ± 4,05 балла; 47,29 Т-балла; 5,39 %).

У матерей, воспитывающих детей с опережающим социальным развитием, кроме контроля над ситуацией одной из самых значимых стратегий является «позитивная самомотивация» (22,12 ± 3,44 балла; 67,17 Т-балла; 7,23 %), она же занимает лидирующие позиции в рейтинге матерей, воспитывающих детей с нормативным уровнем социального развития (19,19 ± 4,71 балла; 54,94 Т-балла; 6,11 %). Для матерей, воспитывающих детей с опережающим, нормативным и легким отставанием в социальном развитии, важным при решении трудных ситуаций представляется «самоконтроль / самообладание» (соответственно 20,64 ± 3,69; 61,00; 6,72; 18,70 ± 3,37; 52,91; 5,98 и 17,76 ± 2,77 балла; 48,98 Т-балла; 5,62 %), тогда как у матерей, воспитывающих детей с отставанием, эта стратегия занимает промежуточное положение и располагается на девятой позиции (16,50 ± 4,35 балла; 43,75 Т-балла; 5,13 %). «Поиск социальной поддержки» используется достаточно часто во всех группах испытуемых, однако эта стратегия у разных категорий матерей находится в различных сочетаниях, а именно: у матерей, воспитывающих детей с опережением и нормативным уровнем социального развития, в ряду с обсуждаемой стратегией стоят «снижение значения стрессовой ситуации» (соответственно 17,20 ± 4,25; 46,67; 5,56 и 16,14 ± 3,48 бал-

ла; 42,27 Т-балла; 5,15 %), «самоодобрение» (соответственно 16,68 ± 4,16; 44,50; 5,45 и 14,99 ± 3,20 балла; 37,45 Т-балла; 4,81 %), «самооправдание» (соответственно 15,04 ± 2,29; 37,67; 4,90 и 15,11 ± 2,98 балла; 37,95 Т-балла; 4,83 %), «психомышечная релаксация» (соответственно 15,00 ± 3,45; 37,50; 4,85 и 15,24±3,64 балла; 38,50 Т-балла; 4,87 %). У матерей, воспитывающих детей с легким отставанием обнаруживается совместное использование «поиска социальной поддержки» с «самоутверждением» (16,43±2,78 балла; 43,45 Т-балла; 5,19 %), «агрессией» (15,90 ± 3,59 балла; 41,24 Т-балла; 5,08 %). У матерей, воспитывающих детей с отставанием, перед «поиском социальной поддержки» в рейтинге на втором месте располагается «агрессия» (18,40 ± 6,35 балла; 51,67 Т-балла; 5,86 %), а после обсуждаемой стратегии «самообвинение» (17,30 ± 4,45 балла; 47,08 Т-балла; 5,45 %). Одной из наиболее часто применяемых стратегий в этой группе матерей является стратегия «бегство от стрессовой ситуации» (17,20 ± 3,72 балла; 46,67 Т-балла; 5,38 %). В то время как у матерей, воспитывающих детей с опережающим и нормативным социальным развитием, стратегия «бегство от стрессовой ситуации» наименее популярна (соответственно 11,28 ± 2,58; 22,0; 3,65 и 13,08 ± 3,29 балла; 29,55 Т-балла; 4,18 %). Менее задействованными у обсуждаемых категорий испытуемых являются стратегии «жалость к себе» (соответственно 11,08 ± 3,21; 21,17; 3,58 и 12,36 ± 3,55 балла; 26,61 Т-балла; 3,94 %), «беспомощность» (соответственно 10,92 ± 2,46; 20,50; 3,55 и 12,39 ± 2,35 балла; 26,61 Т-балла; 3,99 %), «агрессия» (соответственно 10,48 ± 2,84; 18,67; 3,40 и 12,74 ± 3,57 балла; 28,09 Т-балла; 4,11 %), «социальная замкнутость» (соответственно 10,24 ± 2,45; 17,67; 3,33 % и 11,57 ± 3,42 балла; 23,19 Т-балла; 3,72 %). У матерей, воспитывающих детей с легким отставанием в социальном развитии, «бегство от стрессовой ситуации» и «агрессия» занимают промежуточное положение, и наименее предпочтительными стратегиями являются «беспомощность» (14,55 ± 3,00 балла; 35,63 Т-балла; 4,60 %), «жалость к себе» (14,24 ± 3,20 балла; 34,35 Т-балла; 4,52 %), «самоодобрение» (12,65 ± 3,05 балла; 43,27 Т-балла; 4,51 %), «социальная замкнутость» (13,57 ± 3,09 балла; 31,55 Т-балла; 4,32 %). У матерей, воспитывающих детей с отставанием в социальном развитии, «бегство от стрессовой ситуации» и «агрессия» занимают лидирующие места, и менее задействованными явились стратегии «самоутверждение» (15,15 ± 3,54 балла; 38,13 Т-балла; 4,72 %), «психомышечная релаксация» (15,00 ± 4,29 балла; 37,50 Т-балла; 4,65 %), «самооправдание» (14,00 ± 2,37 балла; 33,33 Т-балла; 4,42 %), «самоодобрение» (12,65 ± 3,05 балла; 27,71 Т-балла; 4,00 %). Стратегия «прием лекарств» у всех категорий матерей занимает последнее место в рейтинге, мы это объясняем тем, что большинство матерей кормят детей грудью и избегают приема лекарств, чтобы не навредить ребенку, предпочитая другие способы борьбы со стрессом.

Таковы общие тенденции копинг-поведения матерей, воспитывающих детей раннего возраста с разным уровнем социального развития.

Список литературы

1. Еремина Ю. А. Доминирующие копинг-стратегии матери, воспитывающей ребенка раннего возраста // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2015. Вып. 11 (164). С. 77-81.

2. Старченкова Е. С. Концепция проактивного совладающего поведения // Вестн. Санкт-Петербургского ун-та. Сер. 12. Психология, социология, педагогика. 2009. Вып. 2, ч. 1. С. 198-205.

3. Корытова Г. С. Защитно-совладающее поведение в педагогической деятельности: моногр. Улан-Удэ: Изд-во Бурятского гос. ун-та, 2006. 307 с.

4. Исаева Е. Р. Копинг-поведение и психологическая защита личности в условиях здоровья и болезни: моногр. СПб.: Изд-во СПбГМУ, 2009. 136 с.

Еремина Ю. А., аспирант.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061. E-mail: yuaeremina@mail.ru

Материал поступил в редакцию 29.12.2015. Yu. A. Eryemina

THE SPECIFICITIES OF COPING BEHAVIOR OF MOTHERS BRINGING UP THE EARLY AGED CHILDREN WITH

DIFFERENT SOCIAL DEVELOPMENT LEVELS

Observes the specificities of coping behavior of mothers bringing up the early aged children with different social development levels. Presents the results of empirical researches of the coping strategies implemented by mothers through the process of coping with life difficulties, exquisite situations and problems connected with nursing and upbringing management of early aged children with advanced, normal, a light retarted or a socially retarted level of development. The evaluation was held according to the following criteria: the severity of coping strategies in the general structure of coping behavior, in absolute terms of coping strategies and the level of coping tension, according to the specific weight of each coping strategy in the general structure of coping behavior, according to index ratio of passive and active coping strategies, according to the degree of coping strategies constructiveness, according to the total positive and negative ratings and strategies.

Key words: coping, coping behavior, coping strategies, constructive coping strategies, mothers bringing up the early aged children, early age, social development.

References

1. Eryemina Yu. A. Dominiruyushchiye koping-strategii materi, vospityvayushchey rebenka rannego vozrasta [Dominant Coping Strategies of Mother bringing up the early aged child]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta -TSPU Bulletin (TSPU Bulletin), 2015, no. 11 (164), pp. 77-81 (in Russian).

2. Starchenkova E. S. Kontseptsiya proaktivnogo sovladayushchego povedeniya [Proactive coping concept]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Ser. 12. Psikhologiya, sotsiologiya, pedagogika - St. Petersburg University Bulletin. Ser. 12. Psychology, sociology, pedagogy, 2009, vol. 2, part. 1, pp. 198-205 (in Russian).

3. Korytova G. S. Zashchitno-sovladayushcheye povedeniye v pedagogicheskoy deyatelnosti: monographiya [The defensive-coping behavior in pedagogical activities: the monograph]. Ulan-Ude, Buryatskiy gosudarstvennyy universitet Publ., 2006. 307 p. (in Russian).

4. Isayeva E. R. Koping-povedeniye ipsikhologicheskaya zashchita lichnosti v usloviyakh zdorovya ibolezni: monographiya [The coping behavior and psychological protection of the individual in terms of health and disease: the monograph]. St. Petersburg, SPbGMU Publ., 2009. 136 p. (in Russian).

Eryemina Yu. A.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061. E-mail: yuaeremina@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.