Ф^РУ M
молодёжной науки ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
ISSN 2687-086X www.forummn.ru http://fommmn.ru/artide-2.L3 .html
Эмпатия личности и ее роль в возникновении ситуаций затрудненного и незатрудненного общения
Гончарова Е.В.,
en5ja3sh4aa@yandex. ru
Алтайский филиал
РАНХиГС
(г. Барнаул, Россия)
УДК 159.9
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению концепции эмпатии и анализу теоретических и практических работ сферы психологии, лингвистики, педагогики, социологии, посвященных влиянию уровня эмпатии личности на ситуации общения при межличностном взаимодействии. Методы и объекты исследования. Основу статьи составляют современные подходы к трактовке феномена эмпатии как многокомпонентной социально-психологической
характеристики личности, оказывающей влияние на эффективность ее коммуникаций. Результаты. Автором отмечено, что проблема эмпатии личности приобретает особое значение в связи с общими тенденциями психологии современного общества, которое становится все более рациональным и прагматичным. С этой точки зрения развитие эмпатии выступает как своего рода социальный заказ, поскольку ведет к решению ряда проблем в межличностном общении. Также в статье автором отмечается, что понимание и сочувствие представляют собой регуляторы человеческих отношений, которые проявляются в желании оказывать помощь и поддержку другим людям. Выводы. Обосновано, что высокий уровень эмпатических способностей человека приводит к развитию гуманистических ценностей личности и сопровождает ситуации незатрудненного общения, становится одной из главных особенностей эффективной коммуникации.
Ключевые слова: эмпатия, ситуация общения, коммуникации, психология, личность, затрудненное и незатрудненное общение, уровень, способность.
Empathy of the personality and its role in the emergence of situations of difficult and undifficult communication
Goncharova E. V.,
Altai branch of RANEPA (Barnaul, Russia)
UDC 159.9
Annotation. The article is devoted to the consideration of the concept of empathy and the analysis of theoretical and practical works in the field of psychology, linguistics, pedagogy, sociology, devoted to the influence of the level of empathy of a person on communication situations in interpersonal interaction. Research methods and objects. The article is based on modern approaches to the interpretation of the phenomenon of empathy as a multicomponent socio-psychological characteristic of a person, influencing the effectiveness of her communications. Results. The author notes that the problem of personality empathy is of particular
Ф^РУ м
молодёжной науки
Youth Science Forum Journal
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
ISSN 2687-086X
18 www.forummn.ru
http://forummn.ru/article-2.L3 .html
importance in connection with the general trends in the psychology of modern society, which is becoming more rational and pragmatic. From this point of view, the development of empathy acts as a kind of social order, since it leads to the solution of a number of problems in interpersonal communication. Also in the article, the author notes that understanding and sympathy are regulators of human relations, which are manifested in the desire to provide help and support to other people. Conclusions. It has been substantiated that a high level of human empathic abilities leads to the development of humanistic values of the individual and accompanies situations of uncomplicated communication, becoming one of the main features of effective communication.
Keywords: empathy, communication situation, communication, psychology, personality, difficult and uncomplicated communication, level, ability.
Введение
Успешная коммуникативная деятельность любого субъекта общения не ограничивается только языковыми компетенциями, а предполагает мобилизацию всех способностей личности, подчиняя их требованиям современного социума. Игнорирование или некомпетентный учет психологической составляющей в ситуациях общения могут снижать эффективность коммуникации и приводить к ее затруднению.
Цель работы: исследование эмпатии личности как феномена психологии и определение ее роли в возникновении ситуаций затрудненного и незатрудненного общения.
Методами в данном исследовании послужили: литературный обзор, метод систематизации, обобщения и аналогии, аксиоматический метод, критический анализ. Эмпатию исследуют многие ученые, при этом характеризует ее по-разному:
- как один из факторов морального воспитания и формирования гуманности (Юсупов И.М., Гиппенрейтер Ю.Б., Карягина Т.Д., Козлова Е.Н., Никишов С.Н., Осипова И.С. и др.);
- как средство коммуникации, которое обеспечивает субьект- субъектные отношения (Лабунская В.А., Менджерицкая Ю.А., Бреус Е.Д., Улюкин И.М., Емельянов В.Н., Болехан В.Н., Орлова Е.С. , Кузнецова Л.Э., Морозова Е.Д., Санникова А.Ю., Лаврова В.П. и др.);
- как инструмент самопознания и познания другого (Бохарт А.К., Мясищев В.Н., Легкая У.А., Дубовицкая Т.Д., Тулитбаева Г.Ф., Шашков А.В. и др.).
Также можно выделить несколько подходов к пониманию и объяснению природы эмпатии, при которых эмпатия интерпретировалась как психофизиологическое свойство животных и человека (Т. Рибо, В. Штерн), в некоторых наработках изучается инстинктивное происхождение эмпатии (У. Мак-Дауголл, А. Валлон), определяется социально-психологическое происхождение эмпатии (Т.П.Гаврилова, И.С.Юсупов).
Основная часть
Психологической наукой сделано основательный анализ большого количества средств воздействия и взаимодействия личности в процессах общения. Анализируя содержание психологического знания, ученые выделили три различные стратегии психологического воздействия: императивную, манипулятивную и развивающую. К воздействию по последней стратегии относится коммуникативное влияние путем эмпатии.
Ф Э Р У М ISSN 2687-086Х
молодёжной науки 19 www.forummn.ru
Youth 11 Forun ,rnal http://forummn.ru/article-2.1.3.html
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
Понятие эмпатии было введено в середине ХХ в. Е Титченером для обозначения чувства, близкого по смыслу с симпатией. В прямом переводе с греческого эмпатия означает сопереживание, постижение эмоционального состояния, проникновение в суть. В современной психологии понятие эмпатии используется для передачи такого духовного единства личностей, когда один человек настолько проникается чувствами второго, что временно отождествляет себя с ним, якобы растворяясь в нем. В отличие же от идентификации (с которой иногда сравнивают эмпатию), еще К. Юнг отмечал, что эмпатирующий переживает мир эмпатированного как свой собственный, не теряя качества «как». Он чувствует неуверенность другого человека, или его страх, раздражение, как будто это его собственные переживания, но без собственной неуверенности, страха или раздражения [19].
Эмпатия, с позиций Бодалева А.А., возникает и развивается в общении, а также определяется эмоциональным опытом человека. В течение человеческой жизни эмпатия проходит путь развития от низших инстинктивных форм к высшим социальным чувствам [ 1].
Новейшие достижения науки - физиологии, неврологии, медицины, биологии, социологии, психиатрии, - убедительно свидетельствуют, что биологические предпосылки, как общие по происхождению, хотя и не обязательно тождественные у человека с животным, являются необходимым условием развития эмоций и их эмпатичных проявлений. К таким предпосылкам Карягина Т.Д. относит полноценное функционирование лимбической системы и особенности нейродинамических процессов, влияющих на эмоциональный компонент эмпатии [9].
Источником развития эмпатии исследователи считают эмоциональное заражение, механизмы идентификации и проекции, подражание, децентрацию, рефлексию и др. [18].
В целом, анализ основных подходов к изучению эмпатии, свидетельствует о том, что эмпатия
- социальное явление, в котором диалектически проявляется биологическое и социальное. Ведущую роль в осуществлении эмпатии играет подсознание. В результате она может происходить даже тогда, когда человек и не подозревает об этом.
Р. Мэй пишет, что чаще негативное отношение к другому возникает вследствие бессознательного эмпатического восприятия аналогичного отношения со стороны другого [13]. Эмпатия представляет собой отражение мира на эмоциональном уровне. Если имеют место эмоции, то это означает, что задействованы жизненные потребности. Поэтому субъект влияния путем эмпатии, в отличие от субъекта императивного или манипулятивного воздействия, всегда реализует в нем свои жизненные потребности.
Бохарт А.К. в своих наработках отражает мнение о том, что эмпатия воспринимается теми, кто ее испытывает, как жизненно важное событие, к которому они стремятся снова и снова. Сочувствие позволяет людям снимать напряжение и способствует решению важных проблем [3].
Считается, что классическое определение предпосылок развивающего взаимодействия впервые представил К. Роджерс. Он впервые указал на эмпатическое понимание как истинное условие развития в общении [21]. Эта идея позже нашла многочисленные подтверждения. Например, Ф.Е. Василюком установлено, что взаимное сочувствие может определять эффективность совместной работы. При этом высокий уровень эмпатии в отношениях соответствует высокому уровню эффективности совместной деятельности. Кроме того, автором отмечается, что навыки внимательного поведения и влияния всегда были недостаточны сами по себе для того, чтобы обеспечить качество отношений в ситуациях общения, так как самое главное
- это качество эмпатии [4].
Существенную роль уровень развития эмпатии у субъектов общения играет не только в осознанном овладении ими коммуникативными знаниями и умениями, но и в учете социальных требований общества к личности, которая должна уметь соотносить данные требования с реальными условиями коммуникативной деятельности [15]. Поэтому каждого человека как представителя социума следует рассматривать с позиций его включения в общественные и
Ф Э Р У М ISSN 2687-086Х
молодёжной науки 20 www.forummn.ru
Youth 11 Forun ,rnal http://forummn.ru/article-2.1.3.html
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
профессиональные отношения, как субъекта деятельности, причем не только исполнительной, но и творческой, как личность, которая имеет индивидуальный стиль поведения, собственный внутренний мир, эмоциональное отношение к формам, методам и средствам осуществления коммуникаций, руководствуясь собственными ценностями и нормами, которые, вместе с тем, не противоречат общепризнанным нормам и ценностям того общества, в котором он находится.
В лингвистических науках термин "эмпатия" употребляется с существенными различиями относительно значения и сферы его функционирования. Он применяется для описания способов «передачи информации собеседником». По мнению И.П. Сусова, в языкознании под эмпатией следует дефиницировать идентификацию собеседника с непосредственным участником или объектом обсуждаемого события, изложение чего-то с определенной точки зрения. Содержательная сторона понятия заключается в способности человека представить себя таковым, который смотрит на мир глазами другого человека или с его позиции, и эта способность, вероятно, влияет на принятие ситуации общения как незатруднительной [17].
Однако эмпатию в качестве лингвистического термина не следует понимать как сострадание или как слияние точек зрения собеседника с одним из объектов общения. Эмпатия в лингвистике, по нашему мнению, имеет социальную значимость в межличностном общении, без нее невозможен анализ естественного языка. Согласно наблюдениям отечественных специалистов, она также играет функциональную роль в формировании связной речи [16].
В лингвистическом анализе затруднительных и незатруднительных ситуаций общения различаются следующие виды эмпатии:
- эмоциональная эмпатия, основанная на механизмах проекции и подражания моторным и аффективным реакциям другого человека;
- когнитивная эмпатия, основанная на интеллектуальных процессах (сравнение, аналогия и т.
д.);
- предикативная эмпатия, которая рассматривается как способность человека предвидеть аффективные реакции другого в конкретных ситуациях общения [11].
Сейчас устоявшимся считается определение эмпатии, которое описывает способность личности благодаря пониманию чувств другого человека эмоционально отзываться на его переживания [10]. Следовательно, эмпатия - это способность тонко чувствовать, сопереживать, сочувствовать не только людям, но и всему живому. Эта способность основывается на умении правильно представить себе, что происходит в психической сфере другого человека, понять его переживания, а также на оценке внешнего мира и внутренних ощущений.
Эмпатичность личности с точки зрения эффективности ее проявления в общении имеет некоторые особенности. В связи с этим исследователи выделяют определенные формы и виды эмпатии. Значительная часть ученых в частности Гиппенрейтер Ю.Б., Карягина Т.Д., Козлова Е.Н., склоняется к мысли, что по формам эмпатию можно разделить на простую, сложную и высшую. Простая форма - это «заражение». Эта форма предполагает непосредственное и непроизвольное повторение эмоции другого человека. Подобное «заражение» эмоцией наблюдается в толпе, концертном зале и т.п. Заражение - это бессознательная, невольная подверженность индивида к определенным психическим состояниям. В этом контексте заражение выступает как форма естественного, запрограммированного приспособительного внутреннего механизма поведения человека, который проявляется спонтанно. Механизм социально - психологического заражения сводится к эффекту многократного взаимного усиления эмоционального воздействия людей, которые общаются между собой [6].
Особенность этой формы эмпатии заключается в неоднозначности проявления: заражение может быть как положительным, так и отрицательным. Общаясь с другим лицом, совершенно бессознательно человек может перенимать хороший или плохой настрой партнеров по общению, если ее эмпатическая способность позволяет глубоко проникнуть в их внутренний мир и ощутить
Ф Э Р У М ISSN 2687-086Х
молодёжной науки 21 www.forummn.ru
Youth 11 Forun ,rnal http://forummn.ru/article-2.1.3.html
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
проблемы собеседника. Наиболее яркой иллюстрацией простой формы эмпатии является паника, когда эмпатия выступает как идентификация. В условиях паники личность требует огромных усилий, чтобы не потерять свое собственное «Я».
Переживания, связанные с ситуацией, в которой находится другой человек, относятся к сложной форме эмпатии. В реальной жизни или при просмотре кинофильма, спектакля человек, наблюдает за событиями, невольно проникается чувствами непосредственных участников событий. Такая эмпатия способствует развитию гуманного отношения к окружающим и приобретению жизненного опыта.
К высшей форме эмпатии относят такие проявления человеческих чувств, как сострадание, сопереживание. Сочувствием, или сопереживанием, называется способность человека откликаться на чувства другого, радоваться и огорчаться вместе с ним и за него. Сочувствуя и сопереживая, человек может испытывать те же чувства, которые испытывает другой человек, может принять ту же боль, которая мучает других. Эмоционально откликаясь на чужие переживания, личность может переживать и такие чувства, как жалость, сострадание, радость другого [7].
Выраженность сочувствия, сопереживание во многом зависит от объекта приложения усилий. Рядом отечественных специалистов установлено, что чаще всего объектом сочувствия и сопереживания становятся близкие люди, родственники, знакомые, земляки. К людям своего пола и возраста сочувствие возникает значительно быстрее и легче, чем к людям противоположного пола или к тем, кто намного старше или моложе [8].
Высшая форма эмпатии - действенная, она характеризует нравственную сущность человека, позволяет не только сочувствовать и сопереживать, а и искать пути и способы выхода из сложившейся ситуации вместе с собеседником. Ученые установили интересный факт: негативные эмоциональные переживания другого человека (горе, печаль) легче вызывают эмпатию, чем положительные (например, радость или удовольствие) [12].
Как для организмов социальных, для людей характерно, что формы эмпатии зависят от типа и характера межличностных взаимоотношений. Межличностные отношения, с точки зрения В.Н. Мясищева - это взаимосвязи между людьми, которые субъективно переживаются, а также объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, осуществляемых людьми друг относительно друга в процессе совместной деятельности и общения [14]. Эти отношения могут быть представлены как система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и других диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга.
Форма эмпатии, которая проявляется в общении, напрямую зависит от характера межличностных взаимоотношений. Например, в отношении знакомых и приятелей человек обнаруживает обычно простую или сложную форму эмпатии. В отношении родственников, друзей, как правило, имеет место высшая форма эмпатии. Дружеские отношения возникают на основании знакомства. В приятельские отношения включаются оценки и эмоциональные переживания. Здесь проявляется сходство мнений по тем или иным вопросам личной или общественной жизни. Эти отношения более избирательны. Они зависят от общительности человека, от его потребности в контактах с другими людьми. Товарищеские отношения строятся на общности взглядов, деятельности, образа жизни. Эти отношения более выборочны и предполагают взаимопомощь и взаимовыручку. Иногда их субъективно оценивают как наличие дружбы между субъектами ситуаций общения.
Различные виды эмоциональной эмпатии в трудах авторов в частности, Т.П. Гавриловой, иногда интерпретируются как равные эмпатии:
1. Эмоциональная реакция в ответ по типу заражения, примитивная эмоциональная идентификация.
Ф Э Р У М ISSN 2687-086Х
молодёжной науки 22 www.forummn.ru
Youth 11 Forun ,rnal http://forummn.ru/article-2.1.3.html
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
2. Сопереживание и сочувствие как более сложные формы соучастия в эмоциях другого, способность разделять их.
На основании этого эмпатию автор рассматривает в следующих аспектах:
- как сложное функциональное образование, в котором познавательные и эмоциональные процессы находятся в взаимообусловленном единстве, опосредующем действие и развитие актуальных потребностей, которые, в свою очередь, получают развитие под их влиянием;
- как процесс развития эмоций и их когнитивизации: при этом процесс формирования нравственных мотивов направлен в пользу другого человека;
- способность отзываться на переживания другого человека, которая тесно связана со структурой личности индивида, его ценностями [5].
Таким образом, для более эффективного незатруднительного общения нужна эмпатия, включающая проявление всех трех компонентов в их тесной взаимосвязи. Однако без глубокого знания структурных особенностей самой эмпатии невозможно определить успешность проявления ее основных составляющих и их взаимосвязь.
Анализу структуры эмпатии посвящено значительное количество исследований. Среди них самым основательным можно признать труд В.В. Бойко, в которой автор выделяет несколько каналов эмпатии: рациональный, эмоциональный и интуитивный [2]. Рациональный канал эмпатии предполагает направленность внимания, восприятия и мышления субъекта на сущность другого человека: на его состояние, проблемы, поведение. Это спонтанный интерес к эмоциональному и интуитивному отражению партнера по общению. В рациональном канале не следует искать логику или мотивацию на интерес к партнеру. Эмоциональный канал обеспечивает способность субъекта эмпатии эмоционально резонировать с окружающими - сопереживать, быть соучастником. Эмоциональная чувствительность в этом случае становится средством вхождения в энергетическое поле партнера. Понять его внутренний мир, прогнозировать поведение и эффективно воздействовать на другого человека можно только в том случае, когда произошла энергетическая подстройка к тому, кому адресована эмпатия. Интуитивный канал дает возможность видеть партнера по общению, опираясь на опыт, хранящийся в подсознании.
Таким образом, успешность коммуникации и избегание ситуаций затруднительного общения требует активной деятельности этих каналов, чтобы способствовать созданию атмосферы доверия, открытости, душевности.
Трудно переоценить важность характера проявления эмпатии для конкретной личности. Многие ученые считают, что личность может иметь несколько уровней эмпатичной способности. Так, И.М. Юсупов классифицировал уровни эмпатичной способности личности, разработав тест по определению эмпатии. По его мнению, существуют пять уровней эмпатичной способности: очень высокий, высокий, нормальный, низкий и очень низкий, характеризующие степень ее проявления [20].
Например, первый уровень (очень высокий) характеризует личность как болезненно воспринимающую чужие проблемы. В общении, подобно барометру, она (личность) тонко реагирует на настроение собеседника, еще не успевшего сказать ни слова. Часто окружение использует такую личность с очень высокой эмпатичностью в качестве громоотвода, обрушивая на нее свое эмоциональное состояние. Такой человек плохо себя чувствует в присутствии «тяжелых» эмоционально людей.
Второй уровень (высокий) присущ личности, которая проявляет чувствительность к нуждам и проблемам окружающих. Такой человек обычно великодушен, склонен многое прощать другим. С неподдельным интересом относится к людям. В оценке событий эти люди больше доверяют своим чувствам и интуиции, чем аналитическим выводам
Ф Э Р У М ISSN 2687-086Х
молодёжной науки 23 www.forummn.ru
Youth 11 Forun ,rnal http://forummn.ru/article-2.1.3.html
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
Третий уровень (нормальный) присущ большинству людей. Окружение не может назвать такого человека «толстокожим», но в то же время он не относится к особо чувствительным лицам. Ему не чужды эмоциональные проявления, но, в большинстве своем, они находятся под самоконтролем. В общении такая личность внимательна, пытается понять больше, чем сказано словами, но при чрезмерном воздействии чувств собеседника теряет терпение. Предпочитает деликатно не высказывать свою точку зрения, не имея уверенности, что она будет принята.
Четвертый уровень (низкий) характерен для человека, испытывающего трудности в установлении контактов с людьми, он неуютно чувствует себя в большой компании. Эмоциональные проявления в поступках окружающих подчас кажутся непонятными и лишенными смысла.
Пятый уровень (очень низкий) характеризует личность с неразвитой эмпатией. Чрезвычайную сложность представляет для данной группы лиц потребность первым начать разговор, обычно такие люди держатся уединенно среди сотрудников. Особенно трудно им налаживать контакт с детьми и лицами, которые намного старшие по возрасту. Во многом лица с очень низким уровнем эмпатичной способности не находят взаимопонимания с окружающими, так как возникают ситуации затрудненного общения.
Заключение
Эмпатия играет основательную роль в восприятии и течении ситуации общения, так как являет собой, прежде всего:
1) способность или свойство личности (в этом случае эмпатия выступает как характеристика человека);
2) психический процесс, который позволяет человеку понять и принять переживания другого человека (то есть эмпатия рассматривается как механизм познания);
3) деятельность человека, которая дает возможность особым образом строить общение с другим человеком (эмпатия выступает как особый вид внимания к другому человеку).
Уровень эмпатической способности человека можно сравнить с его способностью представить себе восприятие ситуации другими людьми. Эмпатичный человек проникновенно улавливает нюансы состояния, в котором находится собеседник в конкретный момент ситуации общения, он способен оказать актуальную действенную помощь.
Теоретическое исследование и наблюдение за поведением субъектов эмпатии дают основания считать, что уровни проявления эмпатичной способности могут существенно меняться в зависимости от различных жизненных ситуаций. Оптимального уровня проявления эмпатия может достигать в результате принятия нужных психолого-педагогических мероприятий, способствующих позитивным сдвигам в развитии эмпатичной способности личности.
Библиографический список
1. Бодалев А.А. Личность и общение. М.: Международная педагогическая академия, 1995. 328 с.
2. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М.: Филинъ, 1996. 472
с.
3. Бохарт А.К. Эмпатия в клиент-ориентированной психотерапии: сопоставление с психоанализом и Я-психологией // Иностранная психология. Т.1. 1993. № 2. С. 57-64.
4. Василюк Ф.Е. Семиотика и техника эмпатии // Вопросы психологии. 2007. № 2. С. 3-14.
5. Гаврилова Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии. (Исторический обзор и современные проблемы) // Вопросы психологи. 1975. № 2. С. 17-19.
6. Гиппенрейтер Ю.Б., Карягина Т.Д., Козлова Е.Н. Феномен конгруэнтной эмпатии // Вопросы психологии. 1993. № 4. С. 61-68.
Ф^РУ м
молодёжной науки ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
ISSN 2687-086X www.forummn.ru http://forummn.ru/article-2.L3 .html
7. Головина А.А. Психологическая технология развития эффективного эмпатического общения. Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2004. 28 с.
8. Дубовицкая Т.Д., Тулитбаева Г.Ф., Шашков А.В. Психодиагностическая методика оценки социально-перцептивной установки личности: психометрические характеристики и особенности использования // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2017. Т. 14. № 2. С. 213-225.
9. Карягина Т.Д. Проблема формирования эмпатии // Консультативная психология и психотерапия. 2010. Т. 18, № 1. С. 38-54.
10. Кузнецова Л.Э., Морозова Е.Д. Роль эмпатии личности в формировании склонности к затрудненному общению // Молодой ученый. 2017. № 8 (142). С. 286-289.
11. Лабунская В.А. Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция / В. А. Лабунская, Ю. А. Менджерицкая, Е. Д. Бреус. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 288 с.
12. Легкая У.А. К вопросу определения феномена эмпатии // В сборнике: Современный взгляд на науку и образование. Сборник научных статей. Москва, 2020. С. 125-128.
13. Мэй Р. Экзистенциальная психология. Экзистенция / Р. Мэй, Г. Элленбергер, Э. Энджел. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. 624 с.
14. Мясищев В.Н. Психология отношений / Под ред. А. А. Бодалева. М.: Наука, 1995. С. 1217.
15. Никишов С.Н., Осипова И.С. Психологические особенности эмпатии у студентов // Казанский педагогический журнал. 2015. № 6-2 (113). С. 410-413.
16. Санникова А.Ю., Лаврова В.П. Эмпатия - эффективный инструмент общения // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2017. № Т6. С. 246-248.
17. Сусов И.П. Прагматическая структура высказывания // Языковое общение и его единицы. Калинин: Изд-во КГУ, 1986. С. 4-18.
18. Улюкин И.М., Емельянов В.Н., Болехан В.Н., Орлова Е.С. Эмпатия как составляющая диалогового общения в процессе передачи новой информации // Известия Российской Военно-медицинской академии. 2017. Т. 36. № 2. С. 23-30.
19. Юнг К.Г. Психологические типы. Минск: Харвест, 2017. 528 с.
20. Юсупов И.М. Психология взаимопонимания. Казань: Таткнигоиздат, 1991. 191 с.
21. Rogers С.R. Empatic: an unappreciated way of being // The Counseling Psychologist. 1975. V. 5, N 2. P. 2-10.