Научная статья на тему 'СТРЕССЫ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19 И ПОСЛЕ НЕЁ'

СТРЕССЫ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19 И ПОСЛЕ НЕЁ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2442
417
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРЕСС / ДЕПРЕССИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ / САМОИЗОЛЯЦИЯ / КОРОНАВИРУС / ПАНДЕМИЯ / COVID-19 / STRESS / DEPRESSION / PSYCHOLOGICAL STATE / SELF-ISOLATION / CORONAVIRUS / PANDEMIC

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Петренко Д.П.

В данной работе рассматриваются стрессы в период пандемии COVID-19 и после неё. Идет рассмотрение теоретической части возникновения стресса, узнается с чем именно он связан в период COVID-19, какие последствия он вызывает и как с этим бороться? Население боится неизвестности, кто-то боится самого заболевания, кто-то боится возможности самоизоляции, кто-то вакцинации, а кто-то видит в этом одну из теорий всемирного заговора и все это сказывается на психическом состоянии человека. Цель работы: систематизировать причины возникновения стресса в обществе в период пандемии COVID-19 и предпринять попытку выработки методов по их ликвидации. Методы исследования: Рассмотрение ситуации в мире в период пандемии COVID-19, анализ тематики через теории и концепции стресса, а также рассмотрения результатов различных опросов и итоговая систематизация результатов. Объект исследования: В нашей ситуации им будет являться как общество, так и отдельные его индивиды. Результаты: Благодаря проведенному исследованию стали понятны определенные причины и факторы возникновения стресса в период пандемии COVID-19. Проведенное исследование может помочь найти причину возникновения Вашего стресса в период COVID-19 и возможно даст понять, что именно необходимо изменить, чтобы избежать его. Вывод: Людям пришлось полностью изменить привычный стиль жизни, что несомненно повлияло на их психологическое состояние. Они испытывали неизвестность, панику, страх, чувство безысходности и многие другие чувства, так называемые стрессогены. Проведя исследование можно с уверенностью сказать, что людям в этот период просто не повезло со множеством сложившихся обстоятельств, но они в этом не уникальны, в мире были ситуации похожие и по страшнее. Так что в сложившейся ситуации можно говорить об “изнеженности” современного человека, боязни перешагнуть черту “зоны комфорта”, а также подверженности влияния СМИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRESS DURING AND AFTER THE COVID-19 PANDEMIC

This paper examines the stresses during and after the COVID-19 pandemic. The theoretical part of the occurrence of stress is being considered, what exactly is it associated with during the period of COVID-19, what consequences does it cause and how to deal with it? The population is afraid of the unknown, someone is afraid of the disease itself, someone is afraid of the possibility of self-isolation, someone of vaccination, and someone sees this as one of the world conspiracy theories and all this affects the mental state of a person. Purpose of work: to systematize the causes of stress in the society of the COVID-19 pandemic and to make attempts to use methods to eliminate them. Research methods: Consideration of the situation in the world during the COVID-19 pandemic, analysis of topics through theories and concepts of stress, as well as consideration of the results of various surveys and the final systematization of the results. Research object: In our situation, it will be both society and its individual individuals. Results: Thanks to the study, certain causes and factors of stress during the COVID-19 pandemic became clear. This study can help you find the cause of your stress during the COVID-19 period and may give you an idea of what exactly needs to be changed to avoid it. Conclusion: People had to completely change their usual lifestyle, which undoubtedly affected their psychological state. They experienced uncertainty, panic, fear, a sense of hopelessness and many other feelings, the so-called stressogens. After conducting the research, we can say with confidence that people during this period were simply unlucky with many circumstances, but they are not unique in this, there were situations in the world that were similar and worse. So in this situation, we can talk about the “effeminacy” of a modern person, the fear of stepping over the line of the “comfort zone”, as well as susceptibility to the influence of the media.

Текст научной работы на тему «СТРЕССЫ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19 И ПОСЛЕ НЕЁ»

Ф^РУ м

молодёжной науки ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

ISSN 2687-086X www.forummn.ru http: //forummn.ru/article-2.2.10 .html

Стрессы в период пандемии COVID-19 и после неё

Петренко Д.П.,

petrenkodenis2020@mail.ru

Поволжский институт управления имени П.А. Столыпина РАНХиГС при Президенте РФ (г. Саратов, Россия)

УДК 159.972

Аннотация. В данной работе рассматриваются стрессы в период пандемии COVID-19 и после неё. Идет рассмотрение теоретической части возникновения стресса, узнается с чем именно он связан в период COVID-19, какие последствия он вызывает и как с этим бороться? Население боится неизвестности, кто-то боится самого заболевания, кто-то боится возможности самоизоляции, кто-то вакцинации, а кто-то видит в этом одну из теорий всемирного заговора и все это сказывается на психическом состоянии человека. Цель работы: систематизировать причины возникновения стресса в обществе в период пандемии COVID-19 и предпринять попытку выработки методов по их ликвидации. Методы исследования: Рассмотрение ситуации в мире в период пандемии СО"УШ-19, анализ тематики через теории и концепции стресса, а также рассмотрения результатов различных опросов и итоговая систематизация результатов. Объект исследования: В нашей ситуации им будет являться как общество, так и отдельные его индивиды. Результаты: Благодаря проведенному исследованию стали понятны определенные причины и факторы возникновения стресса в период пандемии COVID-19. Проведенное исследование может помочь найти причину возникновения Вашего стресса в период COVID-19 и возможно даст понять, что именно необходимо изменить, чтобы избежать его. Вывод: Людям пришлось полностью изменить привычный стиль жизни, что несомненно повлияло на их психологическое состояние. Они испытывали неизвестность, панику, страх, чувство безысходности и многие другие чувства, так называемые стрессогены. Проведя исследование можно с уверенностью сказать, что людям в этот период просто не повезло со множеством сложившихся обстоятельств, но они в этом не уникальны, в мире были ситуации похожие и по страшнее. Так что в сложившейся ситуации можно говорить об "изнеженности" современного человека, боязни перешагнуть черту "зоны комфорта", а также подверженности влияния СМИ.

Ключевые слова: стресс, депрессия, психологическое состояние, самоизоляция, коронавирус, пандемия, СОУШ-19.

Ф^РУ M

молодёжной науки ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

ISSN 2687-086X www.forummn.ru http : //forummn.ru/article-2.2.10 .html

Stress during and after the COVID-19 pandemic

Petrenko D.P.,

petrenkodenis2020@mail.ru

Povolzhsky Institute of Management named after P.A. Stolypin RANEPA under the President of the Russian Federation (Saratov, Russia)

UDC 159.972

Annotation. This paper examines the stresses during and after the COVID-19 pandemic. The theoretical part of the occurrence of stress is being considered, what exactly is it associated with during the period of COVID-19, what consequences does it cause and how to deal with it? The population is afraid of the unknown, someone is afraid of the disease itself, someone is afraid of the possibility of self-isolation, someone of vaccination, and someone sees this as one of the world conspiracy theories and all this affects the mental state of a person. Purpose of work: to systematize the causes of stress in the society of the COVID-19 pandemic and to make attempts to use methods to eliminate them. Research methods: Consideration of the situation in the world during the COVID-19 pandemic, analysis of topics through theories and concepts of stress, as well as consideration of the results of various surveys and the final systematization of the results. Research object: In our situation, it will be both society and its individual individuals. Results: Thanks to the study, certain causes and factors of stress during the COVID-19 pandemic became clear. This study can help you find the cause of your stress during the COVID-19 period and may give you an idea of what exactly needs to be changed to avoid it. Conclusion: People had to completely change their usual lifestyle, which undoubtedly affected their psychological state. They experienced uncertainty, panic, fear, a sense of hopelessness and many other feelings, the so-called stressogens. After conducting the research, we can say with confidence that people during this period were simply unlucky with many circumstances, but they are not unique in this, there were situations in the world that were similar and worse. So in this situation, we can talk about the "effeminacy" of a modern person, the fear of stepping over the line of the "comfort zone", as well as susceptibility to the influence of the media.

Keywords: stress, depression, psychological state, self-isolation, coronavirus, pandemic, COVID-19.

Введение

В последнее время, с декабря 2019 года, в условиях текущей пандемии коронавирусной инфекции, существует проблема воздействия ситуации на психику людей и повышения уровня стресса. Несмотря на различные меры, направленные на противодействие распространению COVID-19, а также меры, направленные на материальную и психологическую поддержку населения, все равно остается сильная нагрузка на психологическое состояние человека.

Стресс влияет не только на психологическое состояние человека, но и на физическое, он может снизить иммунитет человека и его устойчивость к коронавирусу. Георгий Костюк, главный внештатный психиатр столичного департамента здравоохранения, отмечает, что «Стресс может менять поведение человека. Человек может сгоряча прекратить выполнять все

Ф Э Р У М ISSN 2687-086Х

молодёжной науки 62 www.forummn.ru

Youth 11 Forun ,rnal http: //forummn. ru/article-2.2.10 .html

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

противоэпидемические меры, не выдерживать дистанцию». А также он говорит, что в нервных перенапряжениях риск заболевания увеличивается, так как сопротивляемость организма к болезням падает. [8]

Прекращение самоизоляции и выход из нее тоже может тяжело восприниматься людьми, особенно теми, кто испытал стресс. Люди будут испытывать проблемы при возвращении к обычному ритму жизни и естественно их организм, уже получивший удар стрессом получит дополнительную нагрузку, об этом говорит ведущий научный сотрудник ИМБП РАН Анна Юсупова. [3]

Попробуем в данной статье разобраться в теоретической части возникновения стресса, узнать с чем именно он связан в период коронавируса, какие последствия он вызывает и как с этим бороться?

Разобраться в этом будет очень интересно и актуально так как ведутся исследования в области разработки вакцин, проводятся профилактические мероприятия, все ходят в масках, а также СМИ обсуждают возможность появления новой волны COVID-19. Население боится неизвестности, кто-то боится самого заболевания, кто-то боится возможности самоизоляции, кто-то вакцинации, а кто-то видит в этом одну из теорий всемирного заговора.

Основная часть

Влияние на психику человека пандемии приобрело действительно масштабные размеры. Возникший вопрос о том, как противостоять стрессам в столь трудной ситуации становится болезненным. Об этом и говорится в газетных публикациях, допустим в публикации "Российской Газеты": https://rg.ru/2020/07/16/kak-perezhit-postkoronavirusnyj-sindrom.html, в которой рассматривается вопрос о борьбе со стрессом, в период пандемии и после.

Поиск вакцины, постоянная мутация вируса, смена стиля жизни и многие другие аспекты очень повлияли на психологическое состояние человека, особенно на начальной стадии, когда вирус только появился и стал мгновенно распространяться по всему миру. Страна за страной вспыхивали на карте области распространения вируса, отмечалось количество зараженных и потери среди населения. Весь мир затаил дыхание, закрывались граница за границей между странами. Многие люди не могли вернуться домой из различных поездок из-за рубежа, их изоляция длилась не один месяц пока они смогли вновь оказаться на родине. Статистика заражений росла, росло напряжение среди людей, вставали предприятия, люди уходили на дистанционную работу, вводились ограничительные меры, дефицит масок и дезинфицирующих средств. Многие предприятия разорялись, в следствии этого многие люди остались без работы. Школы, колледжи, вузы и другие образовательные учреждения переходили на дистанционное образование.

Людям пришлось полностью изменить привычный стиль жизни. Они оказались заперты в четырех стенах, особенно население, проживающее в городах, так как стиль жизни сельских жителей почти не изменился. "Уныние и депрессия прессуют человека потому, что состояние тревоги, вызванное самоизоляцией, истощает запас психологических ресурсов, но обостряет до болезненности желание понять "а что это было", - говорит старший научный сотрудник ИП РАН Юлия Быховец." - пишут в "Российской Газете".

Люди уже более года живут в условиях напряженности, конечно многие меры были ослаблены по сравнению с весной 2020, но стиль жизни так и не вернулся назад. "Мозаика окончания самоизоляции - то снижение числа зараженных COVID-19 и открытие "островков жизни" -офисов, парков, пляжей, то откат к повторным карантинам, тоже начинает нервировать." -говорится в "Российской Газете". Школы постоянно находятся в режиме ухода на дистанционное образование, родители, которые работают дистанционно вынуждены искать выход чтобы находиться дома рядом с детьми, которые перестали ходить в школу и стали заниматься

Ф Э Р У М ISSN 2687-086Х

молодёжной науки 63 www.forummn.ru

Youth 11 Forun ,rnal http: //forummn. ru/article-2.2.10 .html

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

дистанционно. Естественно потребовалось и решение технической стороны данного вопроса особенно в семьях, где не один ребенок, а несколько.

Вирус стал настолько быстро захватывать мир, что это стало казаться нереальным, как в каком-то "плохом" кино. Естественно психика человека не была готова к подобному. Отсюда пошло у некоторых категорий граждан отрицание происходящего и вера в какой-то мировой заговор, представление этого как фейковой информации в сетях и дезинформации.

После рассмотрения одной из публикаций "Российской Газеты" хочется вернуться к более подробному рассмотрению проблемы стресса в период пандемии COVID-19 и после неё.

Для анализа данной тематики можно использовать различные теории.

Слово "стресс", в переводе с английского означает "напряжение". Общая концепция стресса введена и разработана Гансом Селье, канадским физиологом. Он рассматривает стресс как приспособительную реакцию организма на воздействие экстремальных факторов (стрессогенов). Например, с помощью этой теории легко объяснить разные явления нашей жизни: реакции людей на трудности, конфликты и прочее.

Ганс Селье выделяет три фазы проявления стресса, к которым, по нашему мнению, можно отнести и период пандемии COVID-19:

1) реакцию тревоги, проявляющуюся в срочной мобилизации защитных сил и ресурсов организма;

2) фазу сопротивления, позволяющую организму успешно справляться с вызвавшими стресс воздействиями;

3) фазу истощения, если слишком затянувшаяся и чересчур интенсивная борьба приводит к снижению адаптационных возможности организма и его способности сопротивляться разнообразным заболеваниям.

Ганс Селье говорит о том, что стресс может спровоцировать не только психологические расстройства, но и физические, в частности нарушения в деятельности самого организма в виде сердечно-сосудистых, аллергических, иммунных и прочих заболеваний. Беспричинная вроде бы вялость пассивность, бессонница или не дающий отдыха сон, раздражительность, недовольство всем миром — типичные симптомы стресса. [7]

Так же в связи с переходом многих предприятий и организаций на дистанционную работу, а также с разорением и банкротств некоторых их них в следствии пандемии, можно рассмотреть и теорию организационного стресса немецких исследователей В. Зигерта и Л. Ланга.

К субъективным причинам и проявлениям организационного стресса психологи В. Зигерт и Л. Ланг относят следующие страхи у работников:

• страх не справиться с работой;

• страх допустить ошибку;

• страх быть обойденным другими;

• страх потерять работу;

• страх потерять собственное «Я». [12]

В понимании организационный стресс — это психическое напряжение, которое может вызываться на работе в связи с высокими нагрузками на рабочем месте, недостатками условий труда и многое другое.

В ситуации наших реалий, причинами стресса по этой теории у работающего населения является страх потерять работу, не справиться со своими обязанностями в условиях дистанционной работы и в следствии этого возможности допущения ошибок.

Так же для рассмотрения проблемы стресса в условиях COVID-19, с социологической точки зрения можно обратиться к идеям, излагаемым Э. Дюркгеймом. Основные положения концепций Э. Дюркгейма. «Изучение общества возможно на основании изучения социальных фактов, составляющих систему социальной реальности», учитывая социальные факты и возникающую в

Ф Э Р У М ISSN 2687-086Х

молодёжной науки 64 www.forummn.ru

Youth 11 Forun ,rnal http: //forummn. ru/article-2.2.10 .html

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

следствии них социальную солидарность. [4,13] В период распада существовавшей прочной системы нравственных ценностей стабильность общества нарушается (период аномии).

В период пандемии нормальный образ жизни человека нарушается, «идеальная» модель поведения для выживания общества или социальной группы начинает рушиться. Наставший период можно назвать «аномией» - когда состояние индивида, социальной группы, общества, выражается понятиями напряженности, дезорганизованности.

В качестве субъективной составляющей социального поведения Дюркгейм выделил группу социальных (правовые, моральные) норм, принудительно организующих поведение индивидов. В результате возникают социальные взаимосвязи (семейные, родовые, государственные, экономические и т. п.), которые как раз и нарушаются в период пандемии, в результате чего человек испытывает стресс. [9]

Если рассмотреть теорию социальных систем Т. Парсонса. Социальная система состоит из взаимодействия индивидов. В обществе существуют не единичные действия, а система действий. Социальная система включает в себя структуру и процессы. Система действий выполняет четыре функции: адаптацию, достижение целей, интеграцию и мотивацию. По Парсонсу определяется функция личности в социуме, где каждый статус и каждая роль несут в себе определенную функцию.

Исходя из возможных рассмотренных теоретических подходов, нами были отброшены теории, связанные с религией, производственными отношениями (К.Маркс) и другие. Мы остановили свой выбор на теориях, рассматривающих стресс и общество.

Поэтому теоретическая рамка данного исследования будет строиться на основе общей концепции стресса Ганса Селье, теории организационного стресса В. Зигерта и Л. Ланга, работе Э. Дюркгейма «Метод социологии» и теории социальных систем Т. Парсонса.

Данные теории могут помочь ответить на вопрос, как COVID-19 воздействует на психику людей, оказывает влияние на их здоровье и действия, производимые ими.

Перейдем от рассмотрения вводной части вопроса, анализа публикации в "Российской Газете" и рассмотрения различных теорий для исследования проблемы стресса в период пандемии COVID-19 и после неё к проекту исследования.

Объектом исследования в нашей ситуации будет являться как общество, так и отдельные его индивиды.

Предметом исследования будет являться их психологическое и эмоциональное состояние в период пандемии COVID-19, а также процессы, вызывающие эти состояния.

Целью исследования является систематизировать причины возникновения стресса в обществе в период пандемии COVID-19 и предпринять попытку выработки методов по их ликвидации.

Задачей исследования мы ставим разбор теоретической части возникновения стресса, и понять с чем именно он связан в период коронавируса, какие последствия он вызывает и как с этим бороться?

В период пандемии COVID-19 каждый из нас испытал на себе стресс, основанный на той или иной причине, в основном все они у нас схожи, так как все оказались под психологическо-эмоциональным влиянием COVID-19.

Постоянные нагнетания эмоционального состояния через СМИ, объявление о проникновении и фиксировании вируса во всех новых странах. Подогревание паники так же было вызвано ростом цен на продукты питания (в следствии этого незапланированный дефицит товаров, так как люди видя повышение цен начали стремительно закупаться и опустошать полки), ростом цен на продукцию из-за рубежа (этому способствовало закрытие границ и тяжелая на тот момент ситуация в Китае), дефицит масок и дезинфицирующих средств (так как предприятия, выпускающие их, не были рассчитаны на возникший спрос, они не справлялись и в целях понижения спроса поднимали цену на продукцию), встают многие предприятия, происходит их

Ф Э Р У М ISSN 2687-086Х

молодёжной науки 65 www.forummn.ru

Youth 11 Forun ,rnal http: //forummn. ru/article-2.2.10 .html

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

разорения и сокращения среди работников. Школы, колледжи, вузы и другие образовательные учреждения переходили на дистанционное образование в некоторые периоды пандемии, закрываются для посещения парки, скверы, кинотеатры, рестораны и другие общественные места. Вводятся штрафы за нарушение мер против распространения COVID-19.

Все эти проблемы и ситуации накладывались друг на друга и не могли не оказать влияния на состояние людей. Семьи до периода пандемии COVID-19 видели своих членов периодически, дети проводили время в школе и на улице, взрослые на работах, в период ограничительных мер все были заперты вместе в одном помещении, в результате чего многие семьи испытали на себе множество негативных факторов и выросло количество разводов. При оценке статистики стоит также учитывать, были ли в семье дети. «Если есть дети — развестись сложнее, — уверена психолог Анна Гаевская. — Вероятно, некоторые люди, пожив в близости, поняли, что у них разные ценности и двигаются они по разным векторам — им нравится разное.» [5]

Не могла не сказаться самоизоляция и на школьниках. Они не могли видеться с одноклассниками, друзьями, ровесниками в "живую". Они стали меньше гулять и больше выполнять домашних заданий. Зачастую учебные заведения не могли организовать учебную деятельность для детей, пытаясь компенсировать это заданными в большей мере домашними заданиями, так что занятия с детьми ложились на плечи родителей, что сказывалось и на их состоянии, и на их работе.

Можно рассмотреть несколько опросов связанных с этими направлениями. Например, чтобы узнать, как пандемия повлияла на работников, Ipsos опросила почти 13000 человек в возрасте от 16-18 до 74 лет из 28 стран. Опрос проводился в конце ноября - начале декабря 2020 г. [10,11]

Опрос показывает, что около половины работающих взрослых испытывают повышенную тревогу из-за неуверенности в их рабочих местах (56%), стресса из-за изменений в рабочих процессах (55%), увеличения семейных обязанностей (45%).

На удаленную работу перешли 52%, из них 25% не имели выбора на это. 32% отметили, что пришлось работать больше и 32% отметили уменьшение рабочих часов, из них 17% вынужденное, а 21% добровольное.

49% работавших из дома, чувствовали себя одинокими и изолированными (49%). Опросы показали, что в среднем почти половина опрошенных почувствовали то или иное негативное влияние пандемии на свою рабочую жизнь. В России, как и в среднем по всем странам, наибольшее психологическое давление было связано с тревогой по поводу стабильности занятости: 53% работников сообщили о росте опасений потерять работу.

Интересным к рассмотрению будет и опрос "Взаимопомощь во время пандемии": https://fom.ru/TSennosti/14393. Опрос ввелся по телефону и охватывал 1000 граждан РФ от 18 лет и старше, проводился он 24-26 апреля 2020 г.

По итогам опроса можно сказать, что во время пандемии люди проявили большую готовность помогать друг другу, считают 41% россиян. Сами помогали тем, кто из-за пандемии оказался в трудной ситуации, 33% участников опроса. [2]

Так же интересным в освещении проблемы стресса является опрос проведенный "НМИЦ здоровья детей" в online-формате с конца апреля по конец мая 2020 года, в котором участвовали почти 30 тыс. школьников с 5 по 11 класс из 79 регионов России.

Опрос показал, что у 80% школьников появились негативные психические последствия из-за самоизоляции и дистанционного обучения. 69,2% школьников — ограничивали свои передвижения и сидели дома. Только 13,4% школьников благополучно адаптировались к сложившейся ситуации. У 26,8% — отметили появление головной боли, у 55,8% отмечены нарушения сна. 32,5% удавалось сохранять ровное и положительное настроение, 13,1% испытывали подавленность, а для 44,2% была характерна неоднократная смена настроения в течение дня. У 59,7% увеличилось время на выполнение домашних заданий, у 46,7% на занятия

Ф Э Р У М ISSN 2687-086Х

молодёжной науки 66 www.forummn.ru

Youth 11 Forun ,rnal http: //forummn. ru/article-2.2.10 .html

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

с компьютером или другим гаджетом. У 25,4% отмечено недостаточное продолжительность сна (7 часов и менее). [1]

Перейдем к следующему опросу, проведенному специалистами проекта ОНФ "Равные возможности - детям" и Фонда "Национальные ресурсы образования".

Исследователи отмечают у 77% школьников увеличение объема домашнего задания, 49% -стали больше уставать, 65% тяжелее усваивать материал на дистанционном обучении. Готовые видеоуроки на различных ресурсах смотрят 54% опрошенных учеников, 50% - выполняют задания на онлайн-платформах. 60% подростков считают, что им удается спланировать свой график, а трудности в этом испытывают 26%, и 12% признались, что не могут этого сделать вовсе.

Принявшие участие в опросе родители отмечают, что при дистанционном образовании ребенка у них уходит больше сил и времени на его обучение (48%), отмечается снижение мотивации детей к учёбе (62%), родители помогают выполнять (55%) и проверяют (51%) домашние задания. [6]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Заключение

В заключение можно сказать, что влияние пандемии COVID-19, оказывает большое воздействие на психику человека. Несмотря на то, что особенно сильно влияние ситуации на состояние человека оказывалось на начальной стадии, когда вирус перешагнул границы Китая и стал распространяться по миру он все еще продолжает влиять на психологического состояние общества.

Людям пришлось полностью изменить привычный стиль жизни, что несомненно повлияло на их психологическое состояние. Они испытывали неизвестность, панику, страх, чувство безысходности и многие другие чувства, так называемые стрессогены, здесь можно вспомнить концепцию Ганса Селье. Переход многих предприятий и организаций на дистанционную работу, а также их разорение и банкротство некоторых их них, заставляет людей чувствовать нестабильность, переживание за свою привычную жизнь. Перечисленные причины относятся к теории организационного стресса В. Зигерта и Л. Ланга. В условиях коронавируса стали образовываться различные фонды и организации, помогающие людям, появляется множество волонтеров, что говорит о возникновении социальной солидарности по Э. Дюркгейму.

Период пандемии не пережили многие ячейки общества, так в июне 2020 года количество разводов в России выросло относительно предыдущих месяцев карантина. Несколько недель, проведенные в одном пространстве, могут стать для людей настоящим испытанием. Все, что раньше привычно замалчивалось, проявляется в таком долгом тесном контакте. Всплывают старые обиды, копятся новые.

По рассмотренным опросам можно сделать следующие выводы, что люди испытывают постоянно стресс во многих сферах своей жизни, на работе, дома, с детьми. А также стресс испытывают не только взрослые, но и дети, которые стали меньше проводить времени на улице, меньше общаться со сверстниками лично, не через соцсети и т.д. Обучение детей частью легло на плечи родителей, у которых в свою очередь уже есть свои проблемы.

Перечисляя это можно с уверенностью сказать, что людям в этот период просто не повезло со множеством сложившихся обстоятельств, но они в этом не уникальны, в мире были ситуации похожие и по страшнее, например Испанский грипп, эпидемия длилась с января 1918 года по 1920 год; во всём мире испанкой было заражено не менее 550 миллионов человек (около 30 % населения планеты). Число умерших оценивают от 17 млн до 50—100 млн человек, до данных цифр COVID-19 пока еще не дотягивает, к тому же начался он сразу после Первой мировой войны (28 июля 1914 года — 11 ноября 1918 года) и общество было в еще худшем положении, так как не успело оправится от войны. Так что в сложившейся ситуации можно говорить об

Ф Э Р У М ISSN 2687-086Х

молодёжной науки 67 www.forummn.ru

Youth 11 Forun ,rnal http: //forummn. ru/article-2.2.10 .html

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

"изнеженности" современного человека, боязни перешагнуть черту "зоны комфорта", а также подверженности влияния СМИ.

Как же избежать чрезмерного стресса в подобных условиях?

Если вы испытываете негативные чувства - вам может стать легче от доверительного общения, поговорите с семьей и друзьями.

Не курите и не употребляйте алкоголь или другие психоактивные вещества, чтобы подавить свои эмоции.

Пользуйтесь компетентными источниками проверенной информации, не подвергайтесь панике и перепроверяйте даже источники, которые считаете надежными.

Детям в этот период тоже приходится нелегко, помните и о них, постарайтесь их поддержать и помочь им.

Проведенное исследование может помочь найти причину возникновения Вашего стресса в период COVID-19 и возможно даст понять, что именно необходимо изменить, чтобы избежать его.

Библиографический список

1. Больше трети школьников пожаловались на депрессию из-за дистанционки. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.rbc.ru/society/14/09/2020/5f5dcf3f9a794742ec7d8f2e

2. Взаимопомощь во время пандемии. URL: https://fom.ru/TSennosti/14393

3. Испытавших стресс на самоизоляции россиян предупредили о последствиях. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://lenta.ru/news/2020/06/12/izolation/

4. Лекция 3. Основные социологические концепции. URL: https://ppt-online.org/555580

5. Не прошли проверку: почему люди разводятся после карантина. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.gazeta.ru/lifestyle/style/2020/08/a_13211467.shtml

6. Опрос: Школьники "на удаленке" стали больше уставать. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rg.ru/2020/04/13/opros-shkolniki-na-udalenke-stali-bolshe-ustavat.html

7. Понятие, виды и теории стресса. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://studme.org/148227/psihologiya/ponyatie_vidy_teorii_stressa

8. Российский врач рассказал о влиянии стресса на коронавирус. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://lenta.ru/news/2020/10/12/coronastress/

9. Социология Эмиля Дюркгейма. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.grandars.ru/college/sociologiya/sociologiya-dyurkgeyma.html

10. Стресс, тревога, изоляция: как пандемия повлияла на работников. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://econs.online/articles/ekonomika/stress-trevoga-izolyatsiya-kak-pandemiya-povliyala-na-rabotnikov/

11. Тревога, стресс и одиночество: влияние COVID-19 на работу. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.ipsos.com/ru-ru/covid-19-pandemics-impact-workers-lives

12. Управление персоналом. Словарь-справочник. Организационный стресс. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://psyfactor.org/personal/personal14-06.htm

13. Философия религии и социологическая традиция: Э. Дюркгейм и М. Вебер. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://studme.org/225626/religiovedenie/filosofiya_religii_sotsiologicheskaya_traditsiya_dyurkgeym

veber#879

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.