Научная статья на тему 'Раннее обучение детей иностранному языку: теория и практика'

Раннее обучение детей иностранному языку: теория и практика Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7322
733
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ / РАННЕЕ ОБУЧЕНИЕ / ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ / УМСТВЕННОЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЕ РАЗВИТИЕ / РАННЕЕ ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ / PHYSIOLOGICAL / PSYCHOLOGICAL READINESS OF CHILDREN / EARLY LEARNING / MENTAL / EMOTIONAL-VOLITIONAL DEVELOPMENT / EARLY FOREIGN LANGUAGE LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матвиенко Людмила Михайловна

Проблема психологической готовности детей к обучению всегда была актуальной, так как от способов ее решения зависит успешность будущего развития и обучения детей, что является залогом не только их конкурентной способности на рынке труда, но и их успешности в дальнейшей жизни в целом. В настоящий момент наблюдается тенденция более раннего начала обучения, так как многие родители стремятся начать данный процесс с 3–4 лет. Этот вопрос считается дискуссионным, так как условия формирования психологической готовности детей к раннему обучению хотя и сформулированы в целом, но в каждом отдельном случае являются уникальными и требуют индивидуального подхода, особенно в процессе раннего изучения иностранного языка. Таким образом, цель настоящей статьи – выявить основные компоненты психологической готовности ребенка к раннему обучению в целом и к раннему изучению иностранного языка в частности. В работе были использованы результаты исследований российских и зарубежных ученых, касающихся основных компонентов психологической готовности детей к обучению, обобщен опыт работы педагогов и психологов с использованием таких социально-психологических методов, как наблюдение, опрос и анкетирование. В статье выделяются основные компоненты психологической готовности детей к обучению: личностный, интеллектуальный, эмоционально-волевой и физиологический. Указанные компоненты представляют собой необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для начала обучения по программе любой сложности, в том числе для изучения иностранного языка, с учетом особенностей данного процесса. Делается вывод о том, что целесообразность раннего начала изучения иностранного языка зависит не от возраста ребенка, а от его индивидуальных особенностей и степени готовности к обучению. В статье предлагаются практические советы для определения готовности ребенка к раннему обучению иностранному языку. Практическая значимость полученных результатов состоит в том, что они могут быть использованы как в профессиональной педагогической деятельности, так и родителями при решении данного вопроса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Раннее обучение детей иностранному языку: теория и практика»



ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Раздел 13.00.00 Педагогические науки

ART 181030 2018, № 6 (июнь) УДК 37.013

Раннее обучение детей иностранному языку:

теория и практика

Матвиенко Людмила Михайловна1

Волгоградский государственный социально-педагогический университет, Волгоград, Россия

[email protected]

Аннотация. Проблема психологической готовности детей к обучению всегда была актуальной, так как от способов ее решения зависит успешность будущего развития и обучения детей, что является залогом не только их конкурентной способности на рынке труда, но и их успешности в дальнейшей жизни в целом. В настоящий момент наблюдается тенденция более раннего начала обучения, так как многие родители стремятся начать данный процесс с 3-4 лет. Этот вопрос считается дискуссионным, так как условия формирования психологической готовности детей к раннему обучению хотя и сформулированы в целом, но в каждом отдельном случае являются уникальными и требуют индивидуального подхода, особенно в процессе раннего изучения иностранного языка. Таким образом, цель настоящей статьи - выявить основные компоненты психологической готовности ребенка к раннему обучению в целом и к раннему изучению иностранного языка в частности. В работе были использованы результаты исследований российских и зарубежных ученых, касающихся основных компонентов психологической готовности детей к обучению, обобщен опыт работы педагогов и психологов с использованием таких социально-психологических методов, как наблюдение, опрос и анкетирование. В статье выделяются основные компоненты психологической готовности детей к обучению: личностный, интеллектуальный, эмоционально-волевой и физиологический. Указанные компоненты представляют собой необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для начала обучения по программе любой сложности, в том числе для изучения иностранного языка, с учетом особенностей данного процесса. Делается вывод о том, что целесообразность раннего начала изучения иностранного языка зависит не от возраста ребенка, а от его индивидуальных особенностей и степени готовности к обучению. В статье предлагаются практические советы для определения готовности ребенка к раннему обучению иностранному языку. Практическая значимость полученных результатов состоит в том, что они могут быть использованы как в профессиональной педагогической деятельности, так и родителями при решении данного вопроса.

Ключевые слова: психологическая готовность детей, раннее обучение, физиологическое, умственное, эмоционально-волевое развитие, раннее обучение иностранному языку.

Поступила в редакцию Received 14.04.2018 Получена положительная рецензия Received a positive review 18.05.2018

Принята к публикации Accepted for publication 18.05.2018 Опубликована Published 29.06.2018

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)

1 Матвиенко Людмила Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка и методики его преподавания ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», г. Волгоград, Россия

Введение

Установлено, что успешность ребенка в обучении напрямую зависит от уровня его физиологического, умственного, эмоционального и волевого развития. Ему необходимо научиться правильно мыслить, обобщать и различать явления окружающего мира, а также контролировать и планировать свои действия и решения. Благодаря этому создается уникальный фундамент для построения будущей успешной учебной деятельности и безболезненной адаптации к школьному обучению.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что указанные компоненты готовности к раннему обучению представляют собой необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для начала обучения по программе любой сложности, но адекватной возрасту ребенка. Однако следует заметить, что в раннем обучении такому предмету, как «Иностранный язык», есть свои особенности. В своих работах известный методист С. Крашен утверждал, что существует два подхода к изучению иностранного языка (далее - ИЯ):

1) овладение - подсознательный и интуитивный процесс выстраивания системы языка, подобный процессу приобретения речи детьми;

2) процесс его сознательного изучения, когда учащиеся следят за формой, постигают правила и осознают все, что с ними происходит [1].

Понятно, что первый способ более широко применяется для детей в раннем возрасте, чем второй, тем более что на начальном этапе формируется подсознательное понимание на слух с элементами говорения и овладения основным языковым материалом. Еще Гарольд Пальмер, английский педагог, основатель устного метода в преподавании ИЯ, отмечал необходимость на начальном этапе только слушать речь и стараться с опорой на наглядность понять сказанное. В процессе дальнейшего изучения ИЯ обучающиеся должны частично понимать и реагировать на то, что они услышали. На следующем этапе они должны демонстрировать умение полусвободного воспроизведения с последующим свободным воспроизведением на ограниченном материале [2]. Таким образом, начальный этап обучения ИЯ имеет свои особенности, особенно если речь идет о раннем обучении - с 4-5 лет.

Обзор отечественной и зарубежной литературы

Чтобы исследовать проблему психологической готовности детей к раннему обучению, обратимся к опыту многих отечественных педагогов и психологов, которые занимались вопросом подготовки детей к раннему обучению: Л. И. Божович, Л. А. Венгера, Г. М. Гуткиной, И. В. Дубровиной, Е. Е. Кравцовой, А. А. Люблинской, В. С. Мухиной, Н. Н. Поддьякова, К. Н. Поливановой, Е. О. Смирновой и других.

Ряд ученых рассматривают условия, при которых у детей дошкольного возраста должны сформироваться определенные умения и навыки, необходимые для обучения в школе. Такие исследования относятся к первому подходу, тогда как второй подход предполагает изучение новообразований и изменений в психике ребенка с учетом требований, которые школа предъявляет ребенку [3].

К третьему подходу относятся исследования, которые описывают условия, направленные на формирование умений ребенка сознательно подчинять свои действия словесным указаниям взрослого.

Принимая за основу исследования Л. И. Божович, которая определила два аспекта готовности ребенка к обучению - личностный и интеллектуальный, выделим

параметры психического развития ребенка, наиболее существенно влияющие на успешность раннего обучения в целом:

- определенный уровень мотивационного развития ребенка, включающий познавательные и социальные мотивы учения;

- достаточное развитие произвольного поведения;

- определенный уровень развития интеллектуальной сферы [4].

Следовательно, основным критерием психологической готовности детей к раннему обучению следует считать новообразование внутренней позиции ребенка, которое представляет собой его новое отношение к окружающему миру.

Д. Б. Эльконин, изучая данную проблему, выделял следующие предпосылки овладения учебной деятельностью:

- умение ребенка сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способу действия;

- умение ребенка ориентироваться на систему правил в работе;

- умение слушать и выполнять инструкции взрослого;

- умение работать по образцу [5].

Е. Е. Кравцова благодаря генетическому подходу к проблеме раннего обучения проанализировала готовность ребенка к данному процессу и сформулировала следующую гипотезу: ядерным элементом готовности является феномен утраты непосредственности, описанный Л. С. Выготским как главный поведенческий симптом исчерпанности игрового этапа развития ребенка [6].

Н. В. Нижегородцева и В. Д. Шадриков описали психологическую готовность детей к раннему обучению как систему, состоящую из учебно важных качеств, среди которых - мотивы учения; зрительный анализ (образное мышление); способность принимать учебную задачу; вводные навыки; графический навык; произвольность регуляции деятельности; обучаемость [7].

Таким образом, анализируя обозначенные качества, можно сделать вывод о необходимости их сформированности, что является основой готовности ребенка к образовательному процессу в целом. Данный процесс считается первичным, так как нельзя начинать учебный процесс, если нет определенного уровня психического развития [8]. Однако в исследованиях Л. И. Божович, Д. Б. Эльконина и других представителей школы Л. С. Выготского утверждается, что обучение стимулирует развитие, то есть подтверждается идея Л. С. Выготского, что обучение идет впереди развития и является его стимулом, при этом между обучением и развитием нет однозначного соответствия [9].

Многие зарубежные психологи, как и наши отечественные, уделяют огромное внимание проблеме готовности детей к раннему обучению. Многие исследования, например, таких ученых, как Штребель, Йирасек, Керн, посвящены установлению взаимосвязей между различными психическими, физическими показателями, их влиянию и взаимосвязи с успеваемостью.

По мнению этих ученых, ребенок, который начинает обучение, должен быть зрелым в умственном, эмоциональном и социальном отношении. Умственная зрелость рассматривается ими как способность ребенка к дифференцированному восприятию, произвольному вниманию, аналитическому мышлению и т. п. К эмоциональной области они относят эмоциональную устойчивость и почти полное отсутствие импульсивной реакции ребенка. Под социальной зрелостью они понимают потребность ребенка взять на себя социальную роль ученика в общественной ситуации обучения [10].

Зарубежными учеными создается множество тестов, помогающих определить степень готовности ребенка к обучению [11]. Примером может служить тест школьной зрелости Керна - Йирасека, который прост и доступен для тестирования и часто используется психологами и воспитателями. Детям предлагается выполнить три задания: нарисовать мужскую фигуру по памяти, срисовать буквы и срисовать группу точек. Тест носит графический характер и направлен на определение сформированности тонкой моторики руки, на проверку координации зрения и движений руки, что является базовыми умениями для овладения письмом. Более того, с помощью теста представляется возможным определить интеллектуальное развитие ребенка, его умение подражать образцу, его способность к концентрации внимания. К тесту предлагается четвертое задание - опросник, с помощью которого выявляется общий уровень мышления, кругозора и развития социальных качеств. Такая методика является более действенной и вместе с другими методами (беседа, наблюдение, задания на выявление определенных навыков и умений) может помочь в определении готовности ребенка к обучению.

Проанализировав лишь некоторые работы отечественных и зарубежных исследователей, можно выделить следующие основные компоненты психологической готовности детей к обучению:

- личностная готовность детей;

- интеллектуальная готовность;

- эмоционально-волевая готовность;

- физиологическая готовность.

Один из главных компонентов готовности к обучению - личностная готовность, которая предполагает сформированность у ребенка готовности принять новую социальную роль с наличием прав и обязанностей и проявляется в наличии учебной мотивации, умения общаться со взрослыми, в способности подчинять свое поведение правилам проведения занятий. Успешная учебная деятельность также зависит от определенного уровня развития эмоциональной сферы ребенка, от его эмоциональной устойчивости [12].

Другим компонентом готовности детей к раннему обучению является интеллектуальная готовность к обучению. Л. С. Выготский говорил о том, что интеллектуальная готовность к обучению заключается в основном в уровне развития мыслительных процессов, то есть в качественных особенностях детского мышления [13]. Следовательно, интеллектуальная готовность к обучению связана с развитием мыслительных процессов - способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы.

Третьим важным компонентом является эмоционально-волевая готовность детей к обучению. Происходят серьезные изменения в отношении ребенка к самому себе, так как расширяется внешний круг жизнедеятельности ребенка и его внутренняя жизнь. В этом случае ребенок открывает собственные переживания, меняется самосознание ребенка, в том числе и его самооценка. Что касается волевой готовности, то она во многом зависит от сформированности мотивов ребенка, особенностей его характера, так как ему придется подчиняться требованиям педагогов и выполнять их. Хотелось бы отметить огромную роль родителей на этом этапе, которые должны помочь ребенку в преодолении трудностей начальной стадии обучения.

Первостепенное значение в формировании воли имеет воспитание активного отношения к препятствиям, воспитание мотивации достижения, приучение к отсутствию страха перед трудностями, воспитание самостоятельного принятия решения, ориентации на принятие ответственности за свои действия и поступки [14].

Нельзя не отметить еще один компонент готовности - физиологическую готовность ребенка, то есть его состояние здоровья, физическое развитие, развитие основных движений, развитие мелких групп мышц, мелкой моторики руки. Так как существует тесная связь между развитием мелкой моторики руки и речи, очень важно развивать мелкую моторику пальцев у ребенка, поскольку это ведет к развитию его речи.

Для нашего исследования важным является подход Л. С. Выготского, который в своих работах разделяет понятия «готовность к школьному обучению» (готовность к специфическим условиям и организации школьного обучения) и «готовность к предметному обучению» (готовность к усвоению специальных знаний по школьным предметам) [15]. С неготовностью к обучению в процессе изучения ИЯ справиться довольно несложно, тем более что методика преподавания ИЯ на начальном этапе предполагает частую смену деятельности с играми, песнями и считалками, а не сидение за партой и выполнение инструкций преподавателя. Второй вид неготовности (к предметному обучению) часто вызывает трудности: например, на начальном этапе изучения английского языка (далее - АЯ) ребенок не всегда может различать звуки (дифтонги от монофтонгов), их длительность, запоминать слова и т. д., особенно если процесс изучения ИЯ начинается без учета индивидуальных особенностей ребенка.

Методологическая база исследования

Методологическую базу исследования составили:

- социально-психологические методы: наблюдение, опрос, анкетирование;

- изучение и обобщение опыта работы педагогов и психологов;

- научно-теоретический метод, заключающийся в аналитическом обзоре психолого-педагогической литературы, посвященной вопросам раннего обучения детей в целом и обучения ИЯ в частности.

Научный подход к описанию основных компонентов психологической готовности детей к обучению привел к осознанию необходимости рассмотрения вопроса об их применении при раннем обучении детей ИЯ. Теоретической базой исследования послужили работы Л. И. Божович, Д. Б. Эльконина и других представителей школы Л. С. Выготского, которые показали, что между обучением и развитием нет однозначного соответствия и вопрос об первичности данных процессов открыт.

Исследования таких зарубежных ученых, как Мария Луз Селайя, Красен и другие, позволили сделать вывод о неоднозначности возрастного критерия в определении готовности детей к раннему изучению ИЯ.

Изучение и обобщение опыта работы педагогов и психологов школ и детских садов города Волгограда сделали возможной постановку вопроса о целесообразности раннего обучения ИЯ детей с 4-5 лет.

Результаты исследования

Большинство ученых сходятся во мнении, что именно ранний период является наиболее успешным для начала данного процесса. Однако, как отмечается исследователем проблем раннего обучения ИЯ из Университета Барселоны Марией Луз Селайей, идея «Чем раньше, тем лучше» не всегда является верной. Она полагает, что обучение ИЯ с 10-11 лет может быть таким же эффективным, как и раннее обучение (с 4-5 лет), так как данный процесс поддерживается знаниями основ родного языка и личностной, интеллектуальной, эмоционально-волевой и физиологической готовностью ребенка. Более того, процесс обучения ИЯ с 4 лет может занять больше времени и потребует больших усилий [16].

В исследованиях по вопросам изучения ИЯ особое место занимает теория критического периода. Не вдаваясь в тонкости неврологического характера, отметим, что данная гипотеза предполагает следующее: детям в возрасте от 4 до 10 лет легче изучать ИЯ, чем тем, кто начинает его учить после полового созревания. Это объясняется быстрым ростом нервных связей у детей 4-10 лет по сравнению с детьми в возрасте 11 лет и старше, в котором невозможно приобретение знаний языкового характера инстинктивно, как это происходит на более раннем этапе. По мнению приверженцев этой теории, мозг человека теряет пластичность после полового созревания, и это объясняет затруднения в вопросах изучения ИЯ в средней школе [17].

Другой известный ученый Крашен подтвердил данную гипотезу, изучив соотношение трех параметров изучения ИЯ: маршрут, конечный результат и скорость. «Маршрут» описывает процесс изучения ИЯ (порядок и последовательность), а «скорость» -временной промежуток, за который учащийся достигнет конечного результата. Согласно его исследованиям, учащиеся 11 лет и старше изучают ИЯ быстрее и, соответственно, «едут» быстрее. Однако дети, приступившие к изучению ИЯ с 4-5 лет, хотя и изучают его дольше, но их результат лучше и более успешный [18]. Это объясняется также приобретенными на начальном этапе навыками автоматического усвоения языкового материала и его многократным повторением в процессе освоения ИЯ.

Однако есть ряд исследований, которые опровергают вышеобозначенную теорию. В ходе проекта, осуществляемого министерством образования Испании, были проанализированы группы детей, начинавших изучение АЯ с 4, 8 и 11 лет. Анализ показал, что детям, которые начали изучать АЯ на более раннем этапе, понадобилось больше времени для освоения того же самого учебного материала, чем детям с более поздним началом освоения АЯ (9 лет против 7). Анализировали разные аспекты изучения языка: восприятие на слух и умение воспроизвести прослушанное, беглость речи, знание лексики, морфологии, письменную и устную речь (монологическую и диалогическую), наличие навыков взаимодействия, использование различных стратегий в речи и сформирован-ность мотивации. Исследования показали, что уровень усвоения языка детьми, которые начали его изучать с 11 лет, оказался значительно выше данного показателя у детей с более ранним началом (8 лет). Что касается детей, которые начали изучение АЯ еще в детском саду (с 4 лет), то исследования подтвердили, что такое раннее начало совсем не гарантировало лучшее качество изученного материала [19].

Таким образом, целесообразность раннего начала изучения ИЯ зависит не от возраста ребенка, а от его индивидуальных особенностей и степени его готовности к обучению. Также необходимо отметить важность понимания данного процесса родителями.

Значимым аспектом является вопрос о сформированности у ребенка артикуляционной базы родного языка. Если у ребенка серьезные проблемы с произношением звуков родного языка - не нужно настаивать на изучении ИЯ, так как особенности произношения иностранных звуков могут отрицательно сказаться на произношении звуков родного языка. Во всех остальных случаях, по мнению логопедов, обучение ИЯ положительно влияет на развитие речи ребенка на родном языке.

Существует мнение, что детям изучать ИЯ легче, чем взрослым. Это происходит по многим причинам, о которых уже частично упоминалось. Обучая детей, педагог максимально использует энтузиазм и живую способность детей к обучению, их непосредственность, отсутствие стеснения, готовность повторить за учителем любое слово, не боясь насмешек и недопонимания. Но при этом они быстрее теряют интерес, что создает для преподавателя определенные трудности. Важна не только организация

пространства комнаты, где ведутся занятия (свободное место для игр и физкультурных пауз, техническое оборудование, пуфики, яркие игрушки и книги и др.), но и личность учителя, созданная им атмосфера, наличие мотивации, частая смена деятельности, что все вместе влияет на поддержание интереса учеников. Дети, изучая ИЯ, играют и получают удовольствие, тогда как взрослым приходится трудиться усерднее, чтобы за более короткий период времени изучить большее количество учебного материала. Также на процесс изучения ИЯ влияют особенности развития памяти и мышления взрослого. Наличие у взрослых когнитивной зрелости, аналитических способностей, прагматических навыков, знание окружающего мира помогает быстрее осваивать учебный материал, особенно такие разделы, как морфология, синтаксис и лексикология. Детям легче дается фонетика (в силу их способности к имитации звуков и интонации) и устная речь, так как у детей, как правило, отсутствует психологический барьер и боязнь сделать ошибку [20].

Также взрослым следует принять решение, какую разновидность языка они хотели бы изучать: язык для получения специального образования на АЯ (English for academic purposes); для осуществления успешной карьеры в выбранной профессиональной области (English for occupational purposes) или для решения жизненно важных задач (English for individual purposes) [21]. Осознанность выбора во многом обеспечивает успешность выполнение такой сложной, но интересной задачи, как изучение ИЯ.

При решении проблемы изучения ИЯ кроме наличия сформированности личностной, интеллектуальной, эмоционально-волевой и физиологической готовности детей важен правильный выбор места, где ребенок будет изучать ИЯ. Сейчас очень популярно обучение детей в детском саду, что, к сожалению, не всегда является лучшим выбором. Конечно, родители хотят, чтобы их ребенок начинал изучать ИЯ как можно раньше, оттого в детсадах и предлагают эту услугу, так как спрос рождает предложение. Как правило, там преподают студенты или молодые учителя, не имеющие опыта. Учить маленьких детей - самое сложное и ответственное дело, так как нужно владеть определенной методикой и иметь огромное желание научить. Работая с маленькими детьми, учитель должен понимать всю ответственность, которая на нем лежит (он является первым), и от качества звуков, которые он «поставит» ребенку, и от правильности организации учебного процесса (игры, песни, считалки, спектакли и т. д.) зависит конечный результат. Если учитель неправильно работал над произношением звуков ребенка с первых занятий, то потом его придется переучивать, а это сложнее, чем учить с нуля. Также очень важна индивидуальная работа с каждым ребенком и тесный контакт ребенка и педагога, что не всегда возможно в группе детей. Таким образом, следует сделать вывод, что для раннего обучения ИЯ лучше отдать предпочтение индивидуальным занятиям или в группе, состоящей не более чем из двух-трех человек. Немаловажно отметить необходимость осуществления контроля родителей за данным процессом, даже если они не изучали ИЯ.

Как уже было сказано выше, лучше доверить ребенка дипломированному специалисту, хотя диплом не всегда говорит о высокой квалификации учителя. Приветствуется посещение родителями занятия ребенка, где следует ознакомиться с методикой работой педагога и обратить внимание на его желание научить ребенка, заинтересованность и активность ребенка на занятии, его желание посещать занятия. Безусловно, родителям сложно вникнуть во все особенности образовательного процесса, но на занятии должна наблюдаться частая смена видов деятельности, чтобы удержать внимание ребенка. Обучение звукам и буквам следует чередовать с играми, зарядкой,

песнями и другими интерактивными методами. Преподаватель должен начинать занятие с речевой разминки, с повторения звуков, их отработки, используя простые скороговорки, пословицы, поговорки, стихи в игровой форме. После фонетической зарядки следует основная часть занятия, где повторяется ранее выученный языковой материал и вводятся новые понятия (звуки, буквы, слова, фразы и др.). На занятии должна обязательно проводиться физкультурная пауза в виде игры или песни с движениями. В конце педагог должен подвести итог занятия, повторить новый материал, пройденный на занятии, и обязательно похвалить ребенка. Для поддержания интереса и мотивации ученика можно поделиться с ним планом на следующее занятие: «На этом занятии мы научились, как правильно представлять себя на английском языке, а на следующем научимся, как представлять своих друзей» - и попросить ребенка принести либо свои любимые игрушки, либо фотографии своих друзей.

После изучения букв следует этап обучения чтению. «Читать» ребенка нужно учить методом «фотографирования» - показывая ему, например, как выглядит слово "са^'. Ребенок, запомнив данное слово, может найти его среди других похожих слов, обвести по точкам. Также можно попросить ребенка разукрасить разных котиков и «подписать» их, копируя образ слова, собрать слово из букв - заданий множество, все они ведут к запоминанию образа слова. Опыт показывает, что такой способ является эффективным, так как ребенок «узнает» определенное слово в любом контексте. И только уже на более продвинутом этапе изучения ИЯ следует отрабатывать правила чтения.

Немаловажным компонентом для успешного изучения ИЯ является наличие положительной мотивации. В своем исследовании известный испанский ученый в области раннего обучения Лобо говорит, что, мотивируя детей, мы прокладываем им путь к образованию. Важна в этом вопросе как роль учителя, так и качество учебных материалов. Есть множество признаков мотивирующего учителя, среди которых такие:

- любит свою работу;

- всегда готов помогать детям в индивидуальном развитии;

- имеет чувство юмора;

- открыт для детских предложений;

- хорошо знает английский язык и др. [22]

Что касается материалов, они должны быть разнообразными, привлекательными, интересными, доступными, а главное - стимулировать интерес и способствовать развитию творчества и воображения ребенка.

Если говорить о мотивации детей к раннему обучению, то в своих работах Л. И. Божович отмечала: дети хотят учиться, потому что они скорее хотят стать «как взрослые» (социальный мотив) и потому что у них есть познавательная потребность, которую они не могут удовлетворить дома (мотив учения) [23]. Используя эти виды мотивов, преподаватель должен на первом же занятии в игровой форме объяснить ребенку, зачем ему нужно изучать ИЯ. Например, покажите ему мультфильм про знакомого ему героя, который будет говорить на АЯ, и скажите: «Вот Винни Пух, и он говорит на незнакомом тебе языке. Хотел бы ты его понимать?» Или прочитайте стихи, где конец строчки рифмуется со словом на АЯ, например: «Я залез в ботинок к папе, ведь еще щенок я - PUPPY» - и попросите его повторить. А потом похвалите его и объясните, что если он будет изучать АЯ, то будет знать не только это слово, но и все слова на этом языке.

Некоторые родители полагают, что сами могут обучать своего ребенка, не отдавая себе отчет, насколько хорошо они владеют ИЯ. Если родители являются носителями

языка, они могут просто общаться с ребенком на языке, не уделяя внимания специальным методикам, так как ребенок сам будет «впитывать» незнакомые слова и повторять за родителями. Интересен тот факт, что, если в семье два родителя, говорящих на разных языках, ребенок сразу понимает, на каком языке и с кем нужно общаться. Примеров данного явления множество. Иногда ребенок может освоить сразу три языка, быстро переключаясь с одного языка на другой. Следует заметить, что в этом случае речь идет только о владении языками на разговорном уровне, что не предполагает знание грамматических явлений и письменной речи ребенком.

Если же родители освоили только языковую базу, это не значит, что они могут заниматься с ребенком, так как их знания носят поверхностный характер, они не владеют правильным произношением, а главное, они не владеют методикой преподавания. Такие родители, как правило, учат с ребенком 20-30 слов (счет, животных и др.), 10-15 фраз на ИЯ, потом обращаются за помощью к специалисту, которому приходится переучивать малыша, что, как было сказано выше, намного сложнее, чем научить правильно с самого начала.

Для выяснения того, что родители и их дети думают по поводу изучения АЯ, нами были предложены анкеты. Среди вопросов детям были такие:

- Какой из предметов у вас в школе вам нравится больше всего?

- У вас есть уроки английского языка?

- Вам нравятся уроки английского языка? Почему? Почему нет?

- Что вы делаете на уроке английского языка?

- Расскажите мне что-нибудь по-английски.

- Ваш учитель говорит с вами на английском языке?

Вопросы родителям:

- Вам нравится тот факт, что ваш ребенок учит английский в школе со второго класса?

- Сколько лет было ему/ ей, когда он/ она начали его изучать?

- Сколько уроков английского языка у него/нее в неделю?

- Хотели бы вы, чтобы он/она начал раньше? Почему? Почему нет?

- Как вы думаете, он/ она будет знать лучше английский язык, чем вы, в конечном итоге? Если так, почему вы так думаете?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- У вас есть планы, как использовать его/ее знания языка в дальнейшем? Учеба/работа за границей, работа в иностранной компании и т. д.

- У вас есть идеи относительно того, как английский язык вашего ребенка может улучшиться? Дополнительные школьные уроки, репетитор, поездки за границу и т. д.

- Устраивает ли вас школа и качество преподавания языка в ней?

Детям в начальной школе, как правило, нравятся уроки АЯ, они охотно рассказывают, как проходят уроки по данному предмету, об учителе. Занятия проходят интересно и весело, они поют, делают зарядку. Дети среднего звена, как правило, отмечают монотонность занятий, у них наступает этап пресыщения языком, весь тот материал, который им не удалось усвоить, превращается в снежный ком, они редко понимают учителя в классе, списывают домашние задания. В старших классах у учеников нередко появляется отрицательное отношение к языку, они резко критикуют учителя, часто не понимая, что проблема состоит не только и не столько в учителе, сколько в их нежелании учиться.

Как правило, родители очень заинтересованы, чтоб их дети начинали учить ИЯ как можно раньше. Причина, как правило, очень простая: их собственный опыт изучения ИЯ

был неудовлетворительным, и они не хотели бы повторения подобного с их детьми. Свою неудачу они объясняют тем, что начали изучать ИЯ в более зрелом возрасте, отсутствием квалифицированных учителей, неинтересными учебниками. Многие родители отмечают отсутствие условий и современных технологий (телевизионные каналы на ИЯ, фильмы для детей, летние лагеря для изучения ИЯ, поездки за границу и др.).

Ученные Торрас, Трагант и Бермехо (1997), анализируя причины, почему родителей настаивают на более раннем изучении ИЯ, говорят, что родители видят своих детей «губками, впитывающими влагу», где под «влагой» они имеют в виду знания языка. Их исследования показывают, что чем раньше человек начинает изучать ИЯ, тем вероятнее, что он владеет им (69% тех, кто начинал изучение с раннего возраста, против 35% тех, кто начинал в более зрелом возрасте). Может показаться, что налицо положительный эффект раннего обучения, но заметим, что только 36% населения такой страны, как Испания, владеют ИЯ, тогда как этот показатель составляет 87%, например, в Нидерландах, и Испания занимает только 21-е место в Европе по количеству населения, говорящего на АЯ [24]. И хотя существует мнение, что все население Европы говорит на английском языке, только 24% европейцев оценили уровень своего АЯ как «очень высокий» и 31% считают его базовым [25].

Заключение

В заключение отметим, что ситуация в России с изучением ИЯ не намного лучше, если не хуже. Результаты опросов студентов первого курса неязыковых факультетов ВГСПУ показывают, что только 9,5% студентов владеют АЯ на высоком уровне (в рамках школьной программы); 20,6% студентов владеют АЯ на базовом уровне; 4,5% определили свой уровень как удовлетворительный; 26,4% ответили, что они плохо владеют АЯ; 39,0% признались в отсутствии знаний АЯ совсем. Тестирование в целом показало, что уровень самооценки сформированности умений по АЯ студентов совпадает в основном с результатами тестирования по предмету. Такие результаты подтверждают необходимость изменения всей системы обучения ИЯ, в том числе и принципов раннего обучения [26].

Таким образом, наше исследование показало:

1. К основным компонентам психологической готовности детей к обучению относятся: личностная готовность детей; интеллектуальная готовность; эмоционально-волевая готовность; физиологическая готовность.

2. Ребенок может быть готовым к обучению в классе, к общению со сверстниками, но не справляться с трудностями, которые возникают в процессе изучения ряда предметов, в том числе ИЯ.

3. Оптимального возраста для начала обучения ИЯ не существует, главный показатель - сформированность его личностной, интеллектуальной, эмоционально-волевой и физиологической готовности.

4. Раннее обучение ИЯ не гарантия успешности данного процесса.

5. Изучение ИЯ положительно влияет на развитие речи ребенка на родном языке.

6. Детям легче дается изучение ИЯ в силу особенностей их развития, тогда как взрослым приходится трудиться усерднее, чтобы за более короткий период времени изучить большее количество учебного материала. Однако наличие у взрослых когнитивной зрелости, аналитических способностей, прагматических навыков, знаний окружающего мира помогает быстрее осваивать учебный материал, особенно такие разделы, как морфология, синтаксис и лексикология.

7. Раннее обучение детей ИЯ лучше доверить дипломированному специалисту, владеющему специальной методикой и умеющему мотивировать ребенка.

Процесс изучения ИЯ долгий и сложный, в котором количество не всегда перерастает в качество. Быстрота и эффективность данного процесса зависит от множества компонентов, и от таланта в том числе. Есть дети с врожденным фонематическим слухом, с идеальной памятью и с высоким уровнем умственного развития. Безусловно, таким детям изучать ИЯ будет гораздо легче. Но существует и вторая составляющая успеха - трудолюбие и усидчивость. При наличии этого компонента процесс может оказаться не менее успешным.

Вопросов у родителей о проблемах раннего изучения ИЯ возникает множество, они обсуждаются как в научных кругах, так и на страницах газет и журналов. Жаль, что не все теоретические выкладки и практические советы ученых и педагогов находят понимание у родителей.

Ссылки на источники

1. Krashen S. The Input Hypothesis: Issues and Implications. - London: Long man, 1985. - P. 38-55.

2. Palmer H. The Oral Method of Teaching Languages. A monograph on conversational methods together with a full description and numerous examples of 50 appropriate forms of work. - Cambridge, 1923. - 164 p.

3. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте: психологическое исследование. - М.: Просвещение, 1968. - С. 230.

4. Там же.

5. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. - СПб.: Питер,2004. - 208 с.

6. Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. - М.: Педагогика, 1991. - 152 с.

7. Нижегородцева Н. В., Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 256 с.

8. Гуткина Н. И. Указ. соч.

9. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. / гл. ред. А. В. Запорожец. - М.: Педагогика, 1982-1984. - Т. 2: Проблемы общей психологии / под ред. В. В. Давыдова. - 1982. - С. 230.

10. Дубровина И. В. Практическая психология образования. - СПб.: Питер, 2004. - 592 с. - URL: http://klex.ru/7sd.

11. Тест школьной зрелости Керна - Йирасека. - URL: http://psy-clinic.info/index.php?id=219:test-shkolnoj-zrelosti-kerna-jiraseka.

12. Терещенко М. Н. Готовность ребенка к обучению в школе как психолого-педагогическая проблема // Человек. Спорт. Медицина. - 2006. - № 9(64). - С. 58-61.

13. Конева О. Б. Психологическая готовность детей к школе: учеб. пособие. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000. -С. 29.

14. Донцов Д. А., Власова С. В., Тихолаз О. Е. Психологическая готовность старших дошкольников к обучению в школе: научная методологическая оценка // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2016. - № 50-1. - С. 30-41.

15. Выготский Л. С. Педагогическая психология. - М.: Астрель, 2008. - С. 189.

16. New Trends in Early Foreign Language Learning. - URL: http://www.cambridgescholars.com/download/sam-ple/59784.

17. Penfield W., Roberts L. Speech andbrain - mechanisms. - Princeton, 1959. - P. 221, 253.

18. Krashen S. Principles and practice in second language acquisition. - Oxford: Oxford University Press, 1982.

19. The BAF Project was funded by the Spanish Ministry of Education from 1995 to 2003 (PB 940944, PB 970901, BFF20013384).

20. Saville-Troike M. Introducing Second Language Acquisition. - U RL: http://www.cambridge.org/us/academic/subjects/lan-guages-linguistics/applied-linguistics-and-second-language-acquisition/introducing-second-language-acquisition-3rd-edi-tion?format=HB&isbn=9781107149526#0LRdiGIhwxbR2jCd.97.

21. Матвиенко Л. М. Использование языка для специальных целей: особенности, проблемы, перспективы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - № S21. - С. 36-40. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14762.htm.

22. González Davies M., Taronna A. New Trends in Early Foreign Language Learning: The Age Factor, CLIL and Languages in Contact. - URL: http://www.cambridgescholars.com/download/sample/59784.

23. Божович Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. -М., 1972. - С. 23-24.

24. TorrasCherta M. et al. Croyancespopulairessurl'étudeprécoced'une LE / M. TorrasCherta, E. TragantMestres, M. Garcia Bermejo // AILE. - 1997. - № 10: Appropriation des langues en situation de contact. - P. 128-157.

25.

26.

González Davies. Translating as Translanguaging in Additional Language Learning. - URL: https://www.eru-dit.org/en/journals/meta/2015-v60-n2-meta02055/1032889ar/

Матвиенко Л. М. Положительная мотивация как средство развития языковой компетенции студентов неязыковых специальностей // Материалы регионал. межвуз. науч. конф. «Лингвистика и лингводидактика: вопросы теории и практики»: сб. ст. / отв. ред. Е. В. Гуляева, И. С. Никитина и др. - Волгоград: Изд-во Волгоградского института управления - филиал РАНХиГС, 2017. - С. 96-98.

Lyudmila M. Matviyenko,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Foreign Languages Chair, Volgograd State Social Pedagogical University, Volgograd, Russia [email protected]

Early foreign language learning: theory and practice

Abstract. The problem of psychological readiness of children to learn has always been relevant, since the success of future development and education of children depends on the ways of its solution, which is a pledge of their competitiveness on the labor market, and also their success in general. At the moment, there is a tendency of an earlier start of learning as many parents tend to start the process at the age of 3 or 4. This issue is controversial, since the conditions for the formation of psychological readiness of children for early learning, although formulated in general, but they are unique in each case and require an individual approach, especially in the process of early foreign language learning. Thus, the purpose of this article is to identify the main components of children's psychological readiness to learn at early age in general and to start early foreign language learning in particular. The author used in her work the results of some Russian and foreign scientists' studies concerning the main components of psychological readiness of children for learning. The experience of teachers and psychologists has been generalized using such social psychological methods as observation, questioning and surveys. The article highlights the main components of psychological readiness of children to learn: personal, intellectual, emotional, volitional and physiological readiness. These components represent the necessary and sufficient level of the child's mental development to start learning under a program of any complexity, including learning a foreign language, taking into account the peculiarities of this process. The conclusion is made that the expediency of early foreign language learning does not depends on the age of a child, but on his/her individual characteristics and the degree of readiness to learn. The article offers practical advice to determine a child's readiness for early foreign language learning. The practical significance of the obtained results is that they may be used both in professional pedagogical work and by parents to solve the issue.

Key words: psychological readiness of children, early learning, physiological, mental, emotional-volitional development, early foreign language learning.

Научно-методический электронный журнал «Концепт» (раздел 13.00.00 Педагогические науки) с 06.06.2017 включен в перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (перечень ВАК Российской Федерации).

www.e-koncept.ru

Библиографическое описание статьи:

Матвиенко Л. М. Раннее обучение детей иностранному языку: теория и практика // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 6 (июнь). - С. 346357. - URL: http://e-koncept.ru/2018/181030.htm.

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2018 © Матвиенко Л. М., 2018

9772304120180

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.